Чувственный человек творчество. Чувствительные люди меняют этот мир. Они «переваривают» жизненные преграды

Что, если любая незнакомая ситуация вызывает у вас сильное волнение? Что, если получасовой фуршет приводит к нестерпимому желанию уединиться, так как неизбежно наступает "социальное похмелье"? Возможно, вы относитесь к людям-орхидеям.

Немного теории: феномен сверхчувствительности впервые был описан Элейн Эйрон, американским психотерапевтом. До нее все люди-орхидеи ошибочно причислялись либо к интровертам, либо просто к людям нервозным или даже невротичным. Сверхчувствительность не имеет никакого отношения к болезням и отклонениям! Конечно, интроверсия встречается у большинства людей-орхидей, но и экстраверты среди них тоже есть.

Оговорюсь, что это не научный труд и исследований я не проводила. Написанное здесь - результат наблюдений за самой собой и другими мне подобными, а вдохновила меня книга Элейн Эйрон "Сверхчувствительная натура".

Кто же такие люди-орхидеи?

Вы можете смело себя причислять к этим 25 % тонких натур, если вам свойственно большинство следующих признаков:
1. Высокая восприимчивость к внешним раздражителям и сильная возбудимость нервной системы
2. Осторожность и даже медлительность в принятии решений
3. Склонность к глубокому анализу своих поступков и происходящих вокруг событий
4. Повышенная внимательность к малозаметным деталям и еле уловимым тенденциям
5. Высокая восприимчивость к эмоциям других людей (высокая эмпатия, жалость к более слабым), а также избегание конфликтов
6. Потеря сосредоточенности и растерянность в ситуации оценки и наблюдения со стороны других людей
7. Развитая интуиция, склонность к предвидению
8. Правополушарность мышления, хорошие творческие способности

9. Интроверсия (около 70% людей-орхидей - интроверты), избегание публичности и широкого круга общения
10.Склонность к постоянному обучению, стремление к самосовершенствованию
11. Повышенная ранимость и склонность к более выраженному физическому дискомфорту, то есть сильнее страдают от боли, хуже переносят голод
12.Более высокая восприиимчивость к медикаментозному лечению, кофеину

Теперь разберем более детально основные черты людей-орхидей, и как они проявляются на работе, в общении с коллегами.

1. Высокая восприимчивость к внешним раздражителям и сильная возбудимость нервной системы

Детали:
Пожалуй, это самая яркая и определяющая особенность людей-орхидей. Если взять за метафорический образ бусы, то эта особенность - нить, а все
остальные - бусинки, которые без нити не смогли бы составить бусы.

Реакция высокочувствительных людей на любой, даже незначительный раздражитель сильнее, чем у большинства людей. Особенно сильна реакция на неожиданные и незнакомые раздражители. Например, неожиданный звон разбивающегося стекла или чей-то окрик заставят вздрогнуть, ахнуть и сильно забиться сердце. Сильные раздражители и вовсе вас оглушают и вызывают реакцию ступора, желание скорее уединиться. Поэтому люди-орхидеи в силу своей повышенной эмоциональности стараются избегать:
Переполненный транспорт в час-пик
Митинги с большим скоплением народа
Фуршеты и шумные вечеринки
Длинные шумные очереди
Автомобильные пробки (кстати, люди-орхидеи лучше других знают, как объехать пробки;)

Причина:
Нервная система людей-орхидей настроена на более высокую восприимчивость незначительных раздражителей. Это в свою очередь подразумевает более детальную обработку поступающей в мозг информации. Как следствие, перегрузка нервной системы сильнее, чем у большинства людей. Отсюда - быстрее наступает усталость, при сильных раздражителях - усталость и вовсе оглушающая.

Проявление в бизнес-среде:
Люди-орхидеи крайне некомфортно чувствуют себя на больших и шумных встречах. Чтобы не усугублять свое внутреннее напряжение и не заставлять
свое сердце еще чаще биться, предпочитают отмолчаться. Им однозначно не нравятся офисы открытого типа open-space.

Я, конечно, не люблю работать в выходные, но если уж приходиться выходить, бонусом является возможность посидеть в пустом офисе с приглушенным светом! Работа у меня так и кипит в такой обстановке!

2. Осторожность и медлительность в принятии решений

Детали:
Люди-орхидеи предпочитают продумать все возможные последствия любого действия, на что уходит много времени. Но зато их решения чаще удачные,
ведь они строились на сборе большого количества фактов и рассмотрении всех возможных вариантов.

Причина:
Ваш мозг всегда стремится к тщательной и глубокой обработке информации, а на это нужно гораздо больше времени.

Проявление в бизнес-среде:
Такие люди работают по принципу "семь раз отмерь, один раз отрежь". Работа, в которой нужно быстро принимать решения, вызывает сильнейший
стресс.

3. Склонность к постоянному анализу своих поступков и происходящих вокруг событий

Детали:
Люди-орхидеи склонны к длительным раздумьям и самокопанию. Окружающие это могут воспринимать как витание в облаках и подсчет ворон;).
Постоянный внутренний диалог может приводить к рассеянности и некоторой нескладности в действиях. Но именно благодаря этой внутренней работе
люди-орхидеи чаще наделены житейской мудростью, они чаще разумны и осмотрительны в своих поступках, чаще становятся по-настоящему зрелыми людьми.

Причина:
Все та же склонность постоянно обрабатывать поступающую информацию.

Проявление в бизнес-среде:

При обсуждении какой-то новой информации, сверхчувствительный сотрудник может выглядеть плохо улавливающим происходящее. Но благодаря своей склонности к анализу, впоследствие он приходит даже к более глубокому пониманию деталей и нюансов, чем другие.

Сама за собой замечала следующее: когда узнаю что-то новое в большом количестве, в голове сумбур и хаос. Но я уже знаю, что мозг полусознательно обрабатывает то, что узнал. А на следующий день или неделю (в зависимости от сложности задачи или информации) приходит ТАКАЯ ясность и понимание, которая мне поначалу и не снилась! Выражение "Утро вечера мудреннее" точно про людей-орхидей!

4. Повышенная внимательность к малозаметным деталям и тенденциям

Детали:
От высокочувствительной натуры вы скорее услышите фразу "Что-то здесь не так..." Именно люди-орхидеи первыми обратят внимание на малоуловимые изменения в привычном ходе вещей. Будет ли это ложная тревога или началом надвигающейся катастрофы, уже вопрос времени. Но в любом случае, будет разумно со стороны других людей к ним прислушиваться. Возможно, при приближении цунами в Тайланде люди-орхидеи первыми обратили внимание на убегающих от берега животных и уж тем более не бросились собирать ракушки на обнажившемся берегу перед приходом большой волны...

Причина:

Высокая восприимчивость к незначительным раздражителям сочетается с повышенной внимательностью к деталям. Нервная система людей-орхидей, образно выражаясь, носит очки с увеличительными стеклами: они помогают лучше рассмотреть детали, но и попадающий свет за счёт линз сильнее обжигает. Природой нам даны такие линзы, чтобы мы заблаговременно разглядели приближающуюся опасность и предупредили наших соплеменников. О пользе людей-орхидей для остального сообщества посвящен отдельный пост на моем сайте.

Проявление в бизнес-среде:
Вы тот, кто умеет предупредить босса или ваших коллег о проблеме раньше, чем она усугубиться. Вы тот, кто первый заметит еле уловимые
изменения на рынке и предупредит об этом остальных. Возможно, у вас репутация того, кто все время преувеличивает опасность. Но скорее в вас
ценят эту прозорливость.

Большинство характерных черт людей-орхидей я постаралась показать как преимущества и сильные стороны. Поверьте, я не боялась переборщить, так как такие люди редко склонны к завышенной самооценке, и такие дифирамбы в их адрес не приведут к самовлюбленности.

  • Психология: личность и бизнес

Ключевые слова:

1 -1

Различные творческие , которые проявляются в чувствах, общении, мышлении, в разных видах деятельности, способности, которые характеризуют личность или ее некоторые стороны, а также творческий процесс создания идей и различных продуктов – это и есть креативность.

Креативные способности даны всем от рождения, но под действием многих факторов они постепенно притупляются. Одни ученые доказывали, что способности человека к творчеству возникли с течением времени и развивались благодаря множеству изменений в культуре и демографии. Другие считали, что креативность появилась внезапно, вследствие генетической мутации мозга человека многие тысячи лет назад.

По сути, креативность – это восприимчивость к новым идеям , а не только критичное отношение к чему-то новому со стороны существующего опыта.

Креативность изначально рассматривали как некую функцию интеллекта и, соответственно, уровень интеллекта приравнивался к уровню креативности. Вследствие чего, было выявлено, что чем выше уровень интеллекта, тем ниже у человека развиты креативные способности.

Сегодня креативность рассматривают как функцию цельной личности, и зависит она от общего комплекса всевозможных характеристик. Поэтому, главное в изучении креативности, это выявить те личностные качества, благодаря которым она проявляется.

Креативность, включающая в себя и к нехватке или противоречивости информации, бывает образной и вербальной. Кроме того, выделяют особые критерии креативных способностей :

  • гибкость ума
  • беглость – количество идей создаваемых за единицу времени
  • оригинальность – способность к созданию необычных идей, сильно отличающихся от общепринятых норм
  • метафоричность – возможность творить в необычном направлении, умение увидеть в обычном нечто необыкновенное и наоборот, способности к ассоциативному символичному мышлению
  • восприимчивость – готовность мгновенно переходить от одной идее к другой, чувствительность к неопределенностям, противоречиям и необычным деталям.

Для того чтобы оценить креативные способности творческих людей и проанализировать результативность их деятельности, прибегают к различным тестам или опросникам с целым списком определенных ситуаций, форм поведения, чувств, интересов. Такие анкеты адресованы не только самим испытуемым, но также и их окружению.

Исследователями отмечено, что наличие у ребенка высоких показателей креативности вовсе не дают гарантию, что в будущем у него точно будут хорошие творческие достижения, а всего лишь показывают, что у такого ребенка есть наибольшая вероятность их проявления, но только в том случае, если он сможет получить необходимую мотивацию и творческие навыки.

Можно отметить несколько важных условий, которые стимулируют развитие креативных способностей:

  • пусть будет открытость или незавершенность вместо жестких правил и строгого контроля
  • любые вопросы необходимо разрешать и даже поощрять
  • создавать побуждение к независимости и ответственности
  • акцентировать внимание на собственных чувствах, наблюдениях, обобщениях, разработках

И наоборот, креативные способности могут замедлить свое развитие, если применять следующие условия:

  • постоянное избегание рисковых ситуаций
  • желание получить успех любыми путями, не смотря ни на что
  • жесткие шаблоны поведения и мышления
  • стремление быть неким признанным или необходимым стандартом
  • поклонение, каким либо кумирам, авторитетам
  • неодобрение собственной фантазии, воображения, исследования

Нейробиология рисует сложную картину творческого потенциала. Ученые теперь понимают, что природа креативности гораздо сложнее, чем различия в право- или левосторонней ориентации мозга (левое полушарие = рациональное и аналитическое, правое = творческое и эмоциональное). На самом деле, творчество, как полагают, связано с рядом познавательных процессов, нервных импульсов и эмоций, и мы до сих пор не имеем полного представления о том, как работает творческий разум.

С психологической точки зрения творческие типы личности с трудом поддаются определению. Они сложны, парадоксальны и, как правило, избегают рутины. И это не просто стереотип «замученного художника». Исследования показали, что креативность предполагает взаимодействие множества черт характера, поведения и социальных влияний в одном лице.

«На самом деле творческим людям тяжелее узнать себя, потому что они сложнее, чем нетворческие », - рассказал Huffington Post Скотт Барри Кауфман, психолог из Университета Нью-Йорка, который провел годы исследования творческого потенциала. «Что самое парадоксальное в творческой личности...у этих людей более хаотичный ум ».

Нет никакого «типичного» портрета творческой личности, но есть характерные особенности в поведении творческих людей. Вот 18 пунктов, которые им свойственны.

Они мечтают

Творческие личности это мечтатели, несмотря на то, что их школьные учителя, возможно, говорили, что мечтать это пустая трата времени.
Кауфман и психолог Ребекка Л. Макмиллан, она же соавтор документа под названием «Ода положительной созидательной мечтательности », считают, что блуждание ума способно помочь в процессе «творческой инкубации ». И, конечно, многие по опыту знают, что лучшие идеи посещают нас, когда мысленно мы находимся совсем в другом месте.

Нейробиологи обнаружили, что воображение включает те же мозговые процессы, которые связаны с фантазией и творчеством.

Они все замечают

Творческий человек видит возможности повсюду и постоянно впитывает информацию, которая становится пищей для творческого самовыражения. Как часто цитируют Генри Джеймса, писатель это тот, от кого «ничего не ускользает» .

Джоан Дидион всегда носила с собой блокнот и говорила, что она записывает наблюдения о людях и событиях, которые, в конечном счете, помогают ей лучше понять сложности и противоречия собственного ума.

У них свои часы работы

Многие великие мастера признаются, что свои лучшие работы они создают либо очень рано утром, либо поздно вечером. Владимир Набоков начинал писать сразу после того как просыпался в 6 или 7 утра, а Фрэнк Ллойд Райт взял за привычку просыпаться в 3 или 4 часа утра и работал в течение нескольких часов перед тем, как отправиться обратно в постель. Люди с высоким творческим потенциалом не придерживаются стандартного распорядка дня.

Они находят время для уединения

«Чтобы быть открытым для творчества, нужно иметь способность к конструктивному использованию уединения. Надо преодолеть страх перед одиночеством» , - писал американский экзистенциальный психолог Ролло Мэй.

Художники и креативщики часто стереотипно воспринимаются как одиночки, хотя на самом деле они ими могут и не быть. Уединение может быть ключом к созданию лучших работ. Кауфман связывает это с воображением - мы должны дать себе время просто помечтать.

«Вам нужно войти в контакт с внутренним голосом, чтобы иметь возможность самовыразиться. Сложно услышать свой внутренний творческий голос, если вы... не в контакте с самим собой и не размышляете о себе» , - говорит он.

Они «переваривают» жизненные преграды

Многие из самых культовых историй и песен всех времен творили под воздействием душераздирающей боли. Часто проблемы становились катализатором для создания выдающихся произведений. В психологии это называют посттравматическим ростом, который предполагает, что люди в состоянии использовать свои тяготы и ранние жизненные травмы для существенного творческого роста. Исследователи обнаружили, что травма может помочь человеку преуспеть в межличностных отношениях, в удовлетворенности жизнью, в росте духовности, личной силы и в открытии новых возможностей.

Они в поиске новых впечатлений

Творческие люди любят испытывать новые впечатления, ощущения и состояния ума, и это немаловажный предопределяющий фактор для творческого результата.

«Открытость новым переживаниям это самый сильный предиктор творческих достижений », - говорит Кауфман. «Здесь множество различных взаимосвязанных аспектов: интеллектуальная любознательность, поиск острых ощущений, открытость для эмоций и воображения. А все вместе - это двигатель для познания и исследования мира, как внутреннего, так и внешнего» .

Они терпят неудачу

Стойкость - практически необходимое качество для творческого успеха, говорит Кауфман. Неудача часто подстерегает творческого человека, как минимум, несколько раз, но креативщики - по крайней мере, успешные - учатся не сокрушаться по этому поводу.

«Творческие люди терпят неудачу, а по-настоящему хорошие терпят ее часто» , - написал в Forbes Стивен Котлер в отрывке о творческом гении Эйнштейна.

Они задают важные вопросы

Творческие люди ненасытно любознательны. Они, как правило, предпочитают исследовать жизнь и даже когда взрослеют, сохраняют интерес первооткрывателя. Через активные беседы или индивидуальные умственные размышления креативщики, глядя на мир, постоянно задают себе массу вопросов.

Они наблюдают за людьми

Природная наблюдательность и интерес к жизни других людей иногда помогает генерировать лучшие из идей.

«Марсель Пруст почти всю свою жизнь провел, наблюдая за людьми, он записывал свои замечания, и это нашло выход в его книгах» , - говорит Кауфман. «Для многих писателей очень важно наблюдение за людьми...».

Они рискуют

Отчасти творческая деятельность требует рискованности, и многим преуспевающим творческим личностям приходится рисковать в различных аспектах жизни.

«Существует глубокая и значимая связь между принятием риска и творчеством и это часто упускается из виду », - пишет Стивен Котлер в Forbes. «Творчество это акт создания чего-то из ничего. Оно требует обнародования того, что сначала существовало лишь в воображении. Такое занятие не для робких. Потраченное впустую время, запятнанная репутация, напрасно потраченные деньги - ... Это все побочные явления, когда творчество идет наперекосяк ».

Они все в жизни рассматривают как возможность для самовыражения

Ницше считал, что жизнь и мир следует рассматривать как произведение искусства. Творческие личности постоянно ищут возможности для самовыражения в повседневной жизни.

«Творческое выражение - это самовыражение. Творческий потенциал это не что иное, как частное выражение Ваших потребностей, желаний и уникальности» , - говорит Кауфман.

Они следуют своей истинной страсти

Творческие люди, как правило, имеют внутреннюю мотивацию. Это означает, что они действуют, руководствуясь каким-то внутренним желанием, а не стремлением к внешнему вознаграждению или признанию.

Психологи говорят, что творческие люди возбуждаются захватывающими видами деятельности, а это признак внутренней мотивации. Исследования показывают, что простые размышления о собственных причинах к деятельности могут быть достаточно стимулирующими, чтобы повысить творческий потенциал.

Они выходят за границы собственного разума

Кауфман утверждает, что способность мечтать еще необходима для того, чтобы помочь нам выйти за пределы привычного видения и исследовать другие способы мышления, которые могут быть важным активом для творчества.

«Мечтательность развивается, чтобы позволить нам отпустить настоящее », - говорит Кауфман. «Сеть мозга, связанная с мечтательностью, это сеть мозга, связанная с теорией разума. Мне нравится называть ее «сетью воображения» - она позволяет вам представить себя в будущем, а также представить чужие мысли» .

Они теряют чувство времени

Творческие личности могут обнаружить, что, когда они пишут, танцуют, рисуют или еще как-то самовыражаются, они оказываются «в состоянии потока », который помогает им творить на самом высоком уровне. Это психическое состояние, когда человек выходит за пределы сознательной мысли, чтобы достичь состояния повышенной концентрации и спокойствия. Тогда он практически не подвержен ни внутренним, ни внешним раздражителям, которые могут помешать его деятельности.

Вы оказываетесь «в состоянии потока », когда занимаетесь тем, что вам очень нравится, от чего чувствуете себя хорошо.

Они окружают себя красотой

Творцы, как правило, обладают превосходным вкусом и любят находиться в красивом окружении.

Исследование, недавно опубликованное в журнале «Psychology of Aesthetics, Creativity, and the Arts», показало, что музыканты, в том числе преподаватели музыки и солисты, демонстрируют высокую чувствительность и восприимчивость к художественной красоте.

Чувствительные люди меняют этот мир,

Хотя чаще об этом не догадываются.

Порой они приходят к психологу и жалуются: «Я не хочу всё это так сильно чувствовать».
Они не сразу могут поверить, что чувствительность - это их особый талант.

Это как тонкий музыкальный слух. Настроенность на музыку души. Своей собственной и душ других людей, всего мира.
Ну, да, им сложно. Ведь с детства они чувствовали себя не от мира сего. Потому что им пеняли за их чувствительность. Осуждали за слезы. Не могли понять «капризы». Скептически относились к их желаниям. Боялись их чувств. Отвергали за чувства.
С такими качествами оказывалось несладко. Нечего нюни распускать. Или: ты что-то больно развеселилась сегодня.
Ну, да, была, конечно, одна удивительная сказка — «Принцесса на горошине». (Андерсен ведь сам был из таких.) Тайный тест на распознавание этой породы людей. Но вряд ли он когда-то применялся за пределами сказки в положительном контексте. Настоящая жизнь не для принцесс! Ни-ни.
Чувствительным людям трудно, потому что они должны ценить, беречь и защищать свой сенситивный талант. Но их не учат этому. И научиться им сложно, ведь…

…они, как правило, застенчивы, в силу своей чувствительности, им сложно противостоять агрессии и добиваться своего;
…им кажется, что такие, какие они есть, они не могут быть приняты в этом обществе.
…их чувствительность с трудом переваривают близкие, вешая разнообразные ярлыки: «уж больно ты нежная», «экзальтированная особа» и пр., и пр.;
…им неприятно притворяться, они искренни (поскольку острее чувствуют фальшь) и не умеют играть в общепринятые игры, поэтому получают ярлыки, вроде «не от мира сего», «какой-то он странный»;
…они могут казаться (другим и себе) неисправимыми интровертами и зазнайками, ведь им нужно своё личное пространство, им трудно находится долго там, где душно и тесно;
…им сложно выдерживать быстрые темпы. Потому что они чувствительны к суете. И поэтому они чаще всего не могут бежать со всеми.
…они острее переживают трудные ситуации - горе и тоску, перегрузки и равнодушие;
…они восприимчивы к чувствам других людей, в том числе и к тяжелым, отрицаемым и вытесняемым чувствам.
А значит, им вообще больше достается.

Порой они даже и не подозревают, что своею чувствительностью меняют мир.
Прежде всего, они по-особенному его воспринимают. Чувствуют оттенки запахов, видят нюансы цвета, осязают малейшие шероховатости поверхностей, ловят мимолетные движения.
Они обладают тонкими индикаторами восприятия, способными улавливать малейшие изменения вокруг и внутри.
Точно также они ловят оттенки чувств и лучше понимают людей. Они могут тонко переживать. Они могут резонировать на чужие настроения. И улавливать нюансы смыслов. Они сострадательны.
В общем, они творческие люди. Благодаря своей чувствительности, своему сочувствию к миру, они меняют его. Исподволь. Просто откликаясь. Просто со-радуясь с ним. Или со-страдая.
Их трудный опыт непонимания и отвержения помогает им тонко и внимательно сострадать.
Так что, чувствительные, признайте в себе эти нервы. Наслаждайтесь дрожанием этих струн внутри себя. Без вас мир был бы жестче и монотоннее. Если бы смог вообще существовать. Вы те, кто сам того не зная, шагает впереди и кому из-за этого больше достается.
Не только шишек. Но и рассветов, закатов, ароматов, дуновений, прикосновений, всей этой дрожи, то отравительной, то прекрасной. И такой настоящей.

О сенситивах

Жизнь современного человека насыщена стимулами: все вокруг слишком шумно,

слишком сильно пахнет, чересчур ярко.

Неудивительно, что появилась новая категория людей, которые стремятся к

уединению и имя им — «сенситивы».

Сенситивы — это люди, из-за особенностей своей нервной системы более чувствительные ко всему происходящему вокруг. Именно поэтому они гораздо быстрее других переутомляются, стремятся оказаться в тишине и покое, чтобы прийти в себя.

Датский психотерапевт Илсе Санд описывает несколько характеристик, по которым можно распознать сенситивов.

Признак 1. Чуткость

Бывало ли с вами такое, что во время большого семейного праздника вам хотелось запереться где-то в ванной комнате, чтобы немного прийти в себя, потому что вокруг слишком много людей, еды и музыки?

Илсе Санд объясняет, что это типичное поведение сенситивов: «У нас богатое воображение, благодаря которому даже незначительные события окружающей действительности побуждают нас выстраивать гипотезы и делать выводы. Таким образом наш внутренний «жесткий диск» быстрее переполняется, и мы испытываем перевозбуждение».

Перевозбуждение вызывает панику и тревогу, заставляет уединиться, чтобы хоть как-то успокоиться и вновь вернуть способность принимать новые впечатления в виде бесед, шуток и чужих историй.

Признак 2. Восприимчивость к ощущениям

Сенситивы — это люди, которым вечно то дует, то душно, то рядом слишком громко разговаривают по телефону, мешая сосредоточиться. Это они не со зла и не от вредности — просто их органы чувств настроены гораздо тоньше, чем у обычных людей.

Фейерверки не вызывают у них восторга, потому что сопровождаются слишком громкими взрывами. Химические запахи в парикмахерской им кажутся невыносимыми, а радио, включенное фоном коллегами, — главной помехой в работе. Все потому, что их системы восприятия словно работают вдвое интенсивнее, чем у остальных.

Признак 3. Впечатлительность

Сверхчувствительные люди довольно быстро устают от проявления чужих эмоций, негативных — особенно. Поэтому сенситивы всегда первыми чувствуют, если обстановка вокруг них эмоционально накаляется и, чтобы не терпеть неудобства, они стараются всех помирить.

Признак 4. Гиперответственность

Сенситивы — люди очень понимающие. Однако понимая и принимая других такими, какие они есть, сенситивы как будто берут на себя ответственность за их поведение. Они считают, что должны всех помирить, сделать так, чтобы всем было удобно. И на это тратят много сил и внимания; совсем ничего не остается, чтобы заботиться о себе.

Повышенная чувствительность не дает им критиковать окружающих, и она же — причина острой реакции на критику. Негативная обратная связь выбивает их из колеи, заставляет страдать, потому что другие, менее чуткие люди, обычно не церемонятся с чужими чувствами.

Признак 5. Внутренний мир

Избыток эмоциональных, визуальных и аудиальных впечатлений обильно наполняет внутренний мир сенситива. Его мозг постоянно работает над тем, чтобы проанализировать и разложить по полочкам беспрерывно поступающую информацию, иначе наступит хаос.

«Сенситивы почти никогда не страдают от нехватки вдохновения, однако некоторых из них вдохновение даже пугает: они воспринимают его как стимул к действию, противостоять которому невозможно».

Признак 6. Медленная реакция

Так как сверхчувствительный человек постоянно ощущает себя словно под аудио-звуковой -визуальной бомбежкой, и его мозг без перерыва занят обработкой «входящих данных», он реагирует медленнее обычного. Именно про этих людей говорят: «Хорошая мысля приходит опосля».

По мнению автора книги, сенситивы, несмотря на общительность, довольно медленно налаживают контакт с другими людьми. Но, если проявить терпение, в их лице можно обрести надежного, внимательного друга.

Как сверхчувствительным людям восстанавливаться

Научитесь говорить «нет». Как отзывчивый человек, вы часто беретесь помогать другим, тратя много своих сил. Не стесняйтесь отказывать другим, прямо сообщая, что вы устали. В вашем случае — это уважительная причина.

Ограничивайте аудиовизуальные стимулы. 80% впечатлений составляет то, что мы видим глазами. Достаточно несколько раз в день на несколько минут их закрывать, чтобы остановить поток ощущений. Если раздражают неприятные шумы — можно отгородиться от них наушниками с любимой музыкой.

Занимайтесь рутиной. Любая механическая работа, не требующая внимательной вовлеченности, помогает успокоиться и дает возможность мозгу самому спокойно упорядочить все впечатления. Поэтому полезно гулять, мыть посуду, читать.

Проявляйте свои чувства. «Прислушиваясь к чужим словам, но при этом не

выказывая свою точку зрения, вы быстро устаете». Выбирайте такой круг общения так, чтобы близкие позволяли вам выговориться.

Признавайтесь другим в своей сверхчувствительности. Это страшно, учитывая, что окружающие принимают такое качество за слабость. Поэтому постарайтесь, чтобы хотя бы близкие относились серьезно к вашим словам: «Прости, меня это очень утомляет, я нуждаюсь в отдыхе

Стефан Цвейг пишет об истоках творчества Стендаля :

«Боязливый в жизни, робеющий перед женщинами, таящийся и окапывающийся в искусно созданных блиндажах своего притворства, он, едва взяв в руки перо, преисполняется храбростью: никакие задержки ему уже не мешают, наоборот, обнаружив в себе какие бы то ни было «зажимы», он цепляется за них и вытаскивает на свет все внутренние препятствия, чтобы с величайшей тщательностью анатомировать их. С тем, что больше всего подавляло его в жизни, он как психолог справляется лучше всего. На этом пути он интуитивно, с удачливостью гения, уже в 1820 году распознал секрет многих из тех замысловатых пружин и затворов душевной механики, которые психоанализу лишь столетие спустя удалось разложить на составные элементы и реконструировать при помощи сложнейших и тончайших приёмов; его врождённый и искушённый упражнением психологический опыт одним скачком опередил на целое столетие терпеливо продвигавшуюся вперёд науку.