Учение как вид деятельности. Учебная деятельность - как ведущая деятельность Учебная деятельность ведущий вид деятельности

Поступление в школу - переломный момент в жизни ребенка. Меняется ведущий вид деятельности. Теперь им становится учеб­ная деятельность. Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипулятивная, предметная, игровая).

Учебная деятельность - один из основных видов деятельности человека, специально направленный на овладение способами пред­метных и познавательных действий, обобщенных по форме теорети­ческих знаний.

Усвоение (учение) является существенной характеристикой учебной деятельности, и тем не менее это - различные явления.

Усвоение - это процесс, осуществляющийся в любой деятельно­сти, а учебная деятельность - это вид деятельности, особая форма со­циальной активности личности.

Учебная деятельность выполняет двоякую функцию: будучи формой активности индивида, она является условием и средством его психического развития, обеспечивая ему усвоение теоретических знаний и тем самым развитие у него специфических способностей, которые в этих знаниях кристаллизованы.

На определенном этапе психического развития (в младшем школьном возрасте) учебная деятельность играет ведущую роль в формировании личности.

Как форма специально нормируемого сотрудничества ребенка с взрослыми, учебная деятельность является одним из основных средств включения подрастающих поколений в систему общест­венных отношений, в открытую коллективную деятельность, в ходе которой усваиваются ценности и нормы, лежащие в основе любой коллективной деятельности.

Сущность учебной деятельности заключается в решении учеб­ных задач, основное отличие которых в том, что их цель и результат состоят в изменении самого действующего субъекта, заключающемся в овладении определенными способами действия, а не в изменении предметов, с которыми действует субъект.

Таким образом, учебная деятельность представляет собой дея­тельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний.

Учебная деятельность имеет свой предмет - это.человек. В случае с учебной деятельностью младшего школьника это - ребенок.

Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне дос­тижений. Самое существенное в учебной деятельности - это реф­лексия на самого себя, отслеживание новых достижений и проис­шедших изменений.



«Не умел» - «умею», «не мог» - «могу», «был» - «стал». Это ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достиже­ний и изменений. Важно, чтобы ребенок стал для самого себя одно­временно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя.

5.1. Предмет и задачи детской психологии. Связь детской психо­логии с другими науками. Понятие роста и развития. Природа детства

Детская психология - наука, изучающая особенности психиче­ской жизни ребенка и закономерности психического развития в дет­ском возрасте.

Предметом детской психологии является изучение закономер­ностей психического развития ребенка. Основной задачей является описание и объяснение особенностей психического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Детская психология, являясь самостоятельной фундаментальной наукой, имеет тесные и взаимные связи с другими дисциплинами: с одной стороны, она опирается на философию, культурологию, психо­логию развития, общую психологию; с другой - является научным фундаментом для педагогической психологии, педагогики и практи­ческой психологии.

Рост - это количественное изменение или усовершенствование какой-либо функции; явление роста, то есть количественного накоп­ления.

Развитие - это качественные изменения, возникновение психи­ческих новообразований.

Детство - период наиболее интенсивного развития человека. Природа детства. Детство - период, продолжающийся от ново­рожденное™ до полной социальной и, следовательно, психологиче­ской зрелости. Это - период становления ребенка полноценным чле­ном человеческого общества.

Этапы детства человека - продукт истории, и они столь же подвергаются изменению, как и тысячи лет назад. Исследования П. П. Блонского, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, данные этногра­фии о развитии детей в различных обществах показали, что детство,



будучи социокультурным феноменом, носит конкретно-исторический характер и имеет свою историю развития.

Данные о том, как проходит детство у народов, стоящих на раз­ных ступенях общественного развития, показывают^ что чем ниже эта ступень, тем раньше включается подрастающий человек во взрослые виды труда. В условиях примитивной культуры дети буквально с мо­мента, когда начинают ходить, трудятся вместе с взрослыми. Детство появилось тогда, когда труд взрослых стал недоступным для ребенка, начал требовать большой предварительной подготовки. Оно и было выделено человечеством как период подготовки к жизни и взрос­лой деятельности, в течение которого ребенок должен был приобре­сти необходимые знания, умения, психические качества и свойства личности. И каждый возрастной этап призван сыграть в этой подго­товке свою особую роль. Взрослые организуют жизнь детей, строят воспитание в соответствии с тем местом, которое отведено ребенку обществом.

5. 2. Психическое развитие ребенка: предпосылки, факторы,

Глубокие изменения, происходящие в облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным:

  • для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
  • раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
  • развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоения социальных норм, нравственного развития;
  • развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских связей.

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуется интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством), в ходе которых совершенствуется и закрепляются новые достижения ребенка.

Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Большинство этих позитивных достижений (организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

В данном реферате рассматриваются особенности ведущей деятельности младшего школьника и различные новообразования этого возраста.

Общая характеристика учебной деятельности как ведущей в младшем школьном возрасте, ее содержание и структура

Ребенок становится школьником тогда, когда обретает внутреннюю позицию школьника.

В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей. Рассмотрим кратко компоненты учебной деятельности, в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина.

Первый компонент - мотивация . Учебная деятельность полимотивирована - она побуждается и направляется разными учебными мотивами. Среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если они формируются у ученика, его учебная работа становится осмысленной и эффективной. Д.Б.Эльконин называет их учебно-познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности - как, какими способами достигаются результаты, решаются учебные задачи. Ребенок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это также мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Второй компонент - учебная задача, т.е. система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ их решения, причем этот способ оказывается осознанным в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи. Развивающее обучение предполагает совместное «открытие» и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач. В этом случае общий способ усваивается как образец и легче переносится на другие задачи данного класса, учебная работа становится более продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают.

Учебные операции (третий компонент) входят в состав способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности.

Программы обучения часто предусматривают поэтапную отработку по системе П.Я.Гальперина. Ученик, получив полную ориентировку в составе операций (включая определение последовательности своих действий), выполняет операции в материализованной форме, под контролем учителя. Научившись это делать практически безошибочно, он переходит к проговариванию и, наконец, на этапе сокращения состава операций, быстро решает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ.

Четвертый компонент - контроль. Первоначально учебную работу контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю - важная и сложная педагогическая задача. Недостаточно контролировать работу только по конечному результату (верно или неверно выполнено задание). Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль - за правильностью и полнотой выполнения операций, т.е. за процессом учебной деятельности. Научить ученика контролировать сам процесс своей учебной работы - значит, способствовать формированию такой психической функции, как внимание.

Последний этап контроля - оценка. Ее можно считать пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу, должен научиться адекватно ее оценивать. При этом также недостаточно общей оценки -насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий - освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается выставлением отметки. Для развития саморегуляции детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка - объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа. Содержательно оценивая учебную деятельность, ее результаты и процесс, учитель задает определенные ориентиры - критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. Как показала А.И. Липкина, младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.

Психологические новообразования познавательной сферы младшего школьника

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы «теоретиков» или «мыслителей», которые легко решают учебные задачи в словесном плане, «практиков», которым нужна опора на наглядность и практические действия, и «художников» с ярким образным мышлением. У детей в связи с развитием функции мышления к концу младшего школьного возраста развивается способность к анализу (это проявляется, прежде всего, в анализе условий решаемых задач), специфическая рефлексия (в том числе и в межличностных отношениях, способность удерживать задачу и решать ее во внутреннем плане.

У большинства детей наблюдается относительное равновесие между разными видами мышления. Важное условие для формирования теоретического мышления - формирование научных понятий. Теоретическое мышление позволяет ученику решать задачи, ориентируясь не на внешние, наглядные признаки и связи объектов, а на внутренние, существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; Л.В. Занков).

В начале младшего школьного возраста восприятие - недостаточно дифференцированно. Для того чтобы ученик более тонко анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его наблюдению. Если для дошкольников было характерно анализирующее восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает возможность устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память. В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время.

Таким образом, основными новообразованиями младшего школьного возраста в познавательной сфере можно считать:

  1. качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической;
  2. рефлексию, анализ, внутренний план действий;
  3. развитие познавательного отношения к действительности.

Психологические новообразования личности и поведения в младшем школьном возрасте

Мотивационная сфера, как считает А.Н. Леонтьев, - ядро личности.

Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, главное место занимает мотив получения высоких отметок. Высокие отметки для маленького ученика - источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости.

Внутренние мотивы:

  1. Познавательные мотивы - те мотивы, которые связаны с содержательными или структурными характеристиками самой учебной деятельности: стремление получать знания; стремление овладеть способами самостоятельного приобретения знаний;
  2. Социальные мотивы - мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью (меняются социальные установки в обществе -> меняются социальные мотивы учения): стремление быть грамотным человеком, быть полезным обществу; стремление получить одобрение старших товарищей, добиться успеха, престижа; стремление овладеть способами взаимодействия с окружающими людьми, одноклассниками. Мотивация достижения в начальных классах нередко становится доминирующей. У детей с высокой успеваемостью ярко выражена мотивация достижения успеха - желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей (будут ругать, запретят гулять, смотреть телевизор и т.д.).

Внешние мотивы - учиться за хорошие отметки, за материальное вознаграждение, т.е. главное не получение знаний, какая-то награда.

В этом возрасте активно развивается самосознание. От оценки зависит развитие учебной мотивации, именно на этой почве в отдельных случаях возникают тяжелые переживания и школьная дезадаптация. Непосредственно влияет школьная оценка и на становление самооценки. Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают себя и своих сверстников отличниками, «двоечниками» и «троечниками», хорошими и средними учениками, наделяя представителей каждой группы набором соответствующих качеств. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом и определяет социальный статус ребенка.

У отличников и некоторых хорошо успевающих детей складывается завышенная самооценка. У неуспевающих и крайне слабых учеников систематические неудачи и низкие оценки снижают их уверенность в себе, в своих возможностях. Полноценное развитие личности предполагает формирование чувства компетентности, которое Э. Эриксон считает центральным новообразованием данного возраста. Учебная деятельность - основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Учителя, отличающиеся высоким профессиональным мастерством, стремятся не только содержательно оценивать работу учеников (не просто поставить отметку, а дать соответствующие пояснения). Они оценивают только конкретную работу, но не личность, не сравнивают детей между собой, не призывают всех подражать отличникам, ориентируют учеников на индивидуальные достижения - чтобы работа завтрашняя была лучше вчерашней. Итак главным новообразованием этого возраста в личностной сфере можно назвать:

  1. Появление ориентации на группу сверстников
  2. появление произвольной регуляции поведения на основе самооценки

Заключение

Преобразования познавательной сферы, происходящие в младшем школьном возрасте, имеют чрезвычайно важное значение для дальнейшего полноценного развития психики. Специальные исследования показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот нередко протекает стихийно. У многих детей к концу младшего школьного возраста отмечается недостаточная сформированность произвольного внимания, произвольной памяти, способности к регуляции умственных действий. Истинное их развитие подменяется усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, перед психологом, работающим с учениками младших классов, очень часто встает задача целенаправленного развития познавательных процессов детей.

В реальной деятельности познавательные процессы функционируют не изолированно друг от друга, а представляют собой сложную систему. Поэтому развивающая работа, направленная, преимущественно на совершенствование отдельного психического процесса, будет влиять не только на его собственную продуктивность, но и на уровень функционирования познавательной сферы в целом.

Ориентируя работу на развитие недостаточно сформированного психического процесса, не следует оставлять без внимания и другие стороны познавательной сферы. Составление развивающих программ для детей, имеющих различные недостатки познавательных процессов, должно быть комплексным.

Нередко развивающий эффект может оказать сам факт совместных занятий ребенка с терпеливым, заинтересованным, внимательным к его проблемам взрослым. Конкретное содержание занятий нередко отступает при этом на второй план.

Список использованной литературы

  1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. – М., 2001;
  2. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная н педагогическая психология /под ред. М. В. Гамезо - М.,1984;
  3. Туревская Е.И. Возрастная психология.
  4. Эльконин Д.Б. Психология игры.
  5. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов. – М., 2000.

Пройдите тест, чтобы закрепить результаты

О каком компоненте учебной деятельности идет речь? (Д.Б.Эльконин) Это система заданий, при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия.

а) учебная задача
б) мотивация
в) учебные операции
г)контроль

Что является последним этапом контроля?

а) мотив
б) оценка
в) учебная операция
г) процесс познания

Что становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте?

а) восприятие
б) мышление
в) память
г) познание

В каких направлениях в младшем школьном возрасте развивается память?

а) произвольности
в) непроизвольности
в) осмысленности
г) спонтанности

Кто считает, что мотивационная сфера – это ядро личности?

а) Д.Б.Эльконин
б) Л.С.Выготский
в) Э.Эриксон
г) А.Н.Леонтьев

Мотивы, связанные с факторами, влияющими на мотивы учения, но не связанные с учебной деятельностью

а) социальные
б) познавательные
в)внутренние
г) внешние

Какая деятельность становится ведущей в младшем школьном возрасте?
а) игровая
б) учебная
в) познавательная
г) интеллектуальная

Для формирования какого вида мышления важно формирование научных понятий?

а) практического
б) наглядно – образного
в) теоретического
г) все ответы не верны

Какое восприятие характерно концу младшего школьного возраста?

а) анализирующее
б) осязательное
в) синтезирующее
г) зрительное

Главным новообразованием младшего школьного возраста в личностной сфере можно назвать:

а) появление желания находиться в коллективе
б) адаптация к коллективу
в) появление ориентации на группу сверстников
г) поведение произвольной регуляции поведения на основе самооценки

Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является учебная. В учебной деятельности усвоение научных знаний выступает как основная цель и главный результат деятельности.

Особенности учебной деятельности в младшем школьном возрасте:

опирающиеся на них общие способы решения практических задач;

* цель и результат деятельности совпадают.

Характеристика учебной деятельности включает пять основных

параметров: структуру, мотивы, целеполагание, эмоции, умение учиться.

Для осуществления деятельности необходима сформированность мотивационный сферы. Ребенок часто приходит в школу с мотивом «стать школьником», получив новый, более взрослый статус. Интерес к школе существует почти у всех детей в первые несколько недель школьной жизни. В определенной степени в основе этой мотивации лежит реакция на новизну, новые условия жизни, новых людей. Однако интерес к форме обучения, новым тетрадям, книгам и т.д. достаточно быстро насыщается, поэтому важно уже в первые дни учебы сформировать новый мотив, связанный с содержанием знаний, с интересом к самому материалу .

К категории внешних мотивов (лежащих за пределами учебного процесса и связанных лишь с его результатом) относится социальные мотивы. Социальные мотивы отвечают потребностям ребенка в общении с другими людьми, в их одобрении, в занятии определенного места в системе общественных отношений. Различают широкие социальные мотивы (учиться, чтобы быть культурным, развитым, занять достойное место после окончания школы, найти хорошую высокооплачиваемую работу, мотивы долга и ответственности) и узколичные, в том числе позиционные (избежать двойки, соответствовать ожиданиям родителей, снизить тревожность, быть лучшим учеником в классе, «пятерочником»). реально действующими чаще являются узкие социальные мотивы. Ориентация только на результат (на похвалу, отметку) сужает содержание ученика, порождает школьную систему принуждения. Например, чтобы получить хорошую оценку (избежать двойки), можно установить приятельские отношения с соседом по парте, чтобы тот дал списать на контрольной.

Для эффективной организации обучения важно, чтобы мотив имел внутренний характер, т.е. чтобы содержание деятельности и мотив соответствовали бы друг другу .

В младшем школьном возрасте уже существует достаточно выраженная система соподчинения мотивов. Вопрос состоит в том, какой мотив преобладает в этой иерархии. Исследования структуры и степени осознанности иерархии мотивов младших школьников показали, что в большинстве случаев, несмотря на появление рефлексии и развитие самосознания детей, мотивации своих поступков они преимущественно не сознают. Отчетливое понимание своих стремлений и своей индивидуальности приходит только к концу этого периода, активно развиваясь в подростковом возрасте .

Центральная задача младшей школы - формирование «умения учиться». Только сформированность всех компонентов учебной деятельности и самостоятельное ее выполнение может быть залогом того, что учение выполнит свою функцию ведущей деятельности. Полноценная учебная деятельность включает умения:

· выделять и удерживать учебную задачу;

· самостоятельно находить и усваивать общие способы решения задач;

· владеть рефлексией и саморегуляцией деятельности;

· владеть и пользоваться разными формами обобщения, в том числе теоретически;

· уметь участвовать в коллективно распределенных видах деятельности;

· иметь высокий уровень самостоятельной творческой активности.

Трудности в учебе могут быть вызваны: несформированностью необходимых элементов учебной деятельности (позиции школьника, познавательной, мотивации, подходящих учебных действий и т.д.); недостаточным развитием произвольности, низкий уровень памяти, внимания, зависимости от взрослых; неумением или невозможностью приспособиться к темпу школьной жизни, личностные нарушениями, направленность на другие, внешкольные интересы .

Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение - он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Рефлексируя, он сравнивает себя прежнего и себя нынешнего. Собственное изменение прослеживается и выявляется на уровне достижений.

Самое существенное в учебной деятельности - это рефлексия на самого себя, отслеживание новых достижений и происшедших изменений. «Не умел» - «Умею», «Не мог» - «Могу», «Был» - «Стал» - ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений. Очень важно, чтобы ребенок стал для самого себя одновременно предметом изменения и субъектом, который осуществляет это изменение самого себя .

Учебная деятельность имеет свою структуру Д.Б. Эльконин выделил в ней несколько взаимосвязанных компонентов:

· учебная задача-то, что ученик усвоить ученик, подлежащий усвоению способ действия;

· учебные действия-то, что ученик должен делать, чтобы сформировать образец усваиваемого действия и воспроизводить этот образец;

· действия контроля - сопоставление воспроизведенного действия с образцом;

· действия оценки - определение того, насколько ученик достиг результата, степени изменений, которые произошли в самом ребенке.

Это структура учебной деятельности в ее развернутой и зрелой форме. Однако такую структуру учебной деятельности приобретает постепенно, а у младшего школьника она весьма далеко от этого . Все зависит от организации учебной деятельности, от конкретного содержания усваиваемого материала и от индивидуальных особенностей самого ребенка. Так, при обучении чтению ребенка обучают ученому действию выделения основного способа чтения слога. При обучении письму выделяют элементы действия контроля. Различные дисциплины в курсе начальной школы содержат в себе необходимость использовать разные компоненты учебной деятельности. Все дисциплины вместе дают ребенку возможность осваивать компоненты учебной деятельности и постепенно психологически входить в нее.

Конечная цель учебной деятельности - сознательная учебная деятельность ученика, которую он сам строит по присущим ей объективным законам. Учебная деятельность, организуемая первоначально взрослым, должна превращаться в самостоятельную деятельность ученика в которой он формулирует учебную задачу, производит учебные действия и действия контроля, осуществляет оценку, т.е. учебная деятельность через рефлексию на нее ребенка превращается в самообучения .

В учебной деятельности действия совершаются прежде всего с идеальными объектами-буквы, числа, звуки. Учитель задает учебные действия с объектами учебной деятельности, а ребенок воспроизводит эти действия, подражая учителю. Затем он овладевает этими действиями, превращая их в действия новой высшей психической функции.

Учебная деятельность является сложившимся в культуре условием «социализации индивидуального интеллекта» на базе овладения знаками, прежде всего языком, появляются новые социальные отношения, которые обогащают и трансформируют мышление ребенка .

Постепенное наращивание потенциала существующих в культуре мыслительных операций и способов учебной деятельности - естественный путь развития индивидуального интеллекта и его социализации. Однако в теории содержания и строения учебной деятельности на протяжении десятков лет выкристаллизовывалась идея о том, что основой развивающего обучения служит его содержания и методы организации обучения. Это положение развивалось Л.С. Выготским, а затем Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым.

Чтобы осваивать предлагаемые знания и сами учебные действия, ребенок учиться идентифицировать свои действия с теми, которые ему предстоит присвоить. При этом ребенок кооперируется со сверстниками - ведь способы действия сверстника ему ближе, так как здесь оказывает поддержку общая синхронность овладением учебными действиями .

Исходя из выше изложенного можно сделать вывод: что учеба в школе это переломный момент в жизни ребенка. Особенностью положение школьника состоит в том, что его учеба является обязательной, общественно значимой деятельностью. За нее он несет ответственность перед учителем, школой, семьей. Учитель не просто взрослый, который вызывает или не вызывает симпатию у ребенка. Он является официальным носителем общественных требований к ребенку. Жизнь ученика подчинена системе строгих, одинаковых для всех школьников правил. Ее основным содержанием становится усвоение знаний, общих для всех детей. Поэтому надо помочь ребенку в этот трудный для него период жизни обрести самого себя, научить его отвечать за свои поступки.

Психическое развитие человека на всех возрастных ступенях осуществляется в процессе различных видов деятельности. Именно в деятельности он овладевает общественным и историческим опытом, накопленным человечеством - усваивает знания, умения и навыки и приобретает свойственные человеку психические качества и способности. Однако не все виды деятельности имеют одинаковое значение для психического развития. Как говорит А.Н. Леонтьев, деятельность в целом не складывается механически из отдельных видов деятельности. Одни виды деятельности на данном этапе играют главную роль в развитии, другие являются подчиненными и играют второстепенную роль. Ведущая деятельность, по определению А.Н. Леонтьева, не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, это деятельность, которой человек отдает больше всего времени . Она характеризуется тремя главными признаками.

  • 1. Внутри ведущей деятельности появляются и развиваются другие, новые виды деятельности, которые сами могут приобрести ведущее значение в дальнейшем, на следующей возрастной ступени. Так, учение первоначально появляется в форме игры: ребенок начинает учиться, играя.
  • 2. В ведущей деятельности формируются и развиваются отдельные психические процессы. В частности, в игре складываются образное мышление, активное воображение, а в учении - отвлеченное логическое мышление.
  • 3. От ведущей деятельности зависит формирование личности ребенка, ее основные изменения в данный период. Например, именно в игре дошкольник, с одной стороны, осваивает общественные функции и соответствующие нормы поведения взрослых людей («каким бывает рабочий, учитель и т.п.»), а, с другой стороны, учится устанавливать взаимоотношения со сверстниками, согласовывать с ними свои действия.

В начале своего формирования учебная деятельность возможна только на основе постановки учебных задач обучающим, которые осуществляют также функции контроля и оценки. Развитые формы УД предполагают переход контроля и оценки в самоконтроль и самооценку, самостоятельную конкретизацию поставленных извне целей.

На первом этапе, соответствующем начальному образованию, возникают и формируются основные компоненты структуры УД (у дошкольников имеются только их предпосылки). В младшем школьном возрасте УД является главной и ведущей среди других видов деятельности. Систематическое осуществление младшими школьниками УД способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста. Уже в первом классе в содержание УД необходимо вводить элементарные теоретические знания - понятия числа и слова, отсутствовавшие в опыте дошкольной жизни детей, а также, например, понятия композиции и перспективы, важные для последующего овладения детьми основами изобразительного искусства. Усвоение этих и других понятий в процессе коллективного решения учебных задач способствует вхождению детей в систему учебных действий, позволяет им осваивать способы и нормы участия в спорах и дискуссиях, проявлять инициативу в приглашении к учебному диалогу сверстников и учителя. На протяжении всего начального образования в условиях полноценной и развернутой УД она остается коллективно распределенной, но при этом у большинства младших школьников складываются умения по собственной инициативе ставить различные содержательные вопросы сверстникам и учителям, умение не только участвовать в дискуссиях, но и быть их инициаторами и даже организаторами. У детей проявляются устойчивые и обобщенные учебнопознавательные мотивы (основным показателем этого является ориентация школьников не на результат решения задачи, а на общий способ его получения), что свидетельствует о формировании самой потребности в УД. К концу начального обучения у детей появляется способность сознательно контролировать свои учебные действия и критически оценивать их результаты.

На втором этапе формирования УД (шестые-девятые классы) теряет свой ведущий характер, но сохраняет существенное значение в развитии теоретического мышления учащихся, происходящем в процессе рефлексивного усвоения и т.п., позволяя им при этом вместе с учителями принимать определенное участие в организации УД своих сверстников. В этом возрасте усложняется содержание УД - предметом усвоения становятся целостные системы теоретических понятий, излагаемые абстрактным языком с применением графиков, таблиц, моделей. Наличие достаточно высокого уровня теоретического мышления, достигнутого подростками еще в младших классах, способствует усвоению сложного материала. В выполнении учебной деятельности происходят значительные изменения. В пятых-седьмых классах учащиеся еще коллективно решают учебные задачи и вместе с тем осваивают различные знаковые модели фиксации их условий и ориентации в них, чтобы впоследствии использовать эти модели самостоятельно для индивидуального решения задач. В восьмых-девятых классах учащиеся постепенно приступают к самостоятельной постановке учебных задач и к самостоятельной оценке своих решений. Каждый ученик становится индивидуальным субъектом учения. Его учебная деятельность приобретает форму внутреннего диалога с авторами учебного материала, а обсуждение результатов в классе становится такой дискуссией, когда каждый ее участник может внести коррективы в предложенное понимание учебной задачи и в способы решения. В процессе интериоризации УД у подростков, при усвоении ими теоретического материала, отрабатываются и шлифуются все учебные действия (особое значение при этом имеют контроль и оценка, переходящие в самоконтроль и самооценку) и развиваются все функционирующие в них содержательные мыслительные действия, среди которых особую роль приобретает рефлексия. Таким образом, в подростковом возрасте продолжается процесс развития теоретического мышления, начало которому было положено в младших классах. В этом возрасте УД теряет ведущий характер - главную роль в психическом развитии подростков приобретает общественно значимая деятельность во всех видах (художественная, спортивная, трудовая). Но в сфере умственного развития в подростковом возрасте решающее значение принадлежит именно УД.

На третьем этапе - в старшем школьном возрасте - ведущей вновь становится УД, но с профессиональным уклоном, позволяющим старшеклассникам осуществлять профессиональную ориентацию и намечать свой жизненный путь.

В студенческие годы УД приобретает собственно исследовательский характер и может быть названа учебно-познавательной деятельностью. Усвоение уже накопленных теоретических знаний вплетается в процесс самостоятельного формулирования результатов индивидуального или коллективного исследования, проектирования и конструирования, производимых в соответствии с требованиями различных форм познания, что и приводит студентов к уточнению научных понятий, к совершенствованию художественных образов, углублению нравственных ценностей и т.п. УД для студентов становится основой развития прогнозирующего и исследовательского теоретического мышления.

Итак, уточняем:

  • - младший школьный возраст знаменуется введением учащегося в УД, овладением всеми ее компонентами; УД имеет здесь ведущее значение;
  • - средний школьный возраст - идет становление произвольности УД, овладение ребенком ее общей структурой, осознание индивидуальных особенностей своей учебной работы, использование УД как средства организации своего взаимодействия с другими школьниками;
  • - старший школьный возраст характеризуется использованием УД как средства профориентации и профподготовки, овладением способами самостоятельной УД и самообразования, а также переходом от усвоения общественно выработанного опыта УД к его обогащению, т.е. творческой исследовательской познавательной деятельности.

А. К. Маркова для изучения уровня сформированности УД у учащихся выделила следующие аспекты ее диагностики.

  • 1. Состояние учебной задачи и ориентировочной основы: понимание школьником задачи учителя, понимание смысла деятельности и активное принятие для себя учебной задачи; самостоятельная постановка школьником учебных задач; самостоятельный выбор ориентиров действия в новом учебном материале.
  • 2. Состояние учебных действий: какие учебные действия школьник выполняет (изменение, сравнение, моделирование и др.); в какой форме он их выполняет (материальная, материализованная, громко-речевая, умственный план), развернуто (в полном составе операций) или свернуто, самостоятельно или после побуждений со стороны взрослого; складываются ли из отдельных действий более крупные блоки - способы, приемы, методы; различает ли ученик способ и результат действий; владеет ли школьник несколькими приемами достижения одного результата.
  • 3. Состояние самоконтроля и самооценки: может ли проверять себя в середине и в процессе работы (пошаговый самоконтроль); способен ли он планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль); владеет ли школьник адекватной самооценкой; доступна ли ему дифференцированная самооценка отдельных частей своей работы или он может оценить себя лишь в общем виде.
  • 4. Каков результат учебной деятельности: объективный (правильность решения, число действий до результата, расход времени, решение задач разной трудности); субъективный (значимость, смысл этой учебной работы для самого ученика, субъективная удовлетворенность, психологическая цена - расход времени и сил, вклад личных усилий) .

Диагностируя учебную деятельность школьников, важно увидеть, какова целостность этой деятельности (или налицо только раздробленные звенья и операции), есть ли выраженная индивидуальность ее выполнения. Свободное и самостоятельное осуществление учебной деятельности свидетельствует об определенном важном уровне умственного развития - сформированности познавательной деятельности как основы мышления.

В школьной практике можно учитывать при оценке результатов учения не только знания, но и деятельность учащихся, их обеспечивающую. Так, требования к результатам обучения включают: систему знаний и умений; виды деятельности, в которых осуществляется усвоение предметного содержания обучения; качественные особенности усвоения учащимися предметного и деятельностного содержания обучения. Состояние видов деятельности школьника может быть выявлено критериально-ориентированными тестами, деятельностными пробами, длительным наблюдением, а также в ходе психологически продуманного устного опроса, в письменных контрольных работах, при помощи компьютерного тестирования. Добавим: сегодня явственно видно наличие трех групп основных факторов, влияющих на изменение процессов обучения и учения - динамичное изменение жизни, множественность культур, появление новых технологий и средств связи. Влияние этих факторов и на само образование как основного источника развития личности школьника, и на формирование учебной деятельности можно рассмотреть через характеристику их позитивного потенциала и рисков, учитывая стратегии использования позитивного влияния выделенных факторов и преодоления негативного, которые определяются на основе анализа инновационных преобразований российской школы.

Первая группа факторов связана с неопределенностью будущего, быстрыми изменениями современной жизни. Возрастание скорости жизни связано и со скоростью изменения самого человека: человек не способен выжить в мире изменений, если он не будет готов к постоянному изменению и преображению самого себя. В качестве основных факторов этой группы можно условно обозначить следующие: динамичное изменение жизни и потребность в осознанном жизненном самоопределении. Позитивный потенциал данных факторов выражается в стимулировании потребности и готовности к изменениям, мобильности, ориентации на проектирование жизненного пути; риски связаны с размытостью и неструктурированностью жизненных целей личности.

Вторая группа факторов отражает изменения культуры. Культура является значимым фактором влияния на развитие подрастающего поколения - она не только выполняет социализирующую функцию (создает социокультурный контекст общества), но и образовательную. Культура, в целом, развивается по пути многообразия стилей, сегодня можно говорить о поликультурности и мультикультурности современного мира, что создает позитивный потенциал данного фактора и позволяет человеку быть гибким и динамичным, обладать свободой суждений и свободой презентации себя, быть толерантным и отвергать стереотипы, множественность и многообразие социальных миров способствует развитию толерантности и коммуникабельности, гражданской позиции.

Однако мозаичность культур, отсутствие культурных канонов, отвержение правил, абсурд и безобразное в культуре, манипуляция сознанием являются прямой угрозой нравственному развитию личности современного школьника. Мозаичность культур создает риски мозаичности образования, а в конечном итоге и мозаичности мышления, формирования негативной идентичности школьника. Отсутствие канонов в культуре, искусстве, поведении, т.е. отсутствие всякого канона, создает значительные риски для отвержения всяких норм, появления абсурда, безобразного в культуре и в поведении современных школьников.

Третья группа факторов - новые технологии и средства связи. Наш

мир, прежде всего, характеризуется появлением новых технологий и средств связи. Особенностью современной жизни являются революция средств масс-медиа, появление «второй действительности», развитие Интернета, постмодернистская эстетика. Позитивный потенциал этого - быстрота и частота выстраивания разнообразных связей. Революция средств масс-медиа способствует вовлеченности каждого в жизнь общества, мира, своей страны, осознанию гражданской идентичности, что связано с открытостью практически любой информации, а также создается возможность выстраивания множественных связей и мгновенных коммуникаций. Однако интенсивное развитие информационно-коммуникационных технологий, переход средств массовой информации на цифровую основу, широкое распространение глобальных компьютерных сетей приводит к тому, что современный человек погружается в качественно новую и семиотически неоднородную информационную среду. При этом информация носит калейдоскопичный характер, состоящий из разнородных сведений, которые включают человека в единый информационный континуум, составляющий социокультурный контекст общества. Риски достаточно велики, они связаны с нелинейностью и оборван- ностью синтаксиса (своеобразие лексики sms-сообщений и электронных писем), когда избыточность привлекательной разнообразной информации не позволяют школьнику выстроить целостный образ мира, человека и самого себя. Позитивный потенциал этой группы факторов связан с возможностью развития новых информационнокоммуникационных технологий с целью создания новых образовательных средств, ресурсов, коммуникаций, с созданием образовательной среды нового типа, с открытостью школы как системы. Риски связаны с трансляцией педагогами устаревающих способов деятельности, все увеличивающимся информационным потоком, отсутствием нравственных ориентиров.

Таким образом, уточняя основные способы психологического решения современной профессиональной задачи образования - организации инновационной учебной деятельности школьников, выделим как необходимое и для педагога, и для обучающегося:

  • - развитие мотивации и учения школьников. Учебно-познавательная деятельность, учение, образовательная/учебная ситуация, учебная задача, индивидуальные и возрастные различия школьников, интересы, учебная мотивация, виды мотивов, поддержка, климат, образовательная среда, содержание образования. Учащийся овладевает способами проектирования образовательной среды, информационного ресурса, коммуникационного ресурса, сопровождения и поддержки учебно-познавательной деятельности, способами диагностики и приемами развития собственной мотивации учения;
  • - проектирование и организация коммуникации школьника. Общение, взаимодействие, совместные формы деятельности, сообщество, коммуникация, модерация, методы, средства, формы, технология группового взаимодействия, групповая динамика, конфликт. Ученик овладевает способами и стратегиями организации коммуникации (демонстрирует умения вести дискуссию, дебаты, владеет методами модерации и т.д.), методиками вовлечения в разработку и принятия правил совместной деятельности и поведения, методами управления групповой динамикой на занятии и приемами разрешения конфликтов;
  • - проектирование и организация процедуры понимания школьника. Понимание и объяснение, интеграция, картина мира, образ мира, образ человека, образ «я», мировоззрение, ценности, событийность жизни, смысл, значение, содержание образования, ценностносмысловые контексты содержания учебного материала, гуманитарная технология, диалог, полилог, дискуссия, дебаты, суждение, овладение умениями интеграции учебного материала, методами и приемами понимания ценностно-смысловых контекстов содержания учебного материала, умениями организовывать и поддерживать диалог, дискуссию, дебаты;
  • - включение школьника в проектирование. Учебное проектирование, технология, структура деятельности, виды деятельности: познавательная, исследовательская, проектная, самопознаватель- ная, целеполагание, проект, социальная практика, «социальные пробы», инициатива, успех, овладение методами и стратегиями организации разнообразных видов деятельности, технологией учебного проектирования, методами поддержки деятельности учащегося;
  • - включение школьника в рефлексию. Рефлексия, опыт учебной деятельности, результаты учебной деятельности, компетентность, компетенции, самоанализ, самооценка, самоконтроль, барьеры и затруднения в учебно-познавательной деятельности, умения и стратегии организации рефлексии, методы поощрения обучающихся, методы оценивания и самооценивания, учебные достижения, образовательные результаты, овладение педагогическими умениями и стратегиями организации рефлексии на занятии, методиками включения обучающихся в оценочную деятельность, в том числе, в оценивание учебных достижений и компетенций.

Вопросы и задания

  • 1. Назовите основные признаки ведущей деятельности.
  • 2. Подготовьте сообщения об учебной деятельности на разных возрастных этапах.
  • 3. В чем заключаются особенности УД студентов?
  • 4. Каким образом, согласно А.К. Марковой, диагностируются уровни сформированности УД?
  • 5. Дайте представление об изменении процессов обучения и учения в сегодняшнем мире.
  • 6. Расскажите об основных способах психологического решения задачи организации инновационной учебной деятельности.
  • 7. Каким образом новые информационные технологии, по вашему мнению, могут влиять на изменение структуры учебной деятельности?
  • 8. Каким образом могут происходить изменения в системах оценивания результатов УД на современном этапе развития отечественной педагогики?
  • 9. Попробуйте спрогнозировать появление непривычных, необычных психических новообразований современных учащихся.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  • Маркова А.К., Лидере А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. Петрозаводск, 1992.

С началом обучения в школе образ жизни ребенка меняется коренным образом. Прежде всего, изменяется социальная среда за пределами семьи, для некоторых весьма существенно. Дети, которые не посещали детский сад, вообще впервые становятся членами формального детского коллектива. Даже в том случае, когда дети поступают в школу из детского сада, их положение в детской среде сразу же кардинально меняется: если в детском саду они были старшими, то теперь становятся самыми младшими.

Меняется положение ребенка в семье. Значительно возрастают требования к умениям ребенка, его развитию, появляются формальные оценки его достижений и неудач, и неформальные реакции родителей на эти оценки. В связи с этим ребенок вступает в сложные отношения посредничества между двумя институтами социализации – семьей и школой.

В связи с поступлением в школу ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте становится учебная деятельность. Наряду с учебой дети вместе со взрослыми участвуют также в трудовой деятельности. Достаточно много времени они заняты и игрой, которая, как известно, тоже является необходимой формой деятельности ребенка в этот период его возрастного развития.

Д.Б. Эльконин писал, что «свою ведущую функцию та или иная деятельность осуществляет наиболее полно в период, когда она складывается, формируется. Младший школьный возраст и есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности» (Эльконин Д.Б., 1989, с. 18).

Содержание и сопутствующие этой деятельности отношения с учителем настолько важна для первоклассника, что он переносит их и на другие виды своей неучебной деятельности. Например, дети не только учат кукол, животных и дошкольников и играют «в школу», но при этом во всем копируют учительницу. Путем игры «в школу» происходит усвоение ребенком специфических форм общения в процессе учебной деятельности. Отличительной особенностью учебной деятельности является то, что в результате нее происходит не изменение объекта, а изменение самого ученика, его развитие .

Основным новообразованием этого периода, являющимся, по Выготскому, возрастным критерием, становится осознание себя субъектом познания. Продуктивность учебной деятельности во многом зависит от того, в какой степени ребенок к моменту поступления в школу и в процессе обучения приобрел «качества субъективности», на сколько преодолены в нем тенденции к бездумному подражанию и заучиванию, т.е. в какой мере он стал субъектом собственной активности (Сироткин Л.Ю. и др.).

Специфика учебной деятельности на этом этапе развития связана, прежде всего, с основной целью обучения ребенка – «научить его учиться».

Можно выделить следующие компоненты учебной деятельности:

Учебная ситуация или задача. Целью обучения на этом этапе является усвоение способов выделения свойств понятий, усвоение способов решения некоторого класса конкретно-практических задач, а также воспроизведение образцов этих способов.

Учебные действия, посредством которых происходит воспроизведение и усвоение ребенком образцов общих способов решения задач и общих приемов определения условий их применения.

Действия контроля, суть которых заключается в сопоставлении ребенком своих учебных действий и их результатов с заданными учителем образцами.

Действия оценки, содержанием которых является фиксация соответствия или несоответствия результатов усвоения требованиям учебной ситуации.

Навыки, усваиваемые ребенком в процессе учебной деятельности, переносятся и на другие виды его целенаправленной активности.

Психологические особенности детей дошкольного возраста

Приходя в школу, ребенок попадает в не знакомый ему, новый мир, к которому он вынужден приспосабливаться. И от того, насколько ребенок готов к школе, зависит его адаптация и успешность в обучении. Осознание особенностей детей старшего дошкольного возраста помогает диагностировать, корректировать и развивать необходимые для обучения в школе качества личности ребенка.

Путь познания, который проходит ребенок от 3 до 7 лет, огромен. За это время он много узнает об окружающем мире. Его сознание не просто заполнено отдельными образами, представлениями, но характеризуется некоторым целостным восприятием и осмыслением окружающей его действительности.

Психологические исследования свидетельствуют о том, что в период дошкольного детства у ребенка уже складывается самооценка. У дошкольников формирующаяся самооценка опирается на производимый ими учет успешности своих действий, оценок окружающих, одобрения родителей. К концу дошкольного возраста ребенок уже становится способным сознавать себя и то положение, которое он в данное время занимает в жизни. Сознание своего социального «Я» и возникновение на этой основе внутренних позиций т.е. целостного отношения к окружающему и самому себе, порождает соответствующие потребности и стремления, на которых возникают их новые потребности, но они уже знают, чего они хотят и к чему стремятся. В результате игра к концу этого периода перестает его удовлетворять. У него появляется потребность выйти за рамки своего детского образа жизни, занять новое, доступное ему место и осуществлять реальную, серьезную, общественно значимую деятельность.

Невозможность реализовать эту потребность порождает кризис 7 лет. Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Главным становится все то, что имеет отношение к учебной деятельности (в первую очередь, отметки). В кризисный период происходят изменения в плане переживаний. Осознанные переживания образуют устойчивые аффективные комплексы. В дальнейшем эти аффективные образования изменяются по мере накопления другого опыта. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.

Особенности внимания

Что бы быть внимательным, нужно иметь хорошо развитые свойства внимания - концентрацию, устойчивость, объем, распределение и переключение.

Концентрация - это степень сосредоточенности на одном и том же предмете, объекте деятельности.

Устойчивость - это характеристика внимания во времени. Она определяется длительностью сохранения внимания на одном и том же объекте или одной и той же задаче.

Объем внимания - это количество объектов, которое человек способен воспринять, охватить при одномоментном предъявлении. К 6-7 годам ребенок может с достаточной детализацией воспринимать одновременно до 3 предметов.

Распределение – это свойство внимания, проявляющееся в процессе деятельности, требующей выполнения не одного, а нескольких действий одновременно, например, слушать учителя и одновременно письменно фиксировать какие-то фрагменты объяснения.

Переключение внимания – это скорость перемещения фокуса внимания с одного объекта на другой, перехода от одного вида деятельности к другому. Такой переход всегда связан с волевым усилием. Чем выше степень концентрации внимания на одной деятельности, тем труднее переключиться на другую.

В возрасте 5-7 лет следует развивать у ребенка способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче), а также быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Кроме того, чтобы малыш стал более внимательным, нужно научить его подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

Рассмотрим указанные способности несколько подробнее:

1. Устойчивость и концентрированность внимания.

Чем дольше ребенок может удерживать свое внимание на задаче, тем глубже он может проникнуть в ее суть, и тем больше у него возможностей ее решить. В 5 лет устойчивость и концентрация внимания ребенка еще очень низкая. К 6-7 годам она значительно увеличивается, но все же остается еще слабо развитой. Детям еще трудно сосредоточиться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе эмоционально окрашенной игры они могут достаточно долго оставаться внимательными. Эта особенность внимания шестилеток является одним из оснований, по которым занятия с ними не могут строиться на заданиях, требующих постоянных, волевых усилий. В то же время у ребенка нужно постепенно развивать способность делать такие усилия, и в частности, в ходе решения интеллектуальных задач. Устойчивость внимания существенно повышается, если ребенок активно взаимодействует с объектом, например, рассматривает его и изучает, а не просто смотрит. При высокой концентрации внимания ребенок замечает в предметах и явлениях значительно больше, чем при обычном состоянии сознания. А при недостаточно концентрированном внимании его сознание как бы скользит по предметам, не задерживаясь подолгу на каком-либо из них. В результате впечатления оказываются расплывчатыми и нечеткими.

2. Переключение внимания.

Способность к переключению внимания имеет важное значение в игровой и учебной деятельности ребенка. Неумение быстро переключать внимание может приводить детей к затруднениям тогда, когда нужно, например, от игры перейти к учебному заданию или чтению книги, последовательно выполнить определенные указания взрослого, при решении задачи осуществить разные умственные действия в заданной последовательности. В этих случаях обычно говорят, что такие дети рассеянны. Они сосредоточены или сильно увлечены одним действием и не могут быстро переключиться на другое. Это часто наблюдается у детей с инертным, флегматическим типом темперамента. Вместе с тем возможно повышение показателей переключения путем специальной тренировки.

3. Наблюдательность.

Наблюдательность – один из важных компонентов интеллекта человека. Первой отличительной особенностью наблюдательности является то, что она проявляется в результате внутренней умственной активности, когда человек старается познать, изучить объект по собственной инициативе, а не по указанию извне. Вторая особенность наблюдательность тесно связана с памятью и мышлением.Чтобы подмечать в объектах малозаметные, но существенные детали, необходимо многое помнить об анало­гичных объектах, а также уметь сравнивать и выделять их общие и отличительные признаки. Дошкольники уже многое замечают, и это помогает им познавать окружающий мир. Однако более высокому уровню наблюдательности нужно еще учиться и учиться. Тренировка этой способности должна проводиться в тесной связи с развитием памяти и мышления, а также одновременно с формированием познаватель­ных потребностей ребенка, элементарной формой проявления которых является любопытство и лю­бознательность.