В помощь руководителям детского чтения. Мбу "централизованная система детских библиотек". Обслуживание руководителей детского чтения – одна из функций любой детской библиотеки

Валентина Власкина

В век стремительного развития компьютерных технологий не для кого, не секрет, что наши дети и родители очень мало уделяют внимания чтению книг .

Процесс общения ребенка с книгой – это процесс становления в нем личности. Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное, эстетическое, речевое развитие ребенка. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и отношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Беседы с детьми и анализ родительских анкет показали , что современные родители очень мало и не часто читают детям книги из-за своей сильной занятости или не читают вовсе. Поэтому педагогами ГБОУ НШ СП детского сада «Солнышко» был реализован проект в подготовительной группе : «Расширение социокультурного пространства на основе взаимодействия детской библиотеки , детского сада и семьи ». Велась большая работа по формированию у детей устойчивого интереса к художественной литературе, как виду искусства, с привлечением родителей . Остановлюсь на отдельных моментах. На первом этапе проекта дети посетили увлекательную экскурсию в библиотеке , проведенную библиотекарем : «Путешествие в книжное царство - мудрое государство» .

Проводилась работа в учреждении, которая была направлена на формирование литературных впечатлений и представлений. Совместно с родителями , а они наши главные помощники, пополнился книжный уголок с помощью акции «Книга в подарок » . Полезной формой работы приобщения детей к художественной литературе является изготовление книжек-самоделок. Неоспоримо достоинство книжек-самоделок в том, что дети с большим интересом принимают участие в их создании, неоднократно перечитывают и перелистывают, делятся впечатлениями друг с другом. Да и сам процесс создания книги своими руками несет в себе элемент волшебства.

Родители и дети приняли активное участие в изготовлении «книжек- малышек»


Сотрудники библиотеки неоднократно посещали наш детский сад и проводили мероприятия. Интересным был праздник «А. Н. Толстой - наш земляк» и «Приключения Буратино или Золотой ключик» , которое было проведено в театрализованном представлении сотрудниками библиотеки с викториной , познавательными и подвижными играми.




Кроме того сотрудниками библиотеки проведено интересное увлекательное мероприятие посвященное творчеству Агнии Барто : «Мир, в котором живут дети» , на котором ребята демонстрировали знания стихов поэтессы, отгадывали иллюстрации к стихам, участвовали в викторине.


Так же прошло мероприятие : «Путешествие по рассказам Носова Н. Н.» с последующей выставкой детских работ : «Мой любимый герой из рассказов Носова Н. Н.»

Созданы условия для театрализованной деятельности . Есть пальчиковый, настольный театры, куклы бибабо, уголки ряженья. С помощью родителей приобретены и сшиты великолепные костюмы, созданы декорации для постановок, инсценировок, драматизации. Для детей детского сада была продемонстрирована постановка - драматизация «Муха- Цокотуха» детьми подготовительной группы.






В течение года проводилась работа по ремонту книг : «Книжкина – больница» . Используя технологию «мозговой штурм» дети решали проблему, как можно сохранить деревья, которые идут на изготовление бумаги? Выслушано было много версий и все – таки пришли к единому мнению - бережнее относиться к книге . Ребята сами разработали правила работы с книгой .

Совместно с детьми готовились атрибуты к сюжетно - ролевой игре «Библиотека » , в которую потом с удовольствием играли.

Совместно с родителями и детьми был проведен «Праздник книги » , на котором родители продемонстрировали домашнее задание – пословицы и поговорки о книге ; блиц – опрос : «О домашней библиотеке »


Интересна была для детей видео викторина : «Угадай сказку» . Ребята рассказали всем присутствующим правила работы с книгой .


Экспромтом от родителей стал показ кукольного театра «Колобок» и драматизация сказки «Теремок» . Детям было весело и интересно посмотреть на родителей в роли актеров . Дети и родители объединились в танце «Добрый жук» из сказки «Золушка» . Итогом мероприятия стало вручение благодарностей семьям, принявшим активное участие в конкурсе самодельная «книжка – малышка» .



Результатом сотрудничества мы считаем то , что многие ребята записались в библиотеку , сами привели туда родителей и с удовольствием , вместе читают книги .

Мы убеждены, книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить его, сделать интересным, полным необычных открытий и новых знаний. Ребенок должен любить книгу , тянуться к ней, ждать праздника ума и души от общения с нею.

Публикации по теме:

Цель: Приобщение родителей к художественному творчеству через нетрадиционные техники рисования. Задачи: 1. Учить создавать изображение.

Развитие двигательной активности детей 2–3 лет в рамках проектной деятельности Актуальность темы: В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Роль движений для физического и психического.

"Добрая книга - как всхожее зерно, она прорастает в душе, и когда это происходит, книга становится взыскательным и строгим собеседником. ".

Конспект совместного мероприятия детей и их родителей в рамках проектной деятельности. Конспект совместного мероприятия детей и их родителей в рамках проектной деятельности. Цель: способствовать формированию нравственно –.

Обслуживание руководителей детского чтения в условиях межведомственной централизации

Обслуживание руководителей детского чтения – одна из функций любой детской библиотеки.

Школьные библиотеки, как правило, обслуживают педагогов своей школы, реже – родителей. А в детских обычно создаются специальные отделы РДЧ.

В нашей библиотеке такого отдела нет. Со взрослыми в нашей системе работают все.

Педагоги, родители и другие

Елена Анатольевна

зам. директора
ЦСДШБ по основной
деятельности

В нашей библиотеке обслуживание руководителей детского чтения (РДЧ) как отдельной группы читателей совпало с началом межведомственной централизации библиотек, обслуживающих дет­ское население города. В 1975 году ее проводил, как единственный в своем роде эксперимент, коллектив библиотеки и отдел образования.

Предусматривалось объединение городской детской библиотеки Министерства культуры и школьных библиотек Министерства образования в одну сеть – с единым библиотечным фондом, штатами, единым справочно-библиографическим аппаратом. Эксперименту была дана положительная оценка, и в 1980 году мы получили статус Централизованной системы детских и школьных библиотек (ЦСДШБ). В нее вошли центральная городская детская библиотека (ЦГДБ) и школьные библиотеки. Позже присоединились такие филиалы, как библиотека городского отдела образования (1985), библиотека Дворца детей и молодежи (1996).

Естественно, что в связи с изменением организационной структуры библиотеки контингент читателей значительно расширился: вместе с детьми нашими читателями стали и взрослые – педагоги школ, дошкольных учреждений, учреждений дополнительного образования, а также родители. Их обслуживанием в нашей библиотеке в той или иной мере занимается каждый отдел – абонемент дошкольников и школьников 1–4-х классов, абонемент 5–9-х классов, читальный зал, медиацентр, информационно-библиографический отдел, организационно-методический отдел, отдел педагогической информации, о котором мы расскажем подробнее, и все филиалы ЦСДШБ.

Мы считаем очень важным сотрудничество с руководителями детского чтения. За долгие годы сложилась четкая система взаимодействия: на основе совместного планирования готовятся выступления на педсоветах, методических объединениях, родительских собраниях. Регулярно организуются информационно-аналитические совещания сотрудников ЦСДШБ и администрации школ города (Дни директора, совещания зам. директоров школ).

В таких мероприятиях участвуют все подразделения библиотеки. Их цель – освещение вопросов организации библиотечного обслуживания детского населения города и тех, кто работает с детьми, вопросов развития информационной культуры пользователей, привлечения детей к чтению, информационной поддержки образования.

Для педагогов информационно-библиографический отдел организует информационные педагогические советы . Это довольно новая форма работы. Началась она с 2002 года. С тех пор ежегодно представители школ обращаются в библиотеку с заявками на проведение информационных педагогических советов. Цель этих встреч можно определить как объединение позиций педагогов и библиотекарей в решении проблем создания единого образовательного пространства. Детская библиотека – необходимая точка пересечения интересов взрослых и детей. Как говорить с современными детьми о книге и чтении? Что и как читают наши дети или почему они не читают? Что такое информационная культура современного человека? Каким информационным и культурным потенциалом обладает детская библиотека для удовлетворения читательских потребностей школьников, педагогов и родителей? Эти и другие вопросы удается осветить в ходе таких педагогических советов.

Для родителей с 2003 года проводятся родительские собрания в библиотеке . Библиотекари приглашают родителей к размышлению о проблемах чтения. Как пробудить и поддержать интерес ребенка к чтению? Чтение вслух – родительская повинность, необходимость или... О какой книге для своего ребенка вы мечтаете? Что нужно знать родителям о детской библиотеке? В ходе собрания для родителей организуются экскурсии в каждый отдел библиотеки, оформляются специальные книжные выставки.

Абонемент дошкольников и школьников 1–4-х классов уделяет большое внимание работе с родителями, ведь чем раньше ребенок познакомится с библиотекой, тем раньше он приобщится к книге, к чтению.

Поэтому младший абонемент приглашает родителей, бабушек и дедушек посещать библиотеку вместе с детьми. Здесь они смогут выбрать книги и для совместного чтения, и для самостоятельного чтения детей . Кроме того, возрождая традиции семейного чтения, младший абонемент совместно с медиацентром проводит субботние занятия с семьями. Это творческая литературная мастерская для всей семьи под названием «Радостные чтения», которая вошла в цикл библиотечных программ семейного чтения.

На этих занятиях используются такие формы работы, как громкие чтения с элементами обсуждения. После прочтения и обсуждения с детьми художественного произведения дети с родителями изготавливают из различных материалов поделки по теме занятия. Все с удовольствием посещают эти занятия, ведь они нацелены на общение ребенка с родителями и на совместное творчество. Кроме того, любая детская книга пишется для воспитания. Читая книги с ребенком, присутствуя на занятиях, родители знакомятся с детской литературой и методами работы с книгой.

Закладки для родителей

Медиацентр также занимается обслуживанием не только детей, но и их родителей, и педагогов. Фонд этого отдела содержит некнижные материалы: аудиокассеты, музыкальные компакт-диски, грам­пластинки, видеокассеты, диафильмы, диапозитивы, электронные программы (CD-ROM), наборы открыток и репродукций.

Нужно отметить, что с РДЧ медиацентр работает на условиях абонемента, то есть у читателей есть возможность взять некнижные материалы на некоторое время домой. Для того чтобы сориентировать читателей во всем многообразии документов, в отделе ведется справочно-библиографический аппарат, включающий в себя:

  • алфавитный каталог аудиозаписей,
  • систематический каталог аудиозаписей,
  • картотеку названий аудиозаписей,
  • алфавитный каталог видеоматериалов,
  • систематический каталог видеоматериалов,
  • алфавитный каталог электронных носителей,
  • тематическую картотеку электронных носителей,
  • электронную базу данных некнижных материалов в системе Ирбис.

Кроме того, в работе отдела активно используются разнообразные выставки, которые помогают взрослым читателям – педагогам и родителям – подобрать для детей обучающие или развивающие компьютерные программы, игры.

Комплектованию обучающих и развивающих программ в медиацентре уделяется особое внимание. С учетом возраста ребенка составляются индивидуальные планы чтения с подбором ряда сопровождающих материалов на электронных носителях. И в этом направлении углубленно ведется индивидуальная работа с теми семьями, которые занимаются подготовкой ребенка к школе, и с теми, где родители активно помогают ему уже в учебе. Ежегодно ведется формуляр «Читающие семьи». Это семьи, которые регулярно посещают отдел и сотрудничают с библиотекарем в целях развития своих детей.

Интересна новая форма работы с РДЧ вне стен библиотеки в форме коллективного абонемента: комплектная выдача. Читателям во временное пользование предоставляются тематические комплекты, которые включают в себя книги, аудио-, видеоматериалы, иллюстративные материалы по определенным темам. Хочется отметить, что такая форма работы очень эффективна и удобна как для читателей, так и для сотрудников отдела.

На абонементе учащихся 5–9-х классов и в читальном зале обслуживанию руководителей детского чтения тоже уделяется должное внимание. Помимо участия в мероприятиях для РДЧ, проводимых всей библиотекой, эти отделы занимаются и индивидуальным информированием педагогов о литературе по предметам школьной программы, выполняют тематические запросы взрослых читателей.

Особый отдел

В 1993 году в ЦГДБ «переехал» фонд библиотеки городского отдела образования. К тому времени этот фонд требовал оценки его состава, редактирования и рациональной организации. В библиотеке был создан сектор, а затем и отдел педагогической информации , который стал осуществлять информационную поддержку руководителей детского чтения по специальным вопросам. Основная форма обслуживания в отделе – читальный зал.

Отдел педагогической информации обслуживает только взрослых читателей.

Основная задача отдела – формирование системы информационного обслуживания руководителей детского чтения, то есть:

  • Создание условий для квалифицированного и оперативного обслуживания руководителей детского чтения.
  • Максимально полное предоставление информации об учебных и научно-методических материалах на всех видах носителей информации.
  • Информационная и документальная поддержка учебных программ основного и дополнительного образования, реализуемых различными образовательными учреждениями.

Отдел педагогической информации предоставляет своим читателям для работы:

  • фонд научно-методических материалов,
  • фонд периодических изданий по педагогике и детской психологии (около 140 наименований),
  • книги по теории и практике образования, обучения, воспитания, детской психологии,
  • фонд отраслевой литературы в помощь преподаванию учебных дисциплин,
  • некнижные носители информации (аудиоматериалы, электронные документы),
  • доступ к сети Интернет.

Отдел, в соответствии с возложенными на него задачами, выполняет следующие функции:

Организует библиотечное, информационно-библиографическое и справочное обслуживание следующих групп читателей:

– администрация школ, работники отдела образования;

– учителя-предметники;

– воспитатели школ, социальные педагоги, психологи, классные руководители;

– сотрудники детских дошкольных учреждений;

– сотрудники учреждений дополнительного образования детей (станции юных техников, учебно-экологического центра, детской музыкальной школы, детской художественной школы, дворца детей и молодежи, работников детских клубов и объединений);

– педагоги других учреждений образования (лицеев, колледжей, технических училищ и т.п.),

– другие специалисты, связанные с обучением, воспитанием, организацией досуга детей;

– студенты;

– родители;

– библиотекари.

Осуществляет отбор, накопление и распространение информации по педагогике и психологии.

Организует и пропагандирует в целях активного использования справочно-библиографический аппарат отдела:

– ведет систематическую картотеку статей по педагогике и психологии в карточном и электронном вариантах,

– ведет каталог книг по педагогике,

– создает фонд выполненных справок.

Организует справочно-библиографическое обслуживание читателей:

– ведет групповое и индивидуальное информирование абонентов о новой литературе,

– составляет и пропагандирует информационно-библиографические списки литературы по педагогике и психологии,

– выполняют устные и письменные справки по запросам читателей,

– занимается подготовкой и проведением устных обзоров литературы,

– принимает участие в августовских и январских совещаниях учителей, в педагогических советах.

Оказывает консультативную помощь библиотекарям системы по вопросам информационно-библиографического обслуживания руководителей детского чтения.

Для осуществления качественного информационно-библиографического обслуживания пользователей в отделе постоянно ведется аналитическая работа.

Обслуживание специалистов-педагогов

Обслуживание педагогов в отделе осуществляется на различных этапах их профессиональной деятельности: учебном (при получении специальности), практическом, повышения квалификации, научном и самообразовательном. Специалистов условно можно разделить на следующие группы.

1. Работники административно-управленческого аппарата: директора, завучи школ, работники отдела образования. Их запросы в большинстве случаев связаны с системой управления общеобразовательными учреждениями, с документной поддержкой образовательного процесса.

2. Педагоги-практики. Информационные по­требности пользователей этой группы связаны с профессиональной деятельностью и сводятся к следующему:

во-первых, это информационно-библиографическое обеспечение учебных программ, курсов, предметов, новых направлений в педагогике и психологии;

во-вторых, получение полной и оперативной информации:

– о новых учебных и методических пособиях, литературе по предмету, видеокурсах, компьютерных образовательных программах, а также об источниках их получения,

– о новых периодических изданиях и публикуемых в них материалах.

3. Cтуденты педагогических вузов. Их информационные потребности связаны с учебной деятельностью.

Обслуживание читателей, не связанных с педагогикой профессионально

Читайте детям с самого раннего возраста...

К категории руководителей детского чтения относятся и родители. Важность их педагогической грамотности трудно переоценить. В отделе есть все необходимые условия для оказания помощи родителям, которые заинтересованы в повышении своей педагогической культуры. Фонд отдела содержит издания по семейной педагогике, по детской и семейной психологии. Отдел выписывает ряд периодических изданий, которые публикуют материалы и для родителей. Это газеты «Первое сентября», «Детский сад со всех сторон», «Здоровье детей», журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Воспитание школьников», «Школа здоровья», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» и др. Вся поступившая информация внимательно просматривается библиографом отдела, аннотируется и заносится в электронный каталог и карточную систематическую картотеку статей по педагогике и психологии в раздел «74.9 – Семейное воспитание и образование». Данный раздел картотеки особенно тщательно сопровождается библиографом отдела и содержит очень много тематических подразделов, что облегчает родителям поиск информации.

Дополнительными бесплатными услугами для всех категорий взрослых читателей являются: прием заявок по телефону, создание тематических подборок, сохранение их в течение всего срока работы пользователя над темой. Таким образом, реализуется и принцип комфортности работы с информацией. Его реализация, к сожалению, ограничена возможностями помещения. Несмотря на это, стремление к созданию комфортной информационной среды воплощается в организации текущего информирования о новых поступлениях через постоянно действующие книжные выставки, через доступ к сети Интернет, где на сайте библиотеки регулярно представляется:

  • информация о новинках,
  • перечень периодических изданий, которые выписывает библиотека.

Что ищут взрослые?

Знакомство родителей с библиотекой

Хочется отметить, что в последнее время, педагоги очень активно пользуются услугами отдела педагогической информации, запросы их стали сложнее и разнообразнее.

В целом запросы педагогов отражают инновационные поиски в области образования и воспитания детей, динамику профессиональных ценностей учителей, процессы, происходящие в детско-юношеской среде. Большинство запросов возникает на стыке разных дисциплин, что усложняет процесс поиска информации. В этой ситуации запросы, связанные со школьными дисциплинами, такие, например, как тематическое планирование по предмету, сценарий урока по конкретной теме и т.п., оказываются наиболее простыми. Значительный комплекс запросов отражает поиски личностно-ориентированной педагогики. Например, «Эмоционально-личностная значимость обучения», «Тестирование детей по личностным качествам», «Личностно-ориентированная дидактика», «Формирование самопознания и самореализации как необходимое условие развития личности», «Личностная готовность ребенка к школе».

Сегодня приоритетным направлением информационно-просветительской деятельности является сохранение истории родного края, отечественной истории вообще, воспитания чувства патриотизма. Это создало предпосылки для введения в общеобразовательных учреждениях таких курсов, как регионоведение, краеведение. Запросов по этим темам возникает множество: «Региональный компонент в преподавании предметов», «Национально-регио­нальный компонент в дошкольном образовании», «Патриотическое воспитание младших школьников», «Воспитание любви к малой родине», «Государ­ственные символы России»... Все не перечислить. Литература по данным темам стала появляться, в особенности та, что касается теории вопроса. Но чувствуется недостаточность в материалах именно о нашем крае. Поэтому одно из важнейших направлений в работе библиотеки – усиление внимания к комплектованию фонда отдела литературой по краеведению.

Анализируя запросы педагогов, можно отметить огромный интерес к проблеме здоровья детей: «Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе», «Культура здоровья школьников», «Индивидуальный подход к учащимся на уроках физкультуры», «Как избежать перегрузок при выполнении домашних заданий?»

Большой интерес вызывает и проблема здоровья самих педагогов, поэтому часты такие запросы, как «Синдром эмоционального выгорания педагога», «Психологическое здоровье учителя» и т.п.

В связи с введением в учебные планы школы профильных курсов отмечается частое обращение педагогов к теме профориентации вообще и профильного обучения в частности. Надо сказать, что литературы по данной проблеме достаточно много, освещена она очень подробно в профессиональной периодике. Но есть большая потребность в изданиях обобщающего характера, содержащих теоретико-методологические основы профессионального и личностного самоопределения старшеклассников. Это книги таких авторов, как Н.С.Пряжников, Е.А.Климов, Э.Ф.Зеер и др.

По запросам педагогов можно составить представление и о психологической подготовке учителя. Сегодня типичными запросами являются такие, как «Воображение как фактор поведения школьников», «Дети с ослабленной нервной системой», «Рефлексия школьников», «Гиперактивные дети», «Психология конфликтов».

По-прежнему актуальными являются вопросы новаторских методов обучения и воспитания, истории образования в России, педагогических движений за рубежом.

Столь обширный круг запросов предъявляет высокие требования к квалификации библиотекаря-библиографа. В связи с этим сотрудники отдела осваивают понятийный аппарат педагогики и психологии и смежных с ними наук, межпредметные связи, вопросы правового обеспечения образовательной деятельности.

Опыт нашей работы показал, что наиболее действенными формами работы с педагогами стало периодическое распространение информационных списков литературы (по ведущим темам школ, к педагогическим советам и совещаниям методических объединений учителей-предметников), проведение информационных обзоров, индивидуальное информирование.

При необходимости работники отдела оказывают консультативную помощь читателям. Конечно, такого рода помощь мы оказываем в индивидуальном порядке, что требует больших затрат времени: обслуживание каждого индивидуального пользователя – весьма трудоемкий процесс, несмотря на все удобства поиска информации, обеспеченные у нас в библиотеке. Одним из основных принципов обслуживания является приоритет интересов читателей и полнота предоставления информации, что иногда требует не только подбора, но и предварительной оценки источников. Библиотекари стремятся предоставить прежде всего базовые документы по теме, дополняя их источниками более частного характера.

Опыт работы сотрудников отдела с родителями показал, что они в основном обращаются в библиотеку за педагогической информацией при возникновении каких-то конкретных вопросов. Обычно это связано с воспитанием детей, помощью им в учебе, разрешением психологических проблем и конфликтов.

Наиболее популярны среди родителей следующие темы:

  • Воспитание детей: «Близнецы: как их воспитывать?», «Воспитание подростка», «Ребенок и деньги», «Авторитет взрослого в семье», «Воспитание в неполной семье», «Как правильно организовать детский праздник?» и т.п..
  • Помощь в обучении детей: «Как подготовить ребенка к школе?», «Как помочь ребенку в приготовлении уроков?», «Что делать, если ребенок не желает учиться?», «Как помочь слабоуспевающему школьнику» и т.п.
  • Возникновение конфликтных ситуаций в семье и школе: «Конфликты между детьми», «Надо ли наказывать детей?», «В семье – отчим», «Конфликты с учителем», «Конфликты со сверстниками».
  • Психология ребенка: «Одаренный ребенок», «Гиперактивный ребенок», «Как справиться с детскими страхами», «У ребенка стресс» и другие.

Работа по привлечению родителей в детскую библиотеку последнее время стала интенсивнее, ведь как бы ни была неоспорима роль детских библиотек, учителей, воспитателей детского сада в начальном приобщении детей к чтению, первым и основным руководителем детского чтения является семья. Именно родители читают ребенку его первые книжки, рассматривают вместе с ним картинки, переживают вместе с ребенком его радость узнавания и удивления, его счастье и горе, связанные с приключениями и судьбами первых любимых литературных героев. Именно родители выбирают и покупают детские книжки, формируя домашнюю библиотеку, позже – советуют ребенку, какую книгу прочитать, взять в детской библиотеке. Таким образом, именно родители оказывают наибольшее влияние на формирование круга чтения, читательских вкусов и предпочтений детей на ранних этапах читательского развития.

Если мама познакомится с детской библиотекой до рождения ребенка , то можно быть уверенными в том, что ее сын или дочь обязательно станут нашими читателями. Для того чтобы привлечь в детскую библиотеку и эту категорию наших читателей, в библиотеке, наряду с комплектованием фонда книгами по раннему развитию детей, предполагается приобретать книги для будущих мам .

Проводим мы и экскурсии для родителей, чтобы они поближе познакомились с отделом и его услугами, фондом, справочным аппаратом и тематическими книжными выставками. Например, такими, как «Воспитание без огорчений», «В семье младший школьник», «Ваш беспокойный подросток», «Этот серьезный дошкольник». Примерно по таким же темам мы создаем и рекомендательные списки литературы для родителей, которые раздаем во время экскурсий. Кроме того, библиографы отдела подготовили рекомендательный указатель литературы для родителей «Воспитание без огорчений». Нужно отметить, что такие формы работы оказались достаточно действенными и удобными при общении с родителями. В этих библиографических изданиях они находят литературу, на страницах которой нашлись бы ответы на их вопросы, и обращаются к нам для ознакомления с этой литературой.

Для дальнейшего развития отдела педагогиче­ской информации и для информационной под­держки всех категорий читателей мы предполагаем делать следующее:

  • обеспечивать больше возможностей для самостоятельной работы пользователя с различными источниками информации, с карточными и электронными каталогами и картотеками, сетью Интернет;
  • отслеживать и применять в своей работе новые услуги и возможности в сфере библиотечно-библиографического и информационного обслуживания,
  • продолжить создание полнотекстовых баз данных по наиболее актуальным темам.

Благодаря тому что школьные библиотеки наиболее приближены к педагогическим коллективам и библиотекари принимают активное участие в организации связей между педагогами школ и ЦГДБ, у нас наблюдается практически стопроцентное привлечение учителей в ЦСДШБ. Активными читателями библиотеки являются и педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей. Всего услугами ЦСДШБ пользуется 1682 руководителя детского чтения (в прошлом году – 1396 человек), что составляет 13,6 % от общего числа читателей.


К этой категории читателей относятся: учителя школ, воспитатели дошкольных учреждений, педагоги дополнительного образования, родители. Эта группа читателей выделена во всех детских библиотеках.

Визитная карточка

- «Моя любимая книга»

Театр книги

Литературная викторина

Домашнее задание.

Все участники подготовились отлично, показали прекрасные знания литературы, а выступления были яркими, смелыми. Особенно впечатлил театр книги. Каждый участник представил театрализованный отрывок по любимому произведению, вложив в него, не только душу, но и великий талант читателя.

Компетентное жюри, в состав которого входили: представители школы, преподаватель Детской школы искусств, и зав. методическим отделом Д.С.Фролова, судило строго, но справедливо. Победа досталось читателю библиотеки села Нижняя ИретьМахметьзяновой Карине. Ей была вручена грамота и супер приз.

Второе место досталось читателю детской библиотеке п.Михайловка Ц Кудиновой Софьи, а третье место читателю из села ЛоховоПереваловой Любови. Конкурс прошел под эгидой года культуры, и стал еще одним ярким событиям уходящего года для читателей.

«Есть страна Читалия…» - под таким названием прошел праздник с участием литературных героев, в Тальниковской сельской библиотеке. К участию в праздничном мероприятии были приглашены читатели младшего звена. Главные герои праздника Королева Книга и Сказка, подготовили для детей литературную викторину, а сказочные герои - кот Матроскин и Шарик провели веселые игры.

Для ребят 6-7 классов действовала книжная выставка - «Читай с увлечением все эти приключения».

В библиотеке села Козлово в дни весенних каникул действовала книжная выставка «В гостях у любимых книг» на выставку вместе с красочными книгами поместили сказочные предметы, принадлежавшие героям, волшебную шкатулку, открыть которую можно было только после того, как ответишь на вопрос кота ученого . Также, библиотекарь пригласил ребят на литературный час «У детской книги - день рожденья».

В библиотеке с. НижняяИреть неделя детской и юношеской книги прошла под названием «Островок детства, радости и ярких впечатлений».

Цель – пробудить, воспитать и укрепить в душе драгоценную способность читать. Много интересных событий произошло в дни весенних каникул на неделе детской книги:


  • Книжная выставка «Время читать хорошие книжки»;

  • Праздник «Фея в гостях у ребят»;

  • Театрализованное кукольное представление «Книжкины именины»;

  • Выставка «Капели звонкие стихов».
В библиотеке с.Хандагай прошло библиотечное мероприятие «Герои любимых книг».

Его участниками стали учащиеся 4 класса. Для мальчишек и девчонок была приготовлена игра – викторина, в ходе которой они отвечали на вопросы, восстанавливали тексты сказок или стихов из предложенных строчек, узнавали сказку по героям или строчкам из этой сказки, отгадывали кроссворд. Была оформлена красочная книжная выставка «Книги, которые читали ваши родители». Книги, представленные на этой выставке, вызвали большой интерес у ребят, посещающих библиотеку. А для самых маленьких читателей была оформлена книжная выставка «Эти книжки для вас, ребятишки». Выставка оформлена красочными детскими книгами, дополнена мягкой игрушкой, что вызвало интерес не только у детей, но и у взрослых.

В библиотеке с.Голуметь провели литературную игру «В гостях у сказок», где дети старшего возраста выступали литературными персонажами, задавали вопросы участникам.

В библиотеке с.Зерновое в «Неделю детской книги» очень интересно прошли следующие мероприятия:

«Книжки – именинницы» - беседа-обзор книг, которые в 2013 году отмечают юбилей. Обзор для ребят провел сказочный герой Грамотейкин, который зачитывал отрывки, цитировал произведения, читал стихи. Обзор был действительно очень интересным и захватывающим. После обзора, дети разобрали практически все книги по домам, а затем написали отзывы и рекомендации для сверстников.

Очень эмоционально прошла литературная прогулка по стихам И.Молчанова-Сибирского «Лесное угощение». Во время прогулки ребята читали стихи автора о лесе, грибах, ягодах; каждое стихотворение сопровождалось демонстрацией иллюстраций через мультимедийный проектор. Одновременно дети узнали толкование некоторых слов, например «туесок», «лукошко» и др.; провели исследовательскую работу по изучению происхождения названий некоторых грибов и ягод (кислица, рыжик и др.). При обсуждении стихотворений библиотекарь старался обратить внимание слушателей на эмоциональное настроение стихов, показать, что в читаемом произведении важно уметь услышать звуки, почувствовать запахи осеннего леса. Немаловажным моментом прогулки было обращение к личному опыту ребят, поэтому были заданы вопросы о том, бывали ли они в осеннем лесу, приходилось ли им собирать грибы и ягоды, какие грибы они знают, знают ли о том, в каких местах искать грибы и как правильно их собирать.


Работа по программе летнего чтения
Работа по программе летнего чтения традиционно начинается с первого июня, во время празднования день защиты детей.

В этот день библиотекари района подготовили большие театрализованные утренники, с привлечением большого количества детей, родителей, не только как участников, но и активных помощников.

ЦРДБ вновь пригласила ребят на литературный бульвар, который состоялся на большой зеленой площадке. Ребят встречали веселые скоморохи, Василиса Премудрая, весельчак Незнайка, Пеппи длинный чулок. Незнайка и Пеппи провели спортивные состязания, литературную викторину для ребят, веселые скоморохи проводили веселые игры, забавные спортивные состязания, где главный победитель - дружба. Дети приняли активное участие в спортивном конкурсе, викторинах, рисовали на асфальте. По ходу программы всем участникам были вручены сладкие подарки, а также возможность сфотографироваться с героями. Это мероприятие стало открытием программы летнего чтения «Как комета прилетело лето». В рамках программы все лето ребят ждали увлекательные книжные приключения, викторины, экологические походы, яркие книжные выставки.

Во время летних каникул работники библиотеки района подготовили для ребят следующие мероприятия:

викторина «Птичий базар» библиотека с. Тальники;

громкие чтение «Страшные истории по Э. Успенскому» и «Сказочная нечистая сила» библиотека с.Бельск;

игровая программа «Сказка у нас в гостях» библиотека с.Онот;

кукольный спектакль «Кошкин дом» библиотека с.Алехино,;

слайд композицию «Моесело» библиотека с.Парфеново;

беседа «7 чудес России» или «Таинственная Россия» библиотека с.Саянск.

В летние каникулы, в библиотеке действовали яркие книжные выставки:

«Приключения начинаются» (с.Герасимово), «Много профессий хороших и разных» (Тунгусска), «Скоро в школу» (ЦРДБ) а к празднованию дня района оформлены выставки под единым названием «Мой район -душа России».

Организовывались коллективные просмотры мультипликационных и художественных

В библиотеке с. В.Иреть в летние каникулы ребят порадовали следующие мероприятия: краеведческий час «Здесь все мое и я отсюда родом», викторина «Лес – наше богатство».

Литературный час «Святые подвижники на Руси», приуроченный к Всероссийскому дню семьи, любви и верности, подготовила для своих читателей ЦРДБ. Мероприятие о православных покровителях семьи и брака – Петре и Февронии, нашло живые отклики среди детей. А чтобы детям было понятнее, показали мультфильм «Сказание о Петре и Февронье».

Есть люди умные. Есть - талантливые. Но бывают и гении. Их не так много. А нам повезло. В нашей стране есть гениальный человек, вернее есть его гениальные сказки, которые живут уже много-много лет. Сказки Пушкина читают маленькие читатели, читают по школьной программе и перечитывают взрослые. Наверное, поэтому, все библиотеки подготовили и провели разнообразные по форме и тематике мероприятия.

Центральная районная детская библиотека, библиотеки Новостройка, Саянск, Голуметь провели конкурс «Лукоморье Пушкина» на знание сказок. Все присутствующие прослушали рассказ о жизни и творчестве писателя и приняли активное участие в викторине, также зачитали отрывки из любимых произведений А .С.Пушкина. Лучшие участники конкурса, были награждены сладкими призами.


Книжная выставка «Я Вас люблю, мои далекие потомки!» по творчеству поэта была оформлена заранее, литература, представленная на выставке, была призвана удовлетворить разные читательские интересы от сказок до лирических произведений.

На театрализованном представлении «Русская Чудо-печка», в библиотеки с.Алехино, прозвучали пословицы, поговорки, потешки, загадки про печку. Состоялся разговор о том, что печь использовали для обогрева помещения, просушки одежды, приготовления пищи. Ребята инсценировали отрывок из сказки «Гуси-лебеди». Мальчики и девочки в русских народных костюмах исполнили стихотворение Г.Цыпленковой « Про веселых пекарей».

В рамках программы летнего чтения спортивный праздник «Кладоискатели» организовала библиотекарь с.Лохово. Праздник включал не только элементы спортивных игр, но и позволил блеснуть интеллектом, через участие в литературном блиц – турнире.

В библиотеке села Новостройка цикл летних мероприятий открылся театрализованным представлением «Улыбнемся солнышку». Лето, Солнышко, Леший, Баба Яга развлекали ребят. Загадывали загадки, играли в кричалки, учили Лешего танцевать, пели песенки о лете, водили хоровод, рисовали цветными мелками, а в конце праздника ребятам вручили сладкие призы.

Ко дню независимости России в библиотеках были проведены познавательные часы, викторины, исторические экскурсы:


  • «Колесо истории» - познавательная игра библиотека с.Бельск;

  • «Российская геральдика» - исторический экскурс библиотека с. Новогромово;

  • «Свою Родину я вижу такой» - конкурс рисунков библиотека с.Малиновка;

  • Выставка – обзор «И вечно будем славить мы в веках российский триколорный флаг» - ЦРДБ

  1. июня в 11-00 ч.во всех библиотеках стартовала библиотечно-спортивнаяолимпиада«За здоровьем в библиотеку» . К участию все библиотекари подготовились основательно: разные по форме и насыщенности мероприятия радовали жителей поселений: театрализованные представления, спортивные состязания, литературные брифинги, флешмобы.
Так, в библиотеке с.Зерновое в олимпиаде участвовали ребята детской оздоровительной площадки и читатели библиотеки. Всего 49 человек.Для проведения мероприятия был разработан сценарий, оформлен стенд, подготовлен реквизит.Из-за плохой погоды праздник пришлось проводить в здании библиотеки. Из-за этого сократилось число спортивных заданий, остальные задания носили познавательный характер. Поскольку ребят было много, и все желали участвовать в конкурсах, пришлось отказаться от первоначального плана разбить их на команды и проводить состязание в индивидуальном зачете. За каждые правильные ответы и выполненные задания выдавались жетоны.Сначала поговорили с ребятами о здоровом образе жизни: что это такое, из чего складывается это понятие, насколько зависит от самих ребят. Дальше начались состязания. Участникам предлагалось ответить на вопросы блиц-турнира; найти лишние картинки, те, что не относятся к понятию здоровый образ жизни. Весело прошел конкурс «Меткий стрелок». Нужно было не только попасть в мишень, но и правильно ответить на выбитый вопрос. Мальчикам понравилось состязаться в новом виде спорта – книгоатлетике. Большее количество раз поднял связку справочников Фоменко Иван. Следующий конкурс «Кто мы?» способствовал раскрытию артистических талантов участников. После того как участники составили пары «вид спорта – спортивный предмет», они должны были с помощью пантомимы изобразить соответствующего спортсмена. Надо сказать, что не каждый смог избавиться от стеснения и проявить находчивость. Вызвало затруднение и задание в конкурсе «За обеденным столом» - в предложенном тексте надо было найти «спрятанные» названия напитков. Не забыли вспомнить и о вредных привычках. С удивлением дети узнали о том, что во времена Петра 1 за пьянство выдавали ордена весом 6кг 600гр.Ребята настолько увлеклись, что пришлось проводить дополнительные конкурсы, среди которых литературная эстафета и литературный марафон, которые включали загадки и пословицы о спорте и здоровье. Практически каждый из ребят получил по одному жетону, но больше всех жетонов набрала Воронина Катя, девочка, которая любит читать разные книги и поэтому смогла ответить на большее количество вопросов. Каждый присутствующий в конце праздника получил сладости.

Стало уже традиционным участие районных библиотек в проведение Дня района. С некоторых пор этот праздник проводится в форме народных гуляний, когда каждое поселение, организация района представляет свою выставку, программу.

МКУК «МБЧР» по такому случаю подготовила большое красочное не только по форме и содержанию, но и по оформлению театрализованное представление, где со своим блоком приняла участие каждая библиотека района. Специально к празднику были пошиты новые костюмы. Во время праздника гостей на площадке встречали литературные герои 19 века – дамы, в платьях того времени, герой Чацкого, и даже знатный вельможа.

Детская программа включала блок развлекательных мероприятий, ведущими которого были клоуны Тяпа и Ляпа, Незнайка, крокодил Гена и другие. Каждый литературный герой представил свою программу: клоуны предложили веселые игры, Незнайка вместе с ребятами занимался творчеством - лепили из глины фигурки, рисовали, оставляли клякс – автографы на символической реке дружбы под названием «Мы вместе». Каждый посетивший библиотечную площадку, нашел что - то для своей души. Посетителям предлагалось стать участником литературных викторин, игр, спортивных состязаний,ноа тем, кто не пожелал испытать силы в литературных конкурсах, охотно воспользовались предложенными на буккросинге книжным развалом, или с удовольствием рассматривали редкие книжные издания, предметы старины, знакомились с рукописными изданиями местных поэтов на краеведческой выставки «Край мой – капелька России». Выставка привлекла внимание, подходили одиночные прохожие, группами и целыми семьями. Ведущие, в красивых русских костюмах, проводили обзор, не оставив равнодушным никого из посетителей .

На красиво оформленных плакатах, каждый мог оставить свое пожелание жителям района, и библиотечному сообществу, много добрых и приятных слов, пожеланий звучало в этот день.

В целом, организация библиотечной площадки получило высокую оценку населения и руководителей.

Программа летнего чтения финишировала в сентябре, подведением итогов, и награждением активных участников.

Фонд - около 45 000 экземпляров книг по разным отраслям знаний, энциклопедии, словари, справочники, методическая литература по детскому чтению, а также свежие журналы и газеты. Фонд постоянно пополняется литературными новинками ведущих издательств. Открыта сказочная гостиная – яркое и эргономичное пространство для чтения и игры. В гостиной, где живут тысячи сказочных историй, можно не только перечитать лучшие сказки и истории со всего земного шара, но и поиграть в настольные игры, пройти книжные квесты, разгадать пару задач из мини-музея головоломок, сыграть партию в настольный футбол или гигантские шахматы. Работает кинозал с функцией лектория и детская игровая комната для самых маленьких читателей. Событийный ряд Центральной детской библиотеки Зеленограда широк: камерные спектакли, каникулярные программы для школьников, чтения для детей проекта «Сказки на ночь», консультации по детскому чтению для родителей, киноклуб. Открыты мастерская игрушки и школа программирования, проводятся детские праздники.

  • Оборудована для лиц с ограниченными возможностями
  • Свободный доступ к Wi-Fi
  • Детская бибилотека

Заведующий библиотеки:

Коновал Любовь Валентиновна

Адрес:

124498, г.Москва, г.Зеленоград, корп.401

Режим работы:

Вт-Сб: 10:00-21:00
Вс: 10:00-20:00
Пн: выходной день
Санитарный день: последняя пятница месяца

Возрастной ценз литературы:

обслуживает детское население

Отделы библиотеки:

методико-библиографический отдел, читальный зал, игровая зона, детский абонемент, абонемент, старший абонемент, младший абонемент

Объем фонда: 48 344 экз.