Толстой «Детство» главные герои. Л.Н. Толстой "Детство. Отрочество. Юность": описание, герои, анализ произведений О чем говорится в повести детство толстого

Темы, которые затрагивает Л. Н. Толстой в своём творчестве, поистине вечны! На уроке вам предстоит познакомиться с произведением, в котором проявилось все мастерство Толстого-писателя, психолога, философа. Речь пойдет об автобиографической повести «Детство». Вы прочитаете и проанализируете главы «Классы», «Наталья Савишна», «Детство».

Тема: Из литературы XIX века

Урок: Л. Н. Толстой. Повесть «Детство». Анализ избранных глав

Рис. 1. Обложка книги ()

Чтение и анализ главы «Классы».

Главную роль в этой главе играет учитель Карл Иванович, с ним мы уже познакомились в главе «Maman». Но, безусловно, особенностью произведения является то, как маленький мальчик Николенька Иртеньев, которому 10 лет, воспринимает жизнь, взрослых и своего учителя Карла Ивановича. Глава начинается так:

«Карл Иваныч был очень не в духе».

Давайте понаблюдаем за реакцией взрослых в этой главе, за реакцией ребенка, за его мыслями, за его пониманием жизни.

«Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диалогов, чтобы означить то место, до которого мы должны были вытвердить. Володя учился порядочно; я же так был расстроен, что решительно ничего не мог делать».

Рис. 2. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()

Как мы знаем, Николенька был расстроен от известия о том, что их теперь увозят в Москву, и учитель Карл Иванович учить больше не будет.

«Долго бессмысленно смотрел я в книгу диалогов, но от слез, набиравшихся мне в глаза при мысли о предстоящей разлуке, не мог читать...» «Когда дошло дело до чистописания, я от слез, падавших на бумагу, наделал таких клякс, как будто писал водой на оберточной бумаге».

Насколько остро чувствует мальчик отношение к себе?

«Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), угрожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью».

Несмотря на то, что Николенька еще ребенок, он прекрасно видит и понимает поступки взрослых. Николенька слышит разговор в комнате Николая, где Карл Иванович жалуется на несправедливость хозяина, который увозит детей учиться и лишает его работы.

«- Я двенадцать лет живу в этом доме и могу сказать перед Богом, Николай, - продолжал Карл Иваныч, поднимая глаза и табакерку к потолку, - что я их любил и занимался ими больше, чем ежели бы это были мои собственные дети. Ты помнишь, Николай, когда у Володеньки была горячка, помнишь, как я девять дней, не смыкая глаз, сидел у его постели. Да! тогда я был добрый, милый Карл Иваныч, тогда я был нужен; а теперь, - прибавил он, иронически улыбаясь, - теперь дети большие стали: им надо серьезно учиться. Точно они здесь не учатся, Николай?»

И, конечно, Николенька сочувствовал тому горю, которые испытывал Карл Иванович. Вот, как об этом пишет Толстой:

«Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы восстановить между ними согласие».

Таковыми были чувства ребенка, но посмотрим, как проявляется обида Карла Ивановича во время урока.

«Несколько раз, с различными интонациями и с выражением величайшего удовольствия, прочел он это изречение, выражавшее его задушевную мысль». А изречение было такое: «Из всех пороков самый тяжкий есть Неблагодарность».

Как же воспринимает Николенька поведение своего учителя?

«Лицо его не было угрюмо, как прежде; оно выражало довольство человека, достойно отмстившего за нанесенную ему обиду».

Николенька понимает поведение Карла Ивановича и воспринимает его как человека, чуть-чуть не уследившего за своими чувствами.

«Было без четверти час; но Карл Иваныч, казалось, и не думал о том, чтобы отпустить нас: он то и дело задавал новые уроки. Скука и аппетит увеличивались в одинаковой мере. Я с сильным нетерпением следил за всеми признаками, доказывавшими близость обеда. Вот дворовая женщина с мочалкой идет мыть тарелки, вот слышно, как шумят посудой в буфете...»

Но Карл Иванович был неумолим. Так заканчивается глава «Карл Иванович».

Чтение и анализ главы «Наталья Савишна».

Рис. 3. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()

«В половине прошлого столетия по дворам села Хабаровки бегала в затрапезном платье босоногая, но веселая, толстая и краснощекая девка Наташка. По заслугам и просьбе отца ее, кларнетиста Саввы, дед мой взял ее вверх - находиться в числе женской прислуги бабушки. Горничная Наташка отличалась в этой должности кротостью нрава и усердием. Когда родилась матушка и понадобилась няня, эту обязанность возложили на Наташку. И на этом новом поприще она заслужила похвалы и награды за свою деятельность, верность и привязанность к молодой госпоже. Но напудренная голова и чулки с пряжками молодого бойкого официанта Фоки, имевшего по службе частые сношения с Натальей, пленили ее грубое, но любящее сердце. Она даже сама решилась идти к дедушке просить позволенья выйти за Фоку замуж. Дедушка принял ее желание за неблагодарность, прогневался и сослал бедную Наталью за наказание на скотный двор в степную деревню. Через шесть месяцев, однако, так как никто не мог заменить Наталью, она была возвращена в двор и в прежнюю должность. Возвратившись в затрапезке из изгнания, она явилась к дедушке, упала ему в ноги и просила возвратить ей милость, ласку и забыть ту дурь, которая на нее нашла было и которая, она клялась, уже больше не возвратится. И действительно, она сдержала свое слово.

С тех пор Наташка сделалась Натальей Савишной и надела чепец: весь запас любви, который в ней хранился, она перенесла на барышню свою».

«Когда maman вышла замуж, желая чем-нибудь отблагодарить Наталью Савишну за ее двадцатилетние труды и привязанность, она позвала ее к себе и, выразив в самых лестных словах всю свою к ней признательность и любовь, вручила ей лист гербовой бумаги, на котором была написана вольная Наталье Савишне, и сказала, что, несмотря на то, будет ли она или нет продолжать служить в нашем доме, она всегда будет получать ежегодную пенсию в триста рублей. Наталья Савишна молча выслушала все это, потом, взяв в руки документ, злобно взглянула на него, пробормотала что-то сквозь зубы и выбежала из комнаты, хлопнув дверью. Не понимая причины такого странного поступка, maman немного погодя вошла в комнату Натальи Савишны. Она сидела с заплаканными глазами на сундуке, перебирая пальцами носовой платок, и пристально смотрела на валявшиеся на полу перед ней клочки изорванной вольной».

«С тех пор как я себя помню, помню я и Наталью Савишну, ее любовь и ласки; но теперь только умею ценить их...»

И опять-таки это тот взгляд взрослого человека на то, что с ним было в детстве, взгляд с позиции времени, с позиции мудрости.

«...тогда же мне и в голову не приходило, какое редкое, чудесное создание была эта старушка. Она не только никогда не говорила, но и не думала, кажется, о себе: вся жизнь ее была любовь и самопожертвование. Я так привык к ее бескорыстной, нежной любви к нам, что и не воображал, чтобы это могло быть иначе, нисколько не был благодарен ей и никогда не задавал себе вопросов: а что, счастлива ли она? довольна ли?»

И интересный случай встречается нам в главе «Наталья Савишна».

Подумайте, как в этой сцене проявится человеческий характер и характер главного героя.

«Вот как это было. За обедом, наливая себе квасу, я уронил графин и облил скатерть.

Позовите-ка Наталью Савишну, чтобы она порадовалась на своего любимчика, - сказала maman.

Наталья Савишна вошла и, увидав лужу, которую я сделал, покачала головой; потом maman сказала ей что-то на ухо, и она, погрозившись на меня, вышла.

После обеда я, в самом веселом расположении духа, припрыгивая, отправился в залу, как вдруг из-за двери выскочила Наталья Савишна с скатертью в руке, поймала меня и, несмотря на отчаянное сопротивление с моей стороны, начала тереть меня мокрым по лицу, приговаривая: "Не пачкай скатертей, не пачкай скатертей!" Меня так это обидело, что я разревелся от злости».

Первое чувство, которое возникает у героя, это чувство обиды и чувство злости.

«"Как! - говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез. - Наталья Савишна, просто Наталья, говорит мне ты, и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!"»

Вот в этой сцене Николенька воспринимает все те традиции, которые были характерны для дворянских семей, тот уровень понимания, что они с Натальей находятся не на одинаковых уровнях социальной лестницы, он уже понятен Николеньке.

Однако, это чувство злости, чувство обиды уступает другим более нравственным категориям.

«Когда Наталья Савишна увидала, что я распустил слюни, она тотчас же убежала, а я, продолжая прохаживаться, рассуждал о том, как бы отплатить дерзкой Наталье за нанесенное мне оскорбление».

Посмотрите, как развиваются чувства: обида, злость и затаенная злость.

«Через несколько минут Наталья Савишна вернулась, робко подошла ко мне и начала увещевать:

Полноте, мой батюшка, не плачьте... простите меня, дуру... я виновата... уж вы меня простите, мой голубчик... вот вам.

Она вынула из-под платка корнет, сделанный из красной бумаги, в котором были две карамельки и одна винная ягода, и дрожащей рукой подала его мне. У меня недоставало сил взглянуть в лицо доброй старушке: я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда».

Чтение и анализ главы «Детство»

Рис. 4. Иллюстрация к повести Л. Н. Толстого «Детство» ()

Глава «Детство» начинается замечательными словами, которые могли бы стать эпиграфом ко всей повести:

«Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Обратите внимание на лексику, использованную в главе. Сколько хороших, теплых слов! Постарайтесь увидеть самые главные из них, ключевые слова.

«...Сидишь и слушаешь. И как не слушать? Maman говорит с кем-нибудь, и звуки голоса ее так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!».

«Ничьи равнодушные взоры не стесняют ее: она не боится излить на меня всю свою нежность и любовь. Я не шевелюсь, но еще крепче целую ее руку».

«Слезы любви и восторга».

«...Любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.

После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, - но о чем они? Они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждами на светлое счастие».

Сколько теплых слов мы увидели: сердце, нежность, любовь . Слово «любовь» повторяется в течение главы несколько раз. Любовь, любовью, люблю, слезы любви и восторга, светлое счастье, любовь и надежда, на душе легко, светло, отрадно - вот те ощущения детства, которые пронес Николенька.

«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни?» «Неужели остались одни воспоминания?»

Вот таким вопросом заканчивается глава «Детство». И Толстой ставит этот вопрос перед читателем, вернуться ли когда-нибудь та свежесть и беззаботность? Какое время может быть лучше того, чем время детства? Наверное, нужно любить, ценить свое детство, с любовью относиться и к маме, и к папе.

Вывод.

Особенностью героя повести «Детство» является то, что он постоянно проявляет свои чувства и часто бывает беспощадным по отношению к себе, часто корит себя за какие-то поступки, за которые самому становится потом стыдно.

Николенька вспоминает счастливое время, проведенное в деревне. Он вспоминает людей, которые были беззаветно преданы их семейству, он вспоминает свое детство.

Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, способность любить самому. Это те чувства, которые восхищают самого Толстого. Но в то же время, Толстой показывает, как очень часто мир взрослых людей может разрушить детское понимание жизни.

Повесть «Детство» заканчивается смертью матери. И наступает другая, совсем иная пора, которую никогда уже Николенька не назовет счастливой, невозвратимой порой детства.

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Источник).

Домашнее задание

  1. Какой эпизод повести произвел на вас самое сильное впечатление? Почему?
  2. Чему учит повесть Толстого «Детство»? О чем заставляет задуматься?
  3. Как вы думаете, полезно эту повесть читать не только детям, но и взрослым? Почему?
  4. Вспомните яркий эпизод своего детства. Попробуйте рассказать о нем или описать в толстовской манере. Попытайтесь не только изложить ход события, но и передать чувства, переживания, мысли по поводу людей и событий.

Рецензия на повесть Л. Н. Толстого – «Детство», написанная в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015». Автор рецензии: Березина Софья.

«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни».
Отрывок из повести «Детство» Л. Н. Толстого.

Читая этот отрывок, каждый невольно пролистывает пленку лет и возвращается в детство. В голове всплывают образы родных и близких, друзей, учителей. Каждый из нас вспоминает чудесные моменты, навеянные добром и теплом, которые греют нашу душу и не оставляют нас равнодушными.

Действие начинается в родном доме Николеньки Иртеньева. День для мальчика начался, как обычно. Умывшись, он вместе с учителем Карл Иванычем и своим братом отправляется в гостиную, где завтракает его матушка и остальные живущие в этом доме люди. Николенька испытывает необыкновенные и светлые чувства к матери: «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело. Если бы в тяжелые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе». Николенька чувствует необыкновенную потребность в любви и ласке, он придает особое значение этим чувствам.

Отец говорит мальчику, что надо уезжать в Москву, разлука с родным домом, где остались любимые люди, к которым он привык за всю свою жизнь, оставляет отпечаток на сердце Николеньки. Жизнь в Москве внесла совсем небольшие коррективы, к которым мальчик все-таки долго привыкал. Через полгода пребывания в Москве, приходит письмо от матушки, в котором говорится, что она себя очень плохо чувствует и хочет увидеть своих детей. В день приезда в родной дом к близкому человеку – матери, мальчик понимает, насколько сильные чувства он к ней испытывает, насколько сильно сердце его стучит при виде родного и любимого человека, но он не теряет надежды на выздоровление матушки. Но судьбу не изменить, и через несколько дней она умирает…

Процесс формирования мыслей, чувств, эмоций мальчика – диалектика души, захватывает. Ты следишь за тем, как у Николеньки с каждым годом жизни, в голове возникает буря мыслей, которые его одолеваю в процессе каждого шага, каждого, пускай незначительного действия. Мы – читатели выступаем в роли психолога. Мы вместе с мальчиком хотим разобраться в этой жизни, понять, что важно, что нужно, кому и чем мы обязаны. Этот трудный, и вместе с тем радостный и беззаботный период – детство, а позже отрочество, являются главными временными частями в нашей жизни. Мы начинаем задумываться о том, кто мы, что мы, винтики в постоянно бурлящей жизни, или мы предназначены для более важного, ответственного дела.

Меня заинтересовали многие герои этой замечательной и доброй повести. Наталья Савишна – няня Николеньки. В молодости она влюбилась в молодого бойкого офицера, но на ее просьбу выйти замуж отреагировали весьма скептически, и она пообещала своим хозяевам, что больше ни единой мысли не будет у нее о любви и отношениях. Наталья Савишна показывает нам то, насколько трепетно и нежно может относиться русская женщина к совершенно первоначально чужим людям. Она готова отдать все, что у нее есть, она готова сделать все возможное, только бы угодить и порадовать своих хозяев. Наталья Савишна сыграла очень важную роль в становлении личности Николеньки. Он впервые испытал чувство совести и стыда за свой поступок, но смог осознать и понять, не у каждого это получается.

Особое чувство вызывала у меня матушка. Л. Н. Толстой не передает все точности внешности, через года он пронес только все самое важное, что осталось у него в памяти, и что вызывает в нем самые светлые и теплые чувства. «Когда я стараюсь вспомнить матушку такою, какою она была в это время, мне представляются только ее карие глаза, выражающие всегда ее одинаковую доброту. » – так писал Л. Н. Толстой. Между ними существует особая нить, которая связывает их, которая не обрывается даже спустя много лет, даже когда матушки нет уже на этом свете. Матушка подарила Николеньке самое важное, самое сокровенное – ласку, любовь, нежность, – все это автор пронес с собой через года и не забыл, он помнит ее светлую улыбку, от которой ему становилось хорошо на душе. Каждому из нас необходимо крыло матери, под которым мы чувствуем себя в безопасности, под которым мы готовы слагать стихи, петь песни, совершать безумные поступки, только бы хорошо было родному человеку. Николенька в душе называл свою матушку любимым существом – это словосочетание обнимает своей добротой весь мир… С почтенным уважением Николенька относится к своему первому учителю – Карл Иванычу (тему которого я затронула раньше). Он сыграл очень большую роль в его жизни, Карл Иваныч вызвал у мальчика чувство жалости, чувство сострадания. Простой немецкий уроженец, который в жизни поведал очень мало радости, его счастьем были дети, которых он учил, он передавал им не только научные знания, но и знания жизни, которые Николеньке не раз помогали в жизни. Папа Николеньки, несмотря на свой твердый, местами жесткий характер, многому научил своего сына: нельзя потешаться над людьми, нужно быть честным, вести себя достойно, уважать себя и других. Повесть «Детство» сыграла в моей жизни очень большую роль. Первая роль поведала мне: «Остановись, время идет, часы тикают, опомнись, не беги вперед, у тебя самая прекрасная пора – детство, воспользуйся моментом». Все дети хотят стать взрослыми, очень рано они бросают игрушки и стремительно идут вперед во взрослую жизнь. Вторая роль открыла своим ключиком новую шкатулку в моей голове, где мои мысли стали выстраиваться в тонкую линию, на которой засели осознанные решения «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».

Рецензия написана в рамках конкурса «Моя любимая книга 2015»
Автор рецензии: Березина Софья.

Повесть «Детство» была написана Л. Н. Толстым на основе его собственных воспоминаний о детстве, с той лишь разницей, что мать автора умерла, когда ему не было и двух лет, а в повести, Николенька Иртеньев столкнулся с этой ужасной потерей, будучи уже десятилетним мальчиком. На мой взгляд, создавая такое произведение, автор всячески стремился продлить свое детство, остаться в нем подольше и окружить себя самыми близкими и любимыми людьми. Это одна из лучших и наиболее интересных повестей Толстого, где доброта и любовь занимают первостепенное место.

Главный герой произведения мальчик Коля, которому едва исполнилось десять. Он передает свои ощущения от общения со всеми окружающими людьми и природой. Детство в деревне ему кажется радужным и беззаботным. Спокойно и счастливо проходят его дни в окружении любящих родителей, старшего брата Володи, учителя Карла Иваныча и заботливой горничной Натальи Савишны . С первых глав автор посвящает читателя в тонкости дворянского быта. В семье Иртеньевых, кроме них проживают гувернеры и дворовые люди, помогающие им по хозяйству. Большую часть времени мальчики проводят с учителем Карлом Иванычем, доброта которого была безгранична.

В произведении описаны несколько событий, отчетливо повлиявших на становление характера главного героя. Автор показывает, как Николенька один раз обиделся на Карла Иваныча, а потом испытывал чувства неловкости и стыда за злость на этого добрейшей души человека. Второй раз такая же ситуация повторилась с нежной и любящей их старушкой-гувернанткой, которой довелось воспитать не одно поколение в этой семье. Наталья Савишна была нанята господами еще в молодости на должность няни для мамы мальчика – Натальи Николаевны . Поэтому ссора с ней для него особенно мучительна.

Там же в деревне главный герой познает свое первое разочарование в дружбе, первую влюбленность в соседскую девочку. Ради того, чтобы понравиться русоволосой Сонечке Валахиной, он хочет казаться старше, что выглядит довольно забавно со стороны. Несомненный герой Николеньки, Сережа Ивин, падает в его глазах, после того как прилюдно унижает мальчика из бедной семьи. Таким образом, все воспоминания, связанные с детством, так или иначе, повлияли на характер главного героя и становление его личности. С наступлением десятилетнего возраста, все барские дети по традиции, уезжали в столицу учиться в лицеях, пансионах или других учебных заведениях.

Не миновала эта участь и Николеньку. Отец увез их со старшим братом в Москву, надолго разлучив с матушкой и той душевной атмосферой, в которой они провели свое детство. Отныне они жили с бабушкой, их учили новые учителя, в гости приходили новые люди. Все в Москве было по-другому. Примерно через полгода мать Николеньки жестоко простудилась и умерла, а через год после ее смерти, ушла из жизни и Наталья Савишна. На такой грустной ноте заканчивается первая из повестей Л. Н. Толстого, вошедших в трилогию «Детство. Отрочество. Юность».

Повесть «Детство» была впервые опубликована в «Современнике» и сразу принесла известность Толстому и признание его таланта. Замечательное умение видеть человеческую душу рассмотрели в начинающем авторе известные в то время писатели Тургенев, Чернышевский, Некрасов. Льву Николаевичу было тогда двадцать четыре года. Он был офицером русской армии.

В чем «сила писателя» Толстого?

Находясь на Кавказе, Толстой намеревался написать произведение «Четыре эпохи развития» о становлении личности человека. Задуманное произведение должно было рассказать о четырех важных вехах жизни - детстве, отрочестве, юности, молодости. Но впоследствии интересный замысел сложился в трилогию.

Первая часть ее, «Детство», стала первым произведением Льва Николаевича. Рукопись он отправил в известный тогда журнал «Современник», не надеясь, что повесть напечатают. Даже выслал в редакцию денег на ее обратную пересылку. Чернышевский, давая отзыв о «Детстве» Толстого, уже тогда определил две важные особенности его творчества, ставшими впоследствии «визитными карточками» великого русского мыслителя.

Одна из особенностей - Толстой не ограничился «изображением результатов психического процесса», его волнует и сам процесс, - «едва уловимые явления внутренней жизни». Есть и другая «сила в его таланте - чистота нравственного чувства». Именно это придает творчеству Толстого «особенную - трогательную и грациозную - очаровательность», - подчеркнул Чернышевский в своем отзыве.

В «Детстве» Толстой описывает во всех подробностях, как расцветает жизнь в маленьком человечке, как откликаются в его сердце каждодневные события. Человек, только вошедший в этот мир, с любопытством и восхищением вглядывается во все, что его окружает, и его пытливый ум развивается под действием звуков внешнего мира.

Кто главные герои повести?

Жизнь Николеньки Иртеньева, главного героя повести, мальчика доброго и нежного, с отзывчивым сердцем и пытливым умом, окружена атмосферой благополучия. Первые дни его детства проходят в дворянской усадьбе. Особое место в его жизни занимает мать, которая была для него источником всего самого прекрасного. Он любит своего отца, но это чувство отличается от нежности, которую он испытывает к матери. Отец для Николеньки, несмотря на множество недостатков, является несомненным авторитетом. Мальчик гордится отцом и считает его рыцарем.

В повести Л. Н. Толстого «Детство», первые воспоминания ребенка связаны с учителем Карлом Иванычем и ключницей Натальей Савишной. Своего наставника Николенька очень любит, хотя иногда и сердится на него. Ребенок видит доброе сердце старика-учителя и чувствует его огромную привязанность к воспитаннику. Для него Карл Иваныч - человек со спокойной душой и чистой совестью. Николенька вовсе не идеальный: он часто злится и бранит своего учителя или няньку, много думает о себе и не хочет учиться. Но Карл Иванович проявляет терпение и сдержанность к своему воспитаннику.

О чем «Детство» Толстого?

Первые впечатления о родном доме, близкие и любимые лица, живущие рядом люди. Второй важный момент в жизни мальчика - это разлука с родным домом, переезд в Москву, знакомство с новыми людьми. Третий, самый горький, момент жизни главного героя повести Л. Н. Толстого «Детство», - письмо из деревни, смерть матери, неподдельное горе ребенка.

Семья Иртеньевых

Мальчику исполнилось два дня назад десять лет. Николенька просыпается от того, что Карл Иваныч ударил по мухе хлопушкой. Мальчика это очень рассердило. Он идет умываться и холодно и отчужденно анализирует поведение своего учителя. Даже его халат, и шапочка с кисточкой кажутся Николеньке противными. В обязанности учителя входит не только образование детей, но и их воспитание. Но ему это не в тягость, поскольку своей семьи него нет. И при всей строгости и требовательности, он очень любит детей. Вместе с братом Володей и Карлом Иванычем они идут здороваться с родителями.

В столовой ожидает мать, целует Николеньку и интересуется его самочувствием. После разговора с маменькой дети заходят в кабинет к отцу. Глядя на папеньку, отдающего распоряжения, и мать, разливающую чай, Николенька любуется ими и чувствует, как сильно любит их. Отец сообщает сыновьям, что уезжает в Москву и берет их с собой, чтобы они продолжили образование. Николенька очень проницателен и понимает, что добродушный старик-учитель будет за ненадобностью уволен. Ему искренне жаль Карла Иваныча. Это известие накладывает отпечаток на остаток дня мальчика.

Маменька всегда привечает странников и богомольцев. В обед, за отдельным столом подали еду юродивому Грише. Отцу Николеньки маменькина затея совсем не нравится, но он молчит. Отобедав, все мужчины семейства отправляются на охоту, после которой ребята на поляне резвятся. Николенька лобызает Катеньку, миленькую девочку гувернантки Мими, в плечико. Мальчик неравнодушен к ней уже давно, а старший брат насмехается над ним. Вечером семья собирается в гостиной, где маменька музицирует, а дети заняты рисованием. Учитель идет в кабинет к отцу и говорит, насколько сильно привязался к детям, что согласен их обучать бесплатно. Отец Николеньки - человек понимающий, он принимает решение взять старого учителя с собой в Москву.

Перед отъездом Николенька, главный герой «Детства» Толстого, вспоминает о Наталье Савишне. Пришла она еще работать к деду, который не дал ей благословения на замужество, а сослал на скотный двор. Не озлобилась няня, не надломилась, а перенесла всю свою нерастраченную любовь на хозяйскую дочку, маменьку Николеньки.

Разлука с родным домом

Наступает утро, и мужчины семьи Иртеньевых собираются ехать в Москву. Николеньке очень грустно. Мальчик нежно расстается с маменькой и сестрицей, искренне прощается с дворней. Ребенок не сдерживает эмоций при расставании и плачет. Всю дорогу он предается детским воспоминаниям. В Москве братья живут в доме бабушки. Вместе с ними живет и их наставник Карл Иваныч. Ко дню рождения бабушки Николенька слагает стихи, от которых она в восторге. Поздравить ее приехала и княгиня Корнакова, которая говорит, что мальчик некрасив. Николенька глубоко переживает эти слова.

В разговоре с Иван Ивановичем бабушка обмолвилась, что отец Николеньки играет в карты и развлекается с женщинами. Мальчик нечаянно стал свидетелем этого нелестного отзыва. В «Детстве» Толстого видно, как в душе ребенка борются противоречивые чувства. В числе гостей и родители Сережи Ивина, с которым Николенька сразу сходится. Видит он среди гостей и Соню, и старается ей понравиться. Николенька танцует, но все замечают его неуклюжесть. Отец от этого раздражается, а ребенок очень хочет прижаться к матери. Но маменька далеко.

После праздничного ужина танцы продолжились. Николенька танцует с Соней, и безмерно счастлив. Мальчик взволнован событиями этого дня и не может заснуть. Он делится переживаниями со своим братом Володей. Но тот его не понимает и не разделяет чувств Николеньки.

Письмо от маменьки

Так прошло полгода. Пришло письмо от матушки. Отец говорит детям, чтобы немедля собирались в деревню, но причину спешного отъезда не называет. Иртеньевы приезжают в деревню, и видят, что мать очень плоха и несколько дней не встает с постели. Вечером того же дня она умирает.

На похоронах Николенька подошел проститься с матерью. Мальчик видит, насколько сильно изменились черты родного лица, и с криком выбегает из комнаты. Через три дня они возвращаются в Москву. Наталья Савишна не оставляет опустевший дом и остается в деревне. От тоски она вскоре умирает, и няню хоронят недалеко от маменьки.

В чем особенность повести?

С большой теплотой рассказывается в повести о няне. В своих отзывах о «Детстве» Толстого, как читатели, так и литературные критики, считают, что самые проникновенные строки посвящены Наталье Савишне. Ее бескорыстная любовь к людям делает их добрее и человечнее. Эта редкостная женщина согревала своей любовью весь дом.

Ребенок чувствует фальшь и обман в чувствах, съехавшихся на похороны матери, соседей. В этих обстоятельствах, когда обнаруживаются горькие истины, мальчик видит искренность крепостных. Просто, безмолвно и полно они разделяют горе детей, потерявших свою мать.

Трагедия, произошедшая в жизни Николеньки, как бы подводит черту под беззаботным детством. Отношение и чувства ребенка, меняющиеся по мере того, как он познает большой мир взрослых людей, настолько точно и подробно описаны автором, что многие были уверены, - это детство Л. Н. Толстого.

Опубликованная в «Современнике» повесть носила название «История моего детства». Автор был очень этим опечален, так как он стремился к обобщенности в раскрытии самой «благоуханной поры жизни» - поры детства. Об этом он и написал Некрасову, как редактору «Современника», отстаивая типичность созданного им образа.

Придумайте вопросы к стихотворению Симонова: Майор привез мальчишку на лафете. Погибла мать. Сын не простился с ней. За десять лет

на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне в мире для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка

Привязанный к щиту, чтоб не упал

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой...

Ты это горе знаешь понаслышке

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

Сказание о белгородск Сказание о белгородском киселе

1.Какие чувства участников событий (старца, горожан, печенегов) передаёт актёр?
2.Какими чувствами наполняет голос летописца в финале?
3.Как вы думаете, почему этот рассказ о частном, не самом выдающемся эпизоде нашеё истории стал восприниматься как широкое обобщение, событие, значение которого важно для всех времён?
4.Какие наставление содержит Сказание о белгородском киселе?