Какие особенности творчества Есенина? Сочинение «Художественное своеобразие поэзии Есенина. Сочинение «Художественное своеобразие поэзии Есенина Для обитателя этой Руси весь жизненный подвиг – крестьянский труд. Крестьянин забит, нищ, гол. Так же убога ег

Поэзия Есенина живет потому, что в
ней читатель находит близкие ему
картины родной природы и милые сердцу
чувства большой, бескорыстной и
непроходящей любви к своей великой Родине».
И.С. Эвентов

Сергей Есенин прожил всего тридцать лет, но его творческое наследие содержит большое идейно-художественное богатство. В нем отразились противоречия, искания, сложная психология человека переходного времени. Все темное и мучительное, что посещало поэта, в конечном счете было связано со вчерашним днем, с тем, что уходило в сумерки истории. Все светлое и чистое в его поэзии, все его надежды и радости имели своим источником яркое утро революционной России - первую страницу новой истории человечества,

Поэзия Ксенина уходит своими корнями в глубокую народную почву. Это со всей очевидностью сказалось и в художественных особенностях его поэзии, тесно связанных с народным поэтическим творчеством.

Характерной особенностью русского фольклора является принцип психологического параллелизма: окружающая природа тесно связана с мыслями и чувствами человека, она как бы разделяет с ним радость и горе, сочувствует ему, остерегает его, вселяет в него надежду, плачет над его несбывшимися мечтами. Эта исторически сложившаяся особенность русской народной поэзии лежит в основе всей лирики Есенина. Поэт постоянно обращается к русской природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, о настоящем, о будущем. «Скоро мне без листвы холодеть», «Языком залижет непогода прожитой мой путь», - говорил он в час горьких раздумий. Изображение собственных переживаний через картины родной природы приводило к ее очеловечиванию: «Отговорила роща золотая березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный», «Зеленокосая, в юбчонке белой стоит береза над прудом...» Такой принцип изображения необычайно приближает природу к человеку, заставляет особенно горячо полюбить ее.

У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Он не просто копирует их, каждая краска имеет свой смысл и содержание, в результате чего достигается цветовое отражение чувства.

Синий и голубой - эти цвета наиболее часто встречаются в русской природе, это - цвет атмосферы и воды. В поэзии Есенина синий цвет символизирует покой и тишину, душевное равновесие; человека: «Несказанное, синее, нежное...», Тих мой край после бурь, после гроз...». Голубой цвет передает радостное ощущение простора и свободы: «голубое поле», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубая Русь...»

«Алый цвет мил на весь свет», - гласит народная поговорка. Этот любимый Есениным цвет всегда обозначает в его поэзии девственную чистоту, незапятнанность, непорочность чувства («Выткался на озере алый цвет зари...»). Розовый цвет символизирует юность и «свежую розовость щек», «помыслы розовых дней...». Незабываем «розовый конь» Есенина.

Эти краски-символы весьма характерны для поэта-романтика, который использует цвета не столько в прямом, сколько в условном значении. В цветовом отображении мыслей и чувств кроется одна из причин сильнейшего эмоционального воздействия лирики Есенина.

Связь его поэтики с народным творчеством наиболее заметна в использовании загадок, пословиц, поговорок.

В основе народной загадки всегда есть зерно образа. Есенин хорошо чувствовал это и широко пользовался метафорическим строем народных загадок.

Есенин не просто повторял загадки, он развивал тот метафорический принцип, который в них заложен, подвергал их оригинальной поэтической обработке. Существует известная загадка о солнце: «Белая кошка лезет в окошко». Мы встречаем у Есенина ее прямое использование: «Ныне солнце, как кошка...» Ho в то же время на основе этого сравнения он создает производный поэтический образ, передающий картину вечерней зари: «В тихий час, когда заря на крыше, как котенок, моет лапкой рот...» Можно не сомневаться, что «заря-котенок» ведет свою родословную от «солнца-кошки» .

Несомненна связь Есенина и с народными пословицами, поговорками, в которых отразилась одна из ярчайших особенностей русского фольклора - афористичность языка.

На этом богатейшем художественном материале воспитывалось не одно поколение русских писателей, начиная с Грибоедова, Пушкина и в особенности Некрасова. Каждый из писателей по-своему осваивал это великое наследие. В творчестве Есенина нетрудно заметить прямое следование пословицам и поговоркам. Так, в основе его строк «Горит в саду огонь рябины красной, но никого не может он согреть» несомненно лежит поговорка: «Светит, да не греет». Ho поэт не остановился на подобных перифразах.

Лиризм и эмоциональность поэзии Есенина повлекли за собой своеобразное использование афористического склада русской речи, с таким блеском отраженного в пословицах и поговорках. Формулы чувства - так можно назвать афоризмы Есенина, проникновенного лирика. Эти формулы скрепляют его стих, придавая ему огромную силу художественного воздействия, делают его особенно запоминающимся: «Так мало пройдено дорог, так много сделано ошибок», «Кто любил, уж тот любить не может, кто сгорел, того не подожжешь», «Коль нет цветов среди зимы, то и жалеть о них не надо...».

С народно-поэтическим творчеством поэзию Есенина сближает наивность его лирики. He случайно многие его стихотворения положены на музыку.

«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины - основное в моем творчестве», - говорил Есенин. Эта любовь и эти чувства ярко запечатлелись не только в содержании его лирики, но и в самой его поэтике, органически связанной с поэтикой народа.

Поэзия Есенина с большой романтической глубиной воплотила мир человеческих чувств, вызванных небывалой ломкой общественной жизни России, она запечатлела сложный, трудный, противоречивый процесс становления сознания широких народных масс, вовлеченных в революционное переустройство действительности. Интерес к внутреннему миру человека, к его раздумьям, чувствам, психологии, изменяющейся в ходе строительства новой жизни, как и постоянное неустранимое стремление выразить это искренне, правдиво, каждый раз толкало поэта к отбору все новых и новых стилевых средств.

Преодолевая многочисленные влияния и противоречия, Есенин утверждал своим поздним творчеством такие художественно-эстетическое принципы изображения жизни, которые утвердились и получили развитие в литературе социалистического реализма.

Поэзия Есенина - неотъемлемая часть национального художественного творчества. Она эмоционально-психологически отражает наиболее сложную эпоху общественной жизни. Вот какие общие выводы о поэзии Есенина можно сделать, читая некоторые его произведения. Несмотря на сложность жизненных исканий Есенина, он все же нашел свою дорогу, идя по пути революции, по пути коренных преобразований России. Он осознал красоту России новой, идущей на смену его, есенинской России. Есенин - поэт, стоящий на распутье между старым и новым, несмотря на это, лирика его трогает наши сердца своей искренностью, любовь к Родине, глубиной чувств.

Сергей Есенин (1895-1925) – великий творец, чьи проникновенные стихотворения о русской душе и «голосе народа» давно стали классикой начала двадцатого века. Его неспроста называют «тонким лириком» и «мастером пейзажа» — в этом можно убедиться, прочитав любое его произведение. Но творчество «крестьянского поэта» столь многогранно, что для его характеристики недостаточно двух слов. Необходимо оценить все мотивы, темы и этапы его пути, чтобы понять искренность и глубину каждой строки.

21 сентября 1895 года в селе Константиново в Рязанской области (губернии) родился русский поэт Сергей Александрович Есенин. Родители «желтоволосого» мальчика «с голубыми глазами» – Татьяна Федоровна и Александр Никитич — были крестьянского происхождения. В их среде было принято выдавать юных девушек замуж против их воли, и такие браки обычно распадались. Так и произошло в семье Сергея, у которого было 2 сестры – Екатерина (1905-1977гг) и Александра (1911-1981гг).

Практически сразу после свадьбы отец Есенина – Александр – вернулся в Москву для заработка: там он работал в мясницкой лавке, пока его жена – Татьяна – вернулась в «отчий дом», именно там маленький Сергей провел большую часть своего детства. Денег в семье не хватало, несмотря на работу отца, и мать Есенина уехала в Рязань. Именно тогда за воспитание ребенка взялись бабушка с дедушкой. Титов Федор Андреевич – дед Сергея – был знатоком церковных книг, тогда как бабушка будущего поэта — Наталья Евтихиевна — знала множество народных песен и стихов. Такой «семейный тандем» подтолкнул юного Сережу к написанию своих первых будущих прозаических работ, ведь уже в свои 5 лет Есенин научился читать, а в 8 – попытался написать первые стихи.

В 1904 году Есенин пошел в Константиновское земское училище, где после получения «грамоты» с отличием (1909) решил поступить в церковно-приходскую второклассную учительскую школу. Юноша, скучающий по родным, приезжал в Константиново только во время каникул. Именно тогда он начинает писать свои первые стихи: «Наступление весны», «Зима» и «Осень» — приблизительная дата создания 1910 год. Спустя 2 года, в 1912 году, Есенин получает диплом по специальности «учитель грамоты» и решает уехать из дома в Москву.

Работа в мясной лавке Крылова, конечно, не была предметом мечтания молодого Есенина, поэтому после ссоры с отцом, под началом которого он работал, он решает уйти работать в типографию И.Д.Сытина. Почему эта должность стала одной из самых важных «ступенек» на пути к исполнению его желаний? Именно там он познакомился со своей первой гражданской женой – Анной Изрядовой – и открыл самому себе доступ к литературно-музыкальному кружку.

Поступив в Московский городской народный университет имени Шанявского на историко-философский факультет в 1913 году, Есенин вскоре бросил институт и полностью посвятил себя написанию стихотворений. Уже через год он начинает печататься в журнале «Мирок» («Береза» (1914)), а уже спустя несколько месяцев большевистская газета «Путь правды» публикует еще несколько его стихотворений. 1915 год стал особенно значим в судье русского поэта – он знакомится с А. Блоком, С. Городецким и Н.Гумилевым. В октябре того же года в журнале «Проталинка» выходит «Молитва матери», посвященная Первой мировой войне.

Сергей Есенин был призван на войну, но благодаря своим влиятельным друзьям он был назначен в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны – именно там он стал еще больше отдаваться «духу времени» и посещать литературные кружки. Впоследствии была напечатана первая литературная статья «Ярославны плачут» в журнале «Женская жизнь».

Опустив подробности жизни великого поэта в Москве, можно так же сказать о том, что его «революционное настроение» и попытка бороться за «русскую правду» сыграли с ним злую шутку. Есенин пишет несколько небольших поэм, — «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик» – которые были полностью пронизаны ощущением изменения жизни, но далеко не это изменило его статус и придало известности. Его свободолюбивые порывы только привлекли жандармов на его выступления. Значительно на его судьбу повлияло совсем другое обстоятельство — знакомство с Анатолием Мариенгофом и заигрывание с новыми модернистскими течениями. Имажинизм Есенина – описание патриархального уклада жизни «бедных крестьян», которые утратили способность бороться за собственную независимость («Ключи Марии» 1919). Однако эпатаж деревенского парня в рубахе, подпоясанной красным кушаком, начинает надоедать публике. И уже спустя год в его творчестве появляется образ пьяницы, хулигана и скандалиста, которого окружает «сброд» («Исповедь хулигана»). Этот мотив был встречен жителями столицы с одобрением и восторгом. Поэт понял, где лежат ключи от успеха, и стал активно разрабатывать свой новый имидж.

Дальнейшая «история успеха» Есенина базировалась на его скандальном поведении, бурных романах, громких разрывах, поэзии саморазрушения и гонении на советскую власть. Исход ясен – убийство, инсценированное под самоубийство 28 декабря 1925 года.

Поэтические сборники

Первый поэтический сборник Сергея Есенина вышел в 1916 году. «Радуница» стала неким олицетворением отношения пота к родине. Критики говорили, что «на всём его сборнике лежит печать подкупающей юной непосредственности… Он поёт свои звонкие песни легко, просто, как поёт жаворонок». Основной образ – крестьянская душа, которая, несмотря на свою «задумчивость», одарена «радужным светом». Особенностью является так же то, что имажинизм присутствует здесь в роле поиска нового лиризма и принципиально новых форм стихосложения. Есенин зачал новый «литературный стиль». Далее вышли:

  1. «Голубень» 1920 г.
  2. «Стихи скандалиста» 1926 г.
  3. «Москва кабацкая» 1924 г.
  4. «Любовь хулигана» 1924 г.
  5. «Персидские мотивы» 1925 г.
  6. Каждый поэтический сборник Сергея Есенина отличается от предыдущего настроением, мотивами, музами и главными темами, но все они составляют одну концепцию творчества. В центре внимания находится открытая русская душа, претерпевающая изменения в процессе перемены мест и времени. Сначала она – чистая, непорочная, юная и естественная, затем – испорченная городом, хмельная и безудержная, а в финале – разочарованная, загубленная и одинокая.

    Художественный мир

    Мир Есенина состоит из множества перекликающихся между собой понятий: природы, любви, счастья, боли, дружбы и, конечно, Родины. Для того чтобы понять художественный мир поэта, достаточно обратиться к лирическому наполнению его стихотворений.

    Основные темы

    Темы лирики Есенина:

  • Счастье (поиск, сущность, утрата счастья). В 1918 году Сергей Есенин публикует стихотворение «Вот оно глупое счастье». В нем он вспоминает о своём беззаботном детстве, где счастье представлялось ему чем-то далёким, но одновременно близким. «Глупое, милое счастье, свежая розовость щек», — пишет автор, думая о давно ушедших безвозвратных днях, которые он проводил в родной и любимой деревне. Однако не стоит забывать, что эта тема не всегда была связана с родным краем, она также была олицетворением любви. Так, например, в стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» он говорит о своей любви к молодой девушке, которая дарит ему гармонию.
  • Женщины (любовь, разлука, одиночество, страсть, пресыщение, очарование музой). Он размышляет и о расставании, и о тоске, и даже о радости, созвучной с его же печалью. Несмотря на то, что Есенин пользовался популярностью у противоположного пола, это не помешало ему внести в свои лирические строки долю трагизма. Для примера достаточно будет взять сборник «Москва кабацкая», в который вошел такой цикл как «Любовь хулигана», где Прекрасная Дама – это не счастье, а напасть. Ее глаза – это «златокарий омут». Его стихотворения о любви – крик о помощи человека, который нуждается в настоящих чувствах, а не в подобии чувственности и страсти. Именно поэтому «есенинская любовь» — это скорее боль, а не полет. Вот еще .
  • Родина (восхищение красотой, преданность, судьба страны, исторический путь). Для Есенина родная земля и есть лучшее воплощение любви. Например, в произведении «Руси» он признается ей в своих возвышенных чувствах, будто перед ним дама сердца, а не абстрактный образ отечества.
  • Природа (прелесть пейзажа, описание времен года). Например, в стихотворении «Белая береза…» подробно описывается как само дерево, так и его белый цвет, который ассоциируется с неустойчивостью, а так же с символичным значением смерти. Примеры стихов Есенина о природе перечислены .
  • Деревня. Например, в стихотворении «Село» изба – нечто метафизическое: это и благосостояние, и «сытый мир», но только лишь в сопоставлении с крестьянскими избами, которые своей «затхлостью» форм отличаются от вышеуказанных – это явная аллегория между властью и простым народом.
  • Революция, война, новая власть. Достаточно обратиться к одной из самых лучших работ поэта — поэме « » (1925): здесь и события 1917 года, и личное отношение Есенина к этому трагическому времени, которое перерастает в некое предупреждение «наступающему будущему». Автор сопоставляет судьбу страны с судьбой народа, тогда как они, несомненно, влияют на каждого человека в отдельности — именно поэтому поэт так ярко описывает каждого персонажа с присущей ему «простонародной лексикой». Он удивительным образом предвидел трагедию 1933 года, когда «хлебороб» перерос в голод.

Главные мотивы

Основные мотивы лирики Есенина – страсть, саморазрушение, раскаяние и переживания за судьбу отечества. В последних сборниках все чаще возвышенные чувства сменяют пьяный угар, разочарование и точка по несбывшемуся. Автор спивается, бьет жен и теряет их, расстраивается еще больше, и еще глубже погружается во мрак собственной души, где скрыты пороки. Поэтому в его творчестве можно уловить бодлеровкие мотивы: красота гибели и поэзия деградации духовной и физической. Любовь, которая присутствовала практически в каждом произведении, была воплощена в разных значениях — страдания, отчаяния, тоски, влечения и т.д.

Пусть и не долгая, но насыщенная жизнь «последнего поэта деревни» охватила смену идеалов в России – это, к примеру, прослеживается в стихотворении «Возвращение на Родину»: «И вот сестра разводит, раскрыв, как Библию, пузатый «Капитал»».

Язык и стиль

Если стиль Есенина немного хаотичен и обособлен от привычного читателям представления «стихотворного сложения», то язык — понятен и достаточно прост. В качестве размера автор избрал дольники – древнейшую форму, которая существовала еще до появления силлабо-тонической системы стихосложения. Лексика поэта окрашена диалектизмами, просторечиями, архаизмами и типично разговорными фрагментами речи вроде междометий. Широко известны .

Просторечия, которые Сергей Есенин использует в своих стихотворениях — это, скорее, особенность его художественного оформления и, конечно, знак уважения к своему происхождению. Не стоит забывать, что детство Есенина проходило в Константиново, и будущий поэт считал, что именно диалект «простого народа» — душа и сердце всей России.

Образ Есенина в лирике

Сергей Есенин жил в очень непростое время: тогда разыгрались революционные события 1905-1917 года, началась гражданская война. Эти факторы, несомненно, оказали огромное влияние на все творчество поэта, а также на его «лирического героя».

Образ Есенина — это лучшие качества поэта, отображённые в его стихотворениях. Например, показателен его патриотизм в стихотворении «Поэт»:

Тот поэт, врагов кто губит,
Чья родная правда мать,
Кто людей, как братьев, любит
И готов за них страдать.

Кроме того, ему присуща особенная «любовная чистота», которая прослеживается в цикле «Любовь хулигана». Там он признается в возвышенных чувствах своим музам, говорит о многообразной палитре человеческих эмоций. В лирике Есенин зачастую предстает нежным и недооцененным поклонником, к которому любовь жестока. Лирический герой описывает женщину восторженными репликами, цветистыми эпитетами и тонкими сравнениями. Он часто винится и театрально преуменьшает эффект, произведенный на даму. Оскорбляя себя, он в то же время гордится своей хмельной удалью, сломанной судьбой и сильной натурой. Унижаясь, он стремился произвести впечатление непонятого и обманутого в лучших чувствах кавалера. Однако в жизни он сам доводил своих пассий до полного разрыва, избивая, изменяя и напиваясь. Нередко инициатором разрыва становился он, но в лирике упоминалось лишь то, что он жестоко обманут в своих ожиданиях и огорчен. Примером может послужить знаменито « «. Словом, поэт явно идеализировал себя и даже мистифицировал свою биографию, приписывая зрелые работы к раннему периоду творчества, чтобы все подумали, будто он был феноменально одарен с детства. Другие, не менее интересные факты о поэте вы можете найти .

Если сначала Есенин принял революцию, учитывая свое крестьянское происхождение, то потом он отвергал «Новую Россию». В РСФСР он чувствовал себя иностранцем. В деревне с приходом большевиков стало только хуже, появилась строгая цензура, все чаще власть стала регламентировать интересы искусства. Поэтому лирический герой со временем приобретает саркастические интонации и желчные ноты.

Авторские эпитеты, метафоры, сравнения

Слова Есенина – это особенная художественная композиция, где главную роль играет наличие авторских метафор, олицетворений и фразеологизмов, которые придают стихотворениям особенную стилистическую окраску.

Так, например, в стихотворении «Тихо в чаще можжевеля» Есенин использует метафорическое высказывание:

Тихо в чаще можжевеля по обрыву,
Осень — рыжая кобыла — чешет гриву.

В известном произведении «Письмо к женщине» он представил на суд публики развернутую метафору длиною в стихотворение. Россия становится судном, революционные настроения – качкой, трюм – кабаком, большевистская партия – рулевым. Сам поэт сравнивает себя с лошадью, загнанной в мыле, и пришпоренной смелым ездоком – временем, которое стремительно менялось и требовало от творца невозможного. Там же он предрекает себе роль попутчика новой власти.

Особенности поэзии

Особенности Есенина, как поэта, заключаются в тесной связи его поэзии с фольклором и народными традициями. Автор не стеснялся в выражениях, активно использовал элементы разговорной речи, показывая городу экзотику окраин, куда столичные литераторы даже не смотрели. Этим колоритом он покорил придирчивую публику, которая нашла в его творчестве национальную самобытность.

Есенин стоял особняком, так и не примкнув ни к одному из модернистских течений. Его увлечение имажинизмом было кратким, он вскоре нащупал собственный путь, благодаря чему запомнился людям. Если про какой-то «имажинизм» слышали лишь немногие любители изящной словесности, то Сергея Есенина знают все еще со школьной скамьи.

Песни его авторства стали по-настоящему народными, их до сих поют многие известные исполнители, и эти композиции становятся хитами. Секрет их популярности и актуальности в том, что сам поэт являлся обладателем широкой и противоречивой русской души, которую он и воспел в понятном и звонком слове.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Особенности творчества
«Патографическое изучение личности поэта представляет единственно правильный метод подхода к анализу его творчества... Фантазия поэта носила аутистический характер... К кабаку Есенин пришел вследствие своей психопатической малозащищенности, не приспособленности к реальной действительности, своему аутизму... Алкоголизм, по нашему мнению, придавая соответствующую окраску произведениям последнего периода творчества Есенина, не является в них чем-то самодавлеющим (за исключением лишь нескольких чисто алкогольных стихотворений). Алкоголизм лишь обнажает, всхлещивает основные конституциональные корни его поэзии. Аутистические тенденции усиливаются». (Гриневич, 1927, с. 82, 84, 90.)
«Поэма "Черный человек" дает нам, таким образом, ясную типичную картину алкогольного психоза, которым страдал Есенин. Этот типичный алкогольный бред со зрительными и слуховыми галлюцинациями, с тяжелыми состояниями страха и тоски, с мучительной бессонницей, с тяжелыми угрызениями совести и влечением к самоубийству... В этой "Москве кабацкой" отражается та своеобразная психика алкоголика, которая характеризуется явлениями, имеющими в основе притупление эмоционально-волевой сферы. Прежде всего бросается в глаза столь характерный цинизм алкоголиков... Есенин в "Москве кабацкой" отражает свою психику, где поэтическое творчество тесно переплетается с алкогольным цинизмом и с типичной
разнузданностью эмоционально-волевой сферы алкоголика». (Галант, 1926а, с. 118-119.)

«Сочетание инфантильных свойств характера, усиленных алкоголизмом и беспутным образом жизни, приводило к социальной дезадаптации и воспеванию ее (цикл стихотворений "Москва кабацкая"), колебаниям настроения, капризности, раздражительности, чрезмерной мнительности и ипохондричности. Постепенно произведения Есенина теряли эмоциональное разнообразие, преобладающий фон их настроения становился монотонно-депрессивным, диапазон переживаний сужался». (М.И. Буянов, 1995, с. 93.)
«Странности, чудачества, неожиданности, проказы, несомненная цель которых эпатировать, поразить любого, заставить от удивления открыть рот, проникают и в есенинский стих, и в результате появляются стихи типа строк в "Исповеди хулигана": "...Мне сегодня хочется очень / Из окошка луну обоссать".Или нарочитая, с бесшабашностью подчеркиваемая, не просто антирелигиозность, а явная кощунственность типа "Господи, отелись!" в "Преображении"... И необычайные, поражающие строки в стихах 1919-24 гг., можно думать, не столько oттого, что поэт пребывал в это время в имажинистской группе, сколько от свойственного человеку психологического настроя постоянно, всюду и везде, в том числе, конечно же, и в творчестве, "удивлять неожиданностями". Имажинизм же представил для этого новые, широкие возможности... Индивидуальный психический склад личности поэта прежде всего обусловил и его гениальность, и его противоречивость,и его стремление непременно "удивлять неожиданностями", и его неуемную тягу к фантазированию, и его стремление всегда, везде и во
всем быть первым». (Панфилов. 1996. с. 18-19, 28.)

«Удивительно, что последние двг года оказались у Есенина самыми насыщенными творчески. Испытываемое им напряжение как бы прорывалось то и дело яркими поэтическими творениями, многие из которых признаются теперь шедеврами». (Мирошниченко, 1998, с. 222.)

Характеристика творчества

Творчеству присущи агитационность, массовость, социальная направленность:

«Хочу я быть певцом и гражданином,

Чтоб каждому, как гордость и пример,

Быть настоящим, а не сводным сыном

В великих штатах СССР».

Ориентация на собственное состояние: «Я сердцем никогда не лгу».

Реализм - романтизм. Его реализм всегда имеет романтический оттенок. «Я реалист, и если есть что-нибудь туманное во мне для реалиста,то это романтика, но романтика не старого нежного и дамообожаемого уклада, а самая настоящая земная, которая скорей преследует авантюристические цели в сюжете, чем протухшие настроения о Розах, Крестах и всякой прочей дребедени» (5, с. 166).

Его герои - двойники авторского «Я». В поэме «Черный человек» он вывел образ «темной» силы, своего двойника. В диалоге с ним он не щадит себя, называет «забулдыгой», «прохвостом», его внутренний голос требовательный и безжалостный. Но все же ему хочется победить «черного человека»:

«Я взбешен, разъярен,

И летит моя трость

Прямо к морде его,

В переносицу…».

В пьесе «Страна негодяев» - его двойник - Номах. «А когда-то, когда-то… Веселым парнем, До костей весь пропахший степной травой, Я пришел в этот город с пустыми руками, Но зато с полным сердцем И не с пустой головой».

Особенности языка и стиля

«Поэтическое ухо должно быть тем магнитом, которое соединяет в звуковой одноудар по звучанию слова разных образных смыслов, только тогда это и имеет значение».

Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя Есенина.

«Слова - это образы всей предметности и всех явлений вокруг человека; слово неотъемлемо от бытия. Оно - попутчик быта» (5, с. 442).

Гениальный мастер пейзажной лирики, он воспринимал природу, как универсальную ценность человека. Она - не застывший пейзажный фон: она живет, действует, она любимый герой поэта:

«О сторона ковыльной пущи,

Ты сердцу ровностью близка,

Но и в твоей таится гуще

Солончаковая тоска».

Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина существуют не сами по себе и не ради красоты формы. К примеру, один только его месяц имеет множество ликов - «ягненочек кудрявый - месяц гуляет в голубой траве»; «рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»; «посмотри: во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей».

«Искусство для меня - не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить» (3, с. 37).
Творческий процесс

У него был «архив» - ящик, куда он складывал листки со словами, фразами, рифмами. Когда у него не находилось нужной рифмы, он подбирал их из этого запасника. Упорядоченности в работе не было, писал по настроению - во многом процесс творчества зависел от внешних жизненных обстоятельств. Сочинял на ходу, экспромтом, писал на салфетках в кабаках, дарил знакомым на листочках, писал даже на стенах Сретенского монастыря и «тигулевки». Плодотворным был период его пребывания в Батуми и Тифлисе в 1924г.

«Галя, милая, «Персидские мотивы» это у меня целая книга в 20 стихотворений. Печатайте все, где угодно. Я не разделяю ничьей литературной политики. Она у меня своя собственная - я сам. «Письмо к женщине» отдайте в «Звезду», тоже 2 рубля строчка. На днях пришлю «Цветы» и «Письмо к деду». Найдите в «Заре Востока» «Письмо от матери» и «Ответ». Суйте во все журналы. Я скоро завалю Вас материалом. Так много и легко пишется в жизни очень редко. Это просто потому, что я один и сосредоточен в себе» (из письма к Галине Бенеславской.Тифлис, 1924 г.) (5, с. 173).

Характеристика творчества Есенина, общая характеристика творчества есенина, особенности творчества Есенина

Государственное бюджетное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Ростовской области

профессиональное училище № 38

План

проведения открытого урока

Тема: С.А. Есенин. Раздел: Литература 20-х годов.

Тема урока: Художественное своеобразие творчества С. А. Есенина.

Разработала преподаватель первой категории И. П. Переверзева.

методической комиссии зам. директора

общеобразовательных дисциплин по методической работе ПУ № 38

Протокол № ___ от «___»___________20__г. _______________/В. И. Симбирская

Председатель МК _____________/Л. В. Райтаровская

Разработал: преподаватель русского языка и литературы 1 категории ____________/Переверзева Ирина Петровна

План

проведения открытого урока

по учебной дисциплине «Литература»

Тема № 2: С.А. Есенин Раздел № 3: Литература 20-х годов.

Тема урока № 1: Художественное своеобразие творчества С. А. Есенина.

Цели урока:

Дидактическая цель: формирование интереса к художественному миру С. А. Есенина; неравнодушного отношения к поэтическому слову.

Обучающий аспект:

    создать условия для исследования художественных особенностей лирики С. А. Есенина

    определение смыслового значения понятия «художественное своеобразие»

    формирование навыка анализа лирического произведения, выражать свое мнение в развернутых аргументированных устных высказываниях

    овладение важными общеучебными умениями и УУД (формулировать цели деятельности, находить и обрабатывать необходимую информацию)

    использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании

Развивающий аспект:

    создать условия для формирования эстетического представления о русском слове

    воспитывать культуру речи обучающихся; умения грамотно, четко и точно выражать свои мысли

    развивать коммуникативные навыки через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)

    содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, навыка групповой самоорганизации

    создать условия для совершенствования умений проводить анализ литературного текста, для развития мышления

    последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст

    овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного

Воспитывающий аспект:

    создать условия для формирования интереса к чтению, как средству познания человеческих чувств и мыслей

    воспитывать культуру чувств: любовь к прекрасному, к Родине

    способствовать развитию культуры общения, культуры взаимоотношений при работе в группах

    создать условия для вовлечения обучающихся в активную деятельность

    продолжить формирование у обучающихся позитивного отношения к учебной деятельности

Методическая цель: формирование способности обучающихся к самореализации.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: проблемно-исследовательский

Образовательные технологии:

    словесный – беседа, обмен информацией, ответы на вопросы

    наглядный – фотографии С. А. Есенина

    ИКТ – мультимедийная презентация

    практический – работа с текстом художественного произведения

    проблемно-поисковый – исследовательский

    коммуникативный – диалог, монолог, работа в творческих группах, работа в парах

    ролевой – анализ конкретной ситуации

    стимулирования – словесное поощрение

Планируемые образовательные результаты:

    совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе

    умение структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы по теме урока

    умение анализировать лирическое произведение с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, создавать устные монологические высказывания, уметь вести диалог

    определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

    формулирование собственного отношения к поэзии С. А. Есенина, ее оценка

Интеграция литературы с:

    Историей: «Россия в начале 20 века»

    Русским языком: «Лексика. Стилистика»

Материально-техническое обеспечение:

    ПК с лицензионным программным обеспечением

    мультимедийный проектор

    презентация по теме: «Художественное своеобразие творчества С. Есенина»

    аудиозапись чтения стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…»

    фрагмент аудиозаписи романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

    технологическая карта урока

Ход урока:

    Организационный этап 1 мин

    Мотивация учебной деятельности

обучающихся. Постановка цели и темы урока 4 мин

    Актуализация знаний 5 мин

    Первичное усвоение новых знаний 5 мин

Постановка целей и задач урока

    Первичная проверка понимания 23 мин

    Первичное закрепление 4 мин

    Информация о домашнем задании 2 мин

    Рефлексия 1 мин

ЭТАПЫ УРОКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОБУЧАЮЩИХСЯ

    Организационный этап

Слайд 1 (презентация к уроку)

Приветствует обучающихся, проверяет присутствующих на уроке, их готовность к уроку.

Здравствуйте, ребята! Сведения об отсутствующих предоставлены. Все готовы к работе, начнем урок.

Приветствуют преподавателя. Рапорт с указанием отсутствующих на уроке.

    Мотивация учебной деятельности обучающихся

Слайд 2

(на фоне музыки текст стихотворения)

Слайд 3 (портрет Есенина, вопросы на восприятие его поэзии)

Слайд 4

(тема и цель урока)

Создает эмоциональный настрой на восприятие материала.

В этом имени – слово «есень»
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен-
Поднебесье, тихие веси,
Сень березы и синь-рассвет,
Что-то есть в нем и от весенней
Грусти, юности, чистоты.

- Как вы думаете, черты какого русского поэта мы видим в данном отрывке из стихотворения Николая Брауна?

Конечно, Сергей Есенин… Это имя, как и его творчество, знакомо многим.

- Как вы относитесь к его поэзии?

- Какие его произведения вам нравятся больше всего и почему?

Сам поэт сказал о себе: «Я сердцем никогда не лгу». И действительно, все его произведения очень искренни, в них звенит, радуется, тоскует, мечется, ходит по мукам сама русская душа.

Озвучивает тему и цель урока.

Сегодня нам предстоит встреча с Сергеем Есениным.

Раскрыть особенности творческого метода поэта, своеобразие приемов в его поэзии, богатство лирического содержания стихотворений – такова цель нашего урока по теме «Художественное своеобразие творчества С. Есенина».

Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах, по ним же будет оценена работа на уроке.

Запишите тему в карту урока.

Слушают преподавателя.

Включаются в учебную деятельность.

Высказывают свое мнение.

- Русского поэта – Сергея Есенина.

Высказывают свое мнение.

Предполагаемый ответ:

- Мне нравится любовная лирика Есенина, которая полна драматизма. И в то же время она нежная, яркая и напевная.

- На меня произвел впечатление цикл «Персидские мотивы», стихи которого окрашены в восточный колорит. Поэт создал воображаемую страну, страну мечтаний, поэтому каждое стихотворение воспринимается как что-то необыкновенное.

- А мне нравятся произведения Есенина о Родине, в основе которых – народно-поэтические образы. Примечательно, что в это понятие поэт включает и деревенскую жизнь, и описание природы, и стихи о животных. Это стихи человека, любящего все живое.

Слушают преподавателя, записывают тему урока в технологическую карту.

    Актуализация знаний

Слайд 5

(д/з)

Слайд 6

(вопросы)

Слайд 7 (о жизни поэта)

Слайд 8

(вопросы)

Слайд 9

(основные темы и мотивы)

Слайд 10

(вопросы)

Слайд 11 (тема урока)

Организует проверку выполнения домашнего задания.

Каким было ваше домашнее задание?

Какие страницы жизни поэта произвели на вас наибольшее впечатление?

- Кротость и бунтарство, ранимость и дерзость - эта двойственность натуры выразилась в есенинской лирике.

- Какие основные темы и мотивы лирики Есенина вы выделите? Запишите их в карту, задание №1, работаете в течение 2х минут.

Назовите основные темы и мотивы поэзии Есенина.

- Верно. Его творчество сочетает в себе множество мотивов, образов, тем, идей.

- Что вы можете сказать о роли С. Есенина в развитии русской поэзии?

Подводит итог выполнения домашней работы.

- Действительно, судьба поэта сложная и интересная; множество путешествий, смена мест и образа жизни в сочетании с творческим подходом к осмыслению действительности обусловили богатство и разнообразие тем и мотивов лирики Есенина. Его творческий путь охватывает полтора десятилетия. Однако он необычайно насыщен художественными поисками и экспериментами.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- Знакомство с жизнью и творчеством поэта, основными темами и мотивами его лирики, стихотворением «Не жалею, не зову, не плачу…».

- Есенин прошел «трудный путь». Войдя в литературу в 1914 году (а из уроков истории мы знаем, что это был сложный и противоречивый период), он вместе со своей страной пережил войны и революции, которые наложили свой отпечаток на его творчество (сначала восторженно принял революцию, но оказалось, что патриархальная Россия ему ближе, и он разочаровался в результатах революции).

- Он - выходец из крестьянской семьи, человек, большую часть жизни прожил в городе, в эмоционально и духовно чуждом ему мире.

- За каждым его поэтическим озарением стояла серьезная литературная работа.

Он хорошо знал русскую классику, изучал народное искусство, собрал и записал четыре тысячи частушек, осмыслил основы народной поэтической культуры, считая ее вершиной творчества.

- Но в целом творчество Есенина, как и его частная жизнь, полны противоречий и мучительных исканий. Его личность была соткана из противоречий: он всегда стремился к духовному покою, согласию с собой и людьми и одновременно был склонен к мятежности, страстности, не знающей границ.

- Тема Родины и природы, любви, быстротечности человеческого бытия.

Восточные и космические мотивы, мотив странничества.

- Творчество Есенина - одна из ярких страниц истории русской поэзии, наполненная любовью к людям, красоте родной земли, проникнутая добротой, чувством постоянного беспокойства за судьбу народа и всего живого на земле.

- Поэт сумел запечатлеть свое трагическое время, наиболее остро отразив разлад, надежды, отчаяния, противоречия и заблуждения эпохи. Именно в этом состоит историческая заслуга Есенина.

- Есенин во многом предвосхитил художественные открытия мировой литературы XX века: синтез разнообразных жанров в лирике, поэме и драме, тяготение к иносказанию, притче.

- Поэт пришел со своим пониманием поэтического слова, стремился к неоднозначности поэтического образа, при этом тяготел к стройности и простоте.

- В своем творчестве он наиболее полно отразил различные лики своей любимой Руси – Русь бесприютную, Русь советскую, Русь уходящую, и самые разные стороны национального характера и русской души. Это и определяет роль Есенина, поэта не только национального, но и мирового значения.

    Первичное усвоение новых знаний Постановка цели и задач урока

Слайд 12

(вопрос/определение)

Слайд 13

(вопрос/схема)

Слайд 14

(проблемный вопрос)

Слайд 15

(цели урока)

Слайд 16

(задачи)

Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Формулирует вопросы.

Об этом мы сегодня и будем говорить. Итак, художественные особенности. Как вы понимаете это словосочетание?

Верно.

В чем, как оно проявляется?

Правильно.

Озвучивает проблемный вопрос и цели урока.

Так в чем же заключается художественное своеобразие поэзии Есенина? - так звучит основной вопрос нашего урока.

Как нам найти на него ответ?

Вы правильно сформулировали цели нашего урока.

Мы проведем небольшую исследовательскую работу – проанализируем стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…», вдумаемся в смысл текста, раскроем особенности творчества поэта; продолжим формировать навыки анализа художественного текста; развивать коммуникативные, исследовательские способности; воспитывать читательскую культуру.

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

    Проанализировать стихотворение по плану.

    Представить результаты анализа в виде устного сообщения с цитированием стихотворных строк.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ - неповторимые черты и свойства того или иного литературного произведения, придающие ему индивидуальность и непохожесть на другие произведения.

- Художественное своеобразие часто проявляется в индивидуально-авторской трактовке общих тем, мотивов, проблем и т.п.

- В наибольшей же степени художественное своеобразие произведения выявляется в образной форме, в системе индивидуальных средств, приемов. - Художественное своеобразие проявляется в способах создания образа, способах выражения авторской позиции, в неповторимых композиционных особенностях, в характере изображенного мира, в организации художественной речи.

Слушают преподавателя.

Отвечают на вопрос.

Предполагаемые ответы:

Обратиться к стихотворениям поэта. Проанализировать его лирические произведения, выделить художественные приемы, характерные для его творчества.

Первичная проверка понимания

Слайд 17

(цель для групп/схема)

Слайд 18

(текст стихотворения/аудиозапись)

Слайд 19 (результаты исследований в таблице)

Слайд 20 (опережающее задание)

Формулирует задачи для работы в творческих группах, парах.

- Продолжим работу в творческих группах и парах.

- Цель работы: выделить/отметить характерные черты поэзии Есенина.

- Анализ лирического текста требует владения определенными навыками. Как правило, для этого необходимо усвоить схему анализа.

Создание вами исследовательского текста о стихотворении будет основываться на раскрытии 4х направлений.

Дает задание каждой группе и паре.

- Результаты вашей работы будут отражены в технологических картах в таблице, которую вы заполните поэтапно, задание № 2.

Аналитическая работа с поэтическим текстом, стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…»:

Выразительное чтение стихотворения.

Анализ поэтического текста по предложенному плану.

Аналитическая беседа.

- Работаем в группах в течение 5 минут.

Контролирует выполнение работы.

Время. Прежде чем вы представите результаты своих исследований и запишите основные положения в соответствующие рабочие поля карты, послушаем выразительное чтение стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении артиста.

1-я пара

- Как вы поняли смысл этого замечательного стихотворения?

2-я пара

- Какие картины изобразил поэт и в чем состоит особенность построения стихотворения?

3-я пара

Какие образы вы увидели в этом стихотворении?

1-я группа

- С помощью каких средств достигаются внутреннее единство и целостность стихотворения?

- Какие изобразительно-выразительные и лексико-морфологические средства использует поэт, их значение?

2-я группа

Какова роль в стихотворении интонационно-синтаксических фигур?

- Сформулируйте и запишите вывод в карту, задание № 3: какое место занимает данное стихотворение в творчестве Есенина?

- На какие размышления навели вас лирические откровения поэта-Есенина?

- Результаты исследований представлены в таблице.

Подводит обучающихся к выводу.

- Подведем итоги исследования поэтического текста: какие художественные приемы произвели на вас наибольшее впечатление, запомнились вам?

Сформулируйте и запишите их в карту, задание № 4, работаем в течение 2х минут.

Опережающее задание.

- Поможет дополнить наши выводы обучающийся, который подготовил индивидуальное сообщение: «Художественное своеобразие поэзии С. Есенина». Какие еще черты присущи лирике Есенина?

- Внимательно слушаем и дополняем ваши записи в задании № 4.

Работают в группах, в парах.

Работают с текстом, высказывают свои предположения, приводят примеры, объясняют свой выбор, анализируют художественные средства, высказывают свое мнение, формулируют выводы наблюдений.

Анализируют стихотворение, формулируют выводы наблюдений.

Презентация результатов работы.

Аналитическая работа с текстом стихотворения.

Слушают выступления, записывают основные положения.

Отвечают на вопросы.

Предполагаемые ответы:

- Это стихотворение имеет философское содержание – размышление о жизни и предчувствие смерти. Ведущая тема – предназначение человека, его зрелый взгляд на прожитую жизнь, ее осмысление. Развивает поэт и традиционные для своего творчества мотивы: прощания с юностью, быстротечного хода времени, мотив осени жизни, увядания и предчувствия конца, мотив пути, странничества. Лирический герой пытается решить для себя проблему приятия или неприятия ухода юности, жизненных сил. И автор выводит свое решение, которое представляет основную идею стихотворения – необходимость смирения перед неизбежностью: «Все мы, все мы в этом мире тленны…» Но это смирение не угнетающее. Это приятие мира во всем его многообразии. И такое восприятие очень характерно для есенинской лирики. Как и исповедальный характер, свойственный философской лирике. Общий настрой произведения – умиротворение, монотонность, неспешность; повествование спокойно и размеренно, способствует размышлениям читателя.

- Содержание стихотворения конкретно и в то же время условно. Мы видим поэтические детали реального земного мира (белых яблонь дым, страна березового ситца, весенней гулкой ранью). И в то же время в нем присутствует символический образ розового коня (символизирует весну, радость, молодую жизнь, не воплотившиеся мечты).

Стихотворение рассказывает о том, что молодость прошла, что каждый в определенный момент подходит к порогу, где надо расстаться с прежней жизнью и по-новому отнестись к себе и миру. Это прощание с богатой на чувства и события бурной молодостью, которую поэт сравнивает с цветением яблонь. Это воспевание всего прекрасного, что было в жизни: трепетного биения сердца, душевной свежести, буйства глаз и половодья чувств, вольного общения с природой - страной березового ситца, ощущения свободы (дух бродяжий).

В основе композиции лежит принцип антитезы прошлого, настоящего и будущего. Эта антитеза присутствует в каждой строфе. Произведение построено на постепенном раскрытии темы и идеи, с кульминационным звучанием в строках – «Жизнь моя? иль ты приснилась мне?» – и развязкой в последней строфе. Два природных образа – белых яблонь дым – и – кленовая листьев медь – образуют в стихотворении кольцо. Кольцевая композиция подчеркнута и в развитии мотивов – смирения (не жалею, не зову, не плачу – будь же ты вовек благословенна), неизбежности конца (все пройдет – все мы в этом мире тленны). Таким образом, мы можем говорить, что такая композиция оправдывается его философской направленностью.

- Стихотворение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами. Прежде всего, образ Родины – он неотделим от мировосприятия поэта, а потому мы встречаем традиционные образы берез, кленов. Значителен образ розового коня, который несет символический смысл. Это мечты лирического героя о прекрасном, несбыточном идеале. Образ природы и человека – увяданья золотом охваченный я не буду больше молодым. Человек в восприятии поэта – часть мира природы, потому жизнь человека подвержена тем же мудрым законам природы.

Лирический герой стихотворения – это сам Поэт (не случайно Есенин указывал, что его поэзия автобиографична). Он размышляет о жизни и смерти и в финале примиряется со временем. От безысходности переходит к покою и умиротворению, к примирению с природой и жизнью.

Можем сказать, что стихотворение представляет собой сплетение различных образов: аллегоричных (дух бродяжий), символичных (розовый конь), более конкретных (березы, яблони, сердце). Это помогает передать эмоциональное сочетание трепетного восприятия окружающего мира, философских метаний, обращения к личным чувствам каждого.

- Поэт использует различные средства художественной выразительности.

Стихотворению свойственна метафоричность: (увяданья золото, страна березового ситца, пламень уст, буйство глаз, половодье чувств, листьев медь), которая отражает целостное восприятие мира лирическим героем. Приблизиться к поэтическому восприятию нам помогают и сравнения (сердце, тронутое холодком, как с белых яблонь дым, словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне). Яркие эпитеты органично входят в состав метафор и сравнений (с белых яблонь, веселой гулкой ранью, дух бродяжий, утраченная свежесть, на розовом коне). Богатство эмоций отразилось в употреблении слов разной стилистической окраски: мы встречаем просторечные слова - шляться, рань, буйство - и высокую, книжную лексику – увяданье, тленны, благословенно, а также церковнославянскую форму инфинитива – процвесть. Используются в стихотворении и приемы звукописи: в строках - тленны, тихо льется с кленов листьев медь – ассонанс (звуки – э, и) и аллитерация (звуки – л, м, н) – для передачи монотонности, мягкости, текучести. Стихотворение представляет широкую цветовую гамму: белый дым яблонь, золото увяданья, медь листьев. Предполагает цвет и пламень уст и березовый ситец. Эти цвета очень традиционны для творчества Есенина. Цветовая гамма способствует передаче настроений, придает живописную одухотворенность.

- Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются риторические восклицания, вопросы, частые обращения (ты теперь не так уж станешь биться, сердце; дух бродяжий, жизнь моя).

В строке – не жалею, не зову, не плачу – автор применяет градацию – троекратное повторение отрицания, усиливающее взволнованность речи. Для передачи смысла использована антитеза (весенних яблонь и осеннего золота увядания). Использует прием параллелизма – буйство глаз и половодье чувств – который создает образы природы для лучшего восприятия состояния героя. Напевность, лиричность стихотворения подчеркивается рефренами - повторами (ты все реже, реже; все мы, все мы). Стихотворение очень музыкально, что вообще характерно для лирики Есенина. Эта музыкальность, напевность достигается неспешным, размеренным звучанием пятистопного хорея и довольно точными рифмами.

- В системе философских произведений поэта оно играет значительную роль, так как ярко отражает мировоззрение поэта. Особое значение оно имеет и для всего творчества, потому что в целом в есенинской лирике гораздо больше внимания уделяется теме родины и теме любви. Поэтому каждое философское стихотворение Есенина заслуживает особого внимания.

Записывают в технологическую карту свои наблюдения.

Слушают выступление, записывают тезисы выступления по вопросу: особенности поэзии Есенина.

    Первичное закрепление

Слайд 21 (проблемный вопрос/художественные особенности)

(аудиозапись романса)

Слайд 22 (тема/цели урока)

Возврат к теме и целям урока.

- Итак, вернемся к основному вопросу нашего урока: в чем заключается художественное своеобразие поэзии Есенина?

- Какие особенности вы запомнили? Назовите их.

- Говоря о музыкальности произведений поэта, нельзя не заметить, что многие стихотворения Есенина стали любимыми романсами.

Послушаем отрывок романса на стихи С. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении Вики Цыгановой.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

- Молодцы. Подведем итог нашей работы. Цели и задачи, поставленные нами, выполнены? Тема раскрыта?

Отвечают на вопросы, формулируют и записывают выводы.

Предполагаемые ответы:

- глубокий лиризм

- необычайная образность

- зрительность впечатлений

- цветопись

- принцип пейзажной живописи

- народно-песенная основа

- метафоричность

- принцип психологического параллелизма

- афористичность языка

- ассоциативность

- синтаксическая стройность и простота

- автобиографичность

- диалектичность

- музыкальность (песенность)

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Выполнены. Раскрыта.

    Информация о домашнем задании

Слайд 23

(д/з)

Информирует о домашнем задании.

- Запишите домашнее задание:

Выразительное чтение наизусть стихотворений С. Есенина о Родине, с элементами анализа.

- Мы завершаем наш урок. Сдайте технологические карты урока.

Я благодарю вас за работу и хочу отметить вашу активность оценками.

Оценивает работу на уроке.

Слушают преподавателя.

Записывают домашнее задание.

    Рефлексия

Слайд 24

(вопросы рефлексии)

Слайд 25

(спасибо)

Осуществляет рефлексию.

- Что нового открыли для себя на уроке?

- Что было интересным?

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учебное пособие Быкова Ольга Петровна

Художественные особенности поэзии С. Есенина

Поэт был прав, когда говорил о том, что его лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине. Это чувство связывает воедино все лирические произведения Есенина: стихи с отчетливо выраженной общественно-политической тематикой, любовную лирику, стихи о природе, лирический цикл произведений, обращенных к родным – деду, матери, сестре, лирику философских размышлений. В этом заключалась своеобразная цельность поэта, несмотря на те внутренние противоречия, которые не покидали его до конца жизни.

Любовь к Родине, к национальным истокам ее сегодняшнего дня нашла выражение не только в содержании произведений, но и в характере поэтического мышления поэта, в художественной форме его произведений. Это прежде всего обнаруживается в глубокой внутренней связи его поэзии с народным устно-поэтическим творчеством.

Есенину особенно близки жанры народной поэзии. И здесь главным образом следует говорить о том принципе психологического параллелизма, который пронизывает все русское народное творчество. Талантливо и многообразно развитый поэтом, этот принцип и придает его лирике тот неповторимый есенинский колорит, который угадывается в каждом поэтическом образе.

Как и в народном творчестве, у Есенина почти нет чисто пейзажных стихов, но в то же время и нет стихотворений, в которых бы так или иначе не ощущалась связь с миром природы. Поэт постоянно обращается к образам природы в тех случаях, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем месте в жизни, о своем прошлом, настоящем и будущем. Нередко в его стихах природа настолько сливается с человеком, что сама оказывается как бы отражением каких-то человеческих чувств, а человек, в свою очередь, предстает как частица природы. Пейзаж у Есенина – это не иллюстрация чувств, которые им владеют. Природа для поэта – это и частица его собственной души, и друг, чье настроение совпадает с его думами и переживаниями:

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова...

Выражение глубоких человеческих чувств через картины и образы природы – самая характерная особенность лирики Есенина.

У русской природы Есенин позаимствовал и многие краски своей поэзии. Трудно назвать другого русского поэта, у которого цвет играл бы такую же большую роль, как в творчестве Есенина. В его стихах он призван усилить зрительное восприятие образа, сделать его более рельефным и выразительным. Особенно часто мы встречаемся в поэзии Есенина с синим и голубым цветами. Это не просто индивидуальная привязанность поэта к таким краскам. Синее и голубое – это цвет земной атмосферы и воды, он преобладает в природе независимо от времени года, в нем меняются только оттенки. «Теплая синяя высь», «синеющий залив», «синие чащи», «синие рощи», «равнинная синь», «деревенская синь», «синеют кругом небеса» – таковы частые приметы природы в стихах Есенина.

Есенин не ограничивается простым воспроизведением красок природы, он не копирует их, каждый цвет имеет свой смысл и содержание. Синий цвет для поэта – цвет покоя и тишины. Поэтому он так часто встречается при изображении вечера и раннего утра: «синий вечер», «синий вечерний свет», «синий сумрак», «Предрассветное. Синее. Раннее». Смысловое содержание этого цвета целиком переносится поэтом на внутреннюю характеристику человека. Это всегда означает душевное равновесие, умиротворение, внутренний покой.

Голубой цвет в стихах Есенина очень близок по своему значению к синему, как близки эти цвета в самой природе. Его дополнительным оттенком у Есенина является то, что он дает радостное ощущение простора, широты, далекого горизонта: «пашня голубая», «голубое поле», «голубеющая вода», «голубые двери дня», «голубая звезда», «голубой простор», «голубая Русь»... Голубое и синее в своем сочетании служат созданию романтического настроения у читателя. «Май мой синий! Июнь голубой!» восклицает поэт, и мы чувствуем, что здесь не просто названы месяцы весны и лета, здесь думы о юности и молодости. Довольно часто встречается у поэта алый цвет, который издавна имел свою определенную закрепленность в народных песнях («щечки алые», «алый цветок», «алый румянец» и т.п.). «Алый цвет – мил на весь свет», – гласит народная поговорка. Алый цвет в стихах Есенина всегда символизирует девственную чистоту, непорочность, незапятнанность. Часто это утренняя заря: «Выткался на озере алый свет зари...», «Есть тоска веселая в алостях зари...». В своих ранних стихах он писал: «Я молюсь на алые зори...», «Я стоял, как инок, в блеске алом...»

Казалось бы, розовый цвет маловыразителен, промежуточен, несколько разбавлен. И тем более поражает умение Есенина пользоваться этим цветом, придавать ему необыкновенно выразительную силу. Так, одно слово «розовый» создает незабываемую картину настроения, изображаемую, например, в такой строфе:

Я теперь скупее стал в желаньях,

Жизнь моя, иль ты приснилась мне?

Словно я весенней гулкой ранью

Проскакал на розовом коне.

Здесь никакое другое прилагательное к слову «конь» не могло бы создать такого глубокого романтического настроения.

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

Родственный алому и розовому, красный цвет имеет в поэтике особый смысловой оттенок. Это тревожный, беспокоящий цвет, в нем как бы чувствуется ожидание неизвестного. Если алый связан с утренней зарей, предвещающей светлый день, то красный говорит о закате, о наступлении таинственной ночной темноты: «Гаснут красные крылья заката...», «Тонет день за красным холмом...», «О красном вечере задумалась дорога...». Такие близкие по оттенкам цвета приобретают у Есенина различную смысловую окраску.

Для изображения внутреннего состояния человека Есенин умело пользуется соединением контрастных красок. Они выступают как символы, как условное обозначение. Эти краски-антитезы помогают показать переход одного чувства в другое.

По мере того как у поэта нарастает тяжелое и мрачное настроение, в его стихи все более вторгается черный цвет. «Вечер черные брови насопил» – так начинается одно из его стихотворений, в котором мы застаем поэта в состоянии духовного упадка. «Черный человек» – так назвал Есенин самое трагическое свое произведение.

Именно через контрастные цвета – белый и черный – Есенин однажды ярко выразил раздумье о своей жизни. Это было в период «Москвы кабацкой», когда он болезненно ощущал противоречия между той средой, в которой оказался, и поэтическим вдохновением, продиктованным романтикой чувств.

Здесь мы видим краски-символы. Для поэта-романтика весьма характерно использование цвета не столько в прямом приложении (синие небо, голубое озеро), сколько в условном своем значении. Поэтому такими смелыми и неожиданными часто кажутся краски Есенина: под ветром густая листва деревьев колышется, как «зеленый огонь»; по озеру «красным лебедем» плывет закат; ранним весенним утром проносится «розовый конь».

В творчестве Есенина краски составляют неотъемлемую суть поэзии. Их многоплановое использование можно определить как цветовое выражение мысли и чувства. Это исключительное качество лирики поэта выделяет его не только в советской, но и во всей мировой литературе.

Раскрытие собственных переживаний через образы родной природы вело Есенина к очеловечиванию самой природы, что позволяло глубже передать тонкое и нежное чувство любви ко всему живому. Народное творчество исключительно многообразно запечатлело это качество русского человека («Что, соловушка, тоскуешь?», «говорила речка, отвечала», «ветры буйные, отнесите другу весточку» и многое другое). Есенинские поэтические образы формируются на этой основе и приобретают неповторимый колорит: «Отговорила роща золотая Березовым веселым языком», «Спит черемуха в белой накидке», «Где-то на поляне клен танцует пьяный».

Опираясь на народно-поэтическую символику (дуб – долголетие, сосенка – прямота, осина – горе, береза – девичья чистота и т.п.), Есенин часто развивает, как бы конкретизирует подобные образы в полные большой лирической силы метафоры. Особенно часто обращался он к образу березы. У него береза – «девушка», «невеста». Поэт говорит о ней так, как можно говорить только о человеке, наделяет ее конкретными человеческими приметами: «Зеленокосая в юбчонке белой стоит береза над прудом».

В народном творчестве мы встречаемся и с обратным: перенесением тех или иных явлений природы на человека. И этот признак весьма ощутим в поэзии Есенина и также приобретает своеобразное выражение. «Все мы яблони и вишни голубого сада», – говорит Есенин о людях. Поэтому так естественно звучат в его стихах слова о том, что «любимая отцветет черемухой», что у его подруги «глаз осенняя усталость». Но особенно сильно звучит этот поэтический прием там, где поэт говорит о себе. «Ах, увял головы моей куст», – пишет он об утраченной молодости и вскоре опять возвращается к подобному сравнению: «головы моей желтый лист». «Был я весь, как запущенный сад», – сожалеет он о прошлом. Варьируя этот прием, он все более углубляет его, создает ряд образов, внутренне связанных между собой: «Я хотел бы стоять, как дерево, При дороге на одной ноге», «Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова». И, наконец, даже не упоминая слова «дерево», он вызывает этот образ словами: «Скоро мне без листвы холодеть». Так характерная для устной народной лирики особенность получает в творчестве Есенина свое развитие.

Художественное мышление поэта оказывается органически близким народному, и это придает его поэзии глубоко национальный характер.

Лиризм, эмоциональность стиха Есенина, богатая гамма настроений и чувств в его произведениях отразились и в своеобразном использовании поэтом афористического склада русской речи. Формула чувства – так можно определить афоризмы Есенина, столь присущие его лирике. Они скрепляют стих, делая его легко запоминающимся, придавая ему большую силу. Они всегда содержательны и легки для восприятия: «Так мало пройдено дорог, Так много сделано ошибок», «Коль нет цветов среди зимы, То и грустить о них не надо», «Ведь разлюбить не можешь ты, Как полюбить ты не сумела», «Кто любил, уж тот любить не может, Кто сгорел, того не подожжешь» и т.п.

В подобных формулах чувств у Есенина не нужно, разумеется, искать прямых параллелей с народными поговорками и пословицами. Речь идет о принципиальной близости конструкций и интонаций. Но весьма часто можно обнаружить и близость по смыслу. Вряд ли мы ошибемся, заметив, что в основе таких строк Есенина, как «В саду горит костер рябины красной, но никого не может он согреть», лежит выражение «Светит да не греет». И уж совсем откровенно близок Есенин к загадке «Крыльями машет, а улететь не может» в таких строках: «Так мельница, крылом махая, С земли не может улететь».

Сергей Есенин – один из великих русских поэтов, развивающих замечательную и своеобразную традицию русского стиха – напевность. В его поэзии удивительно и оригинально слились народно-песенные и литературные традиции, обогатились неповторимым лирическим голосом «певца рязанских раздолий». Лирика Есенина целиком пронизана песенной стихией. «Засосал меня песенный плен», – писал о себе поэт. «Песни, песни, о чем вы кричите?» – спрашивал он, имея в виду собственные стихи. «И пел тогда, когда был край мой болен», – говорил он о себе. «Степным пеньем назвал поэт свое творчество. Не случайно многие его стихи положены на музыку.

(По П.С. Выходцеву)

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Мои воспоминания (в пяти книгах, с илл.) [очень плохое качество] автора Бенуа Александр Николаевич

Глава 16 ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СОКРОВИЩА ПАРИЖА?mp. слепого консерватизма! / слепого консерватизма!140Если же теперь припомнить, какие именно картины в Лувре на-ходили во мне особенно сильный отзвук, то этот перечень надо будет начать как раз с помянутых уже двух «контрастов» - с

Из книги Путь подонка автора Черепах Олег

ЧАСТЬ 2. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СТРАНИЦЫ ОТКРОВЕНИЯ ОТ ОЛЕГА Когда я был маленьким, то отчегото, зачем то верил, что дорасту до солнца, и стану большим- большим, как тополь, росший возле моего дома, а может быть и больше. Вот стану как первый космонавт Земли, только полечу на Марс и

Из книги Всё, что помню о Есенине автора Ройзман Матвей Давидович

19 Вечер в Политехническом музее. Ученик Есенина Августа Миклашевская. Что было после смерти Есенина Перерегистрация «Ассоциации» У некоторых критиков и литературоведов создалось убеждение, что своей статьей «Быт и искусство» Есенин начал разрыв с имажинистами. Те же

Из книги Джон Р. Р. Толкиен. Биография автора Уайт Майкл

20 Ссора Есенина с Мариенгофом. «Мужиковствующие» действуют. Случай в пивной. Суд над 4 поэтами. Подозрительное окружение Есенина В том же октябре 1923 года Сергей встретил Кожебаткина, пошел с ним в какое-то кафе. Александр Мелентьевич рассказал Есенину, почему не платили

Из книги Матвей Петрович Бронштейн автора Горелик Геннадий Ефимович

24 Триумф Есенина в Союзе поэтов. Прототипы героинь Есенина. Кто такая северянка в «Персидских мотивах»? Конец «Вольнодумца». Пояснения Всеволода Иванова Начало вечера Есенина в клубе поэтов было назначено в девять часов, но еще раньше клуб был переполнен членами Союза

Из книги Нора Галь: Воспоминания. Статьи. Стихи. Письма. Библиография. автора Галь Нора

25 Есенин и Мариенгоф в «Мышиной норе». Женитьба Есенина на С. А. Толстой. Выступление Есенина в Доме печати Наше новое кафе на углу Кузнецкого моста мы назвали «Мышиной норой». На простенке возле буфетной стойки Боря Эрдман смонтировал на деревянном щите эффектную витрину

Из книги А. С. Тер-Оганян: Жизнь, Судьба и контемпорари-арт автора Немиров Мирослав Маратович

Художественные произведения Дж.Р.Р. Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно»: The Hobbit: or There and Back Again. George Allen and Unwin, London, 1937.«Лист работы Ниггля»:Leaf By Niggle, 1-е издание: The Dublin Review, January 1945. Позднее опубликован вместе с эссе «О волшебных сказках» (On Fairy-Stories) в составе сборника «Дерево и

Из книги И.А. Гончаров автора Рыбасов Александр

Научно-художественные книги 85.Солнечное вещество // Костер. Сб. 2. Л.; Детиздат, 1934; Год XVIII. Альманах восьмой. М., 1935. С. 413-460 / ГТредисл. С. Я. Маршака; Л.: Детиздат, 1936; М.: Детгиз, 1959 / Предисл. Л. Д. Ландау и послесл. А. И. Шальникова.85а. Сонячна речовина. Харыав; Одесса: Дитвидав, 1937.

Из книги Мои воспоминания. Книга вторая автора Бенуа Александр Николаевич

III. Художественные произведения 221. Встречай: Ст-ие Барабан: Двухнедельный журнал юных пионеров, 1925, #7 (подп. НОР-ГАЛЬ). 222. Беспризорные: Ст-ие Барабан, 1926, #10 (подп. Деткор Нор Галь) 223. Весна: Ст-ие Пионерская правда, 1926, 2 апреля (подп. НОРГАЛЬ). 224. Колька: Ст-ие Пионерская правда,

Из книги Русские писатели ХХ века от Бунина до Шукшина: учебное пособие автора Быкова Ольга Петровна

Альбомы художественные Единственный источник при советской власти, из которого авангардистки настроенные художники черпали сведения о состоянии мирового искусства после кубизма (до кубизма включительно оно хорошо представлено в Эрмитаже и Музее им. Пушкина) - из

Из книги Гончаров без глянца автора Фокин Павел Евгеньевич

Глава седьмая Новые художественные замыслы Конец сороковых годов был ознаменован в жизни Гончарова новыми творческими замыслами. «…Вскоре после напечатания, в 1847 году в «Современнике», «Обыкновенной истории», - писал Гончаров в статье «Лучше поздно, чем никогда», - у

Из книги Притяжение Андроникова автора Биографии и мемуары Коллектив авторов --

ГЛАВА 16 Художественные сокровища Парижа В предыдущих главах я пробовал нарисовать мои первые впечатления от Парижа, преимущественно в тех его ликах, которые, хоть и пленили и занимали меня, однако не могли быть сочтены за то, для чего, в сущности, я и совершил наше

Из книги История искусства XVII века автора Хамматова В. В.

Художественные особенности рассказов В. Шукшина По своей творческой многогранности Василий Шукшин – явление уникальное в современной литературе и искусстве: одинаково известен он не только как писатель-прозаик и сценарист, но и как режиссер и актер.Творческая

Из книги автора

Художественные вкусы Михаил Викторович Кирмалов:Иван Александрович, по-видимому, не любил музыки. Такое впечатление осталось у отца после того, как они с Иваном Александровичем слушали «Русалку» Даргомыжского. Отец уговорил Ивана Александровича сходить послушать в

Из книги автора

I. Художественные и документальные звукозаписи 1940-е годы«БЫЛ ЛИ ЗНАКОМ ЛЕРМОНТОВ С ПУШКИНЫМ?» (10’45”)И. Л. Андроников о творчестве великих русских поэтов.1947«БЕСЕДА ГЕНЕРАЛА ЧАНЧИБАДЗЕС БОЙЦАМИ ПОПОЛНЕНИЯ» (18’40”)Рассказ И. Л. Андроникова в исполнении автора.«ШТИДРИ»/по

Из книги автора

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ XVII ВЕКА Стиль барокко, возникший в начале ХVII века, в отличие от классицизма не имел своей развернутой эстетической теории. До сих пор неясно даже точное значение этого слова, которое впервые стало употребляться в XVIII