Алфавит: буквы и звуки в русском языке (с аудио). Польский алфавит с русской транскрипцией и произношением Как правильно произносить русские буквы

1. РУССКИЙ АЛФАВИТ

Йй- и краткое (short i)

Ъъ–твердый знак (hard sign)

Ь – мягкий знак (softsign)


РУССКОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ (Russian pronunciation)

Этот цикл возник по просьбе нескольких членов нашей школы, у которых возникли проблемы с русским произношением. Я постараюсь рассказать вам в доступной форме о русской фонетике – то есть законах русского произношения.

1. РУССКИЙ АЛФАВИТ

В русском языке 33 буквы, но звуков гораздо больше. Некоторые русские звуки похожи на английские или немецкие, но есть звуки, которые отличаются от звуков английского и немецкого языков.

Сначала послушайте русский алфавит и обратите внимание на написание русских букв.

Йй- и краткое (short i)

Ъъ–твердый знак (hard sign)

Ь – мягкий знак (softsign)

Твердый и мягкий знаки не передают звуки, а служат для смягчения согласных или разделения букв, но зато некоторые буквы могут передавать по два звука.

Русский алфавит называется «кириллицей». Помимо России он используется в некоторых странах бывшего Советского Союза, а также в Болгарии, Сербии и Македонии.

Русский алфавит для иностранцев: часто не только начинающие изучать русский язык иностранцы, но и иностранцы продвинутого уровня не могут корректно произнести некоторые русские звуки. Мы поговорим о том, какие буквы русского алфавита вызывают сложности у иностранцев , дадим рекомендации для преподавателей, как обучать фонетике русского языка, какие фонетические упражнения для иностранцев нужно выполнять и какие сложности могут возникнуть при их выполнении, отдельно поговорим о том, , которые вызывают наибольшие сложности у иностранцев.

Русский язык как иностранный
Как учить русскому произношению: буквы и звуки
Уроки для преподавателей русского языка как иностранного (РКИ)

Для начинающих изучать русский язык иностранцев сложность при изучении русского алфавита и русской фонетики заключается в том, что почти все буквы русского алфавита могут обозначать несколько разных звуков, например: буква Е может обозначать звуки [Э], [ЙЭ], [И], а иногда даже буква Е может обозначать звук [Ы] (после согласных букв Ж, Ш, Ц без ударения: цена, жена).

Постановка произношения – это еще одна сложность для преподавателей русского языка как иностранного при обучении русскому языку как начинающих, так и продолжающих изучать русский язык иностранцев. Ниже приведем рекомендации, как поставить произношение русских звуков на уроках русского языка как иностранного.

Правила постановки русских звуков. Обучение фонетике русского языка

Фонетика русского языка для иностранцев: работу над постановкой любого звука русского языка надо начинать с постановки фонематического слуха , т.е. сначала нужно добиться, чтобы иностранец различал звуки на слух. Это важно, потому что для иностранцев многие русские звуки звучат одинаково. Например, если Ваш ученик говорит «деДушка» вместо «деВушка», а когда Вы его поправляете, он отвечает, что так и сказал, то это значит, что Ваш ученик не различает на слух звуки [Д] и [В], они для него звучат одинаково.

Для того чтобы иностранцы научились различать звуки на слух, мы рекомендуем делать следующие упражнения :

Упражнение «Игра с карточками» :

1. Возьмите два листа бумаги, напишите на них звуки, которые Вы будете отрабатывать. Например, на одном листе пишем Д, а на другом – В. Отдадим эти карточки иностранцу. Преподаватель произносит звуки [Д] и [В] в случайном порядке, а иностранец должен поднять соответствующую карточку. Разумеется, преподаватель должен говорить иностранцу, если он делает ошибку.

2. Затем преподаватель произносит слоги, например: ва – да, ду – ву, ава – ада и т.д., а иностранец должен поднять карточку «Д» или карточку «В».

Упражнение «Фонетический диктант» :

Преподаватель диктует ученику звуки, слоги, слова, а иностранец записывает то, что слышит.

Обратите внимание, что в упражнении «Игра с карточками» и «Фонетический диктант» при отработке согласных звуков не нужно диктовать слова, которые заканчиваются на звонкие парные согласные буквы (Б, В, Г, Д, Ж, З), т.к. при произношении на конце слова звонкие парные согласные оглушаются. Например, если Вы будете диктовать иностранцу «лук», «луг», то иностранец запишет «лук», «лук», потому что «луг» произносится как «лу[К]», при этом Ваш ученик-иностранец не сделает ошибку, т.к. это фонетический, а не орфографический диктант.

Когда иностранец начал различать русские звуки на слух, то преподаватель уже может поменяться с иностранцем местами, т.е. преподаватель показывает карточку, а иностранец произносит то, что написано. На этом этапе возникает другая проблема: иностранец слышит и понимает, как должен звучать русский звук, но не может его корректно произнести. Наибольшие сложности у иностранцев возникают при произношении следующих звуков: [Ы], [Й], [Р], [Ж], [Ц], [Ш], [Щ] . Ниже мы рассмотрим правила постановки этих звуков и дадим рекомендации, как объяснить русскую фонетику иностранцам, как проводить фонетические упражнения для иностранцев.

Русский алфавит – Буквы И, Ы
Произношение звуков [И], [Ы]. Фонетические упражнения для иностранцев

Произношение русского гласного звука [Ы] вызывает сложности практически у всех иностранцев. Например, иностранцы произносят «ми» вместо «мы», а «бить» вместо «быть».

Произношение гласного звука [И] вызывает гораздо меньше трудностей у иностранцев. Русский звук [И] похож на английский звук . Чтобы произнести звук [И] нужно направить язык вперед и коснуться кончиком языка нижних зубов. При произношении [И] Вашим ученикам нужно чуть-чуть улыбнуться:).

Вернемся к постановке проблемного русского звука [Ы] . При его произношении весь язык нужно отодвинуть назад и напрячь заднюю часть языка . Теперь кончик языка уже не касается нижних зубов, а отодвинут назад. Когда мы произносим [Ы], мы уже не улыбаемся (конечно, такой сложный звук!)

Для того чтобы помочь иностранцам напрячь заднюю часть языка при произношении звука [Ы], существует следующий прием: мы будем использовать звуки-помощники [К] и [Г]. Произношение самих звуков [К] и [Г] обычно не вызывает сложности у иностранцев, но при их произношении задняя часть языка автоматически напрягается, это мы и используем в нашем фонетическом упражнении для иностранцев:
ык – ыг – ык – ыг – ык – ыг – ык – ыг
кы – гы – кы – гы – кы – гы – кы – гы
ыкы – ыгы – ыкы – ыгы – ыкы – ыгы – ыкы – ыгы
ы – ы – ы – ы – ы – ы – ы – ы
кы – кмы – мы – мыл
гы – гмы – мы – мыл
кы – квы – вы – выл
гы – гвы – вы – выл
кы – кбы – бы – был
гы – гбы – бы – был
мыло, было, выход, выставка, был, сын, сыр, буквы, умный

Русский алфавит – Буква Й
Произношение русского звука [Й]. Как объяснить звук [Й] иностранцам?

Следует обратить внимание начинающих изучать фонетику русского языка иностранцев на букву русского алфавита Й. Звук [Й] встречается в русской речи гораздо чаще, чем буква Й , потому что гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова, после гласных и после букв Ъ и Ь обозначают два звука: [ЙЭ], [ЙО], [ЙУ], [ЙА], например: [ЙО]лка, при[ЙЭ]хать, каль[ЙА]н.

Сложность при произношении звука [Й] (часто этот звук в транскрипции обозначают как [j]) обычно возникает у иностранцев, если буква Й стоит в конце слова, например: иностранцы произносят «санатории» вместо «санаторий» или «мои» вместо «мой». Очень часто иностранцы не различают на слух звуки [Й] и [И], тогда целесообразно делать с иностранцами упражнение «Игра с карточками».

Как объяснить иностранцу разницу между звуками [Й], [И] и как научить иностранца произносить звук [Й]?

Нужно объяснить иностранцу, что звук [Й] произносится ОЧЕНЬ кратко. Звук [И] можно петь: и-и-и-и-и-и-и-и-и-и…, а звук [Й] нужно произносить очень кратко , будто кто-то уколол булавкой: ОЙ! Звук [Й] произносится гораздо с большим напряжением , чем звук [И], при произношении звука [Й] средняя часть языка поднимается больше, поэтому создается более узкая щель между нёбом и языком и струя воздуха вырывается с большим давлением, более мощно.

Обратите внимание иностранцев на написание буквы русского алфавита Й :

Часто иностранцы путают не только звуки [Й] и [И], но и буквы Й, И. Иностранцы могут написать букву Й как букву И (без галочки над буквой Й), это они делают по аналогии с написанием букв Ё и Е, т.к. на письме точки над буквой Ё ставить не обязательно.

Преподаватель должен обратить внимание иностранца на то, что при написании буквы Й всегда нужно ставить галочку над буквой, т.к. отсутствие галочки над буквой Й является орфографической и грамматической ошибкой. Сравните: «мой любимый ковбой» и «мои любимыи ковбои».

Русский алфавит – Буква Р
Произношение русского звука [Р]. Фонетические упражнения для иностранцев

При произношении русского согласного звука [Р] напряженный кончик языка под действием воздушной струи вибрирует у альвеол (это бугорки над верхними зубами).

Итак, при произношении звука [Р] кончик языка слегка загнут вверх, касается бугорков над зубами и напряжен. Но добиться того, чтобы кончик языка вибрировал, иностранцу довольно сложно. Чтобы помочь иностранцу, мы обратимся к звукам-помощникам [Т] и [Д], при произношении которых язык автоматически принимает нужное положение у альвеол.

Приступим к нашим фонетическим упражнениям.
Давайте заведём мотоцикл!
др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др – др…
У кого мотоцикл завёлся?

Сделаем ещё упражнения (произношение звука [Р]):
дра – дра – дра – дра – дра – дра – дра – драка
дро – дро – дро – дро – дро – дро – дро – дробь
дру – дру – дру – дру – дру – дру – дру – друг
тра – тра – тра – тра – тра – тра – тра – травма
тро – тро – тро – тро – тро – тро – тро – трос
тру – тру – тру – тру – тру – тру – тру – трус

дра – дра – дра – ра – рак

дро – дро – дро – ро – рок

дру – дру – дру – ру – ручка

дры – дры – дры – ры – рыба

тра – тра – тра – ра – рама

тро – тро – тро – ро – робот

тру – тру – тру – ру – русский

тры – тры – тры – ры – рынок

Чтобы потренировать произношение мягкого звука [Р’], в фонетических упражнениях после буквы Р нужно использовать гласные буквы, которые смягчают предыдущий согласный (Е, Ё, И, Ю, Я).

Русский алфавит – Буква Ж
Произношение русского звука [Ж]. Фонетические упражнения для иностранцев

Другая буква русского алфавита – буква Ж – необычна для иностранцев и своим написанием (некоторые иностранцы называют её бабочкой), и произношением.

При произношении звука [Ж] кончик языка поднят к альвеолам (к бугоркам за верхними зубами) и язык оттянут назад.

Для постановки жужж ащего звука [Ж] мы опять обратимся к звукам-помощникам: согласному [Г] и гласным [О], [У]. Звук [Г] поможет оттянуть язык назад, а звуки [О] и [У] помогут вытянуть вперед и округлить губы.

Фонетические упражнения для иностранцев:
гжу – гжу – гжу – жу – журнал, жук, жужжу, расскажу
гжо – гжо – гжо – жо – жёлтый, чужой, ножом, кружок

Произношение звука [Ш] похоже на произношение звука [Ж], но отличие заключается в том, что звук [Ш] произносится без участия голосовых связок (без голоса, только шум). Ниже мы отдельно поговорим о буквах русского алфавита Ш и Щ.

Русский алфавит – Буква Ц
Произношение русского звука [Ц]. Как объяснить иностранцам русский звук [Ц]?

Русский звук [Ц] является единым и нечленимым звуком, хотя и похож на сочетание звуков [Т+С], именно поэтому некоторые иностранцы произносят на месте буквы Ц два звука [ТС]. В таком случае иностранцу надо объяснить, что звук [Т] нужно произносить максимально кратко!

Отрабатывать произношение звука [Ц] лучше в словах, где буква Ц стоит после букв Т или Д, например: отцы, к отцу, с отцом, тринадцать, тридцать, двадцать, двенадцать, молодцы…

Русский алфавит – Буквы Ш и Щ
Произношение русских звуков [Ш] и [Щ]. Фонетические упражнения для иностранцев

Иностранцы часто путают звуки [Ш] и [Щ] и даже не различают эти звуки на слух. В этом случае Вы уже знаете, что делать! Конечно, делать упражнение «Игра с карточками».

Сравните, как расположены язык и губы при произношении звука [Ш] и звука [Щ]:

При произношении звука [Щ] весь язык продвигается вперед, средняя часть языка поднята к нёбу, язык напряжен. При произношении звука [Щ] губы менее вытянуты вперед, чем при произношении звука [Ш]. При произношении звука [Щ] уголки губ немного растянуты, а при произношении [Ш] мы не улыбаемся.

Звук [Щ] произносится ДОЛЬШЕ, чем звук [Ш].

Звук [Щ] вызывает гораздо больше трудностей у иностранцев. Нужно добиться, чтобы иностранцы произносили звук [Щ] мягко. Поэтому в фонетическом упражнении мы используем гласный звук [И]:

Ищи – ищи – щи – щит
Ищи – ище – ще – щека
Ищи – ищё – щё – щётка
Ищи – ищу – щу – щупать

Как правильно выполнять фонетические упражнения при обучении фонетике русского языка иностранцев

Когда Вы делаете любое фонетическое упражнение , нужно придерживаться следующей схемы:

1) При обучении фонетике русского языка преподаватель сначала читает буквы, слоги, слова, а иностранец слушает преподавателя и следит по тексту.
2) Затем преподаватель читает, а иностранец повторяет.
3) И только теперь иностранец самостоятельно читает.

Если Вам нужно объяснить иностранцу положение языка при произношении какого-либо звука, то Вы можете показать это с помощью рук. Например, правую кисть округлим, пальцы направлены в пол. Теперь Ваша правая рука – это нёбо, альвеолы и зубы. А из левой руки мы сделаем язык. Теперь Вы можете показать иностранцам положение языка во рту.

Благодаря этому мы сможем при объяснении практически обойтись без языка-посредника , что, конечно, является большим плюсом.

При создании материалов для иностранцев и для преподавателей русского языка как иностранного мы всегда ориентированы на то, чтобы уроки русского языка проходили не только максимально эффективно, но и легко.

Материалы по русскому языку для иностранцев :
Новый коммуникативный учебник издательства нашего Центра:

Дистанционный курс методики для желающих преподавать русский язык иностранцам :

- Курс дает все необходимые знания для преподавания русского языка иностранцам.
- Курс адаптирован для тех, кто не имеет специальной филологической подготовки.
- Курс поможет начинающим преподавателям РКИ найти ответы на вопросы, возникающие в ходе преподавания русского языка как иностранного.

Подрастая, наши дети все больше пополняют свой словарный запас. Потребность разговаривать растет у них с каждым днем. К сожалению, у большинства малышей возникают проблемы с произношением отдельных звуков. Можно ли научить кроху правильно выговаривать звуки в домашних условиях или для устранения дефектов речи потребуется помощь логопеда?

Что является причиной неправильного произношения?

Самой распространенной ошибкой взрослых при общении со своим ребенком является подражание его речи. Мы сюсюкаем с маленьким человечком, часто при этом коверкая слова. Получается, что наша речь опускается до уровня малыша. Вместо того, чтобы в разговорах с маленькими детьми говорить как можно лучше, четко выговаривая все звуки и буквы, мы намеренно делаем свою речь малопонятной.

Так как ребенок не слышит от вас правильной речи, он не сможет ее запомнить и повторить. Поэтому, чтобы малыш научился правильно говорить, ваша речь должна быть четкой и разборчивой.

Причиной неправильного воспроизведения отдельных звуков может быть особенность строения речевого аппарата

  • Связка, находящаяся под языком, короче, чем должна быть, и это затрудняет его движение.
  • Нормальной речи мешает размер языка (слишком маленький или, напротив, большой).
  • Очень тонкие или, наоборот, пухлые губки, что затрудняет их артикуляцию.
  • Отклонения в строении зубов или челюсти.
  • Дефект слухового аппарата, не позволяющий слышать некоторые звуки, а, значит, правильно их произносить.

Некоторые дефекты речи родители вполне могут исправить самостоятельно. Основные трудности малыш испытывает при произношении шипящих звуков — Ж, Ч, Ш, Щ, буквы Р, а также З, Г, К, Л, С и Ц.

Как помочь ребенку выговаривать шипящие звуки?

Научить малыша выговаривать буквы Ж, Ч, Ш, и Щ немного проще, чем, к примеру, букву Р. Чаще всего у детей отмечается проблема с произношением шипящих Ж и Ш. При этом звук Ш еще не так режет слух, как неправильно произносимая Ж.

Обычно проблема с шипящими возникает из-за того, что у малыша не получается расслабить язычок и растянуть его, чтобы края касались верхних боковых зубов.

Поэтому кроху надо научить нескольким простым упражнениям

  1. Расслабим язычок . Положить язык на нижние зубы, как будто блинчик, а верхними постучать по нему, говоря при этом «Та-та-та». После этого язычок должен расслабленно полежать. Потом надо пошлепать по нему верхней губой и сказать «Па-па-па».
  2. Подъем кончика языка вверх . Для выполнения задания нужна жевательная конфета или резинка (она будет для малыша хорошей мотивацией). Нужно, чтобы он открыл ротик на 2-3 см, распластал язычок по нижней губе, высунув при этом его кончик. Положите на него кусочек конфеты и попросите ребенка прилепить ее к небу за верхними зубками. Проследите, чтобы кроха использовал только язык, а не использовал челюсть.
  3. Выдуваем воздух через середину языка . Небольшой кусочек ваты положите на стол. Пусть малыш улыбнется, и расположит язычок как в предыдущем задании. Задача малыша — сдуть ватку на другой конец стола, не надув щечки. При этом он должен произнести подобие буквы Ф.
  4. Сдуваем вату с носа . Ребенок приоткрывает рот, укладывает язычок так, чтобы посередине него получился желобок, а края почти сходились. На нос помещаем кусочек ваты, Малыш должен глубоко вдохнуть воздух носом и резко выдохнуть ртом. Вата при этом должна полететь вверх.
  5. Произносим звуки Ж и Ш . Попросите кроху произнести слог СА, язык в это время должен быть за зубками. Затем нужно подвинуть язычок поглубже в ротик. По мере продвижения к альвеолам, звук из С превращается в Ш. Чтобы получить звук Ж, повторяем упражнения, произнося вначале слог ЗА.
  6. Больше слов с Ж и Ш . Вспомните или придумайте стишки или скороговорки, где в словах часто встречаются буквы Ж и Ш. Повторяйте их с малышом по нескольку раз.
  7. Произносим букву Ч . Если у малыша повышен тонус языка, поначалу справиться с упражнением ему будет сложнее. Звук Ч состоит из ТЬ и Щ. Сначала язычок должен ударить по альвеолам, произнося ТЬ, после чего расслабиться, пропуская через щелочку звук Щ. Эти два звука сначала медленно, а затем быстрее должны слиться в один Ч. После нескольких тренировок у малыша все получится!

Потренируйте произношение разными небольшими стишками. Например:

  • Были галчата в гостях у волчат,
  • Были волчата в гостях у галчат,
  • Ныне волчата галдят как галчата,
  • И как волчата, галчата молчат.

Учимся произносить букву Р

Хорошо выговаривать букву Р малыш начинает лишь к 5-6 годам. Если ваша кроха еще не достигла этого возраста, не стоит паниковать раньше времени.

Обычно с буквой Р связаны некоторые проблемы

  • Маленький человечек совсем не выговаривает рычащий звук , он просто выпадает у него из слова. Это случается, когда буква Р расположена между гласными. К примеру, гараж звучит, как «га — аж».
  • Малыш заменяет звук Р на Л, Ы или Й . Получается вместо розы — «лоза», рыжий — «ыжий», сорока — «сойока».
  • Малыш произносит звук Р, но не так, как он должен звучать в русском языке . Он или вибрирует, как у англичан, или грассирует, что характерно для французов.

Исправить недостатки при произношении буквы Р можно, делая некоторые упражнения. А выполнять их лучше, сидя и держа спинку ровно. При этом ребенок должен видеть себя в зеркале.

Так он может проследить, насколько правильно выполняет задание

  • Парус . Ребенку надо широко открыть рот, а кончик языка поднять за верхние зубки. Нижнюю часть язычка чуть прогнуть вперед, а края прижать вверх к коренным зубкам. Повторить это нужно 3 раза подряд по 10 секунд.
  • Лошадка . Нужно плотно прижать язычок к нёбу, и тут же резко отпустить его. При этом получится звук, напоминающий цоканье копыт. Повторить задание не менее 10-15 раз.
  • Индюк . Изобразите с крохой рассерженного индюка. Ребенок должен выбрасывать язычок изо рта, просовывая его между зубками. При этом нужно произнести похожие на «бл-бл» звуки. Задание выполняют в медленном темпе, постепенно ускоряя его.
  • Прикусим язычок . Конец языка высунуть наружу, а ротик растянуть в улыбке. Затем потихоньку прикусить язык зубками.
  • Чистим зубки . Малышу надо широко улыбнуться и кончиком языка поводить по внутренней стенке верхних зубов, не двигая нижней челюстью.
  • У кого длиннее. Предложите крохе сравнить, у кого язык длиннее. Получится ли у него дотянуться им до подбородка или кончика носа.
  • Дятел . Нужно широко открыть ротик и сильно постучать языком по внутренней части десны у верхних зубов. В это время нужно произнести «д-д-д».

Чтобы ребенок не устал от многочисленных упражнений, делайте перерывы, предлагая ему порычать как лев. Чтобы закрепить намечающиеся успехи, дополнительно можно выучить с малышом скороговорки и слова, в которых есть буква Р.

Выговариваем буквы З, С и Ц правильно

Когда ребенок не выговаривает букву С, одновременно он не может произнести и остальные свистящие буквы и слоги — З, Ц, ЗЬ, СЬ. Причина этого — недостаточно развитый артикуляционный аппарат.

Исправить ситуацию также помогут специальные упражнения

  1. Загони мячик в ворота . Цель этого задания — научиться выпускать длинную направленную струю воздуха. Сделайте на столе ворота из кубиков или других игрушек. Скатайте неплотный ватный шарик. Малыш должен, сложив губки трубочкой, подуть на шарик и загнать его в ворота. Выполняя упражнение, нельзя надувать щеки, а выдуваемый воздух должен идти одной длинной струей, без прерываний.
  2. Песенка язычка . Приоткрыв ротик, надо расположить язык на нижней губе. Затем нужно пошлепать губками — «пя-пя-пя» (язычок поет). Воздух при этом выходит плавной струйкой, не прерываясь. Затем, широко открыв рот, подержать мягкий язычок на нижней губе так, чтобы она не подворачивалась. Нужно, чтобы края языка касались уголков рта.
  3. Блинчик . Важно научить малыша расслаблять язычок. Для этого он должен улыбнуться, передний край языка положить на нижнюю губу. Улыбка не должна быть напряженной, а язык лишь чуть свешиваться с губки.
  4. Чистим зубки . Упражнение аналогично заданию для буквы Р, только чистить будем не верхние, а нижние зубы.

Буква З является парной для буквы С, поэтому его постановкой занимаются аналогично звуку С.

Звук Ц состоит из двух звуков — Т и С, которые быстро переходят от одного к другому. Важно научить малыша отделить один звук от другого. Попросите кроху произнести сначала длинный звук «тсссс», а затем короткие «тсс, тсс, тсс». В итоге у малыша получится звук Ц.

А как на счет К и Г?

Звуки К, Г и Х относятся к заднеязычным, что предполагает при их произношении высокий подъем языка. Когда ребенок не произносит эти буквы, чаще всего его язычок просто ленится (за исключением врожденных патологий, которые могут исправить только врачи). Чтобы заставить язык трудиться, нужно делать упражнения.

Катание с горки . Положите на ладошку крохе шарик из ваты. Малыш должен приоткрыть рот, и удерживать корень языка в приподнятом положении, а кончик его опустить. Затем нужно быстро выдохнуть так, чтобы сдуть ватку с ладони. Получится звук К.

Ложечка . Попросите малыша медленно сказать «та-та-та». Возьмите чайную ложку и осторожно отодвиньте язык, надавив на переднюю часть его спинки. Вместо «та» у крохи сначала получится «тя», а потом и «кя». Продолжая давить на язык, ловите момент, когда у малыша получится чистое «ка». Ему нужно запомнить, в каком положении в этот момент находился его язык. Не волнуйтесь, если это получится не сразу.

Независимо от того, упражнения для произношения какой буквы вы делаете с малышом, после занятий повторяйте с ним как можно больше слов, стишков или песенок с этой буквой.

В статье вы узнаете об истории русского алфавита, а также правилах правописания и произношения каждой его буквы.

Приблизительно в 863-м году Кирилл и Мефодий (братья летописцы) упорядочили всю «славянскую» письменность, после того, как это приказал им сделать император Михаил Третий. Письменность получила название «кириллица» и вошла в греческое письмо. После этого активно развилась болгарская школа «книжников» и страна (Болгария) стала самым главным центром распространения «кириллицы».

Болгария – место, где появилась первая славянская «книжная» школа и именно здесь были переписаны такие знаменательные издания, как «Псалтырь», «Евангелие» и «Апостол». После Греции «кириллица» проникла в Сербию и только в конце 10-го века стала языком на Руси. Можно смело утверждать, что современный русский алфавит – это производная от кириллицы и старой славянской «восточной» речи.

Немного позже русский алфавит получил еще 4 новые буквы, а вот 14 букв из «старого» алфавита были постепенно исключены одна за одной, потому что в них пропала надобность. После реформ Петра Первого (начало 17-го века) из алфавита были полностью устранены надстрочные знаки, а другие «дублетные» знаки просто упразднены. Самая последняя реформа над русским алфавитом произошла в начале 19-го века и после нее человечеству предстал именно тот алфавит, который наблюдает и по сей день.

Сколько всего букв в алфавите русского языка?

Современный русский алфавит, состоящий ровно из 33 букв, стал официальным только в 1918 году. Интересно то, что буква «Ё» в нем была утверждена лишь в 1942-м, а до этого всего лишь считалась вариацией буквы «Е».

Кирилл и Мефодий

Алфавит русского языка – 33 буквы черно-белый, печатный: как выглядит, распечатать на одном листе, печатный формат А4, фото.

Для того чтобы выучить правописание каждой буквы русского алфавита, вам может пригодится его печатный черно-белый вариант. Скачав такую картинку, вы можете распечатать ее на любом альбомном листе формата А4.



Русский алфавит по порядку от А до Я, пронумерованный в прямом порядке: фото, распечатать

Каждая буква в русском алфавите имеет свой порядковый номер.



Русский алфавит, пронумерованный в обратном порядке: фото, распечатать

Обратный порядок букв в алфавите и обратная нумерация.



Как правильно произносить, читать буквы русского алфавита, кириллицу: транскрипция, названия букв



Русский алфавит прописных и заглавных букв: фото, распечатать

Русская письменная речь требует также и чистописания, а также каллиграфии. Поэтому вам обязательно следует запомнить правила правописания каждой большой и маленькой буквы в алфавите.



Как писать прописные буквы русского алфавита для первоклассников: соединение прописных букв русского алфавита, фото

Малышам, которые только начинают изучать письменную речь, обязательно пригодятся прописи, в которых они выучат не только правописание букв, но и все обязательные их соединения друг с другом.

Прописи русских букв:



Правописание русских букв А и Б

Правописание русских букв В и Г

Правописание русских букв Е и Д

Правописание русских букв Ё и Ж

Правописание русских букв 3 и И

Правописание русских букв Й и К

Правописание русских букв Л и М

Правописание русских букв Н и О

Правописание русских букв П и Р

Правописание русских букв С и Т

Правописание русских букв У и Ф

Правописание русских букв Х и Ц

Правописание русских букв Ч и Ш

Правописание русских букв Щ, ь и ъ



Правописание русских букв Э и Ю

Правописание русских буквы Я

Сколько гласных, согласных, шипящих букв и звуков в русском алфавите и чего больше: гласных или согласных?

Важно запомнить:

  • В русском алфавите буквы делятся на гласные и согласные
  • Гласных букв — 10 шт.
  • Согласных букв — 21 шт. (+ ь, ъ знак)
  • В русском языке 43 звука
  • В нем 6 гласных звуков
  • И 37 согласных

Введение в современный русский алфавит букву э, й, ё: когда и кто включил?

Интересно знать:

  • Буква ё появилась в алфавите в 19 веке
  • Буква й появилась в алфавите после 15-16 века (появилась в славянских церковных писаниях после московского издания).
  • Буква э появилась в 17 веке (при разработке гражданского шрифта)

Какая буква появилась в русском алфавите последней?

Буква Ё — «последняя» буква в русском алфавите, так как утверждена она была сравнительно недавно (в начале 19-го века).

Молодые и забытые буквы русского алфавита: названия

Современный русский алфавит прошел множество трансформаций перед тем как обрести свой окончательный вид. Много букв было забыто или исключено из алфавита по ненадобности.



Число букв русского алфавита, не обозначающих звуков: названия

ВАЖНО: Буква — это графический знак, звук — единица звучащей речи.

В русском языке звуков не имеют такие буквы:

  • ь — смягчает звук
  • ъ — делает звук твердым

Какая последняя согласная буква русского алфавита: название

Последняя буква (согласная), которая возникла в современном алфавите — это Щ (лигатура Ш+Т или Ш+Ч).

Транслитерация русского алфавита латиницей: фото

Транслитерация — это перевод букв на английский алфавит, с сохранением звука.



Каллиграфический почерк: образец русского алфавита

Каллиграфия — это правила написания прописных букв.



Видео: «Живая азбука для малышей»

Хотя в классической фонетике сочетания звука [j ] с другими гласными не считаются дифтонгами, произношение таких сочетаний звуков схоже с произношением дифтонгов, только главный звук в них стоит на втором месте. Главный звук может быть как кратким, так и долгим, например [je ] , [ju: ] .

Звуки в таких сочетаниях, как и в дифтонгах, неравнозначны. Первый звук звучит слабо и кратко, а второй (главный) звучит дольше и сильнее. Звук [j ] произносится как очень-очень краткий [ɪ ] .

Так, сочетание [je ] можно было бы изобразить следующим образом: [je ] . Произносятся оба звука слитно, без паузы. Так, звук [je ] похож на русский звук (е ) в начале слов если, ели , а звук [ju: ] похож на звук (ю ) в начале слов юла, юбка .

Кроме того, звук [j ] может сочетаться с дифтонгами [ɪə ] , [ʊə ] и [u:ə ] , образуя сочетания [jɪə] ] , [jʊə ] и [ju:ə ] . Как ни странно, но [j ] относится к согласным звукам, поэтому существительные, начинающиеся на этот звук, присоединяют неопределенный артикль а , а не an . Например: a year , a yacht .