Что удаляют евнухам. Рассказ о гареме, наложницах, женах, евнухах и валиде османских султанов. С картинками. Страдания на операционном столе

Главный евнух Ли Ляньин

Мальчик разделся и лег навзничь на широкую скамью. Ему туго стянули бинтами ноги. Затем — живот. Натерли пах обезболивающей мазью. После этого доктор накрыл ладонью «нефритовый стебелек» и, крепко зажав его в кулаке вместе с двумя «сливами в мешочке», резко перекрутил у самого основания. «Вы не изменили своего решения?» — обратился он к родителям мальчика и, получив «окончательное согласие», решительно взмахнул ножом…

С этого момента мальчику и его родителям оставалось лишь уповать на волю Неба и ждать три дня, по истечении которых станет ясно, нарушены жизненные функции организма или нет. Если да, то неизбежна смерть от заражения крови. Если нет, то по прошествии еще четырех месяцев, отведенных на полное выздоровление, — гарантированная служба в императорском дворце. Тогда родители смогут не только вернуть с процентами шесть серебряных юаней, взятых у ростовщика для оплаты операции, но и надеяться на какую-то помощь от сына-евнуха.

…Наскоро обработав рану, доктор принялся за отрезанные органы. Скрупулезно промыл их специальным раствором и аккуратно уложил в стеклянный сосуд, который опечатал личной печатью. Отныне то, что было отрезано у мальчика и помещено в сосуд, стало называться бао, «сокровище».

Каждый евнух бережно хранил свое бао, поскольку обязан был предъявлять его высокой экзаменационной комиссии всякий раз, когда рассматривался вопрос о его повышении по службе — о присвоении очередного из 48 разрядов, предусмотренных официальной «табелью о рангах».

Была и другая, не менее весомая, причина, побуждавшая беречь бао как зеницу ока. Когда евнух умирал, его «сокровище» должно было лежать в гробу рядом с телом. По поверью, Цзюнь Ван, владыка подземного царства, ужасно гневался и безжалостно превращал в ослов всех, кто представал перед ним с неполным комплектом человеческих органов.

Случалось, правда, что нерадивый евнух не мог вспомнить, куда он спрятал свое бао, или даже терял его. А то и просто по рассеянности забывал у доктора. Таким растяпам приходилось за солидную сумму покупать чужое «сокровище» или в крайнем случае брать его напрокат.

«У всех евнухов после кастрации голос менялся на девичий, особенно резко у тех людей, кого оперировали в детстве, — свидетельствует Г. Стент, английский ученый, в течение десяти лет, с 1870 по 1880 год, изучавший в Китае жизнь и быт кастратов. — С возрастом у них появлялся неприятный фальцет, напоминавший визг торговки на лондонском рыбном базаре».

Молодые и по-своему красивые евнухи выглядели как женщины, одетые в мужской костюм. Они не несли следов ни пола, ни возраста. Правда, с годами разъедались и становились толстыми и рыхлыми. Менялся и их характер. Они принимались плакать или гневались из-за совершенных пустяков. Нередко были жестоки. Но, как правило, отличались мягкостью и уступчивостью, доброжелательностью и умением сопереживать. Особой их любовью пользовались щенки.

Евнухи были очень ранимы, и любое напоминание о «неполноценности» сильно било по их самолюбию. В присутствии евнухов не говорили о «бесхвостой» или «куцехвостой» собаке, о «чайнике с отбитым носиком», не употребляли такие слова, как «отрезать» или «отрубить».

«Евнух» происходит, как известно, от греческого eunuchos и буквально значит «охраняющий ложе», или, прозаичнее, но точнее, «кастрированный служитель в гареме». В Китае гаремами занималась так называемая «Палата важных дел», подчинявшаяся непосредственно Сыну Неба (так называли китайского императора) и состоявшая исключительно из евнухов. Но евнухи требовались не только там. Не случайно их называли хуань гуань, «кастрированные царедворцы».

«В августе 1412 года, — повествует хроника времен Минской династии, — император Чжу Ди, обеспокоенный тем, что в некоторых провинциях действия местных властей приносят вред трону и народу, направил туда дворцовых евнухов для проведения расследования. А в 1420 году императорским указом была создана дворцовая служба сыска, дунгуан, полностью укомплектованная евнухами. Ей было предоставлено право проводить аресты и вести следствие по делам, как говорилось в указе, «о замыслах мятежей, злонамеренных речах, крупных изменниках и злодеях».

«Император, — отмечалось в хронике, — очень благоволил к евнухам, одаривал их одеяниями гунов и хоу (два из трех высших титулов при дворе. — Авт.) и ставил выше генералов». В результате «люди без следов пола и возраста», да еще с «отталкивающей внешностью» обрели беспрецедентную власть в одной из крупнейших империй мира. В их руках оказался контроль над армией, дипломатическими отношениями, внешней торговлей и многими другими сферами. Наконец, они прибрали к рукам цензуру, которой в Китае всегда отводилась роль «защитника традиционного образа жизни и традиционных методов управления государством». Цензоры считались выразителями общественного мнения.

Евнухи стали «ведать церемониалом и регалиями, государственными печатями, казной, дворцовыми складами, снабжением, кухней и прочими службами». Под их непосредственный контроль перешла даже придворная труппа китайской оперы. Привнесенная евнухами манера исполнения классических арий визгливым голосом, надсадно, со стоном впоследствии стала стандартом, которому по сей день неукоснительно следуют китайские актеры.

В годы правления императора Си-цзуна, 1621-1628 годы, возникла Яньдан, «Партия оскопленных», возглавил которую главноуправляющий придворными евнухами Вэй Чжунсянь. Он стал фактическим руководителем страны.

Высшей силой для жителей Поднебесной во все времена было Небо — персонифицированное в образе верховного божества Шанди. Недосягаемый для простых смертных, этот таинственный повелитель доводил свою волю до жителей Поднебесной через посредника — Сына Неба, личность которого также считалась божественной и, следовательно, также недосягаемой для прочих смертных. Поэтому никому из верноподданных, даже в качестве слуг, непозволительно было воочию лицезреть императора, каждодневно наблюдать его поведение, его личную жизнь, знать его привычки, пристрастия и недостатки. Ведь в противном случае подданные узнали бы, что Сын Неба такой же, как они, человек.

Евнухам было строжайше запрещено покидать резиденцию императора. Они были непроницаемой «перегородкой» между Сыном Неба и его подданными. Таким образом, император поддерживал миф о своем божественном происхождении, а евнухи выступали официальными толкователями мыслей своего повелителя.

С этой целью Сын Неба периодически издавал указы с «перечнем титулов, обладателям которых полагались евнухи». Так, в период Цинской династии, 1644-1911 годы, императору было положено иметь 3000 евнухов. Его взрослым сыновьям — по тридцать. Принцессам и дочерям, выданным замуж за высших сановников и князей, — также по тридцать евнухов. Племянникам и «младшим из сыновей» — по двадцать. Внукам императора — по десять. Правнукам — по шесть. Праправнукам — по четыре евнуха.

«Евнухи присутствовали, когда я ел, одевался и спал, — вспоминает свои детские годы последний император Пу И. — Они сопровождали меня в играх и на занятиях, рассказывали мне истории, получали от меня награды и наказания. Если другим запрещалось находиться при мне, то евнухам это вменялось в обязанность. Они были главными компаньонами в детстве, моими рабами и моими первыми учителями.

Всякий раз, когда я направлялся на прогулку в летний дворец Ихэюань, мое сопровождение выглядело так: впереди всех семенил евнух, который выполнял роль гудка. Он непрерывно выкрикивал нечто вроде «би-би», с тем чтобы прохожие могли заблаговременно покинуть улицу. За ним, на расстоянии 20-30 шагов, двигались по обеим сторонам улицы два главных евнуха. Шагов на десять сзади них по середине улицы шел я. Если же я ехал в паланкине, то рядом с ним, по обе стороны, вышагивали два младших евнуха, готовых в любую минуту выполнить любое мое пожелание. Если же я шел пешком, они поддерживали меня. Кроме них, сзади следовал еще один младший евнух с огромным шелковым балдахином. А уже за ним шествовала целая группа евнухов, которые несли всякую утварь. Кресло на тот случай, если я захочу отдохнуть или сменить одежду. Зонты, одни — от солнца, другие — от дождя. За этой группой двигались евнухи из императорской кухни. Они несли коробки со всякими печеньями и сладостями и, конечно же, чайники с горячей водой и чайную посуду. Далее — евнухи из императорской аптеки, у которых на коромыслах покачивались корзины с лекарствами от любой хвори. Завершали процессию евнухи с сосудами для отправления малой и большой нужды. Весь этот пестрый «хвост» из многих десятков человек двигался чинно и тихо!»

Хуань гуань не просто перерос рамки унизительного eunuchos, но обрел привлекательность и уважение в обществе. Для многих жителей Поднебесной перспектива обрести статус хуань гуань выглядела завидной и желанной, поскольку сулила безбедную жизнь и обеспеченную старость, а если повезет, то и высокую должность при дворе.

90-летний евнух Сунь Яотин (1994 год)

« Со времени правления Цзин-тай из династии Мин, — отмечал Гу Яньу, китайский ученый XVII века, — стали наблюдаться случаи, когда мужчины стремились стать евнухами, сами кастрируя себя. Они обычно подвергались наказанию, но в конце концов принимались на службу в императорский дворец». А по свидетельству уже упоминавшегося Г. Стента, в конце XIX века в императорском дворце «служили несколько женатых евнухов. Евнухами они стали, разумеется, после брака. Одних подвигла на это бедность. Других — уговоры лучшей половины. Таким евнухам разрешалось изредка, как исключение, покидать дворец и проводить несколько дней в обществе близких и родных».

Б ывали случаи, когда набор евнухов во дворец превращался в самый настоящий конкурс. Летописцами зафиксирован случай, когда на 3000 вакансий претендовали 20 000 «абитуриентов».

В исторических хрониках Минской династии упоминается о том, что «при императорском дворе насчитывалось около 9000 придворных дам и более 100 000 евнухов».

Императорская «табель о рангах» запрещала присваивать евнухам чиновничий ранг выше четвертого. Но были исключения. «Когда я впервые увидела этого знаменитого евнуха, произведенного во второй ранг, то была просто поражена, — вспоминает Юй Жунли. — Он оказался невысоким, сморщенным, с малюсенькими глазками — словом, вылитой обезьяной. Несмотря на это, он был любимым придворным вдовствующей императрицы.

Евнухам разрешалось носить на шапках только синие шарики и синие перья. Ли Ляньин же удостоился красного шарика и разноцветного пера. Князья и сановники были очень недовольны и даже пытались удержать Цы Си от этого неслыханного шага, однако услышали раздраженный ответ: «Неужели я не могу быть хозяйкой даже в такой малости?!» Все сразу прикусили языки».

Еще в юношеские годы Ли Ляньин выделялся среди сверстников хитростью, ловкостью, расчетливостью. Где лестью, где подарками, а где наличными он продвигался к намеченной цели. Но самое удивительное — в том, что евнухом-то он вовсе и не был! Ему не составило большого труда в 1860 году попасть во дворец, минуя процедуру оскопления. Он сумел устроиться личным парикмахером императрицы, которую покорил не только великолепными прическами, но и умением удовлетворить ее ненасытную похоть. В 1869 году парикмахер был произведен в главные евнухи.

Временщик-лжеевнух не упускал случая показать, «кто хозяин в доме». Он позволял себе сидеть в присутствии вдовствующей императрицы. Более того, на глазах у оторопевших придворных зачастую восседал на троне. Его личное состояние оценивалось лондонскими банкирами в 2 миллиона фунтов стерлингов — фантастическая сумма, которую лжеевнух сколотил на взятках.

Им была организована беззастенчивая распродажа государственных должностей, званий, наград, равно как и подрядов на строительные, реконструкционные и прочие внутридворцовые работы, на поставку вооружений и провианта для армии, продовольствия для дворца и т. д., и т. п. Продавалось все и вся. При этом Ли Ляньин не забывал о своей покровительнице.

«Прибыв в Пекин на юбилей вдовствующей императрицы, чиновник Ган Ни вручил главному евнуху 30 000 новеньких серебряных юаней, которые он выманил у своего подчиненного — управляющего монетным двором. Передавая монеты, Ган Ни лукаво заметил, что по случаю юбилея императрицы ими можно одаривать приближенных к ней сановников. Ли Ляньин передал подарок юбилярше, которая по достоинству оценила тонкий узор новеньких монет. Через несколько дней Ган Ни приказом императрицы был введен в состав Государственного совета».

Прочие главные евнухи мало чем отличались от Ли Ляньина. Так, Юань Цзиньшоу, главный евнух императрицы Лун Юй, «с наступлением зимы каждый день менял шубы. Он никогда не надевал дважды одну и ту же соболью куртку. Одной только шубы из морской выдры, которую он однажды надел на Новый год, было достаточно для того, чтобы мелкому чиновнику прокормиться всю жизнь. У него была собственная кухня. Его обслуживали младшие евнухи, а также горничные и служанки».

Но были среди оскопленной братии и белые вороны. Одной из них оказался Коу Лянцай, который вместе с другими придворными евнухами прислуживал самой вдовствующей императрице и даже был у нее на хорошем счету. Она не единожды поручала ему выполнять самые интимные задания. И вот в 1898 году Цы Си докладывают о негласных контактах любимчика с ее политическими противниками и, более того, о его пособничестве их заговорщической деятельности. Возмущенная Цы Си пожелала лично учинить допрос изменнику. К ее немалому удивлению, 18-летний юноша заявил, что предпочтет умереть, чем опорочит своих единомышленников. Тогда императрица приказала подвергнуть Коу Лянцая «самым изощренным пыткам». «Погодите! Я все скажу», — воскликнул юноша. И с точностью летописца стал перечислять все любовные похождения Цы Си, включая мимолетные интрижки с молодыми актерами, которые затем, как и незаконнорожденные младенцы, бесследно исчезали. Побагровевшая от злости Цы Си оборвала его, повелев присутствовавшему на допросе Ли Ляньину незамедлительно казнить юношу. Однако Коу Лянцай опередил палачей — изо всех сил, с разбегу, ударился головой о колонну и, истекая кровью, замертво упал.

«Я не могу точно сказать, когда началось использование евнухов в качестве слуг, но зато точно знаю день, когда оно прекратилось, — признается в своих мемуарах Пу И. — Случилось это после Второй мировой войны, в тот день, когда я в последний раз полетел с императорского трона. В тот момент евнухов насчитывалось, вероятно, меньше, чем когда-либо, — всего около десяти».

После того как в 1912 году Пу И официально отрекся от трона Цинской династии, а в Китае была провозглашена республика, многие хуань гуань оказались не у дел. Многие, но не все. Так называемыми «Льготными условиями», подписанными вместе с отречением Пу И, предусматривалось сохранение за ним штата евнухов, «необходимого для обслуживания императорских наложниц и его жены». Даже в начале 1922 года в распоряжении Пу И насчитывалось 1137 евнухов. Через два года их осталось уже не более 200 человек.

15 августа 1945 года Пу И, как он выразился, «последний раз полетел с императорского трона». Но уже не цинского, а Маньчжоу-Го, марионеточного государства, провозглашенного японцами в 1934 году на северо-востоке Китая. При разгроме японской Квантунской армии советскими войсками Пу И был пленен. Менее десятка евнухов, которые в тот момент служили ему, разбежались неизвестно куда и тем самым поставили последнюю точку в истории хуань гуань.

В те давние времена, когда в Ассирии, Персии и Вавилоне только-только начинали зарождаться действительно могущественные цивилизации, уже существовали правители. Каждый из них окружал себя и свой двор лучшими вещами, которые только мог достать за деньги. Но не только предметы роскоши свидетельствовали о величии государя. Количество женщин - вот основной признак успеха, который считался эталоном в те времена.

Гаремы у некоторых древних владык были поистине громадными. Нередко случалось так, что наложница ни разу лично не встречалась со своим повелителем, пробыв в нем несколько лет. Конечно же, женский коллектив в таких условиях изобиловал интригами и склоками, которые требовалось как-то подавлять.

Вот тогда-то и появилась должность смотрителя гарема. Евнух - кто это такой? В переводе с греческого слово означает «блюститель ложа», что вполне отражает суть работы этого человека. На должность евнухов брали только кастрированных мальчиков, которые не представляли угрозы «живому капиталу» правителя, будучи физически не способными покуситься на честь обитавших в гареме красавиц.

Кроме того, главный евнух нередко становился второй по важности фигурой в государстве, так как правитель часто баловал своего преданного слугу, который был ответственен за подбор девушек.

Откуда они брались?

Принято считать, что в те времена оскопляли исключительно военнопленных или преступников, приговоренных к такой мере за изнасилование и блуд. Разумеется, это не так. Конечно, эти категории скопцов действительно были, вот только использовали их исключительно в виде рабов, которые выполняли самую тяжелую и грязную работу. Так как мужского достоинства они были лишены, хозяин мог не опасаться за рабынь.

Но такой работник - не евнух. Кто это такой в классическом понимании? Откуда же брали кандидатов на такую работу? Было два пути.

Во-первых, купец мог приобрести на базаре мальчика-невольника и оскопить его самостоятельно или же воспользоваться услугами специализировавшихся на том лекарей. К слову говоря, во многих странах, которые использовали труд евнухов, кастрацией порой занимались целые семьи медиков.

Во-вторых, купец мог приобрести уже оскопленного юношу. Как бы там ни было, но впоследствии он продавал столь выгодный товар ко двору очередного правителя. Им всегда нужны были бесполые слуги, обслуживающие гарем султана.

Успешная карьера

Но не всегда евнухами становились рабы. В том же Древнем Китае отцы нередко сами отдавали своих сыновей лекарям. И дело тут не в бесчеловечной жестокости: из 10-15 отпрысков в семье до детородного возраста доживали в лучшем случае трое. Смертность при кастрации в странах с развитой медициной редко превышала 1-3%. Прошедший процедуру юноша оказывался при дворе правителя, где уже никогда не терпел бедности и нищеты.

Так кто такой евнух в гареме? Теоретически - слуга, который должен был развлекать царских наложниц и прислуживать им. В реальности же часто получалось так, что он прибирал к рукам всю власть не только в гареме, но и во всей стране.

Многие считают, что евнухи терзались от бессилия, глядя на обнаженные женские тела. Это действительно так, если говорить о мужчинах, оскопленных после полового созревания. Если же кастрировали мальчика в возрасте 10-12 лет, то в результате получался абсолютно бесполый человек, который вообще не испытывал полового влечения к женщинам.

Особенно распространены были такие евнухи в Османской империи: гаремы там были огромными, а султаны - крайне мнительными. Они не могли допустить даже вероятности покушения на своих одалисок, а потому приобретали только «правильных» кастратов.

Семейный бизнес

Впрочем, существовали целые семьи, целенаправленно поставлявшие своих сыновей ко двору. Каждый евнух имел очень неплохое содержание. Старые же скопцы зачастую жили лучше многих придворных, порой держа в своих руках бразды правления государством (гарем султана - отличное место для интриг).

В Древнем Китае же был распространен обычай, согласно которому кастраты, пристроенные на хлебное место родственниками, были обязаны им помогать. Если учесть, что из одного рода могло происходить сразу несколько приближенных ко двору евнухов, многие китайские фамилии вообще не имели других источников дохода, кроме «траншей» со стороны своих оскопленных родственников.

Семейная жизнь скопцов

Другой интересный факт. Нередко евнухи даже заводили семьи, причем усыновляли исключительно мальчиков своего рода. В этом случае ребенок мог не волноваться за сохранность своих гениталий, так как «отец» был озабочен наличием полноценного наследника. Нужно ли говорить, что родня наперебой предлагала мальчиков таким усыновителям. История евнухов знает даже случаи того, что они усыновляли незаконных сыновей своего правителя (а то и законных).

И снова Китай. Так как религия китайцев гласит, что человек должен быть целым к моменту перехода в мир иной, кастратам приходилось сохранять свои гениталии в специальном ларце. Нередко его содержимое демонстрировалось нанимателям. После смерти евнуха драгоценную шкатулку хоронили вместе с ним. Считалось, что в загробной жизни части тела воссоединятся друг с другом.

Категории скопцов

Итак, перед вступлением на путь «блюстителя ложа» мальчика или юношу ждала кастрация. Всего различали три разновидности сего действа. В первом случае гениталии удаляли полностью. Во втором удалению подвергали только половой член. В третьем мальчик-евнух лишался семенников.

К слову говоря, операции второго типа классических «блюстителей ложа» как раз-таки не подвергали. Так наказывали преступников: лишенные пениса, но имеющие яички, ответственные за выработку тестостерона, несчастные страшно мучились, будучи не в состоянии совершить половой акт. Такие работники в гареме были явно ни к чему.

Штучный товар

Зато кастраты третьего типа, с сохраненным пенисом, очень котировались среди обитательниц гаремов. Так как некоторое количество тестостерона могли вырабатывать надпочечники, эрекция сохранялась, а потому евнух вполне мог совершать половые акты. Восторженные отзывы наложниц говорили о том, что такой слуга мог заниматься любовью часами. Кроме того, полностью отсутствовал риск забеременеть. В общем, жизнь евнухов в этом случае была просто сказочно хороша.

Но эти кастраты были в гаремах редкостью, так как чаще всего на службу брали исключительно "гладких" евнухов. Почему гладких? Скоро мы расскажем об этом, но сперва стоит остановиться непосредственно на технологии кастрации.

Страдания на операционном столе

Какой бы способ не использовался при оскоплении, боль была страшной. При двух типах кастрации, связанных с удалением всех гениталий или только полового члена, в рану приходилось вставлять бамбуковую трубку или же кусочек гусиного пера, так как это препятствовало заращению мочеиспускательного канала в послеоперационный период. Изобретательные китайцы даже наладили производство искусственных каучуковых пенисов, которые позволяли женам кастратов испытывать все удовольствия семейной жизни.

Описание операции

Английский ученый Картер Стент уже в 19 веке открыл миру все ужасы этой бесчеловечной процедуры, подробно расписав ход ее выполнения. Будущий евнух в течение двух дней перед кастрацией не пил и не ел. В день операции человек принимал горячую ванну, причем ему требовалось хорошо помыться. Затем верхнюю часть бедер и нижнюю часть живота туго перебинтовывали, дабы предупредить излишне сильное кровотечение. Удаляемые части трижды промывали особым горячим настоем.

После этого лекарь еще раз спрашивал кандидата в кастраты или его родственников о согласии на операцию, после чего, получив утвердительный ответ, резким и быстрым движением отсекал гениталии. Для этого он пользовался небольшим искривленным ножом, который по форме напоминал серп.

Послеоперационный период

Рану сразу закрывали бумажным листом, размоченным в холодной воде, и туго бинтовали. Но мучения на этом не заканчивались: два человека поднимали кастрата под руки, после чего, поддерживая, заставляли его два часа ходить по кругу. Только после этого человек мог лечь. Пить и есть на протяжении следующих трех суток ему также было нельзя. Мучения были чудовищными. Вот так проводилась кастрация евнухов.

Только на четвертый день повязку снимали, после чего новый скопец наконец-то мог помочиться… или не мог. Если моча нормально проходила через уретру, все было в порядке. В противном случае человек был не жилец: застой мочи приводил к разрыву мочевого пузыря и мучительной смерти от перитонита. Так умер не один евнух (кто это такой, вы уже знаете).

Последствия операции

Их было много, и все они негативно отражались на здоровье. У людей замедлялся обмен веществ, полностью изменялся характер. Старые евнухи были с дряблой кожей, обладали крайне сварливым и истеричным характером. Почти 90% евнухов были ярыми фанатами курительного опиума или крепкого алкоголя. Все они были невероятными царедворцами, жестокими, хитрыми и совершенно безжалостными.

Операция частенько приводила впоследствии к проблемам с мочеиспусканием. Почти все евнухи должны были постоянно иметь при себе серебряную трубочку, которую вставляли в уретру перед мочеиспусканием. Очень часто в мочеиспускательный канал заносилась инфекция, результатом которой было недержание мочи. Современники вспоминают, что нередко о приближении скопца можно было узнать даже в полной темноте, так как от него нестерпимо несло аммиаком.

Наконец, человек становился «гладким». Так как обмен веществ был безнадежно испорчен, он быстро толстел. Кожа его была тонкой, растянутой и дряблой, все волосы на голове и в промежности выпадали. Голос же из-за оставшейся на месте гортани оставался тонким и высоким. По разговору евнуха было невозможно отличить от мальчика или девушки.

Впрочем, один положительный эффект от хирургического вмешательства все же был. Изучив данные о среднестатистической продолжительности жизни людей в разные эпохи, ученые пришли к выводу о том, что кастраты жили на 12-14 лет дольше при прочих равных условиях.

Кастраты и церковь

Думаете, что варварский обычай кастрации был характерен только для античности? Увы, нет. Вплоть до начала 20 века в церковных хорах едва ли не половина мальчиков была кастрирована. Как правило, в монастырь детей все так же сдавали их отцы. Один только факт: в Италии тех лет вплоть до двух тысяч мальчиков в год оказывались лишенными своего мужского достоинства. Официальная версия - нападение свиньи.

Даже если врача заставили за проведением кастрации (что вообще-то было запрещено), он всегда уходил от наказания. Для этого всего-то нужно было сказать, что таким способом он спасает несчастного ребенка от опухоли яичек. Более того, кандидатов на все высокие церковные посты даже проверяли на наличие гениталий, что говорит о распространенности порочной практики кастрации. Конец этому был положен только в 1920 году, когда Папа Римский официально запретил давать духовный сан всякому, «кто был лишен чресел своих».

В те же годы по всему миру гремели имена оперных певцов. Да-да, практически все они были кастратами. Знаете, почему некоторые классические оперы сегодня не ставятся? Все дело в том, что женский голос не может воспроизвести уникальные модуляции, которые мог выдать только евнух. Кто это, вам теперь известно.

У нас на работе, не давно спор возник, вернее не спор даже, а так разговор с элементами дискуссии.
Чем отличается евнух от кастрата?
Я вот например, как думал: кастрат- значит удалены тестикулы (яички), евнух - значит удален половой член.
Мне объясняют: и то и это, одно и тоже. Удалить яички и мужчина потеряет всю свою мужскую силу. Гормонам то не откуда, будет появляться. Следовательно, и вставать не будет. Я решил почитать в инете. В википедии пишется, что одно и тоже, что евнух, что кастрат. потом читаю:

Следует отличать кастрацию от вазэктомии — перевязки семявыводящих протоков, в результате которой теряется способность давать потомство, но не изменяется гормональный фон, и пенэктомии — удаления пениса , которое приводит только к невозможности совершить половой акт .

А потом все таки не понятно, евнухам что отрезали? Все вместе или только пенис.?

Евнух (греч.) — кастрат, в частности оскопленный слуга, предназначенный к службе в гаремах Востока. Обычай поручать надзор за женами евнухам возник в Малой Азии, где, впрочем, первоначальной причиною оскопления был, вероятно, религиозный фанатизм, в особенности в сирийско-малоазийских культах Аттиса и Кибелы. По свидетельству Геродота, на Востоке было в обычае кастрировать пленных. Е. упоминаются и в древней Греции и Риме, но оскопление их совершалось на Востоке. По преданию, Периандр, тиран коринфский, отправил к Алиату, царю лидийскому, 300 керкирских мальчиков для оскопления. Поставленные в возможность действовать на восточн. властителей и непосредственно, и через любимых жен и наложниц, Е. часто приобретали сильное влияние на ход государственных дел. История всего Востока полна рассказами об интригах Е., о их могуществе при дворе. Византия, придворный быт которой сложился под влиянием Востока, унаследовала с ним вместе и Е. (см. Евтропий). Магометанство, дозволившее многоженство и вызвавшее усиленное распространение гаремов, увеличило потребность в Е. В султанском гареме главный Е. — кизляр-агаси (начальник девушек) — имеет под своим начальством других Е. В интригах сераля они играют видную роль; в Персии Е. иногда поручаются важные государственные должности. Жадность, скупость, жестокость — отличительные их черты. Е. бывают черные и белые; лишь первые совершенно лишены половых органов. Турция получает обыкновенно Е. из Египта; половина Е. умирает при варварской операции, совершаемой самыми грубыми орудиями. Из Е. известны в истории философ Фафорин, Аристоник, полководец Птолемеев, знаменитый Нарзес при Юстиниане, визирь Али при Сулеймане II. Моисеев закон положительно запрещал кастрацию и закрывал для оскопленных вход в Скинию; даже оскопленные животные не могли быть приносимы в жертву. Церковь не допускает оскопленных к епископскому сану. Об оскоплении под влиянием религиозного фанатизма см. Кибела и Скопцы; об оскоплении с целью образования певцов см. Кастрат.

Кастрация мула.

фото отсюда
В продолжении темы, интересную статью нашел

Кастрация была одной из первых хирургических операций , которые стали производиться на человеке. Еще 4 000 лет назад цари древней Ассирии приказывали лишать половых органов свое ближайшее окружение, чтобы предотвратить насильственный захват власти.

Позже кастрации подвергались жрецы. Считалось, что если человек служит божествам, то он должен лишиться чего-то важного. А что может быть важнее способности продолжать род?

В Древнем Риме мужская сила считалась божественным даром, поэтому римляне не лишали половых органов даже рабов. Когда империя пала от рук варваров, основным очагом жизни стал Константинополь. Этот чудный город смешал в себе европейское с азиатским, тут кастрация была в порядке вещей.

Когда в 1453 году турки захватили столицу Византии, в гарем султану стали поступать отборные евнухи прямиком из Египта.

Примерно до середины XV века евнухам отрезали только яички. Однажды султан Мехмед II заметил, что у меринов несмотря на кастрацию не убавляется пыл и они всё же залезают на кобыл, поэтому приказал отрезать мальчикам половые органы под корень.

Операцию проводили, когда претендент на место в охране гарема достигал 8-летнего возраста. После кастрации детям вставляли бамбуковые палочки для мочеиспускания и по горло закапывали в песок на несколько дней. Выживали не все, однако сильнейших ждала лучшая жизнь.

Первой ступенькой в карьере евнуха был пост охраны. Проявив себя на службе, они могли стать прислужниками, затем надсмотрщиками. Наиболее успешные из них становились великими начальниками, обзаводились собственными домами и даже женились .

Впрочем, женщины, которые выходили за богатых кастратов, жаловались, что в постели они хуже зверей.

Пророк Мухаммед запрещал кастрировать мусульман , ссылаясь на волю Аллаха. Поначалу в Стамбул евнухов поставляли христиане. Однако запросы новых султанов росли, гаремы расширялись, требовалось больше охраны. Стали набирать популярность мальчики из Африки.

Во времена правления Мурада III при дворце служили только черные евнухи . Самыми ценными были рабы из Судана, за них просили больше всего денег. Дело дошло до того, что ближайшим советником султана стал черный, а белых постепенно вытеснили из окружения правителя Османской империи.

Посредником между султаном и гаремом был кизляр-ага. Через этого человека проходила вся важнейшая информация о положении дел в империи. Люди, занимающие этот пост, продавали информацию европейским послам и налаживали хитроумные коррупционные схемы. Они также управляли значительной частью собственности владыки империи, что приносило им огромные доходы.

Интересную карьеру построил парень из Венеции, Газанфер . Еще мальчиком он попал в плен к турецким пиратам. Уже в сознательном возрасте он согласился на кастрацию, чтобы поступить на службу во дворец к султану. Он очень понравился султану Селиму, отцу того самого Сулеймана Великолепног о, который назначил его капы-агасы - начальником белых евнухов.

Постепенно Газанфер обретал всё большую власть. Дошло до того, что султан стал ценить его мнение больше, чем советы великого визиря. Однако своя шкура оказалась дороже. Когда произошло восстание янычар, оин поставили преемнику Селима, Мураду, ультиматум: либо его жизнь, либо жизнь Газанфера. Султан пожертвовал другом.

Под влиянием главного евнуха Хаджи Мустафа, молодой султан Ахмед I построил в Стамбуле знаменитую Голубую мечеть на площади Ипподром. Несмотря на пустующую после войны с Австрией и крестьянского восстания казну.

В XVII веке евнухи стали настолько сильны, что смогли выбирать, кого сажать на престол Османской империи. Капы-агасы Узун Сулейман и вовсе убил регента Кесем-султан , чтобы посадить на престол умалишенного Сулеймана II, который провел в клетке 39 лет, вместо его брата Мехмеда IV.

Гарем — (с арабского — «запретное место») — место обитания или, попросту говоря, жилище женщин, рабынь и детей султана. Его назвали Дар-ус-саадет — «Дом счастья». Наиболее известны гаремы оттоманских султанов, но «Дома счастья» имели еще Аббасиды и Сельджукиды.

Сначала гарем предназначался для содержания рабынь, потому что в жены брали дочерей христианских правителей из соседних государств. Но после правления Баязида II (1481−1512) эта традиция изменилась, и жен султаны стали выбирать из обитательниц гарема.

Сначала гарем предназначался для содержания рабынь

Безусловно, главными гостями гарема были сами султаны. После них — мать султана (валиде). Когда ее сын восходил на трон, валиде в сопровождении пышной процессии переезжала из старого дворца в новый и поселялась в особых палатах. Вслед за валиде, наконец, шли жены султана — кадын-эфенди. Без сомнения, наиболее колоритными обитательницами гарема были рабыни (джарийе). Ответственными за безопасность гарема были: главы исламской иерархии (шейх-уль-ислама), великий визирь (садразам), начальник безопасности гарема (дар-ус-саадет агасы), и, конечно же, особенно заслуживающий внимания, особый класс служителей гарема — евнухи (гарем-агалары).

Рабыни

Откуда брались рабыни в султанском гареме? Очень просто — восточные князья сами отправляли своих дочерей в оттоманский гарем в надежде, что те станут избранницами султана. Рабынь покупали в 5−6 летнем возрасте и воспитывали до полного физического развития. Девушек обучали танцам, музыке, игре на музыкальных инструментах, этикету, искусству доставлять наслаждение мужчине. Уже в подростковом возрасте девочку предварительно показывали великому визирю. Если у нее обнаруживались физические недостатки, плохие манеры или еще какие-нибудь дефекты, цена ее резко падала, а ее отец, соответственно, получал меньше денег, чем ожидал. Кстати, продавая дочь, ее родители подписывали документы, свидетельствующие о том, что они больше не имеют на нее никаких прав.

Самым красивым рабыням, которых султан мог выбрать в жены, приходилось очень тщательно учиться. Первым пунктом было обязательное принятие ислама, если конечно девушка была иной веры. Затем рабынь учили читать Коран, совершать молитвы вместе или по отдельности. Получив статус жены, они основывали благотворительные учреждения и строили мечети, как-то предусматривали мусульманские традиции. Сохранившиеся письма султанских жен свидетельствуют об их образованности.

Кроме того, рабыни ежедневно получали жалование, сумма которого менялась при каждом новом султане. Им дарили подарки и деньги по случаю различных празднеств и торжеств. О рабынях хорошо заботились, но султан строго наказывал тех из них, кто отступал от установленных правил.

Если рабыня прожила в гареме 9 лет, и так и не была избрана в жены, она имела право покинуть гарем. Султан давал ей приданое, дом и помогал найти мужа. Рабыня получала подписанный султаном документ, подтверждающий ее статус свободного человека.


Фаворитки

Рабыни жили в общем или нижнем гареме. Фаворитки, обитали в верхнем гареме, а жены обычно жили во дворцах. Обычно если султан собирался провести ночь с какой-либо наложницей, он посылал ей подарок. Затем избранницу султана отправляли в баню. После бани ее одевали в свободную и чистую одежду и провожали в покои султана. Там ей приходилось ждать у дверей, пока султан не ляжет в постель. Войдя в спальню, она ползла на коленях до постели и лишь затем поднималась и ложилась рядом с султаном. Утро султан принимал ванну, переодевался и посылал наложнице подарки, если ночь, проведенная с ней ему понравилась. Эта наложница могла затем стать его фавориткой.

Если фаворитка беременела, она моментально переводилась в разряд «счастливых» (икбал), если же таковых было несколько, то им присваивались ранги: первая (главная), вторая, третья, четвертая и так далее. Родив ребенка, икбал могла через некоторое время получить статус жены султана, но эта традиция соблюдалась не всегда.

У каждой икбал была отдельная комната в верхнем гареме. Их меню состояло из пятнадцати блюд: говядина, курица, фрукты, йогурт, компот, масло и т. п. Летом подавался лед для охлаждения напитков.


Жены султанов

Новая жена султана (кадын-эфенди) после свадьбы получала письменное свидетельство, ее одаривали новыми тканями, украшениями, нарядами, и, конечно же, из нижнего гарема ее поселяли в специально выделенную для нее отдельную комнату на верхних этажах. Главная хранительница и ее помощницы учили ее имперским традициям. В XVI—XVIII вв. кадын-эфенди, имеющие детей, стали именоваться хасеки. Первым этого титула удостоил свою жену Хюррем (также известную как Роксолана) султан Сулейман Великолепный.

Ночь с пятницы на субботу султаны были обязаны проводить только с одной из своих жен, остальные ночи же проводили с кем хотели. Таков был порядок, освященный традицией ислама. Если жена не была со своим мужем в течение трех пятниц подряд, она имела право обратиться к судье (кади). Кстати, за очередностью встреч жен с султаном следила та же хранительница.

Ночь с пятницы на субботу султаны проводили только с одной из своих жен

Кадын-эфенди обязательно называли своих сыновей «ваше высочество»; когда те приходили навестить их, они должны были встать и произнести: «Мой отважный юноша!» Независимо от возраста, принцы в знак уважения целовали руку кадын-эфенди. Женщины гарема, дабы продемонстрировать свое почтение, целовали подол юбки кадын-эфенди. В отношениях друг с другом султанские жены соблюдали ряд формальностей. Когда одна из жен хотела поговорить с другой, она отправляла к ней служанку, чтобы получить согласие. Едущую в паланкине жену султана сопровождали пешие евнухи. Если выезжали сразу все жены, то их паланкины выстраивались по старшинству владелиц.


Евнухи

Первые евнухи появились в оттоманском гареме во времена правления султана Мехмеда Завоевателя. Сначала охрану гарема поручали белым евнухам, но Мурад III в 1582 г. назначил евнухом абиссинца Мехмеда Агу. С тех пор в евнухи почти всегда отбирались абиссинцы (эфиопы).

Считалось, что белые мальчики тяжелее переносят операцию и после кастрации нередко умирают, черных же выживало значительно больше. Поэтому работорговцы-арабы стали похищать детей из Африки и отвозить их для кастрации в известные им места.

Так как евнухов становилось все больше и больше, они организовали своеобразную гильдию. Мальчики, принятые в эту гильдию, воспитывались взрослыми евнухами. Молодым евнухам в качестве имен давали названия цветов. Обученные евнухи обычно служили валиде, женам султана и принцессам. Евнухи охраняли вход в гарем.

Главный евнух гарема информировал султана об обстановкев гареме

Уже после 1852 г. все управление гаремом полностью перешло к евнухам. Главный евнух гарема покупал рабынь для своего султана и информировал его об обстановке — поведении его жен и наложниц, давал советы о наказаниях и продвижениях по гаремной иерархии. При этом круг обязанностей главного евнуха был весьма обширен — он даже имел право готовить султана на свадебной церемонии. Когда главный евнух уходил в отставку, ему назначалась пенсия. Новый султан, обычно назначал другого главного евнуха, но так бывало не всегда. Несмотря на то, что некоторые главные евнухи были совершенно неграмотными, они активно принимали участие в государственной политике, поскольку всегда получали поддержку самого султана и его жен.


Матери султанов

Комнаты матери султана (валиде) были вторыми по величине после комнат султана. На нижнем этаже жили служанки-рабыни.

Валиде, несмотря на свой статус, имели огромную власть. Султаны всегда почитали своих матерей и относились к ним с особым уважением.

Закат гаремов

Мехмеду VI Вахид эд-Дину (1918 -1924) суждено было стать последним султаном Османской империи. Потерпевшая поражение в Первой мировой войне Турция потерпела поражение, как союзница Германии, и была оккупирована союзными государствами.
источник

От себя добавлю, что на территории гарема, а именно, возле комнат матери султана - валиде, традиционно хранилась казна Османской империи - некий аналог Оружейной палаты Московского Кремля.