Конспекты занятий по развитию речи. Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе. «Путешествие в страну слов» Планы конспект по развитию речи

Развитие речи дошкольников как необходимое условие успешного личностного развития

План серии занятий

с детьми среднего дошкольного возраста

Приоритетная задача речевого развития серии занятий:

п/п

Наименование занятий

Оборудование

Составление описания предмета с использованием игрушек диких животных

Игрушки: лиса, заяц, медведь, загадки про лесных животных

Составление описания предметов с использованием картинок «Домашние и дикие животные»

Набор картинок «Домашние животные» (кошка с котенком, собака с кутенком, корова с теленком), «Дикие животные»

Составление связного высказывания «В гостях у лесника»

Игрушка – Лесник, картинка лес, игрушка из кукольного театра белочка

Составление рассказа «Кто заблудился?»

Игрушка – зайчик, иллюстрации фруктов, овощей

Тема: «Дикие животные»

Воспитатель: Мякишева Елена Николаевна

Приоритетная задача: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Образовательные задачи:

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Методические приемы:

Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов с использованием игрушек диких животных), развивающие игры «Найди первый звук», «Красный и зеленый», динамическая пауза, пальчиковая гимнастика, практическое задание на развитие мелкой моторики рук.

Материал:

Кукла Лунтик, различные игрушки, зеленые и красные сигнальные карточки (на каждого ребенка).

Словарная работа:

Расширить активный словарь за счет качественных прилагательных.

Индивидуальная работа:

    Мотивация.

Воспитатель: Ребята, к нам пришел гость, но кто этот гость, вам нужно отгадать.

Это сказочный зверек лилового цвета.

Он упал с Луны.

Этот зверек очень любознательный.

У него много друзей.

Дети: Лунтик.

Воспитатель: Правильно, это Лунтик. Он где-то спрятался, давайте его позовем, только тихо, чтоб он не напугался.

Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» тихо (шепотом).

Воспитатель: Не слышит. Давайте позовем Лунтика чуть погромче.

Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» громче.

Воспитатель: Все равно не слышит. Давайте позовем Лунтика громко.

Дети зовут Лунтика, произнося слово «Лунтик» громко.

На ширме появляется Лунтик.

Лунтик: Здравствуйте ребята. Я засмотрелся на ваши игрушки. Вы любите играть с этими игрушками? А у вас есть любимые игрушки?

    Проблема.

Воспитатель: Лунтик, конечно мы очень любим играть с игрушками, которые есть у нас в группе. И мы расскажем о наших любимых игрушках. Ребята будут описывать свои любимые игрушки, а ты Лунтик постарайся угадать какая это игрушка

Составление описательных рассказов.

Рассказывание об игрушке проводится по вопросам воспитателя. Описывая с воспитателем игрушки зайца, лисы, медведя, которые угадывает Лунтик, дети отвечают на вопрос какой? Затем воспитатель обращает внимание детей не только на внешний вид зверей, но и на черты характера.

Воспитатель: А еще, Лунтик, у нас есть веселая игрушка «Ванька-Встанька», ребята, давайте покажем как мы играем с Ванькой-Встанькой.

    Динамическая пауза « Ванька – Встанька».

Ванька-Встанька, Ванька-Встанька,

Ты качаться перестань-ка. Руки на поясе, наклоны туловища вправо/влево

Сядь немножко посиди. Приседания

По дорожке походи. Ходьба

Одевай рубашку. Повороты туловища

Встречай Неваляшку. Наклоны вперед, руки в стороны

    Игры на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю тебе, Лунтик, поиграть вместе с нами. Возьмите сигнальные карточки, если вы услышите правильное название игрушки, что изображена на картинке, вы должны поднять зеленую карточку, если неправильное – красную.

Примеры:

Кукла

Вукла

Тукла

Нукла

Ташина

Дишина

Нашина

Машина

Кирамидка

Пирамидка

Нирамидка

Сирамидка

Мубик

Субик

Кубик

Мубик

Лунтик: А я тоже знаю очень интересную игру «Найди первый звук». Назовите игрушки в названии который первый звук с (с"), з (з"), л л(л").

    Рефлексия.

Лунтик: Ребята, мне очень понравилось у вас в гостях. Вы очень интересно рассказываете о своих игрушках. Я тоже нарисую такую схему и буду описывать игрушки своему другу Кузе. Спасибо вам. До свидания.

    Итог.

Воспитатель: Мы с вами сегодня не просто поиграли с Лунтиком, но и вспомнили как можно описывать игрушки, поиграли в интересные игры, а теперь нарисуйте свою любимую игрушку.

    Практическое задание «Моя любимая игрушка» на развитие мелкой моторики рук.

МКОУ Красносельская средняя общеобразовательная школа

Дошкольная ступень образования

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «Домашние и дикие животные»

Воспитатель: Мякишева Елена Николаевна

Приоритетная задача: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста.

Развивающие задачи:

Воспитательные задачи:

Воспитание звуковой культуры речи;

Воспитывать взаимопомощь и эмпатию.

Методические приемы:

Материал:

Картинки с животными, альбомные листы, карандаши

Словарная работа:

Расширить активный словарь за счет глаголов, качественных прилагательных.

Индивидуальная работа:

Индивидуальные беседы описательной тематики.

Литература:

    Мотивация.

Воспитатель: Ребята, мы с вами отправляемся в зоопарк. И поедим мы на волшебном паровозике, но сесть в паровозик можно лишь, когда правильно ответишь на вопросы. Начинаем!

Слон большой, а собачка….(маленькая).

Летом тепло, а зимой …(холодно).

Кресло мягкое, а стул…(жесткий).

Дорога широкая, а тропинка…(узкая).

Мама молодая, а дедушка…(старый).

Соль соленая, а сахар…(сладкий).

Лимон кислый, а лук…(горький).

Дерево высокое, а кустик…(низкий).

Веревка толстая, а нитка…(тонкая).

У коровы хвост длинный, а у козы…(короткий).

Береза белая, а черника…(черная).

Все заняли свои места?

    Игра на обогащение словарного запаса за счет глаголов.

Воспитатель: А кто живет в лесу?

Дети: Животные.

Воспитатель: Назовите животных, которые живут в лесу. Как их называют, одним словом?

Дети перечисляют диких животных.

Воспитатель: Назовите животных, которые живут рядом с людьми. Как их, называют одним словом?

Дети перечисляют домашних животных.

    Проблема.

Воспитатель: Станция «Зоопарк». Выходите и посмотрите по сторонам, вы кого-нибудь видите? Видно животные решили с нами поиграть в прятки. Я буду описывать животное, а вы должны его угадать. Если вы правильно его угадаете, то оно непременно покажется.

Воспитатель описывает животное, дети угадывают. Если дети отгадали правильно, на мольберт выставляется картинка, на котором изображено описываемое животное. Потом воспитатель предлагает детям описать животное. (Ребенок выбирает картинку с животным, но не показывает другим детям, и описывает по схеме).

    Динамическая пауза.

Воспитатель: А теперь немного отдохнем, вместе с мишкой сделаем разминку.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо.

Потянулся он со сна: Потягивания – руки вверх.

К нам опять пришла весна.

Чтоб скорей набраться сил, Руки к плечам.

Головой медведь крутил. Вращение головой.

Наклонился взад-вперед, Наклоны.

Вот он по лесу идет. Ходьба на месте.

Ищет мишка корешки,

И малиновые кусты. Повороты туловища.

Наконец медведь наелся

И на бревнышко уселся. Дети садятся на места.

    Игра на формирование грамматического строя речи.

Воспитатель: Посмотрите, сколько животных в зоопарке. Один медведь – а если их много, как надо сказать..медведи.

Лиса…лисы.

Заяц…зайцы.

Волк…волки.

Корова…. коровы.

Белка…белки.

Собака..собаки.

Кошка…кошки.

    Игра на обогащение словаря.

У животных тоже есть мамы, папы и детки.

У тигра…тигренок.

У лисы…лисенок.

У медведя…медвежонок.

У белки…бельчонок.

У зайца…зайчонок.

А у домашних животный: у коровы…теленок.

У лошади…жеребенок.

У кошки..котенок.

У собаки…щенок.

У свиньи…поросенок.

Воспитатель: А вы знаете, как животные разговаривают?

Игра: «Кто как разговаривает».

Я буду показывать картинки с животными, а должны правильно назвать голос.

Корова…мычит.

Лошадь…ржет.

Коза…блеет.

Свинья…хрюкает.

Собака…лает.

Кошка…мяукает.

Тигр…рычит.

Волк…воет.

Медведь…ревет.

    Игра на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.

Воспитатель: Мы отправляемся в детский сад, а чтоб нам не скучно было ехать, мы с вами поиграем. Покажите мне рисунок с животным в названии, которого есть звук с, с", з, з", ц, ш, ж, ч, щ, л, л", р, р".

    Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось в зоопарке? Каких животных мы встретили? Какие животные вам нравятся? Почему?

    Итог. Мы с вами хорошо умеем описывать животных, вы можете поиграть в игры, в которые мы с вами играли сегодня.

    Практическое задание «Мое любимое животное» на развитие мелкой моторики рук. Перед выполнением заданием проводится пальчиковая гимнастика.

МКОУ Красносельская средняя общеобразовательная школа

Дошкольная ступень образования

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «В гостях у лесника»

Воспитатель: Мякишева Елена Николаевна

Приоритетная задача: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста; упражнять детей в подборе однокоренных слов, побуждать детей к составлению творческого рассказа.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;

Развивающие задачи:

Формировать умение понимать поставленную задачу;

Закрепить навыки правильного произношения;

Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;

формировать грамматический строй речи.

Воспитательные задачи:

Воспитание звуковой культуры речи;

Воспитывать взаимопомощь и эмпатию.

Методические приемы:

Создание мотивации, постановка проблемы и совместное решение (составление описательных рассказов с использованием графических схем), развивающие игры на развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, на расширение и обогащение словарного запаса, динамическая пауза, практическое задание на развитие мелкой моторики рук.

Материал:

Графическая схема описания посуды, иллюстрации с изображением посуды, различные предметы посуды, альбомные листы, карандаши, трафареты «Посуда»

Словарная работа:

Расширить активный словарь за качественных прилагательных.

Индивидуальная работа:

Индивидуальные беседы описательной тематики.

    Мотивация.

Воспитатель: Ребята, вы слышите, кто-то плачет? На ширме появляется кукла –дедушка Лесник. Здравствуйте, вы кто?

Лесник. Я, дедушка Лесник. Я слежу за порядком в лесу и охраняю его. Ребята,у меня случилось горе. Я не могу дойти до своего дома в лесу.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем Леснику разобраться по картинке, где находится его домик и как до него дойти. А пока мы будем искать нужную тропинку, назовите какой дом у дедушки Лесника, если он находится в лесу?

Дети называют домик «лесной».

Воспитатель: К дому Лесника ведет тропинка узкая, а дорога…. (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты ….(низкие). Вот речка глубокая, а ручеек… (мелкий). Как много тропинок в лесу! По какой нам пойти? У кого спросить? А вот, белочка! Как найти дорогу к Леснику?

Белка говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый устанавливает декорацию ветки; белка прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

Воспитатель предлагает детям составить рассказ о том, как они встретили белочку для Лесника.

Лесник благодарит детей за помощь и приглашает детей в гости в свой лесной домик.

    Игра «Подскажи словечко» на обогащение словаря, развитие внимания.

У стола стоит Алешка,

Он раскладывает…ложки.

Помогает Милочка –

Всем кладет по …вилочке.

Маленькая Эллочка

Принесла…тарелочки.

А теперь с Наташкой

Ставит к блюдцам…чашки.

Возле них Аленка

Сыплет соль в …солонку.

В кухне варит Юля

Вкусный суп в..кастрюле.

Жарит ловко на огне

Блинчики в …сковороде.

Помогает ей Иришка –

От кастрюли держит…крышку.

Старший брат Егорка

Трет морковь на…терке.

Ну, а бабушка варвара

Села рядом с …самоваром,

Говорит: - Как рада я!

Хороша у нас семья!

Лесник. Ребята, я всегда угощаю гостей вкусным ягодным чаем. А вот мой любимый чайник.

Воспитатель: А мы знаем стихотворение о чайнике. Мы его расскажем и покажем:

    Динамическая пауза. «Чайник»

Привет, я чайник Руки вверх, помахать ими.

Большой и толстый. Руки на пояс, наклоны вправо-влево.

Вот моя ручка, Правую руку на пояс.

А вот мой носик. Левую руку вверх – рывки руками.

Если буду кипеть, Повороты кругом.

Я буду свистеть

С печки меня возьмешь, Наклоны вперед.

Чаю себе нальешь. Дети садятся на свои места.

    Игра на расширение словаря.

Лесник: Вот какая у меня красивая посуда.

Если стакан из стекла, какой он…стеклянный.

Тазик из меди…медный.

Ваза из хрусталя…хрустальная.

Ложка из метала…металлическая.

Кастрюля из алюминия…алюминиевая.

Тарелка из фарфора…фарфоровая.

    Игра на развитие звуковой стороны речи и фонематического восприятия.

Лесник: ах, какие вы молодцы, помогли мне добраться домой, а какие вы умные… Повторяйте за мной:

Громко: Ар-ар-ар – вот закипел самовар.

Тихо: Ку-ку-ку - я заварку принесу.

Громко: Щу-щу-щу – И вас чаем угощу.

    Рефлексия.

Лесник: Спасибо вам, ребята. Мне с вами было очень интересно: вы описывать умеете, и помогли мне найти дорогу. Но мне пора возвращаться домой. До свидания.

    Итог. Мы с вами хорошо умеем описывать. А теперь вы можете взять трафаретки и нарисовать тропинку к домику Лесника.

    Практическое задание «Дорога к домику Лесника» на развитие мелкой моторики рук с использованием трафареток. Перед выполнением заданием проводится пальчиковая гимнастика.

МКОУ Красносельская средняя общеобразовательная школа

Дошкольная ступень образования

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тема: «Кто заблудился?»

Воспитатель: Мякишева Елена Николаевна

Приоритетная задача: развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста; учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, включать подобные слова в связное высказывание.

Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи;

Развивающие задачи:

Формировать умение понимать поставленную задачу;

Закрепить навыки правильного произношения;

Развивать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа;

формировать грамматический строй речи.

Воспитательные задачи:

Воспитание звуковой культуры речи;

Воспитывать взаимопомощь и эмпатию.

Материал:

Игрушка зайчика, иллюстрации с изображением овощей и фруктов, муляжи фруктов и овощей, альбомные листы, карандаши.

Словарная работа:

Расширить активный словарь качественными прилагательными.

Индивидуальная работа:

Индивидуальные беседы описательной тематики.

    Мотивация.

На ширме появляется кукла Зайчик

Воспитатель: Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц)

Воспитатель: Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька)

Воспитатель: Здравствуй, Зайчик. Чем ты так озабочен, что у тебя случилось?

Зайчик: Здравствуйте, ребята.

Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал.

Воспитатель: Почему зайчик заплакал? (Потерялся, заблудился, лапку уколол). Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный)

Воспитатель предлагает детям закончить предложения.

«Если зайчик потерялся, мы… (поможем ему найти свой дом)».

«Если зайчик уколол лапку, мы…. (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим)».

Воспитатель: давайте составим рассказ про зайчика о том, как он потерялся и как его нашли и утешили друзья.

Ребята составляют коллективное связное высказывание, каждый ребенок продолжает предложение, начатое взрослым или ребенком.

Зайчик: Ребята, я хочу кушать.

Воспитатель: Что кушает зайчик? (дети отвечают)

    Лексико-грамматические упражнения:

«Овощ или фрукт?» - дифференциация овощей и фруктов. Воспитатель раздает детям картинки с изображением овощей и фруктов. Затем по очереди задает детям вопрос: «У тебя овощ или фрукт?»

Дети: Яблоко – это фрукт или Помидор – это овощ.

«Что у кого?» - составление сложных предложений с союзом а.

Воспитатель: Таня, что у тебя, а что у Коли?

Дети: У меня яблоко, а Коли огурец. И так далее.

    Проблема.

Зайка: Я люблю кушать морковку, капусту – овощи, только как я их узнаю?

Воспитатель: Мы тебе поможем. Мы опишем овощи и фрукты и придя на базар ты сразу их узнаешь.

Для примера первым описывает воспитатель, а потом дети (3-4)

Зайка: Я все понял, спасибо вам, ребята. Я побежал скорее на рынок.

Воспитатель: А мы пока отдохнем.

    Динамическая пауза «Овощи».

Перед каждым упражнением воспитатель показывает муляжи овощей.

На огород мы побежим, что растет там поглядим. Бег по кругу.

Под листочками на грядке

Огурцы играют в прятки. Наклоны туловище вправо – влево.

А зеленый кабачок

Повернулся на бочок: Руки на поясе, повороты вправо-влево

Сладко спит на грядке,

Как малыш в кроватке. Ладошки сложить вместе, приложить к щеке, наклоны головы

А зеленая стрела

Очень быстро подросла. Встать на носки, поднимая руки вверх.

Жаль, нельзя взлететь стреле –

Крепко держит лук в земле. Приседания.

Смотрит с грядки грустно – грустно

Белоснежная капуста. Ходьба на мете.

Целый месяц солнце грело,

А она не загорела. Подскоки.

    Упражнение «Назови по образцу» - образование качественных прилагательных.

Зайка: Я все купил и теперь приготовлю вкусный обед: поджарю картошку, подварю свеклу…

Воспитатель: зайка, ты не правильно говоришь.

Зайка: А как надо правильно?

Воспитатель: Жарить картофель – значит, он какой?...жаренный.

Варить свеклу – значит, она какая?..вареная.

Парить репу – значит, она какая?..пареная.

Солить капусту - …соленая.

    Упражнение «Исправь Зайкины ошибки» - поиск грамматических ошибок.

Зайка: Ой как весело получается, я делаю ошибки, а вы исправляете. Давайте еще поиграем:

Маша приготовила картошка пюре….картофельное пюре.

Папа принес кабачок икру…кабачковую икру.

Бабушка испекла яблоко пирог…яблочный пирог.

В магазине яблоко сок…яблочный сок.

Мама сварила груша компот…грушевый компот.

    Упражнение «Угадай слово» - работа над звуковой стороной речи.

Зайка: Поиграем в загадки? Что в корзине у меня – сли…ва, яб..локо, гру..ша, капу..ста, кааба…чок, поми..дор, огу..рец.

    Рефлексия.

Зайка: Спасибо вам, ребята. Мне с вами было очень интересно: вы мне помогли разобраться. Я теперь знаю, как узнать овощи и фрукты. Но мне пора возвращаться домой. До свидания.

    Итог.

Воспитатель: Мы не только помогли Зайке, но и сами повторили, что называется овощами, а что фруктами. Описали фрукты и овощи.

    Практическое задание (по выбору детей): рисование, штрихование овощей и фруктов с помощью трафареток, настольные игры « Разложи фрукты и овощи», «В суп – в компот», «Собери картинку» и т.п.

Конспект НОД для старшей группы «Вежливые слова»

Программное содержание:

Закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость

Учить детей проявлять заботу об окружающих, с благодарностью относиться к помощи

Развивать речь, внимание, память, умение выразительно читать стихи

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, уважительное отношение к окружающим.

Активизация словаря: спасибо, пожалуйста, извините, добрый день, до свидания

Методы и приемы: словесный - беседа, объяснение, наглядный - показ.

Сегодня я приготовила вам сюрприз. Приглашаю всех на праздник доброты и вежливости. Но прежде предлагаю поиграть в новую игру «Пора вставать». Для этого вам нужно присесть на корточки, закрыть глаза и представить, что вы спите. А я иду по кругу, глажу каждого по голове и говорю:

Мои детки, мои детки

Мои детки крепко спят.

Мои детки, мои детки

Потихонечку сопят.

Дети, закрыв глаза, делают шумный вдох носом и выдох через рот.

Воспитатель: Солнце встало! Хватит спать!

Дети «просыпаются» и, встав на носочки, и подняв руки вверх, делают вдох, затем опустив руки вдоль туловища и опустившись на всю ступню, делают выдох.

Воспитатель: Проснулись! Улыбнулись! Здравствуйте!

Возьмитесь за руки и, поворачивая голову к рядом стоящему другу, глядя прямо ему в глаза, ласково скажите: «Саша, не сердись, улыбнись».

Я желаю, чтобы сегодня у нас с вами было все по-доброму, замечательно и приглашаю сесть поудобнее. Пусть вам будет тепло, хорошо и уютно.

Воспитатель читает детям стихи Н. Красильникова

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро - улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро длится до вечера!

А как вы думаете, что такое «добро»? Доброта? (ответы) . Знаете, а добро бывает разное. Одно добро - это сокровища: книги, картины, игрушки, драгоценности. Такое добро можно увидеть и даже потрогать руками. Другое добро можно услышать - это музыка, задушевные стихи, нежные слова. Но есть такое добро, которое должен иметь каждый человек: и вы и я и ваши родители. Как вы думаете, что это за добро? (ответы)

Каждый человек должен иметь добрую душу, добрые слова, чтобы всем помогать, кто попал в беду и, конечно, всех любить. А как говорят о таких людях? Какие они? (ответы) Действительно, о таких людях говорят: «Это добрый человек». А добрые дела добрых людей называют добрыми поступками. Давайте мы с вами заглянем в нашу волшебную шкатулку и узнаем, кто из вас делал добрые дела и какие. Слышали ли вы когда-нибудь о вежливости? Кого можно назвать вежливым человеком? (ответы) Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.

Чтобы стать вежливым, надо знать вежливые слова и уметь ими пользоваться. От этих слов становится теплее и радостнее всем окружающим. Доброе слово может подбодрить в трудную минуту, рассеять плохое настроение. В народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит». Как вы это понимаете? (ответы) Поэтому, прежде чем что-то сказать своему товарищу или маме, подумайте: не обидят ли их ваши слова?

«Обидное слово сказать не спеши не разобравшись в деле душевная рана бывает больней тяжелой раны на теле».

Физминутка:

Поднимаем руки выше,

Опускаем руки вниз.

Ты достань сначала крышу

Пола ты потом коснись.

Выполняем три наклона,

Наклоняемся до пола,

Выполняем рывки руками

Раз - два - три - четыре - пять

А теперь мы приседаем

Чтоб сильней и крепче стать

Вверх потянемся потом.

Шире руки разведем.

Мы размялись от души

И на место вновь спешим.

Я уверена, вы тоже учитесь быть добрыми, вежливыми людьми и знаете добрые слова.

А как их надо произносить? (ласково, негромко, глядя в глаза человеку, которому их говоришь) Попросите меня вежливо поиграть с вами, (просят) Я с удовольствием поиграю с вами в игру «Доскажи слова». Я начну, а вы заканчивайте, хором дружно отвечайте.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого - спасибо.

Зазеленеет старый пень

Когда услышит - добрый день.

Когда вас ругают за шалости

Вы говорите - простите, пожалуйста.

Давайте никогда не будем забывать добрые и вежливые слова. Будем чаще говорить их друг другу. Говоришь ласково, нежно, негромко, глядя в глаза человеку и улыбаясь, потому что от улыбки хмурый день светлей. И я вас хочу вежливо попросить: поиграйте, пожалуйста, в подвижную игру: «Всем, кто вежливым растет». Все дети встают в круг. Один идет за кругом. Все вместе говорим.

Всем, кто вежливым растет

мимо друга не пройдет!

Даже в самой жуткой спешке

«Здравствуй» он произнесет.

Тот, за чьей спиной остановился ведущий, выходит из круга. Они бегут в разные стороны при встрече быстро здороваются за руку. Всем сегодня хорошо и весело. А еще я для вас приготовила задание. Если текст учит вежливости и добру, вы хором отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». А если загадка не по душе - промолчите.

    Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?

    Кто из вас, проснувшись бодро, с добрым утром скажет твердо?

    У кого из вас в порядке книжки, ручки и тетрадки?

    Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?

    Кто из вас молчит как рыба вместо доброго «спасибо»?

    Кто быть вежливым желает, малышей не обижает?

Молодцы! Я рада, что вы ни разу не ошиблись. Вы добрые дети. И мне сегодня было очень приятно с вами беседовать.

Горбань Ольга Павловна
Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе. «Путешествие в страну слов».

Конспект занятия по развитию речи и обучению и обучению грамоте в старшей группе .

«Путешествие в страну слов » .

Составила :О. П. Горбань.

Предварительная работа :

Цели :

Дидактические : Учить детей правильно, четко произносить звуки родного языка. За-крепить понятие «Слово » , различие слов . Расширить словарный запас , формировать грамматический строй речи , развивать слуховое внимание .

Развивающие : Развивать слуховое внимание , вербальную и зрительную память.

Воспитательные : Воспитывать внимательное отношение друг к другу; умение слу-шать товарищей, не перебивать их, говорить по одному, не выкрикивать. Пользовать-ся антонимами, подбирать однокоренные слова , соотносить родовые и видовые по-нятия.

Словарная работа : Дать конкретное объяснение слов в речевых играх .

Предварительная работа : 1. Игра «Я знаю 5 названий» , 2. Рассматривание схем, беседа по схеме, 3. Игра «Звуки» .

Материал : демонстрационный : конверт с письмом от Незнайки (задания) .

Раздаточный : карандаши, картинки из серии – «мебель» , «посуда»

Планируемые результаты : Иметь представление, что слова бывают разные – одушевленные и не одушевленные (кто? Что) .

Слова могут быть короткие и длинные (знать, что самое короткое слово это – «Я» ) с помощью приставок, суффиксов – слова могут превращаться в другие и иметь другое значение. Слова бывают нежные , грубые, ласковые, обидчивые…

1. Дети свободно располагаются на коврике, чтобы все видели воспитателя и друг друга.

Воспитатель : ребята, сегодня я приглашаю вас в путешествие в Страну слов . Весь мир слов , которые нас окружают, имеют волшебную силу. С помощью слов можно совершать чудеса, а можно и много плохого. Но мы должны узнать о словах как можно больше и научиться говорить красиво.

Много звуков есть на свете,

Шелест листьев, плеск волны,

А бывают звуки речи – мы их точно знать должны!

Скажем вместе.

Девиз нашего занятия :

Дети : «Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать, все правильно и внятно, чтоб было всем понятно». (Дети выполняют действие с хлопками) .

Воспитатель : Где живут наши звуки?

Дети : В ротике.

Воспитатель : Что помогает правильно произносить звуки и слова ?

Дети : Зубы, язык, горло, уши, глаза, легкие.

Воспитатели : Воспитатель проводит фонетическую зарядку.

Фонетическая зарядка.

Как тикают часы?

Как подзывают цыплят?

Как чикают ножницы?

Как говорят, когда рыба срывается с крючка?

Как жжужит жук?

Как воет волк?

Как паровоз выпускает пар?

Как поют комарики?

Как рычит мотор?

Как просит сказать врач?

Как фыркает кот?

Как выходит воздух из шара?

Как пыхтит каша?

Как шипит змея?

Упражнение для мелкой моторики (с карандашом) :

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу,

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

Воспитатель : «Сегодня я получила письмо, догадайтесь от кого?» (показывает конверт, там нарисован Незнайка) .

Воспитатель достает портфель и говорит : «Давайте все знания, которыми мы с вами владеем, положим, в портфель для Незнайки».

Игра : «Доктор звуков» .

У слона фобот. Положи в чай сафар.

Какой звук я произнесла неправильно?

Игра : «Слова родственники » .

Я назову слова , а вы слова , которые могут быть похожими :

Лес – лесной,

Дерево – деревянный,

Стекло – стеклянный,

Железо – железный,

Пластмасса – пластмассовый.

Слова – превращения .

Жил да был веселый гном,

Он в лесу построил – дом.

Рядом жил поменьше гномик

Под кустом он сделал – домик.

Самый маленький гномишко

Под грибом сложил – домишко.

Старый мудрый гном – гномище

Выстроил большой домище.

Был он стар , и был он сед

И большой был домосед.

А за печкой, за трубой,

Жил у дома – домовой.

Игра : «Кто знает, пусть продолжает» .

Мебель –

Посуда –

Одежда –

Фрукты –

А сейчас отдохнем :

Встаньте прямо, потянитесь, пошагайте, наклонитесь, руки вправо, руки влево…

Встаньте, снова потянитесь и друг другу улыбнитесь.

Игра : «Скажи наоборот» .

Высокий дуб – низкий дуб.

Острый нож – тупой нож.

Сильный – слабый.

Сладкий – горький.

Злой – добрый.

Белый – черный.

Аккуратный – грязный.

Составление рассказа по схеме «о себе» .

Воспитатель показывает последовательность схем и объясняет, как можно составить рассказ (схема прилагается) .

Составление рассказа детьми.

Воспитатель : «Ну а сейчас, нам нужно конверт отправить Незнайке.

У нас есть время – лето, подготовиться к школе».

Воспитатель : Какие мы сложим в конверт игры? Какая игра вам понравилась больше всех?

Воспитатель складывает в конверт игры и говорит, что отправит сегодня письмо Незнайке.

АКТИВНАЯ ПРАКТИКА

Тема недели «Жители леса»

Тема НОД : «Рассказывание по набору игрушек».

Цель НОД : Побуждать детей к самостоятельному составлению рассказа с использованием набора игрушек.

Задачи НОД:

Образовательные:

    учить понимать смысл загадок;

    закрепить обобщающее понятие дикие животные;

    тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между).

Развивающие:

    укреплять артикуляционный аппарат, слова произносить отчетливо, внятно.

Воспитательные:

    воспитывать дружеские взаимоотношения.

: игрушечные животные леса: ежик, лиса, медведь, белка, заяц, мышь.

План НОД :

Предварительный этап

Создание игровой ситуации.

Деятельностный (основной)

    Загадки о животных леса.

    Поиск игрушек.

    Игра «Где мы были - мы расскажем, кого встретили – покажем» (Динамическая пауза).

    Физкультминутка.

Заключительный этап

Подведение итогов.

Ход НОД :

Методическое обоснование

    Мотивационно-проблемный

(этап осмысления)

Воспитатель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас в гостях игрушечный зайчонок. И он предлагает нам отгадать загадки. Попробуем?

(Ответы детей).

Я буду загадывать загадку, а вы отгадывать и искать глазками игрушку – это животное.

Лесом катится клубок,
У него колючий бок.
Он охотится ночами
За жуками и мышами… (Ёж)

В курятник повадилась – ждите беды.
Рыжим хвостом заметает следы… (Лиса) Зимой спит,
Летом ульи ворошит… (Медведь)

Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу… (Белка)

Зимой беленький,
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится… (Заяц)

Маленький рост, длинный хвост,
Серенькая шубка, остренькие зубки… (Мышь)

Как вы думаете, о ком или о чем мы сегодня будем говорить?

(Ответы детей).

Правильно, мы сегодня поговорим о животных. А о каких животных?

(Ответы детей).

Учить понимать смысл загадок.

Закрепить обобщающее понятие дикие животные.

    Деятельностный (основной)

Воспитатель:

Ребята, отгадывая загадки, мы с вами искали игрушки. Мы сейчас с зайчиком посмотрим, кто из вас был самый внимательный?

    Где был игрушечный ежик? (под стульчиком)

    Где был игрушечный лисенок? (в шкафу)

    Где был игрушечный медвежонок? (между машинами)

    Где была игрушечная белка? (под нарисованным деревом)

    Где был игрушечный зайчик? (в кукольной кроватке)

    Где была игрушечная мышка? (между цветами, на подоконнике)

Тренировать в правильном и осознанном употреблении предлогов с пространственным значением (в, под, между).

Динамическая пауза.

Игра «Где мы были - мы расскажем, кого встретили – покажем».

Дети встают в хоровод. Говорят слова «Где мы были - мы расскажем, кого встретили – покажем».

Мы были в лесу, под кустом ….. (на дереве, в норе, в берлоге, на полянке).

Кого видели? Дети отвечают и показывают (изображают животное).

Зайца …. (белку, лису, медведя, мышку)

Установка на громкую, четкую речь, правильное произношение звуков.

Укреплять артикуляционный аппарат, слова произносить отчетливо, внятно

Составление рассказа по игрушкам.

Воспитатель обращает внимание на схему составления рассказа.

При необходимости дает образец.

Физкультминутка
Вышел зайчик погулять. (Ходьба на месте)
Начал ветер утихать.
Зайка маленький устал –
Хочет спрятаться в кустах. (Приседание)
Вот он скачет вниз по склону,

(Прыжки на месте)
Забегает в лес зеленый
И несется меж стволов,
Средь травы, цветов, кустов.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

    Заключительный этап

Дети анализируют чей рассказ им понравился больше всего, почему?

Всем спасибо! А зайчику пора домой в лес.

Список литературы:

    Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. - С.52

Самоанализ организации НОД:

Фронтальное занятие по развитию речи в средней группе на тему «Рассказывание по набору игрушек» проведено 18 января 2017г.

На основном этапе НОД были использованы: загадки о животных леса, поиск игрушек, игра «Где мы были - мы расскажем, кого встретили – покажем», составление рассказа по игрушкам.

Формы организации: ответы на вопросы, загадки, игры, беседа. Средства: игрушки.

Путем устранения перегрузки на занятии служили динамическая пауза и физкультминутка.

Временной регламент соблюден.

План-конспект НОД

проведенного в средней группе № 6 МБДОУ детский сад №34 «Родничок»,

составила Абдуллина Ирина Вагизовна

Тема НОД :В. Бианки «Первая охота»

Цель НОД : Познакомить дошкольников с птицами, учить наблюдательности, развивать память, речь, умение отвечать на вопросы.

Оборудование (наглядные материалы) : текст произведения, иллюстрации к тексту, фланелеграф, картинки с главными героями, бумага, цветные карандаши.

План НОД :

Предварительный этап

Проверка готовности к занятию.

Мотивационно-проблемный (этап осмысления)

Актуализация (что известно, что будем изучать).

Создание игровой ситуации.

Деятельностный (основной)

Ознакомление, изучение нового материала

(проверка понимания закрепление, обобщение, систематизация)

    Чтение сказки.

    Беседа и обсуждение.

    Физкультминутка.

    Рисование птицы.

Заключительный этап

Рефлексия целей, содержания деятельности, эмоционального состояния детей (что нового узнали, какие новые слова узнали, как узнали, чем понравилось, что было трудным).

Подведение итогов.

Ход НОД :

(последовательность) деятельности

Методическое обоснование

    Мотивационно-проблемный

(этап осмысления)

Воспитатель:

Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с произведением Виталия Бианки «Первая охота».

Целевая установка.

    Деятельностный (основной)

Чтение сказки В. Бианки «Первая охота».

Знакомство с произведением.

Чтение сопровождается показом иллюстраций на фланелеграфе.

Беседа и обсуждение сказки.

Вопросы детям:

    Какие звери попадались Щенку на охоте?

    С какими птицами пришлось познакомиться Щенку?

    Почему Щенок не узнал Выпь?

    Где она спряталась? (в камышах)

    Почему Щенок не увидел Удота?

    Как выглядит Удот?

    На что он похож? (на пестрый лоскут)

    Куда спряталась Вертишейка?

    Почему испугался Щенок?

Учить наблюдательности, развивать память, речь, умение отвечать на вопросы

Физкультминутка:

Аист, аист, длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист отвечает:

Топай правою ногою,

Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левой ногой.

Вот тогда придешь домой

Рисование птиц, которых встречал щенок (по желанию и на выбор детей).

    Заключительный этап

Подведение итогов.

Вопросы к детям:

С каким произведением мы сегодня познакомились?

Кто главный герой сказки?

Понравилась вам сказка?

Рефлексия.

Самоанализ организации НОД:

Фронтальное занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему «Чтение сказки В. Бианки «Первая охота» проведено 20 января 2017г.

Темп проведения занятия – средний.

Структура занятия и содержание материала для каждого этапа занятия подобрано с учетом возрастных особенностей детей средней группы.

На основном этапе НОД были использованы: чтение сказки, работа с фланелеграфом, беседа и обсуждение, физкультминутка, рисование птицы.

При проведении занятия использовались следующие приемы и методы обучения: словесный, наглядный, познавательный, игровой.

Формы организации: ответы на вопросы, беседа, обсуждение, художественная деятельность.

Средства: текст произведения, иллюстрации к тексту, фланелеграф, картинки с главными героями, бумага, цветные карандаши.

На протяжении всего занятия дети проявляли высокую степень познавательной активности. При ответах на вопросы были внимательны к другим детям.

Эмоциональная атмосфера на занятии - положительная.

В ходе НОД запланированные цели и задачи выполнены.

Материал детьми освоен в полном объеме.

Временной регламент соблюден.

Тема недели «Мир предметов

«Предметы вокруг нас (посуда, мебель, бытовые предметы)»

План-конспект НОД по развитию речи,

проведенного в средней группе № 6 МБДОУ детский сад №34 «Родничок»,

составила Абдуллина Ирина Вагизовна

Тема НОД :

Цели и задачи НОД :

Образовательные:

    учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами;

    учить детей составлять небольшой рассказ, состоящий из нескольких предложений, отражающий содержание картины;

    продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-определения и слова-действия к словам: снег, зима, мороз, снежинка;

    закрепить названия зимней одежды;

    закреплять умение отгадывать загадки;

    активизировать словарь.

Развивающие:

    развивать у детей внимание, память, логическое мышление, творческое воображение;

    развивать моторику рук, чувство ритма, умение двигаться в такт стихотворным строчкам.

Воспитательные:

    воспитывать любовь к родной природе, к русской зиме.

Оборудование (наглядные материалы) : картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня», автор О.И. Соловьева); кукла в зимней одежде, Слайд-презентация «Зимние загадки».

План НОД :

Предварительный этап

Проверка готовности к занятию.

Мотивационно-проблемный (этап осмысления)

Актуализация (что известно, что будем изучать).

Создание игровой ситуации.

Деятельностный (основной)

Ознакомление, изучение нового материала

(проверка понимания закрепление, обобщение, систематизация)

    Беседа о зимней одежде

    Рассматривание и беседа по картине

    Составление рассказа

    Физкультминутка

    Дидактическая игра «Зимние загадки»

    Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки»

    Лексико-грамматическое упражнение «Подбери действие»

Заключительный этап

Рефлексия целей, содержания деятельности, эмоционального состояния детей (что нового узнали, какие новые слова узнали, как узнали, чем понравилось, что было трудным).

Подведение итогов.

Ход НОД :

(последовательность) деятельности

Методическое обоснование

    Мотивационно-проблемный

(этап осмысления)

Воспитатель:

Дети, сегодня к нам в группу пришла гостья, а кто она такая вы узнаете из стихотворения, которое я вам прочту.

Чтение отрывка из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок».

Познакомьтесь с нашей Таней –

Ей пошел четвертый год.

Таня рано утром встанет,

И гулять она пойдет.

Организация внимания детей.

Сюрпризный момент.

    Деятельностный (основной)

Воспитатель:

Наша Таня собирается на улицу. Что ей нужно надеть, чтобы не замерзнуть?

(Дети называют предметы одежды, воспитатель демонстрирует называемые вещи и задает вопросы).

Вопросы к детям:

    Какое это пальто? (зимнее, теплое, меховое).

    Какого цвета?

    Какая шапочка?

    Какая кофта (свитер)?

    Какой шарф? и т.д.

    Про что мы скажем – пушистый, меховой, мягкий? (воротник).

    Зимнее теплое…(пальто).

    Желтая вязаная…(шапочка).

    Красная вязаная теплая шерстяная…(кофта).

    Для чего нужен шарф? (чтобы его повязывать на шею, чтобы было тепло, чтобы не дуло, чтобы не заболеть).

Активизация и обогащение словаря.

Закрепить названия зимней одежды.

Воспитатель:

Наша кукла Таня тепло оделась и собралась на улицу гулять.

Воспитатель выставляет картину.

Дети рассматривают ее, отвечают на вопросы.
Вопросы:

    Кто нарисован на этой картине? (Девочка Таня).

    Где гуляет Таня? Что она делает? (Ответы детей).

    Какое время года изображено на картине?

    Почему вы думаете, что это зима?

    Посмотрите на снег, и скажите, какой он? (белый, пушистый, холодный, мягкий, блестящий, чистый).

    А как можно сказать про зиму, какая она? (снежная, морозная, холодная).

    А как Таня одета? (тепло).

    На ней…(пальто, шапка, шарф, варежки, валенки).

Дети описывают одежду.

Воспитатель:

Еще раз посмотрите на картину внимательно и расскажите, где гуляет Таня, что она делает, во что играет? (Ответы детей).

Учить детей внимательно рассматривать картину, понимать ее содержание, отвечать на вопросы полными ответами.

Воспитатель:

Давайте еще раз расскажем о Тане.

В морозный зимний день Таня …(вышла гулять). Взяла она с собой…(ведерки). Оделась Таня тепло. На ней…(меховая шапочка, зимнее пальто, валенки). На рукавичку Тане упала (снежинка - легкая, белая, красивая). На улице холодно, но Таня…(не боится мороза).

А сейчас расскажите о Тане без моей помощи. Кто хочет рассказать?

(Ответы детей).

Учить детей составлять небольшой рассказ, состоящий из нескольких предложений, отражающий содержание картины.

Оценивая рассказы, воспитатель хвалит тех детей, которые включили в свой рассказ определения: белый, пушистый (снег), снежная, холодная (зима).

Воспитатель:

А сейчас мы все тепло оденемся и вместе с куклой Таней пойдем на прогулку (имитация: надевают верхнюю одежду, затем выходят на ковер).

Физкультминутка «Прогулка»
На дворе мороз и ветер,

Во дворе гуляют дети

Ручки потирают,

Ручки согревают

Чтоб не зябли ножки,

немножко
Нам мороз не страшен,

Весело мы пляшем.

Дидактическая игра «Зимние загадки» (слайд-презентация)
Дети, давайте покажем кукле Тане, как вы умеете отгадывать «зимние» загадки и подбирать слова-определения и слова-действия к отгадкам.

(Воспитатель загадывает загадки о снеге, зиме, морозе, а дети отгадывают).

Закреплять умение отгадывать загадки.

Продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-определения и слова-действия к словам: снег, зима, мороз, снежинка.

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки».

    Зима какая? (холодная, морозная, снежная, веселая).

    Снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый, блестящий).

    Мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый).

    Снежинка какая? (легкая, колючая, нежная, холодная, белая, красивая, узорчатая, резная).

Обогащение словаря.

Продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-определения к словам: снег, зима, мороз, снежинка.

Лексико-грамматическое упражнение «Подбери действия»

    Снег что делает? (идет, падает, кружится, летит, скрипит).

    Мороз что делает? (щиплет, трещит, кусает, рисует).

    Снежинка что делает? (летит, опускается, падает, кружится, тает).

Обогащение словаря.

Продолжать учить детей выполнять творческие задания: подбирать слова-действия к словам: снег, зима, мороз, снежинка.

    Заключительный этап

В конце занятия кукла Таня благодарит детей за интересные рассказы, хвалит их за то, что дети хорошо занимались. Воспитатель предлагает детям после занятий тепло одеться, взять куклу Таню с собой на прогулку и пока тать ее на санках.

Оценка за работу на занятии, похвала.

Список литературы:

    Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами,2008

    Александрова З. «Таня и волчок»

    Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – С.50.

    Лысаков В.Г. 1000 загадок, 2006г.

    Ушакова О.С., Струнина Е.М. Развитие речи детей 4-5 лет. - С.55.

Самоанализ организации НОД:

Фронтальное занятие по развитию речи в средней группе на тему «Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза» проведено 25 января 2017г.

Тема НОД:Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»

Темп проведения занятия – средний.

Структура занятия и содержание материала для каждого этапа занятия подобрано с учетом возрастных особенностей детей средней группы.

На основном этапе НОД были использованы: беседа о зимней одежде; рассматривание и беседа по картине; составление рассказа, физкультминутка; дидактическая игра «Зимние загадки»; лексико-грамматическое упражнение «Подбери признаки»; лексико-грамматическое упражнение «Подбери действие».

При проведении занятия использовались следующие приемы и методы обучения: словесный, наглядный, познавательный, игровой.

Формы организации: ответы на вопросы, беседа, обсуждение, рассматривание картины, загадки.

Средства: картина «Таня не боится мороза» (серия «Наша Таня», автор О.И. Соловьева); кукла в зимней одежде, Слайд-презентация «Зимние загадки».

Путем устранения перегрузки на занятии служила физкультминутка.

На протяжении всего занятия дети проявляли высокую степень познавательной активности. При ответах на вопросы были внимательны к другим детям.

Эмоциональная атмосфера на занятии - положительная.

В ходе НОД запланированные цели и задачи выполнены.

Материал детьми освоен в полном объеме.

Временной регламент соблюден.

План-конспект НОД

по ознакомлению с художественной литературой,

проведенного в средней группе № 6 МБДОУ детский сад №34 «Родничок»,

составила Абдуллина Ирина Вагизовна

Тема НОД :К. Чуковский «Федорино горе».

Цель НОД :

    Помочь вспомнить детям названия и содержание сказок К. Чуковского.

Задачи НОД:

Оборудование (наглядные материалы) : текст сказки; иллюстрации к сказке; картинки посуды, корыта, кочерги, кадушки, ушата,и др., ежа, медведя, жука, фланелеграф.

План НОД :

Предварительный этап

Проверка готовности к занятию.

Мотивационно-проблемный (этап осмысления)

Актуализация (что известно, что будем изучать).

Создание игровой ситуации.

Деятельностный (основной)

Ознакомление, изучение нового материала

(проверка понимания закрепление, обобщение, систематизация)

    Знакомство со сказкой (чтение)

    Обмен впечатлениями об услышанном

    Игра «Посуда»

    Физкультминутка

    Загадки о посуде

    Беседа по сказке

Заключительный этап

Рефлексия целей, содержания деятельности, эмоционального состояния детей (что нового узнали, какие новые слова узнали, как узнали, чем понравилось, что было трудным).

Подведение итогов.

Ход НОД :

(последовательность) деятельности

Методическое обоснование

    Мотивационно-проблемный

(этап осмысления)

Загадки по названиям сказок:

Рады зайчики и белочки,

Рады мальчики и девочки,

Обнимают и целуют косолапого:

Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко».

(«Краденое солнце»)

Мыши кошку изловили,

В мышеловку посадили…

(«Путаница»)

Прибегали светляки,

Зажигали огоньки –

То-то стало весело,

То-то хорошо!

(«Муха-Цокотуха»)

Воспитатель показывает обложки книг или иллюстраций к сказкам Чуковского, читает отрывки из произведений и помогает вспомнить, как называется та или иная сказка и чем она завершается.

    Деятельностный (основной)

Воспитатель напоминает детям, что все эти сказки написал К.И. Чуковский.

И сказку «Федорино горе» тоже написал дедушка Корней.

Воспитатель читает сказку.

Познакомить со сказкой «Федорино горе».

Дает детям возможность обменяться впечатлениями.

Воспитатель:

Ребята, а кому что в сказке показалось особенно смешным.

Воспитатель зачитывает понравившиеся отрывки, в том числе эпизод, который приглянулся педагогу.

Учить понимать содержание произведения, его юмористический смысл.

Игра «Посуда»

Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу картинки и просит убрать те, которые к посуде не относятся.

Закреплять умение правильно называть предметы посуды и обобщающее понятие.

Физкультминутка.

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе),

Очень важный, как начальник.

(другая - изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки,

(приседать) .

Очень хрупкие, бедняжки.

(руки на поясе)

Вот фарфоровые блюдца,

(кружиться),

Только стукни - разобьются.

(рисуя руками круг) .

Вот серебряные ложки,

(потянуться, руки сомкнуть над головой).

Вот пластмассовый поднос –

Он посуду нам принес.

(сделать большой круг).

Психоэмоциональная и физическая разгрузка.

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадки.

Мы компот в нее нальем,

чая из нее попьем,

сока, простокваши,

что же это ….. (чашка).

Под чашкой я всегда стою,

Чайку пролиться не даю.

По моей тарелке лодочка плывет,

Лодочку с едой отправляю в рот.

Беседа по сказке:

    О ком говорится в сказке?

    Как звали главную героиню? (Федора Егоровна).

    Какое животное испугалось и растопырило глаза? (Коза).

    Как скакали тарелки? (Как белки).

    Какие предметы посуды ушли от Федоры?

    Как вы думаете, почему они ушли?

    Что в конце сказки сделала Федора?

    Вернулась ли к Федоре посуда?

    Как мы должны относиться к посуде и вещам?

Активизировать в речи глаголы.

    Заключительный этап

Какое произведение мы сегодня читали?

Вам понравилась сказка?

Что в сказке вам понравилось больше всего?

Рефлексия целей, содержания деятельности, эмоционального состояния детей.

Список литературы:

    Голицына Н.С. Конспекты комплексно-тематических занятий. Средняя группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013. – С.109.

    Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – С. 53.

Самоанализ организации НОД:

Фронтальное занятие по ознакомлению с художественной литературой в средней группе на тему «Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе» проведено 27 января 2017г.

Темп проведения занятия – средний.

Структура занятия и содержание материала для каждого этапа занятия подобрано с учетом возрастных особенностей детей средней группы.

На основном этапе НОД были использованы: знакомство со сказкой (чтение), обмен впечатлениями об услышанном, игра «Посуда» (работа с фланелеграфом), физкультминутка, загадки о посуде, беседа по сказке.

При проведении занятия использовались следующие приемы и методы обучения: словесный, наглядный, познавательный, игровой.

Формы организации: ответы на вопросы, беседа, обсуждение, игра.

Средства: текст сказки; иллюстрации к сказке; картинки посуды, корыта, кочерги, кадушки, ушата и др., ежа, медведя, жука, фланелеграф.

Путем устранения перегрузки на занятии служила физкультминутка.

На протяжении всего занятия дети проявляли высокую степень познавательной активности. При ответах на вопросы были внимательны к другим детям.

Эмоциональная атмосфера на занятии - положительная.

В ходе НОД запланированные цели и задачи выполнены.

Материал детьми освоен в полном объеме.

Временной регламент соблюден.

По группам:

Показаны публикации 1-10 из 21933 .
Все разделы | Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД

Конспект НОД по социальному и речевому развитию «Перелётные птицы» Тема : «Перелетные птицы» Программное содержание. 1. Актуализация представлений детей о перелетных птицах и их птенцах. 2.Упражнять детей в узнавании и назывании перелет¬ных птиц (скворец, ласточка, грач, аист, соловей) ; 3.Закреплять знания об их отличительных признаках (окра¬ска...

Конспект занятия в средней группе по развитию речи . Тема : Чтение сказки К.Чуковского «Телефон» Составила воспитатель МДОАУ №22 Колпакова Милана Алексеевна Цель : Закреплять знание детей о литературных произведениях Корнея Ивановича Чуковского. Порадовать детей чтением весёлой...

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД - Конспект занятия для старшей группы по развитию речи «Богатство осени»

Публикация «Конспект занятия для старшей группы по развитию речи «Богатство...» Конспект занятия для старшей группы по развитию речи «Богатство осени» Цель: систематизировать временные представления детей об окружающем мире. Задачи: систематизировать, закреплять представления детей об изменениях в природе осенью; развивать устную речь, активизировать...

Конспект по развитию речи «Чтение сказки «Колобок» для второй младшей группы Конспект по развитию речи для 2 младшей группы на тему «Чтение сказки «Колобок» Цель: Познакомить со сказкой Колобок обр. Ушинского. Задачи: 1.Познакомить детей с русской народной сказкой «Колобок» 2. Упражнять детей в образовании слов по аналогии. 3.Развивать эмоциональное...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи «Домашние животные» в подготовительной к школе группе Программные задачи: Учить составлять рассказ по одной из картин, придумывать предшествовавшие и последующие события; учить оценивать содержание рассказа, правильность построения предложений; учить употреблять существительные в родительном падеже множественного числа, подбирать...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Зайцы» Обучение рассказыванию по игрушке «Зайцы» в старшем дошкольном возрасте. Цель: Обучение детей рассказывать по игрушке «Зайцы» Задачи: Образовательная: Формировать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ; Развивающая: Развивать связную речь;...

Занятия по развитию речи. Конспекты занятий, НОД - Конспект проведения НОД по развитию речи «Укладываем куклу Катю спать»

Конспект проведения НОД по развитию речи на тему « Укладываем куклу Катю спать» Реализуемая образовательная область Развитие речи Реализуемая технология Технология интегрированного обучения Интеграция образовательных областей: «Развитие речи», «Социально-коммуникативное»,...

«Учимся пересказу». Развитие связной речи у дошкольников Развитие связной речи у детей формируется в дошкольном периоде детства. Овладение родным языком, является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании как общая основа воспитания и обучения детей. В работе...

Конспект занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Составление рассказов по картине «Кошка с котятами» Тема: Составление рассказов по картине "Кошка с котятами" Задачи: создать условия для формирования умений внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию, способствовать закреплению в речи названия животных и их детёнышей, активизировать в речи...

Конспект занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи в первой ранней группе «Как звери готовятся к зиме» Расширение ориентировки в окружающем и развитие речи. Конспект занятия в I ранней группе. Тема: «Как звери готовятся к зиме» Цель: создать условия для детей с понятием дикие животные (заяц, медведь, еж, белка); побуждать детей устанавливать простейшие связи между сезонными...

Конспекты занятий по развитию речи

Этот раздел с конспектами позволит внимательным родителям и воспитателям детских дошкольных учреждений выбрать интересные и увлекательные формы для занятий с дошколятами по развитию речи. Для детей в любом упражнении очень важен элемент игры – с ним им намного проще и легче усваивать новый материал, а приведенные конспекты уделяют много внимания именно игровой составляющей. «В сказочном лесу у дедушки Ау», «Петушок – золотой гребешок», «В гостях у гномиков» и другие сценарии помогут вызвать положительные эмоции у малышей от игры в сказки и со сказочными героями, разовьют их воображение и логическое мышление. Кроме того, представленные сценарии помогают развивать общение в группе, а также чувство сопереживания.

Некоторые из материалов сопровождаются не только подробными и четкими описаниями, но и красочными иллюстрациями. Веселые загадки и стихотворения, песенки и яркие материалы помогут сделать занятия с детьми не только полезными, но и увлекательными. Занятие «Мы ищем Кляксу» поможет подобрать однокоренные слова, познакомит детей с понятием ударного слога, увлечет словесными ребусами, а также поможет в составлении слов из слогов.

Каждый из желающих в этом разделе найдет подходящий для себя сценарий: можно выбрать вариант в зависимости от любимых детских героев или от поставленных задач. В любом случае этот раздел станет хорошим дополнением в копилку развивающих занятий с детьми.