Наука о поведении. Психология – удивительная наука! вашему вниманию предлагается краткое описание науки - психология, с целью ознакомления с ней. корреспондент спрашивает. Исторические этапы развития психологии(А.М.Маклаков)
«История психологии» - Темы рефератов. Вопросы для самопроверки. Лекция 1. История психологии: теоретические основания. Третий подход в определении предмета истории науки. История психологии. Нет ни одного факта в истории психологии, которому бы не предшествовали определенные причины. 3. Принципы и проблемы историко-психологического исследования.
«Психология групп» - Группа как целое; Тезис №4 (социальная психология). Тезис №5 (культурно-историческая психология). Культурно-историческая психология: Условия формирования одарённости. Целесообразнее исследовать не конкретных людей, а отслеживать групповую динамику. Тезис №3 (гештальт-психология). Группа «Тезис». Предмет исследования.
«Религия в современном мире» - Церковь. Буддизм. Признаки мировых религий. Группы религий. Буддизм учение о преодолении зла. Силы. Ислам – религия чистоты. Индуизм- исповедует 80 % жителей Индии. Ряд государств признает одну из религий государственной и обязательной. Жизненной. Христианство – вера в спасение души человека. ТИПЫ религии.
«Психология развития» - Встреча с руководителем центра психолого-социологических исследований Марьяной Уле. Преподаватели кафедры: Достижения выпускающей кафедры: Занятие преподавателей кафедры психологии развития ПГУ с американскими студентами. Встреча с преподавателем кафедры психологии развития Майей Зупанюк. Вермонт, США).
«Общая психология» - Основные мыслительные процессы и действия. Восприятие. В акте восприятия присутствует определенное обобщение. Переключаемость – способность намеренно переносить внимание с одного объекта на другой. Память – запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прошлого опыта. Таким может быть рисунок ребенка.
«Глобальные проблемы в современном мире» - Зеленые. 1.Каковы основные глобальные проблемы современности? Пути преодоления. Причины. Причины глобальных проблем. -Быстрый рост населения на Юге, -политика Севера- «Юг-сырьевой придаток». Нтп. Север-Юг. Понятие «глобальные проблемы». Глобальные проблемы современности. 2-я пол. 20 века. Выход. Условия недопущения ядерной войны.
Слайд 1.Вопросы:
место в системе наук.
Исторические этапы развития
психологической науки.
Основные направления современной
психологии.
Понятие о методологии психологии.
Классификация методов в психологии, их
характеристика.
Вопрос 1.
Психология как наука: предмет, задачи,место в системе наук.
психология
Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή -„душа“; λόγος - „знание“) - наука,
изучающая недоступные для внешнего
наблюдения структуры и процессы с
целью объяснить поведение человека и
животных, а также особенности
поведения отдельных людей, групп и
коллективов.
психология
Психология - это наука изучающаяпсихическую деятельность человека,
влияние на нее внешних факторов и
взаимодействие между индивидами, на
основе детального поведенческого
анализа. Также психология изучает последствия воздействия внешних
факторов на психическую систему человека
и взаимосвязь между событиями и
эмоциональной активностью.
Предмет психологии:
явления, факты и закономерностипсихической жизни человека, т.е.
его психика.
Под психическими явлениями
понимается внутренний,
субъективный опыт человека.
Задачи психологии:
научиться понимать сущность психическихявлений и их закономерности;
научиться управлять ими;
использовать полученные знания с целью
повышения эффективности тех отраслей
практики, на пересечении с которыми лежат
уже оформившиеся науки и отрасли;
быть теоретической основой практики
психологической службы.
Место психологии среди наук:
В современности психология имеетстатус самостоятельной
фундаментальной науки, имеющей
многообразные связи с другими
областями научных знаний.
Место психологии среди наук:
Гегель: психология занимает место наодной из ступенек саморазвития духа.
О. Конт: психология не стала еще
позитивной наукой, а находится на
метафизической ступени.
Платон: психология – наука о
познавательных способностях человека.
Место психологии среди наук:
Б. М. Кедров выделяет два основныхнаучных объекта: природа (органическая и
неорганическая) и человек (человеческое
общество и мышление).
Психология имеет тесные связи и занимает
центральное место среди наук не только
как продукт всех других наук, но и как
возможный источник объяснения их
формирования и развития.
Б. Ф. Ломов о месте психологии в системе наук:
Б. Ф. Ломов о месте психологии всистеме наук:
Она является интегратором научных
дисциплин, объектом исследования
которых является человек.
Дифференциация психологии (на отрасли,
разделы) обусловлена ее отношениями с
другими науками. Особенно имеют
значение отношения психологии с
философией и математикой.
Взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологии:
- с общественными науками - через социальнуюпсихологию;
- с естественными науками - через психофизику,
сравнительную психологию и психофизиологию;
- с медицинскими науками - через патопсихологию,
медицинскую психологию, нейропсихологию и
психофармакологию;
- с педагогическими науками - через психологию
развития, педагогическую и специальную
психологию;
- с техническими науками - через инженерную
психологию.
Вопрос 2.
Исторические этапы развитияпсихологической науки.
Этапы развития психологии:
I этап - психология как наука о душе(Демокрит, Лукреций, Эпикур, Платон,
Аристотель).
II этап - психология как наука о сознании
(Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц,
X. Вольфом, Д. Локк).
III этап - психология как наука о поведении
(В. Вундт, В. М. Бехтерев, И. М. Сеченов).
IV этап - психология как наука, изучающая
объективные закономерности, проявления и
механизмы психики.
Структура современной психологии:
Фундаментальный уровень психологии и ееотраслей имеет общее значение для
понимания и объяснения психики и
поведения людей независимо от того, какой
деятельностью они занимаются, к какой
народности принадлежат и т.д.
Прикладной уровень науки обеспечивает
связь теории и практики посредством
эмпирического исследования. Практический
уровень обеспечивает внедрение результатов
исследования, анализ единичных фактов.
Уровни психологии:
Структура психологии также можетпредполагать два уровня:
1. общая психология (изучает основные
свойства и общие закономерности психики
и сознания);
2. специальные отрасли психологии
(социальная, педагогическая, космическая
психология и т. д.).
Вопрос 3.
Основные направлениясовременной психологии.
Многочисленные отрасли психологии
можно классифицировать по различным
критериям.
1. Классификация на основе видов
деятельности: психология труда,
инженерная психология, космическая
психология, медицинская психология и
проч.
Направления современной психологии:
2. Классификация на основепсихологических аспектов развития
(возрастная психология: детская,
подростковая, юношеская,
геронтопсихология и др.; сравнительная
психология: зоопсихология, психология
человека; психология аномального
развития: изучает развитие психики при
патологии мозга и анализаторов).
Направления современной психологии:
3. Классификация на основе психологическихаспектов отношений людей в обществе
(социальная психология):
А) социальная психология больших групп (в
макросреде): психология религии, массовой
коммуникации и др.;
Б) психология личности (изучение
направленности личности, формирование
социальных установок и др.);
В) психология малых групп (психологическая
совместимость, межличностные отношения и
др.)
Направления современной психологии:
Общая психология – изучает наиболееобщие закономерности, методы изучения,
теоретические принципы, основные научные
понятия психологии.
Структура Общей психологии:
Познавательные процессы;
Психология личности;
Индивидуально-психологические
особенности личности;
Эмоционально-волевая сфера личности.
Вопрос 4.
Понятие о методологии психологии.Метод – это путь, способ познания,
посредством которого познается
предмет науки (С. Л. Рубинштейн). Методы научных приемы и
средства, исследований - это те
приёмы и средства, с помощью
которых ученые получают
достоверные сведения,
используемые далее для построения
научных теорий и выработки
практических рекомендаций. Метод психологии - это способ познания
внутренних психических явлений через анализ
внешних психологических факторов.
Общая цель всех методов психологического
исследования заключается в точной
регистрации, выявлении, фиксации
психологических фактов, в накоплении
эмпирических, опытных данных для
последующего теоретического анализа.
группы методов:
Организационные методы: сравнительный
метод, лонгитюдный метод, комплексный
метод.
Эмпирические методы – это методы сбора
первичной информации: обсервационные
методы (наблюдение);
психодиагностические методы;
праксиметрические методы
(профессиограмма); моделирование;
биографический метод.
Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов:
Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4группы методов:
Методы обработки данных:методы
количественного (статистический) анализа;
методы качественного (дифференциация
материала по группам).
Интерпретационные методы: генетический
метод, представляющий собой исследование
генетических связей (филогенетический,
онтогенетический, генетический и
социогенетический); структурный
(классификация, типологизация) метод:
психография.
И. Б. Гриншпун
И. Б. Гриншпуннеэкспериментальные (различные виды
наблюдения, опрос, анкетирование,
беседа, анализ продуктов деятельности);
- психодиагностические (различного рода
тесты);
- экспериментальные (метод
эксперимента и различные его
модификации). Наблюдение - это планомерное,
целенаправленное, преднамеренное и
специальным образом организованное
восприятие явлений, результаты
которого в той или иной форме
фиксируются наблюдателем. Метод наблюдения имеет достоинства:
- универсальный характер;
- гибкость наблюдения;
- «скромность» наблюдения;
- отсутствие искажения естественного
протекания психических процессов;
- богатство собираемых сведений.
Недостатки наблюдения:
большие временные затратыуникальность и неповторимость
наблюдаемых явлений
субъективизм исследователя
трудность установления причины явления
сложность осуществления статистической
обработки данных
трудоемкость
Вашему вниманию предлагается краткое описание науки - психология, с целью ознакомления с ней. Корреспондент спрашивает директора сумасшедшего дома, какой тест является критерием для выписки. - Мы наливаем полную ванну воды, кладем рядом чайную ложечку и большую кружку и предлагаем освободить ванну от воды. Корреспондент улыбается и говорит: - Ну, любой нормальный человек возьмет кружку. - Нет, - говорит директор, - нормальный человек вытянет пробку.
ПСИХОЛОГИЯ – УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА! Психология работает везде и всегда: дома, на работе, на отдыхе, на учебе. Везде где есть человек, есть психология. Зная её, вы сможете лучше понимать себя и окружающих вас людей. - Рассказывайте, какие у вас проблемы? - Видите ли, меня никто не любит. Может, хоть ты поможешь мне, мерзкий жирный старикашка?
ПСИХОЛОГИЯ – УДИВИТЕЛЬНАЯ НАУКА! Психология это набор всех наших качеств. ПАМЯТЬ, МЫШЛЕНИЕ, ВОЛЯ, ЧУВСТВА, ОЩУЩЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ. Психология это ДИАЛОГ, ЖЕСТЫ, МИМИКА. Психология это СЕМЬЯ, ДРУЗЬЯ И ЗНАКОМЫЕ. - Я хочу, чтобы вы совершенно откровенно рассказали мне о своей жизни, с самого начала. - Так вот, сначала я создал небо и землю...
ТЕМПЕРАМЕНТ Изучая психику человека и его личность, психологи пришли к общему мнению, что понятие о личности можно облегчить путем определения её какой - либо классификацией. И так, зная тип темперамента, мы можем иметь примерное представление о личности человека
ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей) - характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темпа, ритма, интенсивности психических процессов и состояний). Основные компоненты: общая активность индивида, его моторика (двигательные проявления) и эмоциональность. Состоит из четырех основных типов:
ВООБРАЖЕНИЕ Настоящая сила воображения лежит во множестве утонченных моментов. Воображе́ние способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими; играет ключевую роль в следующих психических процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, человеческая память.образыидеипсихических моделированиепланированиетворчество играпамять Воображение психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.
ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.
ВОЛЯ Воля сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Воля это способность человека управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силы на достижение поставленных целей. Воля это осознанные действия человека, основанные на его личном мировоззрении. Воля - это способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания и стремления).
ОЩУЩЕНИЯ ОЩУЩЕНИЕ психический познавательный процесс, отражение отдельных признаков и свойств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущение предпосылка для создания образов, их познания. Ощущения разнообразны и включают следующие виды: зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные, вкусовые, болевые, осязательные, температурные, вибрационные
ЧУВСТВА Не путать с: ощущением Чувство эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальным или абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствами также называют ощущения.
Это интересно В течении 30 секунд непрерывно смотрите на четыре точки в центре картинки. Теперь закройте глаза, откиньте голову назад и посмотрите на потолок. Попробуйте быстро поморгать. А это коварный вопрос - Кого вы видите на этой картинке? Посмотрите внимательно на картинку и скажите – кого вы видите?
Значение и смысл слов, фраз Речевые звуковые явления Выразительн ые качества голоса Общение, будучи сложным социально – психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный – от латинского слова устный, словесный) и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника. Структура вербального общения
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации – 38%, неречевое взаимодействие – 53%. Кинестика Таксика Проксемика Невербальные средства общения изучают следующие науки: Мимика – движение мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние - способна дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации
ЖЕСТЫ это специфические привычки человека, связанные с движениями рук (почесывания, подергивания) это своеобразные заменители слов или фраз в общении. это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками. это жесты сообщения: указатели (указывающий перст), пиктографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы. иллюстраторы регуляторы адапторы эмблемы Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший алфавит жестов можно разбить на 4 группы:
ДИАЛОГ Диалог – представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка Диалог – естественная форма общения с собеседником, предполагающая наличие двух равноправных участников общения. Диалог – первичная естественная форма языкового общения, классической формой речевого общения Диалог – подразумевает желание собеседников слышать и понимать друг друга. На этом, собственно, построен сам принцип общения.
В процессе речевого взаимодействия присходит передача информации от одного партнера к другому, которая может быть выражена в такой схеме: передача информации понимание информации передача информации – (говорящий кодирует информацию в словах) - (слушающий раскодирует слова, извлекает информацию) понимание информации.
Реакции слушателя, приемы слушания бывают следующие: Эмоции (ух, ах, здорово, смех, скорбная мина) Зеркало - повторение последней фразы собеседника с изменением порядка слов. Уточняющие вопросы (Что ты имел ввиду? Оценки, советы. Эхо-реакция - повторение последнего слова собеседника. Парафраз - передача содержания высказывания партнера другими словами. Поддакивание (ага, угу, да-да, ну, кивание подбородком) Глухое молчание (видимое отсутствие реакции).
«Предмет психологии как науки» - Жесты. Диалог. Реакции слушателя. Воображение. Чувства. Ощущения. Воля. Психология работает везде и всегда. Виды. Структура вербального общения. Поддержка. Вербальные и невербальные средства общения. Связность диалога. Память. Что такое психология. Набор всех наших качеств. Посмотрите внимательно на картинку.
«Психология» - Нос явно не выражен, "утиный", "картошкой" или слегка вздернут. Шея слабо или совсем не выражена, короткая, толстая. Длинные тонкие мускулы и кости. Можно сказать, что сангвиник беспокоен внешне, но спокоен внутри. Умственные способности меланхолика обычно столь же хорошие, сколь и неустойчивые.
«Методы психологии» - Место психологии в системе наук. Методы изучения человека. Срез – кратковременное наблюдение. Методы психологии. Психология - наука, изучающая факты, закономерности и механизмы психики. Выполните задание. Какие практические задачи способна решить военная психология? Отрасли психологии. Задачи психологии.
«Сознание в психологии» - Свойства сознания. Функциональная психология сознания. Сознание - форма отражения объективной действительности в психике человека. Структурная психология сознания. Современные представления о сознании. Аристотель: душа – не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела. Психология как наука.
«Предмет психологии» - Виды внимания. Восприятие (перцепция) – воссоздание целостных образов объектов (предметов, ситуаций и т.д.). Наше прошлое было бы мертво для будущего. План лекций. Иллюзии восприятия – искаженное восприятие реальных предметов. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Тема 2. Чувственные формы освоения действительности.
«Предмет изучения психологии» - Уровни психического. Объект психологии. Гештальт. Я-концепция. Стимул-реакция. Опыт человека. Когнитивная карта. Направления познания природы психического. Методы психологии. Исследование интеллекта человекообразных обезьян. Знание. Энциклопедический справочник. Бихевиоризм. Структура личности. Чувство неполноценности и компенсация.
Всего в теме 11 презентаций
Cлайд 1
Cлайд 2
Возникновение психологии Психология - наука и очень старая, и очень молодая. С одной стороны, возраст ее около 2400 лет. (до н.э.)Cлайд 3
Материалистические философы древности Демокрит, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из мелких шаровидных и наиболее подвижных атомовCлайд 4
Идеалист – философ Платон понимал душу человека как что-то божественное, идеальное, бессмертное, отличающееся от тела, существующее независимо от тела. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических началаCлайд 5
Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей чувства и мысли, которые опираются на опыт, накапливаемый в течении жизни. Идея о неразделимости души и живого тела стала основой для развития психологии. Его и считают “отцом психологии”Cлайд 6
С другой стороны психология является одной из самых молодых наук. Условно ее научное оформление связывают с 1879 годом, когда немецким психологом В.Вундтом в Лейпциге была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии.Cлайд 7
Происхождение слова Название произошло от двух греческих слов - «псюхе» (душа) и «логос» (учение, слово) и означает «наука о душе», и оно впервые появилось только в 17 веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.Cлайд 8
Происхождение слова «психология» Своим названием и первым определением психология обязана греческой мифологии. Эрот, сын Афродиты, влюбился в очень красивую молодую женщину Психею. Но Афродита была недовольна, что ее сын, бог-небожитель, хочет соединить свою судьбу с простой смертной, и прилагала все усилия, чтобы разлучить влюбленных, заставляя Психею пройти через ряд испытаний. Но любовь Психеи была так сильна, а ее стремление вновь встретиться с Эротом так велико, что это произвело впечатление на богов и они решили помочь ей выполнить все требования Афродиты. Эроту в свою очередь удалось убедить Зевса- верховное божество греков – превратить Психею в богиню, сделав ее бессмертной. Так влюбленные соединились навеки. Для греков этот миф был классическим образцом истинной любви, высшей реализацией человеческой души. Поэтому Психея-смертная, обретшая бессмертие,- стала символом души, ищущей свой идеал.Cлайд 9
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. 1 ЭТАП ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ДУШЕ Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека 2 ЭТАП ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О СОЗНАНИИ Возникает в 17 веке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.Cлайд 10
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ. 3 ЭТАП ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПОВЕДЕНИИ Возникает в 20 веке. Задачи психологии - наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно поведение, поступки, реакции человека. Мотивы, вызывающие поступки, не учитывались. 4 ЭТАП ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ФАКТЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ Сформировалась на базе философии диалектического материализма. Основой современной психологии является теория отраженияCлайд 11
Определение психологии Психология – наука, изучающая факты, законы, механизмы, закономерности возникновения и развития психики.Cлайд 12
Задачи психологии 1.научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности; 2. научиться управлять ими; 3. использовать полученные знания с целью повышения эффективности людей в различных отраслях практики, а с целью повышения психического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности; 4. быть теоретической основой практики психологической службы.Cлайд 13
Основные принципы психологии: Принцип детерминизма (причинной обусловленности) Единство сознания и деятельности Принцип развития психики