Формирование функциональной грамотности
Что такое функциональная грамотность и зачем она нужна?
Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом.
Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность. Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования.
Термин «грамотность», введенный в 1957 году ЮНЕСКО, первоначально определялся как совокупность умений, включающих чтение и письмо, которые применяются в социальном контексте. Грамотность – это определенный уровень владения навыками чтения и письма, способность иметь дело с печатным словом.
Социологический словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Выделены отличительные черты функциональной грамотности:
1) направленность на решение бытовых проблем;
2) является ситуативной характеристикой личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах;
3) связь с решением стандартных, стереотипных задач;
4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма;
5) используется в качестве оценки прежде всего взрослого населения.
Таким образом, функциональная грамотность – это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.
Происходящие в мире глобальные изменения требуют и глобальных компетенций. Функциональная грамотность включает в себя:
— Математическую
— Финансовую
— Естественнонаучную
— Глобальные компетенции
— Читательскую
— Критическое мышление
— Функциональное чтение
Чтение, целью которого является нахождение информации для решения конкретной задачи. Функциональное чтение предполагает владение следующими навыками: Поиск информации Понимание прочитанного — здесь мы говорим о смысловом чтении Работа с полученной информацией (оценка, интерпретация) — здесь мы говорим о критическом мышлении. Применение информации для решения своих задач. Все эти умения формируются с раннего детства, их уровень зависит от дошкольного развития, влияния родителей и учителей, школьной программы и самого человека.
Глобальные компетенции Для того чтобы уметь формировать глобальные компетенции в школе, необходимо ответить на вопросы: Насколько выпускники школы готовы жить и работать в обществе, в котором проявляется межкультурное и иные (социальное, гендерное) разнообразие в условиях глобализации? Как ученики воспринимают новости глобального характера, понимают и критически анализируют глобальные проблемы и проблемы взаимодействия культур? Какие подходы к обучению в области разнообразия и взаимодействия культуры и глобализации уже используются в школе? Какие могут быть использованы? Какие подходы используются для организации совместной работы школьников – представителей разных культур? Основные ценности подобной глобализации — человеческое достоинство и культурное разнообразие.
Креативное мышление Креативное и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.
- План мероприятий по формированию функциональной грамотности
- План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, на 2022-2023 учебный год
Вебинары по формированию функциональной грамотности
Формирование функциональной грамотности школьников для участия в исследованиях по оценке качества образования: https://www.youtube.com/watch?v=6z0ToE8uslI
Функциональная грамотность: формирование метапредметных результатов на уроках математики: https://www.youtube.com/watch?v=uXVU9BPbMyQ
Формирование математической грамотности у обучающихся: https://kipk.ru/deyatelnost/webinars/webinars/2504-формирование-математической-грамотности-учащихся»-тема-«понятие-математической-грамотности-контекстные-задания»#материалы
Функциональная грамотность. Работа с текстом на уроках математики: https://www.youtube.com/watch?v=oPNa_2UG_9U
Функциональная грамотность. Работа с текстом на уроках алгебры: https://www.youtube.com/watch?v=Sc57fZCAGIk
Формируем естественнонаучную грамотность: https://www.youtube.com/watch?v=5Liq3v9-Iyc
Креативное мышление и глобальные компетенции на уроках физики в основной школе: https://www.youtube.com/watch?v=OmidEw4adtw
Формирование читательской грамотности у обучающихся в начальной школе: https://www.youtube.com/watch?v=PrBzqR380hM
Формирование финансовой грамотности школьников: https://fmc.hse.ru/vebinar
Как можно развивать глобальные компетенции на уроках обществознания: https://www.youtube.com/watch?v=QiT5lTVvAKc