Презентация к уроку расчеты по химическим формулам. Расчеты по химическим уравнениям. Найдем объем вещества, который требуется вычислить

Слайд 1

Расчеты по химическим уравнениям

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 2

Цели урока:

познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям: находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ, продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций.

Слайд 3

Какое явление не является признаком химических превращений:

а) появление осадка;

б) выделение газа;

в) изменение объема;

г) появление запаха.

Слайд 4

«Куча мала»

4Al + 3O2 = 2Al2O3 MgCO3= MgO + CO2 2HgO= 2Hg + O2 2Na + S=Na2S Zn + Br2 = ZnBr2 Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2 Fe + CuSO4=FeSO4+Cu

Укажите цифрами а) уравнения реакций соединения:… б)уравнения реакций замещения:…. в) уравнения реакций разложения:…

Слайд 5

Алгоритм решения расчетных задач с использованием уравнений химических реакций.

1. Внимательно прочитайте текст задачи

2. Составьте уравнения химической реакции

3. Выпишите данные из условия задачи с соответствующими единицами измерения (вместе с неизвестными величинами) в уравнение над формулами

4. Под формулами веществ запишите соответствующие значения этих величин, найденные по уравнению реакции.

5. Составляете пропорциональную зависимость и решаете ее

6. Записываете ответ задачи

Слайд 6

Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г.

Дано: m(Н20) = 9г m(О2) = ? г

Решение: n= = 0,5 моль М(Н2О) = 18 г/моль М(О2) = 32 г/моль

Слайд 7

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ - стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением

2Н2О = 2Н2 + О2 0,5моль Х моль 2моль 1моль

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составляем пропорцию

0,5моль х моль 2 моль 1 моль

Откуда х = 0,25 моль

Слайд 8

Следовательно, n(O2)=0,25 моль

Найдем массу вещества, которую требуется вычислить

m(O2)= n(O2)*M(O2)

m(O2) = 0,25 моль 32 г/моль = 8 г

Запишем ответ Ответ: m(О2) = 8 г

Слайд 9

Задача 2 Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося в результате разложения порции воды массой 9 г.

Дано: m(Н2О)=9г V(02)=?л(н.у.) М(Н2О)=18 г/моль Vm=22,4л/моль

Найдем количество вещества, масса которого дана в условии задачи

Слайд 10

Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты

Слайд 11

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию

Найдем объем вещества, который требуется вычислить

V(O2)=0,25моль 22,4л/моль=5,6л (н. у.)

Ответ: 5,6 л

Слайд 12

Задачи для самостоятельного решения

При восстановлении углем оксидов Fe2O3 и SnO2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?

2.В каком случае образуется больше воды: а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)?

Слайд 13

Решение задачи 1.

Дано: Решение: m(Fe) = 20г n(Fe)= m/M, n(Fe) = 20г/56г/моль=0,36моль m(Fe2O3)=? хмоль 0,36моль 2Fe2O3 + C = 4Fe + 3CO2 2моль 4моль

хмоль 0,36моль 4моль х=0,18моль M(Fe2O3)=160г/моль M(Fe)=56г/моль

m(Fe2O3)= n*M, m(Fe2O3)= 0,18*160=28,6

Ответ: 28,6г

Слайд 14

Решение задачи 2

Дано: Решение: m(Cu2O)=10г m (CuO)=10г 1. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O m (H2O) 2. n(Cu2O) = m/ M(Cu2O) n(Cu2O) = 10г/ 144г/моль = 0,07 моль 0,07моль хмоль 3. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O M(Cu2O) = 144г/моль 1моль 1моль M(CuO) = 80 г/моль 4. 0,07моль хмоль 1моль 1моль х моль = 0,07моль, n(H2O)=0,07 моль m (H2O) = n * M(H2O); m(H2O) = 0,07моль*18г/моль=1,26г

Слайд 17

Литература

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г. 2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г. 3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 - 9 классы.ВАКО, Москва,2006г. 4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г. 5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003. 6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000

Слайд 2

Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям:
    • находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ,
    • продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций.

Слайд 3

  • Какое явление не является признаком химических превращений:

а) появление осадка;

б) выделение газа;

в) изменение объема;

г) появление запаха.

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 4

«Куча мала»

  1. 4Al + 3O2 = 2Al2O3
  2. MgCO3= MgO + CO2
  3. 2HgO= 2Hg + O2
  4. 2Na + S=Na2S
  5. Zn + Br2 = ZnBr2
  6. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2
  7. Fe + CuSO4=FeSO4+Cu
  • Укажите цифрами

а) уравнения реакций соединения:…

б) уравнения реакций замещения:….

в) уравнения реакций разложения:…

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 5

  • Алгоритм решения расчетных задач с использованием уравнений химических реакций.

1. Внимательно прочитайте текст задачи

2. Составьте уравнения химической реакции

3. Выпишите данные из условия задачи с соответствующими

единицами измерения (вместе с неизвестными величинами)

в уравнение над формулами

4. Под формулами веществ запишите соответствующие значения

этих величин, найденные по уравнению реакции.

5. Составляете пропорциональную зависимость и решаете ее

6. Записываете ответ задачи

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 6

  • Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения

порции воды массой 9 г.

  • Дано:
  • Решение:

М(Н2О) = 18 г/моль

М(О2) = 32 г/моль

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 7

    • 2Н2О = 2Н2 + О2
    • 0,5моль
    • Х моль
    • 2моль
    • 1моль
  • Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.

Для этого составляем пропорцию

0,5моль х моль

2 моль 1 моль

откуда х = 0,25 моль

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 8

  • Найдем массу вещества, которую требуется вычислить

m(O2)= n(O2)*M(O2)

m(O2) = 0,25 моль 32 г/моль = 8 г

  • Запишем ответ
  • Ответ: m(О2) = 8 г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 9

  • Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося

в результате разложения порции воды массой 9 г.

  • Дано:

V(02)=?л(н.у.)

М(Н2О)=18 г/моль

Vm=22,4л/моль

  • Решение:

Найдем количество вещества, масса которого дана в условии задачи

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 10

  • Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты

2Н2О = 2Н2 + О2

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное значение количества вещества, а под формулами веществ - стехиометрические соотношения, отображаемые химическим уравнением

2Н2О = 2Н2 + О2

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 11

  • Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию

0,5моль х моль

2 моль 1 моль

Следовательно, n(O2)=0,25 моль

Найдем объем вещества, который требуется вычислить

V(O2)=0,25моль 22,4л/моль=5,6л (н. у.)

  • Ответ: 5,6 л

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 12

Задачи для самостоятельного решения

1.При восстановлении углем оксидов Fe2O3и SnO2 получили по 20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?

2.В каком случае образуется больше воды:

а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или

б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)?

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 13

Решение задачи 1

Дано: Решение:

m(Fe) = 20г n(Fe)= m/M,

n(Fe) = 20г/56г/моль=0,36моль

m(Fe2O3)=? хмоль 0,36моль

2Fe2O3 + C = 4Fe + 3CO2

2моль 4моль

M(Fe2O3)=160г/моль

M(Fe)=56г/моль

m(Fe2O3)= n*M, m(Fe2O3)= 0,18*160=28,6

Ответ: 28,6г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 14

Решение задачи 2

Дано: Решение:

1. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O

m (H2O) 2. n(Cu2O) = m/ M(Cu2O)

n(Cu2O) = 10г/ 144г/моль = 0,07 моль

0,07моль хмоль

3. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O

M(Cu2O) = 144г/моль 1моль 1моль

M(CuO) = 80 г/моль 4. 0,07моль хмоль

1моль 1моль

х моль = 0,07моль, n(H2O)=0,07 моль

m (H2O) = n * M(H2O);

m(H2O) = 0,07моль*18г/моль=1,26г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 15

CuO + H2 = Cu + H2O

n(CuO) = m/ M(CuO)

n(CuO) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль

0,125моль хмоль

CuO + H2 = Cu + H2O

1моль 1моль

0,125моль хмоль

1моль 1моль

х моль = 0,125моль, n(H2O)=0,125 моль

m (H2O) = n * M(H2O);

m(H2O) = 0,125моль*18г/моль=2,25г

Ответ:2,25г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 16

Домашнее задание

  • Изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу
  • Какую массу оксида кальция и какой объём углекислого газа (н.у.) можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?

CaCO3 = CaO + CO2

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Слайд 17

Литература

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.

3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 - 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.

4. ГорковенкоМ.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.

5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.

6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Посмотреть все слайды


Подписи к слайдам:

Расчеты по химическим уравнениям

Цели урока:

познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям:

находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ,

продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций.

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Какое явление не является признаком
химических превращений:

а) появление осадка;

б) выделение газа;

в) изменение объема;

г) появление запаха.

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

«Куча мала»

4Al + 3O2 = 2Al2O3

MgCO3= MgO + CO2

Zn + Br2 = ZnBr2

Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2

Fe + CuSO4=FeSO4+Cu

Укажите цифрами

а) уравнения реакций

соединения:…

б)уравнения реакций

замещения:….

в) уравнения реакций

разложения:…

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Алгоритм решения расчетных задач с использованием уравнений химических реакций.

1. Внимательно прочитайте текст задачи

2. Составьте уравнения химической реакции

3. Выпишите данные из условия задачи с соответствующими

единицами измерения (вместе с неизвестными величинами)

в уравнение над формулами

4. Под формулами веществ запишите соответствующие значения

этих величин, найденные по уравнению реакции.

5. Составляете пропорциональную зависимость и решаете ее

6. Записываете ответ задачи

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Задача 1.

Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения

порции воды массой 9 г.

m(О2) = ? г

М(Н2О) = 18 г/моль

М(О2) = 32 г/моль

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

химическим уравнением

2Н2О = 2Н2 + О2

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.

Для этого составляем пропорцию

0,5моль х моль

2 моль 1 моль

откуда х = 0,25 моль

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Следовательно,

n(O2)=0,25 моль

Найдем массу вещества, которую требуется вычислить

m(O2)= n(O2)*M(O2)

m(O2) = 0,25 моль 32 г/моль = 8 г

Запишем ответ

Ответ: m(О2) = 8 г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося

в результате разложения порции воды массой 9 г.

V(02)=?л(н.у.)

М(Н2О)=18 г/моль

Vm=22,4л/моль

Найдем количество вещества, масса которого дана в условии задачи

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты

2Н2О = 2Н2 + О2

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное

значение количества вещества, а под формулами веществ -

стехиометрические соотношения, отображаемые

химическим уравнением

2Н2О = 2Н2 + О2

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию

0,5моль х моль

2 моль 1 моль

Следовательно,

n(O2)=0,25 моль

Найдем объем вещества, который требуется вычислить

V(O2)=0,25моль 22,4л/моль=5,6л (н. у.)

Ответ: 5,6 л

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Задачи для самостоятельного решения

При восстановлении углем оксидов Fe2O3 и SnO2 получили по

20 г Fe и Sn. Сколько граммов каждого оксида было взято?

2.В каком случае образуется больше воды:

а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu2O) или

б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди(II) (CuO)?

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Решение задачи 1.

Дано: Решение:

m(Fe) = 20г n(Fe)= m/M,

n(Fe) = 20г/56г/моль=0,36моль

m(Fe2O3)=? хмоль 0,36моль

2Fe2O3 + C = 4Fe + 3CO2

2моль 4моль

M(Fe2O3)=160г/моль

M(Fe)=56г/моль

m(Fe2O3)= n*M, m(Fe2O3)= 0,18*160=28,6

Ответ: 28,6г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Решение задачи 2

Дано: Решение:

1. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O

m (H2O) 2. n(Cu2O) = m/ M(Cu2O)

n(Cu2O) = 10г/ 144г/моль = 0,07 моль

0,07моль хмоль

3. Cu2O + H2 = 2Cu + H2O

M(Cu2O) = 144г/моль 1моль 1моль

M(CuO) = 80 г/моль 4. 0,07моль хмоль

1моль 1моль

х моль = 0,07моль, n(H2O)=0,07 моль

m (H2O) = n * M(H2O);

m(H2O) = 0,07моль*18г/моль=1,26г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

CuO + H2 = Cu + H2O

n(CuO) = m/ M(CuO)

n(CuO) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль

0,125моль хмоль

CuO + H2 = Cu + H2O

1моль 1моль

0,125моль хмоль

1моль 1моль

х моль = 0,125моль, n(H2O)=0,125 моль

m (H2O) = n * M(H2O);

m(H2O) = 0,125моль*18г/моль=2,25г

Ответ:2,25г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Домашнее задание

изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу

Какую массу оксида кальция и какой объём углекислого газа (н.у.)

можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?

CaCO3 = CaO + CO2

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Литература

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.

3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 - 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.

4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.

5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.

6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат

Расчеты по химическим уравнениям

Подготовил учитель химии КОУ ВО «ЦЛПДО» Саврасова М.И.


Цели урока:

  • познакомить учащихся с основными способами решения задач по химическим уравнениям:
  • находить количество, массу и объём продуктов реакции по количеству, массе или объёму исходных веществ,
  • продолжить формирование умения составлять уравнения химических реакций.

Какое явление не является признаком химических превращений:

а) появление осадка;

б) выделение газа ;

в) изменение объема;

г) появление запаха.

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


«Куча мала»

  • 4Al + 3O 2 = 2Al 2 O 3
  • MgCO 3 = MgO + CO 2
  • 2HgO= 2Hg + O 2
  • 2Na + S=Na 2 S
  • Zn + Br 2 = ZnBr 2
  • Zn + 2HCl = ZnCl 2 + H 2
  • Fe + CuSO 4 =FeSO 4 +Cu
  • Укажите цифрами

а) уравнения реакций

соединения:…

б)уравнения реакций

замещения:….

в) уравнения реакций

разложения:…

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


Алгоритм решения расчетных задач с использованием уравнений химических реакций.

1. Внимательно прочитайте текст задачи

2. Составьте уравнения химической реакции

3. Выпишите данные из условия задачи с соответствующими

единицами измерения (вместе с неизвестными величинами)

в уравнение над формулами

4. Под формулами веществ запишите соответствующие значения

этих величин, найденные по уравнению реакции.

5. Составляете пропорциональную зависимость и решаете ее

6. Записываете ответ задачи

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


Задача 1.

Вычислите массу кислорода, выделившегося в результате разложения

порции воды массой 9 г.

Дано:

m(Н 2 0) = 9г

m(О 2 ) = ? г

= 0,5 моль

М(Н 2 О) = 18 г/моль

М(О 2 ) = 32 г/моль

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


химическим уравнением

0,5моль

Х моль

2 О = 2Н 2 + О 2

2моль

1моль

Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти.

Для этого составляем пропорцию

0,5моль х моль

2 моль 1 моль

откуда х = 0,25 моль

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


Следовательно,

n(O 2 )=0,25 моль

Найдем массу вещества, которую требуется вычислить

m ( O 2 )= n ( O 2 )* M ( O 2 )

m ( O 2) = 0,25 моль 32 г / моль = 8 г

Запишем ответ

Ответ: m(О 2 ) = 8 г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


Задача 2

Вычисление объема вещества по известной массе другого вещества, участвующего в реакции

Вычислите объем кислорода (н. у.), выделившегося

в результате разложения порции воды массой 9 г.

Решение:

Дано:

m(Н 2 О)=9г

Найдем количество вещества, масса которого дана в условии задачи

V(0 2 )=?л(н.у.)

М(Н 2 О)=18 г/моль

= 0,5 моль

Vm=22,4л/моль

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


Запишем уравнение реакции. Расставим коэффициенты

2 О = 2Н 2 + О 2

Над формулой в уравнении реакции запишем найденное

значение количества вещества, а под формулами веществ -

стехиометрические соотношения, отображаемые

химическим уравнением

0,5моль

Х моль

2 О = 2Н 2 + О 2

2моль

1моль

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


Вычислим количество вещества, массу которого требуется найти. Для этого составим пропорцию

0,5моль х моль

2 моль 1 моль

n(O2)=0,25 моль

Следовательно,

Найдем объем вещества, который требуется вычислить

V(0 2 )=n(0 2 ) V m

V(O 2 )=0,25моль 22,4л/моль=5,6л (н. у.)

Ответ: 5,6 л

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


Задачи для самостоятельного решения

  • При восстановлении углем оксидов Fe 2 O 3 и SnO 2 получили по

20 г Fe и Sn . Сколько граммов каждого оксида было взято?

2.В каком случае образуется больше воды:

а) при восстановлении водородом 10 г оксида меди (I) (Cu 2 O) или

б) при восстановлении водородом 10 г оксида меди( II) (CuO) ?

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


Решение задачи 1.

Дано: Решение:

m(Fe) = 20 г n(Fe)= m/M ,

n(Fe) = 20 г/56г/моль=0,36моль

m(Fe 2 O 3 ) =? хмоль 0,36моль

2 Fe 2 O 3 + C = 4Fe + 3CO 2

2 моль 4моль

M(Fe 2 O 3 )=160 г/моль

хмоль

0,36моль

M(Fe)=56 г/моль

2моль

2моль

4моль

х=0,18моль

m(Fe 2 O 3 )= n*M, m(Fe 2 O 3 )= 0,18*160=28,6

Ответ: 28,6г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


Решение задачи 2

Дано: Решение:

m(Cu 2 O)=10 г

m (CuO)=10 г

1. Cu 2 O + H 2 = 2Cu + H 2 O

m (H 2 O) 2. n(Cu 2 O) = m/ M(Cu 2 O)

n ( Cu 2 O ) = 10г/ 144г/моль = 0,07 моль

0,07 моль хмоль

3. Cu 2 O + H 2 = 2Cu + H 2 O

M ( Cu 2 O ) = 144г/моль 1моль 1моль

M ( CuO ) = 80 г/моль 4. 0,07моль хмоль

1моль 1моль

х моль = 0,07моль, n ( H 2 O )=0,07 моль

m (H 2 O) = n * M(H 2 O);

m ( H 2 O ) = 0,07моль*18г/моль=1,26г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


CuO + H 2 = Cu + H 2 O

n ( CuO ) = m / M ( CuO )

n ( CuO ) = 10г/ 80г/моль = 0,125 моль

0, 125моль хмоль

CuO + H 2 = Cu + H 2 O

1моль 1моль

0,125моль хмоль

1моль 1моль

х моль = 0,125моль, n ( H 2 O )=0,125 моль

m (H 2 O) = n * M(H 2 O);

m ( H 2 O ) = 0,125моль*18г/моль=2,25г

Ответ:2,25г

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


Домашнее задание

изучить материал учебника с. 45-47, решить задачу

Какую массу оксида кальция и какой объём углекислого газа (н.у.)

можно получить при разложении карбоната кальция массой 250г?

CaCO3 = CaO + CO2

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат


Литература

1. Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. М. Дрофа 2006г.

2. Габриелян О.С. Химия. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Дрофа. М. 2005г.

3. Горбунцова С.В. Тесты по основным разделам школьного курса хииии. 8 - 9 классы.ВАКО, Москва,2006г.

4. Горковенко М.Ю.Поурочные разработки по химии. К учебникам О.С.Габриеляна, Л.С.Гузея, В.В.Сорокина, Р.П.Суровцевой и Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г.Фельдмана. 8 класс.ВАКО, Москва, 2004г.

5. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2003.

6.Радецкий А.М., Горшкова В.П. Дидактический материал по химии для 8-9 классов: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000

Никитина Н.Н., учитель химии, МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №1" г.Нурлат