Занятия с логопедом постановка гласных звуков. Пособие для логопедов Архиповой Е.Ф. Постановка звуков при дислалии. Логопедическое упражнение произнесения звука «О»

Нормальная артикуляция гласных звуков
Губы свободно раздвинуты. Расстояние между верхними и нижними резцами - приблизительно с большой палец ребенка, поставленный ребром. Широкий язык плашмя лежит на дне рта, кончиком почти касаясь нижних зубов.
Артикуляция звука о . Зубы слегка округло выдвинуты вперед. Расстояние между резцами меньше, чем при а (ширина указательного пальца ребенка). Язык широкий, несколько оттянут назад, задняя часть его немного приподнята.
Артикуляция звука у . Губы значительно выдвинуты вперед, образуют небольшое овальное отверстие. Расстояние между зубами небольшое. Язык еще более, чем при о , оттянут назад, кончик его далеко отодвинут от нижних резцов, а задняя часть языка значительно поднята.
Артикуляция звука э . Губы слегка раскрыты и растянуты в стороны. Вертикальное расстояние между зубами несколько меньше, чем при а . Язык широкий, кончик языка касается нижних зубов, а средняя часть заметно выгнута вверх.
Артикуляция звука и . Губы раскрыты в форме легкой улыбки и прижаты к зубам. Расстояние между резцами маленькое. Широкий язык круто выгорблен к середине нёба, образуя с ним щель; кончик языка упирается в нижние резцы.
Артикуляция звука ы . Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами почти такое же, как при и . Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его). Мягкое нёбо при произношении всех гласных поднято.

Недостатки произношения гласных звуков.Гласные звуки, как более простые по артикуляции, усваиваются детьми сравнительно рано и легко. Недостатки произношения их редки. Звук и иногда произносится почти как э или е (эгла - игла, пела - пила); звук ы уподобляется звуку и . Дети на слух различают гласные и и э (е) на таком примерно речевом материале: петь - пить, бел - бил, пил - пел, села - сила, дитя - дети, тени - тина.
Для слуховой дифференцировки ы - и : был - бил, пил - пыль, Дима - дым, выл - вил, лыжи - лижи, мыло - мила, мышка - миска, пила - пыль.
Встречается неточное произношение губного гласного о . При правильной артикуляции звука о губы принимают овальную форму. При неточном произношении о губы несколько растянуты и форма рта близка к форме, характерной для артикуляции а .Для исправления указанного недостатка в произношении гласного о , произнесите вслух несколько раз звукосочетание ао и внимательно следите (с помощью зеркала) за артикуляцией губ. Некоторым будет полезно «протянуть» звук о: ооо , удерживая рот в овальном положении, чтобы зафиксировать правильную артикуляцию губ.

Коррекция гласных звуков.При постановке гласных звуков начинать работу нужно со звука –А–. Затем переходим к звукам –Э–О–У–И. Они легко произносятся по подражанию. Основная задача при их постановке – устранение назального оттенка, продвижение языка к нижним зубам. Вначале все звуки отрабатываются в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на одном выдохе, например.

Проблемы с произношением звуков у детей в дошкольном возрасте встречаются довольно часто, а количество таких звуков может достигать 7 и более. Один из вопросов, которые задают себе начинающие специалисты звучит так: «С каких звуков начинать работу логопеду?»

С каких звуков лучше начинать работу логопеду

Улучшая качество произношения, рекомендуется начинать со звуков раннего онтогенеза, которые дети в большинстве случаев начинают произносить до трех лет. Ими являются те звуки, артикуляция которых наиболее простая. Кроме этого, эти звуки являются опорными для постановки более сложных звуков. Примерами таких звуков являются:

Гласные звуки: «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы».
Согласные звуки: «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «Г-К», «М», «Н», «Х».

Работа на поставку звуков выполняется последовательно, ведь таким образом ребенку будет проще, а результативность занятий с логопедом только возрастет. Чаще всего работу начинает с звуков, которые хорошо получаются у ребенка.

Постановка выполняется по подражанию, с жестовой подсказкой или механической помощью, с, применением приемов пассивной артикуляционной гимнастики, когда логопед своими руками помогает сформировать правильный артикуляционный уклад.

Опорные звуки в речи

Опорные звуки — это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции, но произносимые ребенком правильно.

Все названные выше звуки являются опорными для других. Если ребенок правильно произносит все опорные звуки, то намного проще будет улучшить его произношение более сложных звуков (шипящих, свистящие, соноров). Ниже представлены примеры опорных звуков:

Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».
Для звука «Ж» это звуки «В» и «З».
Для «Ц» это звуки «Т» и «С».

Последовательность работы со звуками

Работа над правильной артикуляцией – это длительный и кропотливый процесс, для которого важны старания не только детей, но и родителей и логопедов. Учить ребенка правильно произносить звуки необходимо последовательно, в соответствии с определенной системой, которая позволит достичь необходимого результата и закрепить его, избежав напрасной траты времени.

Весь процесс работы со звуками можно разделить на четыре этапа:

  1. Подготовительный. Необходимо настроить ребенка на занятие, рассказать примерный план работы, поговорить про звуки, с которыми будет проходить работа. Здесь же можно упомянуть особенности артикуляции и то, какие органы будут задействованы.
  2. Постановка звука. Ребенок повторяет за логопедом, учится правильно произносить тот или иной звук. Для этого подбираются слова, в которых можно наиболее четко услышать правильное звучание. Иногда дети начинают правильно говорить звуки в конкретных словах, а не в слогах. Задача специалиста на этом этапе – донести до ребенка то, как нужно произносить звук. Также следует отметить основные ошибки, которые можно делать при этом.
  3. Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и предложениях . Недостаточно научиться правильно произносить звук, необходимо также уметь его использовать в речи. На этом этапе приобретенный навык закрепляется и доводится до автоматизма. Лучше всего начинать со слогов, а после – переходить к словам. Действуя по принципу от простого к сложному, логопед увидит, с кем именно у ребенка возникают проблемы, и поможет с этим справиться.
  4. Дифференциация звуков. Ребенок учится вычленять конкретные звуки в словах. Например, звуки в начале слов или же в конце. Он называет их в отдельности по каждому слову. Это не только закрепляет его навыки произношения, но и помогает ориентироваться в остальных звуках, выделять гласные и согласные, понимать особенности построения слов.

Важно помнить, что переход к следующему этапу работы над звуками возможен только в том случае, когда у ребенка не возникает трудностей по текущему. Откладывать все проблемы и недочеты на будущее нельзя, так как в дальнейшем их будет намного сложнее исправить. Лучше потратить больше времени на 1 звук, чем потом еще долгие годы корректировать его произношение.

Условия закрепления звуков в речи

Которые имеются у него с произношением. Каким бы талантливым и опытным не был педагог, результат зависит от него лишь частично, так как существует три обязательных условия для успешного освоения звуков.

Фонематический слух – малыш должен слышать и определять, как звучит тот или иной звук. Фонематический слух развивается через специальные упражнения, которые включают в себя многократные повторения звуков, их интерпретацию и прослушивание. Недостаточно понять звучание звуков, необходимо уметь их повторить и закрепить в речи правильное звучание.

Самоконтроль – на протяжении занятий (1-3 раза в неделю) произношение ребенка контролирует логопед, он исправляет его и говорит, как произносить правильно. При этом все остальное время ребенок должен контролировать себя самостоятельно.

Во время общения с родителями это не является настолько большой проблемой, так как взрослые также заинтересованы в том, чтобы их ребенок произносил звуки правильно. Самой большой проблемой является общение со сверстниками, так как у других детей также могут быть проблемы с произношением, а когда нет контроля со стороны взрослых, то ребенок может даже не замечать своих ошибок.

Для достижения результата необходимо следить за собой, исправляться и стараться говорить правильно из раза в раз. Если же этого не делать, то на закрепление звуков в речи уйдет намного больше времени.

Мотивация – когда ребенок понимает, зачем он ходит к логопеду, то и результат наступает быстрее. Родителям необходимо мотивировать ребенка, рассказать ему, что его ждет, когда он будет правильно произносить все звуки (главные роли в утренниках, похвала преподавателей, возможность рассказывать стихи на публике, восхищение друзей).

За каждое достижение малыша нужно хвалить, так как это небольшая победа над самим собой. Если же случаются неудачи, то их нужно анализировать и предотвращать в дальнейшем. Когда будет мотивация, тогда и нежелание заниматься с логопедом будет редким явлением.

При наличии функционального глоточного обтуратора возможна полная нормализация фонетической стороны речи еще до операции.

Остается заметить, что к началу постановки согласных звуков должны быть закончены занятия лечебной физкультурой по постановке диафрагмально-реберного дыхания. Иначе дети путают усиленный выдох с подачей направленной воздушной струи, что очень мешает им заниматься.

Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса

Послеоперационный этап длится очень недолго, всего две-три недели, но важность его велика. Именно на II этапе, после пластической операции, обеспечивается анатомо-физиологическая база нормальной речи. Главной целью логопедических занятий становится развитие полноценного нёбно-глоточного смыкания. Только в первые недели после пластической операции может быть растянута нёбная занавеска и развита максимальная ее подвижность. Включение же только что сформированного нёба в фонацию значительно облегчает и убыстряет введение навыка ротового резонанса гласных в спонтанную речь. Происходит как бы «опознание» ребенком функции нёбной занавески, и новый орган обретает свое целевое предназначение.

К коррекционно-педагогической работе на этом этапе приступают после наложения функционального глоточного обтуратора или на 15-20-е сутки после операции. В этот период из-за длительного режима молчания и охранительного торможения речь больных ухудшается. Мягкое нёбо бывает отечным, практически неподвижным, чувствительность его отсутствует, а некоторые движения причиняют боль. Дети избегают артикуляции. Носовой оттенок речи усиливается, поэтому основной задачей становится растормаживание сформированной нёбной занавески и развитие ее подвижности или стимуляция плотного контакта стенок глотки с обтуратором.

Через полгода после пластики процесс рубцевания заканчивается, что необратимо уменьшает эффективность упражнений для активизации мягкого нёба. Поэтому в первые месяцы после пластики нёба логопедические занятия должны проводиться регулярно - 3 раза в неделю, а дома с ребенком должны ежедневно заниматься родители.

Памятка логопеду

Виды дислалии.

Постановка звуков.

Приемы коррекционной работы .

пособие

Архиповой Е.Ф.
Внимание!

1. Логопедическая работа проводится в единстве с работой по развитию речи и мышления.

2. При постановке звука следует широко использовать опору на различные анализаторы (слуховой, зрительный, кожный, двигательный).

3. Содержание речевого материала должно быть доступным и понятным ребенку.

4. На протяжении всех занятий необходимо использовать приёмы, вызывающие у детей положительные эмоции: одобрение, похвалу, поощрение.

Последовательность этапов логопедической работы:

1. Развитие слухового внимания и фонематического восприятия формируемого звука.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Постановка звука.

4. Автоматизация звука.

5. Дифференциация формируемого и смешиваемого звука в произношении.

Последовательность автоматизации поставленного звука:

1. Автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных).

2. Автоматизация звука в словах (в начале, в середине и в конце слова).

3. Автоматизация звука в предложениях.

4. Автоматизация звука в чистоговорках и стихах.

5. Автоматизация звука в коротких, а затем в длинных рассказах.

6. Автоматизация звука в разговорной речи.



Виды сигматизма. Их исправление.

Сигматизм - недостатки произношения свистящих и шипящих звуков.

Парасигматизм - замены свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка.

1 . Межзубный сигматизм - при произнесении свистящих или шипящих звуков (иногда и тех и других) кончик языка просовывается между нижними и верхними резцами, отчего получается шепелявый звук.

С - Логопед предлагает сблизить зубы и в этом положении произнести звук С . Если звук не четкий, логопед зондом или концом шпателя нажимает на кончик языка, опустив его за нижние резцы. Придерживая язык в таком положении, изолированно произносится звук С , затем в сочетании с согласными А , О , У , Ы в прямых и обратных словах.

З - Логопед предлагает логопату произнести звук С и при этом подключить голос.

Профили артикуляции

Профили артикуляции [ З , З ’]

Рис. 2 Профиль артикуляции звуков С

C в норме

Рис. 3 Профиль артикуляции звуков З

З’ в норме

Профиль артикуляции [ Ц ]

Рис. 4 Профиль артикуляции звука Ц в норме Ц= Т + С

Ц - Медленно произносятся подряд звуки Т - С , затем с ускоренным темпом. Добиваемся слитного перехода от звука Т к звуку С (ТС ). Произнесение обратных слогов АЦ , ОЦ , УЦ поможет логопату понять, что первичен звук Т (взрыв), а затем идет С - Ц является составным звуком.

Дифференцируем простой звук С и составной Ц с помощью многократного сопоставления слогов АЦ - АС .

2. Губно-зубной сигматизм - свистящие или шипящие звуки (иногда и те и другие) произносятся подобно звукам Ф (С ) и В (З ). Нижняя губа поднята к верхним резцам, образуя сужение, через которое проходит выдыхаемая струя воздуха, а язык находится в положении звука С .

Логопед предлагает логопату произносить звук С при раздвинутых губах и обнаженных краях резцов (показ в зеркале). Возможна помощь логопеда - он придерживает нижнюю губу, обнажая резцы.

Затем звук С произносится в сочетании с гласными с помощью логопеда, затем - без.

3. Призубный сигматизм (парасигматизм) – при произнесении свистящих звуков кончик языка упирается в края верхних и нижних резцов, образуя затор и мешая проходу воздуха через зубную щель. Поэтому вместо звуков С и З слышатся Т и Д (суп - туп, зима - дима).



Рис. 6 Призубный сигматизм


2 приёма коррекции

Легким нажимом шпателя или кончиком зонда на передний край языка опустить его на нижние резцы. Даём спокойно выйти воздуху через зубную щель.

Логопат держит передний край языка между нижними и верхними резцами, широко его распластав. Вдыхает воздух, ощущает его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое С .

Логопед слегка нажимает шпателем на распластанный передний край языка, постепенно отодвигая его за нижние резцы.

После верного изолированного произнесения звука С без помощи логопеда, С включается в слоги, идет дифференциация С ,З и Ц .

4. Шипящий сигматизм - кончик языка оттянут от нижних резов в глубь ротовой полости, спинка языка резко выгнута по направлению к твердому нёбу. Вместо свиста слышится смягченное Ш или Ж (собака - шябака, замок - жямок).

Логопат держит передний край языка между нижними и верхними резцами, широко его распластав. Вдыхает воздух, ощущает его струю на кончике языка, воспроизводит звук, похожий на шепелявое С .

Отучиваем логопата от привычки напрягать язык и оттягивать его в глубь рта - задерживаемся на стадии межзубного произношения С в слогах, словах, фразах.

После окончательного закрепления кончика языка в таком положении, переводим его за нижние резцы.

5. Боковой сигматизм (односторонний/двусторонний) - свистящие и шипящие произносятся:

а)кончик языка упирается в альвеолы, а весь язык ложится ребром; один из его краев поднимается к внутренней стороне коренных зубов, пропуская выдыхаемый воздух по боковым краям языка («хлюпающий» звук);

б)кончик языка упирается в верхние альвеолы, пропуская воздух по бокам, как при звуке Л .

Приучаем логопата дуть с просунутым между губами широко распластанным передним краем языка - первоначальное упражнение.

Дутьё при межзубном положении переднего края языка.

Введение слоговых упражнений, слов, фраз со звуком С . Постепенное переведение языка за нижние резцы (по показу логопеда, с помощью механической помощи). Закрепление верного произношения в кинестетическом ощущении логопата, в его слуховом представлении.

6. Носовой сигматизм - свистящие и/или шипящие произносятся в неверном положении языка: корень поднимается и примыкает к мягкому нёбу, которое опускается и образует проход для выдыхаемого воздуха через нос (слышится звук, похожий на X с гнусавым оттенком).

С - Предварительная работа над формированием правильного выдоха воздушной струи через середину ротовой полости (Упр: «задувание свечи, спички», «подуть на бумажку») -проводятся при межгубном, затем при межзубном положении языка.

Достигнув временного шепелявого произношения С , логопату даются упражнения на этот звук в слогах, словах, фразах.

Переводим кончик языка за нижние резцы.

З - прием осязания вибрации гортани.

Проводить четкую (устную и письменную) дифференциацию звонкого З и глухого С .

7.Свистящий сигматизм – шипящие звуки произносятся как свистящие (шапка=сапка, жук=зук и т.п.). Язык находится в нижнем положении. Для исправления необходимы упражнения, направленные на выработку правильноговерхнего (у альвеол) в форме чашечки положения языка.



Постановка шипящих звуков.

· Логопед предлагает логопату произносить звук С , подводит шпатель или зонд под кончик языка, поднимает его за верхние альвеолы. С меняется на Ш , З - на Ж .

Профиль артикуляции [ Ш ]

Профиль артикуляции [ Ж ]

Рис. 10 Профиль артикуляции звука Ш

Рис. 11 Профиль артикуляции звука Ж

· Логопед приучает логопата удерживать язык в таком положении. Обеспечивает необходимое выдвижение губ - нажимает на углы его рта.

· Ш и Ж закрепляется в слогах, словах и фразах, контроль над положением губ и языка в зеркале.

· Выполнение устных и письменных упражнений на дифференциацию Ш и Ж , З и С .

· Постановка Ч - логопат произносить слог АТЬ , логопед подкладывает шпатель или зонд под передний край языка, поднимает его к альвеолам верхних резцов + нажатие пальцами на уголки рта, выдвижение их вперед. АТЬ - АЧ .

· Закрепление звука в кинестетическом и слуховом представлении, самостоятельное произнесение звуков в обратных и прямых слогах, словах, фразах.

· Устные и письменные упражнения на дифференциацию звука С , Ц , Ч .

· Постановка Ш - логопат произносит длительно смягченный Ш (ШЫНЬ) или слог АСЬ , логопед поднимает зондом или шпателя кончик языка к верхним альвеолам. ШЫНЬ-Ш .

Профиль артикуляции [ Щ ]

Профиль артикуляции [ Ч ]

Рис. 12 Профиль артикуляции звука Щ в норме

Рис. 13 Профиль артикуляции звука Ч в норме.Ч= Т ’+Ш ’

· Закрепление звука в прямых слогах в обратных, словах, фразах.

· Устные и письменные упражнения на дифференциацию звуков Щ , С , Ш .

Дифференциация звуков при сигматизме:

1) С-3

2) С-Ц

3) С-З-Ц

4) Ш-Ж

5) С-Ш

6) З-Ж

7) С-Ч

8) Ц-Ч

9) С-Щ



Ротацизм. Его исправление.

Ротацизм - недостатки произношения фонем Р и Р*, которые выражаются в искажениях этих фонем

Параротацизм - произношения фонем Р и Р*, которые выражаются в заменах их другими звуками.

Профиль артикуляции [ Р ]

Профиль артикуляции [ Р ’]

Рис. 14 Профиль артикуляции звука Р

Рис. 15 Профиль артикуляции звука Р’

1. Велярное Р - корневая часть языка сближается с нижним краем мягкого неба и образует с ним щель; выдыхаемый воздух, проходя через эту щель, вызывает мелкую беспорядочную вибрацию мягкого нёба; возникает шум, который примешиваясь к тону голоса, сообщает ему специфическое дефектное звучание.

2. Увулярное Р - вибрирует только язычок, при этом слышится отчётливый рокот.

3. Одноударное Р - передний край языка лишь 1 раз прикасается к альвеолам, вибрация отсутствует. Длительный рокочущий звук не удается.

Боковое Р - вместо вибрации переднего края языка взрывается смычка между его боковым краем и коренными зубами.

4. Щёчное Р - резкое искажение звука обусловлено тем, что струя выдыхаемого воздуха проходит через щель, образуемую между боковым краем языка и верхними коренными зубами, приводя в колебание щеку.

Параротацизм - замена звука Р звуками:

ü Р *

ü Л

ü Л *

ü Й ( i )

ü Г

ü Д

Параротацизмы

Рис. 20 . Р=Л

Рис. 21 . Р= j [ Й ]

Рис. 2 2 . Р=В

Рис. 2 3 . Р=Ы

Причины ротацизма:

1) короткая подъязычная связка

2) узкое и высокое нёбо

3) чрезмерно узкий или массивный, либо недостаточно пластичный язык



Исправление ротацизма.

Подготовительные упражнения

Упражнения, направленные на получение фрикативного Р (артикулируется как нормальный Р, но без вибрации), добившись правильного расположения языка.

Упражнения, направленные на выработку вибрации языка.

1. Предлагаем ребенку произнести протяжно фонему Ж (если он правильно произносит верхние Ш и Ж) при несколько открытом рте, без округления губ и переместить передний край языка немного вперед к дёснам верхних резцов. Закрепляем фрикативный Р в слогах, словах и фразах, не ожидаясь усвоения вибрации. Полученный звук должен произноситься с достаточным напором выдыхаемого воздуха (ясно слышен голос и шум воздуха) при минимальной щели между передним краем языка и дёснами.

2. Для выработки вибрации - быстрое повторение на одном выдохе звука Д, артикулируемого особым образом при несколько открытом рте и при смыкании переднего края языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов (или с альвеолами).

Сначала - 2,Зкратного равномерного повторения звука Д (дд, дд, дд, ддд, ддд, ддд). Затем из тех же повторений, но с усилением последнего звука (дД, дД, ддД, ддД). Далее из много кратного повторения звука Д, как равномерного (ддддддддд...), так и с ритмическим выделением: например, каждого 3-его звука серий (ддД ддД ддД ддД...).

Работает только язык при неподвижном положении челюсти. Затем присоединяем к раду звуков Д гласный в конце: ддддА, дддЫ.

3. Для выработки вибрации (приём №2) - во время длительного произнесения фрикативного Р, под язык подкладывают зонд с шариком на конце. Шарик приводят в соприкосновение с нижней поверхностью языка, после чего быстрыми движениями зонда вправо-влево вызывается механическое колебание языка, попеременно смыкания и размыкания его переднего края с альвеолами, (вместо зонда - палец ребенка).

4. После достижения вибрации, добиваемся автоматизации усвоенной артикуляции и избавляемся от излишне раскатистого произношения Р с помощью упражнений на материале слогов, слов и фраз, произносимых в постепенно убыстряющимся темпе.

5. После твёрдого Р, добиваемся появления Р*, если сначала появляется Р* - работаем над Р.

Ламбдацизм.

Его исправление.

Ламбдацизм - недостатки произношения звуков Л и Л*.

Ламбдацизм

Рис. 2 4 . Межзубный

Рис. 2 5 . Носовой

Параламбдацизм - разновидность дефекта, которая выражается в замене звуков Л и Л* какими-либо другими.

Обычно неверно произносится лишь твердый Л.

Параламбдацизмы

Рис. 2 6 . Л=В

Рис. 2 7 . Л=У

Рис. 2 8 . Л= j [Й]

Рис. 2 9 . Л=Ы

Разновидности недостатков произношения Л:

1. Удлинение смежных гласных (аампа - лампа, паака - палка, стоо - стол)

2. Произнесение Л в виде краткого гласного звука типа Ы (ыампа - лампа, паыка - палка, стоы - стол)

3. Замена Л фонемой Й (йампа - лампа, пайка - палка, стой -стол)

4. Замена Л фонемой Н (нампа, панка, стон)

5. Произнесение Л в виде заднеязычного носового звука НГ (нгампа, нгапа - лапа).

6. Произнесение в качестве Л звука В или краткого У , при этом язык оттянут в глубь рта, как при гласном У.

Основная причина - укороченная подъязычная уздечка.

Исправление ламбдацизма.

1. смотрясь в зеркало, свободно высунуть язык и зажать его между зубами.

2. не меняя положение языка протянуть А или Ы.

3. логопед формулирует инструкцию, показывает - при таком же положении органов должен получиться звук Л.

4. произнесение звука в слогах с гласным А: в закрытом слоге АЛ, между гласными - АЛА, в закрытом слоге- АЛ.

5. вводим слоги с гласными Ы, О, У

6. Л* ставится от Л с помощью слогов с гласными И, Е.

7. сопоставление слогов с Л и Л* (ла - ля, ло - лё)

8. в случае параламбдацизма проводим упражнения на выработку дифференциации нового звука и того, которым о заменялся.

Дефект нёбных звуков (К-К*, Г-Г*, Х-Х*, Й).

Их исправление.

I. Каппацизм - недостатки произношении звуков К и К*.

Профиль артикуляции [ К ]

Рис. 30 Профиль артикуляции звука К в норме

Виды:

А) вместо К слышится характерный негромкий гортанный щелчок,

1) Артикуляционная гимнастика

Длительно тяните звук «А», укачивая на руках куклу (рот широко открыт).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «А» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Повторяйте звукоподражания

Аф – аф (собака). Ква – ква (лягушка).

4) Ладушки

Играем в «Ладушки», произнося громко и отчетливо звук «А»:

Логопедическое упражнение произнесения звука «У»

1) Артикуляционная гимнастика

Упражнение Трубочка. Тянем длительно звук «У», вытянув при этом губы трубочкой.

2) Звукоподражания

Му - му (корова),
ду – ду (дудочка),
уа – уа (малыш плачет),
ку – ка – ре – ку (петушок поет).

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «У» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Игра «поезд»

Едет, едет паровоз – ТУ – ТУ – У – У!
Он вагончики повез – ТУ – ТУ – У – У!

5)Игра «Эхо»

Игра заключается в следующем. Произносите с ребенком сначала громко «АУ», затем повторяйте тихо «АУ».

Логопедическое упражнение произнесения звука «И»

1) Артикуляционная гимнастика

Тянем длительно звук «И» (при этом губы в улыбке).

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «И» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Звукоподражания

и – и – и – го - го (лошадка), пи – пи (мышка).

4) Поиграйте с ребенком в следующую игру. Дайте ребенку руль для этого и разучите с ним такую потешку:

Игра «Шофер»

Логопедическое упражнение произнесения звука «О»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить рот и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «О».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру: «У куклы Оли заболели зубы».

В этой игре нужно ладони приложить к щекам, покачивать головой и напевать: «О – О – О!» Старайтесь чтобы ребенок повторял за вами все задания.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «О» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Звукоподражания

ко – ко (курочка), но – но (поскакали на лошадке).

5) Кошкин дом

Разучите и повторяйте с ребенком такую потешку:

Логопедическое упражнение произнесения звука «Э»

1) Артикуляционная гимнастика

Попросите ребенка округлить губы овалом и вытянуть чуть вперед губы. Тянем длительно звук «Э».

2) Игра

Поиграйте с ребенком в следующую игру. Вместе с ним нужно изобразить сначала больших медведей. Для этого длительно протяните низким голосом звук «Э – Э – Э!». Затем повторите тоже высоким голосом «э – э – э!», изображая маленьких медведей.

3) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Э» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

4) Вот моя семья

Игра с пальчиками. Загибайте пальчики на ладошке ребенка, повторяя при этом забавную потешку:

Логопедическое упражнение произнесения звука «Ы»

1) Артикуляционная гимнастика

Волк рычит. Изображайте злого волка вместе с ребенком. Сжимайте кулаки и хмурьте брови. Попросите ребенка также сомкнуть зубы в оскале. Тянем длительно звук «Ы».

2) Пальчики здороваются

Каждый палец правой руки, начиная с указательного, по очереди касается большого пальца этой же руки. В это время произносим звук «Ы» при каждом соприкосновении. Взрослый может помочь малышу, если он сам не сможет правильно соединять пальцы.

3) Моем руки

Поиграйте с ребенком в эту несложную игру. Для этого нужно всего лишь помыть руки, повторяя при этом забавную потешку:

4) Игра

Задача следующей игры состоит в том, чтобы научить ребенка отличать глухой звук «Ы» от звонкого «И». Положите перед ребенком две картинки: с мишкой и мышкой. Ребенок должен показать вам где мышка, а где мишка.