Психотехнологии развития личности. Психотехнология – это наука о практическом использовании психологических техник управления людьми

Под психотехнологией понимается система категорий, принципов и моделей, описывающих психическую реальность, человеческое существо или социальную группу как развивающуюся целостность, сориентированная на практическую работу с индивидуальной психикой или групповой психологией, и включающая в себя конкретные методы, приемы, умения и навыки по целенаправленному преобразованию личности и группы.

Практическая психологическая деятельность психосоциальных работников выражается в использовании в работе с клиентами психотехнологий, методов, приемов, психологических средств , которые помогают диагностировать и разрешать психологические проблемы клиентов.

Весь арсенал современной психологической практики социальной работы можно подразделить на 3 группы: 1) психотехнологии диагностики ; 2) психотехнологии коррекции и реабилитации , использование которых исправляет и улучшает процесс социализации и механизмы адаптации; 3) психотехнологии профилактики возникновения психосоциальных проблем клиентов.

1)Постановка правильного диагноза и установление причин психологических проблем, возникших у клиентов, имеет исключительное значение для последующего процесса коррекции установленных неадекватных состояний клиентов. Крупнейшими исследователями в области психодиагностики считаются ее основатели Ф. Гальтон и Дж. Кеттел и др. Психодиагностика, как наука и дисциплина - «область психологической науки, разрабатывающая теорию, принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психологических особенностей личности».

Психодиагностика, как метод , является основным способом сбора, обработки и анализа данных и реализуется в конкретных диагностических методиках – тестах . Важнейшей формой психодиагностических тестов являются опросники .

Опросники представляют собой психодиагностические методики в виде вопросов (или утверждений) для опроса клиентов с целью получения информации об их личности в целом или о тех или иных ее сторонах (чертах, свойствах и т.д.). В связи с этим опросники делятся на опросники черт личности, мотивов, интересов, состояний и т.п.

Так, на основе типологии К. Юнга разработан индикатор типа – личностный опросник И. Майерс – Бригс. Он состоит из 160 вопросов. Ответы диагностируемых подразделяются на 4 шкалы в соответствии с типологией К. Юнга: экстраверт – интроверт, сенсорный – интуитивный, мыслительный – эмоциональный, рациональный – иррациональный. По итогам опроса проводится подсчет балов по шкалам. Наибольшая сумма балов выражает доминирование соответствующей черты типа личности.

При выборе психодиагностических тестов психосоциальный работник должен исходить из четко осознанной и поставленной задачи по обследованию данного клиента. Тест должен обладать надежностью (точность психодиагностических изменений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов и по прошествии определенного времени) и валидностью , т.е. обоснованность теста .


2) Важнейшим аспектом психологической практики в социальной работе является применение разнообразных психотехнологий для психокоррекции и социально-психологической реабилитации . Важнейшее значение имеют и психотерапия , представляющая собой многообразный набор конкретной техники, методик, и приемов, используемых в практической работе.

Психологическое консультирование – это оказание психологической помощи психически нормальным людям для достижения ими каких-либо целей, для более эффективной организации их поведения и жизнедеятельности. Психосоциальный работник может помочь личности посмотреть на себя «как бы со стороны», осознать ее проблемы, с которыми сам клиент не справляется, изменить его установки к другим и соответственно скорректировать свое поведение. Психологическое консультирование занимает пограничное место между психотерапией и обычным процессом обучения , основанном на информации, советах и рекомендациях. Акцент, в психоконсультировании, по мнению В.Е. Кагана, в отличие от психотерапии делается не на болезни, а на проблемной ситуации клиента и его личностных ресурсах. В отличие от обучения важнейшая задача психоконсультирования в побуждении клиента к самостоятельному принятия решения.

Процесс консультирования и психотерапии предъявляет к консультантам ряд общих требований, предполагает наличие у него как личности и специалиста определенных качеств : толерантность, терпимость к клиентам, внимательность и чуткость; проявления сопереживания и эмпатии к людям, обратившимся за помощью; эмоциональная стабильность и объективность; уважение и отсутствие предубеждений к клиентам; профессионализм в оказании консультативной помощи.

В психосоциальной практике следует различать психологическое и психосоциальное консультирование . При собственно психологическом консультировании объектом воздействия консультанта выступает непосредственно сам клиент или группа (например, члены семьи при семейном консультировании). Психосоциальное консультирование направлено на клиента и его ближайшую социальную среду и предполагает использование как личностных, так и социальных ресурсов.

Теоретический и практический уровни психотехнологии

Психотехнология как система категорий, принципов и моделей, описывающих психическую реальность, человеческое существо или социальную группу как развивающуюся целостность, сориентированная на практическую работу с индивидуальной психикой или групповой психологией, и включающая в себя конкретные методы, приемы, умения и навыки по целенаправленному преобразованию личности и группы.

Два уровня психотехнологий: теоретический и практический. Теоретический уровень психотехнологии как представления, концепции и модели о сущности, структуре, факторах психики, личности, социальной группы, движущих силах их развития и целях, задачах, способах, этапах психологического регулирования.

Практический уровень психотехнологии как, применение этих теоретических конструкций, – системой навыков и умений регулирования.


Тема: Соотношение видов и психотехнологий и практической деятельности психолога

Психологические технологии и основные виды практической деятельности психолога

Психологическая диагностика как технология как специально организованный процесс познания, в котором с помощью соответствующих методов происходит сбор информации о личности или группе (семье) с целью постановки психологического диагноза.

Технология психопрофилактики как система психолого-педагогических мер, направленных на создание оптимальной социальной ситуации развития ребенка, психогигиену педагогической среды.

Технология развития как целенаправленный процесс, направленный на формирование психических процессов, свойств и качеств личности в соответствии с требованиями возраста и индивидуальными возможностями человека.

Технология психологического консультирования как обусловленная проблемой и ситуацией клиента, целенаправленная процедура создания психологических условий для эмоционального отреагирования, прояснения смысла, рационализации этой проблемы и нахождения вариантов ее решения.


Тема: Психотехнологии в образовательном процессе

Использование различных видов психотехнологий в образовании. Ориентация на ребенка, как основа применения психотехнологий в образовании.

Технология социально-психологической реабилитации детей и подростков как системный, целенаправленный процесс их возвращения, включения, реинтеграции в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Технология психологического сопровождения как комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных мер, представленных разными психологическими методами и приемами, которые осуществляются в целях обеспечения оптимальных социально-психологических условий для сохранения психологического здоровья семьи и полноценного развития личности ребенка в семье и его формирования как субъекта жизнедеятельности.

Психотехнологии психологического сопровождения семьи и семейного воспитания. Многообразие психологических практик в работе с родителями.
Тема: Психотехнологии психологического консультирования в коррекции нарушений детско-родительских отношений

Декларируемые и скрытые причины обращения к консультанту. Позиция психолога в ходе консультации . Психолог – нейтральный советчик. После выслушивания клиента, разрабатывает совет или рекомендацию. Психолог – программист. После рассказа клиента разрабатывает программу воздействия на психологическую проблему клиента. Психолог-слушатель. Психолог-зеркало. Клиент нуждается в том, чтобы нейтральный человек объяснил, что происходит с клиентом. Психолог-катализатор. Клиент все понимает правильно в своей жизненной ситуации, но ничего не делает. Психолог активизирует позицию клиента. Правило выбора позиции психолога.


Тема: Рефлексия профессионального опыта в целях совершенствования консультирования учащихся и родителей

Требования к подготовке психолога-консультанта. Требования к личности консультанта. Способность к рефлексии как профессионально-значимое качество личности консультанта.Рефлексия своего и чужого профессионального опыта. Супервизия как внутренняя позиция и необходимое условие развития способности к рефлексии. Влияние выбора психотерапевтического подхода консультанта на акцент рефлексивной деятельности. Рефлексия собственного жизненного опыта как средство глубокого понимания клиентов в психологическом консультировании .


Тема: Консультирование субъектов образовательного процесса по вопросам оптимизации учебного процесса

Консультирование участников образовательного процесса: педагогов, администрации, воспитанников по вопросам оптимизации учебного процесса. Основные причины обращения педагогов к консультанту: проблема взаимоотношений с учащимися. Трудности детей в освоении учебного предмета. Проблемы конфликтов с администрацией. Проблемы личных взаимоотношений.


Тема: Особенности проектирования психологически безопасной образовательной среды в современной школе: содержательный и процессуальный аспекты

Структурная модель психологически безопасной образовательной среды. Принципы создания психологической безопасности образовательной среды. Основные подходы к понятию «психологическая безопасность». Критерии психологической безопасности образовательной среды. Мониторинг психологической безопасности образовательной среды. Экспертный подход к оценке образовательной среды. Методы диагностики психологической безопасности образовательной среды.


Тема: Психологическая безопасность образовательной среды

Психологический анализ проблем безопасности. Структура и задачи психологии безопасности. Психолого-педагогические характеристики образовательной среды. Типы и структура образовательной среды. Особенности современной образовательной ситуации и образовательная среда. Подходы к определению понятия «психологическая безопасность образовательной среды». Психологическая защищенность и референтность как показатели психологической безопасности образовательной среды. Межличностное взаимодействие и психологическая безопасность образовательной среды. Педагогическое общение и психологическая безопасность образовательной среды. Психологические риски в образовательной среде. Угрозы, существующие в образовательной среде. Теоретические основы концепции психологической безопасности образовательной среды.


2014 -> Легкая атлетика и материнство: тренировка, беременность и рождение ребенка Бег на средние и длинные дистанции и его влияние на женские гормоны и плотность костей Кармен Леон
2014 -> Православная религиозная организация-учреждение высшего профессионального религиозного образования казанская духовная семинария г. Казани республики татарстан казанской епархии русской православной церкви

УДК 159.9:001.4
Узлов, Н.Д.
Психотехнологии: к проблеме определения понятия
/Н.Д.Узлов //Вестник Пермского университета. Сер. «Философия. Психология. Социология». - 2011. - Вып. 1(5). - С.32-42.

6. Интегративная модель психотехнологий

В.В.Козловым предпринята попытка провести систематизацию различных подходов к психотехнологиям и требованиям, которые выдвигаются к ним с психоэкологической точки зрения. Автор описывает психотехнологию как «систему категорий, принципов и моделей, описывающих психическую реальность, человеческое существо или социальную группу как развивающуюся целостность, сориентированная на практическую работу с индивидуальной психикой или групповой психологией, и включающая в себя конкретные методы, приемы, умения и навыки по целенаправленному преобразованию личности и группы». Понятие психотехнологии может быть эксплицировано только всеми контекстами, в которых психотехнологии описываются и исследуются, только в этом смысле, подчеркивает В.В.Козлов, можно говорить о полном, исчерпывающем объяснении психотехнологии. Другой важный тезис, который развивает автор, касается уровня рефлексии оснований и уровня методологического обоснования психотехнологий, иными словами, их мировоззренческое обоснование, которое в конечном итоге сводится к проблеме происхождения личности и мира. В этом смысле есть психотехнологии «от мира», или социальные психотехнологии, и выходящие за его пределы - трансцендентные психотехнологии. С позиций системного подхода и с точки зрения решаемых задач предлагается выделить три основных группы психотехнологий: 1) интегративные психотехнологии, оказывающие комплексное, интегральное воздействие; 2) целевые психотехнологии, решающие определенные узкие задачи или формирующие конкретные качества; 3) метапсихотехнологии (психотехнологии применения психотехнологий), обучающие овладению ими. Автором предпринята попытка классификации психотехнологий на основе развиваемой им парадигмы интегративной психологии, исходя из представлений о пятиуровневой модели человеческого существа, в котором выделяются телесный (физический, соматический), энергетический (витальный), эмоциональный (чувственный), ментальный (интеллектуальный) и духовный уровни. При этом считается возможным осуществлять интервенцию с каждого из этих уровней на любой другой или объединять уровни. В.В.Козловым также поднимается такой важный вопрос, как требования к психотехнологиям при работе с личностью и социумом, их экологичности и психологической безопасности .

Завершая обзор существующих в настоящее время подходов к пониманию сущности психотехнологии, следует отметить, что большинство авторов солидаризуются в том, что она содержит в себе две стороны: то, что заложено и может быть обнаружено в психике человека и исполнительный компонент. Психотехнология должна включать в себя сведения о механизмах, понимаемых как внутренний процесс формирования и проявления некоторого свойства психики в сочетании со способствующими тому условиями. Сведения о механизмах (закономерностях, алгоритмах функционирования индивидуальной и коллективной психики, общения, деятельности) заложены в фундаменте психотехнологий и предшествуют любым конкретным методам или приемам. Технология и механизмы образуют то общее, что есть в каждом человеке, а технические приемы действуют по-разному. В этом смысле психотехнология представляет собой целостную систему, в единстве сторон которой выступают теоретические построения и их практическое воплощение, основанное не только на строго научных знаниях, но и житейском опыте, учитывающем все многообразие вариантов, ситуаций, возможных контекстов. Поэтому знание одной техники и даже виртуозное владение ею мало что дают в конечном итоге для достижения желаемого результата. Таким образом, владение технологией в практическом плане представляется более надежным подходом, чем владение одной только техникой. Кроме того, понимание сути психотехнологии и ее механизмов позволяет создавать бесчисленное количество новых методик, приемов, упражнений и техник.
Подводя итог вышесказанному, следует еще раз отметить, что в настоящее время термин «психотехнология» широко используется и употребляется в различных значениях. В практическом плане, по нашему мнению, смысл данного понятия наиболее полно отражает определение, данное Т.С.Кабаченко для объяснения механизмов психологического воздействия (влияния) как «алгоритма решения психологических задач, приводящего к определенному социальному эффекту».

Вместе с тем привлечение категории деятельности в качестве объяснительного принципа дает возможность рассматривать психотехнологию как:

1) интрапсихическое образование, априорно существующее и работающее внут¬ри нас и организующее психические функции (уровни ООД-I и ООД-II);
2) исполнительный компонент - практическое (алгоритмизированное рациональное и целесообразное) использование выявленных закономерностей психической деятельности (ООД-III и ООД-IV).

Представляется возможным дать следующее рабочее определение «психотехнологии», отвечающее задачам практики:

Психотехнология - это организованная и продуктивная деятельность людей в различных сферах социальной практики, ориентированная на эффективное решение психологических задач с заранее определенным социальным эффектом, и представляющая собой совокупность приемов, средств и методов психологического воздействия и влияния, объединенных определенным алгоритмом их применения.

Литература :

г.Ярославль, 1998г.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Отделение практической психологии
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ

В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ
Под редакцией Владимира Козлова

г.Ярославль, 1998г.
ББК 88.4 + 53.57

УДК 159.98

Психотехнологии в социальной работе./Сб. под ред.

Козлова В.В. – Ярославль: МАПН, 1998 – 201 с.

Сборник статей представляет обзор теоретических и экспериментальных работ по социальной работе и психологии.

Книга адресована социальным работникам, социальным педагогам, практическим психологам и специалистам в области социальной работы.

Козлов В.В., 1998


СОДЕРЖАНИЕ

Козлов Владимир

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И

ПСИХОТЕХНОЛОГИИ………………………………………………………..6

Албегова Ирина

ТЕХНИКИ АДАПТАЦИИ К КРИТИЧЕСКИМ СИТУАЦИЯМ…………18

Антонова Любовь, Козлов Владимир

ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕССА ВХОЖДЕНИЯ В РСС НА СКОРОСТЬ СЕНСОМОТОРНОЙ РЕАКЦИЙ.…………………………………………….24

Белякова Юлия, Тумаркин Денис

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПСИХОТЕХНИК В КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ТЕРАПИИ НЕВРОЗОВ…………………..28

Веремеенко Наталия, Цыганенко Майя

НОВОЕ ОБЩЕСТВО - НОВЫЕ ЦЕННОСТИ………………………………33

Гаврищук Елена

СТРЕСС И СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА………………………………………………38

Геперле Ирина, Козлов Владимир

ВЛИЯНИЕ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ НА ДИНАМИКУ ТРЕВОЖНОСТИ И ОДИНОЧЕСТВА…………………….42

Глухова Ольга

ВЛИЯНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ НА ПОКАЗАТЕЛИ

ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ У ПЕДАГОГИЧЕСКИ

ЗАПУЩЕННЫХ ДЕТЕЙ……………………………………………………….65

Голубкова Елена

САМОУБИЙСТВО КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ………………………………………………..68

Гусева Елена, Заярная Ирина, Муляр Андрей

ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕНСИВНЫХ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ В ТЕРАПИИ ПОГРАНИЧНЫХ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ПОДРОСТКОВ…………………………………………..73

Жедунова Ирина, Киселев Игорь

О ПРОЕКТИВНОЙ СТРАТЕГИИ В МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ РОССИИ И НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕЕ…………………80

Жукова Ирина

ВЛИЯНИЕ ВХОЖДЕНИЙ В РСС НА ДИНАМИКУ ВНИМАНИЯ ЛИЧНОСТИ………………………………………………………………………82

Капустин Андрей

ЛЮДИ И ДЕНЬГИ………………………………………………………………85
Киселев Юрий

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОДУХОВНЫЙ КРИЗИС….90

Ковшиков Михаил

ВЗАИМОСВЯЗЬ СОЦИАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В ОБЩЕСТВЕ И АРМИИ………………………………….101

Ковшиков Михаил, Смирнова Светлана

ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………………………..108

Кудеринов Т.К., Баклыкова И.В., Паршина Е.В., Сыздыкова А.К.

К ВОПРОСУ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

И ПСИХОТЕРАПИИ………………………………………………………….114

Мазилов Владимир

СОВРЕМЕННАЯ РОССИЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: ПОИСКИ НОВОЙ МЕТОДОЛОГИИ………………………………………………………………116

Мазилов Владимир

ПСИХОЛОГИЯ: ШИЗОФРЕНИЯ, КАК И БЫЛО СКАЗАНО………….140

Малеева Ирина

ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗГЛЯДА НА СМЕРТЬ………………….174

Непомилуева Елена

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С БЕЗРАБОТНЫМИ………………………………………………………………180

Смирнова Юлия

К ВОПРОСУ О ВЛИЯНИИ ИНТЕГРАТИВНЫХ ПСИХОТЕХНОЛОГИЙ НА РЕАКТИВНУЮ ТРЕВОЖНОСТЬ ЛИЧНОСТИ………………………183

Черничкина Вера

НЕКОТОРЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКЕ И РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ…..…187

Щербаков Александр

МАССОВАЯ КОММУНИКАЦИЯ И ИМИДЖ ПОЛИТИКА КАК ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА………191

Яшков Александр

НОВАЯ ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В ЯРОСЛАВЛЕ…………...196

Никольская Инна

ИМИДЖ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СВОЙСТВА…………………………………200

МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И ПСИХОТЕХНОЛОГИИ.

Козлов Владимир, ЯрГУ

В настоящий момент ни одно развитое государство не может обойтись без социальных работников, прошедших подготовку в универ­ситетах и специальных учебных заведениях. Они могут профессионально помогать всем нуждающимся решать проблемы, возни­кающие в их повседневной жизни. В первую очередь тем, кто не защищен в социальном плане (пожилым людям; инвали­дам; детям, лишенным нормального семейного воспитания; лицам с психическими расстройствами; алкоголикам; нарко­манам; больным СПИДом; семьям из групп “риска”; лицам с девиантным поведением). Они не только снимают социаль­ную напряженность, но и участвуют в разработке законода­тельных актов, призванных полнее выразить интересы раз­личных слоев населения.

На исходе второго тысячелетия в России после ры­ночных реформ, которые не только улучшили прежнюю “плохую” жизнь при коммунистах, но и довольно таки успешно понизили и без того невысокий уровень жизни, остро стоит во­прос не только о социально незащищенных слоях населе­ния, но и о жизни среднего класса. Он благодаря экономическому реформированию приблизился вплотную к черте бедности. Долгосрочные задержки выплаты зарплат, со­кращение пособий, задержка стипендий студентам, бесконеч­ные обещания Правительства привели к социальной напря­женности. Обострение социально-психологической напряжен­ности в условиях политической нестабильности и экономического кризиса делают особенно актуальным вопрос о практической деятельности социальных работников, методо­логии и технологиях её осуществления.

В истории развития любой страны можно найти связь между формами, видами социальной работы и возникающими социальными проблемами. И хотя в России социальная ра­бота как профессиональная деятельность (в западном пони­мании) только начинает развиваться, отдельные её виды и формы имеют длительное историческое развитие (например, патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т.д.). Поэтому, занимаясь пробле­мами социальной работы на разных уровнях, важно активно использовать существующий опыт помощи различным груп­пам населения. Следует учитывать, что существуют особенности в организации социальной работы и в использо­вании отдельных её методов, обусловленные спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же соци­альным проблемам.

Особого внимания требуют, с одной стороны, технология воздействия, оказание социальной помощи на индивидуально-личностном уровне взаимодействия с клиентом, и с другой - глобальные социальные программы социальной помощи нуж­дающимся в ней гражданам.

Профессиональная подготовка социальных работников в России делает первые шаги. Социальная работа как деятель­ность (особенно как непрофессиональная, добровольческая) уже длительное время существует в России. К непрофессио­нальной деятельности относятся различные виды добровольческой помощи и взаимоподдержки, которые явля­ются неотъемлемыми компонентами жизнедеятельности от­дельных субъектов и социальной практики в целом в любом обществе .

Основой профессиональной работы выступают отношения “социальный работник - клиент” (клиентом может выступать и общество, и социальная группа, и индивид). Мы можем выделить следующие уровни объек­тов социальной работы:


  • конкретный человек

  • различные социальные группы (по профессиональному признаку, по возрасту, по половому признаку и др.)

  • конкретное общество

  • всё человечество
Реализация этих отношений может идти по двум направлениям: социального проектирования и прогнозирования (структурная социальная работа) и непосредственной работы с индивидом или группой (психосоциальная работа).

Для российского общества в настоящее время жизненно важно развивать и структурную социальную работу, и деятельность социальных работников с применением психологических техник и технологий. Важно, чтобы оба эти направления взаимодополняли друг друга.

Социальный работник как субъект специфической деятельности должен владеть немалым арсеналом умений и навыков, обладать глубокими знаниями в области наук о человеке: психологии, акмеологии, социологии, педаго­гики, права. Знания и умения в сочетании с соответствующими личностными качествами и способностью к творчеству могут рассматриваться как готовность к профессиональной деятельности.

В самом общем виде суть социальной работы заключается в регуляции правовых и экономических отношений человека с обществом, оказание помощи в решении личностных проблем .

Цель социальной работы: сохранять комфортное, дос­тойное, правовое существование человека как субъекта общества, а также адаптировать личность в социуме.

Объектом социальной работы является, как мы указывали выше, человек и различные общности. В сло­жившейся экономической и социальной ситуации в нашей стране помощь в основном направлена на тех, кто находится в самой тяжелой и безвыходной ситуации: многодетные семьи, беженцы, безработные, пенсионеры, инвалиды. В настоящее время забота государства о слабо защищенных слоях населе­ния почти совсем исчезла. Пособия приходят с большим опо­зданием, а их размер просто смехотворен.

Использование психотехнологий в социальной работе на уровне объектов касается индивида и групп. Что касается уровней общества и всего человечества, автор данной статьи достаточно скептически относится к организации социальной работы на данных уровнях. Особенно в современном обществе.

Вопрос методологии социальной работы чрезвычайно важен, т.к. он является основным вопросом организации науки и профессиональной деятельности.

Анализ ведущих тенденций развития мировой теории и практики социальной работы свидетельствуют о том, что в этой области происходят новые важные процессы. Усилива­ется гуманистическая направленность социальной деятельно­сти в целом, которая ориентируется не только на защиту от­дельного индивида в его конкретной трудной ситуации, но и на целостный подход к человеку. Растет общественное призна­ние социальной работы как профессии. Социальная работа многогранна и уникальна. Она связана с человеком в целом - в его биологическом, социальном и ду­ховном параметрах. Обусловлена совокупностью взаимосвя­занных факторов, характеризующих все разнообразие человеческого поведения и взаимоотношений.

Объектом социальной работы является человек. Субъек­том социальной работы выступает тоже человек. Поэтому доминирующими были и остаются отношения “специалист - клиент”. Для эффективной профессиональной деятельности социальному работнику необходимы знания психологии, чтобы грамотно наладить контакт с клиентом.

Но успешный социальный работник должен быть не только в какой-то степени профессиональным психологом, но и пси­хотерапевтом. Социальная работа является макси­мально интегративной дисциплиной. Если посмотреть на социаль­ную работу как на вид деятельности, то можно заметить, что эта профессия соединяет в себе множество знаний и навыков из других областей. Действительно, есть специалисты, спе­циализирующиеся строго в своей области. Но социальная ра­бота пытается уйти от этого узкого подхода. Она видит человека и понимает его как целостное существо, которое в конкретной ситуации испытывает трудности определенного ха­рактера. Когда мы говорим о том, что социальный работник должен быть психологом и психотерапевтом, то не имеем в виду профессиональную деятельность в качестве психолога или психотерапевта, а о профессиональных функциях, компонентах профессиональной деятельности социального работника. Это чрезвычайно важно , т.к. любая профессия, в том числе и социальная работа, имеет сферу компетентности.

Одновременно с этим нам хочется отметить, что для эффективной социальной работы в диадах «профессионал- личность» и «профессионал-группа» психологическая и психотерапевтическая компоненты являются исключительно важными, если не сказать основными.

В соответствии с этой логикой именно основные методологические принципы российской психологии и являются ведущими для формирования методологии социальной работы.

Как мы уже писали (Козлов, 1997), в приложении к социальной работе, методология психологии приобретает новые черты и особенности.

В прикладном аспекте социальной работы, каковыми является

интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ), методология имеет частный и конкретный характер. Но и при этом наблюдается преемственность с общенаучными и психологическими традициями.

Современная социальная работа в своем развитии приближается к формированию своей научной парадигмы. По нашим представлениям сам процесс этого формирования изменит наши понятия о смысле социальной работы, о ее содержании и механизмах.

На наш взгляд, научная парадигма социальной работы должна быть соизмерена с обыденностью человеческого существования и инструментально адаптирована к его проблемам жизни в обществе.

Мы уже описали те методологические принципы, которые могут стать некоторой базой для формирования парадигмы интегративных психотехнологий. Мы предполагаем, что они могут быть рассмотрены как принципы для формирования системы практической социальной работы на уровне «профессионал – клиент».

По этой причине хочется напомнить основные из них:

Первый принцип - целостный подход, который подразумевает системный анализ предмета науки. Принцип целостности постулирует понимание человека как живой, открытой, сложной, многоуровневой самоорганизующееся системы, обладающей способностью поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и генерировать новые структуры и новые формы организации.

Второй принцип - генетический рассматривается исходя из положений теории диссипативных структур (Никлис Г., Пригожин И., 1990). Неравновесные (диссипативные) структуры проявляют следующие свойства: избирательная неустойчивость, вероятностный отбор состояний, "режим обострения" в ходе эволюции системы , а также автономность, независимость собственной эволюции системы от начальных условий ее возникновения.

Третий принцип - принцип обусловленности, проявляется в следующих моментах при работе с клиентами:

Неравновесное состояние системы воздействует на линейную область, т.е. следствие влияет на вызвавшую его причину. Клиент в зоне дисбаланса может интерпретировать факты биографии из точки кризисного состояния и содержание интерпретации будет обусловлено неравновесным состоянием системы и искажать линейную область;

Четвертый принцип - принцип позитивности обозначает центрированность специалиста и клиента на положительном опыте.

Использование принципа позитивности также обусловлено тем фактом, что человек, сонастроенный с положительными состояниями, является существом с высокой жизненной энергией, степенью самоактуализации, проявленности в жизни, в творчестве, в социуме.

Пятый принцип - принцип соотнесенности - необходимость учета интенсивности действия психотехнологии с уровнем сензитивности психики клиента на структуру, содержание и форму воздействия.

Шестой принцип - принцип многомерности истины - любое объяснение и понимание индивидуальной психической реальности, а также социально-психологических закономерностей групп и сообществ всегда будет неполным, а значит и неистинным.

При любом объяснении и понимании будет ряд неучтенных переменных, влияющих на поведение человека или группы и выведенные закономерности в индивидуальной психической реальности, групповом пространстве будут справедливы лишь при определенных условиях и с определенной (неопределенной) вероятностью.

Поэтому любое объяснение и понимание человека и групп может претендовать на жизнь и истинность.

Для нас важно как в научном, так и в прикладном аспектах , применение в социальной работе интенсивных интегративных психотехнологий. Поэтому мы хотим более подробно остановиться на содержании, структуре и стратегических моментах именно этого направления.

Как известно, понятие интеграции было введено в обиход европейской психологии Карлом Густавом Юнгом. Он понимал под интеграцией следующее:

а) осознание конфликта между фрагментами сознания;

б) принятие конфликтующих сторон как равных по значимости.

Смысл интеграции заключается в том, чтобы та область сознания, которая вытеснялась, подавлялась личностью, бо­лее не отвергалась. На уровне фрейдовской карты интеграция означает принятие и осознание того материала психической реальности, который изгонялся из сферы Эго в бессознательное при помощи защитных механизмов (подавление, вытеснение).

Интегративными психотехнологиями называются системы воздействия на личность, которые способствуют большей её целостности. Понятие “интеграции” в интегративных психотех­нологиях было введено Джимом Ленардом (основателем дви­жения вайвейшн). Джим Ленард понимал под интеграцией присоединение части к целому, где целым является сознание, личность, а частью вытесненный комплекс. До Д. Ленарда в ин­тенсивных психотехнологиях было популярно понятие “высвобождение” , которое содержательно близко к понятию “катарсис” в психоанализе. Д.Ленард предложил целостную пси­хотехнологию, которую обозначил как вайвейшн.

Понятие интеграции было более глубоко разработано среди психологов трансперсонального направления (С.Гроф, Р. Ассаджиоли, К. Уилбер, А. Маслоу).

Под интегративными психотехнологиями (“психе” - душа, “технос” - умение, навык, мастерство, “логос” – понятие, учение) понимаются совокуп­ность концепций, методов, умений, навыков для достижения большей целостности и непротиворечивости личности, сознания, пове­дения и деятельности.

Интенсивность психотехнологий вы­звана следующими причинами:

Огромным массивом кризисных состояний личности, высо­кой репрезентацией кризисной личности в социуме;

Сжатием времени, убыстрением и уплотнением энергоин­форма-ционных процессов в обществе и индивидуальном сознании;

Проявленной потребностью быстрого и эффективного, точ­ного и безопасного разрешения проблем личности за счет расширения ресурсов самоосознания и рефлексии.

Интенсивные интегративные психотехноло­гии появились в начале 90-х годов в России в соответствии с теми проблемами, которые возникли перед социумом и личностью.

Интенсивные интегративные психотехнологии работают на следующих уровнях психики как живой, открытой системы:

а) физическом и психофизиологическом (работа с физическими, соматическими последствиями стрессов и стрессогенных ситуаций);

б) психологическом (разрешение внутриличностных проблем, личностная трансформация, психотерапия, достижение интеграции личности);

в) разрешение социально-психологических проблем личности (проблемы коммуникации и социальной интеракции, социаль­ной адаптации, проявленности в общественных связях и отно­шениях);

г) разрешение проблем самоактуализации (расширение личностной свободы выбора; открытие внутренних, витальных, интеллектуальных, эмоциональных ресурсов; нахождение глу­бинной мотивации человека и приобретение права личностью проявить свою индивидуальность);

д) удовлетворение потребности личности в трансцендирова­нии (нахождение психодуховных измерений личности, опреде­ление ответов на основные вопросы человеческого бытия и принятие права на “воплощенное” существование, “примирение человека с Богом”, просветление и “второе” рождение).

Интенсивные интегративные психотехноло­гии удовлетворяют качествам системности, многомерности, целостности.

Высокая адаптивность интенсивных интегративных психо­технологий (ИИПТ) обеспечивается следующими факторами:

Огромной предисторией использования (40 тысячелетий) методов и техник трансформации и интеграции личности;

Тесной связью с эмпирическими техниками самоинтеграции, которые используются людьми в обыден­ной жизни без теоретического осмысления;

Высокой мерой научности.

В ИИПТ существует огромное концептуальное поле, а также выверенные психофизиологические, социально-психологические, психологические исследования внутри картезианской пара­дигмы науки, что отвечает принципу научности. Теории и кон­цепции ИИПТ обладают огромным разнообразием подходов (юнгианский глубинный анализ, психосинтез Р.Ассаджиоли, расширенная карта бессознательного Станислава Грофа, спектр сознания К. Уилбера, концепция целостностей психической реальности В. Козлова, кластерная теория интеграции М. Щербакова, матричная теория С. Всехсвятского, информационная теория И. Пригожина и др.).

Теоретический пласт ИИПТ обладает следующими качествами:

Высокий динамизм;

Открытость;

Губчатость;

Тесная связь с практикой.

Теоретические представления при всем многообразии под­ходов и направлений имею ряд общих свойств:

Нелинейность и многомерность пространства, времени и че­ловеческого сознания;

Голографическая, холономная интерпретация психики;

Расширенные карты бессознательного;

Технологическое разрешение проблем с опорой на эмпирические практики ;

Холистическая ориентированность трансформации.

Теория ИИПТ имеет следующие истоки:

Теософические (даосизм, буддизм, чань-буддизм, изотерическое направления мировых религий, философский мистицизм);

Холономная парадигма науки, сформированная в атомной физике и теории систем (теория относительности А. Эйн­штейна, исследования Дэвида Бома и Карла Прибрама - голографическая модель мозга, теория шнурка Джефри Чью, теория диссипативных структур И. Пригожина).

Психолого-философские теории трансперсональной ориентации (Ст.Гроф, К.Уилбер, Ч.Тарт, Р.Дасс, Т.Маккена и др.)

Личностно-ориентированные психологические теории (У.Джеймс, З.Фрейд, В.Райх, О.Ранк, К.Г.Юнг, К.Роджерс, А.Маслоу, Ф. С. Пёрлз и др.).

Психотехнологии мы можем рассматривать на следующих уровнях:

Работа с телом (шаманские психотехники, ориентированные на тело; телесно-ориентированные психотехники, направ­ленные на расширение осознания тела и телесности; фоку­сированная работа с телом в стилях: массаж (китайские, японские, европейские техники); райхианские техники; роль­финг; различные статические позы; динамические движения; ци-гун; тайцзыцю­ань; телесные медитативные практики; синтетический мас­саж; сегментарный массаж; биоэнергетика Боаделла; су­фийские техники балансировки энергии; трансовые танцы; ритуальные практики; холистический палсинг; система рейки; випассана; пранаяма и др.).

Индивидуально-психологический уровень (ребефинг; вай­вейшн; холотропное дыхание; свободное дыхание; транзактный анализ; психосинтез; юнгианский анализ; суггестивные техники; аутотренинг; тренинги релаксации; тех­ники переформулировки; игротехники; регрессия возраста; реинкарнационная терапия; различные дыхательные техники погружения; направленная визуализация; биографический метод; медитация; работа со снами; мандалотехника; тера­пия искусством (боди-арт, медитативная живопись и др.).

Социально-психологический уровень (коммуникативные тре­нинги; тренинги сензитивности; тренинги встреч; психодраматическое обыгрывание; ролевые игры; тренинг любящих взаимоотношений; гештальт; различные форматы работы: процессы “глаза в глаза”; суфийские ритуальные иг­ротехники; обряды; групповые песнопения; групповые риту­альные взаимодействия; групповая динамика).

Психодуховный аспект (буддистские и даосские техники са­моисследования; трансцендентальные медитации; дзогчен; пси­хотехники дзень; глубинный опыт различных сессий из психоделических погружений и погружений в расширенное состояние сознания; молитвенные практики; практики ас­кезы; депривационные практики; направленные визуализа­ции и идентификации; различные инициации).

Интенсивные интегративные психотехнологии, как пра­вило, используют различные уровни измененного состояния сознания и для этого имеется колоссальный инструментарий по изменению состояний сознания.

Конечно, было бы неуместно говорить об интегративных психотехнологиях как о часто применяемом методе социаль­ной работы с клиентами. Естественно эти техники совер­шенно неуместны, когда человеку необходимо оказать мате­риальную помощь или осуществить небольшую юридическую консультацию по тому или иному вопросу. Но, когда речь идет о проблемах в семье, на работе, личностных проблемах (навязчивые страхи, физический дискомфорт, затянувшийся стресс), здесь уже можно использовать весь арсенал новых техник, чтобы облегчить ситуацию клиента.

При работе с клиентами, мы в первую очередь сталкива­емся со следующими моментами:

Во-первых - сам клиент, кто он? Ребенок, взрослый, мужчина, жен­щина - социально-демографический статус, возраст, образование и др.;

Во-вторых - проблемное поле , в чем проблема клиента? Внутренние психологические факторы, нарушения психического здоро­вья, социальная дезадаптация в виде конфликта в семье, на работе, различные фобии и др.

В-третьих - проблема выбора психотехнологии, каким образом сис­тему человеческой психики, которая находится в дисбалансе, привести в состояние гармонии, интегрировать проблему?

Первый и второй момент, задается, как правило, ситуацией социальной работы. Третий же момент является наиболее проблематичным и требует больших знаний и опыта соци­ального работника.

Для того, чтобы эффективно выбрать стратегию взаимо­действия с клиентом и методы воздействия на него, на на­чальном этапе нужно провести углубленное собеседование, при необходимости с применением психодиагностических ме­тодик. То есть первый этап взаимодействия с клиентом для выбора правильной стратегии заключается в более глу­боком проникновении в личность клиента , расширении пред­ставлений о проблемном поле клиента.

Для того, чтобы разрешение личностных проблем было эффективным, нужно соблюдать следующие условия:

Сонастроенность на состояние клиента;

Эмпатия;

Позитивная ориентация;

Незастревание на проблемном поле клиента.

При работе с клиентом есть одна очень существенная трудность, которая тормозит разрешение проблемы. Эта трудность связана с тем обстоятельством, что клиент уже нормально живет со своей проблемой, он прочитал много ли­тературы о ней, некоторые даже наслаждаются сознанием собственной ущербности, и если резко разрешить их диском­фортную ситуацию, то они начнут искать в себе новую “болячку”, чтобы сосредоточить на ней все свое внимание. Поэтому здесь многое зависит от умения социального работ­ника создать притягательный образ жизни без этой проблемы, заставить клиента захотеть лишиться этой проблемы и забыть её. При работе особенно важно точно определить проблемное поле, не жалеть времени, чтобы вникнуть в проблему клиента, так как от этого зависит психическое и социальное «выздоровление» человека.

В то же время , как показывает опыт, часто адаптивные возможности личности к трансформации Эго, изменению цен­ностных ориентаций, направленности, мотивационно-потреб­ностных структур ограничены. Также ограничены возможно­сти социальной ниши, в которой обитает клиент, к восприятию и адаптации его трансформации. Ломаются старые стерео­типы коммуникации, ролевые ожидания, что часто приводит к частичной, а иногда полной дезадаптации личности. Человек уходит с работы, расстается с семьей и т.п.

Все это выдвигает требования к качеству взаимодействия специалиста с клиентом. Стратегия этого взаимодействия должна иметь системный характер и учитывать:

1. Особенности личности клиента;

2. Структуру и содержание материала, который интегрируется личностью;

3. Возможности и ограничения психотехник, используемых в процессе взаимодействия;

4. Обеспечение обратной связи;

5. Возможности системы поддержки и отслеживания в со­циуме.

Первый пункт выдвигает следующие требования:

Обязательное индивидуальное собеседование при групповой форме работы;

Соблюдение “закона восьми” (на одного специалиста не должно быть больше восьми клиентов);

Владение специалистом профессиональными психологическими знаниями и навыками для исследования личности.

Второй пункт обладает чрезвычайной важностью в страте­гии взаимодействия. Если специалист не представляет слож­ной внутренней архитектоники материала, интегрируемого личностью, то это, как правило, приводит к методологическим ошибкам, потере эффективности трансформационной работы, иногда к деструктивным изменениям в личности клиента.

Вне сомнения, можно надеяться на интуицию, спонтанность сознания и внутреннюю мудрость человеческой психики. Но опыт показывает, что опора на профессиональные знания и элементарные научные представления о психическом делают качество взаимодействия гибче, многограннее и, самое глав­ное, в возможном соответствии с внутренней картиной проис­ходящего.

Третий пункт предполагает, что специалист по социальной работе имеет не только теоретические представления о психотехниках, но и владеет ими. В психоанализе является закономерностью то, что прежде чем психоаналитик приступает к работе с клиентами, он проходит сам психоанализ. Мы считаем, что прежде, чем социальный работник приступит к работе с использованием различных психотехник, он сам должен их пройти, испытать их во внутренней работе с самим собой. Это выдвигает требование к учебным программам в вузе и программам переподготовки в их особой практической психотехнической ориентированности.

Четвертый пункт предполагает то, что социальный работник должен иметь время и возможности для получения обратной связи от своих клиентов. В профессиональном отношении вуз обязан формировать навыки проведения рефлексивного, чуткого, открытого собеседования с клиентом.

Пятый пункт является чрезвычайно сложным в организационном аспекте в силу дефицита времени социального работника и высокой плотности трудового графика. Одновременно он является определенным критерием эффективности работы и способом контроля за процессом социализации клиента.

Все пять пунктов в их синтезе открывают широкие возможности в повышении эффективности, корректности и точности социальной работы.

В психотехнологическом обеспечении социальной работы в настоящий момент больше вопросов, чем ответов. Существует огромное количество моделей и подходов. Это показывает, что эта тема в социальной работе является перспективным как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
Список литературы.

1. Гроф С. Путешествие в поисках себя: Измерение сознания. Новые перспективы в психотерапии и исслед . внутр. мира: Пер. с англ. - М, Издательство Трансперсон. Ин-та, 1994, - 338 с.

2. Козлов В.В. Истоки осознания - М., 1997 -363 с.

3. Козлов В.В. , Бубеев Ю.А. Измененное состояние сознания: психология и физиология. М., 1997 - 197с.

4. Козлов В.В.. Парадигма интегративных психотехнологий. /Психологический пульс Ярославля// Сб. под ред. В.В.Новикова –М., Ярославль,1998 – С.140-156.

5. Козлов В.В. Три аспекта психотехнологий в социальной работе. Психотехнологии в социальной работе. / Сб. под. ред. Козлова В.В. - Ярославль, 1997, с. 9 -19.

6. Пути за пределы “эго” . Под ред. Роджерса Уолша и Фрэнсис Воон. - М.: Изд-во Трансперсонального института, 1996. - 318 с.

7. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой: Пер. с англ. / Общ. ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича и Ю.В. Сачкова. - М.: Прогресс, 1986.- 432 с.

8. Ребенок и пространство. Семь шагов к истине. / Сб. под. ред. В.В. Козлова. - М:, 1996. -197 с.

9. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Том 1. - М., “Три Л”, 1996. -208 с.

10. Фромм Э. Человек для себя. /Пер. с англ. и послесл. Л.А. Чернышевой. - Мн. : “Коллегиум”, 1992- 253 с.

11. Этюды о новой психотерапии / Под ред. В.В. Козлова. - Мн., 1995 - 192 с.

Интегральная психология

ОПАСНОСТИПСИХОТЕХНОЛОГИЙ

Знание есть сила.

(Ф.Бэкон)

Само по себе избавление от страдания – благо. Само по себе обретение новых возможностей – благо. Вопрос только в том, какую цену необходимо заплатить за все это. Мы имеем дело с психикой, а это сложнейшая система ментально-биологических связей с многочисленными иерархиями, каскадами, цепями прямой и обратной связи. Не может ли оказаться так, что исправляя и получая в одном месте, мы теряем или разрушаем в другом. Да, такое возможно. Как известно, не все золото, что блестит.

В последние десятилетия в обиход вошло слово «психотехнологии», до этого уже существовал термин психотерапия. Безусловно, эти термины пересекаются, потому что любая психотерапия несет в себе некоторую технологическую цепочку, а любая психотехнология призвана оказать позитивное терапевтическое воздействие (впрочем, психотехнологии могут иметь и негативную направленность, но это не наша сегодняшняя тема). Мы будем говорить о психотехнологиях, которые декларируют позитив.

К психотехнологиям относятся такие методы как: гипноз, метод Ануашвилли, программы «Псибазис», «Гипнарт» и др.. Все это достаточно экзотические, редкие техники. Нас будет в первую очередь интересовать Нейро-лингвистическое программирование, которое сейчас широко распространено и продолжает увеличивать свой ареал.

К психотерапевтическим относятся такие традиционные направления как: психоанализ, психосинтез, экзистенциальная и онтотерапия, арт-терапия, психодрама, гештальт, трансактный анализ и другие.

Такие направления как: Эриксоновский гипноз, расстановки, телесно-ориентированные практики, аффирмации, метод Шичко и др. – занимают промежуточное положение.

Разница между психотехнологиями и психотерапией состоит в том, что в первом случае превалирует управление, воздействие, изменение чего-либо в психике без осознания происходящего человеком .

В случае психотерапии человек является не просто активным, а главным действующим лицом процесса, психотерапевт лишь раскрывает ситуацию. Самое важно то, что в психотерапии человек осознает происходящее на многих уровнях своего сознания, проникает в свое подсознание, имеет видение ситуации в целом, постигает причинно-следственную связь, узнает свои особенности, слышит, чувствует, понимает. В психотерапии клиент (пациент) интегрирует свою личность, об этом мы подробно говорили в статье .

Чтобы иметь представление насколько сложна «кухня» психической деятельности - приведем схему Р. Ассаджиоли - создателя теории психосинтеза.

1. Низшее бессознательное - подавленные желания, комплексы, инстинкты, давно забытые воспоминания.

2. Среднее бессознательное - область, где пребывают психологические навыки и состояния, которые могут быть произвольно перенесены в поле сознания.

3. Высшее бессознательное - эволюционное будущее человека, все то, чего он может достичь в процессе развития; высшие парапсихологические способности, интуиция, творческое вдохновение, экстаз, духовность, влечения к любви, справедливости, красоте, состраданию, гармонии.

4. Поле сознания - непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, желаний, доступных сознательному анализу.

5. Сознательное личное Я - центр сознания, личности.

6. Высшее надличное истинное Я, которое пребывает над потоком мысли и состояниями тела и не подвержено их влиянию. Совокупность возможностей человеческого развития, связующее звено между индивидуальными и всеобщими процессами, единое со Вселенной.

7. Коллективное бессознательное. Между человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

В психотехнологиях включенность человека в процесс формальна – он не знает ни сути своего состояния, которое собирается менять, ни причин внешних и внутренних, которые привели его к этому состоянию, ни своих истинных потребностей (желание далеко не всегда является отражением потребностей). Практически ничего не знает о себе, да и знать не хочет, кроме того, что – это я хочу изменить. В данном случае психотехнолог играет ведущую роль. Клиент (пациент) делает заказ, технолог говорит, что нужно делать и начинается процесс, далее результат. Вот здесь возникает опасность. Собственно даже не возникает, а присутствует и реализуется. Психотехнологии неизбежно вносят в психику человека дисгармонию.

Философии НЛП официально не существует, но часто используются слова - магия, главное чтобы работало, легко, философия жизни. Что же касается термина «философия жизни», то перед вами классическая идеологема из арсенала PR психотехнологий. Технологический подход к любой проблеме одинаков – неважно, почему у тебя проблемы, неважно какие они – вот тебе «инструмент», который избавит тебя от них. Общее название всех инструментов - «Обучение подсознания». Посылаем в подсознание сигнал-программу, закрепляем - и вот готовый результат, в следующий раз подсознание будет реагировать на искомую ситуацию так, как вам хочется. Сразу же нужно отметить, что эффективность техник НЛП имеет место быть, но, во-первых, процент успеха, который обещают мастера НЛП так же далек от реальности, как Земля от Луны. Что же касается успеха, во-вторых, то он условен, за этот успех будет расплата. Какая – мы сейчас об этом поговорим, наберитесь терпения, мы вступаем в царство психики, а оно очень и очень сложное. Попытаемся рассказать кратко и без научных терминов.

Допустим, что человек страдает от чего-либо: стеснительности, фобии, чувства вины, неуверенности, неумения красиво говорить, закрытости, одиночества, депрессии, агрессивности, подозрительности, бессилия и пр. Интересно, что для психики все это явления одного порядка. Любое состояние образуется по одинаковой схеме. Сначала, родившийся ребенок никаких таких проблем не имеет, но по мере взросления у него появляются желания и потребности, и он начинает их осуществлять – в ответ на это ребенок получает реакцию окружающих, которая может быть очень различной. Реакция может стать для ребенка приятной, очень приятной, эйфорической, но может быть и неприятной, очень неприятной и даже предельно болезненной. Ребенок испытывает ощущения и соответственно делает выводы – если ему хорошо, он пытается повторить приятный опыт, а если ему больно, он пытается избежать в дальнейшем повторение подобного опыта. Ребенок принимает решения сначала на бессознательном уровне, потом когда подрастет на сознательном. Решения о том, что благоприятно, а что нет. Формируется система убеждений, за ними формируются модели поведения. Например, стеснительность или отсутствие креативности, потому что одного драли за то, что писю трогал, а другого за то, что слишком громко пел и всем мешал. Одних драли физически, других терзали морально. Суть от этого не меняется, ребенку было плохо. Когда подобные эксцессы повторяются много раз – образуются, так называемые, психологические комплексы. Комплексы могут образоваться не только, когда было плохо. Иной раз ребенка так забалуют, зацелуют, захвалят, что у него образуются такое комплексы, что еще хуже придется в жизни, чем тем, кого в детстве пороли. Это, конечно, грубые ситуации, есть множество неявных влияний, особенно когда начинается стадия формирования моральности. После 7 лет влияют не только ощущения но и осознание себя тем или другим человеком, достойным или нет, в зависимости от того, какие оценки дают подростку окружающие. Доверяя взрослым или, наоборот, противоборствуя им, подросток выстраивает сложнейшие комплексы отношений с окружающим миром. Комплекс это не только, то, что в народе понимают, как нечто негативное или неприличное. Все психические процессы комплексуальны по своей природе. Комплекс – это устойчивая связь между: событиями, ощущениями, решениями, убеждениями и поведением . Причем все это зафиксировано на уровне ментальных образов, химизма нейронов, динамики эндокринной системы, мышечных зажимов, специфичных нейронных цепей. Вот такой вот сложный комплекс, где все связано вместе, при том, что человек и не помнит, что там вообще было, потому что ему было 1,2,3,4,5 лет. Особенно если было плохо, то все вытесняется, забывается чтобы не чувствовать боли.

Любая модель поведения, как позитивная, так и негативная, так и нейтральная выглядит принципиально одинаково. Снаружи мы видим лишь модель, но на самом деле – это длинная цепочка. Память → Событие → Ощущение → Решение → Убеждение → Модель поведения (качество характера). Модель – это вершина айсберга.

Безусловно, разорвать вредную цепь можно, и нужно, но это достаточно трудоемко. Чтобы разорвать цепь ее нужно осознать . Способов разрыва и методов входа в контекст паталогической цепи достаточно много - этим занимается психотерапия. Однако, можно не разрывать - можно заблокировать или перераспределить, чем и занимаются психотехнологии. Ничего не меняя в принципе, ни прежних решений, ни убеждений, ни картины мира в целом, они предлагают принять новое решение – не хочу, чтоб было так, а хочу, чтоб было эдак. Очень напоминает «Сказку о рыбаке и рыбке». Дальше выполняются кодирующие настройки и якорения, и образуется новая желаемая модель поведения в какой-то желаемой ситуации. Понятно, что мастера НЛП специально ее не блокируют, но по факту это происходит, потому что человек принял решение сменить одну модель на другую. А вот теперь начинаются проблемы.

Психика – это такая система, в которой все построено на осознании. Мы человеки-разумные. При этом, мозг способен на удивительные вещи – воображать, давать команды, помнить, забывать, не замечать, придавать любое значение любому явлению и т.д. Но есть один глобальный закон – все что сделано, остается навсегда. Это только так кажется нашему уму, что захотел, подумал и все стало иначе. Ум – это лишь небольшая свободная часть психики, которая, как мы говорили, способна на все. Вы же сами знаете, как легко вообразить и как трудно, например, отказаться от какой-то привычки; как легко представить себе, что все будет хорошо и как трудно держать себя в руках и не сорваться, когда возникнет реальная ситуация. Как легко решить, что с понедельника начинаю новую жизнь, и как это потом не получается. Потому что психика – это огромные объемы информации и энергии, со своими хранилищами, производствами, предохранительными системами и объездными путями. Это гигантская лаборатория, в которой по мере жизни накапливается все, что было сделано, прочувствовано, решено, налажено. Надо не надо, там хранится все, и выбросить ничего нельзя, можно конечно спрятать, что чаще всего и делают, перестать ходить в определенные пространства своей лаборатории сознания, но лаборатория будет работать по однажды заданной программе. Хороший выход только один – пойти, разгрести «авгиевы конюшни» и все переделать так, как нужно, если что-то не устраивает. Но переделывать придется всю цепочку от начала и до конца. Придется разобраться в событиях своей жизни, ощущениях, решениях, убеждениях, сценариях, мировоззрении, а затем создать и натренировать новые решения, убеждения, картину мира. Только после этого старая патологическая цепь трансформируется в новую желаемую без негативных последствий.

Проблема психотехнологий в том, что организуется новый процесс, а старый продолжает свою работу. Комплекс – это как сорняк, если его с корнем не вырвать, то он вырастет снова.

НЛП когда ведет работу неважно с чем, с курением, с болезнью какой-нибудь, с какой-то семейной ситуацией - меняет только верхушку. Они очень хорошо научились «срывать верхушку сорняка» и на его место сажать «розу». Видимость получается прекрасная, но сорняк дает боковые побеги. Потому что человек ничего не понял, его сознание, по своей сути, не изменилось. Пришел человек, освободиться от курения. Ок, закодировали – перестал курить, но причина в бессознательном осталась. Там осталось неосознанное желание или эмоция, гнев, например, на кого-то из родителей, но оно так и осталось не понятым. Человек говорит, да что вы – какой гнев, я человек интеллигентный, тихий, спокойный, в жизни ни на кого голос не повысил. Правильно, он свой гнев так в детстве качественно подавил, что практически незаметно стало, но гнев вылез в виде курения. Теперь поставили еще один «замок» - все курить больше не хочется. А куда делся подавленный, а теперь уже полностью заблокированный гнев? Никуда не делся, мы уже говорили, что в психике ничего не может исчезнуть - гнев начнет искать новые пути для выхода. Вариантов много – могут начаться, например, проблемы с горлом или с желудком, а может постепенно расстроиться сон, или развиться депрессия. Есть еще вариант – когда комплекс начинает «съедать» творческие ресурсы или духовные ресурсы, тогда совсем незаметно будет, никто ж не знает, что вот-вот на подходе было раскрытие какой-то грани таланта, теперь раскрытия не произойдет и вроде ничего не изменилось. Не может быть, чтоб ничего не изменилось. Если проблема не понята, то всегда - «хвост вытащишь, нос завязнет». Это вопрос лишь времени и силы организма. Кто послабей у того через несколько дней уже может что-то случиться, кто посильней - через несколько месяцев и даже лет. Потому что психика имеет достаточно большой запас прочности, но он не безграничен.

Проблема не только в том, что в результате произойдет смещение или замена одних психических и соматических негативов на другие. Обращение к психотехнологиям приводит к снижению способности самоосознания, ослаблению личностного стержня, снижению сопротивляемости к возможным последующим манипуляциям вашим сознанием обществом, рекламой, конкурентами.

© Проект – Пространство души . При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.