Мистрали технические характеристики. Универсальные десантные корабли типа «Мистраль. «Мистраль»: история проекта

Издание Egypt Independent сообщило, что российско-египетская сделка по палубным вертолетам Ка-52К (морская версия) для двух универсальных десантных кораблей (УДК) типа «Мистраль» вступила в завершающую фазу. В самое ближайшее время, не позднее конца мая, Арабская Республика Египет (АРЕ) примет окончательное и ожидаемое решение .

УДК «Мистраль», как известно, может нести до 16 вертолетов, однако, скорей всего, Каир закажет по 8 машин на один корабль. По имеющейся информации, сейчас идет работа по адаптации Ка-52К под требования египетской стороны.

Кроме «Аллигаторов» Москва, во-первых, вернет на «Мистрали» снятое после разрыва известного контракта оборудование, во-вторых, вместе с Парижем обеспечит техническое обслуживание кораблей и, в-третьих, подготовит египетские экипажи. Таким образом, можно говорить о начале формирования нового стратегического союза на Ближнем Востоке.

Напомним, в январе 2017 года Египет объявил о создании своего Южного флота. Помимо «Мистралей», построенных компанией STX France из Сен-Назера (Франции), в его состав войдут многоцелевой фрегат FREMM франко-итальянского производства, 4 корвета класса Gowind 2500 и 4 дизель-электрические субмарины проекта 209 немецкой постройки. Очевидно, что возможности этой группы боевых кораблей без воздушной поддержки не соответствуют заявленным геополитическим амбициям.

В этом вопросе крайне важную роль играет России, которая совместно с Францией продавила сделку по продаже «своих бывших» «Мистралей» конкретно Египту, у которого резко испортились отношения с Соединенными Штатами летом 2013 года - после свержения с поста президента-исламиста Мухаммеда Мурси. Беспардонное вмешательство США во внутренние дела АРЕ путем поддержки так называемой «арабской весны» стало холодным душем для большинства египтян, осознавших, в какую пропасть их толкают американцы.

Логично, что Каир в вопросах военного сотрудничества стал предпочитать Париж и Москву, которые, несмотря на давление Вашингтона , смогли сохранить между собой деловые контакты. Египетский журналист Ахмед Сайед, отслеживающий историю с вертолетоносцами, отметил особые теплые отношения между египетскими, французскими и российскими специалистами, работающими на кораблях.

Дело в том, что отказ от поставки в нашу страну «Мистралей» негативно сказался на репутации компании STX France в частности, и имидже всего ВПК Франции. Об этом говорил опрос французского общества в 2015 году, когда 72% граждан 5-й Республики были убеждены, что соблюдение военных контрактов отвечает национальным интересам, тогда как их срыв - чреват большими экономическими рисками.

Именно поэтому Париж сделал всё, чтобы, и волки были сыти, и овцы - целы. Франция вернула России 949,7 млн евро предоплаты, и фактически передала три ключевые технологии, включая крупноблочное строительство вертолетоносцев и водонепроницаемую защиту от Admiralteïski . Газета Le monde оценила стоимость полученной Москвой конструкторской документации на УДК в сумме 220 млн евро.

При этом с формальной точки зрения, Франция выполнила все требование «вашингтонского обкома » по бойкоту Москвы. В итоге репутация Парижа, как надежного поставщика оружия, была восстановлена, что положительно отразилось на результатах французской системе военного экспорта, которая смогла резко нарастить объемы поставок.

С самого начала обсуждения деталей продажи «Мистралей» АРЕ было ясно, что египетские моряки будут нуждаться в активной поддержке со стороны нашего Минобороны. Вертолетоносцы были построены с учетом российских требований и под российские системы. Перестроить их под стандарты НАТО технически возможно, но коммерчески не оправдано: дешевле отправить на лом.

Во всяком случае, Генеральный секретарь по обороне и национальной безопасности 5-й Республики Луи Готье , который был главным переговорщиком от французов, признал, что многие трудные договоренности остались за кулисами, куда не пустили даже эмиссаров Обамы . Между тем, если вернутся к первоначальному российско-французскому контракту по «Мистралям», то вопрос передачи технологий входил в повестку договора в качестве неотъемлемой его части.

Если в вертолетном тендере победит РФ (а вероятность - очень высока), то египетские специалисты допустят российских военно-морских инженеров и проектировщиков ко всем системам «Мистраля». Это позволит нашим спецам на практике понять, как функционируют натовские вертолетоносцы. Собственно, в Минобороны РФ не скрывают, что опыт такого сотрудничества будет учитываться при разработке аналогичных судов.

Судя по всему, все участники сделки держат закулисные обещания, игнорируя окрики из Вашингтона.

По большому счету, Россия изначально планировала строить вертолетоносцы по французскому проекту на своих верфях. А заказ сначала одного, а потом и двух УДК можно рассматривать, как своего рода коммерческую уступку. Если назвать вещи своими именами, то Москва получила документацию на «Мистраль» даром. Точнее - за деньги Каира.

Но вполне вероятно, что самой выигрышной стороной окажется АРЕ. После развертывания египетского Южного флота Каир станет региональной морской державой и сможет защитить недавно открытое вблизи его исключительной экономической зоны гигантское месторождение газа. Сейчас на этот актив претендуют Турция, Израиль, Кипр и Греция. Как показывает опыт разрешения такого рода споров, лучшим аргументом являются боевые корабли.

Нужны «Мистрали» Египту и для решения текущих задач, в частности, по охране торгового морского пути в районе Аденского пролива, а также для сдерживания Ирана и Саудовской Аравии в их конфликте вокруг хуситов в Йемене.

Таким образом, никто из участников этой сделки не остался внакладе. 5-я Республика, ослушавшись США, получила дополнительные военные контракты; Россия - документацию на «Мистраль» и нового стратегического союзника, а Египет - обрел статус морской державы.


Десантный вертолетоносный корабль-док (ДВКД) / универсальный десантный корабль-вертолетоносец / ВРС (Вâtiments de Рrojection et de Сommandement - корабль проекции и управления). Разработка проекта корабля начата в 1997 г. в рамках исследований концепции начионального корабля для амфибийных десантных операций - CNOA (Concept National des Operations Amphibies, Франция). Назначение корабля - десантирование воинских частей, обеспечение полетов вертолетов, командный центр операции разнородных сил, корабль-госпиталь. 24 декабря 2010 г. объявлено о заключении соглашения с консорциумом, состоящим из французской компании DCNS и российской ОСК. При передаче кораблей Франция передаст российской стороне все интересовавшие ее технологии. Протокол о намерениях был подписан 10 июня 2011 г. в Париже, подписание окончательного контракта произошло в рамках Петербургского международного экономического форума 17 июня 2011 г. Согласно соглашению предполагается строительство двух вертолетоносцев во Франции и двух в России. Так же "Балтийскому заводу" (г.Санкт-Петербург) заказано строительство части секций корпусов и первых двух кораблей серии (12 блочных секций кормовых частей кораблей). 1 октября 2012 г. на "Балтийском заводе" начато официальное строительство российской части секций головного корабля для ВМФ России - "Владивосток".

Проектирование варианта корабля для ВМФ России (BPC Russe) ведется в два этапа. Первый этап - эскизное проектирование - завершен в апреле 2012 г. Технический проект корабля должен быть завершен в сентябре 2012 г. Проектом предусматривается модификация под размещение российской авиационной техники, русификация пользовательских интерфейсов и адаптация корабля и полетной палубы для зимней эксплуатации (электрообогрев палубы и т.п.).


http://www.shipspotting.com/).



Начало работ по сборке первой секции первого корабля для ВМФ России на верфи STX в г.Сен-Назер - 1 февраля 2012 г. Первая 100-тонная секция первого корабля будет изготовлена в сентябре 2012 г. и будет выставлена в начале 2013 г. в доке сборки корпуса корабля. По состоянию на 23 апреля 2012 г. "Балтийскому заводу" передана окончательная ведомость заказа металлопроката для корпусов (первого и второго), остальные документы, необходимые для начала работ, поступят на предприятие 1 июня 2012 года. В июле 2012 года французская компания STX France поставила на Адмиралтейские верфи 3D-макет плавучих частей корпуса вертолетоносца "Мистраль" и первую партию технической документации по проекту корабля. Адмиралтейские верфи, не нарушая конструкцию будущего корабля, переделали проект так, чтобы он стал реализуем на мощностях "Балтийского завода". Резка металла для первых корпусов на "Балтийском заводе" начата 1 августа 2012 г. Закладка блоков, строящихся в России для первого корабля ожидается 1 октября 2012 г.

Официальная закладка первого корабля BPC Russe состоится 1 февраля 2013 г. в Сен-Назере - в сухой док, где будет вестись сборка корабля, будет помещена первая носовая секция. Сдача первого корабля планируется 1 ноября 2014 г. (по данным на октябрь 2013 г., ), второго - в 2015 г.

Сервисное обслуживание и технический осмотр российские вертолетоносцы "Мистраль" должны были проходить на мощностях представительства компании Wartsila в Санкт-Петербурге (сообщение СМИ от 14.02.2012 г.).

В 2014 г. контракт на поставку кораблей был приостановлен, а позже расторгнут. В сентябре корабли были проданы Египту, где получили имена Gamal Abdel Nasser (бывший «Владивосток») и Anwar al-Sadat (бывший «Севастополь»).

Конструкция - в варианте для ВМФ России планируется произвести некоторые изменения в конструкции корабля:
- усиление бортов корпуса для эксплуатации в северных широтах в ледовой обстановке;
- обеспечение подогрева летной палубы для эксплуатации в зимних условиях;
- увеличение высоты проема ангара в районе подъемных лифтов под базирование вертолетов типа Ка-29;
- на корабле планируется устанавливать вооружение российского производства.

Борта корпуса корабля не имеют бронирования.


Вертолетоносцы Mistral L9013 и Tonnerre L9014 ВМС Франции (автор фото - Pascal Fournier, Marine Nationale, http://en.dcnsgroup.com).


Двигательная установка:
- 2 х винторулевые колонки Alstom Mermaid мощностью по 10200 л.с. с 5-лопастными винтами;
- 3 х дизель-генератора Wartsila 16V32 мощностью по 2.075 МВт
- 1 х дизель-генератор Wartsila 18V200 мощностью 3.3 МВт

Подруливающие винты в носовой части корпуса.


Винто-рулевая колонка ДВКД "Владивосток" типа Mistral. Перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото - Даниил Низамутдинов, http://en.ria.ru).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" типа Mistral для ВМФ России незадолго до спуска на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. сентябрь 2013 г. г. (фото - AFP, http://legatus-minor.livejournal.com/).


ТТХ корабля :
Экипаж - 160 чел (в т.ч. 20 офицеров)

Длина - 199 м
Длина по ватерлинии - 189 м
Ширина по ватерлинии - 32 м
Высота - 64,3 м
Осадка - 6,3 м
Площадь ангара для авиационной техники - 1800 кв.м

Водоизмещение стандартное - 16500 т
Водоизмещение полное - 21300 т
Водоизмещение предельное - 32300 т

Скорость полного хода - 19 уз
Скорость крейсерского хода - 18 уз
Скорость экономического хода - 15 уз
Дальность хода:
- 10800 миль (скорость 18 уз)
- 19800 миль (скорость 15 уз)
Автономность - 30 сут

десант 450 чел, эвакуация - до 900 чел. А так же до 150 человек штабного персонала.
Масса полезной нагрузки - 1100 т
Размер грузовой палубы - 122 x 13.5 x 7.7 м

Вооружение: в варианте для ВМФ России вооружение российского производства. 16.02.2012 г. Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил СМИ, что "на "Мистралях", которые строятся для ВМФ России, возможно размещение оружия со специальной боевой частью российской разработки". Вероятно, речь идет о возможности размещения на кораблях неких ударных систем с ядерными боевыми частями. Возможно так же, что данное заявление сделано исключительно с целью пи-ара.

"Мистраль" "Мистраль" ВМФ России
ЗРК 2 x 2 ПУ ЗРК Simbad 2 боевых модуля 3Р89 ЗРАК " " с 2 х 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340 (предположительно, не подтверждается)
ПЗРК 2 установки 3М47 "Гибка" с ракетами "Игла"
Вспомогательное вооружение 4 х 12,7-мм пулемета «Браунинг» 4 х 12.7 мм пулемета
ЗРАК / АК 2 х 30-мм артустановки Breda-Mauser 2 х , боекомплект 2 х 2000 выстр
Постановка помех
Прочее


Проектное изображение варианта проекта BPC Russe. В носовой части корабля видно установки АК-630 и 3М47 "Гибка" (DCNS, http://bmpd.livejournal.com).

Авиакрыло: корабль предназначен для базирования до 16 вертолетов массой по 12 тонн каждый / 32 легких вертолета. В ВМФ России планируется базирование 8 ударных вертолетов (прошли испытания в начале сентября 2011 г. на кораблях Северного флота ВМФ) и 8 транспортно-десантных вертолетов Ка-29.

В варианте для ВМС Франции корабль несет до 16 вертолетов - стандартный состав авиагруппы 8 десантных вертолетов NH90 и 8 штурмовых вертолетов "Тигр".

Оборудование :

"Мистраль"
"Мистраль" ВМФ России
БИУС "Зенит-9" / Senit-9 "Зенит-9" / Senit-9
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей РЛС обнаружения целей MRR3D-NG аналогично?
Навигационные РЛС 2 х навигационные РЛС DRBN-38A Decca Bridgemaster E250 аналогично?
Навигационная инерциальная система
Электронное противодействие
ГАК / ГАС
Средства наблюдения Инфракрасная оптронная поисково-прицельная система сверхдальнего действия Vampir NG производства Sagem (контракт на оснащение первых двух кораблей подписан к 28.09.2012 г., ).
Система обеспечивает пассивное круговое панорамное наблюдение за надводной обстановкой, автоматическое обнаружение, сопровождение и информирование об угрозах различного типа, от ПКР с настильной траекторией до быстроходных кораблей. Система имеет два режима работы:
- "океанский" режим для дальнего наблюдения в открытом море,
- "прибрежный" режим для прибрежных акваторий.
Станция обнаружения лазерного излучения
Комплекс связи Система спутниковой связи Syracuse Система спутниковой связи Syracuse ?
Обще-эксплуатационная система управления


Стоимость корабля на 2010 г. около 900 млн евро.

Статус : Россия


Корабль-вертолетоносец Mistral L9013 после спуска на воду, г.Брест, 06.10.2004 г. (фото из архива Rama, http://commons.wikimedia.org).


Вертолетоносец ВМС Франции Tonnerre L9014, 24.07.2007 г. (автор фото - Beotien Lambda, http://commons.wikimedia.org).


Вертолетоносец ВМС Франции Tonnerre L9014 (http://www.venik4.com).


Вертолетоносец Mistral L9013 по время визита в Санкт-Петербург в ноябре 2009 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitaly.livejournal.com).


- 2011 г. 17 июня - между "Рособоронэкспортом" и корпорацией DCNS (Франция) подписан контракт на поставку первых двух вертолетоносцев "Мистраль" для ВМФ России. Сумма контракта 1.2 млрд евро, в т.ч. 980 миллионов евро непосредственно стоимость кораблей.

2011 г. 02 декабря - между ОСК и "Балтийским заводом" подписан контракт на изготовление плавучих частей корпусов двух (2) вертолетоносцев "Мистраль" для ВМФ России. Сумма контракта 2.5 млрд руб.

2011 г. 09 декабря - появилась информация о начале работ по изменению технической документации на проект "Мистраль" под требования ВМФ России. Речь идет об изменении высоты части ангара для обеспечения базирования вертолетов Ка-29 и обеспечение подогрева летной палубы.

2011 г. 22 декабря - министр обороны России А.Сердюков заявил СМИ, что вторая пара вертолетоносцев "Мистраль" вероятно будет строиться на ПО "Севмаш" (г.Северодвинск).

2012 г. 1 февраля - на верфи в Сен-Назере заложен первый вертолетоносец "Мистраль" для ВМФ России. Одновременно Главком ВМФ России Владимир Высоцкий заявил, что первые два корабля этого типа будет носить названия "Севастополь" и "Владивосток".

2012 г. 20 апреля - в СМИ появилась информация о том, что в августе 2012 г. на "Балтийском заводе" планируется начать резку металла для секций корпусов первого корабля серии. Закладка первой секции планируется на 1 октября 2012 г. Начало резки металла для второго корабля серии планируется на май 2013 г. Речь идет о секциях корпусов, которые будут производиться на "Балтийском заводе" для первых двух кораблей французской сборки.

2012 г. 1 октября - на "Балтийском заводе" в Санкт-Петербруге официально начато строительство российской части секций головного ДВКД "Владивосток" для ВМФ России.


- 2013 г. 24 января - в СМИ появились критические заметки по решению предыдущего руководства Министерства обороны о покупке вертолетоносцев "Мистраль". СМИ сообщают, что решение о строительстве или отказе от строительства третьего и четвертого вертолетоносца для ВМФ России будет приниматься в 2016 г.

2013 г. 01 февраля - согласн СМИ в обстановке повышенной секретности состоялась официальная закладка первого корабля BPC Russe в Сен-Назере (Франция) - в сухой док, где будет вестись сборка корабля, была помещена первая носовая секция ( , ).

2013 г. 05 февраля - вице-премьер Правительства России Д.О.Рогозин заявил журналистам, что в России не производится топлива для вертолетоносцев "Мистраль". Позже, он же заявил, что фактически он имел ввиду что-то иное. В то же время, в ноябре 2009 года, когда вертолетоносец заходил в Санкт-Петербург, ООО «Балтийская Бункерная Компания» производила бункеровку этого судна, поставив на него 450 тонн дизельного топлива (MGO 0,1). Так же ИАА «ПортНьюс» сообщает, что опрошенные ИАА «ПортНьюс» представители физических поставщиков бункерного топлива в России с утверждением об отсутствии необходимого топлива не согласились. Корабли типа Mistral ходят на дизельном топливе и мазуте марки IFO-180, - подтвердили ИАА «ПортНьюс» в одной из крупнейших бункеровочных компаний Северо-Запада России, - так называемая «натовская» спецификация морских топлив ничем не отличается от стандартов ISO, а также ГОСТов и ТУ, по которым производится судовое топливо в России. Что же касается типа двигателей, то большой процент судов в мире ходит на аналогичных двигателях. Поэтому любая бункеровочная компания может физически поставить топливо на такое судно в России, уверены собеседники агентства ().


http://www.meretmarine.com via http://bmpd.livejournal.com).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, июнь 2013 г. (фото - Vincent Grоizеlеаu, опубликовано 20.06.2013 г., http://www.meretmarine.com via http://bmpd.livejournal.com).


- 2013 г. 19 июня - во Франции начато строительство второго ДВКД типа "Мистраль" для ВМФ России ().

2013 г. 26 июня - "Балтийский завод" планирует произвести спуск на воду кормовой части ДКВД типа "Мистраль", строительство которой ведется на заводе. Ранее в некоторых СМИ появилась информация о переносе строительства секций кораблей для ВМФ России во Францию в связи с якобы срывом сроков строительства (). Спуск кормовой части ДВКД по плану состоялся 26.06.2013 г. Спуск на воду головного корабля планируется 15.10.2013 г. Кормовая часть должна прибыть на верфь во Францию 25 июля 2013 г. ().


http://www.fontanka.ru).


Церемония спуска на воду кормовой части головного ДВКД Mistral для ВМФ России, г.Санкт-Петербург, "Балтийский завод", 26.06.2013 г. (фото - Игорь Руссак, http://ria.ru).


Церемония спуска на воду кормовой части головного ДВКД Mistral для ВМФ России, г.Санкт-Петербург, "Балтийский завод", 26.06.2013 г. (http://www.fontanka.ru).


Кормовая часть головного ДВКД Mistral для ВМФ России, г.Санкт-Петербург, "Балтийский завод", начало июля 2013 г. (фото - http://pfc-joker.livejournal.com).


- 2013 г. 07 июля - построенная на "Балтийском завода" кормовая часть ДВКД "Владивосток" 6 июля отправлена во Францию для сборки корабля. В рамках работ по насыщению корпуса первого ДВКД Балтийским заводом были установлены фундаменты под винто-рулевые колонки, кормовая и бортовая аппарели, подъемные платформы для вертолетов, подъемник боезапаса, клинкетные ворота ангара. Оборудовано помещение балластных насосов, смонтировано буксирно-швартовое оснащение для транспортировки корпуса в Сен-Назер. Смонтированы все предусмотренные проектом люки и двери, установлено электрослесарное оборудование (кабельные лотки и фундаменты под электроприборы). Также произведено насыщение корпуса трубами балластной, сточной и пожарной систем. Общая длина труб составляет около 5 тыс. метров ().

2013 г. 23 июля - кормовая часть ДВКД "Владивосток" прибыла к мечту назначения в г.Сен-Назер (Франция).


Кормовая часть ДВКД "Владивосток" прибыла в г.Сен-Назер, Франция, 23.07.2013 г. (фото - DCNS via http://ria.ru).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 23 июля 2013 г. (фото - Gilbert Cailler, http://www.shipspotting.com/gallery/photo.php?lid=1843349).


Начало стыковки корпуса ДВКД "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России - завершена. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 25 июля 2013 г. (фото STX France via http://bmpd.livejournal.com).


Стыковка корпуса ДВКД "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России - завершена. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 25 июля 2013 г. (фото STX France via http://bmpd.livejournal.com).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Севастополь" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 10.08.2013 г. (фото - Christophe Dedieu, http://www.shipspotting.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 08.09.2013 г. г. (фото - Christian Plague, http://www.shipspotting.com/ via http://prokhor-tebin.livejournal.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" типа Mistral для ВМФ России перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото - Даниил Низамутдинов, http://en.ria.ru).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" типа Mistral для ВМФ России перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото - AFP, http://legatus-minor.livejournal.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" типа Mistral для ВМФ России перед спуском на воду. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France. 15.10.2013 г. г. (фото - Frank Perry, AFP, http://www.lexpress.fr).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, 21.10.2013 г. г. (фото - brunoh, http://www.shipspotting.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Владивосток" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, 21.10.2013 г. г. (фото - Gilbert Cailler, http://www.shipspotting.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Севастополь" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 02.01.2014 г. (фото - Christian Plague, http://www.shipspotting.com/).


Десантный вертолетоносный корабль-док "Севастополь" - ДВКД типа Mistral для ВМФ России. Франция, г.Сен-Назер, верфь STX France, 25.01.2014 г. (фото - Christian Plague, http://www.shipspotting.com/).


- 2014 г. 31 января - в СМИ заявлено , что ОСК потребуется около 1 года для интеграции отечественных систем на ДВКД "Владивосток". ИНтеграция систем вооружения и БРЭО будет осуществляться в Кронштадте.

Реестр вертолетоносцев Mistral (26.06.2013 г.):

№пп Наименование зав.
завод заложен спущен на воду вступил в строй Статус
01
Mistral L9013
DCNS (Брест, кормовая часть и сборка) и Alstom (Сен-Назер, носовая часть)
10.07.2003
06.10.2004 февраль 2006 г.

02 Tonnerre L9014
26.08.2004 26.07.2005 декабрь 2006 г. ВМС Франции, порт приписки Тулон
03 Dixmude L9015 DCNS (Брест, кормовая часть и сборка) и Alstom (Сен-Назер, носовая часть) 18.04.2009 10.12.2010 ожидалось в мае 2012 г.

03.01.2012 г.

передан ВМС Франции на три месяца раньше срока, порт приписки Тулон
04 Gamal Abdel Nasser

Бывший №1 для ВМФ России

"Владивосток" (согласно заявлению Главкома ВМФ от 01.02.2012 г.)

DCNS (Брест, кормовая часть и сборка) и Alstom (Сен-Назер, носовая часть) 2011 г. планируется

01.02.2012 г. (строительство секций)

01.02.2013 г. (официальная закладка, сборка)

план - 15.10.2013 г. (26.06.2013 г.)

15.10.2013 г. (факт)

планируется 2014 г. (2012 г.)

план 01.11.2014 г. (04.10.2013 г.)

готовность корабля - 36 месяцев с момента закладки

05
Anwar al-Sadat

Бывший №2 для ВМФ России

"Севастополь" (согласно заявлению Главкома ВМФ от 01.02.2012 г.)

DCNS (Брест, кормовая часть и сборка) и Alstom (Сен-Назер, носовая часть) 2012 г. планируется (по состоянию на 2011 г.)

19.06.2013 г. (начато строительство)

план - 04.07.2013 г. (официальная закладка, 26.06.2013 г.)

план - октябрь 2014 г. (июнь 2013 г.) планируется 2015 г. (2012 г.)
заказан, порт приписки Владивосток, ТОФ

готовность корабля - 36 месяцев с момента закладки

06 №3 для ВМФ России
возможно ЛАО, г.Санкт-Петербург, изготовление плавучих частей корпуса - "Балтийский завод".

22.12.2011 г. объявлено о возмножном строительстве на ПО "Севмаш"

-
- - ТОФ или СФ, решение о строительстве будет приниматься в 2016 г. (24.01.2013 г.)
07 №4 для ВМФ России возможно ЛАО, г.Санкт-Петербург, изготовление плавучих частей корпуса - "Балтийский завод"

22.12.2011 г. объявлено о возмножном строительстве на ПО "Севмаш"

- - - ТОФ или СФ, решение о строительстве будет приниматься в 2016 г. (24.01.2013 г.)
Курсивом выделены предположительные данные.

Источники :

"Балтийский завод" начал резку для корпуса первого "Мистраля". Сайт http://flotprom.ru , 2012 г.
Википедия - свободная энциклопедия. Сайт http://ru.wikipedia.org , 2011 г.
Французы меняют тех.документацию на "наши" "Мистрали". http://navy-rus.livejournal.com , 08.12.2011 г.
BPC Russe. http://bmpd.livejournal.com/292022.html , 2012 г.
Lenta.Ru. 2010-2012 г.г.

24 декабря 2010 года Россия и Франция объявили о заключении соглашения о строительстве двух вертолетоносцев типа «Мистраль» на французской верфи STX Europe, находящейся в Сен-Назер. Также 24 декабря 2010 года было объявлено, что по итогам тендера на поставку вертолетоносцев власти РФ выбрали предложение консорциума, состоящего из французской компании DCNS и российской Объединённая судостроительная корпорация.

Договор на постройку серии из двух ДВКД типа «Мистраль» был подписан 25 января 2011 года в Сен-Назере. Протокол о намерениях был подписан 10 июня 2011 года в Париже, подписание окончательного контракта состоялось 17 июня 2011 года в рамках Петербургского международного экономического форума.

Десантный вертолетоносный корабль-док (ДВКД) типа «Мистраль» способен выполнять сразу четыре разных задачи: десантировать на сушу воинские части, принимать вертолеты, быть центром командования и плавучим госпиталем. На корабле могут одновременно располагаться десант численностью 450 человек (кратковременно до 900 человек) и до 16 вертолетов массой 12 тонн каждый. Для них предусмотрен ангар площадью 1800 кв. метров.

На российских кораблях типа «Мистраль» будут размещаться 16 вертолетов в комбинации 8 Ка-52К + 8 Ка-29, то есть восемь боевых и восемь транспортных. Данная комбинация может быть изменена в зависимости от поставленной задачи. Также они будут оснащены самыми современными отечественными системами вооружения, в том числе пусковыми установками сверхзвуковых крылатых ракет, новейшими системами и комплексами противоракетной, противовоздушной и противолодочной обороны.

Основные характеристики корабля типа «Мистраль»: Водоизмещение 22600 тонн. Общая длина корпуса 199 метров, ширина 32 метра, высота борта на уровне полетной палубы 27 метров, осадка 6,42 метра. Максимальная скорость при осадке 6,42 метра равна 18,5 узлам при 100% мощности двигателей-азиподов (3,5 мегаватт). Экипаж составляет 177 человек, число пассажиров 481 человек.

Головной корабль серии ДВКД «Владивосток»: закладка носовой части состоялась 1 февраля 2012 года на верфи Alstom, Сен-Назер, Франция. Кормовая часть была заложена 1 октября 2012 года на Балтийском заводе, Санкт-Петербург. Резка металла для ее строительства была начата 1 августа.

26 июня 2013 года, точно в предусмотренный контрактом срок, на Балтийском заводе в присутствии руководителей ОАО «ОСК», STX-France, DCNS и ФГУП «Рособоронэкспорт» был произведен спуск на воду кормовой части ДВКД.

Часть корпуса, построенная на Балтийском заводе, в длину достигает 94 метров, спусковая масса 6400 тонн. Помимо корпусных покрасочных работ на заводе произведено частичное насыщение корпуса трубопроводами и оборудованием.

В рамках работ по насыщению корпуса первого ДВКД Балтийским заводом были установлены фундаменты под винто-рулевые колонки, кормовая и бортовая аппарели, подъемные платформы для вертолетов, подъемник боезапаса, клинкетные ворота ангара. Оборудовано помещение балластных насосов, смонтировано буксирно-швартовое оснащение для транспортировки корпуса в Сен-Назер. Смонтированы все предусмотренные проектом люки и двери, установлено электрослесарное оборудование (кабельные лотки и фундаменты под электроприборы). Также произведено насыщение корпуса трубами балластной, сточной и пожарной систем. Общая длина труб составляет около 5000 метров.

04 июля 2013 года в рамках Международного военно-морского салона (МВМС-2013), в строгом соответствии с намеченными сроками, представители Объединенной судостроительной корпорации и французской верфи STX-France подписали акт приема-передачи построенной на Балтийском заводе кормовой части первого российского вертолетоносца типа «Мистраль». Со стороны ОСК акт подписал президент корпорации Владимир Шмаков, со стороны STX-France – генеральный директор компании Лорен Кастэн.

06 июля 2013 года в 18:00 часов океанский буксир «En Avant 20» в сопровождении двух портовых буксиров петербургского морского порта взял подготовленную к дальнему плаванию корму первого российского «Мистраля» и потянул ее по направлению к судопропускному сооружению №1 петербургской дамбы. Там портовые буксиры отцепились, и их океанский коллега повел построенную на Балтийском заводе часть корпуса вертолетоносца в открытые воды Балтики.

На STX-France была произведена стыковка кормовой и носовой частей корабля и ДВКД «Владивосток» 15 октября 2013 года был спущен на воду. После этого он будет доставлен в Россию и после дооборудования в соответствии с требованиями ВМФ России – будет передан флоту осенью 2014 года.

05 марта 2014 года вышел в море на заводские ходовые испытания. 14 ноября 2014 года - компании «Рособоронэкспорт», но церемония была отменена по инициативе Парижа. Ранее президент Олланд неоднократно заявлял, что ключевым условием поставки корабля России станет «полное соблюдение» режима прекращения огня на Востоке Украины. По сообщению от 18 ноября российским морякам , находящегося во французском порту Сен-Назер. Запрет введен с 17 ноября. По сообщению от 18 декабря российский учебный корабль «Смольный» с 400 моряками, обучавшимися управлению вертолетоносцами.

Второй корабль серии ДВКД «Севастополь»: закладка носовой части состоялась 18 июня 2013 года на верфи Alstom, Сен-Назер, Франция. 20 декабря 2013 года был установлен последний 440 тонный блок носовой части корпуса. Кормовая часть была заложена 04 июля 2013 года на Балтийском заводе, Санкт-Петербург. Резка метала для ее строительства была начата в мае месяце 2013 года. 30 апреля 2014 года состоялся спуск на воду кормовой части. Корпус кормовой части 26 июня 2014 года отправлен в Сен-Назер для стыковки с «французской» половиной. 20 ноября 2014 года был . В марте 2015 года вышел в море для проведения первого этапа ходовых испытаний, который продлился одну неделю. 14 апреля для проведения второго этапа ходовых испытаний. 15 апреля после успешного завершения второго этопа морских испытаний.

По сообщению от 26 мая 2015 года ранее во Франции вертолетоносцев. Сейчас стороны обсуждают только размер компенсации.

По сообщению от 05 августа 2015 года Президент Российской Федерации и Президент Французской Республики приняли совместное решение на строительство и поставку двух десантно-вертолётных кораблей-доков типа «Мистраль», подписанного в июне 2011 года.

По сообщению от 31 августа 2015 года Франция выплаченные Россией суммы по проекту «Мистраль», а также ее затраты на обучение экипажей. По сообщению от 23 сентября власти Франции вертолетоносцы Египту. 10 октября 2015 года Египет и Франция подписали контракт на приобретение Каиром вертолетоносцев типа , построенных для России.

О происхождении «Мистралей» известно в мельчайших подробностях. Универсальные десантные вертолетоносцы-доки, принятые на вооружение ВМС Франции в количестве трех единиц. Крупные корабли полным водоизмещением свыше 20 тыс. тонн со сплошной полетной палубой, ангаром для размещения авиатехники и кормовой доковой камерой для десантных катеров.

Строятся по модульному принципу в соответствии со стандартами гражданского судостроения, что положительным образом сказывается на снижении стоимости и ускорении темпов их постройки. Максимальная длительность постройки с учетом всех выявленных проблем и неизбежных задержек не превышает 34 месяцев . Стоимость покупки двух кораблей в рамках «российского контракта» составила 1,2 млрд. евро, что соответствует стоимости одного десантного транспортного корабля-дока типа «Сан Антонио» (США). Впечатляет.

Использование в конструкции УДК норм и технологий гражданского судостроения представляется оправданным решением - концепция применения УДК не подразумевает прямого участия в боевых действиях. Высокая живучесть, стойкость к гидродинамическим ударам и боевым повреждениям, наличие ударного вооружения - все эти пункты к «Мистралю» не относятся.

Задачами корабля-парома являются :
— доставка экспедиционного батальона морской пехоты в любую точку мира;
— загоризонтная высадка личного состава и техники в конфликтах низкой интенсивности с использованием вертолетов и морских десантных средств;
— участие в гуманитарных миссиях;
— выполнение функций госпитального корабля и командного пункта.

Боевой информационный центр на борту французского «парома» оснащен на уровне БИЦ крейсера с .

Насколько «Мистраль» является «французским»?

Проект УДКВ «Мистраль» появился на свет благодаря усилиям Генеральной делегации по вооружениям (Délégation Générale pour l’Armement) и французской государственной оборонной компании DCNS (Direction des Constructions Navales) с привлечением ряда зарубежных подрядчиков:
— финской Wärtsilä (судовые дизель-генераторы),
— шведского отделения Rolls-Royce (винторулевые колонки типа «Азипод»),
— польской Stocznia Remontowa de Gdańsk (блоки средней части корпуса, образующие вертолетный ангар).

Разработка боевой информационной системы и средств обнаружения корабля была доверена международной промышленной группе Thales Group - мировому лидеру в разработке радиоэлектронных систем для авиакосмической, военной и морской техники. ЗРК самообороны поставила европейская компания MBDA.

Мультинациональный формат проекта ничуть не смущает французов - единое европейское пространство с единой валютой, живущее по единым законам и правилам. Общие цели и задачи. Флот, строящийся по единым стандартам НАТО.

Но, что самое удивительное, проект не ограничивается европейским континентом: нити этой истории тянутся далеко на восток, в южнокорейский Кёнсан-Намдо. Туда, где находится штаб-квартира STX Corporation.

«Мистрали» для ВМС Франции стоились по следующей схеме: корпус УДК в конечном итоге формировался из двух крупных секций - носовой и кормовой. Кормовая часть и надстройка «Мистраля» строилась на собственных мощностях DCNS при участии множества субподрядчиков: остов стоящегося корабля регулярно буксировался с одной французской верфи на другую, где происходило его постепенное насыщение оборудованием.

Основная часть сборочных работ была произведена в Бресте, двигатели и винторулевые колонки «Роллс-Ройс Мёмейд» смонтировали в Лорьяне. Окончательным насыщением готовой секции корпуса, установкой электроники и радиотехнических систем занимались специалисты судоремонтного завода в Тулоне. Всего на долю DCNS пришлось порядка 60% выполненных работ.

Носовая часть десантного вертолетоносца строилась в Сен-Назере, на знаменитой верфи «Шантье де л’Атлантик», принадлежавшей в то время французскому промышленному гиганту Alstom. Это место стало колыбелью для самых впечатляющих проектов в области крупнотоннажного судостроения - отсюда отправился в свой путь легендарный лайнер «Куин Мэри 2». Здесь, в 70-е годы строилась серия супертанкеров типа Batillus с дедвейтом более полумиллиона тонн! Здесь же собирались носовые части каждого из .

В 2006 году верфь «Шантье де л’Атлантик» перешла в собственность норвежской промышленной группы Aker Yards. Однако вскоре, в 2009 году верфь, как и вся группа Aker Yards, была поглощена южно-корейской корпорацией STX. Третий по счету корабль типа «Мистраль» - Dixmude (L9015) - достраивали уже корейцы.

Вертолетоносцы «Мистраль» строили всем миром. Франция при участии Польши, Швеции, Финляндии… - весь Евросоюз в сборе! На французских и южнокорейских верфях. Несмотря на столь сложную промышленную цепочку и огромное количество зарубежных контрагентов, новые УДК, в целом, оправдали ожидания командования ВМС Франции - универсальное и сравнительно дешевое средство для доставки гуманитарной помощи и экспедиционных частей в страны Африки и Ближнего Востока.

К примеру, УДК «Диксимьюд» принял участие в операции «Сервал» (подавление беспорядков в Мали,2013 г.), доставив из Франции на Африканский континент подразделения 92-го пехотного полка.

«Мистраль» — корабль без Родины

С французскими «Мистралями» все предельно очевидно - корабли построены совместными усилиями стран-партнеров. Тесные экономические, политические и военные связи между странами Еврозоны и даже такой далекой, но на деле близкой, Республикой Кореей не подлежат сомнению. Единые международные стандарты и транснациональные компании стирают границы государств, объединяя под своим началом научный и промышленный потенциал многих стран.

Но где и как строятся УДК «Владивосток» и «Севастополь» - два десантных вертолетоносца, предназначенные для ВМФ России?

Согласно контракту, ставшему крупнейшей военной сделкой между Россией и странами Запада с момента окончания Второй мировой войны, в 2014 и 2015 году корабельный состав отечественного ВМФ должен пополнится двумя импортными УДК российско-французской постройки. От слов быстро перешли к делу:

1 февраля 2012 года в Сен-Назере началась нарезка металла для первого корабля, получившего название «Владивосток». 1 октября того же года начались работы на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге - согласно контракту, отечественные судостроители должны построить 20% секций кормовой части вертолетоносца.

Нетрудно догадаться, что генеральным подрядчиком стала южнокорейская STX - именно она, при поддержке французской оборонной компании DCNS и ряда сторонних поставщиков, строит вертолетоносцы для ВМФ России на верфи «Шантье де л’Атлантик» в Сен-Назере.

26 июня 2013 года Балтийский завод выполнил в срок запланированный объем работ, спустив на воду корму нового «Мистраля» - спустя месяц кормовая секция была благополучно доставлена в Сен-Назер для последующей стыковки с основной частью корабля.

15 октября 2013 десантный корабль «Владивосток» был официально спущен на воду. После завершения всех работ на французской верфи, он перейдет к достроечной стенке завода «Северная верфь» (Санкт-Петербург) для окончательного насыщения отечественным оборудованием.

Ожидается, что новый вертолетоносец войдет в состав ВМФ России в конце 2014 - начале 2015 гг. Менее трех лет с момента закладки! Невиданный результат для отечественного кораблестроения, где один фрегат может строиться на протяжении 8 лет.

Второй корабль «русской серии» - «Севастополь» - был заложен 18 июня 2013 года. Он будет строиться по аналогичной схеме, лишь с той разницей, что Балтийский завод обеспечит строительство 40% корпуса УДК. Корабль должен войти в строй до конца 2015 года.

Также договор между Россией и Францией включает в себя опционы на постройку третьего и четвертого вертолетоносца по лицензии на собственных промышленных мощностях - предполагается, что для этих целей будет сооружена новая верфь на о. Котлин. Но, как стало известно в конце 2012 года, планы по реализации данных опционов были перенесены с 2013 на 2016 год, что придает всей истории туманный оттенок неопределенности.

Среди поставщиков и контрагентов во всемирной промышленной цепочке значатся : российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), государственная оборонная компания DCNS, верфь «Шантье де л’Атлантик» южно-корейской компании STX, финская Wärtsilä и шведское подразделение Rolls-Royce (силовые установки и движители). Чрезвычайно важным представляется участие Thales Group - оборудование и системы, поставленные этой компанией представляют наибольший интерес для российского ВПК (в первую очередь - боевая информацинно-управляющая система «Зенит-9»).

Также, российский вертолетоносец обещают оснастить инфракрасными поисково-прицельными системами Vampir-NG французской фирмы Sagem. Несмотря на обилие иностранного оборудования, французы обещают провести полную русификацию всех систем корабля во избежание возникновения каких-либо проблем при его эксплуатации в составе ВМФ России.

Авиагруппа будет представлена отечественными транспортно-боевыми вертолетами Ка-29 и ударными машинами . Первый из российских «Мистралей» придется оснастить скоростными катерами французского производства - компоновка и размеры док-камеры изначально рассчитывались под габариты техники НАТО. Потому эффективное размещение внутри «Мистраля» существующих десантных средств российского производства не представляется возможным. Впрочем, это не самая большая проблема, к тому же, она была успешно решена.

Считая количество субподрядчиков, принявших участие в создании вертолетоносца для ВМФ России, можно спеть «Интернационал» - французский десантный корабль оказался по факту «Ноевым ковчегом», вобравшим в себя технологии и участников со всего света. И стоит признать: проект удался на все 100%.

Несмотря на гневные упреки в «растрате» государственных средств, «Мистрали» получились ОЧЕНЬ дешевыми . 600 млн. евро (800 млн. долл.) за каждую боевую единицу - даже с учетом всех дополнительных процедур, связанных с доводкой систем корабля, проведением его испытаний и устранения выявленных недостатков - стоимость «Мистраля» не превысит миллиарда долларов. Это невероятно много с точки зрения среднестатистического россиянина. Но сущие копейки по меркам современного кораблестроения.

800 млн. долларов - за такие деньги сейчас не построить даже нормальный эсминец. Американские обходятся Пентагону по 1,8-2 млрд. долларов за штуку. Стоимость маленького российского , по словам Главкомата ВМФ, может достигать 560 млн. долл. (18 млрд. руб.)!

В данном случае мы имеем крупный вертолетоносец водоизмещением 20 тысяч тонн. К тому же построенный в предельно сжатые сроки - результат налицо, и какой-либо коррупционной составляющей здесь заметить сложно. Построить что-либо подобное за меньшую цену не представляется возможным.

«Мистраль» — особенности эксплуатации

Опасения в том, что «Мистраль» не сможет эксплуатироваться при температурах ниже +7 градусов Цельсия, совершенно безосновательны.

Россия, наряду со Скандинавией и Канадой, несомненно, являются самыми северными странами в мире. Но позвольте узнать, как это относится к «Мистралю»? Никто не говорит о его базировании на Крайнем Севере - Россия, к счастью, чудовищно велика и у нас достаточно других мест базирования с более адекватными природно-климатическими условиями. Новороссийск. Прогноз погоды на 1 декабря - плюс 12°С. Субтропики.

Владивосток холоднее. Широта крымская, долгота колымская. Тем не менее, и там эксплуатация УДК не должна столкнуться с какими-либо критическими затруднениями - операционная зона Тихоокеанского флота включает в себя весь Азиатско-Тихоокеанский регион и Индийский океан, где, как известно температура редко опускается ниже +7° по Цельсию.

«Мистраль» не годится для действий в Арктике . Но ему там попросту нечего делать. Но зато есть чем заняться в Средиземке и других южных морях.

Заявления о несоответствии инфраструктуры мест базирования и стандартов отечественной солярки европейским нормам не стоят свеч. «Мистраль» не настолько велик, как его представляют - например, он меньше атомного крейсера «Петр Великий». Длина вертолетоносца всего на 35 метров превышает длину среднестатистического БПК или эсминца. Порожнее водоизмещение этого «парома» с выгруженным авиакрылом, катерами, техникой, запасами вооружения и топлива не должно превышать 15 тыс. тонн.

УДК «Диксимьюд» (L9015) по сравнению с фрегатом типа «Лафайет» (полное в/и 3600 т.)

Единственная проблема может быть связана с обслуживанием винторулевых колонок типа «Азипод». В принципе, с этим вопросом следовало бы обратиться в судоремонтные центры на Балтике и на Севере, однако, не так давно были обозначены планы о строительстве крупного судостроительного предприятия на Дальнем Востоке в сотрудничестве с Южной Кореей - к тому времени, когда прибудут «Мистрали» все должно быть решено.

УДК «Мистраль» по размерам в два раза меньше советских авианесущих крейсеров - будем надеяться, что он не повторит их судьбу и получит вовремя всю необходимую береговую инфраструктуру.

Что касается несоответствия отечественных марок и сортов ГСМ высокотехнологичным двигателям «Мистраля»… Кого сейчас удивишь «диковинной» импортной техникой - финскими дизель-генераторами фирмы «Вяртисля»?

Самые грозные обвинения, предъявляемые к французским «паромам» - их низкий боевой потенциал и абсолютная бесполезность в рамках оборонительной концепции применения отечественного ВМФ. «Каютоносец» сам нуждается в качественном прикрытии с моря и с воздуха и не способен участвовать в морском бою. Полный ход 18 узлов. Вместо серьезных систем самообороны - ПЗРК и пулеметы. Мощные радиолокационные средства? Гидролокатор? Ударное вооружение? Противолодочные ракетоторпеды? Ничего этого нет и быть не может - оттого и столь низкая цена за столь крупный корабль. С точки зрения военно-морского флота, «Мистраль» представляет собой пустую коробку . Наличие 16 вертолетов уже ничего не значит в современном бою - Ка-52 не конкурент истребителю-бомбардировщику.

Но стоит открыть подшивку новостей за 2013 год - где и чем занимается отечественный ВМФ - все немедленно становится на свои места. «Мистраль» не годится для борьбы с АУГ «вероятного противника», зато идеально соответствует задачам обеспечения присутствия ВМФ России на просторах Мирового океана . Крупный корабль с монументальным внешним обликом и современным дизайном, способный месяцами находиться «на передовой» - у побережья Сирии или где требуется. Комфортабельные помещения для батальона морской пехоты. Грузовая палуба для бронетехники. Вертолеты. При необходимости можно доставить «гуманитарную помощь» союзникам - причем самыми разными способами. Неоверсия советского БДК!

В целом, вердикт положительный. Единственный по-настоящему стоящий вопрос: мог бы ВМФ России обойтись без покупки этих кораблей? Эксперты различного уровня сходятся во мнении, что покупка «Мистралей» - далеко не самое рациональное решение. У нас пока еще достаточно БДК из «советского задела». Строятся новые - проект 11711 «Иван Грен» . Но ощущается критическая нехватка боевых кораблей I и II рангов - крейсеров, эсминцев, фрегатов. Настолько, что приходится собирать средиземноморскую эскадру со всех четырех флотов.

Наконец, если нашим специалистам так не терпелось познакомиться с «продвинутыми» западными технологиями - можно было приобрести технику интереснее, чем французский «паром». Пусть даже с БИУС «Зенит-9» и ИК-сенсорами Vampir-NG.

Например, было бы любопытно осмотреть вблизи франко-итальянский фрегат (эсминец) типа «Горизонт» - самый мощный и совершенный корабль ПВО в мире после британского «Дэринга». Если «Горизонт» окажется слишком секретным, в качестве «демонстратора» новых технологий могла подойти неатомная подлодка типа «Скопрен» с двигателем Стирлинга. То есть посмотреть то, аналогов чего у нас пока нет. Французы (DCNS) и испанцы (Navantia) с удовольствием строят такую технику на экспорт: для флотов Индии, Малайзии, Бразилии, Чили…

Увы, интересы моряков остались в тени геополитических интриг. Мы выбрали . Так забирайте его скорее, без лишних слов! Пока выделенные средства не ушли в оффшоры.

Тем более, кораблик и вправду вроде неплох.

До настоящего времени все попытки французов продать «Мистраль» на мировом рынке оказывались безрезультатными . Франция, построив 2 корабля для своих ВМС, была вынуждена прекратить их строительство, и выставила этот корабль в качестве тендера на конкурс в Австралии, когда Австралия решила выбрать для себя тип корабля для своих десантных сил.

Однако Канберра твёрдо настаивала на том, чтобы оба корабля строились на судоверфях Австралии, тогда как Париж уступал зарубежным коллегам только один корабль – второй должен был строиться во Франции.

Главной причиной отказа австралийского флота от «Мистраля» в пользу его испанского конкурента стали так и не преодолённые разногласия по поводу места постройки двух кораблей. Во-вторых , австралийцы оценили Мистраль как «слишком сложный корабль, имеющий определенные проблемы с мореходностью и слишком дорогой ». Мистраль не несёт на себе никакой уникальной техники или уникального вооружения, которого бы не могла самостоятельно производить Россия.

Технические характеристики десантного вертолётоносца класса Mistral .
Имеет стандартное водоизмещение 16,5 тыс. тонн, полное — 21,3 тыс. тонн. При заполненном доке — 32,3 тыс. тонн. Его длина — 199 метра, ширина — 32 метра, высота 64,3 м, осадка — 6,3 метра. Скорость полного хода — 18,8 узла. Дальность плавания — до 19,8 тыс. миль.
Вертолётная группа корабля включает 16 машин (8 десантных и 8 боевых штурмовых вертолёта). Одновременно на взлётной палубе может размещаться 6 вертолётов.
Кроме того, судно способно нести четыре десантных катера или два судна на воздушной подушке, до 13 основных боевых танков или до 70 машин, а также до 470 человек десанта (кратковременно 900).

На борту «Мистраля» оборудован командный центр площадью 850 кв.м, в котором могут работать до 200 человек. Он хорошо оснащен и позволяет использовать «Мистраль» для управления различного рода и масштаба операциями межвидовых группировок войск (сил), в том числе осуществляемыми в автономном режиме; действиями эскадры, флотилии или флота.

Кроме того, на корабле есть госпиталь на 69 койко-мест (их количество можно увеличить, но незначительно), две операционные комнаты и рентгенкабинет. В Мистрале интересен, прежде всего, энергоагрегат. Французы всегда были сильны в создании экономичных двигателей. Отличительной особенностью движительной установки является отсутствие громоздких гребных валов, поскольку два гребных винта располагаются в специальных поворотных гондолах – диапазон вращения составляет 360 градусов. Такая конструкция главных движителей делает корабль более маневренным, что особенно важно при перемещении вблизи берега.

Правда неясно, как будет восстановлена работоспособность абортных ГЭД в случае их отказа без использования дока? А корабль без движения — это уже не корабль, а простейшая мишень. Единственное достоинство французского корабля — дальность плавания.
Mistral предназначен для перевозки войск и грузов, высадки десанта, может использоваться как штабной корабль. В настоящее время французские ВМС располагают двумя кораблями этого типа – «Mistral L.9013» и «Tonnerre L.9014». Это наиболее крупные корабли после авианосца «Шарль де Голль».

Испанский десантный вертолётоносец класса «Juan Carlos I» или, как считают австралийцы, ДВКД класса «Канберра» и однотипную «Аделаиду» планируется построить для ВМС Австралии к 2013-му и 2015-му году. Фактически же это десантный вертолётоносец-док, отличительной особенностью которого является сплошная полётная палуба с носовым трамплином для обеспечения взлета самолетов с укороченным взлетом и вертикальной посадкой.

Кроме двенадцати вертолётов испанский «Juan Carlos I» так же обеспечивает базирование до шести тактических истребителей — в нашем случае это могли бы быть МиГ-29К. Корабль может использоваться в качестве замены авианосца при осуществлении его ремонта в сухом доке.

Вертолётоносец «Juan Carlos I » имеет длину 230,82 м, максимальную ширину — 32 м, максимальное водоизмещение — 27563 тонны и осадку — 6 метров. Корабль развивает максимальную скорость до 21 узла (39 км/ч) и обеспечивает транспортировку техники и личного состава на расстояние 9000 морских миль (16000 км) со скоростью 15 узлов (28 км/ч).
Экипаж судна состоит из 243 человек постоянного персонала. Корабль также может транспортировать во внутренних помещениях до 902 десантников с экипировкой и до 46 основных боевых танков Leopard.

Поэтому для России выгоднее было бы приобретение испанского десантного вертолётоносца-дока «Juan Carlos I»

В российско-французской сделке по «Мистралям» отчётлива видна только выгода для Франции. Саркози использует сделку по «Мистралю» как приманку, чтобы наладить деловые связи с Россией в более широком спектре. Этой сделкой Саркози хочет добиться гарантий для деловых контактов французского бизнеса с российским. Например, компания GDF Suez получит 9% акций «Северного потока». Президент Саркози подтвердил, что идут переговоры о продаже России четырёх десантных кораблей класса «Мистраль».

«Мистраль» — это вертолётоносец, который мы будем создавать для России без военного оборудования, если они и будут проданы, то будут лишены электронных и компьютерных систем. Непонятно, как можно без современных технологий продавать «Мистраль», зачем он тогда вообще нужен? Официальная Москва определила это условие как один из ключевых параметров обсуждаемой сделки.

Кроме того, для Франции – это прежде всего огромный рынок сбыта, а продажа «Мистралей» спасёт от банкротства судоверфь в Сен-Назере на атлантическом побережье. В случае подписания такого контракта работой французская промышленность будет обеспечена на несколько лет.
Командование ВМС Франции особо подчеркнуло тот факт, что благодаря оптимизации расходов по различным статьям, внедрению инновационных инженерных решений и секционной постройке кораблей данного типа не только сократилось время строительства серии, но и почти на 30% удалось снизить объём общих расходов по программе.

В западном кораблестроении давно наметилась тенденция использования гражданских технологий в военном кораблестроении , это позволяет удешевить постройку кораблей и использовать унифицированное оборудование на боевых кораблях и гражданских судах. Но, вся эта унификация не лучшим образом сказывается на живучести корабля.

Хотя российские корабли могут быть и дороже, так как не используется такая глубокая унификация оборудования с гражданским флотом (и это правильно), они от этого только выигрывают в надежности, живучести и других важных характеристиках. К сожалению, эти требования взаимоисключают друг друга: хочешь дешевле и проще — получи одно, хочешь обеспечить боевую устойчивость — получи другое.

Боевые корабли и строятся для ведения боевых действий , а не для увеселительных прогулок по большому барьерному рифу или Карибскому морю. Только об этом сейчас стали забывать. И особенно этим грешат как раз западные компании, для которых вопрос низкой цены выходит на первое место.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ БЕДЫ РОССИИ

В составе ВМФ России десантный вертолётоносный корабль-док класса «Мистраль», в случае его покупки у Франции, будет использоваться только в качестве корабля управления, военное ведомство рассматривает десантную функцию корабля как второстепенную, присущую универсальным кораблям. Россияне вынуждены этот корабль покупать.

450 млн. евро, которые мы должны заплатить за покупку головного корабля и примерно такие же суммы, которые мы должны заплатить за лицензию, чтобы производить каждый следующий корабль, дают нам в общей сложности сумму почти в миллиард евро, которую фактически мы должны отдать Франции.

Корабль для России будет строиться по гражданским стандартам — без вооружения и радаров . Но если и есть смысл покупки серии, то нужно покупать первый уже готовый. Первоначальная официальная позиция России такова: один корабль покупаем, три других строим на территории нашей страны. Строительство больших судов – это ещё и рабочие места, и поддержка военно-промышленного комплекса. Для российских кораблестроителей это также и дополнительная возможность освоения новых европейских технологий.

Но в ходе переговоров Россия отступила от намеченного плана. Президент Франции Саркози предложил, что только два корабля могут быть построены в России. «Два и два – это было разумным соглашением », – заметил он, подразумевая, что два «Мистраля» сойдут со стапелей во Франции, а ещё два – уже в России. Строительством «Мистраля» займутся компании STX France и DCNS.

Флотские специалисты ухохотались от фразы начальника ГШ Николая Макарова — «По данным минобороны, «Мистраль» потребляет в 2-3 раза меньше топлива, чем наши десантные корабли! Французы совершили глобальный прорыв в корабельной энергетике? У них КПД энергетической установки в 2-3 раза выше, чем у кораблей всех остальных стран ». Становятся понятно, какие «грамотные» спецы сидят в нашем горячо любимом Минобороны!

Начальник ГШ Николай Макаров полагает, что Россия может закупить один французский вертолётоносец плюс технологии по его производству. «У нас нет кораблей подобного класса. Наши большие десантные корабли где-то в 3-4 раза меньше «Мистраля». Это не только десантный корабль – его многофункциональность очевидна: это и вертолётоносец, и штабной корабль, и десантный корабль, и госпиталь, и просто транспортный корабль, и любую новую функцию ему придать очень легко в самые короткие сроки. Кроме того, в составе ВМФ «Мистраль» будет заниматься транспортировкой людей и грузов, борьбой с подводными лодками и спасением людей при чрезвычайных ситуациях », — сказал военачальник в интервью телекомпании Russia Today.

ВМФ России намерен использовать «Мистраль», в случае его покупки у Франции, в качестве корабля управления. Народ смеётся! Покупать Мистраль, как корабль управления (а тем более четыре корабля в итоге), как вспомогательный флот – это деньги налогоплательщиков на ветер! При этом десантная функция корабля рассматривается как второстепенная.

Дело в том, что российские корабли проводят высадку десанта в любой обстановке в любых условиях при непосредственном подходе к береговой линии и своими силами, Мистраль — исключительно переброска техники. Эти корабли используются по сути своей как транспорты для доставки десантных средств, сами таковыми (десантными средствами) не являясь.

Для чего Россия закупает вертолётоносцы? Куда важнее мотивы – почему и для чего Россия закупает вертолётоносцы, и почему Франция – член НАТО – не просто соглашается на подобную сделку, а практически подталкивает Россию к покупке. Закупать во Франции тяжелый (21 тыс. тонн водоизмещения) десантный вертолётоносец для нынешней России бессмысленно.

Такой большой десантный корабль нужен, чтобы проводить высадки морских десантов в далёких от России странах. И то для прикрытия такого большого корабля нужен эскорт — крейсер, пара эсминцев, да ещё и авианосец (которого в РФ нет). В случае большой войны этот «Мистраль» в составе ВМФ РФ превращается просто в большую мишень. Уже всем давно понятно, что на дальние берега РФ выбрасывать своих морпехов сможет не скоро, на всех флотах только по бригаде морской пехоты.

Серьёзный недостаток этих кораблей — слабое вооружение , не обеспечивающее надёжную самооборону от сколько-нибудь серьёзных угроз (ПКР, торпеды, боевые пловцы-диверсанты). Планируемое усиление вооружения вертолётоносцев – самообман. Что на них можно разместить? Одну-две 100-миллиметровые пушки, одну-две пусковые установки ЗРК обороны ближнего рубежа и три-четыре «дуэта». Это максимум, который неизбежно обернется уменьшением метацентрической высоты и приведет к ухудшению остойчивости.

Высадку десанта с тяжёлой техникой на не оборудованное побережье самостоятельно «Мистраль» осуществлять не может, только с помощью танко-десантных плашкоутов. С 50 годов процедура эта долгая и сложная: заполнение док-камеры водой и вывод из неё плашкоутов занимают несколько часов. Сразу всю технику они доставить к урезу воды не могут. Нужно сделать несколько рейсов. Весь процесс десантирования занимает очень много времени. В течение этой процедуры «Мистраль» с заполненной док-камерой достаточно уязвим. Впрочем, десантники вертолётами на берег доставляются быстро. Но… без тяжёлого вооружения и бронетехники.

Главное, «Мистраль» не вписывается сегодня в концепцию боевого применения российской морской пехоты . Получив на вооружение такой корабль, наш флот не сможет с его помощью проводить те морские десантные операции, которые отрабатываются уже на протяжении десятилетий, или по крайней мере не получит от него существенной помощи для проведения таких операций. Вертолётоносец «Мистраль» не годится для проведения десантных операций и его будет трудно адаптировать под российское оборудование.

Этот корабль предполагает натовское оборудование без современного оснащения. Изделие покупается в комплектации: ПУСТАЯ КОРОБКА + ХОДОВАЯ ЧАСТЬ , но ведь пустой корпус могут сварить и наши корабелы. Трудно представить ситуацию, когда французы сделают корпус, а мы установим на нем свою оснастку. Сложно приладить к корпусу совершенно чужого проекта, имеющего определенные габаритные характеристики, российское вооружение, электрооборудование и другие технологические составляющие. Для этого, как минимум, нужно, чтобы французские конструкторы строили корабль вместе с нашими корабелами.

НЕ ВООРУЖЕН, НО ОЧЕНЬ ОПАСЕН

А вот хлопот России эти корабли доставят немало. Бегло перечислим проблемы, которые придется решить при реализации программы строительства «Мистралей». Начнём сверху, то есть с полётной палубы. Нужно будет её поднять более чем на метр по сравнению с базовым проектом. Такая необходимость вызвана тем, что российские вертолёты, которые будут базироваться на УДК, имеют большую высоту, чем те, что сейчас «обитают» на французских кораблях .

Печальный опыт уже был. Когда «Мистраль» зашёл с визитом в Санкт-Петербург, российские вертолёты Ка-52 и Ка-27 успешно сели на его палубу, но позднее выяснилось, что отечественные винтокрылые машины по высоте не влезают в проем лифта, поэтому их не смогли опустить в вертолётный ангар. Небольшой конфуз быстро «замяли».

И без того высокобортный «Мистраль» обладает избыточной парусностью. Теперь она ещё увеличится. Кроме того, «рост» борта неизбежно повлечет уменьшение метацентрической высоты. Все это в штормовых условиях и при обледенении грозит опрокидыванием.

Спустимся на этаж ниже – в вертолётный ангар . Его уже подняли на метр. Но этим проблемы не ограничиваются. Топливо для заправки вертолётов подается из двух цистерн, которые находятся ниже ватерлинии в корме корабля . То есть топливные магистрали тянутся издалека. Это позволительно в отношении французских вертолетов, поскольку для их заправки используется топливо с более высокой температурой вспышки, нежели на отечественных винтокрылых машинах.

Другими словами, кораблю придется сгореть, либо необходимо будет переделывать всю систему заправки и хранения топлива под отечественные требования . Третий вариант решения этой проблемы – закупка вертолетов фирмы Eurocopter, а топлива для них – у западных энергетических компаний. Лифты, которые поднимают вертолёты из ангаров на полётную палубу, тоже придётся переделывать , так как существующие непригодны для транспортировки отечественных машин с подвешенным вооружением.

Спустимся ещё ниже – на палубу, где размещается автобронетехника . С ней тоже проблемы . Вес каждой боевой единицы не должен превышать 30–32 тонн. А это значит, что там не будет никаких танков. Всего на корабле поместится пять танков типа Т-90: три на площадке перед доковой камерой, то есть ближе к днищу, и два на двух десантных катерах проекта 11770 «Серна».

Больше двух таких ДКА в док-камере французского УДК не поместится. Десантные катера на воздушной подушке проектов 1206 «Кальмар» и 12061 «Мурена» и вовсе в ворота доковой камеры не проходят по высоте. Поэтому придётся создавать под «Мистраль» новые десантно-высадочные средства . Разумеется, эта задача для ЦМКБ «Алмаз», ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева или КБ «Вымпел» выполнимая. Но потребуются средства и время.

Теперь о бортах «Мистраля» . Они имеют широкие «окна», которые обеспечивают естественную вентиляцию на вертолётной палубе и на той, где размещается автобронетехника. Это очень удобно в умеренных и тропических широтах, а вот в северных и приполярных акваториях от них, кроме вреда, – ничего, поскольку обледенение технике они гарантируют. Представители французских фирм уже заявили, что «окна» закроют. Но тогда придется создавать и весьма разветвлённую систему принудительной вентиляции. А это повлечет существенную переделку конструкции и соответствующие немалые расходы.

По свидетельству Центрального военно-морского портала, российские специалисты, которым довелось познакомиться с технической документацией «Мистраля», указывают на то, что корпус корабля не имеет ледового подкрепления, а это, учитывая условия, в которых приходится действовать отечественному ВМФ, практически исключает базирование УДК данного типа на Балтике, Тихом океане и тем более на Севере . Корпус корабля в районе ватерлинии имеет четко выраженные S-образные обводы, что приведет к существенному росту нагрузок при преодолении ледового поля.

Кроме того, наличие носового бульба, предназначенного для улучшения ходовых качеств, также не способствует обеспечению ледовой прочности. И простым утолщением борта отделаться не удастся. Эксперты делают вывод, что необходима существенная переработка теоретического чертежа. А это фактически означает разработку корабля нового проекта .

Один из признанных авторитетов в области военного кораблестроения капитан 1 ранга в отставке, доктор технических наук, специалист по системному анализу и проектированию сложных систем Владислав Никольский, являющийся соавтором (вместе с Владимиром Кузиным) фундаментального и ставшего уже классическим труда – энциклопедии «Военно-морской флот СССР 1945–1991», после внимательного изучения «Мистраля» во время захода того в Санкт-Петербург заявил агентству АРМС-ТАСС, что «многие технические решения, принятые на этом корабле, столь рискованны, что они не применяются даже на новейших десантных кораблях ВМС США ».

В частности, речь идёт о единой электроэнергетической установке с использованием погруженных главных электродвигателей, размещённых в винто-рулевых колонках (типа «Азипод»). Такой двигательно-движительный комплекс обеспечивает лёгкость и быстроту маневрирования. Но у него есть и серьёзные недостатки :
— прежде всего, это малая скорость хода (18 узлов по сравнению с 22–24 узлами у универсальных десантных кораблей ВМС США и Испании);
— высокая стоимость;
— наконец, эксплуатация подобной установки потребует частых докований для осмотра главных электродвигателей. А доков для таких кораблей в России, особенно на Тихом океане, имеется весьма ограниченное количество. Вот почему требуется замена ГЭУ и движителей на более мощные и простые.

Вряд ли французские фирмы смогут устранить эти далеко не все перечисленные недостатки базового проекта. Поэтому нам придется довольствоваться косметическими переделками.
Мы не говорим уже о том, что «Мистраль» не способен выдерживать нагрузки в условиях применения ядерного оружия . Да и вообще «нечто среднее между грузовиком и нефтяным танкером », созданное по стандартам гражданского судостроения, не способно противостоять гидродинамическому удару при близком подводном взрыве. Между тем оба этих нормативных требования обязательны при проектировании кораблей для ВМФ РФ.

Отечественному ВМФ нужен УДК водоизмещением в 28000 тонн, с трамплином и аэрофинишёром, пригодный для базирования 4-6 МиГ-29К. Больше бы подошёл испанский Juan Carlos I, имеющий носовой трамплин для обеспечения взлёта самолётов с укороченным взлётом и вертикальной посадкой . Французы могут себе позволить строить дешёвые вертолётоносцы типа «Мистраль». России же нужен десантный корабль океанской зоны с хорошей собственной ПВО, в том числе обеспеченной палубными истребителями.

Россия покупает абсолютно бесполезный корабль, не влезающий в состав ВМФ ни под каким соусом, без оружия самообороны, без кораблей охранения и без наличия самой морской пехоты.

Единственное, что может «Мистраль» — это устраивать круизы для Министра обороны, начальника Генштаба МО и их приближенных, Главнокомандующего и руководства ВМФ.

/По материалам topwar.ru и nvo.ng.ru /