Общество социологической концепции г спенсера. Социология Г. Спенсера

1. Французский ученый Огюст Конт считается родоначальником социологии. СОЦИОЛОГИЯ, по его мнению, должна быть позитивным изучением совокупности фундаментальных законов, охватывающих социальные явления, которые рассматриваются во. взаимосвязи:

  • для рассмотрения общества ввел термины "порядок" (уравновешенность групп и членов, общества, объединенных общими идеями и целями) и "прогресс" (использование знаний о законах развития и функционирования общества для решения назревших проблем);
  • в социологии выделил два основополагающих раздела: "статику" (изучение социальных и культурных институтов, формирующих общество) и "динамику" (анализ общества через выявление социальных изменений и прогресса);
  • принимал общество как живой организм, обладающий собственНОЙ структурой, каждый элемент которой должен рассматриваться с точки зрения полезности для общественного блага;
  • выделил четыре структурных элёмента (класса) в социальной структуре общества: 1) ученые; 2) банкиры, торговцы и предприниматели; 3) земледельцы; 4) рабочие. Отношения между классами основываются на разделении. труда и координации их деятельности. Достичь социального согласия этим группам удается при помощи социальных институтов: семьи, государства и религии.

Также О.Конт сформулировал закон трех стадий прогресса человеческого общества в соответствии с развитием человеческого разума: теологическая. метафизическая. позитивная.

Теологическая стадия (с древнейших времен до 1300 г.) характеризуется господством религиозного мировоззрения, существованием натурального хозяйства, преобладанием военно-авторитарных политических режимов, дающая сверхъестественное объяснение природным явлениям, Она делилась Коном на три периода: фетишизм, политеизм и монотеизм. На этапе фетишизма люди приписывали жизнь внешним предметам и видели в них богов. В период политеизма жизнью наделялись "фиктивные существа" (греческие, римские боги), вмешательством которых объяснялось все происходящее. Эпоха монотеизма принесла единобожие в лице христианства;



метафизическая стадия (1300 - 1800 гг.) характеризуется разрушением католицизма, старых верований и связанного с ними общественного порядка. Но эта эпоха породила революцию, "анархическую республику", индивидуализм, либерализм, демократию, выступающие как главное препятствие нормальному развитию общества;

позитивная стадия (XIX в.) характеризуется распространением наук и ростом их общественного значения, повсеместным развитием ремесел и промышленности. Достоянием истории становятся военный дух и милитаристский образ жизни; на смену аристократии приходит социократия - правление ученых, владеющих социологическими знаниями. На место старой, традиционной религии приходит позитивизм, проповедывающий всеобщую любовь и поклонение личности, обществу, человечеству.

2. Герберт Спенсер (1820-1903) был одним из самых ярких прёдставителей натуралистической ориентации в социологии, утверждавший, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии».

Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм.

Эволюция - это интеграция материи.

Спенсер выделяет. неорганическую эволюцию (развитие Земли, Вселенной); органическую (биологическую и психологическую); надорганическую (социальную, морально-этическую).

В основе механизма социальной эволюции в теории Спенсера лежат три фактора:

1. возникает дифференциация ролей, функций, власти, престижа и собственности, так как люди в основе своей неравны с точки зрения приобретенного наследства, индивидуального опыта, условий, в которых они живут, случайностей, лишений, с которыми сталкиваются.

2. существует тенденция к усилению неравенства, углублению специализации ролей, росту неравенства власти и достатка. В результате первоначальные дифференциации, постепенно расширяются.

3. общество начинает делиться на фракции, классы, группы по классовым, национальным или профессиональным различиям. Появляются границы, охраняющие эти объединения, поэтому возвращение к гомогенности становится невозможным.

Чтобы подчеркнуть направление, в котором движется эволюционный процесс, Спенсер впервые ввел полярную, дихотомическую типологию обществ. В ней противоположные идеальные типы представляют собой стартовую и конечную точки хронологической последовательности.

Военное общество - это распространение армейской организации на все сферы общественной жизни. Отсюда не только запретительное право, единственно допустимое в промышленном обществе, но и прямая регламентация того, -что следует делать. В военной организации каждый член общества занимает предназначенное ему положение, будучи пожизненно «приписан» к определенной позиции в организационной иерархии. Вознаграждение за труд и почести распределяются здесь, как правило, не по его качеству и квалификации, а согласно позиции и рангу в иерархии. Право охраняет не интересы индивида, личности, а в первую очередь незыблемость статусной иерархии власти. Соответственно, структура обществ военного типа жесткая, малоподвижная и сопротивляется всяким изменения Люди в них консервативны и малоинициативны, плохо приспосабливаются к новым условиям, как и общество в целом. Среди обществ, наиболее приближающихся к военному типу, Спенсер называет Древний Египет, Спарту, Россию.

Промышленный тип общества - это аналог «современного общества». В обществе, длительно живущем в условиях неизбежно слабеет принуждение, возрастают гибкость подвижность социальной организации. Индивиды не прикованы статусно к одному месту или занятию и свободно меняют свои социальные позиции. Сплачивающими силами вместо примитивного принуждения становятся знание и приобретенная психологическая гибкость, уживчивость людей. Отношения в промышленном обществе - это совокупность идеальных условий - которые должна создать социальная эволюция. Среди таких условий названы: децентрализация; торжество принципа «разрешено все, что не запрещено законом»;

8 Основное содержание символического интеракционизма.

Как широкая теория, символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века, в Чикагской школе. Основателем его является американский социолог Джордж Мид. Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом, в этой теории общество рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие. Другими словами, общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей, ибо только здесь обнаруживает себя значимый символ, определяющий акт поведения. Определение значимого символа происходит в сознание человека, которое наполняется смыслами, исходящими из внешнего мира. Символический интеракционизм сосредотачивается на анализе символических аспектов социальных взаимодействий. Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет, из себя для других в социальном мире. Символических интеракционистов объединяет не строгая теория, а общность видения социального процесса, трактуемого как процесс выработки и изменения социальных значений, постоянного определения и переопределения ситуаций взаимодействия их участниками. В ходе этого переопределения меняется и объективная (с точки зрения взаимодействующих индивидов) среда социальной деятельности, ибо мир, по представлениям интеракционистов, имеет полностью социальное происхождение. Различные группы вырабатывают различные миры, которые меняются в процессе изменения значений в ходе социального взаимодействия.

В первые десятилетия нашего века изучение Я - концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Я - концепция (лат. conceptus – понятие) - система представлений человека о самом себе. Формирование Я– концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я – концепции выступают:

1. Сравнение себя с другими

2. Свидетельства восприятия другими

3. Оценка результатов деятельности

4. Переживание внутренних состояний

5. Восприятие своего внешнего облика

Символический интеракционизм опирается на три основные посылки:

  • Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений - символов, которыми они наделяют элементы своего окружения.
  • Во-вторых, эти значения (способ связи явления и символа) выступают продуктом социального повседневного межличностного взаимодействия – интеракции.
  • И, наконец, в-третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. "Я" и "другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения.

Другие концепции, символического интеракционизма.

По Блумеру Символический интеракционизм покоится на 3 базовых посылках:

  • Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как социальные силы. Символический интеракционизм предлагает детерминизм значений.
  • Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.
  • Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

Значительное место в работах, Блумер уделил коллективному поведению людей. Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования. Блумер выделяет такие формы спонтанного поведения, как:

  • толчения
  • коллективное возбуждение
  • соц. Инфекция

Которые при определенных условиях способны вылиться в новые формы группового и институционального поведения:

  • действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и ожидании, нет признанного лидерства)
  • экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений)
  • масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены значением какого-либо события)
  • общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия).

Кульминация научного и обществ, успеха Символического интеракциониста пришлась на 70-80-е гг. В эти же десятилетия сформировались такие направления, как социальная феноменология и этнометодология, родственные Символическому интеракционизму и основывающиеся на том же самом мировоззренческом фундаменте.

Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана

Реферат

На тему: «Социологическая концепция Герберта Спенсера»

Выполнил: Мацак Александр

Группа : РК6-32

Москва 2010
Введение

Герберт Спенсер (родился 27 апреля 1820 года в Дерби, умер 8 декабря 1903 года в Брайтоне), английский социолог, считается основоположником позитивизма, наравне с другими социологами. Работал техником, инженером на железной дороге (1837-1841 гг.), писал публикации в журнал «Экономист» (1848-1853 гг.). Многосторонне образованый, он был серьёзно знаком с современными ему научными достижениями в математике и естествознании. Работал в основном с книгами и бумагами, поэтому прослыл «кабинетным ученым». Самостоятельно работая над собой, достиг высшего технического образования, смог стать великим учёным-энциклопедистом и оставить значительное наследие в науке.

Спенсер придерживался убеждений своего времени: эволюционизм, философия как синтез всех наук привлекали его. Его система единой науки изложена в труде «Основные начала» (1862), с первых глав которой нам утверждают, что мы ничего не можем знать о последней реальности. Вторая часть труда содержит космическую доктрину эволюции (теория прогресса), являющуюся, по мнению Спенсера, универсальным принципом, лежащим в основе всех областей знания и их суммирующим. В 1852, за семь лет до того как Ч. Дарвин в своем «Происхождении видов» выдвинул теорию эволюции, Спенсер написал статью «Гипотеза развития», где излагались понятия об эволюции, следующие в основном из теорий Ламарка и Бэра. После этого Спенсер признал естественный отбор одним из факторов эволюции (он и есть автор термина «выживание наиболее приспособленных»). Основываясь на фундаментальных законах физики и идеи об изменении, Спенсер понимает эволюцию как «интеграцию материи, сопровождаемой рассеянием движения, переводящей материю из неопределённой, бессвязной однородности в определённую, связную разнородность, и производящей одновременно тому превращение сохраняемого материю движения». Все вещи одинакового происхождения, наследуют одинаковые черты, но в процессе адаптации к окружающей среде, происходит их различение; когда процесс приспособления заканчивается, возникает связная, упорядоченная Вселенная. В конечном итоге все во Вселенной достигает состояния полной адаптированности к окружающему миру, но такое положение малоустойчиво. Поэтому, последний этап в эволюции - не что иное, как повторение первого этапа только в процессе «рассеяния», за которым, после завершения цикла, опять следует развитие.

В 1858 Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической философии», которое должно было включать 10 томов. Главные принципы «синтетической философии» Спенсера были сформулированы на самом первом этапе реализации его программы, в Основных началах. В других томах давалась интерпретация в свете этих идей различных частных наук. В серию также вошли: «Принципы биологии» (1864-1867); «Принципы психологии» (в одном томе - 1855, в 2 - х томах - 1870-1872); «Принципы социологии» (1876-1896), «Принципы этики» (1892-1893).

Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: «Социальная статика» (1851) и «Социологические исследования» (1872) и восемь томов, содержащие систематизированные социологические факты, «Описательная социология» (1873-1881). Спенсер - основоположник «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, - это почти такой же живой организм, подобно тем, что рассматриваются биологической наукой. Общества способны создавать и контролировать самостоятельно процессы адаптации, и тогда они развиваются в сторону милитаристского режима; но они так же способны и на свободную и пластичную адаптацию, и в этом случае они превратятся в промышленно развитые государства.

Социальная эволюция является процессом возрастающей «индивидуализации». В «Автобиографии» (1904) предстаёт ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, но почти что лишённый чувства юмора и романтических устремлений.

Эволюционизм Спенсера

Как один из основоположников органической школы, Спенсер, следом за Огюстом Контом ввел в социологию идею изменчивости и "плавного" эволюционизма.

Принципы эволюционистской социологии Спенсера - "возрастающая связанность", "переход от гомогенности к гетерогенности", "определенность", - описывающие морфологическую структуру общества, позволяли английскому социологу-позитивисту провести аналогию между биологической и социальной эволюцией, между живыми организмами и обществом. В свою очередь, это давало возможность применения в социологии естественнонаучных методов, что и составляло одну из целей позитивистского подхода к обществознанию.

В своем главном социологическом произведении - "Основаниях социологии" (1876-1896) - Спенсер проводил аналогии между сословиями и классами общества, которые выполняют различными функции, и разделению функций между органами живого тела. Однако какие-то личности, по мысли Спенсера, намного более самостоятельны, по сравнению с биологическими клетками. Подчеркивая свойство саморегуляции в живой материи, Спенсер на этом основании ставил под сомнение значимость государственных форм, рассматривая их в качестве инструментов насилия в большей мере, чем агентов регуляции.

Двумя полюсами эволюции общества английский социолог признавал военный и промышленный типы устройства общества. Эволюция идет по направлению от первого ко второму. В той мере, в какой закон выживания наиболее приспособленного реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу, характеризующемуся, прежде всего дифференциацией, основанной на личной свободе. Для Спенсера социальные революции это болезнь общества, а социалистическое переустройство это что-то противоположное органическому единству социальной системы и эволюционному прогрессу, при котором выживают только наиболее и одаренные. Кроме перечисленных, к числу важнейших его работ еще относятся "Начала социологии", "Грядущее рабство".

Спенсер рассматривает общество как особое бытие, хотя и слагаемое из отдельных единиц, но постоянно сохраняемых в пределах их группировки как целостность. Это, по его мнению, указывает на конкретность составляемого ими агрегата.

Не располагая необходимыми практическими данными о функционировании сложной социальной системы именуемой обществом (потому что эмпирическая социология появилась лишь в начале XX столетия), Спенсер в своих работах старался провести последовательную аналогию между биологическим организмом и обществом как социальным организмом.

Спенсер называет два больших типа агрегатов, с которыми можно сопоставить общественный агрегат: тип агрегатов органических и тип агрегатов неорганических. Спенсер выдвигает идею о том, что общество есть организм и сравнивает животный организм с организмом общественным.

  • Животные организмы обнаруживают постепенное увеличение в своей массе. Этот факт даже является одним из отличительных признаков живого организма. Общественный же организм растет обычно до того времени, когда общество распадается на несколько других, или до тех пор, пока оно не будет поглощено каким-либо другим обществом. Эта черта может считаться одновременно и чертой сходства, и чертой различия между двумя этими организмами.
  • Наряду с увеличением в размерах и у животных и у общества наблюдается и увеличение сложности строения.
  • Прогресс, в структурной дифференциации, сопровождается в обоих случаях прогрессивной дифференциальной функцией. Отделы, на которые распадается масса тела, становятся все более несхожими между собой. Разнообразие их наружных форм и внутреннего сложения влечет за собою и разнообразие тех действий, которые они выполняют. То же самое справедливо по отношению к тем частям, на которые распадается общество.

Разделение труда, впервые указанное экономистами как общественное явление и следом признанное биологами за феномен органической жизни и названное ими "физиологическим разделением труда" - это собственно та характерная черта, как в обществе, так и в животном мире, которая делает каждое из них живым целым. В обществе взаимная зависимость среди всех его частей так же строга, как и в животном организме.

Обычный живой организм рассматривается как народ, складывающийся из отдельных единиц, живущих каждая своей индивидуальной жизнью, притом кое-какие из них обладают довольно значительной степенью независимости, потому народ, сформированный из человеческих существ, может рассматриваем как организм. В социальном организме, как и в индивидуальном, выделяется жизнь целого, совсем отличная от жизней отдельных единиц, однако и слагающаяся из этих последних.

Дискретность социального организма не препятствует разделению функций и взаимной зависимости его частей, но она не позволяет дифференциации зайти так далеко, чтобы одна часть стала органом чувства и мысли, а другие части из-за этого утратили всякую чувствительность. В социальном организме его составные единицы, не находясь в непосредственном соприкосновении, и будучи удерживаемы в своих относительных положениях с меньшей строгостью, не могут разграничиваться в такой мере, чтобы одни из них стали совершенно бесчувственными, а остальные монополизировали себе всякое чувство. В действительности и тут существуют слабые остатки подобный дифференциации. Человеческие существа несходны между собою по отношению к количеству ощущения и чувства, вызываемых в них одинаковыми причинами, в одних из них замечается значительная черствость, в других - значительная восприимчивость. Контрасты этого рода могут быть постоянно наблюдаемы в пределах одного и того же общества даже тогда, когда его члены принадлежат к одной и той же расе; но особенно в тех случаях, когда члены его принадлежат к двум различным расам - господствующей и покоренной.

Основное различие между двумя родами организмов, социальном и биологическом, состоит в том, что в первом сознание сконцентрировано в одной небольшой части агрегата, а во втором агрегате оно разлито по всему организму.

Общество, как и биологический организм, обнаруживает в процессе своего развития общественный рост. Он совершается путем слияния общественных групп различных степеней. Первичная общественная группа, подобно первичной группе физиологических единиц, с которой начинается органическое развитие, никогда не достигает значительного размера путем обычного разрастания.

Общественный рост, подобно росту живого существа, обнаруживает перед нами основную черту развития с двух ее сторон. И в том, и в другом случае интеграция обнаруживается двояким образом: в достижении более объемистой массы, и в прогрессивном приближении этой массы к тому состоянию сплоченности, которое обусловливается тесным сближением ее частей. Еще одним способом роста является миграция, этот вид роста не находит аналогии в органическом росте.

В обществах, как и в живых существах, возрастание общей массы сопровождается обыкновенно возрастанием сложности строения, параллельно с той интеграцией, которая составляет первичную черту развития, заключающуюся в дифференциации. Маленькая общественная масса отличается однородностью своего состава, но как только она начинает расти, обычно увеличивается и ее разновидность; верно и обратное: чтобы достичь значительного объема потребуется значительная разнородность.

Итак, как в индивидуальном, так и в общественном организмах процесс агрегации постоянно сопровождается прогрессом организации, причем этот последний следует в обоих случаях тому же самому закону, заключающемуся в том, что последовательные дифференциации подвигаются всегда от более общего к более специальному. Прежде всего появляются крупные и простые отличия между частями; затем в каждой их этих грубо обозначенных частей наступают изменения, разделяющие их на несходные между собою отделы; после того в этих несходных между собою подотделах возникают новые несходства, и так далее.

Изменения в строении не могут иметь места без изменений в функции. Существуют такие функциональные особенности, которые не подразумеваются напрямую особенностями строения.

Если организация состоит в таком устройстве целого, при котором его части получают возможность выполнять взаимозависимые действия, то низкая организация должна отличаться сравнительной независимостью частей друг от друга, а высокая, наоборот, такою сильною зависимостью каждой части от остальных, что разлучение их должно вести к гибели.

Низшие животные агрегаты построены таким образом, что каждая из их частей сходна по внешности с каждою из остальных и выполняет также действия, что и остальные: а потому самопроизвольное или искусственное разделение такого агрегата остается почти без всякого влияния на жизнь отдельных одна от другой частей.

Но в высокоорганизованных агрегатах, индивидуальных и общественных, дело обстоит совершенно иначе. Мы не можем разрезать млекопитающее животное надвое, не причинив ему немедленной смерти. Оторвать голову птице – значит убить ее.

· Герберт Спенсер был одним из самых ярких прёдставителей натуралистической ориентации в социологии, утверждавший, что «невозможно рациональное понимание истин социологии без рационального понимания истин биологии».

· Опираясь на эту идею, Г.Спенсер развивает два важнейших методологических принципа своей социологической системы: эволюционизм и органицизм.

a) Спенсер выделяет:

Неорганическую эволюцию (развитие Земли, Вселенной);

Органическую (биологическую и психологическую);

Надорганическую (социальную, морально-этическую).

В основе механизма социальной эволюции в теории Спенсера лежат три фактора:

Возникает дифференциация ролей, функций, власти, престижа и собственности, так как люди в основе своей неравны с точки зрения приобретенного наследства, индивидуального опыта, условий, в которых они живут, случайностей, лишений, с которыми сталкиваются.

Существует тенденция к усилению неравенства, углублению специализации ролей, росту неравенства власти и достатка. В результате первоначальные дифференциации, постепенно расширяются.

Общество начинает делиться на фракции, классы, группы по классовым, национальным или профессиональным различиям. Появляются границы, охраняющие эти объединения, поэтому возвращение к гомогенности становится невозможным.

Чтобы подчеркнуть направление, в котором движется эволюционный процесс, Спенсер впервые ввел полярную, дихотомическую типологию обществ.

Военное общество - это распространение армейской организации на все сферы общественной жизни. Отсюда не только запретительное право, единственно допустимое в промышленном обществе, но и прямая регламентация того, что следует делать. Право охраняет не интересы индивида, личности, а в первую очередь незыблемость статусной иерархии власти. Среди обществ, наиболее приближающихся к военному типу, Спенсер называет Древний Египет, Спарту, Россию.

Промышленный тип общества - это аналог «современного общества». Индивиды не прикованы статусно к одному месту или занятию и свободно меняют свои социальные позиции. Сплачивающими силами вместо примитивного принуждения становятся знание и приобретенная психологическая гибкость, уживчивость людей. Отношения в промышленном обществе - это совокупность идеальных условий. Среди таких условий названы: децентрализация; торжество принципа «разрешено все, что не запрещено законом».

b) Органицизм: уподобление общества организму.

Общество - агрегат (совокупность) индивидов (индивиды - клетки, физиологические единицы), характеризующийся определённым сходством и постоянством их жизни. Оно подобно биологическому организму - растёт (а не строится, поэтому Спенсер выступал противником всяких реформ) и увеличивается в своём объёме, одновременно усложняя структуру и разделяя функции.



Общество состоит из 3-х относительно автономных частей (систем «органов»):

ü Поддерживающая - производство необходимых продуктов.

ü Дистрибутивная (распределительная) - разделение благ на основе разделения труда (обеспечивает связь частей социального организма)

ü Регулятивная (государство) - организация частей на основе их подчинения целом


Основное содержание символического интеракционизма.

· Как широкая теория, символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века, в Чикагской школе. Основателем его является американский социолог Джордж Мид .

· Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом.

· Общество в этой теории рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие. Другими словами, общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей, ибо только здесь обнаруживает себя значимый символ, определяющий акт поведения.

· Символический интеракционизм сосредотачивается на анализе символических аспектов социальных взаимодействий.

· Основной принцип интеракционизма тот, что индивид воспринимает (оценивает) себя в соответствии с оценками других, то есть личность становится для себя тем, что она есть через то, что она представляет, из себя для других в социальном мире.

· В первые десятилетия нашего века изучение Я - концепции временно переместилось из традиционного русла психологии в область социологии. Я - концепция (лат. conceptus – понятие) - система представлений человека о самом себе. Формирование Я– концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей. Основными источниками Я – концепции выступают:



ü Сравнение себя с другими

ü Свидетельства восприятия другими

ü Оценка результатов деятельности

ü Переживание внутренних состояний

ü Восприятие своего внешнего облика

· Символический интеракционизм опирается на три основные посылки:

a. Во-первых, люди реагируют на окружающую среду в зависимости от тех значений-символов, которыми они наделяют элементы своего окружения.

b. Во-вторых, эти значения (способ связи явления и символа) выступают продуктом социального повседневного межличностного взаимодействия – интеракции.

c. В-третьих, эти социокультурные значения подвержены изменениям в результате индивидуального восприятия в рамках такого взаимодействия. "Я" и "другие" образуют единое целое, поскольку общество, представляющее собой сумму поведений составляющих его членов, накладывает социальные ограничения на поведение индивида. Хотя чисто теоретически и возможно отделить Я от общества, интеракционизм исходит из того, что глубокое понимание первого неразрывно связано со столь же глубоким пониманием второго - в том, что касается их взаимозависимого отношения.

· По Блумеру: Символический интеракционизм покоится на 3 базовых посылках:

ü Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как социальные силы. Символический интеракционизм предлагает детерминизм значений.

ü Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.

ü Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

· Значительное место в работах, Блумер уделял коллективному поведению людей. Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования.

· Блумер выделяет такие формы спонтанного поведения, как:

ü Толчения

ü коллективное возбуждение

ü соц. Инфекция

Которые при определенных условиях способны вылиться в новые формы группового и институционального поведения:

ü действующая толпа (спонтанно образованная группа, без общих значений и ожидании, нет признанного лидерства)

ü экспрессивная толпа (эмоциональные порывы - карнавалы, ритуальные танцы - как эмоциональная разрядка от тревожащих значений)

ü масса (спонтанное коллективное группирование людей, которые возбуждены значением какого-либо события)

ü общественность (спонтанная коллективная группа, но в общественности индивиды взаимодействуют друг с другом, демонстрируют рациональные, критические действия).

· Кульминация научного успеха Символического интеракциониста пришлась на 70-80-е гг. В эти же десятилетия сформировались такие направления, как социальная феноменология и этнометодология, родственные Символическому интеракционизму и основывающиеся на том же самом мировоззренческом фундаменте.

8. Основные идеи марксистской социальной философии.

Идея прогресса, разрабатываемая первоначально в социальной фило­софии, получает постепенно естественнонаучное подтверждение. Особое значение в этом плане имела концепция эволюционного развития в биоло­гии. После выхода в свет работ Ч. Дарвина идея эволюционизма прочно утверждается в философии и науке, стимулируя формирование новых ис­следовательских программ и методологических установок. Проникает эта идея и в социологию, определяя теоретический статус зарождающейся науки, акцентируя внимание исследователей на генетическом объяснении изучаемых явлений. В этой своей направленности социология тесно смы­калась с историческими дисциплинами, нацеленными на изучение перво­бытных формаций, этнографии, фольклора и т. д. Поэтому в качестве представителей этого направления в социологии выступали не только чис­тые социологи, но и ряд видных специалистов в области вспомогательных дисциплин истории. Но какое бы предпочтение эмпирическому материалу ни отдавали исследователи, все они придерживались более или менее однознач­ной теоретической установки, а именно стремились установить общие зако­ны эволюции, что и позволяет отнести их к сторонникам эволюционизма. Таковыми, в частности, являются Льюис Г. Морган (1818-1881), Джон Ф. Макленнон (1827-1881), Иоган И. Боховен (1815-1887), Эд­вард Б. Тайлор (1832-1917), Джеймс Фрезер (1854- 1941). Но особое значение в пропаганде идей эволюционизма сыграли работы Г. Спен­сера. Герберт Спенсер (1820-1903) - выдающийся английский фило­соф и социолог.

Спенсер отличался необыкновенной эрудицией и работоспособностью. Оставленное им наследие огромно. Фундаментальный десятитомный труд,


Задуманный как энциклопедический синтез всех наук на принципах эво­
люционизма, был опубликован в 1862-1896 годах. Этот труд включал:
«Основные начала» (1862), «Основания биологии» (1864-1867), «Основа­
ния психологии» (1870-1872), трехтомный труд «Основания социологии»
(1876-1896), «Социология как предмет изучения» (1903), «Основания
этики» (1879-1893). "

Творчество Спенсера с наибольшей полнотой воплотило основные идеи эволюционизма, оказало большое влияние на интеллектуальную ат­мосферу той эпохи. Теоретические взгляды Спенсера формировались главным образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Так, в частности, Спенсер высоко оценил «Происхождение видов» Ч. Дарвина. Большое влияние на Спенсера ока­зали также труды А. Смита и Р. Мальтуса, английских утилитаристов, проповедовавших идеи радикального буржуазного либерализма и индиви­дуализма. Придерживаясь крайней версии либерализма, Спенсер горячо защищал принципы индивидуальной свободы и свободы конкуренции. Всякое вмешательство в естественный ход событий, тем более социаль­ное планирование, по мнению Спенсера, приводит лишь к биологическому вырождению, поощрению «худших за счет лучших». Спенсер выступал за ограничение роли государства в общественной жизни вплоть до отказа бед­ным в помощи или заботе о воспитании детей. Критиковал он и колониальную экспансию, поскольку она ведет к усилению государственной бюрократии.



Основные идеи «синтетической философии» Спенсера звучат сейчас как анахронизм, но в свое время они были популярны. Среди эволюционистов лишь Спенсер предпринял попытку создания всеохватывающей философской системы. Фундаментальные положения Спенсер формулирует в терминах ме­ханики: вещество, движение, сила. Из этих абсолютно всеобщих положений (закона постоянства вещества и силы) выводится закон эволюции. Идея все­общей эволюции - центральный пункт мировоззрения Спенсера. Все его уси­лия были направлены на обоснование этой идеи.

Эволюция любого объекта характеризуется переходом от бессвязности к связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к опре­деленности. Спенсер предлагает следующее определение центрального понятия своей философской системы: «Эволюция есть интеграция вещест­ва, которая сопровождается рассеянием движения и в течение которой ве­щество переходит из состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной связной разнородности, а сохраненное вещест­вом движение претерпевает аналогичное превращение» . Пре­дел, за который эволюция не может перейти, - равновесие системы.

В случае нарушения равновесия начинается распад, который со време­нем переходит в новый эволюционный процесс. Все, что существует, про­ходит через этот цикл развития и распада.


Спенсер выделяет три вида эволюционных процессов: неорганический, органический и надорганический. Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не могут быть сведены к зако­нам низших фаз. Так, в надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в неорганическом и органическом мире. Общест­во - часть природы, и в этом смысле такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно, в результате «общественного договора» или божественной воли. Спенсер разделяет представления Гоб-бса о том, что человек в естественном состоянии «в значительной мере ан­тисоциален». Человек становится социальным существом в ходе длитель­ной эволюции первобытных сообществ в надорганические социальные системы. Как и Мальтус, главным фактором социогенеза он считает чис­ленный рост популяции, потребовавшийся для выживания и приспособле­ния социальной организации, которая в свою очередь способствовала вы­работке и развитию социальных чувств, интеллекта, трудовых навыков. Суть и содержание этой естественной эволюции - социализация человека.

На этой основе он переходит от общего рассмотрения идеи эволюции к характеристике общественного развития. Социология завершает философ­скую систему Спенсера.

Программа социологии Спенсера изложена в «Основаниях социоло­гии». Здесь впервые дано систематическое изложение предмета, задач и проблематики новой общественной науки. Эта книга была переведена на многие языки, способствовала не только разработке, но и пропаганде со­циологии.

Спенсер уделяет значительное внимание обоснованию самой возмож­ности социологии как науки, подвергает критике многочисленные аргу­менты ее противников. Социология возможна уже потому, что общество -часть природы и подчиняется закону «естественной причинности». Спен­сер опровергает не только теологические представления об обществе, но и теоретиков «свободной воли», философов, приписывавших решающую роль в истории «выдающимся мыслителям», «общественному договору», выдвигавших на первый план субъективные факторы или указывавших на отсутствие повторяемости в общественной жизни. «Конт предлагает опи­сывать необходимую и реальную филиацию идеи, - пишет Спенсер. - Я предлагаю описывать необходимую и реальную филиацию вещей. Конт претендует на то, чтобы объяснить генезис наших знаний о природе. Моя цель - объяснить... генезис явлений, составляющих природу. Одно субъ­ективно, другое объективно» .

Спенсер подчеркивал не столько материальное сходство, сколько сход­ство принципов системной организации, стремился соединить организм, растворяющий индивида в обществе, со своим крайним индивидуализмом


буржуазного либерала. Это противоречие было источником всех его тео­ретических трудностей и компромиссов. Спенсер склонялся к признанию общества как особого бытия, указывал на то, что основные его свойства вос­производятся во времени и пространстве, несмотря на смену поколений.

Он потратил много усилий, определяя специфические черты «со­циального организма» и выявляя общие системные принципы, делающие его похожим на биологические системы.

1. Общество, как и биологический организм, наращивает массу (чис­ленность населения, материальные ресурсы и др.).

2. Как и в случае биологической эволюции, рост массы приводит к ус­ложнению структуры.

3. Усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций, выполняемых отдельными частями.

4. В обоих случаях имеет место постепенное усиление взаимозависи­мости и взаимодействия частей.

5. Как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур.

Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биоло­гию наполнял социологическими аналогиями. Пытаясь избежать грубого редукционизма, к которому так склонны были многие эволюционисты, Спенсер использует термин «надорганизм», подчеркивает автономию ин­дивида, в отличие от Конта Спенсер резко критикует органицизм, обраща­ет внимание на существенные различия социального и биологического ор­ганизма:

1. В отличие от биологического организма, образующего «тело», имею­щего конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают значительно большей автономией.

2. Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимой символическую коммуникацию.

3. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чув­ствовать и мыслить.

4. Общество отличает пространственная мобильность элементов структуры.

5. Но главное в том, что в биологическом организме части служат для целого, в то время как в обществе целое существует ради частей. Общест­во, по Спенсеру, существует для блага своих членов, а не члены его суще­ствуют для блага общества.

Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался со­хранить за индивидом автономию, не поглощая человека системой. «Это объединение органицизма с номинализмом составляло наибольшую тео­ретическую трудность социологии Спенсера. В его социологии содержа­лась дилемма, которая в последующем привела к формированию противо-


Положных ориентации - Тарда и Дюркгейма. С одной стороны, Спенсер утверждал номиналистический тезис о том, что свойства социального це­лого выводятся из свойств составляющих его частей. С другой - что... «когда общество достигает определенной величины и высокого уровня ор­ганизации, оно приобретает такую независимость от индивидуальных уси­лий, что приобретает свой собственный характер» .

Спенсер не вполне осознавал, что утилитаристская антропология не со­гласуется с организмом. Он предлагал компромиссное решение: на ранних этапах эволюции природная конституция человека определяет свойства социального агрегата, в последующем решающую роль в социальной эво­люции играют свойства целого. Проблема отношений индивида и общест­ва решалась ссылкой на их взаимодействие. Во времена Спенсера трудно было предложить более конкретное решение проблемы, так как социаль­ная психология как наука еще не существовала.

Спенсер критиковал упрощенные однолинейные схемы развития, но, как и другие эволюционисты, главной задачей считал исследование этапов развития общества. Методология Спенсера включает классификацию и типологию эволюционных процессов. Классификация располагает все об­щество по шкале сложности структуры и функциональной организации от «малого простого агрегата» до «большого агрегата». На начальном этапе общество характеризуется преобладанием непосредственных связей меж­ду индивидами, отсутствием специальных органов управления и т. д. По мере развития формируется сложная структура, социальная иерархия; включение индивида в общество опосредовано принадлежностью к мень­шим общностям (род, каста и др.).

Типология основана на конструировании двух полярных идеальных типов (моделей), с помощью которых выясняются направленность и этапы эволюции, в определенной мере решается проблема предпочтительного типа развития. Спенсер выделяет два типа обществ, военные и промыш­ленные. Военный и промышленный типы общества Спенсер характеризует прямо противоположными социальными свойствами. Зная социальную структуру, формы политического устройства, особенности социальной ор­ганизации общества военного типа, можно прогнозировать соответствую­щие характеристики будущего промышленного общества. Разработанная Спенсером типология обществ менее известна, чем его теория эволюции. Между тем в творческом наследии Спенсера она представляет наиболь­ший исторический интерес. По глубине теоретической проработки типоло­гия Спенсера уступала разве что известной типологии Токвиля, делившего общества на аристократические и демократические.

Спенсер использует популярную в первой половине XIX века оппози­цию социального организма и социального механизма, правда в обратном порядке. Содержание исторического процесса, таким образом, описывает-


ся как постепенный переход от механического принуждения к органиче­скому объединению на основе общности интересов. Военное общество подчиняет внутреннюю организацию целям борьбы за выживание или аг­рессии. Классическим примером такого общества Спенсер считает Спар­ту. Для военного общества характерны доминирование коллективных це­лей над индивидуальными, жесткая организация и система принуждения, иерархическая структура управления, господство военной касты, наследо­вание власти, высокий уровень сплоченности, дисциплины, религиозность сознания и др. Военные институты распространяют влияние на все сферы общественной жизни, поощряют воспитание патриотизма, лояльности, конформизма, готовности к самопожертвованию. Военизированные обще­ства создают эффективно функционирующую систему, которая, однако, мало приспособлена к социальным изменениям. Такие общества консер­вативны, и в этом главная причина гибели могущественных милитарист­ских государств и империй.

Промышленное общество характеризуется противоположными призна­ками. Реально такие общества только начинают формироваться (Англия и др.), но многие их черты можно предсказать. Спенсер рисует картину бу­дущего промышленного общества, впечатляющую глубиной научного предвидения. В новом обществе управление децентрализованно и строится на принципах самоорганизации и самоуправления, широкое распростра­нение получают различные неформальные объединения, подчинение ин­дивида государству заменяется охраной прав человека, позитивное управ­ление уступит место негативному (по принципу «Все, что не запрещено, разрешено»), единство идеологии сменится плюрализмом, вознаграждать­ся будет не должность, а труд, общества станут открытыми для междуна­родного сотрудничества, восприимчивыми к инновациям, сословное право сменится гражданским, сфера общественного контроля будет ограничена, а область частной жизни станет шире и др.

Социальные мыслители XIX века остро ощущали свое время как исто­рический переход к новой цивилизации, пытались предугадать облик бу­дущего общества. Социальный прогресс обычно связывался с переменами в общественном сознании. Спенсер, напротив, акцентировал внимание на объективных факторах общественного развития. Предложенная им типо­логия обществ выходила за рамки эволюционистского стиля мышления. Отсюда ее меньшая известность по сравнению с популярными идеями «синтетической философию).

В своих попытках раскрыть движущие силы социальной эволюции Спенсер так и не смог преодолеть дилемму номинализма и реализма. С одной стороны, он постоянно подчеркивал важную роль «человеческой натуры», с другой - так же ссылался на действие надиндивидуальных сил, «социального организма», «искусственной среды». В итоге концепция


Факторов эволюции Спенсера отличалась крайним эклектизмом и послу­жила источником развития прямо противоположных социологических на­правлений.

Совокупность факторов эволюции Спенсер делит на «первичные» и «вторичные». К первым относит факторы географической среды, биоло­гическую и психическую конституции индивида. Ко вторым - то, что Ге­гель назвал «второй природой». Хотя действие привычных факторов со­храняется на протяжении всей эволюции общества, в ходе ее продвижения возрастает и становится решающей роль «второй природы», т. е. культу­ры. К первичным (природным) свойствам человека добавляются качества, связанные с участием в общественной жизни. Однако эта плодотворная идея не получила развития, так как противоречила антиисторическим ус­тановкам эволюционизма, в соответствии с которыми истории как таковой не существует вообще, а есть лишь логика вечных законов эволюции, не допускающих волевого вмешательства.

Его философская система оказалась слишком тесно связанной с духов­ной и интеллектуальной атмосферой викторианской эпохи. Другой причи­ной падения популярности Спенсера явилось то, что созданная им интел­лектуальная конструкция была последней попыткой создания всеохваты­вающей философской системы. Эта форма интеллектуального творчества окончательно изжила себя к концу XIX века. Социальная почва, на кото­рой вырастали такие системы, исчезла вместе с развитием науки и инду­стриального способа производства. Спенсер опирался на огромный факти­ческий материал, большая часть которого быстро устаревала. Тем не ме­нее стремление Спенсера выйти за рамки абстрактных рассуждений по поводу общества, широко использовать данные общественных и естест­венных наук способствовали формированию новых стандартов научной деятельности в социологии. Спенсер был последователем Конта, но его учение принципиально отличалось ориентацией на индивидуализм и со­циологический номинализм. В социологии Спенсера гораздо сильнее вы­ражена натуралистическая тенденция. Вся его теоретическая система была насыщена внутренними противоречиями.

Социология Спенсера была подвергнута острой критике, что не соста­вило труда, поскольку вся система опиралась на общий принцип эволю­ционизма. С опровержением этого принципа рушилась вся теоретическая конструкция. В истории социологии творческое наследие Спенсера часто оценивается односторонне. Однако в отличие от многих эволюционистов Спенсер никогда не придерживался крайних биологизаторских трактовок общественных явлений. Большое значение имели разработанные им принципы системного анализа общества, несмотря на несовершенный по-


нятийный аппарат. Спенсер способствовал росту интереса к исследовани­ям первобытного общества, исследованию истории социальных институ­тов и развития культуры. В современной западной социологии отношение к Спенсеру неоднозначное. В основном принципы классического эволю­ционизма оцениваются отрицательно. Но с ростом интереса к проблемам социального развития возрождается интерес и к самой идее социальной эволюции, к творческому наследию Спенсера, что нашло выражение в формировании особого направления «неоэволюционизма» (Дж. Стюард, Дм. Шимкин, Л. Чайм, Т. Чайхд и др.).

Начиная с 50-х годов вместе с развитием системных методов и возник­новением неоэволюционизма интерес к творчеству Спенсера и других эволюционистов стал возрастать. Историческая справедливость требует признать, что классический эволюционизм оказал значительное влияние на духовную и научную жизнь своей эпохи, способствовал введению в общественные науки проблематики социальных изменений, сближению общественных и естественных наук, приданию социологии статуса науки, стимулировал развитие целого ряда социологических школ и направле­ний. Наряду с марксизмом это был первый опыт сочетания историко-эволюционного и структурно-функционального подходов к анализу обще­ственных явлений.

Английский философ и социолог-позитивист Герберт Спенсер (1820-1903) является основателем органической школы в социологии. Главное социологическое произведение Спенсера - трехтомный труд "Основания социологии", дающий целостное представление о методологических принципах ученого и его взглядах на общество.

Суть органической теории Спенсера заключается в понимании общества как социального организма, подобного биологическому и развивающегося по таким же законам. Последовательно проводя аналогию между социальными и биологическими организмами. Спенсер выделяет следующие их общие черты:

  • все организмы растут, увеличиваясь в объеме;
  • они имеют свою внутреннюю структуру;
  • эта структура усложняется по мере роста;
  • усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации функций составляющих ее частей;
  • это ведет к развитию взаимодействия между отдельными частями.

В подтверждение этих положений Спенсер приводил ряд конкретных аналогий: роль мозга выполняет в обществе правительство, кровообращения - торговля, сосудистой системы - транспорт, питания - промышленность и земледелие и т.д. В то же время Спенсер отмечал и отличие общества от биологических организмов: 1) в нем индивид меньше зависит от социального целого; 2) в биологических организмах элементы существуют ради целого, а общество, состоящее из отдельных индивидов, служит благу своих членов.

С органической теорией общества Спенсера тесно связано его учение о всеобщей эволюции, сложившееся во многом под влиянием идей Ч. Дарвина. Эволюцию Спенсер рассматривал как высший закон всего существующего, как источник любого природного и общественного явления. Ее основные моменты - переходы от простого к сложному (интеграция), от однородного к разнородному (дифференциация), от неопределенного к определенному (возрастание порядка).

Социальная эволюция, по Спенсеру, представляет собой часть "общего процесса эволюции". Общество развивается от простейших форм к более сложным по естественным законам, которые носят объективный характер.

В ходе социальной эволюции происходит совершенствование институтов общества, усложнение их функций. Главное направление социальной эволюции Спенсер видел в нарастании внутренней дифференциации общества (усложнении политической организации, социальном расслоении, появлении новых институтов и т.д.). Любое высокоорганизованное общество состоит из трех главных систем: "производительной", "распределительной" и "регулятивной". Каждая их этих систем включает социальные институты, под которыми Спенсер понимал "устойчивые структуры социальных действий". Например, в рамках "регулятивной системы" он выделял институты социального контроля, куда относил государство, церковь, семью, обряды и традиции ("церемониальные институции"). Вся система социального контроля, по Спенсеру, держится на страхе: "страх перед живыми" поддерживается государством, а "страх перед мертвыми" - церковью.

Степень строгости социального контроля и централизации управления Спенсер считал одним из главных критериев классификации обществ. Так, он различал "военный" и "промышленный" типы общества. Первый характеризуется сильным централизованным контролем и иерархическим порядком власти. Вся жизнь здесь подчинена дисциплине, а сотрудничество людей в достижении общих целей имеет принудительный характер. В обществах "промышленного" типа система управления становится более гибкой, принудительная кооперация уступает место добровольной, а власть рассматривается как выражение общей воли свободных граждан.

"Военный" тип общества отражает, согласно Спенсеру, более низкую ступень общественного развития по сравнению с обществом "промышленного" типа. Переход от первого ко второму он рассматривал как социальный прогресс. Со временем спенсеровская концепция "однолинейного" прогресса, т.е. непрерывного поступательного движения общества, модифицируется в теорию усложненной "многолинейной" эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации.

Спенсер высоко оценивал конкуренцию в качестве механизма совершенствования общества, приписывая ей роль "естественного отбора". Вознаграждая наиболее умелых и усердных работников, конкуренция способствует не только повышению интеллектуального и морального уровня общества, но и увеличению объема общественного богатства. Спенсер считал, что необходимо избавляться от неприспособленных членов общества и государство не должно вмешиваться в этот процесс.

Спенсер, как и Конт, был противником революционных преобразований, полагая, что любое вмешательство в естественный ход развития общества может обернуться непредсказуемыми последствиями. Он также не разделял социалистических идеалов, считая, что их реализация приведет к подавлению личности, насаждению уравнительности ("поощрение худших за счет лучших"), росту бюрократического аппарата, ведающего распределением и перераспределением общественных благ.

Большое внимание Спенсер уделял разработке понятийного аппарата социологии. Он первым стал широко использовать такие социологические категории, как "социальная система", "социальный институт", "социальная функция" и др. Ему принадлежит приоритет и в обосновании взаимосвязи изменения социальной структуры и дифференциации функций составляющих ее элементов, необходимости координации этого процесса в рамках специальной регулирующей системы.

Выдвинув на первый план изучение структуры общества и функций ее элементов, Г. Спенсер заложил основы структурно-функционального метода, получившего в дальнейшем широкое распространение в социологии. Именно этим и определяется, прежде всего, его заслуга в развитии социологической мысли.