Блок о доблестях подвигах славе анализ. Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока. Темы и настроение

Сочинение

Раннее творчество Александра Блока. Первый его сборник Стихи о Прекрасной Даме. В нем отразились мысли, настроение и мироощущение двадцатидвухлетнего юноши. Достаточно взглянуть на фотоснимок, сделанный в 1904 году. Какая вселенская грусть в глазах! Трагическим тенором эпохи назвала Александра Блока Анна Ахматова.

В первом сборнике А. Блока собраны стихотворения содержащие в себе часто противоположные взгляды на мир.

Большое влияние на поэта и его творчество оказал Владимир Соловьев. Идея двоемирия, женского начала не покидала Блока. В ранних лирических произведениях отразилось стремление поэта постичь мир. Миром правит женское начало оно вечное, нетленное. По Блоку, человек в состоянии любви прорывается к высшим сферам бытия. Любовь поэта постоянное ожидание.

В первом сборнике преклонение и служение рока веч ной Прекрасной Даме и ожидание любви. Но со временем приходит осознание невозможности встречи с владеющей вселенной гармонизацией мира. Между поэтом и Дамой происходит разрыв, который поэт очень тяжело переживает. На смену светлой мечте приходят безысходность, непонятность. Появляются такие символы, как метель, вихрь, вьюга. Мерцающий свет фонаря символизирует здешний мир, белые страны, зори, лазурь места иные, уходящие из ранней лирики А. Блока. Появляются кровавые, красные, Багровые тона. Город предстает перед глазами читателя в мистическом облике. Рыцарские доспехи героя сменяются на костюм арлекина. Вместо преклоняющегося инока хохочущий шут, фантастическое, призрачное видение: По городу бегал черный человечек… У Блока обычная, повседневная жизнь переплетается с мистической, нереальной.

Но, несмотря на противоречивость мыслей, основные мотивы, взгляды ранних стихотворений А. Блока сохранились на протяжении всего творчества поэта. Цикл стихотворений о Прекрасной Даме это попытка слияния индивидуальной души поэта с мировой душой. Сборник Стихи о Прекрасной Даме имеет три раздела, внутренне связанных между собою; через них как бы осуществляется драматическое движение творческой мысли поэта: это разделы-главы Неподвижность, Перекрестки, Ущерб.

В первом разделе, Неподвижность, собраны стихи, непосредственно обращенные к Прекрасной Даме. Название раздала сходно со стихотворением В. Соловьева Бедный друг! Истомил тебя путь…:

Смерть и Время царят на земле,

Ты владыками их не зови;

Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

И само понятие неподвижность Блок вкладывает глубокий философский смысл, и оно в его поэтическом иносказании имеет много оттенков. Самый несомненный из них выряжает идею постоянства, верности, рыцарского служения, вырг! жающие самое главное, сокровенное и несказанное.

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая Ты.

Неподвижность поэтический пролог ко всему творчеству Блока. Именно здесь рассказана история жертвенной любви Рыцаря к Прекрасной Даме, и вместе с тем это быль, действительная, земная история любви А. Блока к Л. Д. Менделеевой. В Неподвижности зарождается святая для Блока тема: поэт и его идеал Прекрасного (слияние Добра, Красоты, Истины), которому он был верен всю жизнь.

История любви Рыцаря и Прекрасной Дамы от начала и до конца драматична. В основе сюжетного движения первой книги изначальный и все время нарастающий драматизм, кроющийся в самой природе героев, и прежде всего в характере Прекрасной Дамы. Ее облик изменчив, она непостижима. Мотив этот обозначился сразу же, во втором стихотворении сборника Предчувствую Тебя…

… Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Это пророческое стихотворение камертон ко всей лирике. В нем напророчен не только будущий ущерб Прекрасной Дамы

… дерзкое возбудишь подозрение,

Сменив в конце привычные черты,

Но и будущий неизбежный путь лирического героя:

О, как паду и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Стихотворение завершается двустишьем, в котором выражена трагическая противоречивость блоковского героя:

Как ясен горизонт!

И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Стихотворение Я их хранил в приделе Иоанна… было написано на следующий день после того, как Л. Д. Менделеева согласилась стать женой Блока. … Свершилось то, чего никогда еще не было, чего я ждал четыре года… писал Блок в дневнике.

И вот зажглись лучом вечерним своды.

Она дала мне Царственный Ответ.

Во втором разделе сборника, который Блок назвал Перекрестки, резко меняются тональность, ритм, появляется блоковский Петербург, его Город. В Неподвижности обращает на себя внимание необычайное слияние поэта с миром природы. Это слияние сходно с мировосприятием И. Бунина.

В Перекрестках отразился резкий поворот в лирике Блока. Раздел Перекрестки открывается многозначительным и откровенно-дерзким стихотворением Обман, далеким от лучезарности первой части сборника. Вместо розовых зорь фабричная гарь, в глаза бросается красный цвет: красный карлик, красный колпак, красное солнце: По улицам ставят красные рогатки. Шлепают солдатики…

Следующие стихотворения в нарастающей степени развивают тему обмана, тему города, в котором сосредоточены порок и гибель. Еще более усиливаются красные тона: кровавое солнце, красные пределы города, красный дворник, пьяно-алая вода. В стихотворении Город в красные пределы…, посвящено лучшему другу Евгению Иванову, который также испытывал мучительную любовь-ненависть к городу Петра, Блок до такой степени сгущает краски, что перед нами уже не город, а серо-каменное тело с мертвым ликом, колокол с окровавленным языком.

Стихотворения этого раздела Все кричали у круглых столов…, Свет в окошке шатался…, Я вышел в ночь… предвосхищают Блока поэта Страшного мира. Здесь появляются трагические темы балагана, арлекин, двойничества.

Восхищенью не веря,

С темнотою один

У задумчивой двери

Хохотал арлекин.

Блок объясняет, что двойничество, то есть расщепленность души человека, перекрестков, перепутий, происходит от точного понимания трагической диалектики жизни эпохи рубежа веков. Перекрестки, Перепутья, Распутья это еще и синонимы исторического рубежа конца XIX и начала нового XX века.

В одном из последних писем Блок сказал пророческие для него слова, которые можно отнести в равной мере к его прошлому, настоящему и будущему, ко всей его жизни: … искусство там, где ущерб, потеря, страдание, холод. Эта мысль стережет всегда. Название заключительного раздела цикла Стихов о Прекрасной Даме Ущерб содержит в себе именно этот смысл, о котором говорилось в письме.

Первое стихотворение, которым открывается заключительный раздел книги, Экклесиастк Это откровенная история о неизбежности катастрофы. Эпиграф к стихотворению взят Блоком из Библии.

Все диким страхом смятенно.

Столпились в кучу люди, звери.

И тщетно замыкают двери

Досель смотревшие в окно.

Мамочке не больно, розовые детки,

Мамочка сама на рельсы легла.

Доброму человеку, толстой соседке,

Спасибо, спасибо. Мама не помогла…

Казалось бы, здесь Прекрасная Дама исчезает, уступает место героине суровых, драматических будней города. Но вот элегия Когда я уйду на покой от времен… не дает забыть этот волшебный образ. Более того, если рассмотреть творчество А. Блока в целом, то это стихотворение воспринимается как предвестник элегии Блока О доблестях, о подвигах, о славе…, которой открывается лирическая книга Ночные часы.

Сборник завершается стихотворением Дали слепы, дни безгневны… Это стихотворение по своей тональности напоминает стихотворение из цикла Молитвы, помещенное Блоком в конце первого раздела Неподвижности Сторожим у входа в терем… Оно подхватывает последние строки Молитвы:

Молча свяжем вместе руки,

Отлетим в лазурь.


Это стихотворение о любви и жестком предательстве, измене и тяжёлом расставании. Это трагичное стихотворение, оно навевает тоску - любовь потеряна, прошлое безвозвратно ушло и его больше не вернуть, только воспоминания оставили свой шлейф в душе героя. В самом начале мы видим такой приём, как градация (О доблестях, о подвигах, о славе), присутствует символ утраченной любви - "бросил в ночь заветное кольцо". Множество метафор, к примеру, "летели дни", что ещё раз напоминает о быстротечности времени и молниеносности любви. Идёт сравнение ушедшей любви с молодостью, которая тоже остаётся в прошлом, и вернуть её невозможно. Автор использует такие приёмы, как антитеза и параллелизм, чтобы указать на контраст и противоположность явлений.

Тоска в сердце героя противоположна поступкам возлюбленной, и это звучит очень печально. Важный момент - это передача цветовой гаммы. Ведь синий для Блока всегда был таинственным и загадочным цветом, символизирующим нечто высокое, неземное. Это кольцевая композиция, в конце которой герой прощается со столь милым его сердцу образом, оставляя навсегда его в памяти.

Обновлено: 2017-10-25

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Комплексный анализ стихотворения А. Блока

«О доблестях, о подвигах, о славе…»

Выполнил: Слушатель курсов

в новых социокультурных условиях»

1. Тема стихотворения

В творчестве Александра Блока всегда преобладала тема любви. Радость и печаль соединились в его любовной лирике, видимо, потому, что идеал утонченной и возвышенной, гордой и доверчивой, прекрасной и нежной женщины не находил своего земного воплощения.

Блок сначала был сильно увлечен своей будущей женой Любовью Дмитриевной Менделеевой, которой посвятил цикл «Стихи о Прекрасной Даме». По словам, если внимательно вчитаться в эту книгу, то увидишь, что «это подлинная повесть о том, как один подросток столь восторженно влюбился в соседку, что создал из нее Лучезарную Деву и весь ее окружающий пейзаж преобразил в неземные селения. Это было то самое, что сделал Данте с дочерью соседа Партинари». жил и писал в очень трудных исторических условиях, мучительно ощущая отсутствие гармонии в "страшном мире". Не чувствовал он её и в своей душе. Только любовь смогла принести Блоку ту необходимую, желанную умиротворённость, без которой невозможно было жить. Любовь была призвана исключить хаос не только в душе, но и в окружающем поэта мире. Блок обожествлял любовь, которая открыла ему высокий смысл жизни. Огромное количество стихотворений он посвятил этому прекрасному чувству. Одно из них - "О доблестях, о подвигах, о славе...".
Это стихотворение было написано в 1908 году и вошло в третий том Собраний стихотворений поэта. Цикл "Возмездия", к которому относится стихотворение, продолжает тему "страшного мира". Слово "возмездие" понимают обычно как наказание за некое преступление. Причём наказание, исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, - это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя - измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствием этому - расплата: душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Эти мотивы звучат во всех стихотворениях цикла "Возмездие".
Навсегда ушла из жизни поэта та высокая безгрешная любовь, действительность разрушила идеал, и поэт скорбит о потерянной чистой мечте, в которую он теперь не способен так сильно верить:


О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,

Передо мной сияло на столе...
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Всё миновалось, молодость прошла!

Своей рукой убрал я со стола.

Все стихи сборника проникнуты жаждой «в земном увидеть неземное» (В. Брюсов). Сугубо личное переживание переплавляется здесь во вселенское, в мистерию с грядущим схождением на землю Вечной Женственности.

Шесть лет Блок писал об одной женщине, посвятил ей 687 стихотворных произведений. В 1903 году поэт обвенчался с Любовью Дмитриевной. На этом и прекратился лирический дневник, обращенный к Прекрасной Даме. В поэтический мир Блока входят новые темы, новые образы. В цикле «Возмездие», в котором поэт пророчит скорый суд и расплату обществу, сковавшему, поработившему и «заморозившему» человека, публикуется ставшее знаменитым «О доблестях, о подвигах, о славе…» (1908 г.). Стихотворение написано в особой манере и заметно отличается по стилю и тематике от других стихотворений цикла «Возмездие».

2. Жанр

Стихотворение по жанру представляет собой любовное послание. Это разговор с портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однако герой воспринимает его как живой, одухотворенный образ. Именно поэтому он называет его не портретом, а лицом и, обращаясь к портрету, он говорит так, как будто покинувшая его возлюбленная способна услышать его слова, осознать всю глубину своей ошибки и, может быть, вернуться к герою. Все стихотворение построено на оппозиции двух образов (лирического героя и его любимой женщины), что лишь подчеркивает непреодолимое расстояние между ними.

3. Сюжет

Сюжет стихотворения и его развитие неразрывно связаны с личностью лирического героя. В первой строфе мы видим, что весь мир героя сосредоточен на образе возлюбленной. «О доблестях, о подвигах, о славе

4. Художественные средства

"Я забывал на горестной земле" - эти первые строки подтверждают, что влюбленным свойственно испытывать чувство полного удовлетворения и гармонии с миром и самим собой лишь тогда, когда объект любви находится рядом.

Но вот «час настал», во второй строфе любимая покидает героя. И смысл жизни исчезает вместе с ней. Потеря внутренних ориентиров полностью выбивает героя из колеи, и он остается наедине со страстями, которые «терзают» его жизнь.

На протяжении отрезка времени, заключенного в следующих трех строфах, жизнь лирического героя наполнена лишь воспоминаниями и болью от осознания потери. Однако в последней строфе мы видим, что ему наконец удается принять зрелое решение отпустить утраченную любовь, и в этом несомненно видно взросление героя и его становление как самодостаточной личности.

Композиция : размер, рифма, ритм.

Размер стихотворения:

_ _" / _ _" / _ _" /_ _"/ _ _" /_ пятистопный ямб. Этот стихотворный размер использовался многими поэтами от Шекспира до современников «Серебряного века». Он воссоздает человеческую речь в рамках эпического или драматического рассказа, напряженность воли, ему присущи ясность, твердость. Очевидно то, что Блок использует имен этот размер, чтобы подчеркнуть трагизм, выраженный в произведении.


Рифма перекрестная.

Первая строка последней строфы «Уж не мечтать о нежности, о славе…», с одной стороны, завершает стихотворение, образуя кольцевую композицию . С другой стороны, она содержит глубокую мысль о том, что личное счастье человека и его социальная роль тесно связаны между собой.

Тропы . Для придания языку литературного произведения большей выразительности используются специальные средства: эпитеты, сравнение, метафоры.

Первая строка произведения «О доблестях, о подвигах, о славе…» как бы обманывает ожидание читателя: кажется, что речь пойдет о теме гражданского долга. Однако любовные переживания оказываются для героя на определенном этапе жизни важнее всего, так велика и безгранична горечь его утраты. В стихотворении нам встречается большое количество эпитетов: "на горестной земле", "заветное кольцо", "проклятым роем", "сырая ночь". Та нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая её со своей молодостью: "И звал тебя, как молодость свою", отражена в произведении такими эпитетами, как: "прекрасное лицо", "ты, милая", "ты, нежная". Встречаются в стихотворении олицетворения и метафоры: "когда твоё лицо в простой оправе", "передо мной сияло на столе", "я бросил в ночь заветное кольцо", "ты отдала свою судьбу другому", "летели дни", "вино и страсть

терзали жизнь мою", "я крепко сплю".
Поэт с первых строк намекает читателю на настроение всего произведения, употребив эпитет «На горестной земле». Во второй строфе центральным образом является заветное кольцо - символ любовной верности. Беспредельное отчаяние лирического героя, вызванное уходом возлюбленной, выражается в эпизоде, когда он выбрасывает «заветное кольцо». Ночь в данном случае символизирует тьму и неизвестность. Однако, согласно эстетическим взглядам поэтов-символистов, к которым принадлежал и, значение символа никогда не может быть исчерпано до конца. В этом случае оно может быть воспринято и шире: ночь - это время, когда восстают бесовские силы. Отчаяние и потеря смысла жизни для рассказчика описываются эпитетами «проклятым роем», «в сырую ночь».

Чтобы донести до читателя то, как много значила для героя его избранница, используется сравнение: «И звал тебя, как молодость свою». Автор указывает на то, что с уходом любви уходят и лучшие дни жизни нашего героя. Безмятежная юность позади, настало время сурового взросления.

Метафоры "когда твоё лицо в простой оправе", "передо мной сияло на столе", указывающие нам на героиню, отражают то, что лирический герой склонен обожествлять и идеализировать ее даже после предательства. "Я бросил в ночь заветное кольцо", "ты отдала свою судьбу другому" – эти метафоры как бы указывают на выбор обоих персонажей и на то, что пути их расходятся. Олицетворения "летели дни", "вино и страсть терзали жизнь мою" Блок использует, чтобы показать, будто над жизнью и судьбой героя довлеют потусторонние темные силы, с которыми он не желает бороться. Силу любовного чувства лирического героя актуализирует и мотив сна:

«Я крепко сплю, мне спится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла».

Стилистические фигуры :

Повторы/рефрен: «лицо в простой оправе». Повторение демонстрирует важность для автора описываемого объекта, процесса, действия и т. д. При употреблении этой фигуры автор многократно упоминает о чем-либо особенно его взволновавшем, концентрируя также и внимание читателя на этом.

Антитеза: Противопоставление - выразительное средство, позволяющее произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счет быстрой смены противоположных по смыслу понятий, употребляемых в тексте стихотворения. Так же в качестве объекта противопоставления могут использоваться противоположные эмоции, чувства и переживания автора или его героя.

«Когда твоё лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе…

Твоё лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола»;

Инверсия: «Терзали жизнь мою», «плащ твой синий», «в сырую ночь ушла», «убрал я со стола». Инверсия в поэтических текстах выполняет акцентную или смысловую функцию, ритмообразующую функцию для выстраивания поэтического текста, а также функцию создания словесно-образной картины.

Ассонанс: «Не знаю, где приют твоей гордыне / Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий », «Все миновалось, молодость прошла ! / Своей рукой убрал я со стола ».

Анафора придает тексту дополнительную эмоциональность.

«И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою…»

Даже по прошествии лет лирический герой все вспоминает тот роковой день прощания:

«Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слёзы лил, но ты не снизошла».

Синонимы: доблести, подвиги, слава; милая, нежная.

Архаизмы: час настал, аналой, гордыня.

В стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе" появляется образ опустошенного жизнью человека с нелегкой судьбой. Стихотворение автобиографично , ведь в этот период от него уходит его первая любовь - Любовь Дмитриевна, внучка знаменитого химика Менделеева, и уходит к близкому другу Блока - поэту Андрею Белому.

Расставшись с любимой, герой потерял смысл жизни, он потерял самого себя. Не встречает он больше и настоящей любви, на жизненном пути он сталкивается лишь со страстью. Мы видим, что, лишившись возлюбленной, герой разуверился в жизни, потерял нравственную опору. Утрата превратила беспечную жизнь героя в существование. Его терзают вино и страсть, но это не духовная жизнь, а лишь греховная пародия на нее, сжигающая и опустошающая душу. Символично, что герой вспоминает возлюбленную перед аналоем (аналой - высокий столик с покатым верхом, на который в Церкви кладут иконы и священные книги). Очевидно, в любви он ищет спасения для своей заблудшей души. Также именно перед аналоем в Храме проводится обряд венчания . Этот образ использован, чтобы показать, как дороги герою уже забытые клятвы вечной любви и верности.

Строка «Все миновалось, молодость прошла!» подчеркивает, что время нельзя повернуть вспять. Человек, погрузившись в свои страдания, а потом, стремясь утешиться, проводя дни в поисках истины в вине, потерял не только любовь. Он потерял все. Честолюбивые мечты юности безвозвратно ушли в прошлое. Жизненные планы остались нереализованными. Только осознав это, лирический герой нашел в себе силы убрать портрет возлюбленной со стола. Однако, потеряв возлюбленную, лирический герой не озлобился против нее. Спустя годы он все еще называет ее милой и нежной. Разрыв воспринимается им как роковая случайность, в которой виновата гордыня.

Всю жизнь он лелеял надежду на ее возвращение. Портрет, убранный со стола в финале стихотворения, свидетельствует об окончательной утрате этой надежды, но одновременно это и определенный мужественный шаг человека, в котором разум, наконец, победил болезненное , разросшееся до вселенских масштабов чувство. Однако в этот прощальный жест героя сумел вложить столько горя и тоски, что читатель, даже понимая правильность совершенного поступка, все равно продолжает сочувствовать несчастному человеку.

В стихотворении ярко выражено драматургическое начало, что характерно для лирики в целом. Типичный любовный треугольник превратился в безутешную драму разбитого сердца. Некоторые образы в стихотворении также напоминают детали театрального реквизита.

В этот непростой период поэт порывает со своими друзьями-символистами. Казалось, что Блок топит отчаяние в вине. Но, несмотря на это, главной темой стихов периода “Страшного мира” все же остается любовь. Но та, о ком поэт пишет свои великолепные стихи, уже не прежняя Прекрасная Дама, а роковая страсть, искусительница, разрушительница. Она мучит и сжигает поэта, а он не может вырваться из её пут, ее власти.

Даже о пошлости и грубости страшного мира Блок пишет одухотворенно и красиво. Хотя он уже и не верит в любовь, не верит ни во что, но образ незнакомки в стихах этого периода все же остается прекрасным. Поэт ненавидел цинизм и пошлость - их никогда не было в его стихах.

Если внимательно читать стихотворение "О доблестях, о подвигах, о славе...", то нетрудно заметить, что оно перекликается со стихотворением "Я помню чудное мгновенье...".
Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе...
У Пушкина мы видим сходные строчки:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты.
"И я забыл прекрасное лицо" - "И я забыл твой голос нежный". "Летели дни" - "шли годы". Но, не смотря на столь похожий сценарий, финалы у стихотворений совершенно противоположные: у к концу стихотворения наступает пробуждение души, у Блока мы видим лишь горечь, отчаяние (герой не вернул любимой).
В спасительную веру любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя великой любви к женщине, к Родине... Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в стихотворениях на всём протяжении творчества поэта, именем которого Россия гордится до сих пор.

Александр Блок многие свои произведения посвящал теме любви. В эти произведения он вкладывал всю свою суть, эмоции, переживания.

Будучи человеком крайне романтичным, щедрым на духовные личные чувства, он своими стихотворениями буквально создал школу любовных переживаний.

Посвящая стихи своей музе, своей прекрасной даме поэт буквально растворяется в собственных душевных порывах и непростых настроениях. Это высшая ценность его жизни.

Блок считал вершиной отношений - духовную близость.

История замысла и создания стихотворения

Блоковское стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…» создано на реальных событиях, которые произошли с самим поэтом. Известно, что, увидев впервые свою будущую жену, автор был пленен и восхищен. Поэтому лирика этого периода так страстна и так впечатлительна. Он надеялся, что брак с любимой женщиной будет счастливым. Но все оказалось совсем не так, как планировал поэт.

Любовь Менделеева, жена поэта, оказалась не столь романтична, как желал этого Александр Блок. Очень быстро их отношения в браке пошли на распад и уже в 1908 году она покидает мужа, якобы уезжая на гастроли вместе с театром Мейерхольда. Кстати, в этом же году тридцатого декабря поэт и пишет это удивительное, но грустное стихотворение о своей печальной любви. Известно, что Любовь Менделеева после нескольких лет совместной жизни, ушла к другому – известному поэту А. Белому. Но затем снова вернулась к Александру Блоку, даже раскаивалась в том, что совершила такую грубейшую ошибку в своей жизни. И поэт ее прощает, так как за это время у него тоже было несколько романтических увлечений.

Но чего-то Любови Менделеевой не хватало в браке. Она снова увлеклась другим и ушла к нему. От этого человека она рожает сына, но после снова решает вернуться к поэту. Все это время они не прерывали связи, так как сам Александр Блок настаивал на дружбе, для которого духовная близость всегда была важнее физической. Известно, что они были знакомы с раннего детства, но затем, расставшись на время, встретились вновь. После того как они стали жить вместе, поэт не желал никаких плотских отношений, так как для него это было вторично и омрачало духовную близость. Любовь Менделеева была актрисой, которая каждый раз и после своих гастролей, и после новых увлечений, все равно возвращалась к Александру Блоку.

Все эти любовные треугольники в итоге выплеснулись в 1908 году в лирическое произведение.

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...
Вино и страсть терзали жизнь мою...
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь из дому ты ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла...
Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.


С большой грустью поэт описывает ситуацию в которую он попал. Уход возлюбленной - вот трагедия, которая разыгрывается на глазах читателя. Полное отчаяние и разочарование охватывает главного героя «Я бросил в ночь заветное кольцо».

Остаются воспоминания, светлый образ, и как доказательство того, что всё было, фотография на столе «твое лицо в простой оправе». Печаль и боль утраты не вызывают отрицательных чувств. Главный герой вспоминает светлый образ «перед аналоем». Даже то, что любимая ушла к другому мужчине не позволяет очернить её имидж.

В своих страданиях поэт никого не винит, об ушедшей женщине не сказано ни одного плохого слова. Герою ничего не остаётся как смириться со своей участью. С тяжёлым сердцем он мысленно отпускает предмет своего обожания.

Чтобы легче справиться с утратой покинутый лирик своей рукой убирает фотографию женщины, надеясь что так ему станет легче.

Композиция «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Всё блоковское стихотворение делится на три большие части: первая – это автор пытается забыть любимую женщину, вторая – это его воспоминание о ней, третья – это решение отпустить. в итоге он убирает ее фотографию со своего письменного стола. Композиция в произведении кольцевая и помогает автору показать настоящее время, прошлое и то, что ожидает в будущем.

Поэт, пытаясь объяснить читателю свою главную мысль, использует большое количество глаголов, но только все они употреблены в прошедшем времени. Поэт показывает, что все уже прошло, и страданий в его жизни теперь совсем нет. Автор говорит о тех чувствах, которые он уже пережил, просто о них осталась память. Душа главного героя теперь успокоилась и он даже может спать, спокойно и без переживаний.

Интересен женский образ, который показывается Александром Блоком всего лишь в нескольких чертах-описаниях. Она прекрасна, нежна, независима, бесстрашна и горда. Отношение поэта к ней нежное, он словно создает из нее божество. И фотография ее, словно икона, стояла у него на столе. Она снится ему, словно она блаженство, грезы о ней доставляет поэту радость, а не страдания. Может быть, поэтому автор и выбирает для этого стихотворения форму послания – признания в любви.

Выразительные средства

Признание в любви, которое звучит в стихотворении Александра Блока, относится к тому времени, когда они были вместе с любимой женщиной, но теперь это время ушло и уже никогда не вернется. Автор старается использовать как можно больше выразительных средств, которые разнообразят художественный текст:

★ Метафоры.
★ Анафора.
★ Эпитеты.
★ Синтаксический параллелизм.
★ Сравнения.
★ Перифраз.
★ Олицетворения.
★ Инверсия.
★ Многоточия.


Всё это помогает восприятию стихотворения. К концу произведения читатель искренне сочувствует автору, разделяя его трагедию.

Символы в стихотворении


Одним из символов, который автор удачно ввёл в текст, является кольцо. Его главный герой бросает в ночь, как показатель полного разрыва. Кольца, которые супруги подарили друг другу, больше не являются символом любви и верности, так незачем церемониться с этим аксессуаром.

Вторым символом является синий плащ, который в тексте повторяется несколько раз. Плащ – это символ дороги, а сам синий цвет – тревога и одиночества. Синий цвет является и цветом измены. У нашего лирического героя всё перемешалось от измены любимой женщины и разочарования, и Блок выбирает именно синий плащ, чтобы ещё ярче показать трагизм ситуации.

Символом любви и нежности становится фотография, и автор несколько раз подчёркивает «в простой оправе». Автор так влюблён, что ему безразлично какого качества оправа. Дорого сердцу именно фото.

Анализ стихотворения


Любовная история, описанная в стихотворении, спорна и противоречива. Былого счастья не вернуть. Проблема, возникшая в семейной жизни - это судьбоносный рок!

Александр Блок относился к собственной жене в большей степени, как к музе, как к творческому вдохновителю. А Любовь Менделеева, хотя и была человеком искусства, актрисой, видимо, желала оставаться женщиной земной. В этом и было противоречие супругов, таких талантливых, и таких разных.

Для поэта его жена не только источник чистоты. Она ассоциируется у него со свежестью, с молодостью. Он отмечает, что после её ухода происходит прощание с юностью «Всё миновалось, молодость прошла!» Будто с уходом женщины главный герой потерял все ориентиры, но понял, что это точка невозврата. Точка невозврата в юность, любовь, былое счастье.

Надежды рухнули, поэтому он и убирает потрет любимой женщины со стола в самом финале стихотворения. Ему сложно это сделать, но он понимает, что должен. Поэт показал читателю, что разум все-таки победил над чувствами, и как бы печально ему ни было, он все-таки совершил финальный поступок. Это решение оказалось самым верным и правильным. Теперь это огромнейшее чувство любви уже не будет приносить ему столько боли и страданий. И может быть, вскоре появиться счастье в его жизни, а печаль и трагедия уйдет.

О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле,
Когда твое лицо в простой оправе
Перед мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.
Я бросил в ночь заветное кольцо.
Ты отдала свою судьбу другому,
И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем…
Вино и страсть терзали жизнь мою…
И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою…

Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.
Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют твоей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла…
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла…

Уж не мечтать о нежности, о славе,
Все миновалось, молодость прошла!
Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Анализ стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе» Блока

Стихотворение Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» относится к любовной лирике поэта. Оно посвящено реальному событию в жизни. Блок написал его в 1908 г., сразу же после того, как его покинула жена. Следует заметить, что их отношения были очень странными. Супруга поэта, Л. Менделеева, была актрисой, что накладывало очень большой отпечаток на ее жизнь. Между творческими людьми редко складываются прочные семейные отношения. Бурная жизнь постоянно толкает их на поиски новых сильных впечатлений. Так и произошло в семье Блока. Менделеева покинула его ради другого поэта – . Блок тяжело переживал измену жены, которая долгое время была для него творческой музой.

В стихотворении чувствуется глубокое личное переживание автора. Он не использует сложную символику, присущую его раннему творчеству. За каждой строчкой ощущается боль обманутого человека. Образ «лица в простой оправе» — портрет жены, который постоянно находился на рабочем столе поэта. В нем он находил источник своего вдохновения.

Первое время после измены жены автор был во власти охватившей его злобы и непонимания. Он выбрасывает «заветное кольцо» и уверяет себя, что навсегда забыл о неблагодарной женщине. Лирический герой ищет выхода в «вине и страсти». Но постепенно его захлестывают воспоминания о счастливом прошлом. Брак был заключен в раннем возрасте, поэтому измена жены ассоциируется у Блока с потерей молодости.

Поэт пытается вернуть любимую. Но его мольбы и слезы остается без ответа. Здесь появляется еще один символ произведения – «синий плащ», в котором жена ушла из дома. В душе Блока уже нет злобы, он обращается к бывшей супруге с ласковыми словами: «милая, нежная». Даже во сне его постоянно преследует образ «синего плаща», который в одну ночь переломил надвое всю жизнь поэта.
Стихотворение завершается признанием того, что и молодость и любовь безвозвратно прошли. Беззаботные мечты навсегда покинули поэта. Символическим прощальным действием становится очищение стола от «лица в простой оправе».

Произведение все же не стало финальной точкой. Поддавшись на мольбы Блока, жена вернулась к нему, но вновь ушла через какое-то время. До самой смерти поэта продолжались эти загадочные отношения. Он сам, разуверившись в чистой любви, заводил кратковременные романы. Но первая жена навсегда осталась для него символом первой непорочной любви.