Home » Формирование функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности

Что такое функциональная грамотность и зачем она нужна?

Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.

Термин «грамотность», введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом.

Социологический словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:

1) направленность на решение бытовых проблем;

2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;

3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;

4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;

5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.

Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту. 

Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:

— Математическую

— Финансовую

— Естественнонаучную

— Глобальные компетенции

— Читательскую 

— Критическое мышление

— Функциональное чтение

Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками: Поиск информации Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении. Применение информации для решения своих задач. Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.

Глобальные компетенции Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы: Насколько выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное и иные (социальное, гендерное) разнообразие в условиях глобализации? Как ученики воспринимают новости глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур? Какие подходы к обучению в области разнообразия и взаимодействия культуры и глобализации уже используются в школе? Какие могут быть использованы? Какие подходы используются для организации совместной работы школьников – представителей разных культур? Основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие.

 Креативное мышление Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

Вебинары по формированию функциональной грамотности

Мероприятия (семинары, вебинары, консультации) по вопросам формирования функциональной грамотности 4.10.2021 – 9.10.2021

Формирование  функциональной грамотности школьников для участия в исследованиях по оценке качества образования: https://www.youtube.com/watch?v=6z0ToE8uslI

Функциональная грамотность: формирование метапредметных результатов на уроках математики: https://www.youtube.com/watch?v=uXVU9BPbMyQ

Формирование математической грамотности у обучающихся: https://kipk.ru/deyatelnost/webinars/webinars/2504-формирование-математической-грамотности-учащихся»-тема-«понятие-математической-грамотности-контекстные-задания»#материалы

Функциональная грамотность. Работа с текстом на уроках математики: https://www.youtube.com/watch?v=oPNa_2UG_9U

Функциональная грамотность. Работа с текстом на уроках алгебры: https://www.youtube.com/watch?v=Sc57fZCAGIk

Формируем естественнонаучную грамотность: https://www.youtube.com/watch?v=5Liq3v9-Iyc

Креативное мышление и глобальные компетенции на уроках физики в основной школе: https://www.youtube.com/watch?v=OmidEw4adtw

Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе: https://www.youtube.com/watch?v=PrBzqR380hM

Формирование финансовой грамотности школьников: https://fmc.hse.ru/vebinar

Как можно развивать глобальные компетенции на уроках обществознания: https://www.youtube.com/watch?v=QiT5lTVvAKc