Ребенку 7.5 лет тяжело дается школа. Почему современным детям трудно учиться. Молитва о детях ко Пресвятой Богородице

Детский психолог Елена Головина ответила на вопросы "Вечернего трамвая" о том, как родителям подготовить к начальной школе своих детей, как усадить за парту гиперактивного ребенка и помочь ему наладить контакт со сверстниками.

Елена Евгеньевна, не за горами 1 сентября, сотни детишек после садика пойдут в первый класс. Как правильно настроить ребенка на обучение в школе?

Это долгий процесс, недаром в детском саду он длится целый год, пока дети посещают подготовительную группу. Хорошо, если ребенок посещал занятия по подготовке к школе в том учебном заведении, где в дальнейшем будет учиться. Важно, чтобы к школе ребенок усвоил, что учеба - это его обязанность, знал школьные правила, представлял, как проходят уроки, какова роль учителя, владел базовыми умениями и навыками.

- Если ребенок гиперактивен, неусидчив, что делать родителям и педагогам?

Стоит разделить гиперактивность как синдром, который диагностируется медиками, и просто избыточную активность ребенка. Для деток с синдромом дефицита внимания и гиперактивности необходима комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция. На уровне советов: важно сажать активного ребенка за первые парты, строго соблюдать режим дня, не стоит перегружать ребенка двигательной активностью, потому что, вопреки распространенному мнению, что "набегается и выдохнется", он, наоборот, растормаживается и не может успокоиться сам. И помнить, что активным деткам нужна помощь взрослых, потому что саморегуляция у них обычно развита слабо, нужно помогать им организовываться, начинать и заканчивать дела, помогать с уроками.

- Как мотивировать ребенка, чтобы он стал проявлять интерес к занятиям?

Универсального ответа нет. Для некоторых детей мотивация - это подарки и поощрения, кому-то важна похвала родителей, кому-то – хорошие оценки. Важен здесь пример родителей. Если ребенок видит, что родители с удовольствием относятся к своей работе, любознательны, активны, то и для него учеба будет интересной.

Насколько важно, чтобы с ребенком дома делали уроки? Продлёнка или репетиторы (няня) могут заменить домашнюю работу с родителями?

Задача родителей и педагогов на начальном этапе обучения – научить ребенка учиться. Поэтому хорошо, если родители помогут ребенку выработать алгоритм выполнения домашних заданий, будут помогать решать встречающиеся сложности. Здесь хорошо действовать по принципу "сначала вместе, а потом – сам". Если ребенок делает задания с репетитором или в продленке, то главное, чтобы у него не терялся контакт с родителями, если нет совместной учебной деятельности, то можно вместе общаться, гулять и т. д.

Что вы можете сказать о прессинге родителей, которые криками и ремнем пытаются «вбивать» знания в своих чад?

Если бы это приносило результат… Чаще родители используют такие методы от собственного бессилия. Тогда лучше передать задачи обучения педагогам, репетиторам.

Если ребенку тяжело дается учеба ­ плохо запоминает, не может сосредоточиться ­ в чем может быть причина и как поступать родителям?

Среди возможных причин могут быть и неврологические, связанные с особенностями развития ребенка, и психологические, связанные с особенностями протекания психологических процессов (памяти, мышления, внимания и т. д.), и педагогические, когда у ребенка не сформированы необходимые учебные навыки и умения. Лучше обратиться к специалистам, чтобы определиться с причинами и путями решения проблем.

- А если у ребенка не складываются отношения с одноклассниками и он отказывается идти в школу?

Это сложный вопрос в конкретной ситуации нужно разбираться: узнать, что чувствует ребенок, возможно, он напуган или разозлился. Пообщаться с учителем, школьным психологом и вместе помочь ребенку адаптироваться в классе.

Знаю случай, когда девочка уговорила родителей перевести ее в другую школу из-­за конфликта в классе, а потом отказалась в нее ходить, потребовав вернуть ее в прежнюю школу... В каких случаях стоит идти на поводу у ребенка?

Мнение ребенка, безусловно, важно. Но школа кроме обучения школьным предметам еще и "репетиция" взрослой жизни, возможность научиться решать конфликты, вступать в отношения, принимать решения. Вопрос о смене школы часто стоит, если речь идет о травле, что серьезно травмирует ребенка. В остальных случаях, возможно, ему стоит помочь разобраться в конфликте, продумать возможные пути выхода из него, а иногда просто поддержать его.

Самое подробное описание: молитва когда трудно дается учеба - для наших читателей и подписчиков.

Учеба - самое важное занятие школьников и студентов. Поэтому ежегодно 1 сентября в праздник Дня Знаний - начала учебного года, во всех православных храмах совершается молебен с призыванием Божиего благословения.

Помимо молебна, Церковью совершается краткая молитва о даровании ученикам духа премудрости и разума, о понимании детьми учения Слова Божиего.

Как заказать молебен? Каким святым возносится молитва об учащихся?

Сергий Радонежский

Святой помогает достойно учиться, получать хорошие оценки, по окончании школы поступить в ВУЗ.

Варфоломею, так звали будущего инока, тяжко давалось учение, даже при чтении Священного Писания он совершал множество ошибок. Понимая трудности, мальчик всей душой просил Бога помочь ему в учении. И однажды пред ним явился ангел в образе монаха, пообещавший мальчику в скором времени стать самым образованным ребенком в окружении.

О, священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию, яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве твоея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый!Велие имея дерзновение ко Всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его, сущей в тебе благодати Его верующия и к Тебе с любовию притекающия.Испроси нам от Великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен: веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делех благих преспеяние и благословение, младенцем воспитание, юным наставление, неведущим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день Страшного суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира». Аминь.

Родительская молитва и личные молитвословия учащихся

Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим ее даровавший - открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение, для славы Пресвятого имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей.

Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих.

И так наученные прославят Пресвятое имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, ибо Ты - Бог, крепок милостию и благ крепостью, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преблагий Господи, низпосли нам благодать Духа Твоего Святаго, дарствующаго и укрепляющаго душевныя наши силы, дабы, внимающе преподаваемому нам учению, возросли мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу.

Икона Божией Матери «Ключ разумения»

Пред иконой молятся об успехе отроков, при их умственной отсталости.

Премудросте Наставнице и смысла Подательнице, немудрых Вразумительнице и нищих Заступительнице, Мати Христа Бога нашего, утверди, вразуми сердце мое, Владычице, и разума прибави ко Христу моляще усердно. Ты даждь ми слово рождшая Отчее Слово, имаши бо дерзновение просити Сына Твоего о нас. Аминь.

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиренний, и припадем, в покаянии зовущие из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши: потщися, погибаем от множества погрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Молитва Пророку Науму

Один из пророков, живших в VII веке до Рождества Христова.

О, прехвальный и пречудный пророче Божий Науме! Услыши нас, грешных и непотребных, в час сей предстоящих пред святою твоею иконою и усердно прибегающих к ходатайству твоему. Моли о нас Человеколюбца Бога, да подаст нам дух покаяния и сокрушения о гресех наших и всесильною Своею благодатию да поможет нам оставити пути нечестия, приспевати же во всяком деле блазе, да укрепит нас в борьбе со страстьми и похотьми нашими; да всадит в сердце наше дух смирения и кротости, дух братолюбия и незлобия, дух терпения и целомудрия, дух ревности к славе Божией и спасению ближних. Упраздни молитвами твоими, пророче, злыя обычаи мира, паче же погибельный и тлетворный дух века сего, заражающий христианский род неуважением к Божественней Православней вере, к уставам святыя Церкви и к заповедем Господним, непочтением к родителем и влаcтем предержащим, и низвергающий людей в бездну нечестия, развращения и погибели. Отврати от нас, пречудне пророче, предстательством твоим праведный гнев Божий, и избави вся грады и веси царства нашего от бездождия и глада, от страшных бурь и землетрясений, от смертоносных язв и болезней, от нашествия врагов и междоусобныя брани. Укрепи твоими молитвами православных людей, благопоспешествуй им во всех благих деяниих и начинаниях к водворению мира и правды в державе их. Пособствуй Всероссийкому Христолюбивому воинству во бранех со врагами нашими. Испроси, пророче Божий, от Господа пастырем нашим святую ревность по Бозе, сердечное попечение о спасении пасомых, мудрость в учении и управлении, благочестие и крепость во искушениих, судиям испроси нелицеприятие и безкорыстие, правоту и сострадание к обидимым, всем начальствующим попечение о подчиненных, милость и правосудие, подчиненным же покорность и послушание ко влаетем и усердное исполнение своих обязанностей; да, тако в мире и благочестии поживше в сем веце, сподобимся причастия вечных благ в Царствии Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Емуже подобает честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, во веки веков. Аминь.

Молитва Праведному Иоанну Кронштадтскому

Маленькому Иоанну тяжело давалась учеба и он горячо молился Богу о даровании помощи. Однажды произошло чудо и раскрылся его умственный талант, после чего мальчик успешно понимал и принимал знания, запоминал, читал и писал.

О великий угодниче Христов, святый праведный отче Иоанне Кронштадтский, пастырю дивный, скорый помощниче и милостивый предстателю! Вознося славословие Триединому Богу, ты молитвенно взывал: Имя Тебе -любовь: не отвергни меня, заблуждающагося. Имя Тебе - Сила: укрепи меня, изнемогающего и падающаго. Имя Тебе -Свет: просвяти душу мою, омраченную житейскими страстями. Имя Тебе -Мир: умири мятущуюся душу мою. Ныне благодарная твоему предстательству всероссийская паства молится тебе: Христоименитый и праведный угодниче Божий! Любовию твоею озари нас, грешных и немощных, сподоби нас принести достойные плоды покаяния и не осужденно причащатися Христовых Таин. Силою твоею веру в нас укрепи, в молитве поддержи, недуги и болезни исцели, от напастей, врагов, видимых и невидимых, избави. Светом лика твоего служителей и предстоятелей Алтаря Христова на святые подвиги пастырского делания подвигни, младенцем воспитание даруй, юное настави, старость поддержи, святыни храмов и святые обители озари! Умири, чудотворче и провидче преизряднейший, народы страны нашея, благодатию и даром Святаго Духа избави от междуусобныя брани, расточенная собери, прельщенныя обрати и совокупи Святей Собор-ней и Апостольской Церкви. Милостию твоею супружества в мире и единомыслии соблюди, монашествующим в делах благих преуспеяние и благословение даруй, малодушныя утеши, страждущих от духов нечистых свободи, в нуждах и обстояниих сущих помилуй и нас на путь спасения настави. Во Христе живый, отче наш Иоанне, приведи нас к Невечернему Свету жизни вечныя, да сподобимся с тобою вечнаго блаженства, хваляще и превозносяще Бога во веки веков. Аминь.

Молитва Мученику Неофиту

Чудотворцу Неофиту молятся о просветлении разума.

Мученик Твой, Господи, Неофите во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего: имеяй бо крепость Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзности. Того молитвами спаси души наша. Боже святый и во святых почиваяй, трисвятым гласом на небеси от Ангел воспеваемый, на земли от человек во святых Своих хвалимый: давый Святым Твоим Духом комуждо благодать по мере дарования Христова, и тою поставивый Церкви Твоей святей овы Апостолы, овы пророки, овы же благовестники, овы пастыри и учители, их же словом проповеди. Тебе Самому действующему вся во всех, мнози совершишася святии в коемждо роде и роде, различными добродетель-ми благоугодившии Тебе, и к Тебе нам образ добрых подвигов своих оставивше, в радости прешедшии, готови, в нем же сами искушени быша, и нам напаствуемым помогати. Сих святых всех воспоминая и их богоугодное похваляя житие, Тебе Самаго, в них действовавшаго, восхваляю, и онех благотворения Твоя дарования быти веруя, прилежно молю Тя, Святе святых, даждь ми грешному последовати их учению, паче те Твоею вседействующею благодатию, небесныя с ними сподобитися славы, хваляще пресвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго духа во веки. Аминь.

Кирилл и Мефодий, первоучители Словенские

Воин Мефодий, познав житейскую суету, ушел в иноки и с усердием исполнял монашеские обеты. Его брат Константин успешно обучался наукам, был воздержанным юношей.

Вскоре он стал священником при одном из Константинопольских храмов, защищал православие в спорах с еретиками и неверными. Позже он ушел к брату на гору Олимп, жил в постничестве, проводя все время в молитве и за чтением книг, затем принял иночество с именем Кирилл.

Вскоре братьям Свыше была открыта славянская азбука. Через некоторое время после изнурительного недуга Кирилл преставился ко Господу, а Мефодий был посвящен в епископы.

О преславнии язык словенских учителие и просветителие, святии равноапостольнии Мефодие и Кирилле. К вам, яко чада ко отцем, светом учений и писмен ваших просвещеннии и в вере Христовой наставленнии, ныне усердно прибегаем и в сокрушении сердец наших молимся. Аще бо и завет ваших, яко чада непокоривая, не соблюдохом и о угождении Богу, якоже учисте, небрегохом, и от единомыслия и любве, юже словеном, яко братиям в вере и по плоти, добре завещаете, отпадохом, обаче, якоже древле в житии вашем неблагодарных и недостойных не отвращаете тщи, но благими за злая воздавасте, тако и ныне грешных и недостойных чад ваши молитвы не отвратите, но, яко велие имуще дерзновение ко Господу, прилежно Того молите, да наставит и обратит нас на путь спасения, распри же и раздоры, посреде единоверных братии возникающия, умирит, отпадшия паки во единомыслие приведет и всех нас единением духа и любве во единей, Святей, Соборней и Апостольстей Церкви соединит. Вемы бо, вемы, яко много может молитва праведника ко благосердию Владыки, аще и о грешных людех приносима бывает. Не оставите убо нас, унылых и недостойных чад ваших, ихже грех ради паства ваша, вами собранная, враждою разделяема и соблазны от иноверных прельщаема, умалися, овцы же ея словесныя разсеваемы, от волков мысленных восхищаются, дадите убо нам молитвами вашими о православии ревность, да ею возгреваеми, отеческая предания добре сохраним, уставы и обычаи церковныя верно соблюдати потщимся, всяких лжеучений странных отбежим и тако, в житии богоугоднем на земли преспевающе, жизни райския на небеси сподобимся, и тамо с вами вкупе Владыку всех, в Троице Единаго Бога прославим во веки веков. Аминь.

Внешний вид входящего в храм

Одежда прихожанина должна быть скромной и чистой. Тон облачения следует выбирать спокойных цветов, «кричащая» одежда в церкви ни к чему. Иногда рекомендуется надевать одежду определенных тонов, к примеру: светлое облачение и красный платок (женщинам) на Пасху, темную одежду в дни Великого поста.

К исповеди и причастию дамам нужно надеть юбку, но ее длина должна быть не выше колена. На кофте или блузе следует избегать декольте и прозрачной ткани. Обувь должна быть удобной, ведь на богослужениях приходится долго стоять.

Мужчинам возбраняется приходить в шортах, майках, спортивных костюмах.

Поведение в храме

В Доме Божием не принято:

  • вести беседы - это отвлекает прихожан от молитвы;
  • молиться и петь вслух, подпевать хору - мешает «соседям» следить за ходом богослужения;
  • возжигать свечи на подсвечнике во время чтения Евангелия, пения Херувимской и евхаристического канона на литургии.

Покупать свечи, заказывать молебны и сорокоусты, приобретать литературу следует накануне Божественной службы, а не во время ее.

Во время соборной молитвы, когда прихожане преклоняют колени, нужно принять ту же позу.

Нельзя держать руки в карманах, жевать жвачку.

Придя в храм с детьми, следует следить за их поведением, не допускать баловства. Нельзя приводить в храм животных и птиц.

Уходить из церкви ранее окончания богослужения неуместно, это могут сделать лишь больные люди и те, кому ранний уход слишком необходим.

Обращение с иконами

При входе в зал церкви следует приложиться к иконе, лежащей в центре на аналое. Обычно это икона праздника или святого, чья память почитается в этот день.

Предварительно следует наложить на себя дважды крестное знамение, поклониться, поцеловать икону и снова перекреститься.

Прихожанину не следует обходить с целованием все иконы храма и иконостаса, это должен делать лишь архиерей.

Добровольные пожертвования

Так называемую жертву (или десятину) прихожане приносят в основном деньгами, продуктами для священнической трапезы и любыми вещами, которые необходимы для жизнедеятельности церкви (вино, ткань, лампадное масло и т.д.).

Среди верующих принято совершать пожертвования как на храм, так и на милостыню нуждающимся, находящимся на паперти.

Сумма пожертвования зависит от достатка прихожанина, никаких строгих правил, определенных сумм и прейскурантов не существует.

Каждому чаду требуется забота. Ему необходимо прививать желание учиться и познавать обычаи и традиции общества. Над этой темой должны трудиться все семьи, особенно православные, и конечно же, не забывать благодарить Господа за помощь и поданные щедроты.

Символ Веры

Молитвы отца или матери о детях

Отче Святый, Превечный Боже, от Тебя исходит всякий дар или всякое благо. Тебе прилежно молюсь о детях, которых благодать Твоя мне даровала. Ты дал им жизнь, оживотворил их душею безсмертною, возродил святым крещением, дабы они сообразно с волею Твоею унаследовали Царство Небесное, сохрани их по Твоей благости до конца их жизни. Святи их Твоею истиною, да святится в них имя Твое. Содействуй мне благодатию Твоею воспитать их во славу Твоего имени и на пользу ближним, дай мне для этого потребные средства: терпение и силу. Господи, просвети их светом Твоея Премудрости, да любят Тебя всею душею, всем помышлением, насади в сердцах их страх и отвращение от всякого беззакония, да ходят в заповедях Твоих, украси души их целомудрием, трудолюбием, долготерпением, честностию, огради их правдою от клеветы, тщеславия, мерзости, окропи росою благодати Твоея, да преуспевают в добродетелях и святости и да возрастают в благоволении Твоем, в любви и благочестии. Ангел-хранитель да пребывает с ними всегда и соблюдает их юность от суетных мыслей, от прельщения соблазнов мира сего и от всяких лукавых наветов. Если же когда согрешат пред Тобою, Господи, не отврати лица Твоего от них, но буди к ним милостив, возбуди в их сердцах покаяние по множеству щедрот Твоих, очисти согрешения и не лиши Твоих благ, но подай им все угодное для их спасения, сохраняя их от всякой болезни, опасности, бед и скорбей, осеняя их Твоею милостию во вся дни жизни сей. Боже, Тебе молюся, дай мне веселие и радость о моих детях и сподоби мне предстати с ними на Страшном Суде Твоем, с непостыдным дерзновением сказать: «Вот я и дети, которых Ты мне дал, Господи. Аминь». Да прославим Всесвятое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Боже и Отче, Создатель и Сохранитель всех тварей! Облагодатствуй моих бедных детей (имена) Духом Твоим Святым, да возжжет Он в них истинный страх Божий, который есть начало премудрости и прямое благоразумие, по которому кто поступает, того хвала пребывает вечно. Облаженствуй их истинным познанием Тебя, соблюди их от всякаго идолослужения и лжеучения, сделай, чтоб возросли в истинной и спасающей вере и во всяком благочестии, и да пребудут в них постоянно до конца. Даруй им верующее, послушное и смиренное сердце и разум, да возрастают в летах и в благодати пред Богом и пред людьми. Насади в сердце их любовь к Твоему Божественному Слову, чтобы они были благоговейны в молитве и в богослужении, почтительны к служителям Слова и со всяким искренни в поступках, стыдливы в телодвижениях, целомудренны в нравах, истинны в словах, верны в делах, прилежны в занятиях, счастливы в исполнении обязанностей своих, разумны и праводетельны ко всем людям. Соблюди их от всех соблазнов злого мира, и да не развратит их худое общество. Не попусти им впасть в нечистоту и нецеломудрие, да не сократят сами себе жизни своей и да не оскорбят других. Буди защитой их во всякой опасности, да не подвергнутся внезапной погибели. Соделай, чтоб не увидели мы в них себе бесчестия и посрамления, но честь и радость, чтоб умножилось ими Царство Твое и увеличилось число верующих, и да будут они на небеси окрест трапезы Твоей, как небесные масличные ветви, и со всеми избранными да воздадут Тебе честь, хвалу и прославление чрез Иисуса Христа, Господа нашего. Аминь.

Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена) , сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена) и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена) и просвети им ум светом разума Евангелия Твоего и настави их на стезю заповедей Твоих и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты есть Бог наш.

О здравии поминают имеющих христианские имена, а о упокоении – только крещенных в Православной Церкви.

На литургии можно подать записки:

На проскомидию – первую часть литургии, когда за каждое имя, указанное в записке, из особых просфор вынимаются частицы, которые впоследствии опускаются в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов

Сладчайший Иисусе, Боже сердца моего! Ты даровал мне детей по плоти, они Твои по душе; и мою и их души искупил Ты Своею неоцененною кровию. Ради крови Твоея Божественныя умоляю Тебя, Сладчайший мой Спаситель: благодатью Твоею прикоснись сердцам детей моих (имена) и крестников моих (имена) огради их страхом Твоим Божественным, удержи их от дурных наклонностей и привычек, направь их на светлый путь истины и добра, украси жизнь их всем добрым и спасительным, устрой судьбу их, якоже Ты Сам хощеши, и спаси души их, имиже веси судьбами.

Молитва о детях, прп. Амвросия Оптинского

Господи, Ты Един вся веси, вся можеши и всем хощеши спастись и в разум Истины прийти. Вразуми чадо мое (имя) познанием истины Твоея и воли Твоея Святыя, укрепи его ходити по заповедям Твоим и мене грешнаго помилуй, молитвами Пречистыя Матери Твоея, Богородицы и Приснодевы Марии и святых Твоих (перечисляются все святые семьи), яко препрославлен еси со Безначальным Твоим Сыном и с Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва о детях ко Пресвятой Богородице

О Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещенных и безымянных и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего материнства, соблюди их во страхе Божием и в послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный Покров рабам Твоим.

Молитва о детях ко Ангелу Хранителю

Святый Ангеле Хранителю моего чада (имя), покрый его твоим покровом от стрел демона, от глаз обольстителя и сохрани его сердце в ангельской чистоте. Аминь.

Неусыпаемая псалтирь

Неусыпаемая Псалтирь читается не только о здравии, но и о упокоении. Издревле заказывание поминания на Неусыпаеом Псалтири считается великой милостынью за усопшую душу..

Также хорошо заказывать Неусыпаемую Псалтирь и за себя, будет живо чувствоваться поддержка. И ещё один важнейший момент, но далеко не самый маловажный,

Существует вечное поминовение на Неусыпаемой Псалтири. Кажется дорого, но результат в больше чем в миллионы раз превышает потраченные деньги. Если же такой возможности все равно нет, то можно заказываться на меньший срок. И хорошо также читать самому.

МОЛИТВЫ НА БЛАГОСЛОВЕНИЕ ДЕТЕЙ

Краткая молитва на благословение детей

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, благослови, освяти, сохрани силою животворящего Креста Твоего. (И наложить на чадо крестное знамение.)

Молитва утренняя на благословение детей

Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери услыши мя, недостойного раба Твоего (имя). Господи, в милостивой власти Твоей чада мои (имена), помилуй и спаси их, имени Твоего ради. Господи, прости им все согрешения вольные и невольные, совершенные ими пред Тобою. Господи, настави их на истинный путь Твоих заповедей и разум просвети светом Твоим, во спасение души и исцеление тела. Господи, благослови их на каждом месте Твоего владычества. Господи, сохрани их силою Честного и Животворящего Креста Твоего, под кровом Твоим святым, от летящей пули, стрелы, меча, огня, от смертоносной раны, водного потопления и напрасной смерти. Господи, огради их от всяких видимых и невидимых врагов, от всякой беды, зол, несчастий, предательства и плена. Господи, исцели их от всякой болезни и раны, от всякой скверны, и облегчи их душевные страдания. Господи, даруй им благодать Духа Твоего Святаго на многие годы жизни, здравие и целомудрие во всяком благочестии и любви, в мире и единодушии с окружающими их начальствующими, ближними и дальними людьми. Господи, умножь и укрепи их умственные способности и телесные силы, здравы и благополучны возврати их в родительский дом. Всеблагий Господи, даруй мне, недостойному и грешному рабу Твоему (имя), родительское благословение на чад моих (имена) в настоящее время утра (дня, вечера, ночи), ибо Царство Твое вечно, всесильно и всемогущественно. Аминь.

МОЛИТВЫ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ

Господи Боже и Создателю наш, образом Своим нас, людей, украсивший, избранных Твоих научивший закону Твоему, так что внимающие ему дивятся, детям тайны премудрости открывший, Соломону и всем ищущим ее даровавший – открой сердца, умы и уста рабов Твоих сих (имена), чтобы уразуметь силу закона Твоего и успешно познать преподаваемое им полезное учение, для славы Пресвятого имени Твоего, для пользы и устроения Святой Твоей Церкви и разумения благой и совершенной воли Твоей. Избавь их от всяких козней вражеских, сохрани их в вере Христовой и чистоте во все время жизни их, да будут крепки разумом и исполнением заповедей Твоих, и так наученные прославят Пресвятое имя Твое и будут наследниками Царствия Твоего, ибо Ты – Бог, крепок милостию и благ крепостью, и Тебе подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

(Святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову)

О, великий апостоле, евангелисте громогласный, Богослове изящнейший, тайноведче непостижимых откровений, девственниче и возлюбленнейший наперсниче Христов Иоанне, приими со свойственным тебе милосердием нас, грешных (имена), прибегающих под твое сильное заступление и покровительство! Испроси Всещедраго Человеколюбца Христа и Бога нашего, Иже пред очесы твоими излиял еси кровь Свою дражайшую за нас, непотребных рабов Своих, да не помянет беззаконий наших, но да помилует нас, и да сотворит с нами по милости Своей; да дарует нам здравие душевное и телесное, всякое благоденствие и изобилие, научая нас обращати вся оная в славу Его, Творца, Спасителя и Бога нашего. По кончине же временныя жизни нашея да избегнем мы, святый апостоле, немилосердных истязаний, на воздушных мытарствах нас ожидающих, но да достигнем под твоим руководством и покровительством Горняго онаго Иерусалима, егоже славу во откровении ты зрел еси, а ныне наслаждаешися оныя радости, обещанныя избранным Божиим. О, великий Иоанне, сохрани вся грады и страны христианская, весь сию, храм сей, посвященный святому твоему имени, служащих и молящихся в нем, от глада, губительства, труса и потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани, избави от всякия беды и напасти, и молитвами твоими отврати от нас праведный гнев Божий, и испроси нам Его милосердие; О, великий и непостижимый Боже, Альфо и Омего, источниче и предмете нашей веры! Се на умоление Тебе предлагаем святаго Иоанна, егоже Ты сподобил еси познати Тебе, неисповедимаго Бога, в неизреченном откровении. Приими его о нас ходатайство даруй нам исполнение прошений наших, во славу Твою: а паче всего соверши нас духовным совершенством, к наслаждению жизни нескончаемыя в Небесных Твоих обителех. О, Небесный Отче, создавый вся Владыко, Душе духов, Всесильный Царю! Коснися перстом Твоим сердец наших, да и они, растаявше, яко воск, пролиются пред Тобою, и бренная тварь духовна сотворится, в честь и славу Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Святителю Иоанну Златоусту

О, святителю великий Иоанне Златоусте! Ты многая и различная дарования от Господа приял еси, и яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистинну вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Се бо отроком послушания образ явился еси, юным – целомудрия светило, мужем – трудолюбия наставник, старым – незлобия учитель, иноком – воздержания правило, молящимся – вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим – ума просветитель, витиям доброглаголивым – слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим – милосердия звездо, начальствующим – правления мудраго образ, правды ревнителем – дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым – терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть союз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования в души твоей во едино совокупил еси, и туюжде любовь разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, но бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам преложишася. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раби Божии (имена), раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющии, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобному Сергию Радонежскому

О священная главо, преподобне и богоносне отче наш Сергие, молитвою твоею, и верою и любовию яже к Богу, и чистотою сердца, еще на земли во обитель Пресвятыя Троицы душу твою устроивый, и ангельскаго общения и Пресвятыя Богородицы посещения сподобивыйся, и дар чудодейственныя благодати приемый, по отшествии же твоем от земных наипаче к Богу приближивыйся и небесныя силы приобщивыйся, но и от нас духом любве твоея не отступивый, и честныя твоя мощи, яко сосуд благодати полный и преизливающийся, нам оставивый! Велие имея дерзновение ко всемилостивому Владыце, моли спасти рабы Его (имена), сущей в тебе благодати Его верующия и к тебе с любовию притекающия: испроси нам от великодаровитаго Бога нашего всякий дар, всем и коемуждо благопотребен, веры непорочны соблюдение, градов наших утверждение, мира умирение, от глада и пагубы избавление, от нашествия иноплеменных сохранение, скорбящим утешение, недугующим исцеление, падшим возставление, заблуждающим на путь истины и спасения возвращение, подвизающимся укрепление, благоделающим в делах благих преспеяние и благословение, младенцем воспитание, юным наставление, неведуюшим вразумление, сиротам и вдовицам заступление, отходящим от сего временнаго жития к вечному благое уготовление и напутствие, отшедшим блаженное упокоение, и вся ны споспешествующими твоими молитвами сподоби в день страшнаго суда шуия части избавитися, десныя же страны общники быти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой,

О, Пресвятая Владычице Дево Богородице, спаси и сохрани под кровом Твоим моих чад (имена), всех отроков, отроковиц и младенцев, крещеных и безымянных, и во чреве матери носимых. Укрой их ризою Твоего Материнства, соблюди их в страхе Божием и послушании родителям, умоли Господа моего и Сына Твоего, да дарует им полезное ко спасению их. Вручаю их Материнскому смотрению Твоему, яко Ты еси Божественный покров рабам Твоим.

Благодарим Тебе, Создателю, яко сподобил еси нас благодати Твоея, во еже внимати учению. Благослови наших начальников, родителей и учителей, ведуших нас к познанию блага, подаждь нам силу и крепость к продолжению учения сего.

Молитва о детях, которым трудно дается учение

Господи Иисусе Христе, Боже наш, воистину вселивыйся в сердца двенадцати апостолов и силою благодати Всесвятаго Духа, сошедшаго в виде огненных языков, уста их открывший, так что они начали говорить на иных наречиях, – Сам, Господи Иисусе Христе, Боже наш, ниспосли того Духа Твоего Святаго на отрока сего (отроковицу сию) (имя), и насади в сердце его (ея) Святое Писание, которое рука Твоя пречистая начертала на скрижалях законодателю Моисею, – ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Преподобному Александру Свирскому

О священная главо, ангеле земный и человече небесный, преподобне и богоносне отче наш Александре, изрядный угодниче Пресвятыя и единосущныя Троицы, многия милости живущим во святей обители твоей и всем, с верою и любовию притекающим к тебе, являяй! Испроси нам вся к житию сему временному благо потребная, паче же к вечному спасению нашему нужная: пособствуй предстательством твоим, угодниче Божий, да в мире глубоце пребудет святая Православная Церковь Христова, и во благостроении Отечество зиждется, во всяком благочестии нерушимо: буди всем нам, чудотворче святый, во всякой скорби и обстоянии скорый помощник: наипаче же в час кончины нашея явися нам заступник благосердный, да не предани будем на мытарствах воздушных власти злобнаго миродержца, но да сподобимся непреткновеннаго восхода во Царствие Небесное. Ей, отче, молитвенниче наш присный! Не посрами упования нашего, но присно о нас, рабах Божиих (имена), пред престолом Живоначальныя Троицы предстательствуй, да сподобимся вкупе с тобою и со всеми святыми, аще и недостойни есмы, в селениих райских славити величие, благодать и милость единаго в Троице Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Сорокоусты – это молебен, который совершается Церковью ежедневно в течение сорока дней. Каждый день в течение этого срока происходит изъятие частиц из просфоры.

Старец схиархимандрит Зосима отмечал, что вся история человечества измеряется “седминами и сороковинами”. “Сорок дней Христос являлся ученикам своим, пребывая на земле до праздника Вознесения Господня. Праздник святой – сороковой день Вознесения Господня. Проводим накануне Пасху и будем встречать великий годовой праздник в сороковой день по Пасхе – Вознесение Господне. Сорокоусты – сорок дней поста, сорок дней Пасхи, всё сороковинами идет, седминами и сороковинами. И история человечества также идет седминами и сороковинами”. Сорокоусты заказываются о здравии, особенно о тяжелобольных.

ОБ ОХРАНЕНИИ ДЕТЕЙ ОТ ИСКУШЕНИЙ МИРА, И О ЛЮБВИ И ЕДИНОМЫСЛИИ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

Молитва святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии

Вас, святыя мученицы Веро, Надеждо и Любы, славим, величаем и ублажаем, купно с мудрою материю Софиею, ейже покланяемся, яко образ богомудраго попечения являющей. Умоли, святая Веро, Творца видимых и невидимых, да веру крепку, неблазненну и нерушиму подаст нам. Ходатайствуй, святая Надеждо, пред Господем Иисусом за нас грешных, да упование на благая Своя не отженет от нас, и от всякия скорби и нужды да избавит ны. Исповеждь, святая Любы, Духу истины, Утешителю, напасти и печали наша, да Той свыше сладость небесную низпослет душам нашим. Помозите убо в бедах наших, святыя мученицы, и купно с мудрою материю вашею Софиею, молите Царя царей и Господа господствующих, да сохранит (имена) под покровом Своим, да купно с вами и со всеми святыми превознесем и препрославим пресвятое и великое имя Отца и Сына и Святаго Духа, предвечнаго Владыки и благих Содетеля, ныне и присно и во веки веков.

О ЖИЗНЕННОМ УСТРОЙСТВЕ ДЕТЕЙ

Святителю Митрофану Воронежскому

Святителю отче Митрофане, нетлением честных мощей твоих и многими благодеяньми, чудесно содеянными и содеваемыми тобою с верою к тебе притекающим, уверившеся, яко имаши велию благодать у Господа Бога нашего, всесмиренно припадаем вси и молимся тебе: моли о нас (имена) Христа Бога нашего, да ниспослет всем, чтущим святую память твою и усердно к тебе прибегающим, богатыя милости Своя: да утвердит во святей Своей Православной Церкви живый дух правыя веры и благочестия, дух ведения и любве, дух мира и радости о Духе Святе, да вси члены ея, чисты от мирских искушений и плотских похотей и злаго действия злых духов, духом и истиною покланяются Ему и усердно пекутся о соблюдении заповедей Его ко спасению душ своих. Пастырем ея да даст святую ревность попечения о спасении людей, им вверенных, да неверующих просветят, неведущих наставят, сомневающихся вразумят и удостоверят, отпадших от Православныя Церкве обратят в святыя недра ея, верующих соблюдут в вере, грешных подвигнут к покаянию, кающихся утешат и укрепят в исправлении жизни, раскаявшихся и исправившихся утвердят в святости жизни: и тако всех введут указанным от Него путем в уготованное вечное Царство святых Его. Ей, святителю Божий, да устроиши молитвами твоими вся благая душам и телесем нашим: да и мы прославим в душах и телесех наших Господа и Бога нашего, Иисуса Христа, Емуже со Отцем и Святым Духом слава и держава во веки веков. Аминь.

Святителю Николаю Чудотворцу

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных (имена), молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных. Потщися, угодниче Божий, не оставите нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

О ЗАСТУПЛЕНИИ СИРОТ

Святителю Димитрию Ростовскому

О предивный и преславный чудотворче Димитрие, исцеляяй недуги человеческия! Ты неусыпно молиши Господа Бога нашего о всех грешных: молю убо тя, раб твой (имя): буди ми ходатай пред Господем и помощник на преоборение страстей ненасытныя плоти моея, и на одоление стрел сопротивника моего диавола, имиже уязвляет немощное сердце мое, и, аки гладный и лютый зверь, алчет погубити душу мою: ты святителю Христов, моя ограда, ты мое заступление и оружие: ты, великий чудотворче, во дни подвигов твоих в мире сем ревнуя о православней церкви Божией, яко истинный и Добрый пастырь, неблазненно обличал еси грехи и невежествия людския, и от стези правды в ереси и расколы уклоняющияся на путь истины наставлял еси: споспешествуй и мне кратковременный путь жизни моя исправити, да непреткновенно пойду по стези заповедей Божиих и неленостно поработаю Господеви моему Иисусу Христу, яко единому Владыце моему, Искупителю и праведному Судии моему: к сим же при-падая молюся ти, угодниче Божий, егда изыти души моей от бреннаго сего телесе, избави ю от темных мытарств: не имам бо добрых дел ко оправданию моему, не даждь сатане возгордитися победою над немощною душею моею: избави ю от геенны, идеже плачь и скрежет зубов, и святыми молитвами твоими сотвори мя причастника Небеснаго Царствия в Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, во веки веков. Аминь.

Святителю Николаю Чудотворцу

О добрый наш пастырю и богомудрый наставниче, святителю Христов Николае! Услыши нас грешных (имена), молящихся тебе и призывающих в помощь скорое предстательство твое: виждь нас немощных, отвсюду уловляемых, всякаго блага лишенных и умом от малодушия помраченных. Потщися, угодниче Божий, не оставити нас в греховнем плену быти, да не будем в радость врагом нашим и не умрем в лукавых деяниих наших. Моли о нас недостойных Содетеля нашего и Владыку, Ему же ты со безплотными лики предстоиши: милостива к нам сотвори Бога нашего в нынешнем житии и в будущем веце, да не воздаст нам по делом нашим и по нечистоте сердец наших, но по Своей благости воздаст нам. На твое бо ходатайство уповающе, твоим предстательством хвалимся, твое заступление на помощь призываем, и ко пресвятому образу твоему припадающе, помощи просим: избави нас, угодниче Христов, от зол находящих на нас, да ради святых твоих молитв не обымет нас напасть и не погрязнем в пучине греховней и в тине страстей наших. Моли, святителю Христов Николае, Христа Бога нашего, да подаст нам мирное житие и оставление грехов, душам же нашим спасение и велию милость, ныне и присно и во веки веков.

Молитвы пред иконой Божией Матери

“Покров Пресвятой Богородицы”

О Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея всемощная Заступнице! Приими хвалебно-благодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко Престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благодать Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостивиши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорей Заступнице нашей: услыши нас, молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание: всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя; разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления; воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша ко зрению спасения; милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со Ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, Слава небесных и Упование земных, Ты по Бозе наша Надеждо и Заступнице всех притекающих к Тебе с верою. К Тебе убо молимся и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Церковные требы в православных храмах Иерусалима

Сорокоуст о упокоении
Неусыпаемая псалтирь
Церковная записка
Молебен о здравии
Сорокоуст о здравии
Храмы и монастыри в которых совершаются богослужения

Copyright Символ Веры ©2007 – 2017. All Rights Reserved.


Что делать, если ребенку плохо дается учеба?

Ребенок в этом году пошел в школу и вы беспокоитесь, что ваш смышленый, но невнимательный малыш не успевает за программой? Или вы мама более взрослого школьника которому, несмотря на все старания, не дается учеба? Учителя жалуются, что он “ловит ворон” в классе, отвлекается и не может сосредоточиться на уроках?

Решить проблемы таких детей помогают занятия по методикам .

Они помогают при таких проблемах, как:

  • нарушения координации движений, моторная неловкость;
  • нарушения внимания;
  • гиперактивность;
  • нарушения аутистического спектра;
  • нарушения устной и письменной речи;
  • проблемы с успеваемостью в школе.
Занятия выполняются на специальной с регулируемым уровнем сложности балансирования.
Важно, чтобы выполняемые упражнения были достаточно сложны для ребенка, чтобы он не терял интереса, но и при этом не были невыполнимыми. Когда задача становится слишком легкой, ее усложняют поворотом вращающихся рокеров, в результате чего устоять на ней становится сложнее. Усложняются постепенно и сами упражнения.

Так как же перекидывание мешочков и мячиков может помочь?

Постараемся как можно короче ответить на этот вопрос, хотя это и не просто, ведь механизм действия - сложный и комплексный. Во-первых, любое занятие на неустойчивой поверхности требует точно согласованной работы вестибулярной, проприоцептивной, зрительной и даже аудиальной систем, а также моторной ловкости и координации.
Со временем все системы системы связываются воедино, формируя так называемую “схему тела” - внутреннюю карту того, где находятся те или иные части тела, и чем они заняты. По этой карте мозг начинает обрабатывать определенные задачи в фоновом режиме, что высвобождает "оперативную память", . Во-вторых, в большинстве упражнений руки ребенка постоянно пересекают среднюю линию тела.

Это улучшает связь между полушариями мозга. В-третьих, наш мозг обладает свойством нейропластичности. Те нейронные связи, которые регулярно задействуются, становятся все более и более прочными. Стоя на неустойчивой поверхности и выполняя упражнения, ребенок находится в режиме "боевой готовности", он максимально сконцентрирован и включен в происходящее.

Регулярные занятия в итоге приводят к тому, что нервная система начинает работать в таком режиме постоянно, используя все ресурсы на полную, улучшая внимание и другие когнитивные процессы. Сегодня для того, чтобы заниматься по методике , Вам не нужно обращаться к дорогостоящим “гуру”. Приобретя , вы сможете заниматься со своим ребенком дома, самостоятельно. Составленный нами каталог упражнений и подробные рекомендации по составлению индивидуальной программы мы прилагаем бесплатно. Помимо самой балансирной доски и методички для занятий вам понадобятся , которые мы рекомендуем приобрести сразу. Также на Равновесе можно заниматься со и .

Небольшой список советов, который поможет сделать школьные дни немного легче:

  • Подготавливаться к школе нужно вечером. Очевидное правило, про которое многие забывают. Старайтесь привить ребенку привычку собирать все перед сном - тогда утром будет гораздо проще и спокойнее, ведь можно просто позавтракать, одеться и выйти, а не впопыхах искать нужные учебники и тетрадки.
  • С момента пробуждения ребенка надо "зарядить" позитивом. Это легче всего сделать, когда мама и папа в хорошем настроении и нет безумной спешки. Можно поставить будильник на 15 минут раньше и просто полежать, пообниматься и посмеяться до начала обязательных процедур.
  • Рутина - это хорошо. По утрам мозг работает плохо, это всем известно. Поэтому утренняя программа должна быть повторяемой и однообразной. Как вариант: зарядка, зубы, завтрак, чуть игры, переодевание в форму, выход.
  • Рано или поздно возникает фраза: "Я не хочу идти в школу". К ней надо быть готовым, причем каждое утро. Причин нежелания огромное множество: от поверхностных (встал не с той ноги и холодно) до глубоких и требующих разбирательств (драк, ссор и травли одноклассников). Постарайтесь понять истинную причину и помочь ребенку. Посочувствовать ему, помочь советом или поговорить с учителем.
  • В школе учитель занимает позицию "значимого взрослого", а значит, ребенку необходимо наладить с ним связь. Фокус должен автоматически быть смещен на учителя и его авторитет. Это тоже можно проговаривать по пути в школу и из школы. Если учитель смог правильно самоопределиться и вызвать уважение ребенка, то он становится источником указаний и правил: "Нет, мама, Зинаида Петровна сказала, что надо принести именно зеленую папку". Но здесь очень важно, помнить, что учителя бывают разные - как хорошие, так и плохие. Важно дать понять ребенку, что если с учителем что-то не так, он должен обязательно рассказать об этом родителям.

В данном материале представлены причины школьной неуспеваемости, некоторые портреты неуспевающего ребенка и что делать, если мой ребенок стал неуспевающим. Материал предназначен для занятия с родителями или педагогами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Причины школьной неуспеваемости

Приятно, когда твой собственный ребёнок учится на “4” и “5”. Приятно, когда набираешь в класс детей с высоким качеством знаний; с ними чувствуешь удовлетворение в работе, видишь результаты собственного труда; с ними спокоен при сдаче статотчёта по успеваемости завучу школы.

Об одарённых детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство, утверждая программу “Одарённые дети”, ему вторят региональные власти и Департамент образования. Комфортно и уверенно чувствуют себя ученики, получающие грамоты за призовые места в олимпиаде, научно-практической конференции школьников. Телевидение спешит рассказать о юных вундеркиндах…

Но по каким-то своим, особым законам природы, не всегда понятным человеку, живут рядом с вундеркиндами другие дети – учащиеся с низкими реальными учебными возможностями, плохо или совсем необучаемые школьники. О них не пишут в газетах, их не снимают на камеру, без гордости в голосе говорят о них родители, тяжело вздыхают учителя, принимая в класс такого ученика.

И оказывается, что детей таких гораздо больше, чем успешных в обучении. Им хочется всего того же, что чувствует одарённый ребёнок: и внимания, и немного славы, и похвалы, и чувства уверенности… Но в их жизни, скорее всего, происходит всё наоборот.

Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных. Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно. Кто же такой неуспевающий ученик? Вот как об этом сказано в учебном пособии Ивана Павловича Подласого:

Неуспевающий ученик – это ребёнок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорость мышления и выполнения операций, который показывают обучающиеся рядом с ним дети. Означает ли это, что он хуже них? Скорее всего, нет. Специальные обследования интеллекта отстающих в учёбе детей показывают, что по основным показателям они не только хуже, но даже лучше многих хорошо успевающих школьников. Учителя нередко удивляются: как мог достичь успехов тот или иной ученик, числившийся в безнадёжных двоечниках. А чуда никакого нет – это был ребёнок, которому не подошло то, что ему предлагали в школе.

Всё своё внимание школа обращает на отстающих. Рассмотрим некоторые категории детей, которые относим к неуспевающим:

1. Дети с ЗП – это те, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм.

Они с трудом выполняют задания. У них очень низкая самооценка. Такие дети чаще других получают замечания от учителя. С ними не хотят дружить, сидеть за одной партой. Состояние неудовлетворённости своим положением в школе толкает их на ничем не мотивированные нарушения дисциплины: выкрикивание с места, бегание по коридору, драчливость.

2. Недостаточно развитые для школы дети (они составляют 1/4 всех неуспевающих).

У них выявлены нарушения в раннем периоде развития (патология беременности и родов, родовые травмы, тяжёлые заболевания). Они страдают различными хроническими заболеваниями. Часто живут в неблагополучных микросоциальных условиях. Недостаточно развитые дети с трудом адаптируются к условиям обучения в школе, распорядку дня, учебной нагрузке. И уже на первых этапах обучения они составляют совершенно определённую группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемости. И чаще всего образуют группу трудных, стойко неуспевающих учеников, которые создают проблему для школы.

3. Функционально не созревшие дети .

Они прилежно и добросовестно учатся, у них есть желание выполнять все школьные задания. Но уже в первые месяцы обучения их поведение и самочувствие меняются. Некоторые становятся беспокойными, вялыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются на головную боль, плохо едят, с трудом засыпают. Всё это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребёнка к новым условиям, а это не проходит бесследно. Но проходит один – два месяца, а картина не меняется, успехов нет. И становится понятно, что некоторые функции организма ещё не созрели для школы, учёба пока не по силам. Некоторые дети быстро устают (нет школьной выносливости), другие не могут сосредоточиться, третьи не подтверждают результаты вступительных тестов, тех надежд, которые подавали в первые дни. Появляются отстающие, слабо успевающие ученики, а некоторые совсем не осваивают программу. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в результате начинают отставать.

4. Ослабленные дети.

Ни для кого не секрет, что среди детей, поступающих в первый класс, практически

здоровы только 20-30%. По неполным данным, 30–35% первоклассников страдают хроническими ЛОР-заболеваниями, 8–10% имеют нарушения зрения, более 20% детей составляют группу риска по развитию близорукости; у 15-20% отмечаются различные нарушения нервно-психической сферы, чаще всего как следствие органического поражения коры головного мозга на разных этапах развития.

Эти дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли напрягаться, их развитие отстаёт от нормы (ограниченный запас сведений, знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация).

Есть и другая категория ослабленных детей. К ним относятся дети, которым дома было всё дозволено. Они расторможены, неуправляемы, быстро утомляются, не способны сосредоточиться, длительно работать. В каждом классе таких детей около 30-40%. Обучение их нелёгкая педагогическая задача, которая требует от учителей большого напряжения, а так же духовных и профессиональных умений и навыков.

5. Системно-отстающие дети.

Чрезмерные эмоциональные, умственные, физические нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут явиться причиной существенного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у него уже имели место различные нарушения и задержка в развитии. Трудности обучения чаще отмечаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии и поведении. На первый взгляд, все функции в отдельности развиты как будто достаточно, а общей гармонии нет. Эти дети и составляют группу системно-отстающих. Незначительные отклонения в различных функциональных системах, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, двигательному беспокойству, гиперактивности. Они не в состоянии организовать свою деятельность, не способны фиксировать своё внимание, не могут установить нормальные отношения со сверстниками, резко реагируют на отказ, не владеют собой, забывают хорошие намерения, предпочитают делать только то, что им нравится.

Нарушения поведения, как правило, сочетаются у таких детей с целым комплексом трудностей в письме, чтении, математике. В 1 классе они долго не могут усвоить правильное начертание букв, красиво и аккуратно писать, у них грязные, неряшливые тетради. К концу учебного года они не усваивают программу соответствующего класса. Особенности их поведения, постоянные конфликты, бурные реакции существенно осложняют обстановку в классе.

6. Нестандартные дети.

Среди них все те, кто “выпадает” по различным причинам из “средней школы”: высокоодарённые, талантливые, вундеркинды – и безнадёжно отсталые, исключительные в умственном развитии.

Есть ещё одна группа детей; это так называемые “медленные” дети – тугодумы, и такова особенность их характера. Это может быть связано и с болезнью, и с задержкой развития, и с особенностями нервной системы, характера, темперамента. Дети эти здоровы, часто весьма одарённые. Они отличаются от сверстников только медленным темпом деятельности. Дольше других включаются в работу, труднее переключаются с одного вида деятельности на другой. Общий темп работы класса им не по силам. Торопятся, нервничают, но всё равно не успевают за другими. Буквы получаются всё хуже и хуже, увеличивается количество ошибок. Им трудно в школе.

К нестандартным, исключительным относятся и чрезмерно быстрые, постоянно возбуждённые, всегда торопящиеся дети. Это те, которые поднимают руку, ещё не дослушав вопроса. Подпрыгивают, нервничают, вспыхивают от возбуждения – скорей, скорей. Педагог их видит и понимает: приструнит, даст трудное задание, которое непременно должно быть выполнено, будет терпеливо работать с ними.

7. Депривированные семьёй и школой дети.

Значительная часть школьников воспитывается в неблагоприятных микросоциальных условиях. Это социальная запущенность: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности по отношению к детям, наказания, подчас несправедливые, с одной стороны и вседозволенность с другой. Иногда школа ещё больше усугубляет трудности их жизни, безжалостно выталкивает их в разряд педагогически запущенных. К социальной запущенности добавляется педагогическая. Учителю знакомы рассеянные, забывчивые ученики с очень неустойчивой успеваемостью. У них возникает усталость уже на 1 уроке. Они с трудом понимают объяснения учителя, сидят с безучастным взглядом, ложатся на парту, порой засыпают. Уроки им кажутся непомерно длинными. Утомление у них выражается в резко сниженной работоспособности, замедленном темпе деятельности, они не успевают выполнять задания со всем классом. Во время урока отвлекаются на внешние раздражители, плаксивы, небрежны в работе. Часто без причины смеются. При чтении теряют строку, не делают смысловых ударений. Иногда старательно выполняют домашнее задание, но в классе при ответе теряются, путаются.

Депривированных семьёй и школой детей трудно не заметить. На практике опытный учитель сразу определяет: кто хочет учиться, а кто нет; кто трудолюбив, а кто лентяй; кто дисциплинированный, а кто непослушен. Хотя первые впечатления могут быть ошибочными.

На практике принято выделять группы сильных, слабых и средних учеников. Главными формальными критериями являются, конечно, успеваемость и дисциплина. Простым сравнением определяются отличники, “середнячки” и отстающие; примерные и хулиганы. Если учитель поддерживает такое распределение, то и родители, и дети перенимают его взгляды. Но самое печальное, что и ученики принимают отведённые им роли. Отличники стараются быть всё время на высоте, ревностно следя за успехами друг друга, а двоечники покорно соглашаются со своим статусом.

Много внимания уделяется характеристикам выделенных групп. Среди отличников есть просто способные дети, которым легко даётся учение и которые не придают особого значения оценкам – им просто нравится учиться. Существуют и ученики, для которых высокая оценка – способ выделится, показать своё превосходство. Такие дети очень ревнивы к чужим успехам, могут вымаливать у учителя хорошие отметки; плачут или гневаются из-за тройки, выставленной, по их мнению, несправедливо. Тщеславные, завистливые создания, они достойный резерв для будущих карьеристов, льстецов, подхалимов. Существуют “отличники поневоле” - вымуштрованные, запуганные родительскими строгостями дети, которых дома тщательнейшим образом проверяют.

Отстающие ученики тоже представляют собой разнородную группу: тут и добродушные лентяи, и чрезмерно робкие, застенчивые дети, и повышенно отвлекаемые, и невнимательные, и отличные интеллектуалы нестандартного поведения. Многие из них страдают из-за своей неуспеваемости.

Ребёнок пришёл в школу с твёрдой установкой – учиться на “4” и “5”. На первых порах он так и учится, старается, улучшает свои показатели. Но к концу начальной школы может и “прозреть”; выяснить, что быть отличником вовсе не так уж и почётно в глазах одноклассников. Первичная установка у некоторых выпускников начальной школы расщепляется. Этим объясняется резкое снижение их успеваемости в 5 классе. Винят в этом обычно недостаточную подготовленность детей, плохую работу учителей начальной школы. Но это не всегда так. Меняются взгляды детей, пересматриваются ценностные установки и ориентиры.

Таким образом, в процессе школьной учёбы выделяются несколько групп учеников – успевающие, “середняки” и отстающие. Группы эти неоднородные; в них существует своё перераспределение.

Причин, вызывающих школьную неуспеваемость, много. Совсем не обязательно, чтобы они действовали вместе и одновременно, достаточно одной, даже самой слабой. Из этого становится ясно, почему так плохо поддаётся коррекции ранняя школьная неуспеваемость, несмотря на значительные усилия педагогов. Среди причин, влекущих отставания детей в школе, педагогика называет следующие:

  • неблагоприятная наследственность;
  • нарушения нервной деятельности;
  • общая неспособность к интеллектуальному труду;
  • физическая ослабленность;
  • школьная незрелость;
  • педагогическая запущенность;
  • недостаточное развитие речи;
  • боязнь школы, учителей;
  • инфантилизм (т.е. детскость)

И ещё одна причина неуспеваемости учащихся – Её Величество Лень. Не все, очевидно, знают, что лень как состояние бездеятельности, душевной вялости, пассивности тоже имеет разную природу и может быть “нормальной” и патологической . Чаще всего она проявляется в школьном возрасте. По свидетельству врачей, большинство ленивых школьников – совершенно здоровые люди. Но у некоторых учащихся лень есть одно из проявлений патологий. Основными признаками являются малоподвижность, низкая работоспособность, расстройство воли, равнодушие к жизни, высокая подчиняемость другим. Частой причиной такого состояния бывает “соматогенная астения, т.е. физическая и психологическая слабость, вызванная соматическим заболеванием”. Она вполне преодолевается благодаря щадящему режиму. У здоровых учащихся чаще всего причиной лени, как замечает классик отечественной педагогики, К. Д. Ушинский, является прямое нерасположение к той деятельности, к которой взрослые призывают ребёнка. Причины такого нерасположения тоже различны, но в них, говорит педагог, виновато самовоспитание. Так, нередки случаи, когда ребёнку предъявляют требования, и на него обрушивается множество обязанностей, требований долга, что может вызвать обратное действие. Иногда, пишет Ушинский, лень образуется “от неудачных попыток в ученье”. С самого начала освоения новой для ребёнка деятельности он сталкивается с неуспехом. Систематические неуспехи пугают его и делают ленивым. Впрочем, если ребёнок добивается успеха, не прилагая к этому никаких усилий, он тоже может стать ленивым. Но в этом тоже виновато воспитание. Думается, что не все педагоги знают, что, как говорится, лень лени рознь.

Категории детей, которые относятся к неуспевающим: Ослабленные дети. Ограниченный запас знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, трудности контакта со сверстниками, учителем, неправильное поведение в классе, недостаточно развитая учебная мотивация. Системно-отстающие дети. Нестандартные дети. Дети депривированные семьей и школой (социальная запущенность).

Что делать?! Не паниковать! Принимать и любить ребенка таким какой он есть. Выполнять все рекомендации всех специалистов. В воспитании и обучении детей выходных нет!

ЧТО ДЕЛАТЬ? Обязательно: Беседа с классным руководителем. Беседа с психологом. Консультация педиатра, невропатолога или других специалистов.


Вопрос:

Добрый день! У меня физика вообще не получается,я живу в Беларуси и у нас тут 10 бальная система и у меня по физике практически одни двойки из 10 баллов,не знаю что делать,может окончательно поставить крест на учебе? Ничего не выходит не только по физике но и по многим другим предметам...

На вопрос отвечает: протоиерей Димитрий Шушпанов

Ответ священника:

Дорогой Никита! Крест на твоей учёбе ставить рановато, нужно попытаться что-то изменить.

Во-первых, если ты верующий человек, обратись с молитвой к Богу: попроси Его тебе помочь. Но помолиться нужно не один и не два раза, а взять на себя правило молиться перед каждым уроком в школе (можно не гласно, про себя), и садясь делать домашнее задание дома, читая вначале: «Царю Небесный», а по окончании: «Достойно есть». Можно просить Бога и своими словами.

Во-вторых, причиной неуспеваемости бывает слабость воли, ведь учёба требует регулярного напряжения сил интеллектуальных и физических. А потому, нужно себя к этому принуждать: не пропускать уроки в школе, заниматься дома. Опять же, сопровождая все эти усилия молитвой к Богу о подкреплении твоих душевных и телесных сил. Кроме молитвы, нужно прибегнуть к святыне и Таинствам Церкви: каждое утро пить натощак святую воду и вкушать частицу просфоры, а также регулярно (не менее одного раза в месяц) исповедоваться и причащаться в храме. Через всё это Господь будет посылать тебе Свою благодать, освящение и помощь.

И в-третьих, нужно попытаться брать дополнительные занятия по тем предметам, где наиболее очевидно твоё отставание. Думаю, что это – вполне осуществимо. Помоги тебе Господь!

Последние вопросы и ответы

Моя знакомая пила за 8 дней до смерти. Можно ли её отпеть?