Мандельштам notre dame анализ. Стихотворение “Notre Dame”. Анализ стихотворения «Notre Dame»

Стихотворение «Notre Dame» написано Осипом Мандельштамом в 1912 году. Именно в этот от литературного общества «Цех поэтов» отделилось новое направление. Его авторы называли себя акмеистами – «находящимися на вершине». В числе акмеистов оказался и Осип Мандельштам. Его лирика заявила об этом раньше, чем поэт примкнул к новому течению. Стихотворениям Мандельштама никогда не была присуща абстрактность и погружение во внутренний мир, характерные для символистов.

Каждая строка, каждая метафора у него – четкая линия цельного художественного полотна поэтического произведения. Таково и стихотворение, посвященное собору Нотр-Дам-де-Пари. Стоит отметить, что Мандельштам принял христианство в 1911 году. И больше всего его интересовали истоки католической веры. Изыскания в этой области вдохновили поэта на создание нескольких произведений, в том числе и «Notre Dame».

Размер стихотворения – шестистопный ямб. Он придает строфам и певучесть и ритмичность одновременно. Отсюда ощущение легкости строк, словно они действительно взлетают к самому куполу собора. И если у символистов эпитеты играют «служебную», проходную роль, то у Мандельштама они подчеркивают, усиливают качества описываемого предмета: «…Стоит базилика, и - радостный и первый -/Как некогда Адам, распластывая нервы,/Играет мышцами крестовый легкий свод».

У ключевого слова «свод» целых четыре эпитета и метафорическое сравнение с первым человеком на Земле. Так же, как Адам предстал перед Создателем, архитектурный венец предстает перед лирическим героем, которым является сам автор. Напряжение, созданное в первом четверостишии, рассеивается во втором: «…Здесь позаботилась подпружных арок сила,/Чтоб масса грузная стены не сокрушила,/И свода дерзкого бездействует таран». По сути, здесь описана динамическая статика.

Сильные, выразительные эпитеты – «подпружные» арки, «грузная» масса, «дерзкий» свод – рисуют нам картину архитектурного творения, живущего своей жизнью. И справляются с этим лучше, чем почти незаметные глаголы – «позаботилась», «сокрушила», «бездействует».

В третьем четверостишии поэт говорит о синтезе антагонистичных культур и религий, из которого возникла непостижимая красота рукотворного шедевра: «Души готической рассудочная пропасть,/Египетская мощь и христианства робость,». В заключительном четверостишии поэт подводит итог своим наблюдениям. Как матрешка в матрешке, здесь заключена метафора в метафоре: нависший свод собора символизирует собой некую угрозу, которая в свою очередь олицетворяет сомнения и творческие метания автора.

Размышляя, лирический герой обнаруживает, что угроза в то же время является и стимулом к созиданию: «Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,/Я изучал твои чудовищные ребра,-/Тем чаще думал я: из тяжести недоброй/И я когда-нибудь прекрасное создам…».

1891 — 1921 годы. Сборник "Камень".

Стихотворения " Notre Dame " 1912 .

Биографические сведения.

Вступительное слово учителя.

Осип Мандельштам - один из самых загадочных и самых значительных русских поэтов XX века. Его раннее творчество относится к "серебряному веку",а позднее выходит далеко за рамки этого временного периода.

Родился О.Мандельштам 3 (15) января 1891 года в Варшаве в семье купца первой гильдии Хацкеля (Эмиля) Вениаминовича Мандельштама.

Детство провёл в Санкт-Петербурге, впитал русскую культуру с её "всемирной отзывчивостью", и она стала для него ближе, чем иудейская, хотя родился он в иудейской семье. Школьные годы провёл в знаменитом Тенишевском училище (гуманитарной гимназии).

В 1909 году посещает впервые Францию, Италию, Германию, и там Мандельштам вбирает дух европейской культуры. В 1911 году возвращается в Россию, поступает на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.

Мандельштам попадает в поэтическую среду, знакомится с поэтами-символистами, посещает собрания на башне В.Иванова, сближается с Н.Гумилёвым, выступает в знаменитом кафе "Бродячая собака".

Начало творческого пути. Разрыв с символизмом. Мандельштам - акмеист.

Работа с цитатами. Какой вывод можно сделать из высказываний О.Мандельштама о долге поэта, об особенностях поэтики раннего творчества?

Мандельштам начинает свой творческий путь как ученик символистов, но его вступление в литературу приходится на тот момент, когда кризис символизма уже очевиден. Влечение к осязаемому, материальному миру привело Мандельштама к акмеизму.

В программной статье "Утро акмеизма" Мандельштам выступает против символизма с его отрицанием трехмерного мира: "Для того чтобы успешно строить, первое условие - искренний пиетет к трем измерениям пространства - смотреть на мир не как на обузу и на несчастную случайность, а как на Богом данный дворец. <...> Строить можно только во имя "трех измерений", так как они есть условия всякого зодчества. Вот почему архитектор должен быть хорошим домоседом, а символисты были плохими зодчими. Строить - значит бороться с пустотой, гипнотизировать пространство. Хорошая стрела готической колокольни - злая, - потому что весь ее смысл уколоть небо, попрекнуть его тем, что оно пусто".

Поэт не приемлет также и футуризма с его неверием в реальный смысл слова, с его словоизобретательством: "... с презрением отбрасывая бирюльки футуристов, для которых нет высшего наслаждения, как зацепить вязальной спицей трудное слово, мы вводим готику в отношения слов, подобно тому, как Себастьян Бах утвердил ее в музыке. Какой безумец согласится строить, если он не верит в реальность материала, сопротивление которого он должен победить, <...> ... камень Тютчева, что "с горы скатившись, лег в долине, сорвавшись сам собой или низвергнут мыслящей рукой" (смотри стихотворение Ф. И. Тютчева "Problem" -авт. ) - есть слово. Голос материи в этом неожиданном падении звучит, как членораздельная речь. На этот вызов можно ответить только архитектурой. Акмеисты с благоговением поднимают таинственный тютчевский камень и кладут его в основу своего здания. Камень как бы возжаждал иного бытия. Он сам обнаружил скрытую в нем потенциально способность динамики, - как бы попросился в "крестовый свод" участвовать в радостном взаимодействии себе подобных".

Поэт, по мысли Мандельштама, - строитель, зодчий. Как для строителя материалом является камень, так для поэта - слово. Камень - материал грубый, необработанный, но в нем заложена потенциальная возможность стать частью целого: крестового свода, готического собора, шпиля. Надо поднять его, соединить с другими, превратить тяжесть в динамику, материал в конструкцию. Слово - материал, но слова не должны стоять одиноко, они должны "играть всеми своими переливами, в "веселой" перекличке между собою, как камни в соборах". Эта аналогия определила и название первого сборника Мандельштама ("Камень"), и то место, которое занимает в сборнике тема зодчества.

Поэтика сборника "Камень".

Анализ стихотворения "Notre Dame" 1912.

Где римский судия судил чужой народ,

Стоит базилика, - и, радостный и первый,

Как некогда Адам, распластывая нервы,

Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план:

Здесь позаботилась подпружных арок сила,

Чтоб масса грузная стены не сокрушила,

И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,

Души готической рассудочная пропасть,

Египетская мощь и христианства робость,

С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,

Я изучал твои чудовищные ребра,

Тем чаще думал я: из тяжести недоброй

И я когда-нибудь прекрасное создам.

Вопросы на выявление общего представления о стихотворении в целом.

Фронтальная работа.

1. О чём это стихотворение? Как воспринимает лирический герой собор? Какой вывод звучит в стихотворении?

2. Воспользуйтесь необходимыми комментариями, чтобы понять I и II строфы.

3. Обратите внимание на композицию стихотворения. Как развивается поэтическая мысль в стихотворении? Что особенного вы видите в расположении строф? Где находится лирический герой, откуда он смотрит на собор? Что вы можете сказать о временном плане стихотворения?

Вопросы для анализа стихотворения в группах.

В помощь учащимся предлагаются словари, выдержки из статей литературоведов.

4. Как соотносятся между собой образы III строфы? Какие противоположные начала присутствуют в облике собора? Что объединяет разнородные элементы в единую гармоническую конструкцию? Какие ещё ассоциации у вас возникают в связи со строчками III строфы?

5. Как связано изображение собора с содержанием последней строфы? В чем своеобразие звучания этой строфы? Как ее фонетический строй раскрывает идею стихотворения?

6. Проанализируйте контекст, в который вписывалось это стихотворение у Мандельштама и его современников.

Предполагаемые ответы.

1. О чём это стихотворение? Как воспринимает лирический герой собор? Какой вывод звучит в стихотворении?

Это стихотворение о соборе. Поэт восторженно его описывает: лирический герой видит собор лёгким, радостным, прекрасным, похожим на человека, построенным на противоречиях. В последней строфе вывод: из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам .

2. Привлечём необходимые комментарии, чтобы понять I и II строфы.

Notre Dame построен на острове Сите в центре Парижа, где находилась древняя Лютеция, колония, основанная Римом: римское поселение среди чужого галльского народа. Напомним также, что Рим - столица католичества, Нотр-Дам - католический собор. В Римской, католической культуре Мандельштам в это время видел образец творчески-деятельного преображения человеком мира. Неслучайно многие стихи сборника "Камень", в который было включено стихотворение, связаны с темой Рима

Многие элементы Нотр-Дам связаны с готикой - направлением в архитектуре и искусстве, зародившимся в XII веке и получившим распространение в средневековой Европе. В архитектуре, где нет арок и сводов, вся "недобрая тяжесть" постройки давит только сверху вниз - как в греческом храме. А когда в архитектуре появляются свод и купол, он не только давит на стены вниз, но и распирает их вбок: если стены не выдержат, они рухнут сразу во все стороны. Чтобы этого не произошло, в Раннем Средневековье поступали просто: строили стены очень толстыми - это был романский стиль. Но в таких стенах трудно делать большие окна, в храме было темно, некрасиво.

Тогда, в Высоком Средневековье, в готическом стиле, купол стали делать не гладкий, как опрокинутая чашка, а клиньями, как сшитая тюбетейка. Это и был крестовый свод: в нем вся тяжесть купола шла по каменным швам между этими клиньями, а промежутки между швами не давили, стены под ними можно было делать тоньше и прорезать их широкими окнами с цветными стеклами. Зато там, где каменные швы с их умноженною тяжестью упирались в стены, эти места стен нужно было очень укреплять: для этого к ним снаружи пристраивали дополнительные опоры - подпружные арки, аркбутаны, которые своей распирающей силой давили навстречу распирающей силе свода и этим поддерживали стены. Снаружи эти подпружные арки вокруг здания выглядели совсем как ребра рыбьего скелета: отсюда слово ребра в IV строфе. А каменные швы между купольными клиньями назывались нервюры: отсюда слово нервы в I строфе.

3. Обратим внимание на композицию стихотворения. Где находится лирический герой, откуда он смотрит на собор? Что вы можете сказать о временном плане стихотворения? Что особенного вы видите в расположении строф?

Вот теперь этого достаточно, чтобы пересказать стихотворение своими словами по строфам: (I, экспозиция) собор на месте римского судилища красив и легок, (II, самая "техническая" строфа) но эта легкость - результат динамического равновесия противоборствующих сил, (III, самая патетическая строфа) в нем все поражает контрастами, - (IV, вывод) вот так и я хотел бы создать прекрасное из противящегося материала. В начале II и IV строф стоит слово но , оно выделяет их как главные, тематически опорные; получается композиционный ритм, чередование менее и более важных строф через одну. I строфа - взгляд изнутри под крестовый легкий свод ; II строфа - взгляд снаружи; III строфа - опять изнутри; IV строфа - опять изучающий взгляд снаружи. I строфа смотрит в прошлое, II-III- в настоящее, IV- в будущее.

4. Как соотносятся между собой образы III строфы? Какие противоположные начала присутствуют в облике собора? Что объединяет разнородные элементы в единую гармоническую конструкцию? Какие ещё ассоциации у вас возникают в связи со строчками III строфы?

Готический стиль- это система противоборствующих сил: соответственно, стиль стихотворения - это система контрастов, антитез. Гуще всего они - мы это заметили - в III строфе. Самая яркая из них: Души готической рассудочная пропасть : пропасть - это что-то иррациональное, но здесь даже пропасть, оказывается, рационально построена человеческим рассудком. Стихийный лабиринт - это нечто горизонтальное, непостижимый лес - нечто вертикальное: тоже контраст. Стихийный лабиринт: природные стихии организованы в человеческую постройку, запутанную, но сознательно запутанную. Здесь, по мнению некоторых комментаторов, Мандельштам имеет в виду нередко используемое в готических соборах украшение пола, символизирующее путь в Иерусалим.Далее. Египетская мощь и христианства робость - тоже антитеза: христианский страх Божий неожиданно побуждает возводить постройки не смиренные и убогие, а могучие, как египетские пирамиды. С тростинкой рядом дуб - та же мысль, но в конкретном образе.

Архитектурное сооружение - это не творение природы, а его подобие, выполненное с абсолютной конструктивной точностью. Собор - творение человека, сумевшего в соответствии со строгим творческим замыслом, "тайным планом", превратить материал (камень) в произведение искусства, в сложнейшую конструкцию, сочетающую рациональное и непостижимое, мощное и тончайшее, что подчеркнуто композиционным построением третьей строфы. Все разнородные элементы, из которых состоит собор, объединяет предельная выверенность, строгий технический расчет ("и всюду царь - отвес").

В подтексте образа с тростинкой рядом дуб - басни Лафонтена и Крылова: в бурю дуб гибнет, а тростинка гнется, но выживает; а за ней - еще один подтекст с контрастом, сентенция Паскаля: Человек - лишь тростинка, но тростинка мыслящая , у нас ее помнят по строчке Тютчева: ...и ропщет мыслящий тростник . А в ранних стихах самого Мандельштама тростинка, вырастающая из болота, была символом таких важных понятий, как христианство, вырастающее из иудейства. Не будем отвлекаться слишком далеко, но вы видите, как обогащается наше восприятие в связи с пониманием этих частностей, т.е. подтекста произведения.

5. Как связано изображение собора с содержанием последней строфы? В чем своеобразие звучания этой строфы? Как ее фонетический строй раскрывает идею стихотворения?

В изображенном соборе поэт видит универсальную модель творчества, в том числе и поэтического: как из тяжелого необработанного камня возникает великолепное произведение зодчества, так из "необработанного" слова создается поэтическое произведение. В самом звучании последней строфы передано возникновение из тяжести недоброй прекрасного, преодоление материала творчеством: аллитерация первых трех строк (т - р т - р // щ - р - р // щ - т - р ) сменяется в последней строке ассонансом с четырьмя ударными а (а - о - а // е - а - о // о — а ).

6. И в заключение посмотрим на контекст, в который вписывалось это стихотворение у Мандельштама и его современников.

Стихотворение было опубликовано в начале 1913 г. в приложении к декларации нового литературного направления - акмеизма, во главе которого были Гумилев, Ахматова и позабытый сегодня Городецкий. Акмеизм противопоставлял себя символизму: у символистов - поэзия намеков, у акмеистов - поэзия точных слов. Они объявляли: поэзия должна писать о нашем земном мире, а не о мирах иных; этот мир прекрасен, он полон хороших вещей, и поэт, как Адам в раю, должен дать имена всем вещам. (Вот почему Адам упомянут, казалось бы, без особой надобности в I строфе Notre Dame). И в самом деле, мы можем заметить: Notre Dame- стихотворение о храме, но это не религиозное стихотворение. Мандельштам смотрит на храм не глазами верующего, а глазами мастера, строителя, которому неважно, для какого бога он строит, а важно только, чтобы его постройка простояла прочно и долго. Это подчеркнуто в I строфе: Notre Dame- наследник трех культур: галльской (чужой народ) , римской (судия) , и христианской. Не культура есть часть религии, а религия - часть культуры: очень важная черта мировоззрения. И к этому ощущению, общему для всех акмеистов, Мандельштам добавляет свое личное: в своей программной статье "Утро акмеизма" он пишет: "Любовь к организму и организации акмеисты разделяют с физиологически гениальным Средневековьем". В своем стихотворении он прославляет Notre Dame как организацию материала трудами строителя. Мы видим, как стихотворение Notre Dame вписывалось в контекст литературной борьбы акмеизма с символизмом в 1913 г., оно гимн организации: культуре.

Вывод.

Таким образом, Мандельштам-зодчий вплетает в единую конструкцию знаки прошлых культур.В стихах Мандельштама звучит речь современного человека, но человека, живущего в пространстве культуры, сформированном многочисленными эпохами.

Домашнее задание:

Учащиеся читают сборник "Камень". Выполняют письменно задания С3, С4. Учат наизусть одно из понравившихся стихотворений.

Примеры домашних работ:

В каких образах стихотворения "Notre Dame" воплощено представление лирического героя о соборе?

Бог создал Адама, а человек - творец создал Notre Dame во славу Парижской Божьей Матери. Собор подобен человеку: "радостный" (рад жизни), "играет мышцами". Он столь же сложен и загадочен, как творение Божие. Он — единство противоположностей: мощного и тончайшего ("египетская мощь и христианства робость, с тростинкой рядом - дуб"), рационального и непостижимого ("стихийный лабиринт, непостижимый лес, души готической рассудочная пропасть"). Это произведение искусства — результат труда человеческого разума, воплощение "тайного плана". Собор выполнен с абсолютной конструктивной точностью, выверен, технически рассчитан: "и всюду царь-отвес".

Как Бог создал мир - Вселенную, так человек на протяжении веков обустраивает свой мир — Землю, "из тяжести недоброй" создаёт прекрасное на радость себе и будущим поколениям. На собор поэт смотрит глазами мастера, прославляет организацию материала трудами строителя. Звучит мотив творчества. Вид Notre Dama вдохновляет лирического героя на создание из необработанного слова прекрасного произведения искусства — поэтического.

Петров Анатолий. 11Я.

В каких произведениях русских поэтов поднимается тема "прекрасного" и что их сближает со стихотворением О.Мандельштама " Notre Dame"?

Прекрасное способно вдохновлять. Как Мандельштам пишет о Notre Dame, так А.С.Пушкин пишет о Медном всаднике в одноимённой поэме. Он восторгается гордостью и силой правителя, увековеченного в памятнике:

Какая дума на челе!

Какая сила в нём сокрыта!

......................................

О мощный властелин судьбы!

Для Пушкина памятник — символ величия Петербурга, выстроенного Петром I:

Из тьмы болот, из топи блат

Вознёсся пышно, горделиво.

Петербург - жемчужина России - вдохновляет на создание прекрасного уже не одно поколение людей.

Пушкин также пишет, что прекрасным, источником жизненных сил может быть и человек. В стихотворении "Я помню чудное мгновение" он говорит о том, что именно "гений чистой красоты", "мимолётное виденье" может возродить, исцелить душу, страдающую в заточении:

И сердце бьётся в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слёзы, и любовь.

Человек живёт, пока созерцает, переживает прекрасное, творит его; в этом счастье человека.

Шульц Ксения. 11 Я.

«Notre Dame» Осип Мандельштам

Где римский судия судил чужой народ,
Стоит базилика, - и, радостный и первый,
Как некогда Адам, распластывая нервы,
Играет мышцами крестовый легкий свод.

Но выдает себя снаружи тайный план:
Здесь позаботилась подпружных арок сила,
Чтоб масса грузная стены не сокрушила,
И свода дерзкого бездействует таран.

Стихийный лабиринт, непостижимый лес,
Души готической рассудочная пропасть,
Египетская мощь и христианства робость,
С тростинкой рядом - дуб, и всюду царь - отвес.

Но чем внимательней, твердыня Notre Dame,
Я изучал твои чудовищные ребра,
Тем чаще думал я: из тяжести недоброй
И я когда-нибудь прекрасное создам.

Анализ стихотворения Мандельштама «Notre Dame»

В 1908 году Осип Мандельштам становится слушателем Сорбонны, изучая в престижном европейском университете французскую литературу. Попутно молодой поэт очень много путешествует и знакомиться с достопримечательностями страны. Одно из самых глубоких и неизгладимых впечатлений на него производит Собор парижской Богоматери, которому в 1912 году Мандельштам посвятит свое стихотворение «Notre Dame».

Внутренний мир этого поэта весьма изменчив и непредсказуем. Поэтому, начиная читать его стихи, порой очень трудно представить, какой у них будет финал. Произведение «Notre Dame» в данном случае не является исключением. Потрясенный величием и красотой собор, автор отмечает, что «распластывая нервы, играет мышцами крестовый легкий свод». В этом здании прекрасно уживаются величие и изящество, монументальность и воздушность. Это сочетание будоражит воображение Осипа Мандельштама, в котором чувство страха борется с чувством восхищения. Точно из таких же противоречий состоит и сам собор, мощный купол которого давно бы уже рухнул, если бы о нем не «позаботилась подпружных арок сила». Продуманная до мелочей конструкция при этом выглядит настолько головокружительно, что поэт не устает любоваться собором и постепенно не только проникается его духом, но и понимает, почему это сооружение по праву считается одним из самых красивых в мире.

Изучая собор изнутри, автор приходит к удивительному открытию, отмечая, что здесь органично сплелись воедино «души готической рассудочная пропасть, египетская мощь и христианства робость». Хрупкость тростника в храме соседствует с массивностью дуба, и при этом «всюду царь – отвес».

Поэт искренне восхищается мастерством древних зодчих, хотя прекрасно понимает, что для возведения такого собора понадобилось огромное количество времени и сил. При этом строительные материалы, не отличающиеся современностью и изысканностью, выглядят так, словно бы храм собирали из воздушных пушинок. Эта загадка не дает покоя Мандельштаму, который, обследуя самые дальние закоулки собора, так и не может найти ответ на свой вопрос: как именно из камня, дерева и стекла можно было создать такой архитектурный шедевр? Обращаясь к собору, поэт отмечает: «Я изучал твои чудовищные ребра». Причем, делал это с особым вниманием, пытаясь постичь тайну «Notre Dame». Однако выводы, которые сделал поэт, лежат не в материальной, а в философской плоскости. «Из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам…», - отмечает автор, подразумевая, что слова являются таким же строительным материалом, как и камне. Необтесанным и грубым. Но если у человека есть дар, то даже при помощи такого «материала» можно «соорудить» настоящий литературный шедевр, которым даже спустя века будут восхищаться благодарные потомки.

Стихотворение «Notre Dame» было написано юным Мандельштамом в 1912 г. и вошло в его первый поэтический сборник «Камень» (1916).

Литературное направление и жанр

В 1913 г. стихотворение было опубликовано в приложении к манифесту (декларации) акмеизма как его идеальный образец. Суть стихотворения соответствует акмеистическому постулату о том, что поэзия должна находить предмет изображения в обыденном, земном. Акмеизм – поэзия точных слов и осязаемых предметов. Таким предметом Мандельштам избирает «Notre Dame».

Тема, основная мысль и композиция

Название стихотворения указывает на предмет описания – Собор Парижской Богоматери.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Каждая строфа – новый взгляд на предмет, новый поворот мысли. Таким образом, целое складывается из гармоничных частей. Стихотворение подобно величественному собору, который воспринимается лирическим героем как живой организм.

Первая строфа – это взгляд лирического героя изнутри на свод собора. Вторая строфа – описание собора снаружи. Третья и четвёртая строфы – более пристальное рассмотрение собора изнутри и снаружи. Такое перекрёстное чередование гармонирует с крестообразным сводом собора, находкой 12 века.

Композиция стихотворения связана не только с описанием собора, но и рассуждением разглядывающего его лирического героя о прошлом, настоящем и будущем человечества и его самого в контексте исторического и культурного развития.

Первая строфа описывает прошлое человечества: собор был заложен в конце 12 в. на месте, где когда-то была римская колония. Сравнивая впервые применённую крестообразную конструкцию свода с первым человеком Адамом, Мандельштам обращается к теме первого, нового, открытия в человеческой истории и культуре.

Вторая и третья строфы описывают собор как сочетание трёх культур: римской классической античной, галльской (языческих) и христианской как духовного наполнения материального творения архитекторов.

Третья строфа обращена в будущее. Мандельштам, которому 21 год, стремится к созданию «прекрасного», подобного гармоничному собору, состоящему из «чудовищных рёбер».

Мандельштам, как и Адам, должен правильно назвать земные вещи, и в этом предназначение поэта с точки зрения акмеизма. Тема стихотворения – предназначение поэта и его связь с культурным наследием всего человечества. Основная мысль – связь всех предметов и вещей: прошлого и будущего, христианства и язычества, безобразного и прекрасного, художника и его творения.

Тропы и образы

Основную мысль лучше всего отражает основной символ этого стихотворения – камень. Это идеальный материал, воплощение всего земного. Камень наполняется мудростью веков, становясь собором.

Стихотворение построено на контрастах и противопоставлениях. Эта структура продиктована архитектурным стилем собора. Готика – система противоборствующих сил. Собор, как совершенный организм, объединяет в себе противоположности. Кажущийся изнутри лёгким свод собора давит с такой силой, что нужны подпружные арки для подержания этого «тарана».

Третья строфа целиком строится на контрастах. Лабиринт и лес – образы горизонтальных и вертикальных препятствий. Лабиринтом иногда выкладывался пол в готических храмах, он был символом пути в горний Иерусалим. Образ густого леса, в котором заблуждается человек, традиционный для культуры, используется, например, в «Божественной комедии» Данте.

Противопоставляются дуб и тростинка как разнородные элементы собора (толстое и тонкое). В этом противопоставлении философская глубина: человек как мыслящий тростник (по словам Паскаля) во всей его уязвимости и непонимании противопоставлен человеку другого мировоззрения, всё понимающему и уверенному в себе.

Египетская (языческая) мощь противопоставляется христианской робости. Рассудочная пропасть – это оксюморон. Пропасть не может быть разумной, но для готической души, объединяющей противоположности, мир выглядит именно так.

В последней строфе противопоставлено чудовищное прекрасному, как материал, из которого создаются шедевры («недобрая тяжесть»), противопоставлен творению человеческих рук.

На олицетворении собора строится всё стихотворение. У собора есть чудовищные рёбра, свод играет мышцами, распластывая нервы.

Эпитеты стихотворения очень эмоциональны: дерзкий свод, непостижимый лес, чудовищные рёбра, недобрая тяжесть. Большинство эпитетов метафорические. Встречаются и отдельные метафоры: «всюду царь – отвес».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом с множеством пиррихиев, из-за чего стихотворение не имеет искусственной строгой ритмичности. Рифмовка в строфах кольцевая. Исследователи подметили, что фамилия автора рифмуется с первой и последней строками четвёртой строфы-вывода. Кажется, что Мандельштам подписывается под стихотворением.

  • «Ленинград», анализ стихотворения Мандельштама

Произведение относится к раннему периоду творчества Мандельштама. Оно было опубликовано в 1913 году вместе с манифестом нового направления в поэзии - акмеизма. В противоположность символистам, которые писали о выдуманных иных мирах, акмеисты считали, что поэты должны писать о прекрасных земных вещах, которым поэт должен дать названия, подобно Адаму в раю (поэтому его упоминание в первой строфе стихотворения не случайно).

Стихотворение описывает восторг при созерцании величественного здания собора Парижской богоматери. Но анализ стихотворения "Notre Dame" невозможен без знания некоторых фактов из истории и архитектуры. Собор построен на острове Сите, где во времена Римской империи находилась Лютеция - римское поселение среди галлов («народ чужой»). При строительстве собора использовалось новаторское достижение готического стиля - крестовый свод, который снаружи укреплялся подпружными арками. Внешне они напоминают рыбий скелет («чудовищные ребра»). Собор является продолжателем трех культур - галльской, римской и христианской.

Анализ стихотворения "Notre Dame" несложен. Стихотворение построено на контрастах: «радостный и легкий» крестовый свод, каким он видится внутри помещения, конечно же, имеет «массу грузную». Но поскольку наружные арки поддерживают свод и стены, то таран свода не задействован. В третьей строфе антитез еще больше. Самая выдающаяся из них о готической душе создавшей неосознаваемое, что названо рассудочной пропастью. Пропасть - это что-то стихийное, не поддающееся рассудку, но, оказывается, она рационально продумана человеком. Робость христиан перед Богом, тем не менее, позволила создать храм, по грандиозности не уступающий египетским пирамидам. Стихотворение воспевает творение человека, посвященное Богу, но главной темой является не религиозная, а тема организации материала трудом архитекторов и строителей («всюду царь - отвес»).

Восхищение лирического героя грандиозным строением приводит к выводу, что как из камня можно создать такое легкое, устремленное ввысь здание, полное света и красоты, так и из обычных слов можно создавать прекрасные поэтические произведения, подобные лучшим образцам архитектуры. Стихи должны так же впечатлять своей легкостью и изяществом, как бы ни был долог и труден для поэта процесс их создания.