Луций коммод. Луций аврелий антонин коммод. Своя рука – владыка

Коммод Луций Элий Аврелий (Lucius Aelius Aurelius Commodus; в 180 году изменил имя на Марк Коммод Антонин Август) (31. VIII.161 - 31.XII.192) - римский император с 180 года, старший сын Марка Аврелия. В 176-180 годы - соправитель отца. Заключил в 180 году мир с германцами . Управлял через своих приближенных, ведя открытую борьбу с сенаторским сословием. В поисках популярности в массах Коммод принял эпитет "Римский Геркулес", переименовал Рим в "Колонию-Коммодиану" и выступал в цирке в качестве гладиатора. Убит заговорщиками из числа своих придворных.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 7. КАРАКЕЕВ - КОШАКЕР. 1965.

Коммод Луций Аврелий Антонин - римский император из династии Антонинов, правивший в 180-192 гг. Сын Марка Аврелия . Род. 31 авг. 161 г. + 31 дек. 192 г.

Император Марк Аврелий, который был одним из самых ученых людей своего времени, с детства постарался преподать Коммоду свои нравственные правила и правила великих и выдающихся мужей. Его учили и литературе, и риторике, и философии, но никакой пользы эти занятия ему не принесли из-за дурных задатков, которые рано проявились у Коммода. Едва ли не с самого детства он отличался постыдным поведением, был бесчестен, жесток, развратен. Искуснее всего он был в тех занятиях, которые не соответствовали положению императора: лепил чаши, танцевал, пел, свистел, наконец, проявлял способности превосходного шута и гладиатора. Признаки жестокости обнаружил он на двенадцатом году жизни. Однажды, когда его мыли в слишком теплой воде, он велел бросить банщика в печь. Тогда дядька его, которому приказано было это сделать, сжег в печи баранью шкуру, дабы зловонным запахом гари доказать, что наказание приведено в исполнение.

В 175 г., в дни восстания Авидия Кассия, Коммод сопровождал отца в его поездке в Египет и Сирию . После этого, в 176 г., он был провозглашен императором, а в следующем году, в нарушение закона о возрасте, получил первое консульство. Уже тогда благодаря мягкости отца он устраивал в Палатинском Дворце попойки и кутежи, собирал у себя женщин, отличавшихся красивой наружностью, как каких-нибудь рабынь-проституток, и, издеваясь над стыдливостью, устроил у себя лупанарий. Он завел у себя также упряжку коней для колесницы и, нарядившись возницей, правил колесницами и пировал с гладиаторами. Стараясь смягчить его нрав, Марк Аврелий взял сына на войну с германцами. Но вскоре император заразился чумой и умер, оставив Коммода своим наследником. Тогда Коммод немедленно прекратил войну, которую отец его почти что закончил; требования одних врагов он принял, дружбу других купил деньгами и поспешил после этого в Рим (Лампридий: «Коммод Антонин»; 1-3).

Народ в столице встречал его с радостью и ликованием, ведь помимо молодости он имел привлекательную наружность. Взор у него был ласковым и огненным, волосы от природы белокурыми и вьющимися, так что, когда он шел, освещенный солнцем, то многим казался Почти что божеством.

В течение некоторого времени Коммод оказывал всяческий почет отцовским друзьям и во всех делах пользовался их советами. Но потом он поставил во главе преторианцев Перенниса, родом италийца, который, злоупотребляя возрастом юноши, совершенно развратил его и отвадил от подобающих государю забот (Геродиан: 1; 7-8). Охотно поддавшись его влиянию. Ком-мод стал безумствовать во дворце на пирах и в банях вместе с тремястами наложниц, которых он набрал из матрон и блудниц по признаку красоты, а также с тремястами взрослых развратников, которых он собрал из простого народа и из знати, насильно и за деньги, причем дело также решала красота. Он сражался на арене среди своих спальников как гладиатор, пользуясь тупыми рапирами, а иногда и отточенными мечами. Иногда он приказывал осквернять у себя на глазах даже своих наложниц. Он дошел до такого позора, что сам отдавался молодым людям, и все без исключения части тела, даже уста, были осквернены сношениями с людьми обоего пола. У него были любимцы, именами которых служили названия срамных частей мужского и женского тела; им он особенно охотно раздавал свои поцелуи. Он держал также у себя одного человека, у которого был необыкновенных размеров мужской орган; этого человека он называл своим ослом и очень дорожил им. Коммод сделал его богатым и поставил во главе жрецов сельского Геркулеса. В бане он мылся по семи и восьми раз в день и в бане же принимал пищу. Даже шутки его были под стать необузданному характеру. Часто в дорогие кушанья он подмешивал человеческий кал и таким образом смеялся над гостями. Префекту претории Юлиану он приказал плясать голым с измазанным лицом перед своими наложницами и бить в кимвалы (Лампридий: «Коммод Антонин»; 5, 10, II). Между тем, позволив Коммоду заниматься удовольствиями и попойками, Переннис постепенно приобрел такую силу, что все управление государством оказалось у него в руках. Влияние свое он всецело использовал в корыстных целях и первом делом начал клеветать на самых достойных из друзей и сподвижников Марка Аврелия. Успеху его козней много способствовал и заговор против императора, раскрытый как раз в это время (Геродиан: 1; 8). Во главе заговорщиков стояла сестра принцепса Луцилла, а убить Коммода должен был близкий к нему человек, Клавдий Помпеян. Но войдя к Коммоду с обнаженным мечом и имея возможность действовать, он выкрикнул: «Этот кинжал посылает тебе сенат». Этим он только выдал существование замысла, но не выполнил дела, так как был в ту же минуту обезоружен (Лампридий: «Коммод Антонин»; 4). Это покушение стало первой и главной причиной ненависти юноши к сенату; сказанное ранило его душу, и он стал считать всех сенаторов врагами, постоянно помня о речи напавшего на него. Коммод беспощадно казнил всех, кто состоял в заговоре, а также и многих попавших под подозрение (Геродиан: 1; 8).

Луциллу он сначала отправил на Капри, а потом велел умертвить. Впрочем, Переннис ненадолго пережил своих врагов. Вскоре он был обвинен в подготовке покушения на жизнь императора и казнен вместе со своим сыном. С кончиной обоих вскрылись многочисленные злоупотребления, творимые ими якобы волей императора. Коммод отменил многие распоряжения своего прежнего фаворита и даже объявил о своем намерении лично заняться государственными делами. Но в таком настроении он пробыл не более месяца, а потом все пошло по-старому. Место Пе-ренниса занял вольноотпущенник Клеандр (Лампридий: «Коммод Антонин»; 4, 6). Он достиг такой чести и могущества, что ему были доверены личная охрана, заведование опочивальней государя и командование войсками (Геродиан: 1; 12). Произволу этого временщика не было никаких границ. По его усмотрению даже вольноотпущенников выбирали в сенат и причисляли к патрициям. Тогда впервые в один год было двадцать пять консулов, и все провинции были проданы. Клеандр продавал за деньги всех возвращенных из изгнания удостаивал почетных должностей, отменял решение суда. Все, кто пытался раскрыть Коммоду глаза на злоупотребления Клеандра, немедленно подвергались опале. Коммод велел казнить даже мужа своей сестры Бирра, причем вместе с ним было умерщвлено много других лиц, защищавших его. Среди жертв оказался также префект претория Эбуниан. Вместо него Клеандр сам стал префектом (Лампридий: «Ком-мод Антонин»; 6). Но и этого самовластца в конце концов постигла расплата. В 189 г. Клеандр скупил в огромном количестве хлеб и держал его под замком, чем вызвал голод в столице. Коммод тем временем настолько отошел от дел государства, что ничего об этом не знал. Когда же толпа народа двинулась к его дворцу, чтобы принести жалобу на Клеандра, на нее были пущены войска. В результате на улицах города разыгралось настоящее сражение между разъяренной чернью и всадниками. Только тогда Коммоду осмелились донести о происходящем, и он распорядился немедленно казнить Клеандра. Когда голову ненавистного вольноотпущенника показали римлянам, волнения улеглись сами собой (Геродиан: 1; 12-13). Тогда же были убиты и другие придворные вольноотпущенники, ставленники Клеандра. Между прочим выяснилось и то, что Клеандр вступал в связь с наложницами Коммода и имел от них детей, которые после его гибели были убиты вместе со своими матерями (Лампридий: «Коммод Антонин»; 7). Испытав столь великие опасности, Коммод стал относиться с недоверием ко всем, беспощадно убивая и легко веря всем наветам. В поведении ввв~ ем он вскоре откинул всякий стыд и раскрыл перед римлянами всю безмерную пропасть своей разнузданности. Прежде всего, он велел именовать себя не Коммодом, но Геркулесом, сняв римское и императорское одеяние, натягивал на себя львиную шкуру и носил в руках дубину. Этой дубиной он убил несколько человек, одних в припадке гнева, других - просто в шутку (Лампридий: «Коммод Антонин»; 9). Иногда он надевал пурпурную златотканую одежду, так что стал смешным, подражая одновременно своим внешним видом и расточительству женщин, и силе героев. Изменил он и названия месяцев года, отменив древние и назвав все месяцы своими собственными названиями (Геродиан: 1; 13- 14). Август стал именоваться коммодом, сентябрь - геркулесом, октябрь - непобедимым, ноябрь - преодолевающим, декабрь - амазонским. Амазонским он был назван в честь любимой наложницы императора Марции, портретом которой в виде амазонки он любовался (Лампридий: «Коммод Антонин»; II). Он поставил и свои статуи по всему городу и даже против здания сената статую с натянутым луком - он хотел, чтобы и его изображение грозило ужасом. Эту статую сенат после его смерти убрал и воздвиг изображение свободы. Не сдерживая себя, он опустился наконец до того, что стал обнаженным участвовать в публичных зрелищах, как простой гладиатор. Он даже пожелал переселиться из дворца в казарму гладиаторов и себя именовал уже не Геркулесом, но именем одного знаменитого, незадолго до этого скончавшегося гладиатора. Он велел отрубить голову величайшей статуи, почитаемой римлянами как изображение солнца, и поместил на ее место свою голову, подписав на основании вместо обычных императорских прозваний «победивший тысячу гладиаторов» (Геродиан: 1; 15). В самом деле, он победил или убил столько ретиариев, что количество гладиаторских пальмовых ветвей доходило у него до тысячи (Лампридий: «Ком-мод Антонин»; 12). Впрочем, это было и не удивительно, так как все подавались ему, думая о нем как о государе, а не как о гладиаторе (Геродиан: 1; 15). Часто он убивал своьх противников под видом оборонительной битвы, в то время как У не:го самого было оружие, снабженное свинцовым острием. После того как он уже многих заколол тающ образом, некий гладиатор по имени Сцева, полагаясь на свою смелость, физическую силу и выучку, отпугнул его от таких упражнений: он отбросил меч, признав его бесполезным и сказав, что достаточно для двоих того оружия,. которым был вооружен сам Ком-мод,. А тот испугался, как бы он не выхватил у него в бою кинжал - что бывает, - и отпустил Сцеву. С тех пор он стал опасаться и других борцов и обратил свою ярость против диких зверей (Виктор: «О Цезарях»; 18). Он устраивал грандиозные зрелища, дав обещание собственной рукой убить всех зверей. Модва об этом распространилась, и со всей Италии и из соседних провинций съезжались люди, чтобы посмотреть на то, чего они раньше не видали и о чем не слыхали. Тосковали о меткости его руки и о том, что он бросал копье и пускал стрелу, не зная промахов. При нем были обучавшие его чрезвычайно опытные в стрельбе из лука парфяне и лучшие метатели копья мавританцы - их всех он превосходил ловкостью. Когда же наступили дни зрелищ, амфитеатр наполнился; для Коммода была устроена ограда в виде кольца, чтобы он не подвергался опасности, сражаясь со зверями лицом к лицу; бросая копье сверху, из безопасного места, он выказывал больше меткости, нежели мужества. Он поражал оленей и газелей и других рогатых животных, какие еще есть, кроме быков, бегая вместе с ними и преследуя их, опережая их бег и убивая их ловкими ударами; львов же и леопардов и других благородных зверей он, обегая вокруг, убивал копьем сверху. И никто не увидел ни второго дротика, ни другой раны, кроме смертоносной; как только животное выскакивало, он наносил удар в лоб или в сердце и ни разу его дротик не попадал в другую часть тела. Отовсюду для него привозили животных, и, убивая, он показал римлянам всех животных, дотоле неизвестных, из Индии и Эфиопии, из южных И северных земель. Все поражались меткости его руки. Как-то, взяв стрелы, наконечники которых имели вид полумесяца, он стал выпускать их в мавританских страусов, мчавшихся благодаря быстроте ног и изгибу крыльев с необыкновенной скоростью. Он обезглавливал их, перерезая верхнюю часть шеи; даже лишенные голов из-за стремительности стрел, они продолжали бежать вокруг, будто с ними ничего не случилось. Когда однажды леопард в своем чрезвычайно быстром беге настиг выпустившего его человека и готовился укусить его, Коммод, опередив его своим дротиком, зверя убил, а человека спас. В другой раз из подземелий была одновременно выпущена сотня львов, и он убил их всех таким же количеством дротиков - трупы их лежали долго, так что все спокойно пересчитали их и не увидели ни одного лишнего дротика (Геродиан: 1; 15). При избиении зверей он проявлял необыкновенную силу, пронзая пикой насквозь слона, прокалывая рогатиной рог дикой нумидийской козы и убивая с первого удара много тысяч громадных зверей.

Но если во всем этом он был достаточно силен, то в остальном оказывался слаб и немощен. У него была большая опухоль в паху, и римский народ замечал этот его недостаток сквозь шелковые одежды. Лень и небрежность его доходили до того, что на многих прошениях он писал одно и то же, а почти все его письма ограничивались единственной фразой: «Будь здоров». Все же остальные государственные дела делались другими с великими злоупотреблениями (Лампридий: «Коммод Антонин»; 13).

Погиб Коммод в 192 г. в результате заговора, который составили против него ближайшие к нему люди. Говорят, что поссорившись со своей любовницей Марцией, он составил список тех, кого хотел казнить той же ночью. Кроме Марции и еще нескольких известных людей, в него внесены были Лет, префект претория, и Эклект, императорский спальник. Но случилось так, что Филокоммод, маленький мальчик, с которым император любил возиться и спать, играя, вытащил этот список из кабинета Коммода. Таким образом, он попал в руки Марции, а она показала его Лету и Эклекту. Хотя эта история и кажется не очень правдоподобной, она вполне вероятна; во всяком случае несомненно, что именно эти трое задумали умертвить принцепса и осуществили свой замысел. Когда Коммод после бани пришел к Марции, она напоила его отравленным вином. Сначала яд подействовал усыпляюще, но потом у Коммода началась сильная рвота (Геродиан: 1; 17). Заговорщики испугались, что после этого сила яда окажется недостаточной и император догадается о покушении. Тогда они подослали к нему вольноотпущенника Нарцисса, мастера натираний. Как бы занимаясь своим искусством, тот надавил Коммоду локтем на горло и таким образом задушил его (Виктор: «О Цезарях»; 17). И сенат, и народ восприняли весть о смерти Коммода с величайшим ликованием. Было даже принято постановление бросить его труп в Тибр. Но новый императора Пертинакс не разрешил такого кощунства, и тело Коммода погребли в усыпальнице Адриана (Лампридий: «Коммод Антонин»; 17).

Все монархи мира. Древняя Греция. Древний Рим. Византия. Константин Рыжов. Москва, 2001.

Коммод Луций Элий Аврелий (161- 192) - римский император (177-192). В книге «Конец и вновь начало» историк [Лев Гумилёв] пишет: «Решительный перелом в судьбе римского этноса произошел в 193 г. Именно отсюда начинается фаза обскурации Рима. Последний представитель династии Антонинов, сын философа Марка Аврелия, Коммод оказался вырожденцем, извергом, убийцей, самодуром. Убивал он людей главным образом из трусости, потому что боялся, что убьют его. Кончилось это дело тем, что он обронил табличку с именами приговоренных к смерти в кровати своей любовницы. Та подобрала эту табличку, прочла и увидела, что там стоит и ее имя. Тогда она передала эту табличку тем, кому была уготована казнь, и они пригласили гладиатора по имени Нарцисс, который убил Коммода» («Конец и вновь начало», 304).

Цитируется по изд.: Лев Гумилев. Энциклопедия. / Гл. ред. Е.Б. Садыков, сост. Т.К. Шанбай, - М., 2013, с. 329.

Далее читайте:

Исторические лица Рима (все римляне) и только императоры (биографический указатель).

Насколько соответствует истине история, показанная в фильме "Гладиатор"? Пришло также много писем с просьбами рассказать об императоре Коммоде. Раз уж вы, уважаемые читатели, так этого хотите, то вот краткая история царствования Коммода. Только должен сразу же вас предупредить, что история, показанная в фильме "Гладиатор", вымышлена, а некоторые обстоятельства правления Коммода - истинны.

Многие поздние историки упрекали императора Марка Аврелия в том, что он оставил империю такому порочному человеку, как его сын Коммод, которого часто изображают чудовищем с раннего детства. Но Марк Аврелий, якобы, во всем потакал своему сыну и не замечал его недостатков. Вряд ли дело обстояло так на самом деле. Да, Марк Аврелий сделал Коммода младшим императором еще в четырнадцатилетнем возрасте. Но император Юлиан, который был ближе к источникам и царской традиции утверждал, что Коммод никогда не проявлял никаких порочных наклонностей, пока не стал единственным правителем после смерти своего отца, да и то не сразу. От рождения он был скорее добродушным и слабовольным человеком, но ближайшее окружение после смерти отца быстро сумело развратить его безудержной лестью и потаканием его прихотям и слабостям.

В 180 году от Р.Х. умер император Марк Аврелий. Умер во время трудной войны с варварами накануне ее победоносного окончания. Коммод должен был заканчивать эту войну, но у него не было никакого желания выезжать к армии и подвергать себя трудностям походной жизни. Придворные льстецы всячески отговаривали его от этого. Напрасно полководцы торопили Коммода. Он не спешил, время для компании было упущено. Вместо войны он даровал варварам почетный мир, который вызвал радость в жителях Рима. Кроме того, Коммод обладал красивой внешностью, приятным обхождением с людьми и прочими добродетелями, которые вызвали взрыв восторга у народа при его въезде в Рим. Да и в первые три года своего правления Коммод пользовался уважением своих сограждан. Он пока сохранил администрацию своего отца, сам в управление государством особенно не вникал и не запятнал еще свои руки ничьей кровью. Он начал вести со своими друзьями развратный и разгульный образ жизни, но на согражданах это пока не сказывалось. До времени.

Я не буду давать подробной истории царствования Коммода, а расскажу лишь несколько наиболее интересных историй из этого времени. Не стоит упрекать меня в том, что некоторые из этих историй вы могли слышать в другой трактовке. Сохранилось несколько источников о правлении Коммода, в которых и изложены истории, которые я хочу предложить вашему вниманию. Но надо иметь в виду, что в этих источниках события совпадают лишь в главных чертах, а мелкие подробности событий и даже их причины очень значительно отличаются друг от друга.

Однако все сходятся на том, что перелом произошел после первого покушения на Коммода. Заговор был организован сестрой императора Луциллой, а его следы вели в сенат. Однажды вечером, когда император возвращался во дворец, подстерегавший его убийца бросился на него с мечом и крикнул:

"Вот что посылает тебе сенат!"

Но он был схвачен гвардейцами, сопровождавшими Коммода, и сразу же стал давать показания. Судя по источникам, он заложил всех, кого только смог. Префект преторианской гвардии Переннис, который в это время обладал почти всей полнотой власти при Коммоде, произвел массовые репрессии среди сенаторов, членов их семей и их окружения. Причем для осуждения часто бывало достаточно даже подозрения в причастности к заговору. С этого времени Коммод испытывал постоянный страх перед заговорами, а чувство ненависти к сенату сохранилось у него до конца жизни.

О Переннисе и его сыне, командовавшем иллирийскими легионами, историки пишут разное. Одни говорят, что Переннис был кровожадным честолюбцем и составил свое огромное состояние, репрессируя невинных и присваивая их имущество. После расправы с сенатом он, опираясь на преторианскую гвардию, якобы, организовал заговор для убийства Коммода и захвата власти. Другие пишут, что это был благороднейший человек, который заботился о благе государства и пострадал впоследствии невинно. Традиция говорит, что от британских легионов была послана к императору депутация в 1500 человек, которая должна была изложить ему жалобы на Перенниса. Суть этих жалоб осталась для нас неизвестной. Император выехал навстречу этой делегации из Рима, выслушал их претензии к Переннису, которые были поддержаны некоторыми людьми из свиты императора, заявлявшими, что Переннис добивается императорской власти. Судьба Перенниса была предрешена. Он вместе с сыновьями был выдан преторианским гвардейцам, которые после долгих пыток умертвили не только его, но убили и его двух сыновей, а также его жену и сестру.

С этих двух событий и начался тот шквал репрессий и казней, который обрушился на страну в царствование Коммода. Если для Перенниса у некоторых историков и нашлись добрые слова, то об его преемнике, вольноотпущеннике Клеандре, этого сказать уже нельзя. Основным принципом его правления была алчность. Он открыто торговал званиями сенатора, патриция, консула и других, причем отказаться было нельзя, так как человек сразу попадал в разряд подозреваемых со всеми вытекающими отсюда последствиями, а за покупаемые почести надо было отдавать большую часть своего состояния. Сохранилась шутка одного из современников описываемых здесь событий: лишившись всего своего имущества, он был сослан в сенат. А звание консула он сумел за один год продать 25(!) раз. Такого никогда не было ни до, ни даже после Клеандра. Чиновники по всему государству грабили народ и делились с Клеандром, не опасаясь последствий. Правосудие в большинстве случаев стало продажным. А богатый преступник мог не только добиться отмены справедливого приговора, но при желании мог подвергнуть наказанию обвинителей, свидетелей и даже судью. (Где-то еще мне уже встречались похожие нравы. А вы, уважаемые читатели, про такое не слышали?)

За три года своего правления Клеандр скопил огромные богатства. Причем он не забывал при удобном случае делать своему господину великолепные подарки, которыми тот бывал вполне удовлетворен. Кроме того, от имени императора он строил бани и другие общественные здания для народа. А император проводил время в грубом разврате и не желал ничего знать. К его услугам было около трехсот красивых женщин и примерно столько же мальчиков, а древние историки говорят, что не было таких способов разврата, которых бы не испробовал император. Но за стенами дворца зрело недовольство правлением Клеандра. Кроме того, стал сказываться и недостаток продовольствия, может быть созданный и искусственно врагами Клеандра. Волнения начались в цирке. Собравшийся народ стал шумно требовать смертной казни Клеандра. На подавление волнений были брошены войска, в том числе и конница. Появились убитые и раненые. Народ стал разбегаться из цирка, и огромная толпа уже собралась на улицах города. И когда конница зашла в тесные улицы, на нее обрушился с крыш град камней, черепицы и даже стрел. Конница отступила, а часть пехоты перешла на сторону восставших. Вооруженная толпа двинулась ко дворцу, но никто не решался доложить императору о волнениях, опасаясь за свою жизнь. Положение спасла наложница Марция. Она вбежала к императору и кратко рассказала ему о преступлениях Клеандра, о ярости народа и грозящей лично Коммоду опасности. Тут Коммод действовал быстро. Были немедленно убиты Клеандр и его сын, а голову Клеандра бросили в толпу, собравшуюся у императорского дворца. А ей, вроде бы, больше ничего и не надо было. Волнения быстро улеглись, а Коммод отменил большинство непопулярных распоряжений Клеандра и убрал его самых одиозных ставленников.

Обратимся теперь к той стороне жизни Коммода, которая вызывала наибольшее презрение у его современников и потомков и нашла широкое отражение в фильме "Гладиатор". Речь пойдет о травле диких зверей и боях гладиаторов, которыми император очень увлекался, а впоследствии и стал принимать личное участие в этих забавах. Коммод с детства отличался атлетическим сложением. Отец рано предоставил ему лучших наставников для развития силы духа и тела. Если к первым он не испытывал никакого интереса, то вторые нашли в нем самого прилежного ученика. Благодаря прекрасной координации движений он научился великолепно владеть мечом, луком и дротиком. Пока Коммод занимался травлей диких зверей в стенах дворца, он не терял уважения своего народа. Но, возгордившись от похвал своего окружения, Коммод велел именовать себя Римским Гераклом (сохранились отчеканенные медали с такими надписями) и решил выставить на всеобщее обозрение свое искусство. В цирке собиралась огромная толпа людей и рукоплесканиями встречала появление императора и его искусство в умерщвлении диких зверей. (Впрочем, были приняты меры предосторожности, чтобы он не мог, даже случайно, пострадать.) Убивались в больших количествах львы, слоны, носороги, страусы и прочие животные в огромных количествах. Однажды на арену выпустили сто львов, которых император убил ста стрелами или дротиками. Даже если это было и не так, в римские летописи внесли именно эти сведения.

Но всеобщее презрение Коммод заслужил, когда он стал выступать на арене в качестве гладиатора. Ведь согласно римским законам и обычаям эта профессия считалась самой позорной и подходящей только для рабов. Коммод выбрал для себя вооружение секутора, состоящее из меча, щита и шлема. Его противником бал ретиарий, вооруженный трезубцем и сетью. Коммод имел на арене за время своих выступлений 735 противников и во всех случаях оказался победителем. Странно было бы, если б имел место другой результат. Следует отметить, что на арене Коммод в большинстве случаев не убивал своих соперников, а удовлетворялся их ранениями. Однако Коммод часто устраивал подобные развлечения и в стенах дворца, а также в гладиаторских школах. Здесь его жертвы частенько прощались с жизнью.

Когда Коммод узнал об планах своего отца, он испытал шок и задушил Марка Аврелия. Захватив престол, Коммод уничтожил семью Максимуса, но самого генерала упустил.

Коммод не был популярным ни в народе, ни в сенате, ни в армии. Поэтому, он решает возродить традицию гладиаторских сражений и, дав народу хлеба и зрелищ, завоевать его признание.

Несмотря на меры предпринятые Коммодом, недовольство в сенате нарастает и постенно зреет заговор против имератора. К тому же, объявляется Максимус, который в перспективе может стать новым императором. Против Коммода замышляет не только сенат, но и его сестра Луцилла, которую тот сделал своей женой.

Коммод, отлично умеющий интриговать, раскрывает замысел, но не решается убить Максимуса, боясь бунта со стороны плебса. Видя, какую популярность имеет Максимус, будучи успешным гладиатором, Коммод решает все сделать красиво. Он хочет победить Максимуса в бою и, тем самым, получить признание народа. Чтобы не рисковать, Коммод перед боем ранит генерала в бок. Тем не менее, Коммод недооценил Максимуса и тот побеждает его. Когда Коммод понимает, что его сейчас убьют, он взывает о помощи, но никто не хочет ему подать меч. Максимус убивает его.

Вообще, фильм конечно великолепный, но непонятно, зачем Коммод пошел на такой риск и стал драться как простой гладиатор. Практически все тираны в истории находили хитрые способы избавиться от слишком популярных соперников.

Несуразицы в фильме, связанные с Коммодом, указанные в Википедии:

1.В Риме арестовать человека без суда и следствия не могли даже по приказу императора - римское право торжествовало везде. Максимус был бы освобождён тут же у ближайшего патруля, стоило бы ему назвать своё имя.

2.Главной опорой императора всегда была армия. Ни один император не продержался бы больше дня на престоле, если бы поступил так с популярным военачальником.

3.Марк Аврелий не был задушен своим сыном Коммодом. Официально считается, что 17 марта 180 года он скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена). Но, разумеется, истинные причины смертей многих исторических личностей останутся неизвестны навсегда.

4.Коммод действительно выступал на арене Колизея (неоднократно, Коммод довольно часто побеждал на арене), но он не был убит во время боя; (в реальности Коммод неоднократно побеждал на арене) его задушил в комнате для переодеваний атлет Нарцисс (раб). Именно так и хотели назвать Максимуса в первых вариантах сценария. На самом деле Коммод погиб в 192 году, правив 12 лет, а по фильму - вскоре после восшествия на престол.

5.В истории действительно имел место заговор против Коммода, в котором участвовала его сестра и легионеры - через год после его восшествия на престол - однако заговор был подавлен, а его сестра сослана на остров, где скончалась через несколько лет.

(193 г.), Септимия Севера (193-211 г.), Каракаллы (211-217 г.)

Коммод и Марк Аврелий

Заговор Матерна

Появление британской депутации в Риме уже показывало упадок дисциплины; скоро после того появились другие симптомы деморализации императорского войска. Матерн, простой воин, человек отважный, набрал из дезертиров, отпущенников и беглых рабов многочисленную шайку разбойников, ходил с нею по Галлии, по Испании, грабил богатые беззащитные города. Правители тех провинций долго смотрели на грабеж бездейственно, быть может, получая за то часть добычи. Наконец грозные приказания Коммода принудили их покинуть беспечность; они по общему плану двинули войска против разбойников, окружили шайку Матерна со всех сторон; она не могла бы устоять потому, что войска были слишком многочисленны. Матерн придумал средство себе спастись и отмстить. По его совету, разбойники переоделись и разошлись маленькими группами; прокравшись между войск, они пошли пустынными горными тропинками в Рим и, не замеченные никем, собрались там ко времени мегалесского праздника, когда народ шумно и буйно веселился. Матерн хотел с надежнейшими товарищами вмешаться в отряд телохранителей, убить императора Коммода и сделаться из разбойника повелителем государства. Но некоторые его соумышленники, по зависти к нему, выдали умысел. Матерн и отважнейшие из его товарищей были схвачены и казнены (апрель 188 г.).

Клеандр

Народ благодарил богов за спасение императора от двух заговоров. Но если бы вступил на престол Переннис или Матерн, государство едва ли стало бы страдать больше, чем страдало от Коммода. Он боялся злоумышлений; все больше и больше удалялся от народа, жил на своих виллах, занимался фехтованьем с гладиаторами, a всю администрацию и судебную власть предоставил новому префекту Клеандру, фригийцу, который попал во дворец рабом и приобрел расположение своего повелителя Коммода усердной услужливостью. Клеандр не был так честолюбив, как Переннис; господствующей страстью его было корыстолюбие; сделавшись префектом, он удовлетворял своей алчбе, продавая должности и в самом Риме и в провинциях, решал судебные дела за взятки. Клеандр публично продавал сан консула , сан патриция, сенатора, говорит Гиббон , и кто отказался бы купить пожертвованием большей части своего состояния эти пустые, почти постыдные, титулы, тот попал бы в число злоумышленников. Клеандр удерживал y себя деньги, назначенные на содержание благотворительных учреждений. Правители провинций грабили народ и делились добычею с префектом. Богатые преступники легко покупали себе безнаказанность и губили жаловавшихся на них, губили свидетелей. Клеандр поддерживал себя в милости y императора лестью и великолепными подарками, которые от времени до времени клал к ногам Коммода. Он устраивал великолепные игры, делал общественные постройки, чтобы расположить к себе народ. По интригам Клеандра, были казнены сенатор Бурр, муж сестры Коммода, отважившийся говорить ему о гнусности его любимца, и Аррий Антонин, наследник имени и добродетели Антонинов, бывший проконсул Азии и отказавшийся делать несправедливости, которых требовал Клеандр. Фаворит императора выдумал заговор, назвал Бурра и Антонина соучастниками его, и Коммод велел казнить их.

Ослепляемый праздниками, которые щедро давал ему Клеандр, римский народ три года выносил тиранию алчного фригийца, бывшего раба. Но во время эпидемии, страшно свирепствовавшей в Риме, когда умирало по 2000 человек в день, постигло столицу еще другое бедствие: начался голод, оказалось, что он был произведен спекуляциею Клеандра, закупившего весь хлеб; народ толпою пошел ко дворцу императора. Дворец, в котором жил тогда Коммод, находился в одном из предместий Рима; толпа обступила дворец и потребовала головы Клеандра. Отряд преторианской конницы напал на толпу, она побежала в город; конница преследовала ее, но в узких улицах встретила более упорное сопротивление. Народ бросал из окон и с кровель дротики, камни, другие тяжелые вещи на преторианцев ; им пришлось отступить. Народ толпою, многочисленнее прежней, подступил к воротам дворца, повторяя свое требование. Коммод развратничал в отдаленной части и не слышал шума, не знал ничего о том, что делается. Фадилла, сестра императора, и Марция, любимая его наложница, испуганные, вбежали, с распущенными волосами, в комнату, бросились на колени перед Коммодом, умоляя его успокоить раздраженную толпу, пожертвовав ненавистным префектом. Коммод вскочил в испуге, дрожа за свою жизнь, велел отрубить голову злодея Клеандра, насадить её на копье и показать народу (189 г.). Толпа разошлась с криками радости.

Коммод – гладиатор

Сыну Марка Аврелия было бы легко навсегда сохранить за собою любовь изнеженного римского народа, если б он не нарушал всех правил пристойности. Императору Коммоду не повредило бы неудовольствие сенаторов: толпа восхищалась играми и праздниками, которых много давал он ей, сам наслаждаясь ими. Но в его правлении не было ничего такого, чем хоть сколько-нибудь прикрывались бы гнусности его частной жизни. Сын государя, ставившего знание и мудрость выше всего, Коммод с детства выказывал отвращение к умственным занятиям, ко всему благородному. Император любил только развлечения грубой черни: игры цирка, гладиаторский бой , бой с дикими зверями. Отец пригласил в Рим для него самых лучших преподавателей; их уроки были скучны, отвратительны ему. Коммод нашел себе других наставников – мавра и парфянина, y которых усердно учился стрелять из лука и бросать дротик, и достиг необыкновенного мастерства в этих искусствах. Показывать это мастерство народу было величайшим его наслаждением. Когда Коммод сделался императором, он стал давать в гладиаторском цирке и в амфитеатрах великолепные игры, какие бывали при Нероне и Домициане ; их занимательность для черни увеличивалась тем, что главным бойцом на арену выступал сам император.

Сначала Коммод показывал свое искусство только избранным зрителям на аренах своих дворцов и вилл; но похвалы льстивых придворных вскружили ему голову, он забыл свое достоинство, всякий стыд и стал героем на публичных аренах. Из всех земель – из Индии, Парфии, из пустынь Аравии, Эфиопии были с громадными издержками привозимы в зверинцы цирков иноземные животные, в том числе такие, которых еще не видывал Рим, и дивный стрелок император убивал их на торжественных гладиаторских зрелищах. Льстецы называли его римским Геркулесом . Это имя так понравилось тщеславному глупцу Коммоду, что он велел изображать себя на монетах с атрибутами Геркулеса. По сторонам престола его стояла булава и лежала львиная шкура, он сам в торжественных случаях являлся с накинутой на вышитую золотом порфиру львиной шкурой и с булавой Геркулеса.

Статуя Коммода в образе Геркулеса. Ок. 191-192 гг.

Но в своем подражании этому герою император Коммод не доходил до того, чтобы подвергать свою жизнь опасности при убивании хищных зверей: их сотнями отпускали из зверинцев на арену, они бегали по песку, a римский Геркулес стоял за крепкой решеткой в полной безопасности; меткие стрелы, острие которых имело форму полумесяца, поражали львов, тигров, слонов, пантер, жираф, перерезали длинную шею страусов, a до героя-гладиатора никак не могли допрыгнуть жертвы его искусства. При фехтовании с гладиаторами Коммод имел шлем, щит и меч, – был, как это называлось y римлян, гладиатором-секутором, a его противник имел своим оружием только трезубец и сетку, бросаемую на веревке, подобно аркану.

Говорят, что Коммод одержал в таком гладиаторском бое победу 736 раз. Сенат должен был присутствовать при подвигах императора; только Помпеян, муж сестры императора Луциллы, осмеливался не бывать тут. Славные победы императора-гладиатора записывались в государственных документах, и Коммод доходил в своем позоре до того, что брал за свои гладиаторские труды громадное вознаграждение, для уплаты которого был установлен новый налог. Вообще он был изобретателен в деле добывания денег на свое мотовство. Дион говорит, что сенаторы, в том числе и он сам, жены и дети сенаторов должны были дарить императору в день его рождения по две золотые монеты, a члены правительственных советов других городов по пяти драхм.

Эта сторона жизни Коммода отражена в знаменитом фильме Ридли Скотта «Гладиатор» (2000 г.). Образ императора-любителя гладиаторских боёв создал в нём актёр Хоакин Феникс.

Образ императора Коммода в фильме Ридли Скотта "Гладиатор" (2000)

В истории Римской империи был такой период, когда пять правителей сменявших друг друга на престоле, обеспечили ей истинное величие. Речь идет о Нерве, Траяне, Адриане, Антонине Пие и Марке Аврелии (так называемый период «пяти хороших императоров»). Этот великолепный ряд прервался в 180 году, когда пурпурную мантию надел 19-летний Люций Коммод, сын Марка Аврелия и Фаустины Младшей (дочери Антонина Пия от Фаустины Старшей).

Марк Аврелий уделял много времени воспитанию своего сына. Он подолгу беседовал с ним, подбирал лучших учителей. Но все его заботы оказались напрасными. Развращенную натуру Коммода ничто не могло исправить. Коммод обладал красивой внешностью, стройной фигурой, незаурядной физической силой и изумительной ловкостью. Этим, собственно, исчерпывались все его достоинства.

Признаки жестокости он обнаружил уже на двенадцатом году жизни. Однажды, когда его мыли в слишком горячей воде, он велел бросить банщика в печь. Тогда дядька его, которому приказано было это сделать, сжег в печи баранью шкуру, дабы зловонным запахом гари доказать, что наказание приведено в исполнение.

В 175 году, в дни восстания Авидия Кассия, Коммод сопровождал отца в его поездке в Египет и Сирию. После этого он был провозглашен императором, а в следующем году, в нарушение закона о возрасте, получил первое консульство. Коммод обращался со всеми пренебрежительно и дерзко, его манеры не выдавали в нем человека высокого происхождения. Обычно он пребывал в праздности - прыгал, свистел, вел себя как клоун. Он осквернял свой дворец ужасными попойками и дебошами, а свои апартаменты превратил в место для занятий проституцией и постыдных наслаждений. Там он со своими собутыльниками предавался пьянству до потери сознания, бесстыдствам и ни на секунду не задумывался о приличиях.

Таким было начало чудовищной жизни Коммода, сына самого лучшего и самого мудрого из всех римских императоров. Постоянно окружавшие его люди лишь поощряли его в порочном поведении, да он и не выносил рядом с собой никого, кто не стал бы ему льстить или потворствовать его разнузданным страстям.

Марку Аврелию, конечно, было все известно о его безумствах, поэтому он решил взять сына с собой в поход на Скифию, где мятежное племя маркоманов вновь приступило к военным действиям. Но прежде он женил Коммода на Криспине, одной из самых красивых женщин в Риме, дочери сенатора Бруттия Презента, чьи заслуги неоднократно отмечались консульством. Но, увы, Криспина не унаследовала образцовых качеств отца, а впоследствии обесчестила свое имя самыми скандальными похождениями.

После пышной свадьбы император с сыном отправились в Скифию. Вскоре император заразился чумой и умер, оставив Коммода своим наследником, который немедленно прекратил почти законченную отцом войну. Требования одних врагов он принял, дружбу других купил деньгами и поспешил после этого в Рим.

В течение некоторого времени Коммод оказывал всяческий почет отцовским друзьям и во всех делах пользовался их советами. Но потом он поставил во главе преторианцев Перенниса, родом италийца, который, злоупотребляя возрастом юноши, совершенно развратил его и отвлек от подобающих государю забот. Охотно поддавшись его влиянию, Коммод стал безумствовать во дворце на пирах и в банях вместе с тремястами наложницами, которых он выбрал из проституток и жен аристократов, а также с тремястами взрослыми развратниками, которых он набрал из простого народа и знати, насильно и за деньги.

Между тем, позволив Коммоду заниматься удовольствиями и попойками, Переннис постепенно приобрел такую силу, что все управление государством оказалось у него в руках. Влияние свое он всецело использовал в корыстных целях и первым делом начал клеветать на самых достойных из друзей и сподвижников Марка Аврелия. Успеху его козней способствовал и заговор против императора, раскрытый как раз в это время. Во главе заговорщиков стояла сестра принцепса Луцилла, а убить Коммода должен был близкий к нему человек, Клавдий Помпеян. Но, войдя к Коммоду с обнаженным мечом, он выкрикнул: "Этот меч посылает тебе сенат". Этим он только выдал существование замысла, но не выполнил дела, так как был в ту же минуту обезоружен.

Коммод никогда не забывал слова Помпеяна, пытавшегося убить его. Они настолько запали ему в голову, что с тех пор он видел в сенате лишь сборище своих заклятых врагов. Так начала проявляться его беспощадная ненависть к избранникам, приведшая к потокам крови и слез в Риме. Он велел казнить самых выдающихся сенаторов, особенно близких друзей Марка Аврелия. Полковник Патерн, начальник его охраны, которого он обвинил в подготовке покушения на свою жизнь, и братья Кондианы, которые верой и правдой служили в войсках его отца, стали первыми жертвами дикого приступа его необузданной ярости. Сальвий Юлиан, командующий одной из армий, тоже был предан смерти.

Все очень боялись Коммода из-за его жестокости и презирали за его половую распущенность: он растлил своих сестер и принудил к сожительству всех других ближайших родственниц. Он ввел в обычай отдавать своих наложниц всем желающим утолить похоть, но только в его присутствии.

Не было такого безумства на свете, которому Коммод не предавался бы с беспримерной, невиданной прежде невоздержанностью. Криспина, конечно, была свидетелем всего этого распутства, но ей ли было осуждать его или жаловаться - она была ничуть не лучше. Коммод, однажды застав ее с одним из развратников-кавалеров, настолько был возмущен таким оскорблением и бесчестьем, что тут же выслал любезную супругу на остров Капри.

Раньше такая участь постигла и бывшую императрицу Луциллу, которую сослали туда же. Говорят, что общее несчастье объединило их, и между ними установились дружеские отношения. Однако достоверно известно, что они обе там были преданы смерти.

Переннис ненадолго пережил своих врагов. Вскоре он был обвинен в подготовке покушения на жизнь императора и казнен вместе со своим сыном. С кончиной обоих вскрылись многочисленные злоупотребления, творимые ими якобы волей императора. Коммод отменил многие распоряжения своего прежнего фаворита и даже объявил о своем намерении лично заняться государственными делами. Но в таком настроении он пробыл не более месяца, а потом все пошло по-старому. Место Перенниса занял вольноотпущенник Клеандр. Он достиг такой чести и могущества, что ему были доверены личная охрана, заведование опочивальней государя и командование войсками. Произволу этого временщика не было никаких границ. По его усмотрению даже вольноотпущенников выбирали в сенат и причисляли к патрициям. Тогда впервые в один год было 25 консулов, и все провинции были проданы. Клеандр продавал за деньги все: возвращенных из изгнания удостаивал почетных должностей, отменял решение суда. Все, кто пытался раскрыть Коммоду глаза на злоупотребления Клеандра, немедленно подвергались опале. Коммод велел казнить даже мужа своей сестры Вирра, причем вместе с ним было умерщвлено много других лиц, защищавших его. Среди жертв оказался также префект претория Эбуниан. Вместо него Клеандр сам стал префектом.

А в это время Коммод, охваченный развратными страстями, не хотел и думать ни о чем другом, как об их удовлетворении. Все дни он проводил в амфитеатре в схватках с дикими зверями, которых собственноручно убивал. Желая прославить себя такими кровавыми бойнями, словно великими военными подвигами, он заставил всех называть себя римским Геркулесом, ходил в львиной шкуре, с дубинкой в руке. Он превратил свой дворец в постыдный гарем, где проживали сотни женщин и мальчиков, которые стали несчастными жертвами его чудовищного разврата. Он дошел до такой наглости, что дал городу Риму свое имя, назвав его Коммодиан, и, как говорят, на такой экстравагантный шаг его заставила пойти Марция, так как из всех его наложниц именно она оказывала на него самое сильное влияние.

Марция была удивительно красивой, остроумной женщиной, чрезвычайно хитрой, способной на изощренные закулисные придворные интриги. Ей был ведом секрет завоевания полного доверия Коммода, чего она добилась покорной услужливостью и утонченными ласками.

Она питала глубокое уважение к христианам, хотя не могла заставить себя следовать их святому образу жизни. Она постоянно отстаивала их интересы, оказывая им всевозможные милости. В результате эта религиозная секта жила в мире и спокойствии во время правления Коммода, хотя в это время как в самом Риме, так и в провинциях происходили кровавые расправы, ручьем текла кровь невинных жертв из-за чудовищной жестокости императора. Марция, любимая наложница, настолько завладела императором, что он не мог отказать ей даже в малейшей просьбе.

Желание Коммода угодить Марции дошло до того, что он даже сменил свое имя, велев называть себя Амазоном - в честь Марции, изображенной на картине в одеянии амазонки: такой наряд предпочитала эта ловкая женщина, полагая, что так она выглядит наиболее соблазнительно. Можно привести еще один, самый поразительный пример слабости императора к Марции, околдовавшей его своими неотразимыми чарами. Так, он даже появлялся на людях, в амфитеатре, в костюме амазонки, чтобы таким образом продемонстрировать любовнице, в какой восторг приходит он, когда она предстает перед ним в таком же одеянии.

В 189 году Клеандр скупил в огромном количестве хлеб и держал его под замком, чем вызвал голод в столице. Коммод тем временем настолько отошел от дел государства, что ничего об этом не знал. Когда же толпа народа двинулась к его дворцу, чтобы принести жалобу на Клеандра, на нее были брошены войска. В результате на улицах города разыгралось настоящее сражение между разъяренной чернью и всадниками. Только тогда Коммоду осмелились донести о происходящем, и он распорядился немедленно казнить Клеандра. Когда голову ненавистного вольноотпущенника показали римлянам, волнения улеглись сами собой. Тогда же были убиты и другие придворные вольноотпущенники, ставленники Клеандра.

После разоблачения Клеандра еще больше усилились подозрения императора в отношении сената. Решив, что он не должен больше никому доверять, Коммод стал подозревать теперь даже людей самых высоких достоинств и ранга, и только их гибель могла принести ему полное успокоение. Папирий, который способствовал гибели Клеандра; Юлиан, управитель Рима, которого император называл своим "отцом"; Юлий Александр, храбрый, опытный военачальник, генерал и многие, многие другие выдающиеся личности пали жертвой его ярости.

До нас дошли рассказы о неправдоподобной жестокости Комода. К примеру, он приказал одному жрецу отрезать себе руку для того, чтобы доказать свою набожность. На потеху императору и его приближенным с улиц Рима сгоняли увечных и больных людей, с которыми расправлялись стрелами из луков.

Но даже эти кровавые расправы не отвлекли Коммода от его обычных глупых выходок и пьяных дебошей. Каждый день он появлялся в амфитеатре и выходил на бой с гладиаторами или на схватки с дикими зверями, хвастаясь во всеуслышание своими беспримерными подвигами. Иногда он появлялся в очень странном, вызывающем всеобщее любопытство наряде - львиной шкуре, наброшенной на его пурпурный плащ с золотыми блестками, с дубиной в руке в подражание Геркулесу. Иногда он представал перед всеми в женской одежде, пил за здоровье присутствовавших и получал, по-видимому, большое удовольствие от произносимых в его честь здравиц "Да здравствует император!" После этого он направлялся в ту часть амфитеатра, где проходили бои гладиаторов, забивая безжалостно насмерть тех, кто выходил против него, хотя этих несчастных силой заставляли ему сдаваться, не оказывая ни малейшего сопротивления. Сенаторы же одобрительными выкриками оправдывали жестокое и позорное поведение императора. Когда он убивал медведя или льва или другого зверя, все они шумно рукоплескали и раболепно кричали: "Ты победитель мира! Ты завоеватель мира, о храбрый амазонец!"

Коммод был первым императором, который вышел на арену амфитеатра как борец с дикими зверями и как гладиатор. Об этих неслыханных в римской истории деяниях Геродиан рассказывает: "Коммод, уже не сдерживая себя, принял участие в публичных зрелищах, дав обещание собственной рукой убить всех зверей и сразиться в единоборстве с мужественнейшими из юношей. Молва об этом распространилась. Со всей Италии и из соседних провинций спешили люди, чтобы посмотреть на то, чего они раньше не видели и о чем не слыхали, ведь толковали о меткости его руки и о том, что, бросая копье и пуская стрелу, он никогда не промахивается. Когда же наступил день зрелищ, амфитеатр заполнился зрителями. Для Коммода была устроена ограда в виде кольца, чтобы он не подвергался опасности, сражаясь со зверями лицом к лицу, а бросал бы копье сверху, из безопасного места, выказывая больше меткости, чем смелости. Всех зверей он поражал копьем или дротиком с первого удара. Наконец, когда из подземелий амфитеатра была одновременно выпущена сотня львов, он убил их всех таким же количеством дротиков - трупы их лежали долго, так что все спокойно пересчитали их и не обнаружили лишнего дротика".

Погиб Коммод в 192 году в результате заговора, который организовали против него ближайшие к нему люди. Говорят, что поссорившись со своей любовницей Марцией, он составил список тех, кого хотел казнить той же ночью. Кроме Марции и еще нескольких известных людей, в него внесены были Лет, префект претория, и Эклект, императорский спальник. Но случилось так, что Филокоммод, маленький мальчик, с которым император любил возиться и спать, играя, вытащил этот список из кабинета Коммода. Таким образом, он попал в руки Марции, а она показала его Лету и Эклекту. Хотя эта история и кажется не очень правдоподобной, она вполне вероятна; во всяком случае несомненно, что именно эти трое задумали умертвить принцепса и осуществили свой замысел.

На тайном совете было решено отравить Коммода и сделать это побыстрее. Такой план показался им наиболее реальным, так как напитки императору всегда подавала Марция. Возвратившись из бани, разгоряченный и испытывавший жажду Коммод попросил Марцию принести ему что-нибудь выпить. Она подала ему бокал превосходного вина, но оно "оказалось" настолько ядовитым, что после нескольких глотков Коммод сразу почувствовал сильную боль в желудке (Дион утверждает, что ему подали за ужином отравленное мясо). Марция с Эклектом попросили всех удалиться из спальни императора, так как ему, мол, теперь необходимы покой и отдых. Но вдруг, к своему великому ужасу, заговорщики увидели, что у императора началась сильная рвота. Они испугались, что таким образом он избавится от яда, и все станет известно. Чтобы обезопасить себя и довести задуманное до конца, они попросили знаменитого борца Нарцисса, обладавшего недюжинной силой, задушить императора в постели, посулив ему за это щедрое вознаграждение. Он так и сделал.

Сенат одобрил этот поступок, немедленно объявив Коммода «врагом отечества». Разъярённые сенаторы и толпа потребовали протащить его тело крюком по улицам Рима и сбросить в Тибр, а имя стереть со всех сооружений. Но Пертинакс (преемник Коммода в качестве императора; первый император из вольноотпущенников) не позволил этого сделать. Тело в тайне от всех было захоронено в усыпальнице Адриана. Утвердившийся вскоре император Септимий Север назло сенату и для получения поддержки семьи Марка Аврелия причислил Коммода к богам, постановил праздновать его день рождения, а Нарцисса бросил на съеденье львам.