Как одна из естественных наук химия изучает. Общая химия. Порядок работы с химическими веществами

Химия - естественная наука. Химия в окружающем мире. Краткие сведения из истории химии

Химия относится к естественным наукам. Химия - это наука о веществах, их свойствах и преобразования. Предметом химии являются химические элементы и их соединения, а также закономерности, по которым протекают химические реакции. Современная химия весьма разнообразна как по объектам, так и по методам их исследования, поэтому многие из ее разделов является самостоятельными науками. Сейчас основными разделами химии считаются неорганическая химия, органическая химия и физическая химия. Вместе с тем, значительные разделы химии возникли на границе с другими науками. Так, взаимодействие химии и физики дало, кроме физической химии, химической физике. Одним из передовых направлений химии является биохимия - наука, изучающая химические основы жизни. Почти каждое научное исследование требует использования физических методов для установления структуры вещества и математических методов для анализа результатов.

Химия играет важную роль в научно-техническом прогрессе. Она нашла применение во всех отраслях науки, техники и производства. Химия обеспечивает переработку полезных ископаемых в ценные продукты. Химия имеет значительное влияние на производительность сельскохозяйственного производства. Не менее значительна роль химии в производстве пластмасс, красок, строительных материалов, синтетических тканей, синтетических моющих средств, парфюмерно-парфюмерных средств, фармацевтических препаратов. Изучение химии помогает человеку не только повышать общую эрудицию, но и познавать себя и окружающий мир.

Термин "химия" впервые появился в трактате египетского грека Зосимуса в 400 годах нашей эры, в котором Зосимус говорит, что "химии" людей научили демоны, которые сошли на землю с небес. Название "химия" происходит от слова "Хеми" или "Хумана", которым древние египтяне называли свою страну, а также нильский чернозем.

Первыми учеными-химиками были египетские жрецы. В третьем веке до нашей эры уже были собраны и описаны значительный экспериментальный материал. В известной Александрийской библиотеке насчитывалось около семи сотен рукописных книг, хранившихся много работ по химии. Греческий философ Демокрит, который жил в пятом веке до нашей эры, впервые высказал мысль, что все тела состоят из маленьких невидимых неделимых частиц твердой материи, движущиеся. Он назвал эти частицы "атомами". С третьего века нашей эры в истории химии начался период алхимии, целью которой были поиски путей превращения неблагородных металлов в благородные (серебро и золото) с помощью философского камня. На Руси алхимия не имела широкого распространения, хотя трактаты алхимиков были известны. В начале шестого века алхимики стали применять свои знания для нужд производства и лечения. В период семнадцатом-восемнадцатом века в химических исследованиях начали использовать экспериментальные методы.

Первой теорией научной химии была теория флогистона (невесомой вещества, которое выделяется из вещества при горении веществ), предложенная Г. Шталь в восемнадцатом веке. Эта теория оказалась ошибочной, хотя и просуществовала почти век. Французский химик А. Лавуазье и русский химик М. В. Ломоносов применили точные измерения при изучении химических реакций, опровергли теорию флогистона и сформулировали закон сохранения массы. С 1789 до 1860 года продолжался период количественных химических законов (атомно-молекулярного учения). Современный этап развития химической науки, начавшийся в двадцатом веке, продолжается и до наших дней. Любые успехи практической химии настоящее основываются на достижениях фундаментальной науки.

Тема: Химия – естественная наука. Химия в окружающем мире.

Цель : заинтересовать учащихся новым для них предметом – химией;

раскрыть роль химии в жизни человека; воспитывать у детей

ответственное отношение к природе.

Задачи: 1. рассмотреть значение слова химия, как одна из естественных

2. определить значение и взаимосвязь химии с другими

3. выяснить какое влияние имеет химия на человека и

Оборудование и материалы: «Химия в книге рекордов Гиннеса»;

Химический рынок: статьи по теме; высказывание учёных о

химии; минеральная вода; хлеб, йод; шампунь, таблетки, зубная

паста, лак и тд.

Термины и понятия: химия; вещества: простые и сложные; химический

элемент; атом, молекула.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

І. Организационный этап.

Прозвенел звонок

Начался урок. Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Здравствуйте ребята

ІІ. Актуализация и мотивация учебной деятельности . Сегодня, вы начинаете изучение нового предмета – химия.

С некоторыми понятиями химии вы уже знакомились на уроках природоведении. Приведите примеры

(Тело, вещество, химический элемент, молекула, атом). Какие вещества вы используете дома ?(вода, сахар, соль, уксус, сода, спирт и тд.) С чем вы ассоциируете слово химия ?(Еда, одежда, вода, косметика, дом) . Нашу жизнь мы не представляем без таких средства: как зубная паста, шампунь, порошки, средства гигиены, которые поддерживают наше тело и одежду в чистоте и опрятности- Предметы, которые нас окружают состоят из веществ: простых или сложных, а они в свою очередь, из химических элементов одного или многих. Наш организм так же включает в себя почти всю таблицу Менделеева например: в состав крови входит химический элемент Ферум (Железо) , которое соединяясь с Оксигеном входят в состав гемоглобина, образуя красные кровяные тельца – эритроциты, в желудке содержится Соляная кислота, которая способствует более быстрому расщеплению пищи, наш организм состоит на 70% из воды в без которой не возможна жизнь человека.. С этим и другими веществами мы с вами будем знакомиться на протяжении всего курса химии.

Конечно в химии, как и в любой науке, кроме, занимательного, будет встречаться и трудное. Но трудно и интересно- это то, что мыслящему человеку как раз и нужно, чтобы ум наш не находился в праздности и лености, а постоянно трудился и трудился. Поэтому тема первого урока это ознакомление с химией как одной из естественных наук.

Записываем в тетрадь:

Классная работа.

Тема: Химия – естественная наука. Химия в окружающем мире.

ІІІ. Изучение нового материала.

Эпиграф:

О вы, счастливые науки!

Прилежно простирайте руки

И взор до самых дальних мест.

Пройдите землю и пучину,

И степи, и глубокий лес,

И саму высоту небес.

Везде исследуйте всечасно,

Что есть велико и прекрасно,

Чего еще не видел свет…..

В земное недро ты, Химия,

Проникла взора остротой,

И что содержит в нём Россия,

Драги сокровища открой…

М.В. Ломоносов «Благодарственная ода»

Физ минутка

К небу ручки потянули (потягиваем вверх)

Позвоночник растянули(развести в стороны)

Отдохнуть мы все успели (потрясти ручками)

И за парту снова сели.

Слово «химия» происходит от слова «хими» или «хума» с древнего Египта, как чернозём, то есть чёрное как земля, которое имеет дело с разными минералами.

В повседневной жизни вы часто встречаетесь с химическими реакциями. Например:

Опыт: 1. На хлеб, картофель капнуть капельку йода - синий цвет, что является качественной реакцией на крахмала. Вы можете проверить самостоятельно на других объектах на содержание крахмала в них.

2. Открыть бутылку с газированной водой. Происходит реакция разложения Угольной или карбонатной кислоты на углекислый газ и воду.

Н2СO3 СО2 +Н2О

3. Уксусная кислота +сода углекислый газ+ Натрий ацетат. Бабушки и мамы вам пекут пирожки. Для того что бы тесто было мягким и пушистым, в него добавляют соду гашённую уксусом.

Все эти явления объясняет химия.

Некоторые Интересные факты, связанные с химией.:

Почему мимозу стыдливую так назвали?

Растение мимоза стыдливая известно тем, что его листья складываются после чьего-нибудь прикосновения, а через некоторое время опять распрямляются. Этот механизм обусловлен тем, что специфические области на стебле растения при внешнем раздражении выделяют химические вещества, в том числе ионы калия. Они воздействуют на клетки листьев, из которых начинается отток воды. Из-за этого падает внутреннее давление в клетках, и, как следствие, черешок и лепестки на листьях сворачиваются, причём данное воздействие может передаваться по цепочке и другим листьям.

Применение зубной пасты: отчищает налёт от чая на чашке, так как в ней содержится сода, которая её отчищает.

Расследование смерти императора Наполеона .

Взятый в плен Наполеон в сопровождении своего эскорта 1815 г прибыл на остров Святой Елены, в хорошем завидным здоровьем, но 1821 г он скончался. Ему поставили диагноз рак желудка. Пряди волос умершего были острижены и розданы преданным сторонникам императора. Вот они и дошли до нашего времени. В 1961 г были опубликованы исследования волос Наполеона на содержание мышьяка. Оказалось в волосах повышенное содержание мышьяка и сурьмы, которые постепенно были подмешены в пищу., что вызвало постепенное отравление. Таким образом, химия спустя полтора столетия после смерти помогла раскрыть некоторые преступления.

Работа с учебником с. 5 найдите и выпишите определение понятия химия.

Химия- это наука о веществах и их превращениях. Как наука является точной и экспериментальной, так как сопровождается опытами, или экспериментом при этом проводят необходимые расчёты и после этого только делают выводы.

Химики изучают разнообразие веществ и их свойства; явления, которые происходят с веществами; состав веществ; строение; свойства; условия превращений; возможности использования.

Распространение веществ в природе. Рассмотрите рис 1. Какой вывод можно сделать из этого. (Вещества существуют не только на Земле, но и за пределами её.) Но все вещества состоят из химических элементов. Некоторые сведения о химических элементах и веществах занесены в книгу рекордов Гиннеса: например

Самый распространённый элемент: в литосфере- кислород (47%), в атмосфере - Азот (78 %), вне Земли- Водород (90 %), самый дорогой- Калифорний.

Наиболее ковкий металл – Золото из 1г можно вытянуть проволоку длиной 2,4 км (2 400 м), самый твёрдый – хром, самый тепло – и электропроводный - серебро. Самое дорогое вещество- интерферон: одна миллионная микрограмма чистого препарата стоит 10 долларов.

Химия тесно связана с другими естественными науками. Какие естественные науки вы можете назвать?

Рассмотрите схему 1 с. 6

Экология Сельское хозяйство Агрохимия

Физхимия

Физика Химия Биология Биохимия Медицина

Математика География Астрономия Космохимия

Фармацевтическая химия

Но кроме этого можно ещё и классифицировать саму химию:

Классификация химии

Неорганическая Органическая Аналитическая

Общая химия

Всё это будете изучать на протяжении всего школьного курса химия.

Человек должен существовать в гармонии с природой, но в то же время он сам её и уничтожает. Каждый из вас может, как беречь, так и загрязнять природу. Бумагу, полиэтилен, пластик – необходимо бросать только в специальные урны, а не разбрасывать там, где вы находитесь, так как они не разлагаются. При горении пластика и полиэтилена выделяются очень токсичные вещества, которые влияют на человека. В осеннее время при горение листьев так же образуются токсические вещества, хотя их можно складывать для процесса гниения,а затем использовать как биологические удобрения. Применение бытовой химии приводит к загрязнению воды. Поэтому сохранением природы для будущих поколений зависит от бережного отношения к ней каждого из нас, от уровня культуры, химических знаний.

ІV. Обобщение и систематизация знаний.

1. Продолжите определение:

Химия – это……………………………………………………………………..

2. Выберите правильные утверждения:

а. Химия – гуманитарная наука

б. Химия относится к естественным наука.

в. Знания химии необходимы только биологам.

г. Химические вещества распространены только на Земле.

д. Для жизни, дыхания человеку необходим углекислый газ.

е. Без кислорода не возможна жизнь на Планете.

3. Из приведённых наук, которые взаимосвязаны с химией выберите относящиеся к определениям.

Биохимия, Экология, Физическая химия, Геология, Агрохимия

1. Химические процессы происходящие в организме человека изучает наука- Биохимия.

2. Наука о защите окружающей среды называется Экология

3. Поиск полезных ископаемых – Геология

4.Превращение одних веществ в другие сопровождаются поглощением или выделением теплоты изучает наука Физическая химия

5. Изучение влияния удобрений на почву и растения занимается наука- Агрохимия.

4. Какое влияние имеет Химия на природу.

V. Подведение итогов урока.

Из изложенного материала следует, что Химия - это наука о веществах и их превращениях. В современном мире человек не представляет своей жизни без химических веществ. Не существует практически ни одной отрасли, где не нужны были бы химические знания. Влияние химии и химических веществ на человека и окружающую среду как положительные, так и отрицательные. Каждый из нас может сохранить частичку природы, такой как она есть. Берегите природу.

VІ. Домашнее задание.

2. Ответить на вопросы на с. 10 . 1- устно, 2-4 письменно.

3. Подготовить сообщения на тему: «История развития химии как науки»

Весь окружающий нас многообразный мир – это материя , которая проявляется в двух формах: вещества и поля . Вещество состоит из частиц, имеющих собственную массу. Поле – такая форма существования материи, которая характеризуется энергией.

Свойством материи является движение . Формы движения материи изучаются различными естественными науками: физикой, химией, биологией и т.д.

Не следует считать, что существует однозначное строгое соответствие между науками с одной стороны, и формами движения материи с другой. Необходимо иметь в виду, что вообще нет такой формы движения материи, которая существовала бы в чистом виде, отдельно от других форм. Все это подчеркивает трудность классификации наук.

Химию можно определить как науку, изучающую химическую форму движения материи, под которой понимают качественное изменение веществ: Химия изучает строение, свойства и превращения веществ.

К химическим явлениям относят такие явления, при которых одни вещества превращаются в другие. Химические явления называют иначе химическими реакциями. Физические явления не сопровождаются превращением одних веществ в другие.

В основе каждой науки лежит некоторый набор предварительных убеждений, фундаментальных философских установок и ответов на вопрос о природе реальности и человеческого знания. Этот набор убеждений, ценностей, разделяемых членами данного научного сообщества называется парадигмами.

Основные парадигмы современной химии:

1. Атомно-молекулярное строение вещества

2. Закон сохранения материи

3. Электронная природа химической связи

4. Однозначная связь строения вещества и его химических свойств (периодический закон)

Химия, физика, биология только на первый взгляд могут показаться далекими друг от друга науками. Хотя лаборатории физика, химика и биолога очень непохожи, все эти исследователи имеют дело с природными (естественными) объектами. Это отличает естественные науки от математики, истории, экономики и многих других наук, изучающих то, что создано не природой, а прежде всего самим человеком.

Близко к естественным наукам примыкает экология. Не следует думать, будто экология - это "хорошая" химия, в отличие от классической "плохой" химии, которая загрязняет окружающую среду. Нет "плохой" химии или "плохой" ядерной физики - есть научный и технический прогресс или его недостаток в какой-нибудь области деятельности. Задача эколога - использовать новые достижения естественных наук для того, чтобы при максимальной выгоде свести к минимуму риск нарушения среды обитания живых существ. Баланс "риск-выгода" является предметом изучения экологов.



Между естественными науками нет строгих границ. Например, открытие и изучение свойств новых видов атомов когда-то было принято считать задачей химиков. Однако получилось так, что из известных на сегодняшний день видов атомов часть открыта химиками, а часть - физиками. Это лишь один из многих примеров "открытых границ" между физикой и химией.

Жизнь является сложной цепью химических превращений. Все живые организмы поглощают из окружающей среды одни вещества и выделяют другие. Значит, серьезному биологу (ботанику, зоологу, врачу) не обойтись без знания химии.

Позже мы убедимся в том, что нет совершенно точной границы между превращениями физическими и химическими. Природа едина, поэтому мы всегда должны помнить о том, что невозможно разобраться в устройстве окружающего нас мира, углубившись только в одну из областей человеческого знания.

Дисциплина "Химия" связана с другими естественнонаучными дисциплинами межпредметными связями: предшествующими – с математикой, физикой, биологией, геологией и другими дисциплинами.

Современная химия – это разветвленная система многих наук: неорганической, органической, физической, аналитической химии, электрохимии, биохимии, которые осваиваются студентами на последующих курсах.

Знание курса химии необходимо для успешного изучения других общенаучных и специальных дисциплин.

Рисунок 1.2.1 – Место химии в системе естественных наук

Совершенствование методов исследования, прежде всего экспериментальной техники, привело к разделению науки на все более узкие направления. В результате количество и «качество», т.е. надежность информации возросли. Однако невозможность для одного человека обладать полными знаниями даже для смежных научных областей породила новые проблемы. Как в военной стратегии самые слабые места обороны и наступления оказываются на стыке фронтов, в науке наименее разработанными остаются области, не поддающиеся однозначной классификации. Среди прочих причин можно отметить и сложность с получением соответствующей квалификационной ступени (ученой степени) для ученых, работающих в областях «стыка наук». Но там же делаются и основные открытия современности.

Наука - одна из важнейших областей человеческой деятельности на современном этапе развития мировой цивилизации. На сегодняшний день существуют сотни различных дисциплин: технические, общественные, гуманитарные, естественные науки. Что они изучают? Как развивалось естествоведение в историческом аспекте?

Естественная наука - это...

Что такое естествознание? Когда оно зародилось и из каких направлений состоит?

Естественная наука - это дисциплина, изучающая природные явления и феномены, которые выступают внешними по отношению к субъекту исследований (человеку). Термин "естествознание" в русском языке происходит от слова "естество", что есть синонимом к слову "природа".

Фундаментом естествознания можно считать математику, а также философию. Из них, по большому счету, вышли все современные естественные науки. Вначале натуралисты пытались ответить на все вопросы, касающиеся природы и её всяческих проявлений. Затем, по мере усложнения предмета исследований, естествознание начало дробиться на отдельные дисциплины, которые со временем ставали все более обособленными.

В контексте современного времени естественная наука - это комплекс научных дисциплин о природе, взятых в их тесной взаимосвязи.

История формирования естественных наук

Развитие естественных наук происходило постепенно. Однако интерес человека к явлениям природы проявился еще в древности.

Натурфилософия (по сути, наука) активно развивалась в Древней Греции. Античные мыслители, с помощью примитивных методов исследований и, порой, интуиции, смогли сделать целый ряд научных открытий и важных предположений. Уже тогда натурфилософы были уверены, что Земля вращается вокруг Солнца, могли объяснить солнечные и лунные затмения, довольно точно измерили параметры нашей планеты.

В эпоху Средневековья развитие естествознания заметно замедлилось и находилось в сильной зависимости от церкви. Многие ученые в это время были гонимы за так называемое инаковерие. Все научные исследования и изыскания, по сути, сводились к истолкованию и обоснованию священных писаний. Тем не менее в эпоху Средних веков существенно развивалась логика и теория. Стоит также отметить, что в это время центр натурфилософии (непосредственного изучения природных явлений) географически сместился в сторону арабо-мусульманского региона.

В Европе бурное развитие естествознания начинается (возобновляется) лишь в XVII-XVIII веках. Это время масштабного накопления фактических знаний и эмпирического материала (результатов "полевых" наблюдений и экспериментов). Естественные науки 18 века также основываются в своих исследованиях на результаты многочисленных географических экспедиций, плаваний, изучений вновь открытых земель. В XIX веке снова на первое место выходит логика и теоретическое мышление. В это время ученые активно обрабатывают все собранные факты, выдвигая различные теории, формулируя закономерности.

К самым выдающимся естествоиспытателям в истории мировой науки следует отнести Фалеса, Эратосфена, Пифагора, Клавдия Птолемея, Архимеда, Галилео Галилея, Рене Декарта, Блеза Паскаля, Никола Тесла, Михаила Ломоносова и многих других известных ученых.

Проблема классификации естествознания

К базовым естественным наукам относятся: математика (которую также часто именуют "королевой наук"), химия, физика, биология. Проблема классификации естествознания существует уже давно и беспокоит умы не одного десятка ученых и теоретиков.

Лучше всего с этой дилеммой справился Фридрих Энгельс - немецкий философ и ученый, который более известен в качестве близкого друга Карла Маркса и соавтора его известнейшего труда под названием "Капитал". Он смог выделить два основных принципа (подхода) типологии научных дисциплин: это объективный подход, а также принцип развития.

Максимально подробную предложил советский методолог Бонифатий Кедров. Она не потеряла свою актуальность и в наши дни.

Перечень естественных наук

Весь комплекс научных дисциплин принято делить на три большие группы:

  • гуманитарные (или общественные) науки;
  • технические;
  • естественные.

Природу изучают последние. Полный перечень естественных наук представлен ниже:

  • астрономия;
  • биология;
  • медицина;
  • геология;
  • почвоведение;
  • физика;
  • природоведение;
  • химия;
  • ботаника;
  • зоология;
  • психология.

Что касается математики, то у ученых нет единого мнения, к какой группе научных дисциплин её стоит относить. Одни считают её естественной наукой, другие - точной. Некоторые методологи относят математику в отдельный класс так называемых формальных (или абстрактных) наук.

Химия

Химия - это обширная область естествознания, главным объектом изучения которой является вещество, его свойства и строение. Данная наука рассматривает и объекты на атомно-молекулярном уровне. Она также изучает химические связи и реакции, возникающие при взаимодействии разных структурных частиц вещества.

Впервые теорию о том, что все природные тела состоят из более мелких (не видимых человеку) элементов, выдвинул древнегреческий философ Демокрит. Он предположил, что каждое вещество включает в себя более мелкие частицы, подобно тому, как слова состоят из различных букв.

Современная химия - это сложная наука, включающая в себя несколько десятков дисциплин. Это неорганическая и органическая химии, биохимия, геохимия, даже космохимия.

Физика

Физика - одна из древнейших наук на Земле. Открытые ею законы выступают базисом, фундаментом для всей системы дисциплин естествознания.

Впервые термин "физика" употребил еще Аристотель. В те далекие времена она была практически тождественной философии. В самостоятельную науку физика начала превращаться лишь в XVI веке.

Сегодня под физикой понимают науку, изучающую материю, её строение и движение, а также общие законы природы. В её структуре выделяют несколько основных разделов. Это классическая механика, термодинамика, теория относительности и некоторые другие.

Физическая география

Разграничение между естественными и гуманитарными науками жирной линией прошло по "телу" некогда единой географической науки, разделив отдельные её дисциплины. Так, физическая география (в отличие от экономической и социальной) оказалась в лоне естествознания.

Эта наука изучает географическую оболочку Земли в целом, а также отдельные природные компоненты и системы, входящие в её состав. Современная физическая география состоит из ряда Среди них:

  • ландшафтоведение;
  • геоморфология;
  • климатология;
  • гидрология;
  • океанология;
  • почвоведение и прочие.

Естественные и гуманитарные науки: единство и различия

Гуманитарные, естественные науки - так ли они далеки друг от друга, как это может показаться?

Разумеется, эти дисциплины отличаются по объекту исследований. Естественные науки изучают природу, гуманитарные - концентрируют свое внимание на человеке и обществе. Гуманитарные дисциплины не могут соперничать с естественными в точности, они не способны математически доказать свои теории и подтвердить гипотезы.

С другой стороны, эти науки тесно связаны, переплетены друг с другом. Особенно в условиях XXI века. Так, математика уже давно внедрилась в литературу и музыку, физика и химия - в искусство, психология - в социальную географию и экономику и так далее. Кроме того, уже давно стало очевидным, что многие важные открытия делаются как раз на стыке нескольких научных дисциплин, которые, на первый взгляд, не имеют абсолютно ничего общего.

В заключение...

Естественная наука - это направление науки, изучающее природные явления, процессы и феномены. Таких дисциплин существует огромное множество: и физика, математика и биология, география и астрономия.

Естественные науки, несмотря на многочисленные отличия в предмете и методах исследований, тесно связаны с общественными и гуманитарными дисциплинами. Особенно сильно эта связь проявляется в XXI веке, когда все науки сближаются и переплетаются.