Картотека игр «Режимные моменты. «Режимные моменты в ДОУ «Малоподвижные игры Картотека игр для дошкольников в режимных моментах

Малоподвижные игры для детей младшей и средней группы детского сада в ФГОС.
Игры направлены на развитие ребенка как всестороннюю личность. Они предназначены для детей младшего и среднего дошкольного возраста. Данные игры могут быть задействованы как в непосредственной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности.

«Тишина»
Цель: Учить детей двигаться по сигналу, развивать слуховые качества.
Тишина у пруда,
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпайте малыши.
Дети идут в колонне по одному.
После слов дети останавливаются, приседают, наклоняют голову и закрывают глаза. Тот, кто пошевелится, встает в конце колонны.
Интерактивные технологии: работа в парах, хоровод, цепочка.

«Раки»
Цель: Развивать активность детей в двигательной деятельности. Поощрять детей в игре. Развивать физические качества.
Тики-таки, тики-таки,
Ходят в нашей речке раки.
Ходят задом наперед, ищут раки в речке брод,
Стали раки воду пить -
Выходи, тебе водить!
Играющие разбираются по парам, становятся по кругу. Каждый в паре поворачивается спиной друг к другу и подает руки. С началом текста все пары двигаются в одном направлении по кругу так, что первый в паре идет прямо по направлению движения и ведет за руки второго, идущего задом наперед (это рак). По окончании текста игра повторяется со сменой направления.
Интерактивные технологии: работа в малых группах (тройках), «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Медведь»

Как под елкой снег, снег,
И на елке снег, снег,
И под горкой снег, снег,
И на горке снег, снег,
А под снегом спит медведь
-Тише, тише, не шуметь!
Дети стоят по кругу. Выбирается медведь, он садится в середину круга, закрывает глаза.
На 1 и 3 строчки дети идут в круг, на 2 и 4 - из круга, на 5 строчку дети осторожно подходят к медведю, 6-ю строчку произносит один ребенок по указанию воспитателя. Медведь должен узнать по голосу кто сказал.
Интерактивные технологии: «хоровод», «интервью», «цепочка».

"Зайка серый умывается"
Цель: Формировать умение следить за развитием игры. Развивать умение имитировать характерные действия.
Зайка серый умывается
Видно в гости собирается
Вымыл носик, вымыл хвостик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
дети стоят в кругу, зайка в середине, он обыгрывает текст и подходит к кому-нибудь из детей, тот и становится зайкой.

работа в малых группах (тройках).

"Узнай по голосу"
Цель: Учить детей играть по правилам. Развивать речевые навыки и физические качества.
Ваня ты сейчас в лесу.
Мы зовем тебя: "А - у!"
Ну-ка глазки закрывай,
Не робей,
Кто позвал тебя?
Узнай поскорей!
дети идут по кругу и произносят текст, водящий в середине круга.
Водящий закрывает глаза и угадывает, кто из детей его позвал.
Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

"У ребят порядок строгий"
Цель: Развивать умение действовать сигналу, физические качества.
У ребят порядок строгий,
Знают все свои места.
Ну, трубите веселей:
Тра - та - та, тра - та - та!
дети ходят по залу врассыпную. По сигналу дети строятся в колонну.
Интерактивные технологии: «хоровод», «карусель».

"Воздушный шар"
Цель: Развивать внимательность, сообразительность, звуковую культуру речи.
Раздувайся наш шар,
раздувайся большой,
оставайся такой,
да не лопайся!"
дети образуют тесный круг, держатся за руки, небольшими шагами отходят назад, расширяя круг,
По сигналу воспитателя:
"шарик лопнул!" дети приседают
или медленно идут к центру круга и
произносят: "ш - ш - ш - ш "
Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

"Солнышко и дождик"
Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности, обучение элементам пантомимы.
Смотрит солнышко в окошко,
светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладоши
очень рады солнышку.
Топ, топ, топ, топ / 2р.
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп / 2р.
дети идут по кругу
дети хлопают в ладоши
дети ритмично топают
дети ритмично хлопают
На сигнал воспитателя "дождь идет" дети приседают - "прячутся".
Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Тепики»
Цель: координация речи с движением, развитие общих речевых навыков, обогащение словаря, развитие творческого воображения и двигательной подражательности.
Тепики-тепики,
По водице хлопики,
Хлопики ладошками
Да босыми ножками.
Дети стоят свободно. Игровое упражнение выполняется по показу воспитателя. Под чтение потешки дети встряхивают кистями обеих рук, как бы ударяя по воде.
На последнюю строчку притопывают ногами, переступая с одной ноги на другую.
Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель», «работа в парах», «работа в малых группах».

"Волк - волчок"
Цель: Развивать координацию движений, слух, физические качества. Учить, считалкой выбирать ведущего.
Волк - волчок, шерстяной бочок
Через ельник бежал,
В можжевельник упал,
Зацепился хвостом,
Ночевал под кустом.
Дети стоят по кругу. По считалке выбирают волка. Волк идет широкими шагами за кругом, на последние слова приседает кому-либо за спину, тот и становится волком. Игра повторяется. Можно выбрать два волка
Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель».

«Лето»
Цель: Развивать слуховые качества, физические качества, умение выполнять движения в соответствии с текстом.
По лужайке
Босиком,
Солнышком согрето,
За цветистым мотыльком
Пробежало лето.
Искупалось в реке,
Полежало на песке,
Загорело,
Пролетело
И исчезло вдалеке.
Дети стоят по кругу. С началом чтения стихотворения двигаются поскоком в одну сторону, а Лето скачет противоходом внутри круга.
На строки 6-7 останавливается, Лето выполняет прыжки на месте с маховыми движениями рук ("мельница”). На последние 3 строки Лето выбегает за круг и присаживается за кем-либо из играющих. С окончанием текста дети ищут, куда спряталось Лето. Кто найдет его за своей спиной, выходит в середину. Это новое Лето.
Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка», «карусель»,
«работа в парах», «работа в малых группах».

"Флажок"
Цель: Упражнять детей в координации и ориентировке в пространстве при выполнении разных заданий. Развивать слуховое внимание через игру.
Дети стали в кружок, Увидали флажок,
Кому дать, кому дать, Кому флаг передать?
Выйди, Оля, в кружок,
Возьми, Оля, флажок!
Выйди, выйди, возьми,
Выше флаг подними!
Дети стоят по кругу, в центре один ребёнок с флажком. После слов: "выйди, выйди..." названной ребенок выходит в середину и берет флажок. Первый ребенок встает в круг, игра повторяется
Интерактивные технологии: «хоровод», «цепочка».

«Составь загадку»
Цель: Развивать речь, воображение, память.
Стараться подсказывать детям по мере затруднения, например, стеклянный, прозрачный, в нем живут рыбки?
Ребенок придумывает загадки о знакомых ему предметах.
Интерактивные технологии: «цепочка», «карусель».

«Докажи»
Цель: Развивать память, речь, умению анализировать, приводить и отстаивать доводы.
Продолжайте игру помогая делать ему определенный вывод.
Игра начинается так: «Мне кажется, что мама теленка – лошадь. Ведь у них есть копыта, они покрыты шерстью, едят сено и т.д.»
Интерактивные технологии: «цепочка», «карусель»,«работа в малых группах»,«Интервью», «Аквариум».

«Большой круг»
«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»
Цель: Учить детей называть действие словом, правильно употреблять глаголы (время, лицо), развивать творческое воображение, сообразительность.
Более сложным вариантом этой игры является индивидуальное воспроизведение аналогичных действий. Организация такой игры примерно та же, что в «Испорченном телефоне». Все участники закрывают глаза, кроме двух первых, один из которых показывает другому какое-либо действие (поливает цветы, или рубит дрова, или играет в мячик). Потом второй ребенок показывает то же действие третьему, третий – четвертому и т.д. Так по очереди дети передают друг другу одно и то же действие. Последний в ряду ребенок должен это действие угадать.
Дети разбиваются на небольшие группы (по 4-5 человек), и каждая группа с помощью взрослого продумывает инсценировку какого-либо действия (умывание, или рисование, или собирание ягод). Дети должны сами выбрать сюжет и договориться, как они будут его показывать.
После такой подготовки каждая группа молча, показывает свое действие. Каждый показ предваряется известной фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем». Зрители внимательно наблюдают за товарищами и отгадывают, что они делают и где находятся. После правильного угадывания актеры становятся зрителями, и на сцену выходит следующая группа.
Интерактивные технологии: «цепочка», «карусель», «работа в малых группах», «Интервью», «Аквариум», «Большой круг», работа в малых группах (тройках)

Алла Юрьевна Котова

"УТРЕННЕЕ ПРИВЕТСТВИЕ"

С добрым утром,глазки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ушки!

Вы проснулись?

С добрым утром, ручки!

Вы проснулись?

С добрым утром,ножки!

Вы прснулись?

Глазки смотрят, ушки слушают,

Ручки хлопают, ножки топают.

Ура, мы проснулись!

"За столом"


Бери ложку, бери хлеб,

И скорее за обед. Посадим на ложку капустку, картошку - и спрячем !

Попробуй найди!

Не видно на ложке капустки, картошки .

И нет на тарелке - гляди!

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол

Чтобы не было беды,

Вспомни правила еды :

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За столом ты не сори,

Насорил - так убери!

"НА ПРОГУЛКЕ"



Ты всех любишь, ты всех греешь,

Всех ласкаешь и жалеешь,

Наше Солнышко, наш свет,

Все тебе мы шлем привет!

Мы цветочки рвать не будем,

Пусть растут на радость людям!

Красные и голубые,

Все красивые такие!

"Дневной СОН"


Ребятки, просыпайтесь!

Глазки открывайтесь!

Ножки потянитесь, ручки поднимитесь.

Мы сначала пойдем очень мелким шажком.

А потом пошире шаг, вот так, вот так,

На носочки становитесь, вверх руками потянитесь.



Мы спокойно отдыхали,

сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

Публикации по теме:

Фотоотчет "ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ" В нашем детском саду есть замечательная традиция: каждый год в конце октября мы проводим день открытых.

Режимные моменты в младшей группе Цель:Формирование навыков здорового образа жизни; закрепление навыков в умывании, развивать наблюдательность;.

Картотека математических игр Дидактическая игра «Веселые цифры» «Веселые цифры» Предлагаю вашему вниманию занимательную игру для детей дошкольного возраста, при помощи.

Нетрадиционные режимные моменты как средство индивидуализации в русле требований ФГОС И. Р. Гудова (магистрант 2 курса, направление 44.04.01 Педагогическое образование, «Управление инновационным развитием дошкольной образовательной.

Образовательная познавательно-исследовательская деятельность в режимные моменты с использованием игры «Математический планшет» «Ежик в осеннем.

Перспективное планирование в первой младшей группе на март месяц по программе «От рождения до школы» режимные моменты Март 1 неделя Утро П О Н Е Д Е Л Ь Н И К Инд-е беседы об окружающем мире. Беседа Ознакомление со свойствами игрушек. Утренняя гимнастика.

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается.

Родительское собрание «Режимные моменты в ДОУ как начало формирование здорового образа жизни у дошкольников» "Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил - важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма, готовности.

Прекрасная сама по себе детская речь имеет,

кроме того, научную ценность, так как, исследуя ее,

мы тем самым открываем причудливые

закономерности детского мышления.

К. И. Чуковский

Известно, что дошкольный возраст – это уникальный период в развитии ребенка, который обладает своеобразной логикой и спецификой. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Формирование речевой деятельности представляет собой процесс взаимодействия ребенка с окружающими людьми с помощью материальных и языковых средств. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде.

Что значит развивать речь ребенка? Ответ на этот вопрос и предельно прост, и в то же время чрезвычайно сложен. Конечно же, развивать у ребенка речь – это учить его разговаривать. Этому ребенок может научиться с помощью взрослого в дошкольные годы. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.

Являясь воспитателями логопедической группы с детьми со статусом ОВЗ, мы считаем развитие речи детей основой частью педагогической деятельности и стараемся уделять этому вопросу как можно больше внимания. Ведь развитие речи ведет к развитию и всех форм детской деятельности. И особое место здесь занимают колыбельные, потешки, поговорки, скороговорки, считалки, загадки. Это обусловлено возрастными особенностями дошкольников, прежде всего свойствами их памяти, а также способностью концентрировать внимание лишь на короткое время.

Все мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. И поэтому мы особое внимание в своей работе с детьми уделяем развитию их речи в повседневной жизни, ненавязчиво и без принуждения. Ведь каждую минуту общения с ребенком можно превратить в увлекательную игру, которая будет способствовать не только развитию речи детей, но и формированию личности ребенка.

Каждое утро начинается у нас с приветствия. Для того, чтобы очень быстро собрать детей в круг, нужно только начать проговаривать: «Здравствуй, правая рука! Здравствуй, левая рука! Здравствуй, друг! Здравствуй, друг!» и на слова «Здравствуй, здравствуй, дружный круг!» дети со всех сторон группы собираются в круг (таким образом наши дети научились создавать большой и ровный круг). После чего начинаем приветствовать друг друга: каждый ребенок по очереди проговаривает: «Здравствуй, Машенька» и т.д. Или можно усложнить «Здравствуй, Машенька, какое у тебя красивое платье».

Во все режимные моменты мы включаем различные приемы для развития речи.

Во время умывания в туалетной комнате, мы проговариваем говорилки, например,

«Ай, лады, лады

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Всем улыбаемся!»

Физкультминутки также имеют большое значение. Как известно, внимание детей короткое, они устают от сидения, поэтому им нужно расслабляться.

«Буратино потянулся, раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел – ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать».

В образовательной деятельности очень часто применяем упражнения с шариками СУ-ДЖОК:

Гладь мои ладошки, еж,

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Также в образовательной деятельности используем приемы комментирования.

В непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию эффективно используем прием комментирования, который заключается в речевом сопровождении ребенком своих действий. Например, «Что ты сейчас делаешь? Что будет следовать после этого? Как ты считаешь, какой цвет лучше будет сочетаться с красным?» и т. д.


Каждое музыкальное занятие тоже начинается с проговаривания приветствия с речевым сопровождением:

Здравствуйте, ручки….

Здравствуйте, ножки…..

Здравствуйте, ушки……

Здравствуйте, щечки…..

Здравствуйте, губки……

На физкультурных занятиях используются упражнения на дыхание, подвижные игры с речевым сопровождением.

Нашим детям очень нравится проговаривать говорушки во время одевания на прогулку:

Раз, два, три, четыре, пять-

Собираемся гулять.

Завязали Катеньке

Шарфик полосатенький.

И пойдем скорей гулять

Прыгать, бегать и скакать.

На прогулке используем различные игры с мячом: «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Летает, не летает», «Кто как передвигается?» и др.

Во время прогулки используем считалочки:

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

Мишка-Мишенька, дружок,

Сколько стоит пирожок?

Пирожок то стоит три,

А голить то будешь ты!

На прогулке также используем различные подвижные игры с речевым сопровождением: «Гуси, гуси…», «Мышеловка», «У медведя во бору» и т.д.

Перед обедом мы используем пальчиковую гимнастику:

Рыбки плавали, плескались

В чистой, тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке!

Перед приемом пищи у нас есть замечательная говорилка, после которой дети съедают почти всё.

«А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот – тарелка, вот – еда.

Не осталось и следа».

Не забываем проговаривать говорушки, когда просыпаемся:

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать!

Но пора уже вставать!

Крепко кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем.

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать!

И во время закаливания мы проводим упражнения с речевым сопровождением:

Надо спортом заниматься!

Надо-надо закаляться!

Надо первым быть во всем,

Нам морозы нипочем!

Очень увлекает, поднимает настроение, если во время расчёсывания дети проговаривают:

Чешу, чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Еве делаем прическу!

Имена детей меняются в соответствии, кому делается прическа.

Коррекционные часы обязательно проходят с артикуляционными упражнениями, которые нам рекомендует учитель-логопед.

Индивидуальная работа детей в самостоятельной деятельности (лепка, вырезание ножницами, выжигание и т.д.) также проходит с речевыми сопровождениями (повторение песен, которые рекомендует музыкальный руководитель).

Тексты со стихами, говорушками, мирилками, расположены в группе в местах их назначения на уровне глаз детей, так как некоторые дети уже читают их самостоятельно.

Речь, во всем её многообразии, является необходимым компонентом общения. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!

Тема: «Речевые игры в режимных моментах»

Вид работы: Методическое пособие

Волкова Галина Валерьевна Файрузова Регина Фанисовна

МАДОУ № 69, ул. И. Насыри

тел. 24-14-79

Образование: высшее среднее

Должность: воспитатель воспитатель

Содержание:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………… . 3

    Утром солнышко встает, в детский сад ребят зовет...................................4

    Моем руки перед едой………………………………………………………5

    Ешь больше – говори меньше………………………………………………7

    Тропинка ко сну………………………………………………………………9

    Физкультминутки……………………………………………………………11

    Человек славен трудом……………………………………………………..14

    Посчитаем, поиграем……………………………………………………….15

    Потешки для плачущего малыша…………………………………………17

    Потешки и поговорки, используемых при наблюдениях……………….19

    Потешки и поговорки, используемых в играх…………………………..20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….………………………………………… .22

Пояснительная записка

Все, мы знаем, что для полноценного развития речи наших воспитанников, мы должны постоянно с ними говорить. Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах. Когда все, что происходит вокруг, воспитатель, а затем, постепенно запоминая, и дети, проговаривают вслух. Давно доказано, что поэтический язык детским мозгом воспринимается намного эффективнее, чем прозаический.

Материал этой публикации вызывает интерес не только малышей, но и взрослых.

Это первые поэтические произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними играет большую роль в формировании школьников к окружающему миру, обогащает чувство ребенка, его речь. Это ценное средство пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Хорошо подобранные, с выразительностью рассказанные потешки, прибаутки, помогают устанавливать контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции. Поэтому они должны соответствовать уровню развитию ребенка, должны быть понятны ему. Одни потешки, прибаутки побуждают к действию, другие, наоборот, успокаивают, настраивают на сон, на отдых. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок приобщается к красоте русского слова.

Чтение детям потешек, песенок, прибауток обогащает их представления о мире, отношениях между людьми, дает поток фантазии, творчеству.

Ребята старшего возраста найдут здесь забавные песенки, считалки.

Одним из приемов являются речевые игры в режимных моментах.

Например, утром, встретив ребят, можно проговорить:

Пришли дети в детский сад,

Здесь игрушки ждут ребят,

Ждет здесь Ксюша верблюжонок,

Саша ждет большой слоненок,

Даша с мишкою играет,

Тема Даше помогает,

Нянчит Милечка мартышку,

А Кирюша смотрит в книжку.

Детям весело в саду!

С ними я сюда приду.

Перед употреблением пищи (завтрака, обеда, полдника, ужина), когда умываемся, проговариваем следующие потешки:

    Таня, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла.

Я уж стол накрыла.

    Нужно мыться непременно

Утром, вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

    Руки мой перед едой,

Грязные руки грозят бедой.

    Теплую водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

    Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

    Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

    Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.




Во время употребления пищи могут быть использованы следующие пословицы, поговорки и потешки:

    Без теста пирога не испечешь.

    Гречневая каша – матушка наша.

А хлебец ржаной – отец наш родной.

    Ешь больше – говори меньше.

    Ешь калачи, пока горячи.

    Хлеб – всему голова.

    Хлеб – соль кушай, добрых людей слушай.

    Чтобы силы были, супчик мы сварили.

Мой хороший аппетит в животе один сидит.

Ножками топочет – он обедать хочет!

Вот несет мне ложечка супчик из горошка

И котлетку прямо в рот вилка шустрая несет.

Шепчет тихо аппетит: «Сыт, сыт, сыт, сыт».

    Худ обед, когда хлеба нет.

    Хлеб – батюшка, водица – матушка.

    Хлеб и вода – молодецкая еда.

    Гляденьем сыт не будешь.

    Села Таня за стол

Уронила блюдце.

Очень часто бьются

У Танечки блюдца.

    Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану.

А когда настал обед,

Кот сидит –

Сметаны нет.

Помогите-ка Степану – поищите с ним сметану.

Тропинка ко сну.

    Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам…

Спят-поспят,

Всему миру спать велят.

    Раз, два, три, четыре, пять!

Хотят все пальчики спать.

Этот пальчик – хочет спать,

Этот пальчик – лег в кровать.

Этот пальчик – чуть вздремнул.

Этот пальчик – уж заснул.

Этот пальчик – крепко спит.

Тише, тише, не шумите!

Пальчиков вы не будите.

Утро ясное придет.

Солнце красное взойдет.

Будут пальчики вставать,

Наших деток одевать.

Встали пальчики – ура!

Одеваться нам пора.

    Спи, Ванюша,

Спи, родной,

Спи, Ванюша,

Спи, усни,

Не вздымай головы,

Бай да люли!

Будет пора –

Да разбудим тебя.

Спи, спи, усни!

Будешь большой –

Будешь рыбку удить,

Тетерку ловить,

Будешь лес рубить,

Тятьку, мамку кормить.

Ой-люлю, мое дитятко,

Спи-тко, усни, дитя материно.

Все ласточки спят,

И касатки спят,

И лисицы спят,

Нашему Ванюше

Спять велят.

Для чего, зачем

Ванюше не спать ?

Во время занятий можно провести следующие физкультминутки:

Ракета

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись, а потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

(1–2 – стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3–4 – основная стойка)

Насос

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем.

Влево – раз, вправо – два.

Потекла ручьем вода.

Раз, два, три, четыре – (3 раза)

Хорошо мы потрудились.

(И.п. – стойка ноги врозь, 1 – наклон влево, правая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); 2 – и.п.; 3 – наклон вправо, движение вверх левой рукой; 4 – и.п.)

Помощники

Дружно помогаем маме,

Мы белье полощем сами.

Раз, два, три, четыре –

Потянулись, наклонились,

Хорошо мы потрудились. (3 раза)

Речка

К речке быстрой мы спустились, наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

А теперь поплыли дружно.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все, как один, плывем, как дельфин.

Вышли на берег крутой и отправились домой.

Мельница

Наклоняемся вперед,

Руки в стороны.

Ветер дует, завывает,

Нашу мельницу вращает.

Раз, два, три, четыре –

Завертелась, закружилась.

(И.п. – наклон вперед, руки в стороны, стойка ноги врозь, 1 – правой рукой коснуться пола, левая рука назад в сторону; 2 – смена положения рук)

Самолет

Руки в стороны – в полет

Отправляем самолет,

Правое крыло вперед,

Левое крыло вперед.

Раз, два, три, четыре –

Полетел наш самолет.

(И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны, 1 – поворот вправо; 2 – и.п.; 3 – поворот влево; 4 – и.п.)

Вырастаем большими

Мы становимся все выше,

Достаем руками крыши.

На два счета поднялись,

Три, четыре – руки вниз.

(И.п. – основная стойка. Подтягивание на носках с подниманием рук вверх и опусканием в и.п.)

Бабочки

Мы шагаем друг за другом

Лесом и зеленым лугом.

Крылья пестрые мелькают,

В поле бабочки летают.

Раз, два, три, четыре,

Полетели, закружились.

Человек славен трудом.

Детей мы должны приучать к труду.

    Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

    Белые ручки чужие труды любят.

    Берись дружно – не будет грузно.

    Дело мастера боится.

    Далеко наспех – и сделано на смех.

    Делать не я, работать не я, а есть кисель нет против меня.

    Дело гладко, так и глядеть сладко.

    День долог, а век короток.

    Дерево держится корнями, а человек друзьями.

    Дело и учит, и мучит, и кормит.

    Дело знай, а правду помни.

    Делу время, потехе час.

    Деревья скоро садят, да не скоро с них плод едят.

    Дерево ценят по плодам, а человека по делам.

    Держи карман шире.

Во время прогулки, когда дети играют в П/и, М/п/и, можно использовать следующие считалки:

    На златом крыльце сидели

Царь, царевич,

Король, королевич,

Сапожник, портной.

Кто ты будешь такой?

Говори поскорей,

Не задерживай добрых и честных людей.

    Конь ретивый

С длинной гривой

Скачет,

Скачет

По полям

Тут и там!

Тут и там!

Где проскачет он –

Выходи из круга. Вон!

    Аты-баты,

Шли солдаты,

Аты-баты,

На базар,

Аты-баты,

Что купили?

Аты-баты,

Самовар.

    Летела кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду.

И кричала: «Ку-ку-мак»,

Раскрывай один кулак!»

Потешки, игры и журилки для плачущего малыша.

Взгляните на него – вы видите, он сам себе сейчас не рад?

Случится же такое!

Случится же такое!

Глазам своим не верю:

Бегут две горьких речки

И будят весь наш дом!

А впрочем,

Вот послушай…

Однажды в горькой речке

Козленок искупался

И стал таким соленым

И горьким стал таким,

Что до сих пор козленка,

Который искупался

Однажды в горькой речке, нельзя поцеловать!

***

Дома нашей Вале

Плакать не давали:

У-мы-вали,

О-де-вали,

В садик привели –

Слезки потекли!

***

А по речке Слез

Ходит па-ро-ход,

Вытирает нос,

Только нос – не тот:

Нос у нас был маленький,

Нос у нас был – пуговкой,

А теперь вот – аленький,

Да еще распух вот он!

Ну да это – не беда,

Слезы высохнут – тогда

Будет снова нос как нос,

Просто нос не любит слез!

Левушка

Левушка? Не Левушка…

Ревушка? Не ревушка…

Так откуда «у-у-у!»

Раздается – не пойму…

Нету ревушек у нас!

Кто ж тут плачет целый час?

Чей тут мокрый кулачок?

Ой, размокнет мужичок!

Не размокнет, чики-чок!

Посмотрите, в кулачок

Лева слезки прячет,

Больше он не плачет!

Шла веселая собака

Шла веселая собака,

Чики-брики-гав!

А за ней бежали гуси,

Головы задрав.

А за ними – поросенок,

Чики-брики-хрю!

Хочешь, я тебе считалку

Эту подарю?

Во время прогулок, когда проводим наблюдение за природными явлениями.

    Мы едем к бабушке своей, везем подарочки мы ей.

Бабуля выйдет на порог и вкусный вынесет пирог.

    Расцвели в саду цветы небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветочки, пять волшебных лепесточков.

    На ладонь посадим птичку, кормим милую синичку.

Птичка зернышки клюет, деткам песенку поет:

«Тень-тень потетень, я летала целый день».

Детки в гнездышке сидят и, конечно, есть хотят.

    Поскорей, поскорей прилетай к нам воробей!

Тебе на дорожке мы насыплем крошки.

Прыг-прыг-прыг, чири-чирик.

Воробей наш не велик.

Прыгает, летает, устали не знает.

    Дети сели на качели, и качели вверх взлетели.

Опустились плавно вниз. Ну-ка с нами прокатись!

    Если в знойный летний день даже двигаться нам лень –

Мы возьмем красивый веер, и подует легкий ветер…

    Дождик-дождик, не дожди!

Не дожди, ты подожди!

Выйди, выйди, солнышко –

Золотое донышко!

    Снег лежит на улице, вышли мы во двор.

«Давай лепить Снегурочку?! – предложил Егор.

Приделаем Снегурочке мы длинную косичку,

А из тонких веточек – пушистые реснички.

Кругленькие пуговки шубку украшают,

А вот щечки бледные – солнышка не знают.

Говорит вдруг Даша: «Чтоб Снегурочка наша»

Порумяней стала, свеколку из погреба бабушка достала.

Ведь чудеса бывают всегда на Новый год,

А вдруг наша Снегурочка возьмет да оживет?»

    Наконец сегодня солнце заглянуло к нам в оконце,

Вместо злых метелей, стуж, на дороге много луж.

Очень нежно греет солнышко, зачирикали воробушки,

И ворона им в ответ громко каркнула «Привет!»

Ходят люди, улыбаются, ты пришла, весна-красавица!

    Мы веселые ребята, любим мы играть.

Как приятно и полезно мячик покатать!

Покидать его руками. Попинать его ногами,

Постучать об стенку, подкинуть коленкой.

Ах, какой хороший мяч! За спиной его не прячь!

В игре Речевые игры также активно применяются:

    По шоссе бегут машины, в темноте шуршат их шины.

Огоньки и там и тут, в дальний путь они зовут.

    Завернем Аленку в теплую пеленку,

Колыбельную споем,

Чай на кухню пить пойдем.

Пусть приснятся нашей птичке

Желтогрудые синички,

С красным брюшком снегирек

И братишка Игорек.

Стул

Без молотка и гвоздей

Стул смастерим мы для гостей.

Дом

Мы построим новый дом!

Дружно в доме заживем.

В нашем домике – окошко.

Загляни туда, Антошка!

Список используемой литературы:

    В. В. Волина «Праздник числа», Физкультминутки стр. 160-162.

    Т. И. Тарабарина, Н. В. Елкина «Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки».

    Д/в 8/99 «Д/в» Потешки, игры и журналы для плачущего малыша,

стр. 104-106.