Ахилл (Ахиллес), величайший греческий герой в троянской войне. Характеристика героев по произведению «Иллиада» Гомера Описание ахиллеса

Ахилл (Ахиллес) – главный герой поэмы, суровый и неумолимый воин. В ответ на оскорбление, которое нанес ему Агамемнон, верховный вождь и предводитель войска ахейцев, в течение 10 лет осаждавших Трою, А. отказывается от участия в войне. Из-за этого ахейцы терпят одно поражение за другим. Но когда вождь троянцев Гектор убивает друга А. Патрокла, А. забывает о своей обиде и примиряется с Агамемноном. Могучий А., которому покровительствует богиня Афина, показывает на поле боя чудеса храбрости и убивает в поединке Гектора, смерть которого знаменует

окончательное поражение троянцев. Образ А. носит типичные черты мифологического эпического героя, мужественного воителя, в системе ценностей которого самое главное – воинская честь. Гордый, вспыльчивый и самолюбивый, он участвует в войне не столько ради того, чтобы вернуть царю Спарты Менелаю его жену Елену, похищенную Парисом (это и стало поводом войны с Троей), сколько ради прославления своего имени. А. жаждет все новых и новых подвигов, которые упрочат его славу непобедимого ратника. Смысл своей жизни он видит в том, чтобы постоянно рисковать жизнью. А. презирает спокойную жизнь у домашнего очага и предпочитает безмятежной старости смерть в бою.


(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)

Другие работы по этой теме:

  1. Парис – сын Приама, царя Трои, брат Гектора. П. в “Илиаде” – хвастливый, праздный и беспечный красавец, который, вероломно нарушив законы гостеприимства, похитил у Менелая...
  2. Гектор – сын Приама, предводитель троянского войска. Как и Ахилл, Г. во всех своих поступках руководствуется воинской честью, но если Ахилл ценит ее ради нее...
  3. Елена – наделенная необыкновенной красотой дочь верховного бога Зевса и смертной женщины Леды, жена Менелая, похищенная сыном царя Трои Парисом. Из всех персонажей “Илиады” Е....
  4. Терсит (иначе Ферсит) – персонаж “Илиады”, греческий воин. Т. появляется лишь однажды, во 2-й песне поэмы (стихи), где в момент испытания Агамемноном греческого войска он...
  5. Андромаха – жена Гектора. А. появляется в 6-й песне, описывающей встречу с ней вернувшегося с битвы в город Гектора. А. умоляет его остаться в Трое,...
  6. Нестор – персонаж “Илиады” и “Одиссеи”, царь Пилоса. В поэмах Н. предстает как умудренный годами старец, чья основная задача – помогать советами более молодым героям....
  7. Электра – персонаж трагедий “Электра” и “Орест”. В трагедии “Электра” Э. выдана Эгисфом и Клитемнестрой замуж за бедного крестьянина. Однако этот брак остается фиктивным, так...
  8. 1) Особенности жанра произведения. “Илиада” Гомера относится к жанру эпической поэмы, хотя произведение сохранило следы устной народной поэзии. 2) Тематика и проблематика произведения. Основная тема...

Гектор. Главный соперник великого героя, поэтому сам должен быть велик. Гектор защищает свою родину, землю. Обаятельный образ человека. Высокий уровень ответственности. Вообще-то Гектор – противник троянский войны. Он хочет спасти свой город. Сторонник мирного разрешеня конфликта – предлагает оплатить военные издержки, вернуть грекам Елену и сокровища.

Но враждебные, злые силы тешат свое самолюбие и мешают Гектору. Каждый день герой бесстрашно идет в бой. Приам стар, Парис изнежен. Гектонр сражается с Диомедом и с Аяксом.

Гектор разбивает камнем ворота греческого лагеря, поджигает корабли, вступает в борьбу с Патроклом.

Связан с мирной жизнью. Радость бытия – любовь к сыну и Андромахе. Самая, пожалуй, лирическая сцена «Илиады» - свидание Гектора с Андромахой. Андромаха из соседнего племени, всех ее родных убил Ахиллес. Молит супруга не уезжать. Но Г не может прятаться в стенах Трои, для него защита города – долг, а прятаться стыдно. Свидание Гектора с сыном – тонкая психологическая сцена.

Добр. Елена никогда не услышала от него злого слова, больше всего его ценит.

Но, в отличие от Ахилла, Гектор – обычный человек. Тело Ахилла не может поразить рука смертного. В единоборстве сталкиваются неравные силы, демон и человек. Сцена, поражающая внутренним состоянием человека, потому что литра тогда еще была неразвита для изображения внутреннего мира. Психологизм выражается с помощью поступком – сердце Гектора заражается страхом. Причем только Зевс решает, кто победит, а Афина помогает Ахиллу.

Жестокость Ахиллеса – Гектор просит его похоронить, одать тело, а «герой» издевается над трупом.

Гомер утверждает образом Гектора, что всем людям суждено страдать от насилия.

Сильные не задумываются над убийством. На любую силу найдется большая сила. Идея возмездия злоупотребляющему силой – идея всей гр. Лит-ры.

Справедливости и любви нет места на поле битвы.

Гектор противопоставлен Ахиллесу.

Ахиллес – богоравный и богоподобный. Без его участия не может пасть Троя. Идеал воина героического эпоса. Одним своим свирепым видом отгоняет троянцев от тела патрокла и, мстя, убиавает столько врагов, что вода в реке превразается в кровь. Кровожаден, не знает милосердия и доброты. В этом же бою убивает 12 сыновей Приама. «Из мыслей изгнал справеджливость». Убивает множество пленников на могиле Патрокла. Индивидуализм и обостренное самолюбие, обидчивость.

Только гибель друга сподвигает Ахиллеса сражаться. Холодность и страстность, сентиментальность и кровожадность, - Ахилл мечтает только о личной славе и ради этого готов отдать свою жизнь.

Герой Трои. Если имя Ахилла открывает поэму, имя Гектора её заканчивает. «Так погребли они конеборного Гектора тело».

Характер Гектора поражает своей глубокой принципиальностью, для него самым важным является сражаться за родину и за свой народ. При всей своей религиозности, которую Гомер подчеркивает у него не раз, он предпочитает военные подвиги. Он не боится признавать своих военных ошибок и покрывает их своим героизмом.

Пылая страстью к военным подвигам, он, вопреки советам старших, выставил свои войска против Ахилла и не увел их в Трою, хотя его собственная гибель и гибель множества троянцев была очевидна. Сознание своего долга, стыд перед соотечественниками в случае своей измены, привычка сражаться в первых рядах, - эти мысли приходят ему даже при расставании с Андромахой (он пылко любит её, но долг для него превыше всего).

При появлении великолепно вооруженного Аякса у Гектора дрожит сердце. Но у него не возникает и мысли о том, чтобы уклониться от боя или вести бой каким-нибудь нечестным способом, не нападая открыто и благородно. Ранение в шею и в колени не только его не останавливает, но и раззадоривает еще больше. Однако при всем своем героизме и при всей своей принципиальности Гектор изображен у Гомера со всеми психологическими слабостями, колебаниями и неуверенностью. Гектор думает, что ничего не стоит захватить золотой щит Нестора и пестрый панцирь Диомеда, сделанный самим Гефестом. Но,конечно, из этого ничего не выходит.

Он настолько уверен в своей победе над ахейцами, что готов сравнивать себя с Аполлоном и Афиной Палладой, хотя сам прерасно знает, что должны погибнуть не ахейцы, но Троя. Странно, что завидевши Ахилла он вдруг стал убегать так, что трижды оббегает трою (внутренние колебания). Трагедия Гектора ужасна. Встретившись с Ахиллом после погони, он нисколько не теряется и мужественно вступает в поединок. Однако он очень быстро убеждается в том, что его обманула Афина Паллада и что его оставил одного Дефиоб, в образе которого и являлась богиня. Впрочем, еще раньше Гомер возвещает: "Гектора ж гибельный рок оковал, и остался один он там же, близ Скейских ворот, перед крепкой стеной городскою." Он, всегда так надеявшийся на богов, убеждается теперь в их коварстве и вероломстве и произносит слова, которые полны одновременно мужества и отчаяния:

Горе мне! К смерти, как вижу я, боги меня призывают!

Я полагал, что герой Деифоб близ меня находился,

Он же внутри, за стеной, а меня обманула Афина!

Близко теперь предо мною зловещая смерть, недалеко!

Но если судьба Гектора трогательна, то его конец наполнен жалостью и состраданием. Просьба, направленная к озверевшему противнику о том, чтобы его, Гектора, не отдавать после смерти псам на съеденье, но похоронить по обычаям старины, и затем девятидневное надругательство Ахилла над трупом Гектора.

Итак, Гектор у Гомера: беззаветно своему народу его вождь, пламенный патриот и бесстрашный солдат, наивный, нерешительный и не всегда удачливый полководец, излишне самонадеянный, хвастливый человек, нежнейший семьянин, герой, знающий свое роковое предназначение и тем не менее открыто идущий в бой, волевой и обреченный, обманутый богами, жалкая и скорбная жертва неприятельского зверства и человек, потерявший решительно все: и родину, и семью, и собственную жизнь.

В первой стадии своей трагедии, когда он находится в ссоре с Агамемноном, он ведет себя довольно пассивно. Его действие тут главным образом "гнев" против своего оскорбителя (...Гнев, богиня, воспой Ахиллеса...). В первой строке становится ясно, о чём пойдёт повествование. Первые 17 глав А. не участвовал в сражениях из-за обиды, «гнева».

Образ сильного, неуязвимого (рассказать легенду) человека, героя. В Ахилле прежде всего с самого начала - огромная разрушающая сила, звериная месть, жажда крови и жестокость. (Привязал тело Гектора к лошадям - жестокоть. Но, видимо, традиция). Но, с другой стороны, весь смысл этой крови, этого зверства заключается в дружбе с Патроклом, из-за которого он и затевает всю эту бойню. Образ любимого друга живет вместе с звериной яростью и бесчеловечностью. Для Ахилла весьма характерно, например, что после появления рва в диком и свирепом виде и после паники, вызванной у его врагов его страшным криком, он проливает "горячие слезы" над трупом своего верного товарища. Кроме того, Ахиллу у Гомера вообще свойственны мягкие и нежные черты, которые нельзя забывать при его характеристике. Он благочестив и часто обращается к богам (возлияние и моление Зевсу за вступающего в бой Патрокла),он сдержан, например,когда имеет дело с вестниками Агамемнона,считая их совершенно ни в чем не повинными, его поражает начавшийся на греческих кораблях пожар, он любящий сын, часто обращающийся к своей матери и около нее плачущий, как, например, после оскорбления, полученного от Агамемнона или после извещения о смерти Патрокла. Эта антитеза - самая характерная особенность Ахилла. С одной стороны, он гневлив, вспыльчив, злопамятен, беспощаден на войне,это - зверь,а не человек, так что Патрокл вполне прав, говоря ему

Сердцем жесток ты. Отец тебе был не Пелей конеборец,

Мать - не Фетида богиня. Рожден ты сверкающим морем.

Твердой скалою, - от них у тебя жестокое сердце.

Однако вот как он реагирует на гибель своего друга:

Черное облако скорби покрыло Пелеева сына.

В горсти руками обеими взяв закоптелого пепла,

Голову им он посыпал, прерасный свой вид безобразя.

Весь благовонный хитон свой испачкал он черной золою,

Сам же,-большой,на пространстве большом растянувшись,-лежал он

В серой пыли и терзал себе волосы, их безобразя.

Эта антитеза сурового бойца и нежного сердца - основное, что мы находим у Ахиллеса.

В опыте Ахилла совпадает веление рока и собственное бушевание жизни. Он знает, что ему не вернуться из-под Трои, и тем не менее, предпринимает сложный и опасный поход. Перед решительным боем кони предсказывают ему близкую кончину,назначенную роком, но это его нисколько не останавливает:

Что ты, Ксанф, пророчишь мне смерть? Не твоя забота!

Знаю я сам хорошо, что судьбой суждено мне погибнуть

Здесь, далеко от отца и от матери. Но не сойду я

С боя, доколе войны не вкусят троянцы досыта!

У Ахилла тайное знание, тайное видение своей судьбы.

Ахилл - это герой древнегреческой мифологии, более всего известный по эпизоду участия в Про этого персонажа писал Гомер в своей «Иллиаде». И хотя «Иллиада» считается эпическим произведением, описывающим войну против Трои, по сути, это рассказ о ссоре Ахилла с Именно она привела к событиям, решившим исход десятилетней осады города.

Происхождение Ахилла

Ахилл был героем. Причём изначально даже не благодаря своим поступкам. Просто героическая судьба Ахилла была предначертана уже при рождении. Ведь согласно греческим мифам, отпрыск, появившийся вследствие связи бессмертных богов со смертными людьми, становился героем. Сам он не обладал бессмертием, однако, мог рассчитывать на покровительство небесных родичей и, как правило, обладал выдающимися способностями, преимущественно - боевыми.

Матерью Ахилла была морская нимфа Фетида, а отцом - Пелей, который царствовал над мирмидонянами. Поэтому нередко в «Илиаде» героя называют Пелид (что означает сын Пелея). Не совсем обычный брак между земным мужчиной и бессмертной нимфой также объясняется в мифах. Фетиду воспитывала Гера, и когда Зевс попытался соблазнить юную нимфу, та, в благодарность за заботу, которую проявляла к ней его законная супруга, отказала сладострастному олимпийцу. В наказание Зевс выдал Фетиду за смертного.

Ахилессова пята

Шло время и у Фетиды с Пелеем рождались дети. Чтобы проверить, бессмертные они или нет, Фетида опускала новорожденного в котёл с кипятком. Так погибли первые шесть сыновей. Седьмым был Ахилл. Это отец спас его от незавидной участи братьев, вовремя отобрав сына у жены. После этого Фетида бросает мужа и возвращается жить на дно моря. Но она продолжает внимательно следить за жизнью своего сына.

Согласно другому мифу, Фетида опустила маленького Ахилла в воды священного Стикса, текущего в царстве Аида. Это даровало ребёнку непобедимость. Только пятка - место, за которое крепко держала его мать, оставалось уязвимым. Отсюда происходит устойчивое выражение «ахиллесова пята», которое передаёт мысль о слабом месте человека.

После ухода жены Пелей отправляет маленького сына на воспитание к кентавру Хирону. Тот кормит его костным мозгом животных вместо материнского молока. Мальчик растёт и усердно постигает науку владения оружием. А по некоторым сведениям, и искусство врачевания.

В гостях у Ликомеда

Хирон, который, кроме всего прочего, обладал и даром предсказателя, сообщает Фетиде, что если её сын избежит участия в предстоящей троянской войне, то ему уготована долгая жизнь. Если же он отправится туда, греки победят, но погибнет Ахилл. Это побуждает Фетиду отправить сына на другой остров - Скирос, и скрыть его между дочерей царя Ликомеда. Для пущей безопасности Ахилл живёт там переодетый в женскую одежду.

Такое поведение кажется несколько необычным для героя, жаждущего бессмертной славы. Однако стоит помнить, что на тот момент юноше едва исполнилось пятнадцать лет. Это ко времени, описываемом Гомером в «Илиаде», Ахилл стал сформировавшимся опытным воином. Ведь осада неприступного города длилась двадцать лет. И всё это время греки не сидели без дела на месте. Они нападали на близлежащие города и разоряли их. А пока это был юноша. Смелый, но послушный указаниям своей божественной матери.

Встреча с Одиссеем

Тем временем цепь событий приводит к сбору войск на войну против Трои. Жрец Калхант объявляет, что если сын Пелея не будет участвовать в походе, греков ждёт сокрушительное поражение. Тогда ахейские вожди спешно снаряжают Одиссея и отправляют его за Ахиллом на остров Скирос.

Понимая, что идти против бессмертных небожителей грубой силой - себе дороже, Одиссей прибегает к хитрости. Он представляется обычным странствующим купцом и проникает во дворец Ликомеда. Разложив свои товары перед дочерями царя, Одиссей кладёт среди драгоценностей и богато украшенное оружие.

В назначенный момент, люди Одиссея по его приказу подали сигнал тревоги. Все девушки бросились врассыпную, не растерялся лишь Ахилл. Это его и выдало. Юноша схватил оружие и побежал навстречу мнимым врагам. Рассекреченный Одиссеем, Ахилл соглашается присоединиться к ратному походу и берёт с собой любимого друга Патрокла, с которым они выросли вместе.

Жертвоприношение Ифигении

И вот огромный греческий флот, в составе которого теперь и отряд мирмидонцев на пятидесяти боевых кораблях под предводительством Ахилла, выдвигается на Трою. Во всех разворачивающихся событиях участвуют и бессмертные обитатели Олимпа. Причём часть из них поддерживает троянцев, а часть выступает на стороне греков. Вследствие очередных каверз богов поддерживающих защитников Трои, греческий флот, обездвиженный отсутствием попутного ветра, стоит у берегов острова Авлида.

Калхант произносит очередное предсказание: попутный ветер подует, только если Агамемнон, предводитель греческого войска, затеявший поход против Трои, принесет в жертву свою дочь Ифигению. Отца это не смутило. Проблему он усмотрел лишь в том, как же доставить девушку на остров? Поэтому к Ифигении шлют гонцов с сообщением о том, что она отдана в жёны Ахиллу и для бракосочетания должна приехать на Авлиду. Описание портрета Ахилла, героя древнегреческой мифологии, не оставляет её равнодушной и девушка прибывает на остров для венчания. Вместо этого она попадает прямиком на жертвенник.

Одна из версий этой истории утверждает, что сам Ахилл ничего не знал о коварном плане. А когда узнал, то с оружием в руках бросился защищать обманутую царевну. Но более ранние мифы повествуют о том, что сын Пелея не проявлял никакой сентиментальности, потому что сам рвался побыстрее отплыть к Трое. А если боги требуют жертв, то кто станет с ними спорить? Справедливости ради стоит отметить, что Ифигения всё-таки была спасена. Правда, не героем, а самой которая заменила девушку ланью.

Встреча с амазонкой

Но как бы то ни было, жертва была зачтена, и греки благополучно прибыли к Трое. Так началась долгая осада неприступного города. Как уже упоминалось, Ахилл не сидел сложа руки. Он прославился уже в самом начале войны, одерживая одну за другой славные победы над окружающими Трою городами и близлежащими островами. Согласно сын Приама, убитый Ахиллом впоследствии, не встречался за это время с дерзким и удачливым захватчиком. А Ахилл продолжал оттачивать своё мастерство владения оружием.

В одном из очередных набегов Ахилл вступает в схватку с царицей амазонок Пентиселией, которая в то время скрывалась на материке от мести соплеменниц. После нелёгкой борьбы герой убивает царицу и, поддев концом копья шлем, который скрывал всё верхнюю часть лица, сбрасывает его с женщины. Поражённый её красотой, герой влюбляется в неё.

Рядом находится один из греческих воинов - Терсит. Согласно нелестным описаниям Гомера, весьма неприятный субъект. Он обвиняет Ахилла в вожделении к мёртвой и выкалывает ей копьём глаза. Недолго думая, Ахилл разворачивается и одним ударом в челюсть убивает Терсита.

Брисеида и Хрисеида

Ещё в одном походе греки захватывают Брисеиду, которую оставляет себе в качестве наложницы Ахилл. В мифологии описывается, что молодая женщина совсем не тяготится своим положением. Напротив, она всегда любящая и нежная.

В это время Агамемнон также наслаждается плодами набегов. Среди прочего ему, в качестве доли добычи, преподносят прекрасную девушку Хрисеиду. Но в лагерь приходит её отец, умоляя позволить выкупить дочь. Агамемнон насмехается над ним и с позором выгоняет. Тогда безутешный отец взмолился о помощи к Аполлону и тот насылает на греков эпидемию. Всё тот же прорицатель Калхант объясняет причину несчастий и говорит, что девушку надо отпустить. Его горячо поддерживает Ахилл. Но Агамемнон не хочет уступать. Страсти накаляются.

Раздор с Агамемноном

В конце концов Хрисеиду всё-таки отпускают. Однако мстительный Агамемнон, затаив злобу, решает отомстить Ахиллу. Поэтому, в качестве компенсации, он отбирает у него Брисеиду. Взбешённый герой, отказывается продолжать принимать участие в войне. С этого момента, события начинают стремительно развиваться, как описывает это Илиада. Поединок Ахилла и Гектора неумолимо приближается. Как и трагическая развязка, к которой он приведёт.

Бездействие Ахилла

Греки терпят поражение за поражением. Но оскорблённый Ахилл, не поддаётся ничьим уговорам и продолжает бездействовать. Но однажды защитники Трои оттеснили противников к самому берегу. Тогда, вняв уговорам своего друга Патрокла, Ахилл соглашается, чтобы тот повёл мирмидонцев в бой. Патрокл просит разрешения взять доспехи друга и получает их. В последующей битве Гектор - троянский царевич, приняв Патрокла в доспехах Ахилла за знаменитого героя, убивает его. Это провоцирует поединок Ахилла и Гектора.

Поединок с Гектором

Узнав о смерти Патрокла, убитый горем Ахилл намеревается жестоко отомстить. Он бросается в битву и сметает одного за другим всех могучих воинов. Характеристика Ахилла, которую даёт ему в этом эпизоде Гомер, является апогеем всей жизни героя. Это был момент бессмертной славы, о которой он так мечтал. В одиночку обращает он врагов вспять и гонит их до самых стен Трои.

В ужасе троянцы скрываются за крепкими стенами города. Все кроме одного. Благородный Гектор единственный, кто решает дать отпор сыну Пелея. Но даже этот закалённый в боях воин приходит в ужас при приближении своего неистового врага и обращается в бегство. Трижды обогнули Ахилл и Гектор Трою, прежде чем встретились в смертельной битве. Не смог устоять царевич и пал, пронзенный копьем Ахилла. Привязав труп к своей колеснице, волоком оттащил тело Гектора в свой лагерь Ахилл. И только неподдельная скорбь и смирение безутешного отца Гектора, царя Приама, который пришёл к нему в лагерь безоружным, смягчили сердце победителя, и он согласился вернуть тело. Впрочем, Ахилл принял выкуп - золота столько, сколько весил царевич Трои Гектор.

Смерть героя

Сам Ахилл погибает во время захвата Трои. И тут не обходится без вмешательства богов. Аполлон, которому претит непочтительность к нему простого смертного, незримо направляет стрелу, выпущенную Парисом, младшим братом Гектора. Стрела вонзается в пятку герою - его единственное слабое место - и оказывается смертельной. Но и умирая, продолжает поражать Ахилл ещё немало троянцев. Его тело выносит из гущи битвы Аякс. Хоронили Ахилла со всеми почестями, а кости его сложили в золотую урну вместе с костями Патрокла.

АХИЛЛЕС — центральная фигура произведения, олицетво­рение воинской доблести, мужества и твердости. Предводитель ахейцев, которые 10 лет вели осаду Трои, Агамемнон наносит Ахиллесу оскорбление, из-за кото­рого тот отказывается сражаться на стороне ахейцев. Это ведет к многочисленным поражениям их войска. Однако, когда от руки Гектора погибает друг Ахиллеса Патрокл, Ахиллес прощает обиду и примиряется с Агамемноном. Доблестный АХИЛЛЕС находится под покровительством боги­ни Афины, в бою совершает подвиг за подвигом и наконец, убивает Гектора, чем предопределяет оконча­тельную победу ахейцев. Ахиллес — типичный мифологиче­ский эпический герой, отважный воин, для которого пет ничего важнее воинской доблести, чести и гордос­ти Он воюет на стороне ахейцев не столько, чтобы вернуть спартанскому царю Менелаю его жену Клену, которую похитил Парис, что и послужило причиной войны, сколько стремится добыть себе бессмертную славу воителя. Свою жизнь он представляет как не прерывную цепочку подвигов на поле боя. Домашнему уюту и покою, безмятежной жизни он предпочитает постоянный риск и славную смерть на поле брани

Характеристика героев по произведению «Иллиада» Гомера | АХИЛЛ


На этой странице искали:

  • кузен ахилла
  • характеристика ахилла
  • характеристика ахиллеса
  • ахілл характеристика

Раскрытие истинного портрета героя Ахиллеса гомеровской "Илиады". Что сам Гомер думал об Ахилле? Материал публиковался за рубежом (США).

Гомер. Илиада. Ахиллес - антигерой

Александр Сальников


Странности «Илиады» и её главного героя


«Гнев, о, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!

Гнев неуёмный его много бедствий ахеянам сделал…»

(Гомер, «Илиада», песнь 1-я, начало)

Поэма о славе


«Илиада», одна из величайших поэм древности, до сих пор таит в себе много загадок. И самая большая из них - её главный герой Ахиллес.

Ахиллесом восхищались многие века. Как мы знаем из истории, сам Александр Македонский мечтал о славе Ахиллеса. И получил ещё большую славу. Восхищаются Ахиллесом и сегодня. И это не удивительно. Ведь герои притягивают к себе, манят, как сказочная мечта. Вот о геройстве мне и хотелось бы поговорить сейчас, вспоминая Ахиллеса.

Казалось бы, Троя разрушена, чего же ещё? Известно, что победителей не судят. Всё это так, но остаются вопросы, которые не дают смириться с существующим положением вещей.

Симона Вейль называет «Илиаду» «поэмой о Силе». Мне кажется, тут Симона Вейль ошибается. «Илиада» не поэма о силе. Если мы проанализируем все поединки героев, то увидим, что силу в «Илиаде» героям дают боги по своему усмотрению и совершенно произвольно. Об этом неоднократно упоминается в поэме. И, кажется, с этим соглашается сама С. Вейль.

Боги в «Илиаде» выступают как равноправные герои, и сила распределена между ними иерархически. У богов она неизменна. У людей - произвольна. Гомер пишет о том, что бог может и у сильного отнять силу, и слабого сделать сильным. Сила в поэме переходит от одного героя к другому по воле богов. Как же можно назвать героя сильным, если он сильный только тогда, когда боги дадут ему силу? Мы видим даже, как Ахиллеса, который считается сильнейшим среди героев обеих армий, боги то и дело наполняют силой, когда это им кажется необходимым.

Сила в поэме не является определяющим фактором, она не ведёт за собой героев, она не решает их судьбу. Нет, «Илиада» - поэма не о силе; скорее, это поэма о славе и героизме. О той славе, которая может не только возвеличить, но и погубить. О славе, которая постоянно готова ускользнуть. О славе, как об идее фикс, которая толкает на страшные поступки, граничащие с преступлением, с безумством.

Мы видим, что герои «Илиады» вспоминают о славе перед каждым боем. Что же касается Ахиллеса, то слава для него стала камнем преткновения, его верой, его иконой, той самой идеей фикс, ради которой он отдал не только свою жизнь, но и свою душу, жизнь своего любимого друга, и жизни сотен однополчан. Воистину, дорогая цена даже для вечной славы.

Если вы считаете, что тут я слишком преувеличиваю, то позвольте мне, основываясь на текстах поэмы, разъяснить и защитить свою позицию. Для объективной характеристики Ахиллеса я буду апеллировать только текстами «Илиады», выбирая те моменты, когда он сам принимает решения, без помощи богов. И в противовес этому покажу те его действия, которые следуют после внушения или разговора с богами. Что же касается боевых подвигов Ахиллеса, то вы увидите, что непосредственной заслуги самого героя в них не так уж и много. Вот что говорят боги в поэме:


«Небо оставили мы! Все желали участвовать сами

Нынче в боях, чтоб Пелид не терпел от троян поражений!».


Когда героя охраняют боги, и он знает это, много ли заслуги в его доблести? Не выйдет ли так и слабый воин один против тысячи врагов?

Впрочем, давайте всё по порядку.

О чьей славе повествует «Илиада»?


Мы заем, что в «Илиаде» описан пятьдесят один день последнего года Троянской войны. Но это не последние дни войны. Что же происходит за это время? Возьмём лишь те эпизоды, которые являются решающими. Сначала мы видим, что Ахиллес ссорится с Агамемноном и отказывается воевать, потом гибнет Патрокл, потом Ахиллес и Агамемнон мирятся. Потом гибнет Гектор.

Сам Ахиллес жив, здоров. Троя как стояла, так и стоит. И война идёт своим чередом. Получается какой-то странный сюжет! Почему же Гомер описывает именно эти пятьдесят дней? Многие, опираясь на первые две строки поэмы, с уверенностью скажут, что в поэме описан гнев Ахиллеса. Действительно, Гомер в самом начале обращается к музе с просьбой воспеть гнев Ахиллеса. Но на протяжении поэмы мы видим, что Гомер обращается к музам неоднократно. То он просит их «воспеть» вождей, когда перечисляет ахейские корабли; то перед описанием боёв просит «воспеть», кто из героев кого сразил первым.

Да, Гомер начинает поэму с просьбы воспеть гнев Ахиллеса. Но о гневе ли повествует «Илиада»? Мы знаем, что гнев Ахиллеса (тот самый гнев, который указан вначале, и который принёс ахейцам так много бедствий) проходит задолго до конца повествования. Если бы «Илиада» была создана только для того, чтобы воспеть этот гнев, то её вполне можно было бы закончить на том месте, когда Агамемнон и Ахиллес мирятся, и Ахиллес над убитым другом клянётся отомстить троянцам. Ведь если бы главной темой поэмы был гнев, то фабула поэмы была бы следующей. Вот Агамемнон ссорится с Ахиллесом из-за рабыни. Потом Ахиллес отказывается воевать. Вскоре Агамемнон понимает, что без Ахиллеса его армия может погибнуть, и идёт на примирение. Но Ахиллес упорствует в своём гневе, из-за чего гибнет в бою его лучший друг Патрокл. Эта смерть заставляет Ахиллеса забыть о гневе, примириться с Агамемноном и вспомнить о врагах. Всё! Конец «Илиады». Вполне законченное произведение. 19-я песнь под названием «Отречение от гнева», вполне могла бы быть последней.

Но нет, «Илиада» на этом не заканчивается. После 19-й песни следует ещё пять. И, казалось бы, совсем неожиданно поэма заканчивается на погребении Гектора, а не на разрушении Илиона (Трои). У многих читателей «Илиады» возникает мысль, что поэма заканчивается как-то неправильно, словно обрывается. На это указывал и Л. Клейн, и многие другие исследователи «Илиады». В самом деле, получается, что весь подвиг Ахиллеса состоит лишь в том, что он убил Гектора, хотя само по себе это убийство никак не повлияло даже на исход войны. Троя в «Илиаде» остаётся непокорённой. В чём же тут дело?

По большому счёту, мы понимаем, что в «Илиаде» описаны всего только три значимых события: ссора Ахиллеса с Агамемноном, гибель Патрокла и гибель Гектора. И если гибель Патрокла оправдана тем, что она утихомиривает гнев Ахиллеса и примиряет его с Агамемноном, как указано выше, то для чего же нужна гибель Гектора? Почему она так подробно описана вплоть до выкупа и погребения героя? И почему Гомер ничего не рассказывает нам о гибели Ахиллеса и завоевании Трои? Ведь, читая «Илиаду», из многочисленных намёков мы понимаем, что Троя всё равно будет побеждена. Так почему же поэма обрывается на погребении Гектора?

Поневоле начинаешь задаваться вопросом: а о гневе ли Ахиллеса повествует «Илиада»? Так и кажется, что идея о том, будто главная тема «Илиады» - это гнев Ахиллеса, терпит фиаско. Конечно, гнев в поэме присутствует, но лишь как толчок к повествованию, как декорация, на фоне которой разворачиваются события. Сама же поэма повествует совсем о другом.

И тут я задам ещё более шокирующий вопрос: а является ли Ахиллес главным героем «Илиады»?

Не спешите кидать в меня камни! Взвесьте сначала аргументы, которые будут приведены ниже. Я понимаю, что мои критики будут настаивать на том, что в начале-то Гомер всё-таки говорит именно об Ахиллесе, значит этим он, якобы, и показывает, кто главный герой поэмы! Но разве главный герой обязательно должен выступать в самом начале произведения? Вовсе нет. Вполне возможно, что у Гомера это всего лишь литературный приём для завязки повествования.

А для большей убедительности давайте начнём обсуждать поэму не с первых её строк, а чуть выше, с её названия, и зададимся следующим вопросом. Почему поэма названа именно «Илиадой»? Ведь это тоже одна из загадок поэмы, на которую мало кто обращает внимания. Но название не может быть случайным. Есть на этот счёт определённые правила и элементарная логика. Мы видим, что ни одна песня (глава) поэмы не имеет случайного названия. Например, вполне ясная логика прослеживается, когда в названиях используются имена личные. Так, в «Илиаде» мы видим две песни, одна из которых называется «Долония» и повествует о троянском разведчике Долоне, а другая называется «Патроклия» и повествует о Патрокле. Кроме того, мы знаем, что у Гомера есть и другая поэма, которая не вызывает никаких споров, это «Одиссея». С ней всё предельно ясно: главный герой поэмы Одиссей, повествует поэма о его приключениях; поэтому и сама поэма названа именно «Одиссеей».

Но почему же в «Илиаде» все не так? Ведь, если считать, что её главным героем является Ахиллес с его гневом, то уж очень много возникает непонятностей и странностей. И начинаются они, как видим, уже с названия. Если главный герой Ахиллес, и поэма повествует о его подвигах, не логично ли предположить, что и сама поэма должна называться как-нибудь вроде «Ахиллеи», по типу «Одиссеи», или «Ахиллии», по типу «Долонии» и «Патроклии», или уж «Ахиллиадой», по типу «Илиады». Но поэма называется именно «Илиадой»! Почему?

Впрочем, это только начало странностей и загадок, которые задаёт нам «Илиада» Гомера. Итак, я предлагаю читателю внимательней присмотреться к самому Ахиллесу. Таким ли уж героем показал его Гомер в своей поэме?

Странности, рождающие мысли


Работая над переводом «Илиады», я заметил, что что-то не так с её главным героем. Что-то не то творится с Ахиллесом на протяжении всей поэмы. С первых же строк закрадывается смутное сомнение в том: положительным ли героем является Ахиллес? Мы уже говорили о первых строках поэмы. Давайте прочтём их ещё раз:


Гнев, о, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына!

Гнев неуёмный его много бедствий ахеянам сделал…


Уже тут у читателя возникает вопрос? Неужели поэма посвящена герою, который наделал «много бед»!? И кому же? Не своим врагам, не троянцам, с которыми воюет армия ахейцев, а своим же соотечественникам, ахейцам (ахеям, ахеянам)! Странно. Очень странно. Уже с первых слов поэма подготавливает нас к тому, что мы открываем повествование, по меньшей мере, о необычном герое, который принёс много бед своему же народу. Такого в истории литературы ещё не было, да и не будет больше никогда! Такова первая странность, которая сразу же бросается в глаза, и на которую трудно не обратить внимание.

Далее укажем ещё на одну странность, которая в «Илиаде» также выступает на видное место и хорошо заметна внимательному читателю. Во всей поэме Ахиллесу, как главному герою, отведено слишком мало места. Мы видим его в первой главе (песне), потом идёт лишь небольшое упоминание о нём в нескольких главах (песнях), потом мы встречаемся с ним уже в девятой главе, потом немного – в шестнадцатой, потом опять урывками, и, наконец, видим его «подвиги» в последних главах. Тут опять возникает вопрос: как же так? Ведь главные герои должны быть с нами на протяжении всего повествования. Возьмите хотя бы Гектора, основного противника Ахиллеса. Гектор показан почти во всех главах и со всех сторон. Показан подробно, со всеми его плюсами и минусами. Показан от начала и до конца, до самой гибели, до самого погребения. А вот повествование об Ахиллесе прерывается в «Илиаде» как-то внезапно. Из поэмы мы не можем узнать, что с ним было потом, и как он окончил свою жизнь.

Но вот вам ещё одна странность. Илиона (Трои) Ахиллес так и не рушит. И опять возникает вопрос: как же так? Главный герой, самый сильный из всех, пришёл воевать под Трою и не взял её! Весь его подвиг, повторюсь, заключается лишь в убийстве Гектора? В убийстве, которое, в принципе, ничего не решило, потому что не помогло даже завоевать Трою.

А вот и ещё одна странность «Илиады». Мы уже указывали на то, что в поэме описан пятьдесят один день последнего года Троянской войны. Но из всех этих пятидесяти дней, в течение которых происходит много битв между ахейцами и троянцами, сам Ахиллес воюет с врагами всего лишь один день! Не маловато ли для главного героя? И не слишком ли много странностей?

Что-то тут не так. Как-то не похож Ахиллес на главного героя эпической поэмы. Но кем же он тогда является? И кто является главным героем «Илиады»? Давайте, попробуем, не спеша, разобраться во всех этих вопросах.

Странности продолжаются


Лично для меня Ахиллес перестал быть героем, в традиционном понимании этого слова, уже с первой песни «Илиады»; тогда, когда он жалуется матери о своей обиде. Вот это место:


Сел у пучины седой, и, взирая на тёмное море,

Плача, он руки простёр, к своей матери горько взывая…



Так сокрушался Ахилл, и услышала мать неземная

Сына из бездны морской, из обители старца Нерея.

Быстро из пенистых волн, словно лёгкое облако, вышла

К милому сыну она, проливавшему горькие слёзы.


Говоря об Ахиллесе, мы должны особо учесть этот факт. Во всяком случае, у меня он вызвал, по меньшей мере, удивление. Только подумайте: ведь Ахиллес является единственным героем среди всех ахейцев, который пришёл на войну вместе со своей мамой! Как вам это?

И пусть Ахиллес не в прямом смысле идёт на войну с матерью, пусть он прибывает на кораблях со своей дружиной, как и другие вожди ахейского войска. Но стоит Ахиллесу заплакать, позвать мамочку, как мать Фетида тут же появляется перед сыночком. И это мы видим не только в первой песне:


Страшно ревел Ахиллес. И услышала вопль его горький

Мать в бездне моря, в дому у родителя, старца Нерея.



Так им сказав, дом отца покидает. За нею и сёстры

Плача выходят. Вокруг нереид расступаются с шумом

Волны морские. И вот, в плодоносную Трою примчавшись,

Тихо выходят они друг за другом на берег, где рядом

Плотно стоят корабли мирмидонян вокруг Ахиллеса.


Почему Гомер показывает нам это? Не для того ли, чтобы мы поняли, как был воспитан Ахиллес? Его повсюду опекает мать и тётки. Ведь если они прибегают на его плач во время войны, когда он уже здоровый и сильный детина, то не логично ли предположить, что раньше, когда он был юн, опека эта была ещё теснее?

Мало того, мы видим, что когда герой сильно страдает, мать дежурит возле него круглосуточно.


«Но, чтобы тело украсть, и не думайте! От Ахиллеса

Гектора тайно украсть невозможно: к нему мать Фетида

Ходит и ночью и днём, и заботой его окружает».


Грустный он тяжко стонал. А друзья его милые тут же

В хлопотах возле него суетились, готовили завтрак,

Ими заколот баран тут лежал, густорунный и крупный.

Села владычица мать рядом с сыном печальным, скорбящим;

Гладила тихо рукой, и ласкала…


Что это? Шутка? Издёвка? Или гомеровская сатира на героя? А в дополнение к этому можно отметить ещё один нюанс. Мы видим, что в «Илиаде» чаще всех плачет именно герой Ахиллес, «самый сильный и смелый» герой. Не потому ли Ахиллес так много плачет, что воспитан женщинами?

Но запомним себе тот факт, что Гомер показывает нам Ахиллеса, как единственного из героев Эллады, не потерявшего во время войны прямой связи с родными! Мать приходит по первому его зову. Странно, очень много странностей.

Странный поступок для того, кто называет себя героем


Итак, уже в начале поэмы мы видим, как Ахиллес при первой же нанесённой ему обиде, плачет, зовёт свою мать и жалуется ей на обидчиков. То есть, ведёт себя совсем не по-геройски, а как маленький взбалмошный ребёнок, маменькин сынок.

Но и это ещё не всё. В той же первой песне мы видим, что Ахиллес не только жалуется матери, но и просит её отомстить за нанесённую ему обиду. И отомстить страшно, ценою жизней многих ахейских героев.

С чем бы это можно было сравнить? Ну, допустим, во дворе играют дети богатых людей, мать одного из которых запросто вхожа в дом президента страны. И вдруг кто-то отнимает любимую игрушку у этого мальчика. И он бежит к маме и просит, чтобы она уговорила президента посадить всех его обидчиков в тюрьму! И мама выполняет просьбу сыночка.

Если кто-то думает, что это грубый пример, то спешу заявить, что он ещё слишком мягок. Ведь у Ахиллеса мать вхожа не к президенту, а к главному богу, к самому Зевсу! Да и просит он не посадить обидчиков в тюрьму, а отомстить кровью, смертью многих, даже тех, кто и вовсе не виноват в его ссоре с Агамемноном. Хотя, если сказать честно, то виноват в этой ссоре только сам Ахиллес. Но об этом подробнее мы скажем ниже.

Итак, Ахиллес понимает, что по его просьбе погибнут десятки и сотни его однополчан, что ахейская армия будет нести колоссальные потери. И он идёт на это, и даже всей душой жаждет этого. Я не знаю, как по-другому можно назвать этот «геройский» поступок, кроме как предательством.

Нам было бы странно даже допустить аналогию. Но всё же допустим, что маршал Жуков во время Великой Отечественной войны обидил какого-нибудь полководца, и тот в отместку вывел свой полк в тыл и перестал воевать с фашистами, в результате чего советская армия потерпела бы большие потери, и погибли бы многие советские солдаты. Как вам такой подвиг? Да его бы по законам военного времени просто расстреляли! И хотя по аналогии тут больше подходит пара Жуков - Сталин. Но она ещё более абсурдна.

Согласен, что эти сравнения хромают, потому что Ахиллес был такой же царь, как и Агамемнон, и они оба были представителями ахейского народа, Эллады. Но ведь, собираясь на войну, все ахейские цари дали клятвы и согласились с тем, что Агамемнон будет их верховным главнокомандующим. Так что при любых условиях поступок Ахиллеса трудно назвать как-то иначе, нежели предательством.

Медный истукан


В двадцатой песне есть одно место, которое для неподготовленного читателя тоже кажется несколько странным. Аполлон призывает Энея на битву с Ахиллесом. Эней отказывается и говорит, что Ахиллеса защищают боги. Далее Эней говорит следующее:


«… О, если б бессмертный

В битве нам равный исход присудил, - не легко б и Энея

Он одолел, хоть и горд Ахиллес тем, что весь он из меди!»


Интерес вызывает последняя строка «хоть и горд Ахиллес тем, что весь он из меди». Как это понимать? Не зная историю рождения Ахиллеса, можно подумать, что речь идёт о его медных доспехах. Но ведь в доспехах были и другие воины. Почему же Ахиллес гордится тем, что именно он «весь из меди»? И вот тут мы должны несколько отклониться от «Илиады» и обратиться к мифам о рождении Ахиллеса. Это нам даст новый штрих к описанию характера Ахиллеса.

Ранние мифы о рождении Ахиллеса упоминают печь Гефеста, куда Фетида клала сына, держа его за одну только пятку, желая сделать Ахиллеса неуязвимым, почти бессмертным. Другие мифы говорят о том, что Фетида, желая испытать, смертен её сын или бессмертен, хотела окунуть новорожденного Ахилла в кипящую воду, так же держа сына только за одну пятку, но Пелей, отец Ахиллеса, воспротивился этому. Более поздние мифы говорят о том, что Фетида, желая сделать Ахиллеса бессмертным, погрузила его в воды Стикса (по другой версии, - в огонь), так же держа его за одну пятку.

Как бы там ни было, но в результате таких экспериментов над родным сыном, Ахиллес стал неуязвим для оружия и болезней. Уязвимой у него осталась только одна пятка, за которую его держала мать, богиня Фетида. Отсюда, кстати, и идёт известное выражение «Ахиллесова пята», оно обозначает самое уязвимое, самое слабое место в ком-либо или в чём-либо. Нам здесь важно только одно: Ахиллес уже сам по себе был неуязвим, даже и без доспехов. И, судя по приведённому выше высказыванию Энея, о его неуязвимости знал не только он сам, но и многие другие. Именно поэтому Эней говорит, что Ахиллес «весь из меди», то есть - неуязвим. А о том, что Эней прекрасно осведомлён об истории Ахиллеса, мы сможем прочитать в следующих строках. Вот Эней говорит Ахиллесу:


«Знаем мы оба отцов и родов наших славных преданья,

Слышали много о них от людей мы в сказаниях древних;

Но вот в лицо ты моих, как и я твоих предков, - не знаем».


Итак, в «Илиаде» мы видим прямой намёк на миф о неуязвимости Ахиллеса. Этот факт нам тоже необходимо запомнить, чтобы лучше понять, каким именно героем показывает Гомер в «Илиаде» царя Ахиллеса.

Ещё одна странность Ахиллеса Пелида


Мы с вами едва отошли от первой песни «Илиады», а пьедестал под Ахиллесом уже пошатнулся. Но вот вам ещё одна странность. Она связана уже с прозвищем Ахиллеса. В истории Ахиллес запомнился как «быстроногий». В «Илиаде» радом с именем Ахиллес часто присутствует этот характерный эпитет. Но мы не сможем назвать ни одного героя «Илиады», которого бы догнал быстроногий Ахиллес! Что это? Очередная издёвка старика Гомера над главным героем?

Давайте поищем в тексте примеры. В 20-й песне мы читаем рассказ Энея о том, как на склонах горы Иды на него напал Ахиллес. И Эней едва убежал от него. Но убежал! В 21-й песне рассказывается о том, что Ахиллес погнался за Агенором, и тоже не смог догнать его. Это притом, что из 20-й же песни мы знаем, что они не самые быстрые троянские герои, так как самым быстрым был Полидор Приамид. Далее мы видим, что Ахиллес убегает от разгневанной реки Ксанф (Скамандр), и не может убежать от неё, она легко догоняет быстроногого Ахиллеса.

А самое удивительное представление в беге Гомер показывает нам, когда Ахиллес гонится за Гектором перед стенами Трои. Три круга делают герои. И что бы вы думали, догнал быстроногий Ахиллес Гектора? Нет, не догнал. Пока тот сам не остановился и не принял бой.

Вот вам и быстроногий Ахиллес. Похоже, что Гомер, скрывая прямые насмешки, решил изрядно посмеяться над Ахиллесом и показать нам в картинках все его «достоинства». Что ж, запомним и эту странность, и пойдём дальше изучать «великого» героя.

Движущая сила Ахиллеса


Давайте посмотрим, каков Ахиллес по другим своим поступкам. Может, в них он действительно истинный герой, и по ним мы больше узнаем об этом славном царе и воине. Из «Илиады» мы узнаём, что ещё в ранней юности мать Ахиллеса сказала ему о том, что он должен сделать выбор: либо прожить на родине долго и счастливо, либо идти на войну под Трою, прославиться на века, но там и погибнуть. Ахиллес заранее знал, что если пойдёт на войну, то домой уже не вернётся. Тем не менее, в юношеском пылу Ахиллес выбирает войну и вечную славу. Это очень важно для понимания характера героя и его дальнейших поступков.

Итак, Ахиллес прибыл вместе со всеми ахейцами на берег Троады. Он приехал сюда за великой славой. Но пока о нём известно лишь то, что он сын знаменитого Пелея. Собственных подвигов под Троей Ахиллес ещё не совершил, и называться славным или великим героем, он ещё не может. Давайте теперь посмотрим, какие перед ним стояли первостепенные задачи, чтобы достигнуть этой великой славы?

Во-вторых, он знает из предсказаний, которые поведала ему мать, и об этом указывается в поэме, что судьбой ему не дано разрушить саму Трою. То есть, идя на войну против Трои, Ахиллес заранее знал, что города ему не взять, что разрушителем Трои будет не он, а кто-то другой.

В-третьих, и это самое главное, он знает, что уже не вернётся с этой войны. Он знает, что ему суждено погибнуть под Троей.

Вот вам задачка с тремя известными. Прошу читателя особо запомнить эти три пункта, так как они важны для понимания не только характера и поведения Ахиллеса, но и для понимания характера всей Троянской войны. Эти три пункта откроют нам многие тайны «Илиады».

Теперь зададимся основным вопросом поэмы: почему ахейцы девять лет не могли одолеть Трои? И вот тут у нас возникает одно интересное предположение. Ахиллес - сильнейший из героев Эллады, знает, что Трои ему не взять. Так же он знает, что ему ещё нужно зарекомендовать себя сильнейшим и храбрейшим воином. Ведь к началу войны об этом знает только он сам. Так какая же ему была выгода в первый же год войны помогать ахейцам взять Трою?

Пусть сам Ахиллес Трою взять не мог по предсказанию, ему этого не дано свыше. Но он легко мог бы помочь кому-нибудь другому взять город. Ведь с его помощью Трою вполне мог бы взять кто-нибудь другой. Но тогда этот другой, а не Ахиллес получил бы великую славу. А сам Ахиллес погиб бы при штурме города.

И тут перед Ахиллесом возникает дилемма: помочь ли ахейцам сразу завоевать Трою и погибнуть, так и не прославившись, или сначала прославиться? Ответ очевиден. Ведь он и ехал на войну только за славой. За великой славой! Так стоило ли Ахиллесу рушить Трою до того, пока все (и свои, и враги) не признали бы, что это он является самым сильным и смелым воином?

Итак, мы, кажется, начинаем понимать, что Ахиллеса совсем не интересовала победа над Троей, его интересовала только личная слава и больше ничего. У него и в мыслях не было разрушать Трою. Он был озабочен только своей славой. Кроме того, Ахиллес знает, что домой он не вернётся. Какой же ему резон торопиться с разрушением Трои? Ведь чем быстрее ахейцы разрушат Трою, тем быстрей к Ахиллесу придёт гибель. Если бы Ахиллес не знал своей судьбы, то возможно, он разрушил бы Трою в первый же год войны. Вернее, помог бы её разрушить. А он вполне мог её разрушить, если бы не пророчество о смерти! И подтверждение этому мы находим в тексте. Вот что говорит Патроклу сам Ахиллес:


«О, Зевс Кронид, Аполлон и Афина Паллада! Когда бы

Трои сыны, что ни есть, и ахеяне, сколько ни есть их,

Все бы погибли в боях, только мы бы с тобою остались,

Мы и одни бы смогли разметать Трои гордые башни!»


Мы видим подтверждение этому и в словах Зевса, когда Зевс говорит Посейдону:


«Если б Ахилл и один на троян устремится, - минуты

В поле не выдержать им Эакидова бурного сына.

Трепет охватывал их при одном его виде и раньше;

Нынче ж, за друга когда он пылает ужаснейшим гневом,

Сам я боюсь, чтоб судьбе вопреки, не разрушил он Трои».


Итак, Ахиллес не рушит город! И мы теперь понимаем, почему. Он был единственным военачальником среди всего ахейского войска, которому не было никакой выгоды в разрушении Трои, так как он знал, что погибнет при штурме города. Именно Ахиллесу была выгодна затяжная, очень-очень долгая война. Чем дольше она тянется, тем дольше тянется жизнь Ахиллеса. И вот, мы приходим к страшному выводу: благодаря Ахиллесу, самому сильному и самому смелому ахейскому вождю, Троянская война длилась долгих десять лет!

Но Ахиллес должен был найти какое-то оправдание тому, что он никак не может взять Трою. И он находит это оправдание. В первой же песне поэмы мы видим это оправдание Ахиллеса, когда он говорит с Агамемноном:


Грозно взглянув на него, отвечал Ахиллес быстроногий:

«Царь, потерявший свой стыд! Ты мздолюбец с коварной душою!

Кто из ахеян твои повеления слушать захочет?

Кто, мне ответь, хоть сейчас и в поход, и в сражение смело?!

Предо мною ни в чём нет вины у троян конеборных.

Ни лошадей у меня, ни коров не украли трояне

В Фтии счастливой моей, многолюдной, обильной плодами;

Нив не топтали они, и не жгли урожаев. Просторы

Нас разделяли всегда гор, лесов и бескрайнего моря.

Честь Менелаю ища и тебе, человек псообразный!»