Формы социально педагогической деятельности таблица. Формы и методы работы социального педагога с семьей. Психолог администрация школьный врач

Формы социально - педагогической помощи семье.

Семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.

Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: школа, семья, общественность.

Условно формы работы социального педагога с семьей можно разделить на четыре группы:

  • Индивидуальные
  • Групповые
  • Коллективные
  • Наглядно-информационные.

1 группа – индивидуальные : беседы. консультирование, социальный патронаж, посещение на дому.

2 группа - групповые: групповая консультации, тренинги для группы родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка, создании групп взаимопомощи – эта форма больше подходит для родителей мл. школьников

3 группа – коллективные: различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, встречи с представителями медицинских, социальных служб, проведения дня открытых дверей, организация досуговых мероприятий,

4 группа – наглядно-информационные: выставки творческих работ, выпуск наглядной агитации, листовки, буклеты, памятки и д.р.

Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж , представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими и, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому как правило следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

контрольные : оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.

Еще одна форма работы социального педагога с семьей - социально - педагогический мониторинг се мьи. Мониторинг - это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально - педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.

Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)

Очень действенной формой мониторинга является анкета «Знакомство».

АНКЕТА «Знакомство»

1 .ФИО матери(лиц, их заменяющих)

2. Место работы, должность, контактный телефон матери

3. ФИО отца (лиц, их заменяющих)

4. Место работы, должность, контактный телефон отца

5. Образование матери и отца (лиц, их заменяющих)

6 .Домашний адрес, телефон

7. Члены семьи, живущие вместе с учеником

8. Материально-бытовые условия (отдельная комната или отдельный уголок для ребенка,

наличие рабочего места)

9. Семейные традиции (дни рождения, коллективное посещение кино или театра,

школьные и другие праздники)

10. Увлечения членов семьи (спорт, рыбалка, рукоделие, кулинария, коллекционирование,

уход за домашними животными, искусство и т.д.)

11. Увлечения ребенка, кружки, секции.

12. Обязанности ребенка по дому.

13. Кто в основном занимается воспитанием ребенка.

14 .Методы воспитания (уговоры, убеждения, разъяснения, требования, наказания,

поощрения, дружеский контакт)

15. Друзья ребенка, ходят в гости

16. Какие предметы в школьной программе не вызывают затруднения, какие вызывают.

17. С каким настроением чаще всего ребенок приходит из школы.

18. Как складываются отношения с педагогами и администрацией школы.

19. Как складываются взаимоотношения внутри семьи

20. Как вы организовываете деятельность ребенка (помощь в выполнении д\з,

культурный совместный досуг, ребенок самостоятельно находит себе дело)

21. Как часто посещаете родительские собрания.

Социальный педагог: Г.В.Жаркова

Родители: ()

Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с семьей. Консультирование, по определению, предназначено для оказания помощи родителям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач.

Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные приемы консультирования: беседа, эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги, метод активного слушания и пр.

Телефонное консультирование. Особенность этой технологии состоит в том, что общение происходит через посредника – телефон, минусы и плюсы этого метода: отсутствует визуальный контакт, нельзя использовать невербальные средства общения.

«Электронный дневник, электронное СМС»

Метод «письмо-обращение». Средство общения через лист бумаги, с отсроченной обратной связью или без нее. Цели письма-обращения: сообщить информацию или затребовать ее, ходатайство; защита прав. Письмо-поздравление, поддержка.

Также можно использовать листок запроса - по личным запросам родителей – привлекаются специалисты – он проводят консультации.

Подготовка и участие в проведении внеклассной и внешкольной работы, хозяйственная помощь.

Систематическое разностороннее педагогическое просвещение родителей, т.е. ознакомление их как с основами теоретических знаний, так и с практикой работы с учащимися.

Привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе, например - непринятие ребенка в коллективе, нарушение контактов с одноклассниками – предложено организовать семейный вечер с развивающими играми с приглашением одноклассников.

Формирование у родителей потребности в самообразовании. Например – мама говорит о проблеме общения с ребенком, но в школу прийти не может (маленький ребенок) – дала адреса сайта с Родительскими видео - консультациями.

2. Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – консультации и тренинги.

Групповая консультация. Этот метод может использоваться на родительском собрании – где соцпедагог кроме информирования по определенной теме, организует обсуждение конкретных ситуаций, показывает видеоматериалы, предлагая родителям высказаться. Проводит ролевые игры. Например «Утро в вашем доме», «Ребенок пришел из школы», «Семейный совет» и др.

Социально - психологический тренинг - для родителей, имеющих схожие проблемы в воспитании ребенка определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.

Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.

3 Коллективные методы работы с семьей - различные виды собраний, вечера вопросов и ответов, встречи с представителями медицинских, социальных служб, проведения дня открытых дверей, организация досуговых мероприятий.

4 Наглядно-информационные методы работы с семьей – выставки творческих работ, выпуск наглядной агитации, буклеты, листовки, памятки и д.р.

Для многих родителей важно и действенно напоминание об ответственности – в виде Памятки, где собраны выдержки из Закона… Тем более, что они знакомятся с этим под подпись! Памятка им вручается…

Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка,

формирования основ полноценной, гармоничной личности необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия школы и семьи.
Изложенный выше материал из опыта работы, необходим, чтобы две системы (школа и семья) стали открытыми друг для друга и помогли раскрытию способностей и возможностей ребенка.

И если описанная выше работа с родителями будет проводиться в системе и не «на бумаге», то постепенно даст определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» станут активными участниками встреч и помощниками школы и администрации, так как тем самым создастся атмосфера взаимоуважения. А позиция родителей как воспитателей станет более гибкой, так как они стали непосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса своих детей.

Социальный педагог Жаркова Г.В.


Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену

Понятие социальной педагогики, ее предмет, функции и задачи. Связь социальной педагогики с другими науками.

Термин социальная педагогика включает в себя 2 понятия: социальный и педагогика.

Педагогика – это наука о закономерностях обучения, воспитания и развития человека.

Социальный (лат. - общественный) – специфическое свойство, характеризующее взаимодействие людей в процессе общения в трудовой и творческой сфере деятельности.

Социальная педагогика – это одна из отраслей педагогической науки, развивающей основные закономерности обучения, воспитания и развития человека на всех этапах социального развития (от рождения до смерти) с учетом социального окружения, их условий, проблем и задач конкретной окружающей системы.

Предметом социальной педагогики – выступает учебно–педагогический процесс, включающий элементы развития, воспитания, обучения, коррекции, реабилитации и перевоспитания.

Функции социальной педагогики:

Исследовательская - Аналитико-проектная - Просветительско-образовательная -

Организаторская - Прогностическая –

задачи социальной педагогики :

Развитие чувства собственного достоинства, самостоятельности, уверенности в себе у клиента социального педагога.

Развитие стремления познавать окружающий мир, другого человека, его уникальность, физические и духовные особенности, права и обязанности в обществе.

Привитие желания и умения общения с окружающими людьми, в малых и больших группах, в семье, в школе, в трудовом коллективе, в семейно-соседском обществе и т.д. Научить разрешать конфликты между людьми, личностью и обществом, опираясь на нравственные и правовые нормы общественных отношений, окружающей человека среды.



Воспитание в сознании человека морально-нравственных понятий: добра и справедливости, любви к ближнему, ко всему живому, творчеству, взаимопониманию.

Постановка цели самостоятельного выхода из кризиса, поиск пути выхода, определение цели и смысла жизни.

Социальная педагогика занимает междисциплинарное место в системе наук о человеке. Будучи интегративной научной дисциплиной, она синтезирует философские, медико-биологические, психолого-коррекционные знания о человеке как о био-социально-природо-космическом существе. Строящая свое содержание на антропологической основе, социальная педагогика широко использует достижения других наук, занимающихся проблемами человековедения: философии, этнографии, экономики, социологии, психологии, этики, культурологии, медицины, правоведения, а также естественных наук. Опираясь на знания этих наук, она организует и интегрирует знания в личностно-средовом контексте, применительно к своему предмету исследования.


Общая характеристика категориально-понятийного аппарата социальной педагогики.

Система знаний науки отражается в ее понятиях и категориях.

Цель – помощь в социализации ребенка, адресная помощь. Учреждения: образовательные, социально-педагогические, социальные службы.

Социальное обучение – целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации ребенка. В процессе обучения в школе или другом образ.учрежд.ребенок получает прежде всего академические занания и необходимые для их усвоения умения. Но одновременно с этим он должен приобретать определенные социальные знании. Умения и навыки, которые обеспечат ему более успешное освоение социальных норм. Установок. Ценностей. Ролей.

Нравственные воспитание ребенка – одна из важнейших и сложнейших задач педагог.деятельности.Однако этот процесс не всегда бывает достаточно эффективным. У ребенка должны быть сформированы определенные социальные знания, умения и навыки.

Под социальным воспитание понимается целенправленный процесс формирования социально значимых качеств личности ребенка, необходимых ему для успешной социализации.


Социально-педагогическая деятельность, сущность, структура, своебразие.

Социально-пед.деятельность – это разновидность проф.деят.. направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации в обществе.

Всегда является адресной, направленной на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, посредством изучения личности ребенка и окружающей его среды..

Осуществляется в различных учреждениях: образовательные, социально-педагогические, социальные службы.

Направлениями соц.-пед.деят. являются: деятельность по профилактике явление дезадаптации, повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития; деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы.

Профилактическая деятельность осуществляется во всех учреждениях и организация: соц.-пед. Деят. в образовательных учреждениях; соц.-пед. деят. в детских общественных объединениях и организациях; соц.-пед.деят. в местах летнего отдыха детей; соц.-пед.деят.в конфессиях.

Работа по соц.реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна содержательно ориентирована на различные категории: соц.-пед.деят. с детьми, имеющими отклонения в развитии; соц.-пед. деят.с детьми, имеющими пед.отклонения; соц.-пед.деят. с тедьми, оставшимися без попечения родителей; соц.пед.деят.с детьми отклоняющегося поведения.

В Посреднической работе особое значение имеет соц.-пед.деят. с семьей. Именно семья в процессе социализации ребенка является ближайшим социумом.

Своеобразия социально-педагогической деятельности является то, что целью является помощь в социализации ребенка, деятельность адресно и локально, объектом является ребенок с проблемами социализации.


направления и виды социально-педагогической деятельности.

Направлениями соц.-пед.деят. являются: деятельность по профилактике явление дезадаптации, повышению уровня социальной адаптации детей посредством их личностного развития;

деятельность по социальной реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения от нормы. онадолжна содержательно ориентирована на различные категории: соц.-пед.деят. с детьми, имеющими отклонения в развитии; соц.-пед. деят.с детьми, имеющими пед.отклонения; соц.-пед.деят. с тедьми, оставшимися без попечения родителей; соц.пед.деят.с детьми отклоняющегося поведения.

Виды соц.-пед.дят.: соц.-пед.деят. в образовательных учреждениях; соц.-пед. деят. в детских общественных объединениях и организациях; соц.-пед.деят. в местах летнего отдыха детей; соц.-пед.деят.в конфессиях.

Коллективные формы социально-педагогической работы отличаются от форм массовой работы ко­личеством участников и уровнем активности каж­дого участника деятельности. Коллективные фор­мы работы могут осуществляться на уровне обра­зовательных объединений УДО (кружков, клубов, мастерских, секций и т. д.), а также временно дей­ствующих объединений (советов дела, творческих объединений и т. д.)

Среди коллективных форм работы можно назвать особые, характерные для социально-педагогической деятельности.

Тренинг - форма коллективной работы, пред­ставляющая собой планомерно осуществляемую программу разнообразных упражнений с целью формирования и совершенствования социальных умений и навыков, повышения эффективности со­циальной деятельности.

Деловая игра - форма коллективной деятельно­сти, предполагающая в процессе имитации реаль­ной ситуации нахождение путей решения типич­ных проблем коллективного взаимодействия, по­веденческих коммуникаций, а также решения задач обучения, воспитания и развития ее участ­ников.

Ролевая игра - форма коллективной работы, предполагающая принятие и проигрывание деть­ми определенных социальных ролей, отвечающих требованиям общества, построенная по определен­ным правилам игрового действия по созданию ма­кетов, замещающих объекты реальной ситуации. Игра - это уникальный механизм передачи кол­лективного опыта, где главным мотивом являет­ся не результат, а сам процесс.

Ситуационно-ролевая игра - форма коллектив­ной работы, предполагающая специально органи­зованное соревнование в решении коммуникатив­ных задач участников, исполняющих строго за­данные роли в условиях вымышленной ситуации, и регламентированное правилами игры.

Создание проблемной ситуации - форма коллек­тивной работы, предполагающая коллективный анализ реальной или вымышленной ситуации с целью нахождения путей решения возникших в них проблем.

Детская производственная бригада - форма коллективной деятельности, предполагающая со­здание единого коллективного продукта (карти­ны, сувенира, игрушки и т.п.) или коллективное производство продукта (материального, духовно­го, интеллектуального), пользующегося спросом у населения. В отдельных случаях участие детей в детской производственной бригаде предполага­ет получение реальной заработной платы за вло­женный труд каждым участником деятельности



Творческая мастерская (театральная, музыкаль­ная, журналистская и др) - форма коллективной работы, способствующая обмену опытом (в том числе и социальным), общению.

Профессиональные встречи - форма коллектив­ной работы, реализующая задачи профессиональ­ного роста и сотрудничества детей и молодежи. Содержанием может быть как встреча с людьми разных профессий, так и обмен опытом професси­ональной деятельности детей.

Формы индивидуальной работы с детьми

В рамках социально-педагогической деятельнос­ти индивидуальная работа с детьми занимает особое место.

Индивидуальную социально-педагогическую рабо­ту можно проводить в следующих формах:

Тестирование - форма индивидуальной работы, предполагающая выявление определенных ка­честв личности и интенсивности их выраженнос­ти с помощью серии испытаний (вопросов, задач, ситуаций и т.п.). Тестирование помогает педагогу своевременно выявить социальную проблему, по­ставить правильный диагноз и найти пути эффек­тивного разрешения проблемы.

Выстраивание индивидуального образовательно­го маршрута - форма индивидуальной работы, предполагающая совместную деятельность ребен­ка и педагога по разработке в рамках образова­тельного потенциала его индиви­дуального образовательного маршрута.

Консультирование - разъяснение, совет специа­листа по сложной, актуальной проблеме. Консуль­тирование позволяет ребенку вместе с педагогом глубоко и всесторонне рассмотреть проблему, по­лучить необходимую информацию, совместно най­ти пути решения проблемы.

Другие формы.

Таким образом, все формы работы с детьми можно разде­лить по количеству участвующих в ней детей: мас­совые, коллективные и индивидуальные.

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

Балашовский филиал Саратовского Государственного Университета

им. Н.Г. Чернышевского

Кафедра педагогики

“Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении”

Курсовая работа

Выполнила: гр. 921, факультет

социальной работы

О. Е. Кочеткова

наук: Е.В.Яфарова

Балашов 2005 г.


Введение. 2

Методы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении. Организация социально-педагогической работы в школе. 4

1.1 Социально-педагогическая работа в школе. 4

1.2 Профессиональный статус социального педагога в школе. 18

Глава II 28

Работа социального педагога в общеобразовательных учреждениях: в школе, социальном приюте. 28

2.1 Инструментария профессиональной деятельности социального педагога. 28

2.2 Социально-педагогические технологии работы с детьми группы риска в общеобразовательных учреждениях: школах, приютах и интернатных учреждениях. 37

Заключение. 56

Литература. 57

Ф.И.О._________________________________________________

Дата рождения_________________________________________

Домашний адрес________________________________________

Телефон_____________________________________

Дата поступления____________________________

Поступил____________(с братьями, сестрами, один)

Кто направил (привел) ребенка_______________________

Где проживает в настоящее время_____________________

Причины и обстоятельства поступления___________________

I. Сведения о семье ребенка

МАТЬ_______________(Ф.И.О., родная, неродная, приемная),

ОТЕЦ________________ (Ф.И.О., родной, неродной, приемный, партнер матери),

Возраст,___________ семейное положение_______________

Образование_________________________________________

Где и кем работает____________________________________

Физическое здоровье_______________ психическое___________

(инвалид) (состоит ли на учете в диспансере)

Употребление алкоголя_____________________ наркотиков___________

Привлекалась ли к уголовной ответственности________________________

Лишение родительских прав__________________________________

ДРУГИЕ ДЕТИ:

1._____________________________________

2._____________________________________

ДРУГИЕ ЧЛЕНЫ СЕМЬИ:__________________________(родство с ребенком, возраст, здоровье, алкоголизм, особенности поведения).

ЖИЛИЩНЫЕ УСЛОВИЯ_______________________(свой дом, квартира, коммунальная, санитарное состояние).

МАТЕРИАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ:

Примерный ежемесячный бюджет___________________

Дополнительные социальные пособия__________________

Получают ли пособия на ребенка_______________________

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И ОТНОШЕНИЕ К ДЕТЯМ:

Наличие пьянок, скандалов___________________

Характер отношений родителей между собой________________

К детям______________,к данному ребенку__________________

Физические наказания детей_______________________________

Пренебрежение_______________(плохо кормят, не одевают, не обращаются к врачу, не пускают в школу),

Сексуальное насилие_______________________________________

Другое______________________________________

СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС РЕБЕНКА:

Что посещает________________________________(№ школы, класс)

Успеваемость________________________________

Состоит ли на учете в отделении милиции_________________(повод, с какого возраста),

Побеги из дома, бродяжничество______________(как часто, когда в последний раз).

Как часто болеет____________________________________

Дополнительные сведения_____________________________

Оценка стресс-факторов в семье

(подчеркнуть или вписать дополнительно)

План действий в отношении данного ребенка

1._____________________________________________________

2._____________________________________________________

Опросник при посещении семьи ребенка, находящегося в приюте

1. Точный адрес, телефон

2. Данные о ребенке, находящемся в приюте: возраст, какое ДДУ или школу посещает, состоит ли на учете в милиции, взаимоотношения с другими членами семьи и сверстниками. Какие у него проблемы: трудное поведение, отклонения в состоянии здоровья и т.д.

3. Состав семьи ребенка, в которой он живет: родители, степень их родства с ребенком, бабушки, дедушки, братья, сестры, другие родственники.

4. Данные о родителях:

ОТЕЦ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков, уровень образования, кем и где работает или не работает, привлекался ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав.

МАТЬ: возраст, семейное положение, состояние здоровья (инвалидность, психические заболевания), употребление алкоголя (как часто), употребление наркотиков, уровень образования, кем и где работает или не работает, привлеклась ли к уголовной ответственности, лишение родительских прав.

5. Другие дети: возраст каждого, состояние здоровья, посещение школьных или дошкольных учреждений.

6. Другие родственники: родственные связи по отношению к данному ребенку, характерные особенности.

7. Жилищные условия: живут в отдельном доме, квартира (отдельной, коммунальная), сколько человек в одной комнате. Комнате, где находятся дети. Санитарное состояние и санитарные условия жилища.

8. Материальные условия семьи: примерный ежемесячный бюджет, получают ли социальные пособия на детей.

9. Моральная и психологическая обстановка в семье: наличие частых гулянок, драк, запоев одного или обоих родителей. Отношение взрослых друг к другу: избиение, насилие.

10. Отношение к данному ребенку: проявление любви, заботы, пренебрежения, невнимания, наказания (физические и другие), физическое и сексуальное насилие.

11. Отношение к другим детям –есть ли различия между отношением к другим детям и ребенку, находящемуся в приюте.

12. Социальная помощь данной семье: имеются ли дополнительные социальные пособия, льготы, и в связи с чем.


Образцы документации см. в Приложении.

Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И., Ярославцева Н.Д., Олиференко Л.Я. Реабилитация детей в приюте. –М., 1995. –С. 21-23.

Из опыта работы социального педагога школы.

Работа социального педагога с семьёй

Автор : Савенко Людмила Васильевна, социальный педагог МОУ «СОШ №3 г. Ершова Саратовской области».
Описание : Предлагаю вам статью на педагогическую тематику по разделу «Формы работы социального педагога с семьей» (из личного опыта). Этот материал пригодится в работе социальных педагогов, классных родителей.
Семья – это дом, объединяющий людей, здесь складываются основы человеческих отношений, происходит первая социализация личности. Методы и формы социальной педагогики устанавливает социальный педагог. Цель его работы с неблагополучными семьями - создание благоприятных условий для личностного развития ребёнка (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психологической помощи, а также защита ребёнка в его жизненном пространстве. При организации и выборе метода воспитательной работы социальному педагогу следует помнить, что кроме него на семью влияют: природа, среда, собственная деятельность, средства массовой информации, литература, искусство, образ жизни ближайшего окружения, собственные планы, положение в коллективе. Выбор метода зависит от целей и задач воспитания, особенностей личности и возраста воспитанника, особенностей семьи и окружающей среды, а также от квалификации, знаний, мастерства и опыта социального педагога. Социальный педагог в неблагополучных семьях выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением. Он проводит социальную диагностику неблагополучных семей, составляет программу помощи семье, просвещает родителей в вопросах воспитания детей. Социальный педагог по своему профессиональному назначению стремится по возможности предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений (социального, физического, социального и т. п. плана). Социальный педагог не ждет, когда к нему обратятся за помощью. В этической форме он сам «выходит» на контакт с семьей. Объектом воздействия социального педагога в неблагополучной семье могут быть ребенок, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.
Методы работы социального воспитания разнообразны. Выделяются следующие методы: социально-экономические, организационные, психолого-педагогические.
Социально-экономические – предполагают разностороннюю работу с нуждающимися семьями, в том числе и материальную помощь семье и т.д.
Организационные методы – направлены на организацию помощи личности, семье.
К психолого-педагогическим методам относятся такие методы, как «исследование, наблюдение, психологический диагноз, беседа» . Самым распространенным методом в работе социального педагога с неблагополучной семьей является метод наблюдения, который дает материал для воспитательной работы.
Метод беседы дает возможность социальному педагогу проникнуть в духовную жизнь семьи, выяснить все трудности их жизни. Успех беседы зависит от профессионализма социального педагога, его умения выстроить беседу так, чтобы расположить к себе семью, а также заинтересовать в беседе.
Собрать материал, характеризующий семью можно методом анкетирования. Из анкеты социальный педагог может узнать интересы, особенности, определить психологические проблемы.
В практике социального педагога используется активно метод тестирования. Оно может проводиться в форме опроса, наблюдения, эксперимента. В комплексе с этим методом используется наблюдение, беседа, анкетирование. Такое глубокое исследование помогает выявить эмоциональное насилие.
При налаживании бытовых условий жизни, отношений между членами семьи используется метод поддержки личности.
Для выявления причин конфликтных ситуаций в семье социальный педагог использует метод преодоления конфликта. Важно выбрать момент, время, когда можно провести переговоры между конфликтующими.
Использование народной педагогики. В настоящее время активно используются методы народной педагогики, накопленные человечеством на протяжении веков: воспитание словом, делом, религией, природой и искусством, традициями, общественным мнением.
Методы перевоспитания – предупреждение и преодоление отклонений в поведении. Перевоспитание ставит цель – сформировать семью, которая бы отвечала требованиям общественной морали.
Метод самовоспитания – процесс сознательного преобразования человеком самого себя, своих телесных, душевных сил и свойств, социальных качеств личности.
Метод социометрии – предварительный отбор материала бесед, опроса, анкетирования, оценки кризисного состояния семьи.
Метод мониторинга – отслеживание информации, наблюдение, оценка, анализ ситуации.
Метод генерации настроений – диагностика, анализ причин поступка, поведения, настроения, психического состояния членов семьи.
Метод убеждения – эмоциональное и глубокое разъяснение сущности проблемы, анализ и выстраивание перспектив.
Таким образом, существует множество методов работы социального педагога с неблагополучной семьей. Их выбор индивидуален.
Деятельность социального педагога с неблагополучной семьей включает три основных составляющих социально – педагогической помощи: образовательную, психологическую и посредническую.
Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.
Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями – путем их консультирования, а так же с ребенком посредством создания специальных воспитательных ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.
Психологическая составляющая социально – педагогической помощи включает в себя 2 компонента: социально – психологическую поддержку и коррекцию.
Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса.
Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно – психического и физического состояния. До недавнего времени этому явлению не уделялось должного внимания. К такому виду насилия относится запугивание, оскорбление ребенка, унижение его чести и достоинства, нарушение доверия.
Посреднический компонент социально – педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации, координации и информирование.
Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, включающую в себя: организацию выставок – продаж поношенных вещей, благотворительных аукционов; клубов по интересам, организацию семейных праздников, конкурсов, курсов по ведению домашнего хозяйства, «клубов знакомств», летнего отдыха и др.
Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка.
Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Она проводится в форме консультирования. Вопросы могут касаться жилищного, семейно-брачного, трудового, гражданского, пенсионного законодательства. Прав детей, женщин, инвалидов, а также проблем, которые существуют внутри семьи.
Социальный педагог при работе с неблагополучной семьей выступает в трех основных ролях:
Советник - информирует семью о важности и возможности взаимодействия родителей и детей в семье; рассказывает о развитии ребенка; дает педагогические советы по воспитанию детей.
Консультант – консультирует по вопросам семейного законодательства; вопросам межличностного взаимодействия в семье; информирует о существующих методах воспитания, ориентированных на конкретную семью; разъясняет родителям способы создания условий, необходимых для нормального развития и воспитания ребенка в семье.
Защитник – защищает права ребенка в случае, когда приходится сталкиваться с полной деградацией личности родителей (алкоголизм, наркомания, жестокое отношение к детям) и вытекающими из этого проблемами неустроенности быта, отсутствие внимания, человеческого отношения родителей к детям.
Задача социального педагога в работе с семьей – это разрешение кризисных ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание и на их своевременное предупреждение. Социальный педагог систематически должен проводить педагогическое просвещение родителей, привлекать их к активному участию в учебно-воспитательном процессе, формировать потребность в самообразовании. Кроме этого, знакомить и учителей-предметников с разнообразными методами семейного воспитания, обобщать лучший опыт. Один из методов работы социального педагога с семьей - социальный патронаж, представляющий собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно - реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях. Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой-то мере дисциплинирует их, а также позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях. Что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможности информировать семью о предстоящем визите и его целях.
Патронаж может проводиться со следующими целями:
- диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
- контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;
- адаптационно – реабилитационные: оказание конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы в отношении неблагополучных и прежде всего асоциальных семей, постоянное наблюдение за которыми в какой- то мере дисциплинирует их, а так же позволяет своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям.
Наряду с патронажем, занимающим важное место в деятельности социального педагога, следует выделить консультационные беседы. Консультирование, по определению, предназначено в основном для оказания помощи людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Консультирование необходимо родителям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Особенно большие трудности представляют семьи, в которых мать или отец пьют, и даже если пьянство не имеет злостной формы, а выражается в застольях, периодическом употреблении спиртного, социальный педагог берет такие семьи под особый контроль. Необходимо регулярно посещать подобные семьи, целенаправленно проводить с родителями отдельные, индивидуальные беседы. Самым опасным для воспитания детей становится непонимание такими родителями вреда, который может принести алкоголь растущему организму. Задача социального педагога - раскрыть перед родителями вред пьянства в семье, особенно приобщение детей к употреблению алкоголя, необходимо эмоционально настраивать детей против алкоголя. Основная задача социального педагога - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер.
Социальный педагог, работая с семьей, может использовать наиболее распространенные методы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, убеждение, художественные аналогии, мини – тренинги и пр.
Наряду с индивидуальными консультативными беседами, могут применяться групповые методы работы с семьей (семьями) – тренинги.
Социально – психологический тренинг определяется как область практической психологии, ориентированная на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении.
Групповые методы работы дают возможность родителям обмениваться друг с другом опытом, задавать вопросы и стремиться получить поддержку и одобрение в группе. Кроме того, возможность принимать на себя роль лидера при обмене информацией развивает активность и уверенность родителей.
Еще один метод работы социального педагога с неблагополучной семьей - социально – педагогический мониторинг семьи – это научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально – педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Основные принципы мониторинга: полнота, достоверность, системность информации; оперативность получения сведений и их систематическая актуализация; сопоставимость получаемых данных, которая обеспечивается единством избранных позиций при сборе и анализе информации; сочетание обобщающих и дифференцированных оценок и выводов.
Сущность социально – педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников данных о процессах и событиях семейной жизни, как носящих естественный характер (информация, предлагаемая членами семьи по собственной инициативе; непосредственное и опосредованное наблюдение, сочинения и графические работы детей о семье и т. д.), так и полученных в ходе специально организованного исследования (опрос, анкетирование, метод экспертных оценок, биографический метод, психологические методики на выявление показателей внутрисемейных отношений и т. д.)
Важную роль в осуществлении социально – педагогического мониторинга играет умение социального педагога систематизировать сбор информации и полученных результатов.
Поскольку неблагополучная семья – это сложная система, социальный педагог принимает во внимание подсистемы внутри семьи, отношения между индивидами и подсистемами.
Родительская подсистема (мать - отец). Социальный педагог концентрирует внимание на взаимодействии брачной пары в качестве родителей ребенка (детей), принятые в семье нормы взаимоотношений: мать – дети, отец – дети, стиль родительского отношения.
Воспитательный потенциал семьи во многом определяется содержанием и характером функционирования родительской подсистемы. Ошибки, которые допускают родители, их искаженные ценностные установки, противоречия в системах требований и влияние семьи на ребенка.
Подсистема «братья - сестры». Социальный педагог концентрирует внимание на отношениях детей, особенностях социальной роли каждым ребенком, установившемся в семье разделении обязанностей между братьями – сестрами.
Отношения между детьми в семье – незаменимый опыт общения и взаимодействия длительного характера, когда обязательны распределение обязанностей, терпимость, умение разрешать и предупреждать конфликты, делить проявляемую по отношению к ним заботу и внимание взрослых, и многое другое. Для большинства детей данные отношения на длительный период приобретают характер наиболее значимых.
Подсистема «родители - дети». Социальный педагог стремится определить специфические черты взаимодействия между родителями и детьми, границы власти, свободы и ответственности, ставшие нормой
Социально – педагогическая деятельность с семьей будет эффективна, если она будет основана на комплексном подходе. Она предполагает изучение и использование данных демографии, социологии и социальной психологии. Исследование и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причины семейных конфликтов. Исследования педагогики (воспитательная функция семьи); права; экономики (бюджет семьи); этнографии (быт, культурные особенности); истории и философии (исторические формы семьи, брака, проблемы семейного счастья, долга); религии.
Таким образом, выделим алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей:






составление карты семьи;




Таким образом, существует множество разнообразных методов работы социального педагога с неблагополучной семьей, но все они подвержены выбору самого педагога. Социальный педагог, изучив проблему семьи, ее психологические особенности самостоятельно выбирает свою роль и методы, с помощью которых он будет налаживать семейное благополучие.
этапы работы социального педагога с данной семьей:
изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью;
первичное обследование жилищных условий неблагополучной семьи;
знакомство с членами семьи и ее окружением, беседа с детьми, оценка их условий жизни;
знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, вывод;
изучение причин неблагополучия в семье, ее особенностей, ее целей, ценностных ориентаций;
изучение личностных особенностей членов семьи;
составление карты семьи;
координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т.д.);
составление программы работы с неблагополучной семьей;
текущие и контрольные посещения семьи;
выводы о результатах работы с неблагополучной семьей.
Кроме того, в ходе изучения форм и методов работы социального педагога с неблагополучными семьями, нами было выяснено, что при всем многообразии методов и форм, педагог самостоятельно подбирает те, которые наиболее всего подходят для решения проблем в определенной семье.

В своей работе, например, с семьей (Полная, один родитель злоупотребляет спиртными напитками):
- наблюдение и консультация психолога
- беседа психолога, социального педагога, врача с непьющим родителем
- вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования
- привлечение здорового члена семьи и ребенка к различным занятиям и мероприятиям в школе
- работа классного руководителя, психолога с пьющим родителем по убеждению необходимости лечения от алкогольной зависимости
- индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье.