Фонетические изменения звуков. Позиционные изменения звуков в потоке речи Позиционные изменения

Позиционные изменения , происходящие со звуками в потоке речи (в пределах одной морфемы), связаны с воздействием звуков друг на друга, а также с общими условиями произношения: положением в абсолютном начале / конце слова, в ударном / безударном слоге и т.п.

Позиционные изменения гласных связаны прежде всего с положением в ударном / конкретном предударном или заударном слоге, в абсолютном начале или конце слова (см. редуцированные гласные), а также с влиянием мягких согласных: гласные приспосабливаются к артикуляции мягких согласных и при произношении сдвигаются вперед и вверх либо в начальной фазе своего образования (если мягкий согл. предшествует гласному), либо в конечной стадии (мягкий согл. стоит после гласного), либо в целом (гласный окружен мягкими согласными).

Позиционные изменения согласных в потоке речи могут касаться любого из признаков: глухости / звонкости, твердости / мягкости, места и способа образования.

Сильные позиции для глухости / звонкости (т.е. такие, где данный признак остается самостоятельным, ни от чего не зависящим и служащим для различения слов и морфем):

1) перед гласными: там – дам;

2) перед сонорными: слой – злой;

3) перед [в], [в’]: сверь – зверь.

Слабые позиции для глухости / звонкости (т.е. такие, где данный признак несамостоятелен, зависит от положения в слове или фонетического окружения):

1) на конце слова звонкие шумные оглушаются: снег, дуб;

2) перед согласными (кроме сонорных и [в], [в’]):

Оглушение звонких шумных перед глухими (лодка, ложка);

Озвончение глухих шумных перед звонкими (молотьба, просьба).

Артикуляционное уподобление звуков одной природы, т.е. двух гласных или двух согласных, называется ассимиляцией (от лат. assimilatio – «уподобление»). В некоторых случаях в результате ассимиляции могут возникать долгие согласные (сзади, отдать). В любом случае направление воздействия одно – от последующего звука к предшествующему. Такой вид ассимиляции называется регрессивной ассимиляцией . (Прогрессивная ассимиляция крайне редка: наблюдается, например, в диалектном произношении слов типа «Ванька» [ван"к"а], но это не соответствует современным орфоэпическим нормам.)

Сильные позиции для твердости / мягкости согласных:

1) перед гласными, включая [э]: лук – люк, нос – нёс, пастель – постель (мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, твердые – в заимствованных);

2) на конце слова: кон – конь;

3) перед заднеязычными согласными (у переднеязычных): банка – банька, горка – горько;

4) перед губными согласными (у переднеязычных): изба – резьба;

5) у звуков [л], [л’] независимо от их положения: волна – вольна.



Слабые позиции – все остальные. Ассимиляция по твердости, например, наблюдается в случае соединения мягкого зубного с твердым зубным (конь – конский, искл.: июньский). Ассимиляция по мягкости осуществляется непоследовательно и соблюда ется не всеми говорящими (дверь - [д], [д’], съем - [с], [с’]). Не знает отступлений лишь замена [н] на [н’] перед [ч"], [ш’] (барабанчик, барабанщик).

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга (т.е. нет сильных позиций).

Ассимиляции по месту образования подвергаются зубные щелевые, которые заменяются на передненебные перед передненебными шумными (сшить, с чемпионатом, отсчитать);

Ассимиляции по способу образования подвергаются взрывные согласные, которые чередуются с аффрикатами перед щелевыми и аффрикатами того же места образования (отсыпать, отцепить).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных.

Обратное ассимиляции явление, или диссимиляция (от лат. dissimilatio – «расподобление»), заключается в утрате звуками общих фонетических признаков. Подобные изменения характерны для диалектов и просторечия, в литературном языке они связаны с ограниченным кругом примеров: легкий, мягкий ([х"к’]) – диссимиляция по способу образования + по глухости и мягкости.

Помимо описанных явлений в русской речи может фиксироваться упрощение групп согласных (в ряде звуковых сочетаний при соединении трех согласных один выпадает): уездный, местный, сердце.

Позиционные чередования - это такие чередования, которые происходят в какой-либо позиции и не знают исключений в данной языковой системе.

Историческое чередование (нефонетическое) - это чередование фонем. Оно отражается на письме: бума г а - бума ж ный (г\\ж); ру к а - ру ч ка (к\\ч); то п ить - то пл ёный (п’\\пл’); гру б ить - гру бл ю (б^бл’); да в ить - да вл ение (в’\\вл’); экономить - экономлю (м’\\мл’); графа - графлю (ф’Цфл’); све т - све ч у - осве щ ение (т\\ч\\щ); ро д - ро ж ать - ро жд ать (д\\ж\\жд), д е нь - дня (е\\нуль звука); с о н - сна (о\\нуль звука); горо д - градостроитель (оро\\ра); берег - прибрежный (ере\\ре; г\\ж); м оло ко - м ле чный (оло\\ле; к\\ч); стра х - стра ш ный (х\\ш); во з ить - во ж у (з//ж); тре ск - тре щ ать (ск//щ);сбр о сить - сбр а сывать (о//а), к а саться - к о снуться (а//о), з а ря - з о рька (а//о) и т.п.

Фонетическое чередование (живое) - это чередование звуков, относящихся к одной фонеме. Оно не отражается на письме: во да [вада] - во ды о ды], зу б [зу п ]- зу б ы [зу б ы].

Выполнение фонемами своих функций зависит от позиции.

В сильной позиции фонемы наилучшим образом выполняют функции различения и отождествления значимых единиц: ро ]овой и ро[ г ]а; в[ о и в[ а ]л.

В слабой позиции может происходить их нейтрализация, неразличение. Например: рок [рок] и рог [ рок]; волы [валы] и валы [валы].

Для гласных сильной является позиция под ударением, слабой - в безударном слоге.

Для согласных существует две позиции: по звонкости - глухости и по твёрдости - мягкости.

По звонкости - глухости:

сильная - перед гласными; перед сонорными и «в»; перед шумными согласными непротивоположного качества;

слабая - на конце слова; перед шумными согласными про противоположного качества.

По твёрдости - мягкости:

сильная - в конце слова; перед гласными непереднего ряда; перед согласными непротивоположного качества;

слабая - перед гласными переднего ряда; перед согласными противоположного качества.

В слабой позиции происходят изменения фонем, определяемые позицией в слове и влиянием соседних звуков.

Позиционные изменения гласных

Качественная редукция - ослабление и изменение звучения гласных в безударном слоге: г[ о ]ры - г[ а ]ра - с[ о ]рняки; н[э]бо - н[и э ]бёсный - н[ь]беса; п[а]тъ - п[и 3 ]так - п/ь/тачок. Качественной редукции подвергаются фонемы <о>, <а>, <э>.

Количественная редукция - уменьшение долготы и

силы звучания гласного в безударном слоге: р[ы ]ба - р[ы ]бак - Р[ы ]баки; м[и]р - м[и ]ры - м[и ]ровой; м[у ]зыка - м[у] зпед - м[у] зыкант. Количественной редукции подвергаются фонемы <и>,<<ы>,<у>.

Аккомодация гласных - приспособление гласных к согласным: с[ ы ]грать, кот [ ы ] повар (гласная переднего ряда <и> после твердого согласного получает более заднее образование); [мат], [м’ атъ], [м , а*т’], [ма*т’] (гласная непереднего ряда получает более переднее образование под воздействием мягких согласных).

Позиционные изменения согласных

Редукция - оглушение парных звонких согласных в слабой позиции конца слова: дуб -> ду[п ], заказ -> зака[с ], мираж ->мира[ш] , сапог ->сапо[к ], остров -> остро[ф ].

Аккомодация - приспособление согласных звуков к гласным, проявляющееся в смягчении твёрдых согласных перед гласными переднего ряда на стыке морфем (во[ д ]а, но: во[ д ’]тка, в во[ д ’]е); в огублении (лабиализации) согласных перед ударной гласной <о> и ударной/безударной гласной <у> (сад [ c am ], но: суд [с° ут ], любовь / л уб°оф’] , сон [с°он]).

Ассимиляция - уподобление одного согласного другому.

Полная ассимиляция(взаимодействующие звуки становятся совершенно одинаковыми): сшить -> [ш]ить, безжизненный -> бе[ж]изненный, отдать -> о[д]ать.

Частичная ассимиляция (взаимодействующие звуки остаются разными, но приобретают общий признак):

    по звонкости: ко[з’]ба, [г] дому;

    по глухости: но[ш]ка, по[т]писъ;

    по твёрдости: сте[п]ной (ср.: сте[п’]);

    по мягкости: ба[н’]тик, ра[з’]ница, [з’]веръ.

Диссимиляция - расподобление согласных звуков:

лёгкий -> лё[х] кий(по способу образования: взрывной [г] + взрывной [к"] -> щелевой [х] + взрывной [к]); трамвай тра[н]вай(по месту образования: губной [м] + губной [в] -> зубной [н] + губной [в]).

Диереза - выпадение звуков: а) упрощение групп согласных: грустный ->грус[...]ный, устно ->ус[...]но.

б) слияние двух звуков в один (замена их аффрикатами): смеяться -> смея[цъ], городской -> горо[ц]кой ([т] +[с] ->[ц]).

Эпентеза - вставка согласного между двумя гласными (шпи [j]он, кака[в]о), согласного между согласными (с[т]рам, н[д]рав), гласного между согласными (огнь ог[о]нь). Это явление характерно для детской речи и просторечия.

Протеза - приставка звука в начале слова: [в]острый, [в]умный, [в]осемъ. Встречается, в основном, в просторечии.

Метатеза - перестановка звуков (или слогов): молоток - мотолок, компот - помкот , гольфы - гофли , сап оги - басоги , долонъ - ладонь . Это явление также в основном характерно для детской речи и просторечия.

Позиционные изменения фонем и обозначение в большинстве случаев на письме основного варианта фонемы (звук в сильной позиции) создают многочисленные расхождения между написанием и произношением, которые регулируются орфографическими правилами.

вызванные произносительными позициями – положением звука по отношению к ударению или местом в слове:

1) редукция – ослабление и изменение безударных слоговых звуков, обычно гласных;

2) оглушение звонких согласных в конце слова перед паузой

Редукция подразделяется на:

а) полную (исчезновение гласного или целого слога в слове: Иваныч (вм. Иванович );

б) неполную : количественную (потеря звуком долготы и силы при сохранении тембра: узел - узелок );

в) качественную (потеря звуком как долготы, так и тембра: лес-леса ́) [л иса ′]

  • - НЕФОНЕТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ ЗВУКОВ, или изменения звуков по аналогии. См. Аналогия, а также Фонетические изменения звуков...

    Литературная энциклопедия

  • - ФИЗИОЛОГИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ - отдел физиологии, изучающий физиологические условия образования звуков речи, т.-е. те движения и положения органов речи, при помощи которых образуются звуки...

    Литературная энциклопедия

  • - ФИЗИОЛОГИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ - отдел физиологии, изучающий физиологические условия образования звуков речи, т.-е. те движения и положения органов речи, при помощи которых образуются звуки речи. Ф. З. Р....

    Словарь литературных терминов

  • - внутренние банковские лимиты по валютным, депозитным и другим операциям.По-английски: Position limitsСм. также: Банковские операции  ...

    Финансовый словарь

  • - биржевые правила, ограничивающие максимальное число опционов на одной стороне рынка относительно одного базисного актива, которые могут быть внесены на счет одного инвестора.См. также: ...

    Финансовый словарь

  • - класс бескоалиционных игр, в которых принятие игроками решений рассматривается как многошаговый или даже непрерывный процесс...
  • - метод установления акустической структуры звуков речи, представляющих собой сложный, непрерывно изменяющийся во времени акустический сигнал, образующийся рядом частотных составляющих с различной...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Изменения звуков, обусловленные их окружением, позицией в морфеме, слове, а также акцентуацией...

    Справочник по этимологии и исторической лексикологии

  • - Изменения, связанные с влиянием звуков, особенно соседних, друг на друга...

    Словарь лингвистических терминов

  • - 1) по соотношению тона и шума звуки делятся на: гласные и согласные Согласные подразделяются на шумные и сонорные. Шумные включают две подгруппы: глухие и звонкие; 2) по силе звуки подразделяются на сильные и слабые...
  • - Процессы, происходящие в языке в результате опосредованного давления на систему языка экстралингвистических факторов Могут меняться лексические, фонологические, грамматические, синтаксические особенности языка...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Подведение звуков под общее основание, заключающееся в том, что во всех языках мира существуют два типа звуков речи - гласные и согласные. При их классификации учитываются следующие особенности: 1) функциональные...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - См.: ассимиляция, диссимиляция и аккомодация и...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Комбинаторные изменения вызваны влиянием артикуляции близко расположенных звуков друг на друга...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Способ исследования, при котором линейно-вычлененные компоненты рассматриваются как части единой модели той или иной сложной единицы языка с учетом ее синтагматической структуры...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - Подражательная гармония представляет собой такой подбор звуков, при котором слуховое впечатление, производимое ими, кажется выражающим смысл тех слов, в какие эти звуки входят...

    Пятиязычный словарь лингвистических терминов

"позиционные изменения звуков речи" в книгах

Позиционные бои

Из книги 1937: Не верьте лжи о «сталинских репрессиях»! автора

Позиционные бои В январе прошел очередной московский процесс, на котором судили Радека, Пятакова, Серебрякова и прочих «троцкистов». Его результаты носят компромиссный характер. Засудили сталинца Радека, но судебной расправы не избег и человек Орджоникидзе -

Позиционные трейдеры

Из книги Секреты профессионалов трейдинга. Методы, используемые профессионалами для успешной игры на финансовых рынках автора Буруджян Джек

Позиционные трейдеры Уровень энергии у них почти нулевой. Они открывают пассивную позицию, после чего сидят и смотрят на нее. Правила, которым они следуют, просты, и новичкам быстро становится известно о них: «не добавляй к убыточной позиции, добавляй только к выигрышной»,

Как работают позиционные сделки

автора Лин Кетти

Как работают позиционные сделки Позиционная сделка работает следующим образом: покупается валюта страны, которая предлагает высокую процентную ставку, и продается валюта страны, которая предлагает низкую процентную ставку. Позиционные сделки прибыльные, поскольку

Почему работают позиционные сделки

Из книги Дейтрейдинг на рынке Forex. Стратегии извлечения прибыли автора Лин Кетти

Почему работают позиционные сделки Позиционные сделки работают потому, что происходит постоянное движение капитала между странами. Процентные ставки являются важной причиной, по которой одни страны привлекают гораздо больше инвестиций, чем другие. Если экономика

Когда позиционные сделки не работают

Из книги Дейтрейдинг на рынке Forex. Стратегии извлечения прибыли автора Лин Кетти

Когда позиционные сделки не работают Пока мы показали, что позиционные сделки будут работать наилучшим образом, когда инвесторы расположены риску. Но что происходит, когда инвесторы менее склонны к риску? Тогда позиционные сделки наименее прибыльные. В это время

Изменения в родительской речи

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

Изменения в родительской речи Когда ребенок начинает говорить больше как взрослый, вы можете поймать себя на том, что меньше говорите как маленький ребенок. Вы можете теперь вернуться к своему нормальному тону, поскольку ребенок понимает, что вы говорите ему, без

Позиционные бои

Из книги Разгадка 37-го года. «Преступление века» или спасение страны? автора Елисеев Александр В

Позиционные бои В январе прошёл очередной московский процесс, на котором судили Радека, Пятакова, Серебрякова и прочих «троцкистов». Его результаты носят компромиссный характер. Засудили сталинца Радека, но судебной расправы не избег и человек Орджоникидзе -

Позиционные бои

Из книги Правда о 1937 годе. Кто развязал «большой террор»? автора Елисеев Александр Владимирович Из книги Большая Советская Энциклопедия (СП) автора БСЭ

14.4. Позиционные параметры командной строки

Из книги Linux и UNIX: программирование в shell. Руководство разработчика. автора Тейнсли Дэвид

14.4. Позиционные параметры командной строки Как указывалось в начале главы, существуют переменные четырех типов. Имеются переменные интерпретатора команд, переменные среды, а также переменные двух других типов, которые являются специальными, поскольку они предназначены

3.3.4. Изменения звуков и хранителя экрана

Из книги Первые шаги с Windows 7. Руководство для начинающих автора Колисниченко Денис Н.

3.3.4. Изменения звуков и хранителя экрана Возле кнопки Цвет окна находятся две кнопки - Звуки и Заставка. Кнопки открывают, соответственно, окно изменения системных звуков и окно изменения хранителя экрана (рис. 3.16). Оба окна знакомы нам по предыдущим версиям Windows (конечно,

Глава 7 Позиционные бои вокруг Зайцевой горы

Из книги Варшавское шоссе – любой ценой. Трагедия Зайцевой горы. 1942–1943 автора Ильюшечкин Александр Александрович

Глава 7 Позиционные бои вокруг Зайцевой горы С мая 1942 года начинается позиционный этап боев в районе Зайцевой Горы. Период распутицы вступил в силу. Варшавское шоссе, контролируемое немцами, утопало в жидкой грязи. Гати мало помогали. Врагу пришлось вводить одностороннее

Позиционные чередования согласных связаны с положением звука в слове, а также с влиянием звуков друг на друга. Как и для гласных звуков, для согласных тоже существуют сильные и слабые позиции. Однако совпадать или различаться в звучании согласные могут по двум признакам: по звонкости-глухости и по твёрдости-мягкости. Позиция, в которой различаются парные согласные, называется сильной.

Обычно сильные позиции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости не совпадают, однако в положении перед гласным звуком согласные различаются по обоим признакам. Такая позиция называется абсолютно сильной . В ней можно выделить следующие согласные: [д] – [дом] (дом) , [д`] – [ид`о́м] (идём) , [т] – [ток] (ток) , [т`] – [т`ок] (тёк) , [з] – [зонт] (зонт) , [з`] – [з`о́рнъ] (зёрна) , [с] – [сом] (сом) , [с`] – [с`олъ] (сёла) , [б] – [бо́дръ] (бодро) , [б`] – [б`о́дръ] (бёдра) , [п] – [пот] (пот) , [п`] – [п`отр] (Пётр) , [в] – [вол] (вол) , [в`] – [в`ол] (вёл) , [ф] – [фон] (фон) , [ф`] – [ф`о́дър] (Фёдор) , [г] – [гол] (гол) , [г`] – [г`э́н`ий`] (гений) , [к] – [кот] (кот) , [к`] – [тк`от] (ткёт) , [м] – [мол] (мол) , [м`] – [м`ол] (мёл) , [н] – [нос] (нос) , [н`]- [н`ос] (нёс) , [р] – [роф] (ров) , [р`] – [р`оф] (рёв) , [л] – [лот] (лот) , [л`] – [л`от] (лёд) , [х] – [хот] (ход) , [х`] – [х`и́трый`] (хитрый) , [ж] – [жок] (жёг) , [ж`:] – [ж`:от] (жжёт) , [ш] – [шок] (шок) , [ш`:] – [ш`:о́к`и] (щёки) , [ч`] – [ч`о́лкъ] (чёлка) , [ц] – [цо́кът] (цокот) , [й`] – [й`ок] (йог) .

Кроме абсолютно сильной позиции, существуют сильные позиции для разных групп парных согласных. Так, для шумных согласных, парных по звонкости-глухости, сильными являются ещё и следующие позиции:

Перед сонорным согласным: [с`л`ит`] – [з`л`ит`] (слить – злить) , [про́с`ит] – [бро́с`ит] (просит – бросит) , [см`и э й`а́с`] – [зм`и э й`а́с`] (смеясь – змеясь) , [кнут] – [гнут] (кнут – гнут) ;

Перед [в], [в`]: [двLр`э́ц] – [твLр`э́ц] (дворец – творец) , [зв`эр`] – [св`эр`] (зверь – сверь) .

В выделении сильных позиций для согласных, парных по твёрдости-мягкости, существуют определённые трудности, связанные, во-первых, с изменением норм произношения (сравните устаревшее (отпить) и нормативное ), а во-вторых, - с возможностью вариантов произношения (сравните [с`м`эх] и [см`эх] (смех) , [д`в`эр`] и [дв`эр`] (дверь) и т.д.). В научной литературе иногда встречаются противоречивые сведения, касающиеся сильных позиций по твёрдости-мягкости, поэтому ограничимся лишь перечислением тех позиций, на которые необходимо опираться учителю начальных классов:

В конце слова: [кон] (кон) – [кон`] (конь) , [м`эл] (мел) – [м`эл`] (мель) , [трон] (трон) – [трон`] (тронь) ;

Перед твёрдым согласным: [л`и́нкъ] (Линка) – [л`и́н`къ] (линька) , [мост] (мост) , [про́з`бъ] (просьба) . Для зубных согласных – ещё и перед мягкими губными, что связано с допускаемой орфоэпическими нормами вариативностью: [с`м`ат`] – [см`ат`] (смять) , [т`в`о́рдый`] – [тв`о́рдый`] (твёрдый) ;

Для [л] и [л`] – все позиции сильные: [ма́л`въ] (мальва) – [мLлва́] (молва) , [пLлз`а́] (ползя) – [н`и э л`з`а́] (нельзя) .

К позиционным изменениям согласных, находящихся в слабых позициях, относятся оглушение и ассимиляция.

Оглушение связано с тем, что в русском языке в конце слова не может быть произнесён звонкий согласный: [гр`ип] (грипп или гриб) , [л`эс] (лес или лез ), [сток] (сток или стог ), [нош] (нож или нош – Р.п. мн.ч.), [п`ат`] (пять или пядь ) и т.д. При изменении слова, когда соответствующий согласный попадает в сильную позицию, становится ясно, есть ли позиционное чередование в данном слове: [гр`ип] – [гр`ибы́] (гриб – грибы) – [п] // [б], [л`эс] – [л`э́зу] (лез – лезу) – [с] // [з], [сток] – [стLга́] (стог – стога) – [к] // [г] и т.д.

Ассимиляция – это уподобление звуков друг другу в пределах одного фонетического слова. Ассимиляция происходит в результате того, что артикуляция одного из рядом стоящих согласных распространяется и на другой. Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся одинаковыми, называется полной ассимиляцией ([ж:ат`] – сжать , [б`и э с:на́] – без сна , [уч`и́ц:ъ] – учиться ). Обычно в результате такой ассимиляции образуются так называемые долгие звуки.

Взаимодействие звуков, вследствие которого они становятся схожими только по какому-нибудь одному артикуляционному признаку, называется неполной (или частичной) ассимиляцией : [ло́шкъ] (ложка) – ассимиляция по глухости, [кос`т`] (кость) – ассимиляция по мягкости.

Различают следующие разновидности ассимиляции:

- по звонкости-глухости (по голосу). В русском языке не могут произноситься рядом звонкий и глухой или глухой и звонкий согласные. Первый из таких звуков ассимилируется, т.е. уподобляется второму. Таким образом, рядом оказываются либо два глухих (оглушение), либо два звонких (озвончение) согласных: [фслух] (вслух) , [по́тп`ис`] (подпись) , [исту́ч`и] (из тучи) – оглушение; (отбить) , [про́з`бъ] (просьба) , [гд`э́ду] (к деду) – озвончение;

- по твёрдости-мягкости . В некоторых случаях последующий мягкий согласный влияет на предыдущий, смягчая его: [ко́н`ч`ик] (кончик) , [рLс`т`и́] (расти) . Такая ассимиляция происходит в русском языке непоследовательно (вспомним упоминавшиеся выше варианты нормативного произношения). Кроме того, ассимиляция по твёрдости-мягкости в начальных классах специально не изучается, поэтому отметим лишь те наиболее последовательные случаи, которые важны для обучения младших школьников орфографии:

а) ассимиляция по мягкости [з], [с], [н] перед [д`], [т`], [н`]: [хво́с`т`ик] (хвостик) , [пLл`э́з`н`ьй`ь] (полезнее) , [и́н`д`ий`ь] (Индия) , [ка́н`т`ик] (кантик) ;

б) ассимиляция по мягкости [н] перед [ч`], [ш`:]: [н`а́н`ч`ит`] (нянчить) , [го́н`ш`:ик] (гонщик) ;

в) ассимиляция по твёрдости: [й`и э нва́рск`ий`] (январский) (ср. [й`и э нва́р`] (январь) ), [с`т`и э пно́й`] (степной) (ср. [с`т`эп`] (степь) ).

Вообще же, в случае возникновения затруднений, связанных с наличием или отсутствием ассимиляции по твёрдости-мягкости, лучше всего обратиться к соответствующей справочной литературе, например, Орфоэпическому словарю русского языка.

- по месту и способу образования . При такой ассимиляции артикуляция предыдущего согласного подстраивается под артикуляцию последующего: [ш:ыт`] (сшить) , [з:а́д`и] (сзади) , [ры́ц:ъ] (рыться) – полная ассимиляция; [ч`ш`:э́тнъ] (тщетно) , [лу́тшый`] (лучший) – частичная ассимиляция.

Отметим, что подвергаться ассимиляции по звонкости-глухости и твёрдости-мягкости могут только парные по этим признакам согласные.

Вопросы и задания

1. Чем обусловлены позиционные чередования согласных?

2. Почему для разных групп согласных выделяются разные сильные позиции?

3. Что такое абсолютно сильная позиция для согласных?

4. Назовите сильные позиции по звонкости-глухости.

5. Назовите основные сильные позиции по твёрдости-мягкости.

6. Почему для сонорных согласных все позиции по звонкости-глухости – сильные? Почему для [ч`], [ш`:], [ж`:], [й`], [ц] все позиции по твёрдости-мягкости – сильные?

7. С чем связано оглушение? Приведите свои примеры.

8. Из перечисленных согласных укажите такие, которые могут находиться в абсолютном конце слова: [й`], [ш], [ж], [м], [м`], [з], [з`], [т], [т`], [с], [с`], [д], [д`], [г], [г`], [к], [к`] . Cвой ответ мотивируйте примерами.

9. В одном из школьных учебников по русскому языку приводится такое правило: «В конце слова звонкие и глухие парные согласные произносятся одинаково глухо». Оцените данное утверждение. Как можно его откорректировать?

10. Что такое ассимиляция? Охарактеризуйте ассимиляцию по звонкости-глухости, по твёрдости-мягкости, по месту и способу образования. Приведите свои примеры на разные виды ассимиляции.

11. Прочитайте текст. Укажите: а) согласные, находящиеся в абсолютно сильной позиции; б) согласные, находящиеся в сильной позиции по звонкости-глухости, в) согласные, находящиеся в сильной позиции по твёрдости-мягкости:

Петух сделал вид, что не понял обидных слов, и, чтобы показать своё презрение дерзкому хвастунишке, громко захлопал крыльями, вытянул шею и, страшно раскрыв клюв, пронзительно заорал своё единственное ку-ка-реку.

(Д.Мамин-Сибиряк)

12. Можно ли узнать значение данных слов в транскрипции вне контекста: [кот], [мак], [глас], [трут], [л`эс`т`], [в`и э с`т`и́], [сй`эст] ? Какие варианты возможны? Какое фонетическое явление создаёт омофоны в этом случае?

13. Затранскрибируйте слова. Выявите все случаи ассимиляции: дождь, редкий, отгадать, лётчик, коробка, сжечь, расшалиться, сдать, подсадить, расти, отчизна, здесь, подцепить, сказка, болезнь, нянчиться, песчаный, вселять, снять, обсчитать, винтик, мужчина, груздь, детство, общий .

14. Затранскрибируйте текст. Выявите случаи ассимиляции. Охарактеризуйте слоги и звуки в подчёркнутых словах:

Осень

Чувствуя, что красота её начинает отцветать и желая как-то продлить своё лето, Берёзка выкрасилась в жёлтый цвет – самый модный в осеннем возрасте .

И тогда все увидели, что осень её наступила…

Позиционные изменения , происходящие со звуками в потоке речи (в пределах одной морфемы), связаны с воздействием звуков друг на друга, а также с общими условиями произношения: положением в абсолютном начале / конце слова, в ударном / безударном слоге и т.п.

Позиционные изменения гласных связаны прежде всего с положением в ударном / конкретном предударном или заударном слоге, в абсолютном начале или конце слова (см. редуцированные гласные), а также с влиянием мягких согласных: гласные приспосабливаются к артикуляции мягких согласных и при произношении сдвигаются вперед и вверх либо в начальной фазе своего образования (если мягкий согл. предшествует гласному), либо в конечной стадии (мягкий согл. стоит после гласного), либо в целом (гласный окружен мягкими согласными).

Позиционные изменения согласных в потоке речи могут касаться любого из признаков: глухости / звонкости, твердости / мягкости, места и способа образования.

Сильные позиции для глухости / звонкости (т.е. такие, где данный признак остается самостоятельным, ни от чего не зависящим и служащим для различения слов и морфем):

1) перед гласными: там – дам;

2) перед сонорными: слой – злой;

3) перед [в], [в’]: сверь – зверь.

Слабые позиции для глухости / звонкости (т.е. такие, где данный признак несамостоятелен, зависит от положения в слове или фонетического окружения):

1) на конце слова звонкие шумные оглушаются: снег, дуб;

2) перед согласными (кроме сонорных и [в], [в’]):

Оглушение звонких шумных перед глухими (лодка, ложка);

Озвончение глухих шумных перед звонкими (молотьба, просьба).

Артикуляционное уподобление звуков одной природы, т.е. двух гласных или двух согласных, называется ассимиляцией (от лат. assimilatio – «уподобление»). В некоторых случаях в результате ассимиляции могут возникать долгие согласные (сзади, отдать). В любом случае направление воздействия одно – от последующего звука к предшествующему. Такой вид ассимиляции называется регрессивной ассимиляцией . (Прогрессивная ассимиляция крайне редка: наблюдается, например, в диалектном произношении слов типа «Ванька» [ван"к"а], но это не соответствует современным орфоэпическим нормам.)

Сильные позиции для твердости / мягкости согласных:

1) перед гласными, включая [э]: лук – люк, нос – нёс, пастель – постель (мягкие согласные перед [э] произносятся в исконно русских словах, твердые – в заимствованных);

2) на конце слова: кон – конь;

3) перед заднеязычными согласными (у переднеязычных): банка – банька, горка – горько;

4) перед губными согласными (у переднеязычных): изба – резьба;

5) у звуков [л], [л’] независимо от их положения: волна – вольна.

Слабые позиции – все остальные. Ассимиляция по твердости, например, наблюдается в случае соединения мягкого зубного с твердым зубным (конь – конский, искл.: июньский). Ассимиляция по мягкости осуществляется непоследовательно и соблюда ется не всеми говорящими (дверь - [д], [д’], съем - [с], [с’]). Не знает отступлений лишь замена [н] на [н’] перед [ч"], [ш’] (барабанчик, барабанщик).

Место и способ образования согласных могут изменяться только в результате влияния звуков друг на друга (т.е. нет сильных позиций).

Ассимиляции по месту образования подвергаются зубные щелевые, которые заменяются на передненебные перед передненебными шумными (сшить, с чемпионатом, отсчитать);

Ассимиляции по способу образования подвергаются взрывные согласные, которые чередуются с аффрикатами перед щелевыми и аффрикатами того же места образования (отсыпать, отцепить).

Во многих случаях позиционному изменению подвергается сразу несколько признаков согласных.

Обратное ассимиляции явление, или диссимиляция (от лат. dissimilatio – «расподобление»), заключается в утрате звуками общих фонетических признаков. Подобные изменения характерны для диалектов и просторечия, в литературном языке они связаны с ограниченным кругом примеров: легкий, мягкий ([х"к’]) – диссимиляция по способу образования + по глухости и мягкости.

Помимо описанных явлений в русской речи может фиксироваться упрощение групп согласных (в ряде звуковых сочетаний при соединении трех согласных один выпадает): уездный, местный, сердце.

Слог. Типы слогов.

Слог - звук или сочетание звуков произносимый одним выдыхательным толчком.

В современной лингвистике широкое распространение получила сонорная теория слога , разработанная Р.И.Аванесовым. С точки зрения этой теории слог рассматривается как совокупность разных по степени звучности (сонорности) звуков – от менее звучных к более звучным. Самым звучным считается слоговой звук, представляющий ядро, вершину слога, к нему примыкают остальные звуки - неслоговые.

Каждому типу звуков Аванесов присвоил определенный уровень звучности . Вспомните цепочку:

по соотношению шума и тона все звуки языка можно отразить в виде цепочки (по мере усиления шума):

гласные → сонорные согл. → шумные звонкие согл. → шумные глухие согл. → пауза

уровень звучности: 4 3 2 1 0

Таким образом, слог, по теории Аванесова, представляет собой волны сонорности . Количество слогов в слове определяется количеством пиков, вершин сонорности. Обычно вершиной слога, т.е. слоговым звуком, оказывается гласный. В редких случаях слоговым может становиться и согласный, чаще всего сонорные (это достигается путем вставки перед такими согласными гласного призвука): [жыз" ь н"]

Типы слогов характеризуются по начальному и конечному звукам.

По начальному звуку слоги могут быть:

1) прикрытые – начинающиеся с согласного звука: [ру-ка];

2) неприкрытые – начинающиеся с гласного звука: [а-ист].

По конечному звуку слоги делятся на:

1) закрытые – кончающиеся на неслоговой звук (согласный): [бал-кон];

2) открытые – кончающиеся на слоговой: [ва-зъ].

Границы слогораздела поможет определить теория Аванесова, согласно которой слог в русском языке строится по закону восходящей звучности – от наименее звучного к наиболее звучному, т.е. слоговому. Данный закон определяет следующие особенности слогоделения :

1) Неконечные слоги стремятся к открытости: [на-у-къ], [а-па-зда-лъ].

2) Закрытые слоги могут появляться лишь в трех случаях:

В конце слова: [пла-ток];

На стыке сонорного и шумного в неначальном слоге (сонорный отходит к предшествующему слогу, шумный – к последующему): [бал-кон];

На стыке и любого согласного ( отходит к предшествующему слогу, другой согласный – к последующему): [ма j’-къ], [ва j’-на].

При делении слова на слоги необходимо иметь в виду, что фонетические слоги часто не совпадают с морфемным строением и правилами переноса на письме.

Ударение.

Если слово состоит из двух и более слогов, то один из них обязательно выделяется силой голоса или повышением тона. Такое выделение одного из слогов в слове называется словесным ударением.

Фонетический тип ударения определяется способами выделения ударного слога, которые в разных языках неодинаковы. Выделяют следующие фонетические типы ударений:

1) силовое ударение (динамическое) характеризуется повышенной громкостью и увеличением силы выдоха;

2) количественное ударение (квантитативное) связано с увеличением долготы произношения ударного слога;

3) музыкальное ударение (тоновое) использует для выделения ударного слога движение голосового тона (восходящее, нисходящее, комбинированное).

Ударение в русском языке является одновременно силовым и количественным.

Словесное ударение выполняет организующую функцию, объединяя в единое целое фонетическое слово – группу слогов, связанную общим словесным ударением. В рамках фонетического слова ударный слог оказывается той точкой отсчета, по отношению к которой определяется характер произношения всех остальных слогов.

Фонетическое слово не всегда равняется лексическому. Некоторые слова в тексте не имеют собственного ударения, сливаясь с рядом стоящими ударными и образуя с ними единое фонетическое слово. Безударное слово, примыкающее к ударному спереди (союз, предлог, частица, местоимение), называется проклитикой: не увижу, пыль да комары. Безударное слово (частица, местоимение), примыкающее к ударному сзади, называется энклитикой: скажи-ка. Возможна ситуация, когда односложный предлог или частица «перетягивает» словесное ударение на себя и превращает знаменательное слово в энклитику: водить за нос, упал на пол.

Существуют слова, в которых помимо основного присутствует побочное ударение, более слабое. Оно чаще всего падает на начальные слоги и фиксируется в сложных словах: стройматериалы, аэрофотосъемка.

При характеристике ударения важно учитывать его положение в слове. Если ударение закреплено за определенным по счету слогом, оно является фиксированным (например, во французском языке ударение может приходиться только на последний слог). Русское ударение не фиксируется за определенным слогом и может падать на любой слог на любую морфему в слове (выбыть, золото, леса, обыкновенный), т.е. является разноместным.

Еще одна особенность русского ударения – его подвижность. При образовании грамматических форм слова возможен переход ударения:

1) с основы на окончание и наоборот (страна – страны, голова – головы);

2) с одного слога на другой в пределах одной морфемы (дерево – деревья, озеро – озёр).

Итак, русское ударение характеризуется следующими признаками:

1) силовое и количественное по фонетическому типу;

2) разноместное по расположению в слове;

3) подвижное по критерию прикрепленности к определенной морфеме при словоизменении.

Орфоэпическая норма не всегда утверждает как единственно правильный лишь один из произносительных вариантов, отвергая другой как ошибочный. В некоторых случаях она допускает варианты произношения. Литературным, правильным считается как произношение е [ж"ж"] у , ви [ж"ж"] ать с мягким долгим звуком [ж"], так и е [жж] у , ви [жж] ать - с твердым долгим; правильно и до [ж"ж"] и , и до [жд] и , и ра [ш"ш"] истить и ра [ш"ч"] истить , и [д] верь и [д"] верь , и п [о] эзия и п [а] эзия . Таким образом, в отличие от орфографических норм, предлагающих один вариант и запрещающих другие, орфоэпические нормы допускают варианты, которые либо оцениваются как равноправные, либо один вариант считается желательным, а другой допустимым. Например, Орфоэпический словарь русского языка под редакцией Р.И.Аванесова (М., 1997) слово бассейн разрешает произносить и с мягким и с твердым [с], т.е. и ба [с"е] йн и ба [сэ] йн ; в этом словаре предлагается произносить манёвры , планёр , но допускается и произношение манвры , плнер .

Появление многих орфоэпических вариантов связано с развитием литературного языка. Произношение постепенно меняется. В начале 20 в. говорили а [н"] гел , це [р"] ковь , ве [р"х], пе [р"] вый . Да и сейчас в речи пожилых людей нередко можно встретить такое произношение. Очень быстро уходит из литературного языка твердое произношение согласного [с] в частице - ся (сь ) (смеял [с] а , встетили [с]). В начале 20 в. это было нормой литературного языка, так же как как и твердые звуки [г, к, х] в прилагательных на - кий , - гий , - хий и в глаголах на - кивать , - гивать , - хивать . Слова высокий , строгий , ветхий , вскакивать , подпрыгивать , стряхивать произносили так, как если бы было написано строгой , ветхой , вскаковать , подпрыговать . Потом норма стала допускать оба варианта - старый и новый: и смеял [с] а и смеял [с"]я, и стро [г] ий стро [г"] ий . В результате изменений в литературном произношении появляются варианты, одни из которых характеризуют речь старшего поколения, другие - младшего.

В произношении имен прилагательных родительного падежа единственного числа среднего и мужского рода по традиции согласный [г] заменяется на [в]: у черного [ч"яоґрнъвъ] камня, без синего [с"ыґн"ьвъ] платка.

В именах прилагательных на - гий , -кий, -хий и в глаголах на - гивать , -кивать, -хивать согласные Г, К, Х произносятся мягко, в отличие от старомосковского произношения, которое требовало в этих случаях твердого согласного:

Безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения - ут , -ют, -ат, -ят и суффиксы действительных причастий настоящего времени -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ- в языке наших дней произносятся неодинаково, их произношение ориентируется на написание. Старомосковские же нормы требовали произнесения этих окончаний и суффиксов только по варианту 1 спряжения. Подобные варианты произношения теперь устарели, однако их еще можно услышать в речи старых интеллигентов.

Произношение постфиксов - ся и - сь в возвратных глаголах. Для старомосковского произношения было характерно произношение твердого [с] в этих морфемах: бою[с], мыл[съ]. Исключение составляли только деепричастия, в которых произносился твердый согласный: боя[с"], стуча[с"]. В современном языке рекомендуется произносить [с"] во всех случаях, кроме тех, когда перед постфиксом стоит звук [с]: нес[съ], тряс[съ], но: оставай [с"ъ], мыл[с"ъ] .

6. Трудности могут возникать при выборе гласного после твердых шипящих в первом предударном слоге на месте буквы А. По современным нормам в этой позиции должен произноситься гласный первой степени редукции нижнего подъема среднего ряда, нелабиализованный, т.е. [Л]. Однако действовавшие еще в середине нашего века нормы старомосковского произношения требовали, чтобы в этой позиции был употреблен звук [ы э ], т.е. считалось верным такое произношение слов:

жара - [жы э раґ], шары - [шы э рыґ],

шалун - [шы э луґн], шантаж - [шы э нташ].

Эту норму можно в настоящее время считать устаревшей. Однако ни одна ранее действовавшая в речи норма не исчезает, не оставив исключений, своего рода речевых атавизмов, в которых по традиции сохраняется старое произношение. Таким исключением в русском языке стало произношение слов:

жалеть - [жы э л" ]еть, жасмин - [жы э с]мин,

лошадей - ло[шы э ]дей, жакет - [жыэ]кет,

а также числительных 20 и30 в косвенных падежах:

двадцати - двад[цы э ]ти.

Напротив, после мягких шипящих, как и после любых мягких согласных, в позиции первой степени редукции не должен появляться звук [Л], но только [и э ]. Следовательно, надо произносить слова таким образом: