Я думал сердце уж забыл о. Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина “Я думал, сердце позабыло” и М.Ю.Лермонтова “Я не люблю тебя; страстей”. (Сравнительный анализ). Сочинения по темам

Стихотворение “Я думал, сердце позабыло…” при жизни Пушкина опубликовано не было. Впервые оно увидело свет лишь в 1855 году. Произведение относится к интимной поэзии. Его лирический герой утверждает, что любовь не проходит бесследно. Она вечна, поэтому может лишь угаснуть

На время, но не исчезнуть навсегда. Позабыть былое счастье сердце человеческое не в силах. Рано или поздно красота всколыхнет старые чувства, пробудит душу ото сна, о чем говорится в последнем четверостишии.

Каждый человек, хоть раз в жизни испытавший радости настоящей любви, понимает необыкновенную важность для дел сердечных понятий забвения и памяти. Пушкин – истинный ловелас, зачастую покорение женщин давалось ему с необыкновенной легкостью, он прекрасно знал техники обольщения и с удовольствием применял их на практике. Александр Сергеевич обладал весьма полезным для сердцееда даром – даром забвения. Впрочем,

И нежная память об угасших чувствах ему была не чужда. Достаточно вспомнить знаменитое посвящение Анне Петровне Керн. Его первая строка: “Я помню чудное мгновенье…”. В середине текста встречаем двустишие: …И я забыл твой голос нежный, Твои небесные черты.

Ближе к финалу все опять меняется: Душе настало пробужденье: И вот опять явилась ты…

“Я помню чудное мгновенье…” с определенной долей условности можно соотнести со стихотворением “Я думал, сердце позабыло…”. Во втором случае читатель также наблюдает, как забвение сменяется вспышкой памяти, освещающей жизнь лирического героя.

“Я думал, сердце позабыло…” – мысли человека, на какое-то время разочаровавшегося в любви. Кажется, он даже от жизни немного устал. Лирический герой уж и не надеялся вновь испытать сильные чувства. Его сердце лишилось “способности легкой страдать”. Вдруг ситуация кардинально изменилась – вернулись легковерные мечты, восторги, печали. Любовное волнение появилось вновь, благодаря “мощной власти красоты”. Финал стихотворения по настроению сильно отличается от начала. Есть ощущение, что лирический герой воспрянул духом, наполнился жизнью.

На протяжении всего творческого пути Александр Сергеевич поклонялся красоте, воплощенной для него в образе женщины. В его интимной лирике нашлось место трагедии неразделенной любви и радости ответных чувств, легкой влюбленности и сильной привязанности, встречам и разлукам. В ней в полной мере отразилось то, что было пережито самим поэтом.

Сочинения по темам:

  1. После разрыва отношений с Николаем Гумилевым Анна Ахматова мысленно продолжает вести с ним споры и диалоги, упрекая бывшего супруга не...
  2. В марте 1912 года Ахматова вошла в большую литературу, выпустив тиражом в три сотни экземпляров свой первый сборник “Вечер”. Его...
  3. Первые годы Николая I ознаменовались либеральными шагами. Один из важнейших – возвращение из длительной ссылки Пушкина. Посланник от императора прибыл...

Данные стихотворения оба посвящены бывшим возлюбленным поэтов: “Я думал, сердце позабыло” Пушкин посвятил Анне Петровне Керн, а Лермонтов “Я не люблю тебя; страстей” – Екатерине Александровне Сушковой. Оба стихотворения относятся к интимной лирике поэтов, в них переданы самые сокровенные чувства и мысли. Оба произведения начинаются со строк, отрицающих былую любовь, но у Пушкина это отрицание неполное – “Я думал, сердце позабыло//Способность легкую страдать”, то есть, лирический герой думал, что любовь погибла, но это оказалось не так, ведь сама лексическая конструкция “я думал” в данной случае предполагает опровержение.

В стихотворении Лермонтова же лирический герой говорит: “Я не люблю тебя” – сказал, как отрезал. “Страстей и мук умчался прежний сон”, но тут же возникает “но”; образ возлюбленной все еще не покидает его сердце, и здесь снова же – “хотя”! – еще одно противоречие, на котором и строится все стихотворение Лермонтова, в отличие от пушкинского “Я думал, сердце позабыло”, в основе композиции которого лежит восходящая градация. “Я думал, сердце позабыло” можно по аналогии сравнить с тем же пушкинским “Я помню чудное мгновенье”, где неожиданно новь возникает образ возлюбленной, который оживляет сердце лирического героя: “и сердце бьется в упоенье”(“Но вот опять явилась ты” – “Но вот опять затрепетали”). У Пушкина любовь умереть не может, он может только на время угаснуть, а у Лермонтова божество покинуло храм(здесь автор прямо ссылается на стихотворение, написанное немного ранее – “Как дух отчаянья и зла”, где провозглашает свою возлюбленную богом, а себя – храмом). Так в финале произведения божество покидает храм – судьбы героем расходятся, и пройдя это испытание любовью, герои не меняются, остаются невредимы: “Так храм оставленный – все храм//Кумир поверженный – все бог!”.

Таким образом, два стихотворения “Я думал, сердце позабыло” А.С.Пушкина и “Я не люблю тебя; страстей” М.Ю.Лермонтова, хоть и принадлежат одной теме, но раскрывают ее совершенно по-разному. У Пушкина лирический герой верит в возрождение любви и ее вечность, а у Лермонтова прошедшая любовь хоть еще и всплывает в памяти героя, но к возрождению не способна.

Обновлено: 2018-08-05

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Александр Сергеевич Пушкин

Я думал, сердце позабыло
Способность лёгкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

Стихотворение «Я думал, сердце позабыло…» при жизни Пушкина опубликовано не было. Впервые оно увидело свет лишь в 1855 году. Произведение относится к интимной поэзии. Его лирический герой утверждает, что любовь не проходит бесследно. Она вечна, поэтому может лишь угаснуть на время, но не исчезнуть навсегда. Позабыть былое счастье сердце человеческое не в силах. Рано или поздно красота всколыхнет старые чувства, пробудит душу ото сна, о чем говорится в последнем четверостишии.

Каждый человек, хоть раз в жизни испытавший радости настоящей любви, понимает необыкновенную важность для дел сердечных понятий забвения и памяти. Пушкин - истинный ловелас, зачастую покорение женщин давалось ему с необыкновенной легкостью, он прекрасно знал техники обольщения и с удовольствием применял их на практике. Александр Сергеевич обладал весьма полезным для сердцееда даром - даром забвения. Впрочем, и нежная память об угасших чувствах ему была не чужда. Достаточно вспомнить знаменитое посвящение Анне Петровне Керн. Его первая строка: «Я помню чудное мгновенье…». В середине текста встречаем двустишие:

Ближе к финалу все опять меняется:

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты…

«Я помню чудное мгновенье…» с определенной долей условности можно соотнести со стихотворением «Я думал, сердце позабыло…». Во втором случае читатель также наблюдает, как забвение сменяется вспышкой памяти, освещающей жизнь лирического героя.

«Я думал, сердце позабыло…» — мысли человека, на какое-то время разочаровавшегося в любви. Кажется, он даже от жизни немного устал. Лирический герой уж и не надеялся вновь испытать сильные чувства. Его сердце лишилось «способности легкой страдать». Вдруг ситуация кардинально изменилась - вернулись легковерные мечты, восторги, печали. Любовное волнение появилось вновь, благодаря «мощной власти красоты». Финал стихотворения по настроению сильно отличается от начала. Есть ощущение, что лирический герой воспрянул духом, наполнился жизнью.

На протяжении всего творческого пути Александр Сергеевич поклонялся красоте, воплощенной для него в образе женщины. В его интимной лирике нашлось место трагедии неразделенной любви и радости ответных чувств, легкой влюбленности и сильной привязанности, встречам и разлукам. В ней в полной мере отразилось то, что было пережито самим поэтом.

«Я думал, сердце позабыло…» Александр Пушкин

Я думал, сердце позабыло
Способность лёгкую страдать,
Я говорил: тому, что было,
Уж не бывать! уж не бывать!
Прошли восторги, и печали,
И легковерные мечты…
Но вот опять затрепетали
Пред мощной властью красоты.

Анализ стихотворения Пушкина «Я думал, сердце позабыло…»

Стихотворение «Я думал, сердце позабыло…» при жизни Пушкина опубликовано не было. Впервые оно увидело свет лишь в 1855 году. Произведение относится к интимной поэзии. Его лирический герой утверждает, что любовь не проходит бесследно. Она вечна, поэтому может лишь угаснуть на время, но не исчезнуть навсегда. Позабыть былое счастье сердце человеческое не в силах. Рано или поздно красота всколыхнет старые чувства, пробудит душу ото сна, о чем говорится в последнем четверостишии.

Каждый человек, хоть раз в жизни испытавший радости настоящей любви, понимает необыкновенную важность для дел сердечных понятий забвения и памяти. Пушкин – истинный ловелас, зачастую покорение женщин давалось ему с необыкновенной легкостью, он прекрасно знал техники обольщения и с удовольствием применял их на практике. Александр Сергеевич обладал весьма полезным для сердцееда даром – даром забвения. Впрочем, и нежная память об угасших чувствах ему была не чужда. Достаточно вспомнить знаменитое посвящение Анне Петровне Керн. Его первая строка: «Я помню чудное мгновенье…». В середине текста встречаем двустишие:
…И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

Ближе к финалу все опять меняется:
Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты…

С определенной долей условности можно соотнести со стихотворением «Я думал, сердце позабыло…». Во втором случае читатель также наблюдает, как забвение сменяется вспышкой памяти, освещающей жизнь лирического героя.

«Я думал, сердце позабыло…» - мысли человека, на какое-то время разочаровавшегося в любви. Кажется, он даже от жизни немного устал. Лирический герой уж и не надеялся вновь испытать сильные чувства. Его сердце лишилось «способности легкой страдать». Вдруг ситуация кардинально изменилась – вернулись легковерные мечты, восторги, печали. Любовное волнение появилось вновь, благодаря «мощной власти красоты». Финал стихотворения по настроению сильно отличается от начала. Есть ощущение, что лирический герой воспрянул духом, наполнился жизнью.

На протяжении всего творческого пути Александр Сергеевич поклонялся красоте, воплощенной для него в образе женщины. В его интимной лирике нашлось место трагедии неразделенной любви и радости ответных чувств, легкой влюбленности и сильной привязанности, встречам и разлукам. В ней в полной мере отразилось то, что было пережито самим поэтом.