Н рубцов поэт. Как преподносится творчество николая рубцова. Личная жизнь и смерть

Николай Михайлович Рубцов (1936—1971) родился в небольшом поселке Архангельской области, в раннем детстве лишился родителей, воспитывался в детском доме, после окончания семилетней школы бродил по стране, служил на флоте, работал кочегаром на Кировском заводе в Ленинграде, оттуда из рабочего литобъединения попал в Литературный институт, а после его окончания жил на русском севере, в Архангельской и Вологодской областях, где один за другим вышли четыре сборника его стихотворений; последний и лучший из них - «Зеленые цветы».

Не случайно Н. Рубцова называют «тихим поэтом»; бурные политические события 50—60 годов, идеологические и социальные проблемы напряженной эпохи словно бы не коснулись поэта, словно бы не были замечены им; в этом отношении Рубцов очень напоминает раннего Есенина, и действительно свой поэтический путь он начал с явного подражания С. Есенину. Есенинское влияние и в дальнейшем чувствуется в стихах вологодского поэта.

Читая Рубцова, словно бы вновь попадаешь в русскую деревню начала века, описанную Есениным, и с удивлением видишь, что несмотря на бурные и разрушительные события века, тихая русская деревня, неброская, но щемящая сердце красота русской природы остались теми же. Все так же цветут луга, туманятся далекие леса и садящееся солнце заполняет сквозь низкое оконце малиновым светом избушку — и все так же, в невыразимой любви к той родной красоте растворяется сердце поэта.

Мотив тишины, спокойствия, недвижности деревенского мира, его неизменности и уравновешенности проходит через всю поэзию Н. Рубцова. В его стихах читатель почти не встречает людей, мы видим и слышим только самого автора, человека бесконечно одинокого, жаждущего покоя, склонного к созерцанию, человека безмятежного и печального.

Стихи Н. Рубцова часто удивительно музыкальны, исполнены истинной, глубокой, многозначной поэзии, певучи и просты высокой простотой настоящего искусства. Одно за другим, певуче и просто звучат стихотворения о родной земле, о травах, озерах и звездах -— и перед читателем встает обаятельнейший облик поэта, человека чистой и доброй души, незлобивого, спокойного и печального.

Н. Рубцов постоянно подчеркивает свою кровную, органическую связь с родиной:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Родина поэта — именно Россия, и все русское обласкано его любящим взглядом, и никакой иной действительности для поэта не существует. В его любви к родному краю звучит нежность и грусть. Здесь нет возвеличивания только русского, нет противопоставления родной и любимой России другим странам, краям и народам, нет никаких ноток национализма и шовинизма. Это особенно важно подчеркнуть в 90-е годы, когда некоторые поэты объявили свою любовь к Родине своей особой заслугой, сделали восхваление России единственным содержанием своих стихотворений.

Чувство любви к родным краям, в сущности, биологическое чувство, оно свойственно многим животным и птицам, свойственно почти каждому человеку — поэту не следует считать любовь к родине особой своей заслугой, делать патриотизм единственным содержанием поэзии; тем более опасны чрезмерные восхваления, перерастающие в национализм и шовинизм. История XX в. знает, какими трагедиями геноцида чреваты эти эмоции.

Рубцов Николай Михайлович — советский лирик, автор нескольких сборников лирических стихов, 5 из них выпущены при жизни, остальные — посмертно. Является автором многих известных песен, исполняющихся на российской эстраде.

Детство

Родиной Николая Рубцова является село Емецк. Это небольшое поселение на Севере России. Мальчик родился в семье Рубцова Михаила Андриановича 3 января 1936 года. Прожили в селе еще год и переехали в Няндому. Там отец Николая служил начальником Горпо до 1941 года. Затем отправились в Вологду. Началась война.

5- летний Николаша остался с матерью, сестрой и братом дожидаться отца с фронта. Но его следы затерялись, вестей не было. В 1942 умирает мать Коли, за ней сестра. Братьев распределили по детским домам. Так в 6 лет Николай Рубцов стал сиротой.

Мальчики, Коля и Альберт, попали в Николаевский приют, недалеко от Вологды. Рубцов прилежно учился, хотя голод и одиночество не оставляли ребенка ни на минуту. Он еще не знал, что отец остался жив. Михаил Рубцов получил ранение, вернулся в родной дом в 1944 году. Не смог найти детей, женился. С сыном смог увидеться только в 1955. Спустя 7 лет умер от болезней.

Юность

Николай Рубцов закончил семилетку. С 1950 по 1952 учился в Тотемском лесном техникуме. По окончанию работал кочегаром в тресте «Севрыба». Поступил в горно-химический техникум (Кировск, Мурманская область), но был отчислен на 2 курсе из-за провала зимней сессии в 1955 году. Стал разнорабочим на военном полигоне.

Флот, трудовые годы

В октябре 1955 Н.Рубцов уходит служить в армию. Попадает на флот, становится матросом эсминца «Острый». На службе отвлекается от ежедневных забот, отдыхает за письменным столом, сочиняет стихи. Публикует первое произведение в 1957. Это было стихотворение «Май пришел». Первая публикация в газете «Заполярье» не принесла славы, известности.


Фото: Николай Рубцов

После демобилизации бывший матрос отправляется в Ленинград. Планирует жить, работать в Северной столице. Трудится кочегаром, слесарем, шлихтовальщиком. Но не оставляет надежд стать известным среди любителей поэзии.

Творчество

Знакомство с Глебом Горбовским, Борисом Тайгиным стало решающим в биографии Николая. Они помогли Рубцову издать первый сборник лирических стихотворений — «Волны и скалы». Это был самиздат. Но сколько эмоций пережил Николай Михайлович в эти дни. Он был счастлив.

В этом же, 1962 году, Рубцов поступает в литературный институт Москвы. Учеба не шла гладко. Его отчисляли, он восстанавливался вновь. Виной всему была творческая натура поэта, эмоциональность и впечатлительность, иногда пристрастие к спиртному выводило Николая из колеи.

Он продолжал творить. Выпустил еще 2 сборника стихов: «Лирика», «Звезда полей». Он любил своих собратьев по перу. Восхищался Е.Евтушенко, уже известным автором, Р. Рождественским, . Но не мог стать с ними на одну сцену. Был тихим, скромным. Не увлекал публику громкими восклицаниями, призывами. Его стихи похожи на есенинские.

Николай Рубцов любил родину, деревню, простых людей. Его стихи полюбили барды. Песни получались душевные, романтичные, наполненные грустью, покоем.

Но всегда молчать не получалось. Рубцовым было написано стихотворение о тюремной доле, бросающее тень на власть. Оно стало текстом для «Осенней песни». Там были строчки: «Я в ту ночь полюбил все тюремные песни…весь гонимый народ…все запретные мысли…». Партии они точно не понравились.

В 1969 году Рубцов получает диплом. Вступает в штат «Вологодского комсомольца». Продолжает творческий путь, выпуская еще несколько сборников. Это «Душа хранит» (1969), «Сосен шум» (1970). Еще 4 сборника вышли после смерти поэта. «Последний пароход» (1973), «Подорожники» (1975), «Избранная лирика» (1973), «Стихотворения» (1977).

На стихотворения Рубцова были написаны сотни песен. Их исполняли Крылов С., группа «Форум», А. Барыкин. Всем известен его хит «Я буду долго гнать велосипед…». Она до сих пор звучит на концертах. Таня Буланова поет душевную песню «Отцветет да поспеет на болоте морошка», группа «Калевала» заслужила любовь зрителей с композицией «Нагрянули».

Личная жизнь

Николай был влюбчивым, пылким, крайне эмоциональным. Его чувства вспыхивали за несколько минут, так же мгновенно могли и угаснуть. Известна интересная история, связанная с девушкой Таей Смирновой. В нее поэт влюбился во время побывки, приехал к брату Альберту на пару дней. Тут же написал стихотворение «Букет». По признанию автора, это заняло у него несколько минут. Но Тая оказалась несвободной. Не дождалась Николая из армии, встретила и полюбила другого. А стих переложили на музыку, песню исполняет уже много лет Александр Барыкин.

Серьезно Николай Рубцов влюблялся дважды. Официально в брак не вступил по разным причинам. Первой его любовью стала Генриетта Меньшикова. Она работала завклубом в Никольском, где жил и учился Николай в детстве. Но познакомились и полюбили друг друга они гораздо позже.

В 1962 году состоялся вечер встреч выпускников. Рубцов приехал в Никольской повидаться с одноклассниками. Познакомился с Генриеттой, был очарован ею. Но вынужден был вернуться в Москву — ждал институт, работа. В 1963 пара сыграла свадьбу, официально не расписались. Родилась Лена — внебрачная дочь. Она жила с матерью в селе, отца видела редко. Он бывал у них наездами, продолжал жить в столице. Потом перебрался в Вологду. В Никольское переезжать не хотел.

В этом же, 1963, Николай познакомился с Людмилой Дербиной. Она была поэтессой, у них были общие знакомые. Девушка не обратила на пылкие взгляды Рубцова никакого внимания. Поняла, что заинтересована, только в 1967, когда прочитала стихи Рубцова. Вышел новый сборник. Поехала в Вологду, стала его гражданской женой. Свадьбу назначили на февраль 1971, но ей не суждено было состояться. Николай Рубцов умер.

Смерть

Личная жизнь двух творческих людей была полна эмоций. Драки, ссоры чередовались с пылкими признаниями в любви. Один из таких дней закончился для Рубцова смертью.

Судом Людмила была признана виновной в его смерти. Поэта нашли на полу в квартире, удушенным. Дербина получила 8 лет лишения свободы. Отбыла наказание. Но не признавала достоверность версии об убийстве. По ее мнению, Рубцов погиб от разрыва сердца — случился инфаркт из-за очередного запоя. А ему на момент смерти было всего 35.

Фото: Николай Рубцов портрет

Оправдания Дербиной считаются глупыми, несвоевременными. Она пишет мемуары, рассчитывает на реабилитацию после кончины. Дает интервью и продолжает утверждать, что не виновата в смерти Рубцова. Хотя факт ссоры, драки не отрицает.

Похоронили Николая Михайловича, по его завещанию, на Вологодском Пошехонском кладбище. Он хотел лежать рядом с Константином Батюшковым, тоже похороненным в Вологде. Николай любил его стихи, ценил вклад в развитие русской литературы, поэтики. Равнялся в чем-то на своего кумира. Оставил тайную просьбу о месте захоронения, ее нашли уже после несчастного случая и исполнили желание поэта.

Есть мнение, что Рубцов предсказал себе смерть. У него есть стихотворение «Я умру в Крещенские морозы». Так оно и случилось. День смерти поэта пришелся на 19 января 1971.

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Биография

РУБЦОВ, НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ (1936−1971), русский поэт. Родился 3 января 1936 в поселке Емецк Архангельской области; сын погибшего в войну политработника, с 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах. Учился в лесотехническом техникуме г. Тотьма. С 16 лет скитался по стране, был библиотекарем, кочегаром на рыболовном судне, нес срочную службу на Северном флоте, работал в Ленинграде на Кировском заводе (кочегаром, слесарем). В 1962-1969 учился в Литературном институте им. М.Горького.

Печатался с 1962. Опубликовал сборники Лирика (1965), Звезда полей (1967), Душа хранит (1969), Сосен шум (1970), Зеленые цветы (1971). Посмертно издан его последний сборник Подорожники (1976). В сложной, тонко разработанной структуре поэзии Рубцова, многообразной ритмически и лексически, привлекают свежесть и острота восприятия, сопоставимая с художественным видением раннего В. В. Маяковского, философичность, заставляющая вспоминать о лирике Ф. И. Тютчева, фольклорная образность в духе поэтики С. А. Есенина («Топ да топ от кустика до кустика…» - стих. Подорожники), субъективно-эмоциональное ощущение постоянной связи с природой, родственное фетовскому. Сам поэт так определял свое творческое кредо: «Я переписывать не стану /Из книги Тютчева и Фета, /Я даже слушать перестану /Того же Тютчева и Фета… /Но я у Тютчева и Фета /Проверю искреннее слово, /Чтоб книгу Тютчева и Фета /Продолжить книгою Рубцова» - стихотворение Я переписывать не стану). Опора на традиции отечественной словесности не мешала яркой самобытности рубцовского стиха с его доминирующей «разговорностью», синтаксическими шероховатостями, необработанностью и впечатляющей непосредственностью почти лишенной эпитетов и метафор естественной речи, то задиристой, то приглушенно-плавной и раздумчивой («Высокий дуб. Глубокая вода. /Спокойные кругом ложатся тени. И тихо так, как будто никогда /Природа здесь не знала потрясений» - стихотворение Ночью на родине). Лучшие из не всегда ровных по мастерству стихов поэта-самородка ставят их автора в первый ряд русских поэтов 20 в. (Я буду скакать по холмам задремавшей отчизны, Прощальное («Печальная Вологда дремлет…»), Тихая моя родина, Осенние этюды («Огонь в печи не спит, перекликаясь…»), Вечернее происшествие («Мне лошадь встретилась в кустах…») и др. В критике (первым открыл и дал адекватную оценку его поэзии В.В.Кожинов) справедливо отмечалось, что постоянная тема деревни у Рубцова - не самоцель, а форма поэтического мышления о мире в целом («В деревне виднее природа и люди… Виднее… на чем поднималась великая Русь»). Национальный характер творчества Рубцова проявляется не только в том, что в его стихах звучат мотивы русской природы и русской истории (стихотворения Видение на холме, О Московском Кремле и др.), встают образы А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, А. А. Фета и С. А. Есенина, современных отечественных поэтов (стихотворения О Пушкине, Последняя осень - о Есенине, Сергей Есенин, Последняя ночь - о Д. Б. Кедрине, и др.). Национален сам лирический герой Рубцова, с его исповедальностью и мужественной самоиронией, удалью и нежностью, жизнелюбием и тоской, с всеохватностью приятия мира и катастрофическим ощущением непонятости и внутреннего одиночества, с неизменным при этом осознанием «корневой» связи своей судьбы с судьбой России. Поэт занимался также художественными переводами. Умер Рубцов в Вологде 19 января 1971.

Рубцов Николай Михайлович (1936-1971) - русский поэт. Родился 3 января 1936 года в деревне Емецк Холмогорского района Северного края. Через год семья Рубцовых переехала в Няндом, где прожила около 2 год. Отец Николая устроился на работу начальником горпо. В 1941 году Рубцовы перебрались в Вологду. Отец ушел на фронт, а через год умерли мать и сестра Николая, остальные дети попали в интернаты. Тогда было написано первое стихотворение Николая Рубцова в возрасте 6-ти лет. Вначале он был распределен в Красовский детский дом, в 1943-1950 гг. был переведен в Никольский детский дом в Вологодской области. Там он окончил 7 школьных классов. Отец вернулся с фронта в Вологду в 1944 году, но из-за потери документов в детдоме не смог найти сына, и только в 1955 году они увиделись. В деревне Никольское Николай Рубцов жил в гражданском браке с Г. Меньшиковой, и у них родилась дочь Елена.

В 1950-1952 гг. получал образование в Тотемском лесотехническом техникуме, по окончанию которого на протяжении года работал в Архангельске кочегаром в траловом флоте треста «Севрыба». В 1953 году едет в Кировск и становится студентом горно-химического техникума Минхимпрома. Но через два года был отчислен за неуспеваемость. В 1955-1959 гг. поступил на службу матросом Северного флота на эсминец «Острый». В этот период впервые публикуется в газете «На страже Заполярья» его стих «Май пришел». По возвращению из флота начал жить в Ленинграде и работать на Кировском заводе.

В 1962 году переезжает в Москву и поступает в Литературный институт им. М. Горького, который оканчивает в 1969 и приступает к работе газете «Вологодский комсомолец».

Николай Рубцов был убит 19 января 1971 года в Вологде в результате бытовой ссоры со своей невестой Людмилой Дербиной.

Зимой 1936 года в небольшом городке Емецк родился будущий советский поэт Николай Рубцов, кроме Николая в семье было еще трое детей. Он рано потерял родителей – в начале войны он узнает о гибели отца, а вскоре умирает и мать – поэтому в шестилетнем возрасте он попадает в детский приют в небольшом поселке Никольское Вологодской области. Судьба сыграла с Рубцовым злую шутку, его отец был жив, однако из-за утери документов во время войны он не смог найти Николая, их встреча состоялась только в 1955 году. В Никольском он оканчивает семь классов и знакомится со своей будущей гражданской супругой Генриеттой Меньшиковой, от которой у него была дочь Елена.

С 16 лет Николаю пришлось путешествовать почти по всему Советскому Союзу, он сменил множество профессий, так он работал в библиотеке в кочегарке, ходил в море на судне Северного флота. В 1950-1962 году поэт учится сначала в Тотемском лесотехническом техникуме, однако там он не доучился и спустя некоторое время становится студентом горно-химического техникума, однако снова учебное заведение он не окончил.
Первые свои стихи Рубцов начинает издавать в 1957 году, в газете публикуется стих «Май пришел», а в 1962 году выходит первые его сборник «Волны и скалы», в 1965 выходит сборник Лирика». В это же время он вступает в объединение литераторов «Нарвская застава». После окончания Литературного института в Москве, Рубцова берут на роботу в газету «Вологодский комсомолец». Несмотря на постоянные публикации его стихов в газете и издательства сборников, признание таланта к Рубцову пришло не сразу. Официальным признанием литературного таланта Рубцова стало выделение ему однокомнатной квартиры в Вологде в 1968 году.

Жизнь молодого поэта трагически оборвалась девятнадцатого января 1971 года. Точные обстоятельства, которые привели к смерти Николая Рубцова, неизвестны, однако после ссоры с Людмилой Дербиной, начинающей поэтессой, которая должна была вскоре стать его женой, Николай был найден мёртвым. Следствие установило, что поэт умер от насильственной асфиксии – удушения руками. Невеста не призналась в убийстве, заявив, что Рубцов умер сам, от инфаркта, однако суд не взял это во внимание и девушку осудили на восемь лет. Считается, что в одном из стихов поэт сам предсказал своё будущее: «Я умру в крещенские морозы…»

Главной темой творчество Рубцова была его «малая родина» - Вологодский край. Все его стихи были пропитаны любовью к русской самобытности края. Несмотря на довольно простую стилистику и тематику его произведений они обладают внутренней глубиной и творческим натурализмом. При жизни Николай успел издать четыре своих сборника стихов: «Лирика», «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», посмертно вышло еще четыре его сборника.

Многие сайты, посвящённые Николаю Рубцову, очень жёстко модерируются,
даже если там не верховодят русофобы.

Видимо, литературный официоз не давал команд анализировать с пристрастием жизнь Маяковского, Есенина, Высоцкого, но в отношении Николая Рубцова дело обстоит хуже. И Есенина, и Высоцкого задушили. Маяковского застрелили - это может сейчас сказать едва ли не любой следователь, если ему показать фотографию. Есенина пытали, пробили ему лоб.

Рубцову, вероятно, передавили сонную артерию - якобы, хотели "урезонить". Следователи пишут, что Высоцкого связали друзья, и под утро обнаружили его мёртвым.

Многие странные смерти выдающихся людей случались так, что не было свидетелей; но есть целая система, содержащая и мотивы, которые нельзя спрятать, и способы совершения преступлений.

Роль масонов в убийстве Лермонтова и Пушкина не менее явна, чем роль масонов в восстании декабристов. После восстания 1825, организованного самыми тёмными силами, лучшие люди в России попали под репрессии, а Россия погрузилась в бюрократию. Народ, победивший армию Наполеона, был освобождён от крепостничества только в 1861 году; - до того, простых людей продавали, как вещи, как скот.

В интернете существует официальный сайт, посвящённый творчеству Николая Рубцова. Там собираются сплетни, презрительные мнения о великом поэте, -

Http://rubtsov-poetry.ru

В статье

Http://rubtsov-poetry.ru/others_3/anninsky_o_rubtsove.htm

Известный ещё с советских времён, официальный литературный критик Лев Аннинский с открытым презрением отзывается о Николае Рубцове, как и когда-то - Владимир Новиков, (в журнале - «Столица», 1994, № 33) . Статья В. Новикова называется - «Смердяков русской поэзии (о Н.Рубцове)». Аннинский не ссылается на В. Новикова, и сам представляет жизнь Рубцова так, что он мог разговаривать только с берёзами. Поэта и писателя Виктора Коротаева, Аннинский представляет как знакомого ему писателя, который убеждал Рубцова в том, что нужно иметь шкаф, серфизы, утварь, но Рубцов отвечал так - "вот Вам нужно, Вы и заводите". Но ведь Коротаев был другом Рубцова (Рубцов был старше его на три года). Явная фальшь и ложь.

"Николай", - пишет Аннинский, - он обратился к Рубцову в столовой. "Я прочёл подборку Ваших стихов..." А Рубцов смерил его взглядом и ответил - "Ваше мнение о моих стихах меня не интересует". Значит, Рубцов увидел бюрократа, и не стал с ним разговаривать. Но неужели не интересно было бы поговорить с живым Рубцовым?! Ведь Рубцов будет в памяти, пока будет Россия. А критиков едва ли будут помнить.

У Владимира Новикова есть и хвалебное, и омерзительно - презрительное о Николае Рубцове, и как о человеке, и как о поэте. В. Новикова цитируют и украинские и прочие националисты, которые действуют на сайтах, где есть разговоры о России, о Руси, о русском духе, о русских писателях и поэтах.

Русофобы оскорбляют Николая Рубцова, оскорбляют русский народ, ненавидя Россию.

На упомянутом сайте - целая подборка ужасных статей. Пишет Андрей Смолин - "Мелкобесие", в рубрике "Вокруг Рубцова и не только" (это литератор... ?)

Http://rubtsov-poetry.ru/others_3/melkobesie.htm

Приводится такая версия, что крестьянка убила беса. Автор нашёл эту идею в тотемских соцсетях (оказывается, есть и такие сети) и подхватил, - и это всё на сайте "о творчестве Николая Рубцова", -

Сообщается, что " Некто А. Быков распространяет в тотемских соцсетях следующий анонс: «Только что закончил работу над криминально-эротической повестью из вологодской жизни в XVII в. Фабула такова. Крестьянин обнаружил у себя во дворе бездыханное тело своей невестки. На нём были следы побоев, горло молодой женщины перерезано ножом. Началось следствие в ходе которого выяснилось, что незадолго до смерти крестьянка признавалась, что живёт с нечистым (бесом). История подлинная, произошла в 1632 г. в Тотемском уезде». Чего же хочет этот А.Быков? Помочь ему выбрать название из следующих вариантов: «1. В постели с Нечистым 2. Бесовское наваждение 3.Тотемский Потрошитель». И потому как активно Тотьма включилась в эту «бесовщину», уже можно сделать вывод, что на «духовной родине» Рубцова полный порядок и с духовностью, и с нравственностью".

Смолин не относится к числу анти - Рубцовских критиков; - но он пишет, что "Рубцова никогда не видели трезвым", - и что "На Тотьме должны знать, что Рубцов сделал для своей родины больше, чем все его земляки" (?). Получается, что его вывод - Рубцов хороший поэт, но - пил, "не просыхая" (?). Но ведь все фотографии людей, которые злоупотребляют спиртными напитками, характерны рыхлыми чертами лица, выражения таких лиц - похожи в своей безвольности; - на фотографиях Рубцова мы же видим лицо высокоинтеллектуального человека, не приниженного какими --то жизненными трудностями. Рубцов и сам никого не одёргивал из критиков, а постоянным ответом для критиков-бюрократов, у него был такой ответ - "Ваше мнение о моих стихах меня не интересует".

На основании сплетен, создаются рассказы, пишутся целые книги о творчестве Николая Рубцова. Ничем, кроме идей русофобии, не пронизана книга Э.Шнейдермана «Слово и слава поэта» (СПб, 2005).

В серии "Жизнь замечательных людей" очень трудно найти книги, которые бы представляли бы своих героев в плохом свете. Книга Н.Коняева «Николай Рубцов», вышедшая в этой серии в 2001 году, показала, что если сам Коняев, якобы, любит творчество Рубцова, но он описывает личность поэта с таким упором, что тот жил большую часть творческой жизни без жилья, что он нуждался.

В стихотворении "Русь уходящая", Есенин написал, что ему хочется "задрав штаны, бежать за комсомолом". У Рубцова есть "скакать по холмам задремавшей Отчизны".
и на этом основании, Л. Котюков называет Рубцова - "воробьём недорезанным", "непутёвым, неудачливым, но добрым старшим брательником", "пожухшим, унылым и жалким", "с корявыми, похмельными глазами".

Л.В. Тимашова в "Слове о Рубцове" пишет о том, что "анти- Рубцововедение" рассчитано прежде всего на молодых людей, и описывает способы глумления над русской поэзией в виде выдёргивания строчек.

Такие же методы сухого анализа стихотворений Рубцова мы видим и у Льва Аннинского, в упомянутой статье к 80 -летию со дня рождения Поэта.

Л.В. Тимашова пишет:
«Друг поэтической юности Рубцова» Э.Шнейдерман шагнул дальше всех. Он откровенно не согласен с растущей славой заносчивого, жестокого, обидчивого, надменного, неряшливого и т. д. поэта «совпарториентации» (!) Николая Рубцова (с. 53). Проведённое в книге «профессиональное препарирование стихов и самого образа одного из наиболее знаменитых поэтов нашего времени» (с. 5) больно и жестоко, ибо это медицинское действие совершается только над мёртвыми тканями. Э.Шнейдерман режет по живому.
Он старательно ищет «достоверную детальку», «лишние кусочки» в стихах поэта, долгая работа над их «смысловой монотонностью» и «эмоциональной однородностью, однотональностью» утомляет труженика пера. Чем восхищаются, что находят в этом «безликом поэтическом вагончике» (с. 85) «дружественные Рубцову крити-
ки» – эрудиту Шнейдерману непонятно.
Откровенное глумление над поэтом и его трагической судьбой мы видим в «препарировании» стихотворения «Берёзы» (с. 45–46). «Прощальная песня» объявлена «наполненной бездушным эгоизмом»: Н.Рубцов, трактует Э.Шнейдерман, бросив своего ребёнка, вместо себя обещает прислать куклу (с. 107).
Плод явно больного воображения автора – материалы о заимствованиях, точнее, математический подсчёт слов, строк, рифм, образов, даже ритма. Учёт количественных характеристик – не новшество в филологии, чувствуется влияние работ М.Гаспарова.

Использование «целого ряда тех же или близких по смыслу слов»:
храм, печальный, мимо, как будто, Русь и др. – ставится в упрёк поэту. Обоснование – само использование этих общеупотребительных слов! Исходя из этой логики, «Я вас любил…» и «Я встретил вас…» – проигрывание одного мотива, автоплагиат. Остаётся рекомендовать Э.Шнейдерману подобным образом исследовать словарный запас А.С.Пушкина или, к примеру, ценимого им И.Бродского, ибо
применённый для «анализа» поэзии Н.Рубцова псевдонаучный метод теоретически применим ко всем пишущим стихи и прозу.

Результаты такой хирургической работы не будут существенно отличаться от уже проведённой. Это прекрасно известно филологу Э.Шнейдерману. Упрёки в плагиате возмутительны. Доказательства – сплошное словоблудие!

Литературоведение и критика – это часть художественного процесса, во многом определяющая оценки явлений искусства на долгие годы. Об этом помнит Э.Шнейдерман и активно навязывает мысль: Н.Рубцов – плохой человек и бездарный поэт. И с этим
нельзя соглашаться!

В МГУ вышло учебное пособие В.Зайцева «Николай Рубцов. В помощь преподавателям, старшеклассникам и студентам» (М., 2002). Здесь представлен «школьный» идейно-художественный анализ хрестоматийных стихотворений в сопровождении
стандартного набора известных цитат о Н.Рубцове и его творчестве. Это издание – хороший помощник для учителя и ученика. Но и оно не отражает душу поэта, его боль и надежду.

В публикациях наших дней поэзия Н.Рубцова принижается неоправданным сближением с творчеством представителей иного направления в литературе, прежде всего с И.Бродским. Дескать, встречались они как-то на литературном вечере в Ленин-
граде, были сходства в ранних мотивах лирики, принимается во внимание даже наличие номера домашнего телефона И.Бродского в записной книжке Н.Рубцова. И что самое печальное, сложное – образ жизни поэта часто навязывается как сомнительный, недостойный. Отдаляемся же мы от подобного восприятия С.А.Есенина, В.С.Высоцкого! Н.М.Рубцова «заметили» и поняли при жизни немногие, широкое читательское признание его поэтического таланта только начинается сейчас. В связи с этим очень важно, что ещё живы люди, лично хорошо знавшие поэта, и таковых немало.

По их свидетельству, не был Н.М.Рубцов ни пьяницей, ни хулиганом. Бездомным и одиноким – был. Готовясь к защите диссертации по творчеству Н.М.Рубцова в 2004 год, иногда слышала от коллег: «Понятно, защитить хотите, но всё же не стоит он того…»".

Л.В. Тимашова это пишет, и приводит и массу положительных свидетельств о творчестве Николая Рубцова, и добрые воспоминания о нём. Вся же линия защиты поэтессы Людмилы Дербиной, которая по официальным версиям передавила сонную артерию Николаю Рубцову в бытовой ссоре, - состояла в утверждении аморальных принципов жизни поэта, в утверждении необходимой защиты, которая, якобы, была реакцией на его неадекватное поведение. Задушить же человека без явных признаков асфиксии в бытовой ссоре иным следователям представляется мало вероятным. Такой же тёмной остаётся роль Айседоры Дункан. И нет таких посмертных фотографий Есенина, на которых было бы не видно, что у него был пробит лоб; - в то время, как версия самоубийства была официальной. Не вероятны и версии, что Есенина убили чекисты.

Важно, что осознание творчества Николая Рубцова не только продолжается, но и начинается у многих, и интерес к творчеству великого поэта - возрастает. Важны не рассуждения литераторов, критиков о том, какие крепкие напитки выпивали поэты и с кем, - важны стихи, которые они написали.

Стихи Николая Рубцова мелодичны, на них поют песни, у которых множество авторов музыки. Ведь обычно мы знаем, кто композитор, - здесь же композитором является весь народ. Возможно, что такую подборку исполнителей песни "В минуту музыки печальной" делали и не из добрых побуждений; - может быть, это составлялось и для того, чтобы вызвать иронию -

Но это показывает, что интерес к творчеству Рубцова в народе, среди музыкантов и слушателей - очень велик.

Николай Рубцов

"В минуты музыки печальной"

"В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,

И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей...

Давно душа блуждать устала
В былой любви, в былом хмелю,
Давно понять пора настала,
Что слишком призраки люблю.

Но все равно в жилищах зыбких -
Попробуй их останови! -
Перекликаясь, плачут скрипки
О желтом плесе, о любви.

И все равно под небом низким
Я вижу явственно, до слез,
И желтый плес, и голос близкий,
И шум порывистых берез.

Как будто вечен час прощальный,
Как будто время ни при чем...
В минуты музыки печальной
Не говорите ни о чем."

Вариант музыки и исполнение - Всеволод Новопашин

Https://yadi.sk/d/sBVz7hpNptre2

Здесь уже в много ссылок, но вот ещё, о роли женщин, с помощью которых расправлялись с поэтами, и которые жили ещё долго после смерти поэтов. О Николае Рубцове, о его жизни и смерти, - Виктор Коротаев, -
"Козырная дама" -
http://www.booksite.ru/fulltext/korotkozdama/text.pdf

О роли Лилии Брик в жизни и творчестве Маяковского, -