Функции причастных и деепричастных оборотов в русском языке. Роль причастия и деепричастия в тексте Проект роль причастий и деепричастий в речи

МБОУ Миллеровская СОШ

Предмет Русский язык (+ литература, музыка, живопись)

Тема: Роль причастий и деепричастий в текстах

Художественного стиля.

Класс: 6

Учебник: С.И. Львова Русский язык. 6 класс. В 3ч.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.Мнемозина, 2008г

Учитель Титаренко М.Ю.

Эпиграф: Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин

Цели:

  1. Расширить представления о номинальной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи. Сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм; предупреждать речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.
  2. Развивать речь, воображение, вызвать интерес к изучаемым языковым формам; углубить знание о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка, об особенностях текстов художественного стиля.
  3. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Общеучебные навыки : умение анализировать, обобщать; знание

Определений; умение работать с учебником.

Тип урока. Урок комплексного применения знаний (интегрированный);

Урок-закрепление.

Методы:

практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и письменные упражнения);

частично-поисковые.

Оборудование: компьютер, проектор,

Тексты для индивидуально-групповой работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Подготовка к активному и сознательному восприятию материала.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

Прочитайте тему урока и эпиграф к нему. (СЛАЙД 1)Как вы уже поняли, речь пойдет о причастии и деепричастии.

Давайте вспомним, что мы знаем о них (основные теоретические положения).

Перечитайте эпиграф. Озаряющие – что?

Насколько слова Пушкина подтверждают нашу мысль?

Определите цель нашего урока.

Расширить представления о выразительной, эмоциональной роли причастия и деепричастия в нашей речи.

III. Сообщение целей урока (СЛАЙД2).

IV. Усвоение знаний.

1.1 Лингвистический эксперимент. (слайд 3)

  • который.

При помощи глагольных форм создается динамика, напряженность действия, их последовательность.

1.2 А.С. Пушкин: «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, мы говорим: которая скачет, – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». (СЛАЙД 4)

Являются подтверждением или опровержением нашего вывода слова поэта?

2. Анализ художественного текста.

*****************


Ревом ревущих, рыком рычащих.





Сколько их в кущах – столько их в чащах,


В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
(В.Высоцкий.)


******************
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
(Д.Кедрин.)

3. Работа в паре

  • Рассмотрите картину К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» (СЛАЙД 5)
  • В чем особенность названия картины?
  • На картине передано приближение грозы. Она еще не началась, но уже все пришло в движение.
  • Передайте динамику изображенного, используя причастия
  • + музык. сопровождение «шум грозы»

4. Упражнение 609. Устное высказывание

Как вы понимаете выражение Григоровича «дорисовывает движение»?

О какой форме глагола идет речь?

Насколько прав был в своем высказывании писатель, попробуем доказать мы.

5. Роберт Саути, «Лодорский водопад». (СЛАЙД6)

5.1 Выразительное чтение наизусть на англ. языке(заранее подготовлен.ученик)

5.2 Выразительное чтение перевода

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,




  • Запишите стихотворение себе в тетрадь, сохраняя структуру.

(= все несовершенного вида, обозначают постоянность действия)

(= напряженность действия, созданная картина резко падающей воды)

6. Где ещё возможно применить экспрессивные возможности деепричастия?

Роль деепричастий в произведениях УНТ: пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Индивидуальное домашнее задание - примеры из УНТ, фразеологизмы, рисунки к фразеологизмам.

7. Творческая лаборатория .(СЛАЙД7)
- Конструирование предложений по принципу стихотворения Роберта Саунти «Лодорский водопад».
- Деление класса на группы. Затем каждая группа составляет свои «водопадики из деепричастий» к данной последней строке (основанию пирамиды), содержание которой отражает наши школьные будни и проблемы:
1 группа: мы исправим оценки по английскому языку.
2 группа: наши мамы и папы идут на родительское собрание.

V. Домашнее задание.

Используя материал урока, составить мини-отчет (10 пр.) лингвистической лаборатории «Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля».

VII. Итоги урока, оценки.

Приложение к уроку

«Роль причастий и деепричастий в текстах

Художественного стиля»

учитель Титаренко М.Ю.

  1. Лингвистический эксперимент.

Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел в воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. (Н.В. Гоголь, «Мертвые души».)

  • Найти причастия и деепричастия, доказать, определив суффиксы, вид, действительное или страдательное.
  • Заменить деепричастия глаголами, причастные обороты – придаточной частью СПП со словом который.
  • Прочитать. Сравнить с вариантом Гоголя. Что «потерялось»?
  • Какова роль причастий и деепричастий в этом тексте?
  1. Анализ художественного текста.
  1. А утро было славное, хотя и холодное после вчерашнего дождя. Песок кое-где был смыт с утоптанных дорожек, в ямах стояли лужи мутной воды, следы ног ясно отпечатывались на мокром грунте; дувший с пруда ветерок колебал верхушки берез и тополей, блестевших теперь самой яркой зеленью. Около купальни и набережной с шумом разбивались пенившиеся волны. По небу ползли разорванными клочьями остатки рассеявшихся туч, точно грязные лоскутья серых лохмотьев, сквозь которые ярко светилось чистое голубое небо и вырывались снопы солнечных лучей. Садовник с ножницами ходил около помятых вчерашним ветром кустов сирени и отрезал сломанные ветки. (Д.Мамин-Сибиряк.)

*****************

  1. Сколько их в кущах – столько их в чащах,
    Ревом ревущих, рыком рычащих.
    Сколько бегущих – столько лежащих
    В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
    Скопом плывущих, кишмя кишащих,
    Друг друга жрущих, тучных и тощих
    В дебрях и кущах, в чащах и рощах.
    Сколько их в кущах – столько их в чащах,
    Выстрела ждущих, в силки летящих.
    Сколько плывущих – столько парящих
    В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
    (В.Высоцкий.)


******************
3. Много видевший, много знавший,
Знавший ненависть и любовь,
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять,
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
(Д.Кедрин.)

  • Найти причастия, обозначить суффикс, определить действительное – страдательное, синтаксическую роль.
  • Прочитать выразительно вслух все тексты.
  • Почему писатели и поэты так активно используют глагольные формы? (= не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, изменения)
  • Почему это возможно? (= причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного)

4. Роберт Саути, «Лодорский водопад». Выразительное чтение.

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре –
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

  • В чем необычность этого стихотворения?
  • Какого эффекта достигает поэт, «собирая» такое количество деепричастий?
  • Почему записано столь необычно?
  • Найти деепричастие, определить вид, обозначить суффиксы.
  • В чем особенность деепричастий?
  • А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет?
  1. Творческая лаборатория.

Вот такие «водопадики из деепричастий» получились у нас на уроке!

  • 1 группа:
    «Стараясь,
    Учась, отвечая на пять,
    Думая, решая, о грамматике размышляя,
    Мозги развивая, Елене Николаевне помогая,
    Произношение вырабатывая и правила изучая,
    Мы исправим свои оценки по «Инглишу»!»
  • 2 группа:

«Волнуясь,
Боясь и надеясь,
За нас беспокоясь, тревожась, надеясь на лучшее,
Думая о нас, уверенно шагая, дрожа и вздыхая,
Наши родители идут на родительское собрание.»


Тема урока: «Роль причастий и деепричастий в речи».

Цели:

Воспитательные.

1. Воспитывать любовь и уважение к родному языку, донскому краю, совершенствование работы в коллективе.

Развивающие.

1.Развивать познавательные интересы учащихся, самостоятельность мышления, умение анализировать и обобщать.

Образовательные.

1. Активизировать знания по темам «Причастие» и «Деепричастие».

2. Совершенствовать навык отличия причастий и деепричастий от других частей речи.

3. Формировать умение находить причастия и деепричастия в тексте и определять их роль в тексте.

4. Развивать орфографическую, пунктуационную и речевую грамотность. Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД: умение работы со справочной литературой, постановка и решение проблемы;

Регулятивные: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку;

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять поиск и сбор информации, владение разными формами речи.

Личностные: воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать ответы своих одноклассников, п ривитие учащимся интереса к урокам русского языка, любви к русскому языку, воспитание внимания и активности учащихся на уроке, умения обобщать и делать выводы.

Место в программе: первый урок по теме: «Употребление причастий и деепричастий в речи», один из заключительных по темам «Причастие» и «Деепричастие».

Тип урока: комбинированный: обобщение и систематизация знаний, развитие речи.

Используемые методы исследования: опрос, наблюдение, анализ, сравнение.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая.

Оборудование: интерактивная доска, дидактический раздаточный материал, толковый словарь, учебник

Ожидаемый результат: выявлена роль употребления причастий и деепричастий в речи.

Ход урока.

1.Мотивационный этап… (Звучит музыка Фредерика Шопена «Зима»)

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный день: первый день зимы.

Зимушка стучится к нам в дверь, и мы, встречая её, на уроке будем говорить о зимних днях, зимнем настроении, зимнем пейзаже. Посмотрите в окно и улыбнитесь первым снежинкам, таким трогательным и робким. А сейчас запишите число: « Первое декабря».

2. Актуализация знаний. Подведение учащихся к изучению темы. Слайд №1

Учитель. Сегодня на уроке мы поговорим о необычных словах. В определении темы нам помогут высказывания лингвистов, поэтов, писателей, в которых пропущены ключевые слова.

Прочтите высказывания и попытайтесь восстановить ключевые слова и словосочетания.

    « Часть речи, …., в образе прилагательного (причастная к глаголу). В.И Даль. «Толковый словарь живого великорусского языка»;

    « Сии... имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе... силу»; М.В. Ломоносов (глагольные, имени и глагола);

    «…необходимо изучать живой язык, наблюдать за тем, как пользуются люди в своей речи … и …. (причастиями и деепричастиями). Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ, известный языковед);

Учитель. Ребята, так каким же словам посвящены эти фразы? Давайте определим тему нашего урока и запишем её на доске и в тетради.

А теперь с помощью слов – подсказок сформулируйте цели урока: Слайд №2

- повторим … (сведения о причастии и деепричастии)

- научимся … (употреблять причастия и деепричастия в речи)

- узнаем … (какова роль причастий и деепричастий в речи)

- проверим … (умения использовать причастные и деепричастные обороты в речи, правильно расставляя знаки препинания)

Как вы думаете, почему эти слова многие учёные называют необычными? (сочетают в себе признаки 2 частей речи: причастие – глагола и прилагательного; деепричастие – глагола и наречия)

А хорошо ли вы знаете эти признаки, мы сейчас проверим.

Работа в парах. Составление опорных схем: Слайд №3

1 парты – кратко сформулируйте основные признаки глагола и прилагательного у причастия.

2 парты - кратко сформулируйте основные признаки глагола и наречия у деепричастия.

3 парты – знаки препинания при причастных оборотах.

4 парты – знаки препинания при деепричастных оборотах.

Учитель. Что и с какой целью мы повторили?

Вывод: мы повторили морфологические признаки причастия и деепричастия, чтобы научиться правильно разбирать морфемно эти слова. А также ЗП при причастных и деепричастных оборотах, чтобы не допускать пунктуационных ошибок.

Слайд №4

1.У вас на столе лежат таблицы со словами. Внимательно прочитайте данные слова и назовите части речи, признаки которых имеет причастие? (Красивый, синеет)

2. А теперь назовите части речи, признаки которых имеет деепричастие? (Высоко, синеет)

3. И следующее задание: в соответствующие словам столбцы проставьте крестики, но лишь там, где есть причастие или деепричастие. Если вы правильно выполните задание, то сразу же получите за него оценку. Соедините крестики и выставьте ее себе. У кого не получилось, не расстраивайтесь, у вас еще будет время все повторить и исправиться.

(Самопроверка).

2 3 1

мигая

блестящий поскрипывая

украсивший

красивый высоко

заблистав

переливаясь заколдованный

синеет

морозный наклонившись

засыпав

сверкающий побелевший

Поднимите руку, кто на «отлично» справился с заданием?

3. Лингвистический эксперимент. Слайд №5

Учитель. Ребята, так давайте подумаем, в каких же ситуациях и как часто мы употребляем в речи, например, деепричастия. Какова их роль в предложении? Чтобы ответить на этот проблемный вопрос, предлагаю провести лингвистический эксперимент .

Запишем на доске и в тетради предложение:

Лёгкие снежинки грациозно кружились в танце и медленно опускались на землю.

Какие ИВС использованы в предложении? (Эпитет, метафора)

Определите роль глаголов в предложении. (Указывают на смену действий)

А теперь, внимание! Давайте выполним следующее задание:

Заменить деепричастиями

1 вариант - первый глагол

2 вариант – второй глагол

Исправленный вариант: Слайд №6

1 вариант. Лёгкие снежинки, грациозно кружась в танце, медленно опускались на землю.

2 вариант. Лёгкие снежинки грациозно кружились в танце, медленно опускаясь на землю.

(Взаимопроверка. Порадуйтесь вместе с другом, если задание выполнено правильно. Если допущена ошибка, помогите разобраться).

Учитель: Какой вариант предложений лучше? Почему?

Учащиеся: Употребление деепричастий делает речь более точной, динамичной и выразительной. Деепричастия дописывают, дорисовывают основное действие, названное сказуемым. При помощи деепричастий картина оживает, наполняется более подробными деталями, т.е. деепричастие и деепричастный оборот обладает изобразительными свойствами.

Учитель: Давайте в этом убедимся, работая над упражнением 538.

Внимательно прочитайте текст. Зачитайте предложение, в котором заключается основная мысль текста. («…деепричастия дорисовывают движения» Д.В.Григорович)

4. Ролевая игра «Я редактор газеты».

Ребята, а теперь давайте попробуем себя в роли редакторов. К вам пришёл юный корреспондент и принёс заметку. Это его первая проба пера. Она несовершенна. Попытайтесь отредактировать текст, помня, что причастия «служат к сокращению слова человеческого». (Текст у каждого на столе). Слайд №7

Запишите исправленный текст в тетрадь, соблюдая не только речевые, но и орфографические, и пунктуационные нормы. Обратите внимание на схемы в ваших справочниках. Что они иллюстрируют? (Предложения с причастными и деепричастными оборотами ).

Слайд №7

Сколько свежести и красоты приносит зима. Она колдует над сонным лесом, над белыми полями. Придорожные былинки, которые она превратила в стеклянные бусы, тихо шепчутся. Кусты шиповника, которые побелели от мороза, стали похожи на сказочных героев, которые были одеты в причудливые тонкие кружева. Кажутся таинственными призраками берёзки, которые заколдовала зима.

Вечереет…Багряное солнце уходит за горизонт и окрашивает розовым цветом стволы берёз, волны сугробов.

Слайд №8 Проверим отредактированный текст, обратившись к интерактивной доске. (Самопроверка).

Сколько свежести и красоты приносит зима. Она колдует над сонным лесом, над белыми полями. Придорожные былинки, превращённые в стеклянные бусы, тихо шепчутся. Кусты шиповника, побелевшие от мороза, стали похожи на сказочных героев, одетых в причудливые тонкие кружева. Кажутся таинственными призраками берёзки, заколдованные зимой.

Вечереет… Багряное солнце, уходя за горизонт, окрашивает розовым цветом стволы берёз, волны сугробов. (Багряное солнце уходит за горизонт, окрашивая розовым цветом стволы берёз, волны сугробов).

Учитель:

Прочтите текст.

Используя упр. 531, попытайтесь убедить юнкора, что отредактированный текст лучше. Сделайте вывод. (Употребление причастий делают текст необыкновенно красочным, ярким , предметы приобретают выпуклость, неповторимость, текст обладает большей яркостью, изобразительной силой, так как в нем пейзаж живет, фразы уже не скучные . Причастные обороты обладают выразительной краткостью)

5.Индивидуальное творческое задание. Релаксация.

Учитель: Думаю, редактируя этот текст, каждый из вас представил картину зимней природы. А давайте посмотрим на иллюстрации, нарисованные Ксюшей Безбудько и Таней Зиновьевой.

(Представление иллюстраций. Молодцы, девочки)

А вот Оля Пшенянник создала проект и приглашает вас погулять по зимнему парку, полюбоваться красотой русской зимы и вспомнить счастливые моменты жизни, связанные с уходящей зимой.

(Представление презентации. Звучит музыка Фредерика Шопена «Зима»).

И снова за работу.

6. Анализ текста. ОГЭ.

1.Наблюдение над языковым материалом.

Учитель :

Озаглавьте текст (Зима)

Определите стиль текста (художественный)

Тип речи (описание)

Найдите в тексте слово, в котором правописание приставки определяется её

значением – «близость к чему-либо»

Найдите в тексте причастия и охарактеризуйте их.

В чем особенность пунктуационного оформления причастий?

2. Индивидуальное задание:

Толковый словарь: лексическое значение слова БЫЛИНКА.

3 предложение разобрать синтаксически.

Заменить словосочетание СТЕКЛЯННЫЕ БУСЫ, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление

Какие изобразительно – выразительные средства использует автор ? (Олицетворения, эпитеты, сравнения)

7. Итоги урока. Рефлексия.

Учитель. Наш урок подходит к концу, но разговор о роли причастий и деепричастий в речи, о возможных ошибках в их употреблении мы еще продолжим. Давайте же подведём итоги урока.

Как вы оцениваете вашу работу на уроке? Отвечая на данный вопрос, попытайтесь использовать в своей речи деепричастия и причастия. Начните так:

    « Я работал (отвечал) думая, стараясь, мотивируя, аргументируя, приводя примеры, доказывая, убеждая, опираясь на полученные ранее знания, используя советы друзей, помня высказывания лингвистов и писателей, редактируя текст, пробуя себя в роли редактора … Значит, я работал ХОРОШО!»

    « Я видел своих одноклассников … мыслящих, думающих, увлечённых, заинтересованных, стремящихся, работающих, познающих, анализирующих, иллюстрирующих, цитирующих, старающихся … Значит, класс работал хорошо!»

8. Домашнее задание. Слайд №9

    Напишите мини-сочинение на тему «Здравствуй, зимушка-зима!», используя причастия и деепричастия. Закончите творческую работу предложением «Зима, смеясь, от счастья плачет… ».

    Подобрать 5-6 пословиц, в состав которых входят деепричастия и причастия.

    Упр. 533 (если предыдущие задания вызвали затруднение).

Причастие - это особая форма глагола, имеющая признаки как глагола, так и прилагательного (род, число, падеж, полная или краткая форма). Глагольные признаки причастия: управление, вид, залог (выделяются действительные и страдательные причастия) и время. Эти признаки постоянны. Причастный оборот всегда состоит из причастия и зависимых от него слов.

Деепричастие - это особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы: что делая? что сделав? Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Если в предложении есть деепричастие, то должен быть и глагол-сказуемое, обозначающий основное действие.

При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету; часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается); возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве. Например:

1. Его можно хранить в мешочке из редкого полотна до 1 месяца в сухом, проветриваемом месте (причастие)

2. Катык, полученный во второй-третий раз, примет характерный для него вид, консистенцию и вкус, приятный освежающий вкус (причастный оборот).

3. Формуют из нее шарики величиной с грецкий орех и раскладывают, накрыв марлей,на солнце (деепричастный оборот).

При использовании деепричастий и деепричастных оборотов в речи следует соблюдать следующие синтаксические нормы:

1. Действие, выражаемое деепричастием, может относиться только к подлежащему. Например, в одном из своих рассказов А.П. Чехов приводит запись в жалобной книге: Подъезжая к сией станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шляпа. Подлежащим в этом предложении является существительное шляпа. В соответствии с грамматическими правилами получается, что именно шляпа подъезжала к станции. Для того чтобы исправить предложение в соответствии с нормами, необходимо изменить конструкцию: преобразовать дополнение у меня в подлежащее: Подъезжая к станции, я потерял шляпу.

2. Деепричастия не могут использоваться в безличных предложениях, то есть там, где нет действующего субъекта, выраженного формой именительного падежа. Например: Возвращаясь домой, мне стало грустно. Такое высказывание будет грамматически некорректным, поскольку действие деепричастия возвращаясь относится к дополнению мне. Чтобы исправить предложение, необходимо заменить деепричастие на глагол-сказуемое или на придаточное предложение (Когда я возвращался домой, мне было грустно).



3. Не допускается использование деепричастия в пассивных (страдательных) конструкциях, то есть в тех предложениях, где подлежащее указывает не на реальный субъект, а объект действия. Дом строится рабочими. Надо либо заменить деепричастный оборот на синонимичную конструкцию, либо преобразовать пассивную конструкцию в активную: Изыскав необходимые средства, рабочие нашего треста начали строительство дома.

4.Не рекомендуется употребление деепричастий в предложениях, где глагол-сказуемое стоит в форме будущего времени: Приехав в город своего детства, я обязательно встречусь со школьными друзьями и моей первой учительницей.

5. Деепричастия обычно не могут сочетаться в качестве однородных членов с другими обстоятельствами или со сказуемым.

Ошибки при употреблении причастий и деепричастий.

Для того чтобы не делать ошибок при употреблении причастных оборотов, нужно соблюдать следующие правила:

1) причастный оборот должен находиться рядом (до или после него) с существительным, к которому он относится; определяемое слово не может быть в середине причастного оборота:

Предъявленное обвинение Волковой по ч. 1 ст. 158 УК РФ нашло подтверждение.

2) причастие в причастном обороте должно иметь тот же род, падеж и число, что и определяемое слово:



Лица, допустившие невнимательность при переходе улицы, приведшей к дорожному происшествию, и пострадавшей при этом, отправлены в больницу (приведшую, пострадавшие).

Деепричастие обозначает добавочное действие, которое должно относится к тому же деятелю, что и основное:

Как произошла драка, я не видела. Сидя под коровой, ко мне вбежала Вера. (В данном случае у нас 2 деятеля.)

Деепричастный оборот не может относиться:

1) к безличным конструкциям, т.к. они не предполагают деятеля:

Приняв меры к задержанию преступников, следователю удалось задержать их. (Приняв необходимые меры, следователь смог задержать преступников.)

2) к конструкциям, в которых сказуемое выражено глаголом страдательного залога или кратким страдательным причастием (пассивная форма выражения):

Якубайлов неоднократно задерживался работниками милиции, появляясь в общественных местах в нетрезвом состоянии. (Якубайлов неоднократно задерживался … за появление …)

3) к неопределенно-личным конструкциям, т.к. подлежащее мыслится неопределенно, а добавочное действие выполняется конкретным лицом, следовательно не соотносится с подлежащим:

Выходя из такси, потерпевшему не дали сдачи. (Когда потерпевший выходил из такси, ему не дали сдачи.)

31. Синтаксис. Основные синтаксические единицы: словосочетание и предложение.

Синтаксис- раздел науки о языке, в котором изучается строение и значение словосочетаний и предложений

Основными синтаксическими единицами синтаксиса является словосочетание и предложение.

Словосочетанием называется два или несколько слов, объединенных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов, например: лесной воздух, лесная поляна. Главные члены предложения не могут быть словосочетанием.

В словосочетании слова связываются тремя главными способами связи: согласованием, управлением и примыканием.

Согласование- это способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное,: например: липовая аллея, опустевшая деревня.

Управление- это способ связи, при котором зависимое слово (существительное или другая часть речи, употребляемая в значении существительного) ставится при главном слове в определенном падеже. Например: встретить друга

Примыкание- это способ связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу, например: очень любить, говорил улыбаясь.

Предложение - основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем- то, или вопрос, или побуждение. В отличие от словосочетания предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов(подлежащего и сказуемого) или одного из них. В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения.

По цели высказывания предложения бывают повествовательные(содержат сообщение) , вопросительные (содержат вопрос) и побудительные (содержат побуждение). Кроме того, предложения могут быть восклицательными, если высказывание сопровождается сильным чувством.

По своему строению и значению предложения очень разнообразны. По количеству грамматических основ они делятся на простые (одна грамматическая основа) и сложные (две или несколько основ)

Простые предложения по строению грамматической основы делятся на односоставные(с одним главным членом) и двусоставные(с двумя главными предложениями. Ребята пришли в музей; Тишина. Смеркается.

Как односоставные, так и двусоставные предложения по наличию второстепенных членов могут быть нераспространенными(второстепенных членов нет) и распространенные(второстепенные члены есть). Например, Начинается рассвет – нераспространенное; сегодня идет дождь- распространенное.






Виды исследования на уроке Наблюдение за ролью причастий и деепричастий в художественных текстах Конструирование предложений Создание минитекстов с предложенными словами и словосочетаниями Работа с фотографиями пейзажей Индивидуальная работа по карточкам Написание лирической миниатюры


Зима в стихотворениях русских поэтов Прочитайте тексты. Найдите в них примеры употребления причастий и деепричастий Береза Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит береза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром Афанасий Фет Печальная береза У моего окна, И прихотью мороза Разубрана она… Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далеких Одинокий бег. Сергей Есенин Пороша Еду. Тихо. Слышны звоны Под копытом на снегу, Только серые вороны Расшумелись на лугу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна, Словно белою косынкой Подвязалася сосна…


« Хрустальный звон » В. Астафьева Вышел утром на берег реки, а по ней звон, тонкий - тонкий, еле уловимый. Не сразу понял, в чем дело: река уходила в зиму высокая, прибрежные кусты затоплены, ночью ударил заморозок - вода « подсохла », - и на всех веточках, на побегах тальников и на затопленной осоке настыло по ледышке. Висели они колокольцами над водой, струями шевелило тальники, льдинки позванивали едва внятно, а когда занимался ветерок, звон густел, угрюмая, бурная, все лето недовольно гудевшая река начинала искрить из конца в конец. … Чуть слышный хрустальный звон раздавался кругом, россыпь искрящихся колокольчиков над берегами – голос грустного предзимья по всему небесному миру. Задание Найдите в тексте лирической миниатюры причастия и причастные обороты и определите их роль


Дидактические материалы Составьте предложения, используя данные слова и словосочетания: Порхающая с ветки на ветку птичка, усыпанная снегом аллея, блистающие искорки на серебристом инее, в разбушевавшейся метели, стеклянный звон, туманный лик луны, непроходимый лес, искрящийся на солнце снег, укрыв снежным одеялом. Конструирование предложений по данным схемам Ι Ι, X. X, Ι Ι,..., и …, Ι._._._._._. Ι, …. Ответьте на вопросы: Какого цвета сегодня небо? Какое солнце? Как еще можно об этом сказать? Подбор ассоциативных понятий к слову зима Какие слова вспоминаются, когда вы слышите это слово? Какие из них причастия и деепричастия?




Орфографическая и синтаксическая работа В чернеющ.. м лесу, шумящ.. м потоком, устремляющ.. гося потока, о льющ.. мся дожде, задымивш.. ся речку, закрасневш.. ся зари, у волнующ.. ся озера, колеблющ.. мся ветерком, встречающ.. ся льдинами. Блестящий снег, укрывший землю, скрипит под сапогом моим.(Синтакс. разбор) 1. К реке сбегает тропинка едва видимая во мгле. 2. Серебрится река слабо озаряемая луной. 3. Шелестит камыш чуть колеблемый ветром. 4. Чьи - то голоса слышимые издалека гулко раздаются в ночной тишине. 5. Вдали стоял почти невидимый лес. 6. Тень колеблемая ветром то укорачивалась то удлиннялась.7. Лес запорошенный снегом одиноко стоял до весны. (Графически обозначить причастные обороты).


Подведение итогов В ТЕЧЕНИЕ УРОКА БЫЛИ ПРОВЕДЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ РАБОТ: НАБЛЮДЕНИЕ НАД ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ТЕКСТАМИ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ В НИХ РОЛИ ПРИЧАСТИЙ И ДЕЕПРИЧАСТИЙ, РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ ЛИРИЧЕСКИХ МИНИАТЮР, ПОВТОРЕНИЕ ГЛАСНЫХ В ОКОНЧАНИЯХ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ, СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ, КОНСТРУИРОВАНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО СХЕМАМ. Домашнее задание: написать сочинение - миниатюру по данному началу. (Вот и дождались мы снега. Он выпал …)