Что такое слоги слияния. Зрительные символы при обучении грамоте в курсе русского языка. Как сделать раннее обучение чтению интересным

30.04.2013 46976 0

Урок 10. гласные и согласные звуки.
слияние согласного звука с гласным

Цели : дать учащимся представление о гласных и согласных звуках; познакомить со слиянием согласного звука с гласным; развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать речь учащихся.

Оборудование : учебник; картинка с изображением аиста.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока .

II. Актуализация опорных знаний .

Вопрос :

– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений .)

■ Развитие связной речи учащихся.

Работа по учебнику: с. 16–17.

Вопросы :

– Что вы видите на картинке?

– Что делают дети?

– Что делают взрослые?

– Каких животных видите? Что они делают?

– Какое время суток изображено на картинке? Почему так думаете?

Физкультминутка

III. Формирование новых знаний, умений и навыков .

На доску учитель вывешивает рисунок с изображением аиста.

1. Звуко-буквенный анализ слова аист .

Беседа с учащимися по вопросам :

– Давайте произнесем слово аист хором.

– Запишем схему этого слова:

– Сколько слогов в этом слове? (Два.)

– Произнесите первый слог. Сколько звуков вы слышите?

Учащиеся протяжно произносят несколько раз первый слог и делают вывод , что он состоит из одного звука.

– Произнесите второй слог. (-ист.)

– Сколько в нем звуков? (Три.)

– Произнесем этот слог протяжно, замедленно. (иииссст.)

– Какой первый звук? (иии.)

– Какой второй? (ссс.)

– Какой третий? (т.)

– Сколько же всего звуков в слове? (Четыре.)

– Сколько в первом слоге? (Один.)

– Сколько во втором? (Три.)

Слово учителя. Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.

– Какой слог ударный? (Первый .)

2. Представление о гласных и согласных звуках.

Учитель . Произнесите слово аист .

– Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?

Варианты ответов детей.

– При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными .

Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными .

Постановка целей и задач урока.

● Работа со схемами.

Слово учителя. Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом.

На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т].

Физкультминутка

3. Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным.

Вопросы по картинке: с. 16–17.

– Какое дерево склонилось над прудом? (Ива.)

– Произнесите первый звук. ([и].)

– Что можете о нем сказать? (Он гласный.)

– Посчитайте, сколько слогов в слове ива ? (Два.)

– Произнесите второй слог. (-ва.)

– Сколько звуков вы слышите в этом слоге? (Два.)

– Какой гласный? (Звук [a].)

Слово учителя. В слоге -ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких (даже мельчайших) остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:

При таком изображении видно, что в слоге -ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием .

Примечание . Аналогичная работа проводится со словом осы .

Физкультминутка

IV. Закрепление пройденного материала .

Работа по учебнику: с. 16.

1) Анализ слова куры .

Вопрос ы и задания :

– Кто это? (Куры.)

– Сколько слогов в слове куры ? (Два.)

– Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласный звуков услышали? (Два.) Назовите их.

– Произнесите первый слог. (Ку-.)

– Что можете о нем сказать? .)

– Произнесите второй слог. (-ры.)

– Что можете сказать о нем? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным .)

– Составим схему данного слова:

– Поставьте ударение. (Ударение падает на первый слог.)

– Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге.

2) Аналогичная работа проводится со словом гуси .

Вопрос :

– Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы? (Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог.)

3) Слого-звуковой разбор слова голуби (с опорой на схему).

Вопрос и задание:

– Сравните схему этого слова со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие. (Сходство : все слоги – слияния; ударение падает на первый слог. Различие : в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три.)

V. Итог урока. Рефлексия .

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.

Полное описание

В статье и таблицах представлен материал, который может быть использован:

1) для обучения чтению;

2) для выявления пробелов в знаниях и навыках;

3) для корректировки ошибочных навыков;

4) для развития навыка определения мягкости-твердости согласных и правильного подбора гласных;

5) для усвоения некоторых правил русского языка (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и др.)

В статье обобщен практический опыт обучения чтению и звуко-буквенному анализу дошкольников педагога-психолога Воробьевой Н.Ф.


Комментарии к использованию таблиц:

1. До использования таблиц взрослый должен помочь ребенку выучить все гласные, структурированные следующим образом (читать по столбцам):

Возможные варианты:

вариант 1: Б, В, Ж

вариант 2: Г, Д, Ш

вариант 3: З, К, Ц

вариант 4: Л, М, Ж

вариант 5: Н, П, Ш

вариант 6: Р, С, Ц

вариант 7: Т, Ф, Ж

вариант 8: Х, Ч, Ш

вариант 9: Щ, Й, Ц

3. Желательно, чтобы узнавание и чтение слогов-слияний доводилось до автоматизма.

4. Редко встречающиеся слоги-слияния выделены мелким шрифтом.

5. Для восполнения пробелов в обучении чтению или корректировки неадекватных навыков может быть достаточно чтения лишь некоторых соответствующих решаемой проблеме таблиц. Например, ребенок пытается смягчить (произносить мягко) те согласные, которые всегда остаются твердыми. Значит ребенку в этом случае достаточно чтения таблиц для букв Ж, Ш, Ц.

6. Привычка читать твердые и мягкие согласные парами (например, ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТУ-ТЮ и т. д.) может помочь ребенку в дальнейшем делать правильный подбор букв и легко различать мягкие и твердые согласные при переходе от звука к букве.

Таблица 1 (Б).



Таблица 2 (В)


Таблица 3 (Г)


Таблица 4 (Д)


Таблица 5 (Ж)



Таблица 6 (З)


Таблица 7 (Й)


Таблица 8 (К)


Таблица 9 (Л)

Таблица 10 (М)

Таблица 11 (Н)

Таблица 12 (П)

Таблица 13 (Р)

Таблица 14 (С)

Таблица 15 (Т)


Таблица 16 (Ф)


Таблица 17 (Х)


Таблица 18 (Ц)


Таблица 19 (Ч)


Изучение букв для ребенка обычно не представляет особой сложности. А вот чтение слов дается ему с такими огромными усилиями, как будто он не читает, а поднимает тяжеленную штангу. Мы расстраиваемся
и не знаем что делать дальше, а у ребенка на глазах слезы: ”Как же так?
Вы говорили, что нужно знать буквы, чтобы научиться читать.
Я выучил все буквы, называю их слева направо, а прочитать слово
не могу. Вы меня обманули! Не хочу и не буду я больше заниматься этим ”чтением-мучением“!“

К сожалению, ребенок прав. Мы его действительно обманули,
потому что, кроме знания всех букв алфавита и направления чтения, необходимо знать еще СЛОГИ СЛИЯНИЯ.

Слоги слияния — это сочетания согласной и гласной буквы
(или мягкого знака), например: МА, ПА, КО, НО, ТЬ, ЛЬ и т.д.

Почему они так важны? Дело в том, что слова складываются из букв
и слогов слияния! Мы, взрослые, можем легко представить
любое слово в виде комбинации отдельных букв и слогов слияния.
Например: КО-Т, ЧА-Ш-КА, ТЕ-ЛЕ-ФО-Н, А-КУ-ЛА.

Для ребенка такое представление недоступно, потому что он не знает слогов слияния. Вот в этом-то и заключается истинная причина
“чтения-мучения”. Таким образом, техника чтения слова
содержит четыре обязательных элемента:

  1. знание всех букв и умение произносить
    соответствующие им звуки;
  2. знание направления чтения: слева направо;
  3. знание всех слогов слияния, присущих языку,
    и умение их произносить;
  4. умение разбивать любое слово на отдельные буквы
    и слоги слияния.

Незнание или недооценка преподавателем любого элемента
техники чтения слова, приводит к ошибкам, из-за которых
дети испытывают серьезные трудности при обучении чтению. Рассмотрим основные ошибки:

— малыша учат называть согласные буквы как в алфавите , например: К — “КА”, М — “ЭМ”, Н — “ЭН” и так далее.
Все идет хорошо и все довольны до тех пор, пока он учит
отдельные буквы. Но когда человечек в первый раз пытается прочитать целое слово, например: ДИВАН, то у него получается “ДЭИВЭАЭН”.
Он не может ничего понять. Тогда ему говорят, что, при чтении слов,
буквы нужно называть без “Э”. Но уже поздно — он привык к такому названию согласных и еще два-три месяца будет на этом спотыкаться.

Учить называть букву соответствующим ей звуком нужно с самого
начала обучения! Потом, когда ребенок хорошо освоит чтение,
он быстро научится алфавитному названию согласных букв.
Но сейчас, на начальном этапе обучения, он должен называть букву только соответствующим ей звуком: К — “К”, М — “М” и так далее.

— малыша начинают учить читать, когда некоторые звуки
он вообще не умеет произносить
. Если, например, ребенок не может произнести “С” (вместо “Саша” он говорит “Шаша”), то его нельзя
учить читать! Следует либо подождать, пока правильное произношение появится само собой, либо обратиться к логопеду.

Обычно нескольких занятий бывает достаточно, чтобы ребенок научился отличать звук “С” от звука “Ш” и через два раза на третий
мог хоть как-то его произнести. С таким умением уже можно приступать к обучению. Но, все-таки, лучше это сделать тогда, когда ребенок научится уверенно произносить трудные звуки. Если Вам сложно посещать логопеда постоянно, возьмите у него комплекс упражнений
и занимайтесь с ребенком сами. А у логопеда можно появляться лишь изредка — для консультаций.

— малышу всего один-два раза объясняют направление чтения: слева направо . Поскольку дети 4-5 лет еще недостаточно хорошо владеют понятиями “левый” и “правый”, то беглое объяснение
не приводит к усвоению направления чтения.
Они просто не знают — где первая, а где последняя буква слова!

Поэтому, не мудрствуя лукаво, начинают читать с той буквы,
которая в тот момент им больше нравится. Иногда выбор падает
на первую букву, иногда на последнюю, а иногда и вообще
на какую-нибудь из середины слова. Один малыш придумал такую систему: если слово ближе к левому краю страницы, то он читает его слева направо, а если ближе к правому краю, то справа налево.

— малыша учат читать слоги слияния путем произнесения отдельных согласных и гласных звуков . Например,
ему говорят: “Смотри, вот М-А. Как будет вместе?” Ребенок не знает. Пробуют иначе: “Сначала потяни букву М. Вот так: М-М-М,
а потом скажи букву А.” Не получается. Тогда пытаются по-другому:
“Скажи быстро М-А, М-А, М-А. Что получается?” Получается быстрое произнесение двух разных звуков “М-А”, но слитное “МА” не выходит никак. И никогда не выйдет, потому что речевой аппарат человека
не в состоянии воспроизвести звучание слога слияния отдельным согласным и гласным звуком.

Слог слияния выговаривается как единое и неделимое целое,
при котором язык, зубы и губы принимают положение для произнесения согласного звука, а горло — для гласного. Таким образом,
первичными элементами устной речи являются отдельные звуки
и слоги слияния
.

Чтобы научить малыша чтению слога слияния, нужно сообщить ему,
что “М-А” читается “МА”. Затем повторить столько раз,
сколько потребуется для твердого запоминания. Вот и все.
Это основной и единственный метод изучения слогов слияния.
Все остальные есть лишь его запутанные модификации.

— малыша учат чтению обратных слогов , то есть,
сочетанию гласной и согласной буквы, например: “АК”, “АМ”, “ОК”.
Выше уже говорилось, что первичными элементами устной речи являются отдельные звуки и слоги слияния. Соответственно,
в письменной речи первичными элементами должны быть также
отдельные буквы и слоги слияния.

Изучение же обратных слогов, не являющихся первичными
элементами, есть вредное и никому не нужное занятие.
Возьмем, например, слово ЗАМОК. Если ребенок знает слоги слияния “ЗА” и “МО”, то он разложит его на первичные элементы (ЗА-МО-К)
и без труда прочтет. Если же, кроме “ЗА” и “МО”, он знает еще
“АМ” и “ОК”, то разбить это слово ему будет значительно труднее.

Действительно, как правильно: З-АМ-ОК, ЗА-МО-К или ЗА-М-ОК? Возникает несколько вариантов, каждый из которых малыш вынужден проверять. Вот и получается, что полезное, на первый взгляд,
изучение обратных слогов, многократно усложняет процесс чтения.

Таковы основные ошибки, которых следует избегать при обучении
ребенка чтению.

Должен сказать, что слоги слияния придумал не я, к сожалению :)
Это современное название того, что раньше называли "складами".
До двадцатого века дети учили склады наизусть: "Буки" "Аз" есть "БА",
"Веди" "Аз" есть "ВА". Но методика их изучения была столь тяжелой,
что в конце девятнадцатого века от складов вообще отказались.
А зря! Нужно было менять методику, а не выбрасывать склады.
Лишь во второй половине двадцатого века нашелся человек,
который по достоинству оценил склады и разработал собственную
методику, целиком и полностью на них основанную.

Зовут этого человека Зайцев Николай Александрович . В чем суть его
методики? Он взял самые обычные детские кубики и нарисовал
на каждой грани по одной букве или одному складу. Ребенок просто
складывает из них различные слова.Это была гениальная идея!
Поскольку с самого начала обучения человечек оперирует буквами
и складами, то некоторые из вышеперечисленных ошибок чтения
невозможно сделать принципиально ! Кроме того, напрочь
отсутствуют так называемые «муки слияния», когда ребенок
с трудами превеликими пытается из двух отдельных звуков
произнести один склад. Безусловно, в методике Зайцева есть свои
минусы, но плюсов гораздо больше и все они жирные :)
Подробнее о методике Зайцева - на сайте Лены Даниловой.

В русском алфавите 33 буквы, которые образуют около двухсот слогов слияния. В какой последовательности их изучать? Может быть,
сначала следует выучить все буквы, затем все слоги слияния,
а уж потом приступать к чтению целых слов?

Нет, этот метод неприемлем. Он легкий для преподавателя,
но для ученика чрезвычайно тяжелый. Ребенок вынужден несколько месяцев зубрить буквы и слоги слияния, причем, совершенно
не понимая — для чего это нужно! В результате такого учения,
у него вырабатывается совершенно искреннее желание спрятать, выбросить или порвать букварь на мелкие кусочки.

Мне удалось придумать другой, более комфортный для ребенка метод, который полностью реализован в данном букваре.
Его идея заключается в том, чтобы сначала выучить лишь некоторые, наиболее часто встречающиеся в русском языке,
буквы и слоги слияния. Затем следует сразу начать чтение целых слов,
составленных из уже известных ребенку букв и слогов слияния.

Если провести аналогию между обучением чтению и изучением улиц
города, то мы сначала показываем ребенку главные улицы
и проспекты. А когда он их запомнит, показываем маленькие улочки
и переулки, которые малыш осваивает уже значительно легче
и быстрее.

Практическая проверка метода показала, что первые недели обучения проходят несколько тяжеловато, потому что ребенок изучает новые
для него буквы, слоги слияния, направление чтения.
Зато потом происходит чудо: у малыша появляется умение,
которое я назвал бы "слоговидением".

Он видит слоги слияния в составе слова и сразу их называет.
С этого момента он воспринимает слово не как последовательность одних только букв, а как последовательность букв и слогов слияния. Ребенок начинает читать по слогам! Радость, которую при этом испытывают родители, можно сравнить разве что с той, когда малыш впервые научился ходить.

Последующие занятия проходят уже легко и свободно.
С вашей стороны требуется лишь соблюдать их регулярность .

Кстати говоря, кроме устной и письменной речи, существуют
и другие способы общения между людьми. Например, дактиль,
азбука Брайля, азбука Морзе и другие.
В них отдельные буквы и слоги слияния также являются
первичными элементами. Поэтому, данная методика может с успехом
применяться для изучения этих азбук.

Родители часто задают вопрос — в каком возрасте начинать
обучение детей чтению? Ответ — в том возрасте, когда ребенок
к этому готов. Если он умеет хорошо разговаривать и произносить
все звуки русского языка, то с ним уже можно начинать занятия.

Если ребенок плохо говорит, это означает, что у него недостаточный
словарный запас. То есть, он не знает еще многих слов родного языка.
Обучение чтению в этом случае проводить нельзя, потому что малышу
приходится выполнять двойную работу: сначала прочитать
само слово
, а затем еще запомнить его значение . Это настолько тяжело и утомительно, что желание учиться пропадает у ребенка
сразу и навсегда.

Если ребенок не умеет произносить некоторые звуки, то это также
создает дополнительные сложности. Эти “Р“ и “С“, которые у него
не получаются, почему-то имеют противное свойство встречаться
почти в каждом слове! Начинать обучение с таким произношением
также нельзя! Необходимо либо подождать, пока ребенок
сам научится, либо обратиться к логопеду.

Чтобы малыш занимался легко и с удовольствием, он должен уметь
хорошо говорить и произносить все звуки . Вот главные признаки,
по которым вы можете определить готовность вашего ребенка
к обучению чтению. Большинство детей достигают этих умений
в возрасте от четырех до шести лет.

Существуют методики, авторы которых рекомендуют начинать
обучение в возрасте одного-двух лет. Совершенно с ними не согласен.
Дело в том, что у ребенка в этом возрасте есть гораздо более важные
занятия, чем учиться чтению. Он должен научиться разговаривать,
играть, общаться, бегать, прыгать, плавать, смеяться и радоваться
жизни. Другими словами, он должен осваивать окружающий мир .

Кроме того, занятия чтением в таком возрасте просто не эффективны.
То, чему его научат за два года занятий, в возрасте пяти лет он легко
осилит всего за одну-две недели! Спрашивается — зачем два года
мучить малыша и мучиться при этом самим? Гораздо лучше
и правильнее будет направить свои усилия на физическое и духовное
развитие ребенка. А когда он подрастет, сможет хорошо говорить
и произносить все звуки — тогда можно будет и чтением заняться.

Не следует бояться того, что вы не успеете научить малыша до школы.
При регулярных занятиях по данной методике дети проходят путь
от полного незнания основ чтения до умения самостоятельно
читать детские книжки за шесть месяцев.

    Структура слог-слияния (С+Г).

    Особенности произношения сливания двух звуков при произношении.

    Термин «слог-слияние». Этимология.

    Схема слог-слияния.

    Языковой материал:

    Слово со слог-слиянием.

    Слово со слог-слиянием.

    Повторение.

Согласные и гласные звуки.

План урока.

Цель урока: изучить понятие звук и понятие «Слог-слияние».

Задачи урока: 1) учить детей делать слого - звуковой анализ слова.

2) познакомить со слог-слиянием.

3) развивать речь .

Ход урока.

    Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Вы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

    Повторение.

На доске нарисовать схемы.

Что вы видите на доске?

А какие это схемы? Они похожи?

Как называется 1-я схема?

Что вы можете о ней сказать?

Из скольких слогов она состоит?

Какой слог в этой схеме ударный?

Как называется 2-я схема?

А из скольких звуков она состоит?

Мы можем что-то еще сказать об этой схеме?

А как называется 3-я схема?

Какой 1-й звук? Почему?

Какой 2-й звук? Почему?

Какой 3-й звук? Почему?

Какой 4-й звук? Почему?

Какой 5-й звук? Почему?

Вывесить две картинки (кошка и паук)

Посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Произнесите 1-е слово?

Сколько в этом слове слогов? Подставьте ладошку к подбородку и произнесите его.

Сколько слогов?

Какой 1-й слог?

Какой 2-й слог?

Позовем слово, чтобы узнать на какой слог падает ударение.

Подходит наша 1-я схема?

Почему?

А теперь послушаем, сколько звуков в этом слове. Послушайте, как это делаю я. (к-о-ш-к-а)

Повторим все вместе. Сколько звуков в этом слове?

Какой 1-й звук?

Какой 2-й звук?

Какой 3-й звук?

Какой 4-й звук?

Какой 5-й звук?

Посмотри, подходит ли эта схема ко 2-й схеме?

А теперь мы проверим, подходит ли это слово к 3-й схеме.

Произнесите это слово по звукам.

Какой 1-й звук?

а) Поется/Не поется

Можно ли его пропеть?

Попробуйте.

А какой он?

б) Способ образования звука

Что вы чувствуете?

в) Произношение

Какой 2-й звук этого слова?

Пропойте его.

Что вы почувствовали?

А что это было?

А рот был закрыт?

Мешали ли зубы?

А как был расположен язык?

Что мы узнали о звуке [о]?

Тогда как он называется?

В какой домик мы поселим этот звук?

Правильно. Теперь произнесем 3-й звук.

а) Поется/Не поется

Пропоем его. Можно ли его пропеть?

Почему?

б) Способ образования звука

А теперь, подставьте ладошку к горлу и произнесите его.

Что вы почувствовали?

в) Произношение

А теперь, подставьте одну ладошку к горлу, а другую ко рту. Что происходит?

Что мы слышим?

Значит, что участвует при образовании этого звука?

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Свободно ли проходит струя воздуха?

А почему? Что ей мешает?

Какая возникает преграда?

Назовите 3 признака, которые мы определили.

Тогда как он называется?

В какой домик мы поселим этот звук?

Правильно. Произнесите 4-й звук в этом слове.

а) Поется/Не поется

Можно ли его пропеть?

Попробуйте.

А какой он?

б) Способ образования звука

А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.

Что вы чувствуете?

Правильно! А как же называется это дрожание?

в) Произношение

А теперь подставьте одну ладошку к горлышку, а вторую ко рту. Что происходит?

Правильно. Воздух проходит через рот, и мы слышим шум.

А что нам мешает при произношении?

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Расскажите об этом звуке. Какой он?

Какие три признака этого звука вы знаете?

А эти признаки, признаки какого звука?

В какой домик мы поселим этот звук?

Выделите 5-й звук этого слова.

Пропойте его.

Можно ли пропеть этот звук?

Подставьте ладошку к горлу и произнесите этот звук.

Что вы почувствовали?

А что это было?

А теперь мы медленно и протяжно произнесем звук [о].

Как были расположены наши зубы?

А рот был закрыт?

Мешали ли зубы?

А как был расположен язык?

Что мы узнали о звуке [о]?

Какой звук [о]? Перечислите его признаки.

Тогда как он называется?

В какой домик мы поселим этот звук?

Теперь вспомним, какой 1-й звук в слове «кошка»?

Какой он?

Какой 2-й звук в этом слове?

Какой он?

Какой 3-й звук в этом слове?

Какой он?

Какой 4-й звук в этом слове?

Какой он?

Какой 5-й звук в этом слове?

Какой он?

Подходит ли нам 3-я схема?

Почему?

Правильно.

    Изучение нового материала.

1) Структура слог-слияния (С+Г) / 2) Особенности произношения сливания двух звуков при произношении.

Что вы можете сказать об этой схеме?

Из скольких звуков она состоит?

Произнесите, как мы говорим это слово?

Как мы произносим звук? По отдельности или вместе?

Мы произносим звук «па» и добавляем «ук».

Так как мы произносим звуки? Вместе?

Звуки [п] и [а] дружат друг с другом в этом слове и поэтому они произносятся слитно.

Какой 1-й звук?

Какой 2-й звук?

Итак, когда в слове 1-й звук согласный, а 2-й гласный – эти звуки дружат друг с другом и произносятся слитно.

3) Термин «слог-слияние».

При произношении эти 2 звука сливаются в один. И когда в слове слог состоит из согласного и следующего гласного звуков, этот слог мы будем называть слог-слиянием.

4) Схема слог-слияния.

Для обозначения этого слога люди придумали схему. И т.к. они дружат мы их поселим в один двухэтажный домик. Они будут жить в одном домике, но на разных этажах.

На первом этаже будет жить согласный звук, а на втором – гласный.

Каким цветом будет согласный звук?

А гласный?

Так какой 1-й слог?

Из каких звуков он состоит?

Как мы будем его называть?

Почему?

А какой 2-й звук в слове «паук»?

А как он произносится в этом слове?

Произнесите эти два звука.

Сливаются эти звуки или нет?

А как мы их произносим?

1-й слог какой?

А 2-й слог какой?

Итак, в словах встречаются слоги, где 1-й гласный, а 2-й –согласный звуки. Такой слог не сливается.

Эти звуки нам тоже нужно будет поселить в домик. Т.к. эти слоги не сливаются, значит они не дружат и поэтому они будут жить в разных домиках.

Каким цветом будет домик гласного звука?

А согласного?

А теперь составим полную схему слова «паук».

Из скольких слогов состоит схема слова «паук»?

Какой 1-й слог?

Почему?

Какой 2-й слог?

Почему?

А сейчас мы также разберем слово «кошка».

Что мы можем сказать о схеме слова «кошка»?

Из скольких слогов состоит это слово?

Произнесите слово так, как мы его говорим.

Как мы произносим звуки? По отдельности или вместе?

Мы произносим сначала звук «ко», добавляем к нему «ш», а затем «ка».

Так как мы произносим звуки, вместе?

Звуки [к] и [о] дружат и поэтому мы произносим их слитно.

Какой 1-й слог?

Какой 2-й слог?

Что мы можем сказать об этом слоге?

Правильно! И значит мы поселим их?

Молодцы!

Каким цветом мы покрасим комнату 1-го звука? Почему?

А какой 2-й звук этого слова?

Каким цветом мы его покрасим? Почему?

Какой 3-й звук этого слова?

Каким он произносится в этом слове?

Правильно! Значит где он будет жить?

- … подойди к доске и напиши схему этого слога.

Каким цветом мы покрасим его домик?

Какой 3-й слог в этом слове?

Как он произносится?

Какой 1-й звук в этом слоге?

А 2-й?

И значит этот слог?

Правильно!

Куда мы поселим эти 2 звука?

В какой домик?

Каким цветом мы его покрасим?

- … подойди к доске и напиши схему этого слога.

Из скольких слогов состоит схема слова «кошка»?

Какой 1-й слог?

Почему?

Какой 2-й слог?

Почему?

Какой 3-й слог?

Почему?

    Закрепление.

А сейчас послушайте загадку.

Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло.

(Ива)

Посчитайте, сколько в этом слове слогов?

Какой 1-й слог?

Какой 2-й слог?

Поставьте ударение в этом слове.

Какой слог ударный?

Из каких звуков состоит 1-й слог?

а) Поется/Не поется

Пропойте этот звук. Его можно пропеть?

б) Способ образования звука

А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.

Что вы чувствуете?

Значит, какой это звук?

в) Произношение

Определите, с помощью чего образуется этот звук.

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Мешает ли нам что-нибудь при произношении?

Тогда какой это звук?

В какой домик мы его поселим?

- … подойди к доске и напиши схему этого звука.

Из каких звуков состоит 2-й слог?

Какой 1-й звук?

а) Поется/Не поется

Можно ли его пропеть?

Попробуйте.

б) Способ образования звука

А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.

Что вы чувствуете?

в) Произношение

А теперь подставьте одну ладошку к горлышку, а вторую ко рту. Что происходит?

А что нам мешает при произношении?

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Какие три признака этого звука вы знаете?

А эти признаки, признаки какого звука?

Какой 2-й звук в этом слоге?

а) Поется/Не поется

Можно ли его пропеть?

б) Способ образования звука

Определите, какой это звук. Подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.

Что вы чувствуете?

в) Произношение

А теперь определите, с помощью чего он образован.

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Мешает ли нам что-то при произношении?

Значит какой он?

А теперь назовите 2-й слог слова «ива».

- … подойди к доске и напиши схему этого слова.

    Рефлексия.

Что нового мы сегодня с вами узнали?

Когда это происходит?

Как слог-слияние обозначается на схеме?