Великий князь андрей юрьевич боголюбский. Семья болконских Какие черты унаследовал князь андрей от отца

Тема. Семейный уклад жизни Болконских

Цель: привлечь внимание студентов к проблемам семьи, охарактеризовать атмосферу, нормы жизни Болконских в романе «Война и мир», показать, какие семейные ценности утверждаются Л.Н Толстым в романе.

Задачи: Образовательные : погрузить в атмосферу романа Л.Н. Толстого, провести сопоставительный анализ великосветского общества Петербурга и дворянских семейств Ростовых и Болконских, выявить авторское отношение к нормам жизни Ростовых и Болконских, а также отношение Толстого к роли семьи в формировании характера человек, учить добывать знания из художественного текста с целью постижения особенностей психологического портрета персонажей;

Развивающие: способствовать развитию умения самостоятельно анализировать выборочные эпизоды прозаического произведения, определять роль эпизода в произведении, способствовать развитию логического мышления студентов и монологической речи, навыков пересказа и выразительного чтения.

Воспитательные:
воспитывать у студентов гуманные чувства, формировать устойчивые нравственные и морально – этические нормы взаимоотношений в семье.

Тип урока: комбинированный

Вид урока: урок – рассуждение

Методика урока: слово учителя, аналитическая беседа с опорой на текст, выразительное чтение, пересказ, сопоставление полученной модели знаний с трактовкой героев режиссером С. Бондарчуком в кинофильме “Война и мир”.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, презентация, отрывки из х/ф «Война и мир», раздаточный материал (выборочные эпизоды из 1 тома романа «Война и мир»). Эпиграф

« … Нигде с такой яркостию и силою не выступала русская семейная жизнь, как в «Войне и мире». Это не роман вообще, не исторический роман, даже не историческая хроника; это – хроника семейная». Н. Н. Страхов

Ход урока.

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. Приветствие. Отчет старосты о посещаемости

2. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ (Проверка домашнего задания)

1. Составьте семейный кодекс Ростовых

2.Определите одним словом главный стержень семьи.

3.Визитная карточка каждой семьи. Запишите её.

3. ЧТЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

А теперь из Москвы из дворянского дома Ростовых перенесёмся в Лысые Горы, имение князя Николая Андреевича Болконского.

Работать на уроке мы будем, опираясь на отдельные эпизоды, т.к. именно сценический эпизод является композиционным центром романа, эпизод романа не существует сам по себе, он ниточками связан с романом (ниточки в прошлое, настоящее, будущее).

Учитель перед каждым сценическим эпизодом дает установку: на что обратить внимание при прочтении.

7.Сценический эпизод «Жизнь в доме Николая Андреевича Болконского»

- Какие порядки царят в доме старого князя Болконского? Здесь царят другие порядки. Холодные отношения, власть разума над эмоциями. Все живые движения души и чувства порицаются.

-Назовите наиболее запоминающиеся детали из жизни старого князя Болконского. Старый князь Николай Андреевич Болконский - упрямый и властный старик, не склоняющийся ни перед чем, человек твердых принципов. В прошлом влиятельный екатерининский вельможа, он был сослан в правление царя Павла I в свое имение Лысые Горы. Хотя ему при новом царствовании был уже разрешен въезд в столицы, он не мог простить обиду и продолжал жить в Лысых Горах. Требователен и к себе, и к окружающим. Главное - честь.

Отставной генерал-аншеф отгородился своим имением, как крепостными стенами, от всего остального мира. Он презирает светскую жизнь, зато его хозяйство «работает как часы». Князь закупает актуальный импортный сельхозинвентарь, лично контролирует сельхозработы. Старый Болконский заботится о крестьянах. Те не воруют, но знают - труд будет оплачен, и если случится нужда, то от князя Николая можно ожидать помощи. Народ его, скорее, уважает, чем любит.

-Какие качества человека Болконский считал пороками (праздность и суеверие), а какие - добродетелями ? (деятельность и ум).

- Чем занимался Болконский в имении Лысые Горы, куда был сослан в правление царя Павла и где продолжал жить, несмотря на то что ему разрешили въезд в столицу? «Постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками».

-Обратите внимание на портрет Болконских и через внешний облик героев покажите своеобразие их характеров. « Старик с зоркими умными глазами», «с блеском умных и молодых глаз», «внушающий чувство почтительности и даже страха», «был резок и неизменно требователен». Главное в Марье – “лучистые глаза”. «Князь Андрей Болконский был небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определёнными и сухими чертами». Сухой, гордый и холодный со всеми, кто неприятен ему; князь Андрей добр, прост, искренен, откровенен с лицами простыми, чуждыми всякой фальши и лжи.

8. Сценический эпизод «Уроки геометрии»

-Как Старый князь относится к детям? У князя Андрея и княжны Марьи нет матери, поэтому отец заменяет родительскую любовь чрезмерной требовательностью к детям, чем делает их глубоко несчастными.

-Какие черты характера отца проявляются во взаимоотношениях с дочерью Марьей? Отец ее, Николай Андреевич Болконский, славится тяжелым характером. Он человек деспотичный и злой, капризный эгоист. Князь регулярно доводит Марью до истерик, издевается над ней, унижает, швыряя тетрадки и называя ее дурой. Княжна Марья Болконская – кроткая и нежная девушка, удаленная от жизни светского общества. Она не развращена современными нравами и чиста.

- Почему старший Болконский требователен к дочери до деспотизма?

(Ключ к разгадке в словах: “А чтобы ты была похожа на наших глупых барышень, не хочу». Источник людских пороков – праздность и суеверие. Нужны ум и деятельность. Потому и учит Марью математике.)

- «Некрасивая – значит должна быть умной. “Кто ее из любви возьмет?” Жестоко, но это спасает Марью.

9. Сценический эпизод «Встреча отца и сына»

-Как этот эпизод углубляет наши представления о характере старого князя Болконского и о его взаимоотношениях с родными?

10. Сценический эпизод «Обед в доме старого князя Болконского»

-Как этот эпизод углубляет наши представления о его взаимоотношениях с людьми? За что Николай Андреевич ценит людей?

11. Сценический эпизод «Политические взгляды Николая Андреевича Болконского»

- Докажите что Андрей Болконский безмерно уважает отца и имеет настоятельную потребность общаться с ним? (Восхищение образованностью отца в политических делах, самообразование. Просьба забрать к себе сына в случае его смерти. Такого комплимента он, может быть, за всю свою жизнь не получал. Это не просто высокая оценка человеческих качеств отца, но и сыновья любовь к нему, выраженная, как и все, что делает Андрей, по-мужски сурово и сдержанно).

10. Сценический эпизод «Прощание отца и сына» (просмотр отрывка из экранизации романа «Война и мир» Сергея Бондарчука)

- С каким чувством отец отправляет Андрея на войну? (С радостью за то, что сын исполняет долг, службу (в высоком значении этого слова).

-Как понимает старший Болконский службу? (Служить, а не прислуживать. Но служить не как Ипполит, которому отец выхлопотал должность посла в Вене, и не адъютантом при каком-то, хоть и важном, но незначительном лице, как Берг, Борис Друбецкой, а при самом Кутузове. Хотя, быть адъютантом при ком бы то ни было не в традициях Болконских.)

- Какая борьба происходит в душе старого князя в момент прощания? Детали? (Борьба отца и гражданина, с победой последнего. Пусть лучше больно, чем стыдно. “Гордость мысли” мешает обоим обнажить всю глубину переживаний. Князь Николай стесняется своих чувств, считая их слабостью. Прощаясь с сыном, он, как бы стесняясь, просит его «остаться живым», добавив при этом, что ему «больно будет», если того убьют. После чего торопливо уходит, чтобы скрыть слезы. )

4. СИНТЕЗ

- - В чём сходство семей Ростовых и Болконских?

Жизнь семьи Болконских в Лысых Горах в каких-то элементах сходна с жизнью Ростовых: та же взаимная любовь членов семьи, та же глубокая сердечность, та же естественность поведения, такая же близость к народу. Болконских отличает от Ростовых глубокая работа мысли, высокий интеллект всех членов семьи. Характерной чертой «породы» Болконских является гордость. Живут умом, а не сердцем.

Дети честны, искренни, откровенны друг с другом; открывают душу родителям, надеясь на полное взаимопонимание. Обе семьи отличаются огромной заботой о своих детях.

-Составим кодекс семьи Болконских . (культ знаний, труда, суровость, деспотизм отца, гордость, чувства не выставлены напоказ)

- «Семейство Болконских точно так же не принадлежит к большому свету. Скорее можно сказать, что оно выше этого света, но во всяком случае оно вне его». (Н. Н. Страхов) Согласны вы с мнением критика? Докажите свою точку зрения.

Возможно письменно заполнить таблицу:

Болконские

Черты характера

Ум, трудолюбие, строгость, чувство собственного достоинства, гордость, требовательность

Атмосфера в семье

Сдержанность чувств, культ знаний, культ труда, уважение и скрытая любовь

5.ИТОГИ

Делайте все, чтобы детство, будущее ваших детей были прекрасными, чтобы семья была крепкой, дружной, семейные традиции хранились и передавались из поколения в поколение. Я желаю счастья в семье, в той, в которой вы живете сегодня, которую сами создадите завтра. Пусть под крышей вашего дома всегда царят взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально .

Приложение (рабочий лист)

Семья – это (дайте ваше определение)

В кодексе (законе) моей семьи я хочу видеть: (от Ростовых)

(от Болконских)

(свое)

Счастье семейной жизни заключается в том

Главный совет взрослым (родителям)

6. ОЦЕНКИ ЗА УРОК. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: прочитать 1т.2,3 часть

Великий государственный деятель.

В июле нынешнего, 2011 года мы будем отмечать 900-летие со дня рождения святого благоверного князя Андрея Боголюбского. Многие историки полагают, что личность его сегодня незаслуженно забыта, в то время как значение великого князя в нашей истории велико.

Святой благоверный великий князь Андрей Боголюбский родился в 1111 году и был вторым по старшинству сыном князя Юрия Долгорукого и его жены половецкой княжны, во святом крещении Марии, дочери половецкого хана Аэпы Асеневича. Имя Юрия Долгорукого более всего известно в русской истории в связи с основанием Москвы – тогда ещё небольшого городка-крепости на западных рубежах Ростово-Суздальской земли. Этот северный край был дан в управление Юрию его отцом князем Владимиром Мономахом. Столицей области был Суздаль, где и располагался княжеский двор. Здесь вырос и возмужал князь Андрей.

От своего знаменитого деда Владимира Мономаха князь Андрей унаследовал многие черты характера: мужество, благородство, великодушие к врагам, цельность натуры и упорство в достижении задуманного. Как и Владимир Мономах, князь Андрей обладал пытливым философским умом, любил читать Священное Писание, заниматься богомыслием. С детства он привык простаивать длинные церковные службы, весь годовой богослужебный круг знал наизусть. В летописи можно найти такую его характеристику: «Благоверный и христолюбивый князь Андрей от млады версты Христа возлюби и Всепречистую Матерь Его, смысл бо очистив и ум, яко палату красну, душу украсив всеми добрыми нравы…не омрачи бо ума своего пиянством». За своё благочестие и получил он наименование Боголюбский.

Доблесть полководца и личное мужество князь Андрей неоднократно проявлял, участвуя в многочисленных походах отца. Особенно в этом отношении показателен подвиг князя Андрея около города Луцка в 1150 году, когда в битве князь Андрей громил передние ряды противника, у него сломалось копьё, было пробито пикой седло, и лишь горячая молитва к великомученику Феодору Стратилату, чья память совершалась в тот день (21 февраля по н.ст.), спасла князя от копья немецкого наёмника.

Князь Андрей не раз в сражениях был близок к смерти, но Промысел Божий хранил его. Вместе с горячим мужеством и бесстрашием князь обладал и редким в то суровое время миротворческим даром, сочетая в себе воинскую доблесть со смирением и милосердием.

Князь Андрей прославился также государственным умом, созидательной кропотливой деятельностью по строительству новых городов. Отец его, Юрий Долгорукий, только намечал, где основать тот или иной город. И Переславль-Залесский, и Юрьев-Польской (1152г.), и Дмитров (1154г.), и Москва (1147г.) крепли именно благодаря таланту, труду и воле деятельного и мудрого князя Андрея. В результате этой плодотворной работы северо-восток Руси к середине XII века превратился в богатый, процветающий, многолюдный край, который смог себя противопоставить в политическом отношении раздробленному, раздираемому княжескими междоусобицами, страдавшему от постоянных набегов кочевников, Киеву. По достижении совершеннолетия княжеским сыновьям давался обычно город для управления. Андрей получил от отца Владимир, в ту пору незначительный город, населённый ремесленниками, купцами, «мизинными» людьми.

Ещё в юности (по некоторым историческим данным) князь Андрей, достигнув совершеннолетия, предпринял путешествие к святыням Востока. Был в Иерусалиме и Константинополе, где прожил несколько лет, изучая быт и нравы народов Византийской империи. Греческие цари приходились ему родственниками, т.к. по линии своего деда, Владимира Мономаха, рождённого от греческой царевны Ирины, он был праправнуком византийского императора Константина Мономаха. Именно тогда, во время пребывания в Византии, у князя Андрея зародилась мысль о создании такого же цельного православного государства с самодержцем во главе на территории раздробленных и разобщённых на тот момент русских земель.

Намного глубже и дальше современников видел князь своим проницательным умом. Он понимал, что за княжескими усобицами в борьбе за киевский престол и лучшие города, за братоубийствами и клятвопреступлениями стоит великая угроза и опасность для Руси. В Киеве великокняжеская власть была сильно ограничена влиятельным и изменчивым городским вечем. Слишком была своевольна родовитая киевская дружина, да и южная граница с неспокойной половецкой степью лежала рядом, поэтому для осуществления замыслов князя Андрея нужна была новая столица. Промыслом Божиим был указан град Владимир.

К концу 1170 года князь Андрей Боголюбский сумел добиться объединения Русской земли под своей властью. Признанный всеми старшим князем, войска которого взяли Киев, Андрей, однако, не пожелал сесть на его золотом престоле. Он перевёл сюда брата своего Глеба из Переяславля, а сам остался жить в далёком и мало ещё известном Владимире на Клязьме.

Князь Андрей Юрьевич, как умный и дальновидный политик, почти не выезжая из своего Боголюбова, сумел в короткое время своего княжения осуществить идею самодержавия. Князья киевские, смоленские, черниговские, рязанские и муромские, даже волынские князья, а в конце концов и вольный «господин Новгород», ходили по его великокняжеской воле.

С необычайной энергией, рядом мудрых и решительных мер Великий Князь Владимирский достиг своей цели. Князь твёрдо верил, что только при единодержавии возможно достижение благоденствия народа, что только таковое – монархическое управление может привести страну к расширению и процветанию.

Идея самодержавия со смертью вдохновителя её не умерла. Через сравнительно недолгий период времени она проявилась в полной силе в собирателях Русской земли, в московских князьях и царях.

Из журнала «Русский дом», 2011, №6

Роль семьи Болконских в произведении

Важную роль играет в романе «Война и мир» семья Болконских. С ними неразрывно связаны основные проблемы произведения великого писателя. В тексте прослеживаются истории нескольких семей. Основное внимание уделяется Болконским, Ростовым и Курагиных. Симпатии автора на стороне Ростовых и Болконских. Между ними большая разница Отношения между Ростовыми чувственные и эмоциональные. Болконскими руководит разум и целесообразность. Но именно в этих семьях воспитываются любимые герои Льва Николаевича Толстого. Члены семьи Болконских являются яркими представителями людей «мира и света». Их судьбы тесно переплетаются с жизненными путями остальных персонажей произведения. Они принимают активное участие в развитии сюжетной линии повествования. Психологические проблемы, вопросы нравственности, морали, семейных устоев находят отражение в изображении этих персонажей.

Характеристика отношений

Болконские относятся к древнему княжескому роду и проживают в имении Лысые горы, расположившемся неподалёку от столицы. Каждый из членов семьи – личность неординарная, наделённая сильным характером и недюжинными способностями.

Глава семьи

Старый князь Николай Андреевич, его сын Андрей Николаевич и княжна Марья Николаевна – члены семьи Болконских в романе «Война и мир».

Во главе семьи стоит старый князь Болконский. Это человек с сильным характером и устоявшимся мировоззрением. Успешная карьера военного, почести и уважение остались для него в далёком прошлом. На страницах книги мы видим старого человека, устранившегося от военной службы и государственных дел, уединившегося в своём имении. Несмотря на удары судьбы, он полон сил и энергии. День старого человека расписан по минутам. В его распорядке находится место как умственному, так и физическому труду. Николай Андреевич составляет планы военных кампаний, работает в столярной мастерской, занимается обустройством имения. Он находится в здравом уме и хорошей физической форме, не признаёт праздности для себя и заставляет жить по его правилам всех домочадцев. Особенно тяжело приходится дочери, которая вынуждена изучать естественные науки и терпеть тяжёлый нрав отца.

Гордый и непреклонный характер старого князя доставляет окружающим много неприятностей, а неподкупность, честность и ум вызывают уважение.

Князь Андрей

С Андреем Болконским мы знакомимся в первой главе произведения. Он появляется среди гостей светского салона Анны Павловны Шерер и сразу привлекает всеобщее внимание. Молодой человек выделяется на общем фоне не только внешностью, но и своим поведением. Мы понимаем, что окружающие люди вызывают в нём раздражение и даже злость. Ему неприятны фальшивые маски, ложь, лицемерие и пустые разговоры светского общества. Искренняя добрая улыбка появляется на лице героя только при виде Пьера Безухова. Андрей Болконский молод, красив, образован, но неудовлетворён своим существованием на этой земле. Он не любит свою красивую жену, недоволен карьерой. На протяжении развития сюжетной линии образ героя открывается перед читателем во всей своей глубине.

В начале романа Андрей, человек, мечтающий стать похожим на Наполеона. Поэтому принимает решение оставить беременную жену, наскучивший образ жизни и отправляется на военную службу. Он мечтает о героических поступках, славе и всенародной любви. Высокое небо Аустерлица изменяет его мировоззрение и корректирует планы на жизнь. Он постоянно ищет себя. Подвиги и тяжёлые ранения, любовь и предательства, разочарования и победы наполняют жизнь одного из любимых героев Толстого. В итоге молодой князь находит истинный смысл жизни в служении Отечеству, защите своей Родины. Судьба героя трагична. Он умирает от тяжёлого ранения, так и не воплотив своей мечты в жизнь.

Княжна Марья

Сестра Андрея Болконского, княжна Марья – один из самых ярких и трогательных образов повествования. Живя рядом со своим отцом, она терпелива и покорна. Мысли о муже, своей семье и детях кажутся ей несбыточными мечтами. Марья непривлекательна: «некрасивое слабое тело и худое лицо», неуверенна в себе и одинока. Замечательными в её облике были только «большие, глубокие, лучистые» глаза: «Своё предназначение она видит в служении господу. Глубока вера даёт силы, является отдушиной в её непростой жизненной ситуации. «Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю другой жизни», ̶ говорит о себе героиня.

Робкая и мягкая княжна Марья ко всем одинаково добра, искренна и духовно богата. Ради близких людей девушка готова на жертвы и решительные поступки. В финале романа мы видим героиню счастливой женой Николая Ростова и заботливой матерью. Судьба вознаграждает её за преданность, любовь и терпение.

Фамильные черты

В романе «Война и мир» дом Болконских – образец истинно аристократических устоев. В отношениях царит сдержанность, хотя все члены семьи искренне любят друг друга. Спартанский образ существования не позволяет проявлять свои чувства и переживания, хныкать, жаловаться на жизнь. Строгие правила поведения никому не позволено нарушать.

Болконские в романе «Война и мир» олицетворяют лучшие черты уходящего в историю дворянского сословия. Некогда представители этого класса были основой государства, посвящали свою жизнь служению, Отечеству, как и представители этой благородной фамилии.

У каждого из рода Болконских свои неповторимые черты характера. Но есть в них нечто общее, что объединяет этих людей. Их отличает фамильная гордость, честность, патриотизм, благородство, высокий интеллектуальный уровень развития. Предательству, подлости, трусости нет места в душах этих героев. Характеристика семьи Болконских складывается постепенно на протяжении всего повествования.

Замысел классика

Проверяя прочность семейных уз, писатель проводит своих героев через ряд испытаний: любовью, войной и светской жизнью. Представители рода Болконских благополучно справляются с трудностями благодаря поддержке родных людей.

По замыслу великого писателя, главы, посвящённые описанию жизни семьи Болконских, играют огромную роль в идейном содержании романа «Война и мир». Они люди «света», достойные глубокого уважения. Изображение семейного уклада любимых героев помогает классику отобразить «мысль семейную», построить своё произведение в жанре семейной хроники.

Тест по произведению

Воспитание в семье Болконских. Для счастья нужна тиха семейная жизнь с возможностью делать доб людям. Л. Н. Толстой

Краткая справка. l Семья- это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях (живущими вместе и ведущими общее хозяйство).

Характеристика Воспитания. l Однако есть одна семья, чье своеобразие нравов и традиций, домашняя атмосфера сразу же бросаются в глаза. Так представлена семья Болконских. Она живет своей замкнутой жизнью, что отличает ее от других. Почему же так сложилось? По сути, род Болконских - это потомственные военные, а военное дело подразумевает подчинение, строгость, точность и жесткость. Князь Николай Андреевич Болконский является таким “чистокровным” военным. Он и определяет дух семьи. Жизненный опыт закалил не только его тело, но и душу, вложил в него жесткие военные правила. Весь распорядок его дня расписан по минутам и выполняется с удивительной точностью: “. . . главное условие для деятельности есть порядок, но и порядок в его жизни доведен до последней степени точности. Его выходы к столу совершались при одних и тех же неизменных условиях, и не только в один час, но и минуту”. И не дай Бог кому-либо нарушить этот распорядок, который является главным законом бытия Николая Андреевича. Например, во время приезда князя Андрея с женой сын не идет сразу к отцу, а дожидается, когда кончится время его отдыха, потому что уже привык к этому.

l В семье у Николая Андреевича Болконского двое детей - Марья и Андрей. Матери у них рано не стало. Все основное воспитание детей легло на отца. Так как отец всегда был идеалом для детей, то множество его черт перешло от него к детям. Они выросли в обстановке, которая не располагала к смеху, веселью, к шуткам. Отец общался с ними как со взрослыми, держал в ежовых рукавицах, не голубил особо и не лелеял. Княжна Марья переняла больше мужских черт характера, нежели следовало, ведь Николай Андреевич не церемонился с ней и воспитывал наравне с сыном. В ней та же жесткость, хотя и выраженная в более слабой форме, наряду с глубокими моральными принципами, Марья Николаевна не похожа на других светских женщин. Она заключает в себе настоящие человеческие ценности, которые не зависят от времени и окружения, моды и популярных теорий. Марья Николаевна не появлялась на балах и в гостиной А. П. Шерер, потому что отец ее считал все это бредом и глупостью, бесполезной потерей времени.

l Старый князь постоянно занимается физическим и умственным трудом: “Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров, то выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались. . . ” Читатель практически не видит Николая Андреевича без дела. Даже когда его сын уезжает на военную службу, продолжает работать, хотя и переживает, что князь Андрей может погибнуть: “Когда князь Андрей вошел в кабинет, старый князь, в стариковских очках и в своем белом халате, в котором он никого не принимал, кроме сына, сидел за столом и писал”. Старший Болконский не является тираном, просто он требователен не только к себе, но и ко всем окружающим. Можно также сказать, что он вел аскетический образ жизни и своим примером заставлял так же поступать и близких своих. В людях, которые так или иначе общались с ним, князь возбуждал страх и почтительность. Хотя он находился в отставке и уже не имел никакого значения в государственных делах, каждый начальник той губернии, где находилось имение Болконских, считал своим долгом явиться к нему и выразить свое почтение.

l Андрей Николаевич Болконский - сын старого князя, почти идентичен с ним по характеру. Тот же набор качеств военного человека: твердость, смелость, решительность; та же холодность и отчужденность в его поступках и мыслях. Более всего, по моему мнению, от всех этих черт страдает жена князя Андрея - маленькая княжна Лиза. Чем она заслужила такое отношение мужа? Лишь тем, что она нормальная женщина, которая бывает на балах и любит развлечения, смех и радость? Еще одной чертой, которую Андрей Николаевич унаследовал от отца, является замкнутость, закрытость от людей, отгороженность от происходящего во внешнем мире. С отцом он немногословен, впрочем, как и с другими людьми своего круга. Андрей Болконский вообще не рассказывает кому-либо о своем прошлом или будущем, он живет настоящим. Живет внутренней жизнью.

l Княжна Марья переняла больше мужских черт характера, нежели следовало, ведь Николай Андреевич не церемонился с ней и воспитывал наравне с сыном. В ней та же жесткость, хотя и выраженная в более слабой форме, наряду с глубокими моральными принципами, Марья Николаевна не похожа на других светских женщин. Она заключает в себе настоящие человеческие ценности, которые не зависят от времени и окружения, моды и популярных теорий. Марья Николаевна не появлялась на балах и в гостиной А. П. Шерер, потому что отец ее считал все это бредом и глупостью, бесполезной потерей времени. Вместо балов и торжеств, княжна Марья занималась математическими науками с отцом: “. . . чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу. . . ”. Она не красива, но и не дурна - это девушка, которую почти не замечают мужчины, и из-за этого ее сватают за взбалмошного Анатоля Курагина. У нее одна-единственная подруга - Жюли, да и та лишь по переписке. Княжна Марья как бы живет в своем собственном мирке, одинокая и почти никем не понятая.

Берегите друга: Добротой согревайте. Берегите друга: Обижать не давайте. Берегите друга: Суету позабудьте И в минуту досуга Рядом с близким побудьте.

Первый раз мы сталкиваемся с семьею Болконских в полном составе в конце первой части первого тома, когда все в Лысых Горах, в главном имении Болконских, ожидают приезда князя Андрея с женой. Уже с этого момента становится много, да можно сказать, что и почти все, ясно про эту семью, про всех их членов. Начиная старым князем, и заканчивая m-lle Bourienne. Прежде чем начать описание членов семьи, следует сказать, что каждый в семье Болконских чем-то по-своему особенный. Если провести параллель с Ростовыми, то сразу можно сказать: это совершенно разные люди. Ростовы - простые дворяне, добродушный отец, добрая мать, великодушный сын, беззаботные дети. Здесь же все совершенно иначе. Диктатор-отец, покорная дочь, боязливая невестка, и независимый сын. Это обзор всей семьи, который дает некоторое представление о Болконских. Образно можно представить себе Болконских как треугольник, на вершине которого находится отец, князь Николай Андреевич Болконский, на другой вершине Андрей, а не третьей княжна Марья Болконская с Лизой, женой князя Андрея. Это три фронта, три совершенно противоположные группировки (если так можно назвать одного-двух человек) в семье.

Николай Болконский

Более всего старый князь ценил в людях "две добродетели: деятельность и ум". "Он сам занимался воспитанием своей дочери и, чтобы развить в ней обе главные добродетели, давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях. Сам он постоянно был занят то писанием своих мемуаров", то "выкладками из высшей математики, то точением табакерок на станке, то работой в саду и наблюдением над постройками, которые не прекращались в его имении". Живя в деревне, Николай Андреевич Болконский много читает, он в курсе происходящих событий. В отличие от обитателей светских гостиных он глубоко переживает все, что совершается в России, и считает, что долг дворянина - служить родине. Истинная любовь к родине и сознание своего долга перед ней звучат в его напутственных словах сыну: "Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет… А коли узнаю, что ты повел себя не как сын "Николая Болконского, мне будет…стыдно!" Когда в 1806 году театр военных действии приблизился к русским границам, Николай Андреевич Болконский, несмотря на свой почтенный возраст, принял назначение одним из восьми главнокомандующих по ополчению. "Он постоянно бывал в разъездах по трем вверенным ему губерниям; был до педантизма исполнителен в своих обязанностях, строг до жестокости со своими подчиненными и сам доходил до малейших подробностей дела". В 1812 году, узнав о взятии Смоленска французами, старый князь Болконский решает "оставаться в Лысых горах до последней крайности и защищаться". Мысли о родине, о ее судьбе, о поражении русской армии не покидают его и в предсмертные часы. Николай Андреевич был русским барином, в нем проявлялись иногда самодурство и деспотизм, однако при - этом он был человеком огромной нравственной силы высокого духовного развитая. Черты Николая Андреевича Болконского унаследовали его дети - князь Андрей и княжна Марья. Старый князь Болконский не хотел, чтобы его дочь была похожа на светских женщин. Он не любил праздности, трудился сам и требовал, чтобы жизнь княжны была наполнена полезными занятиями.

Андрей Болконский

В художественном мире Толстого есть герои, настойчиво и целеустремленно ищущие смысл жизни, стремящиеся к полной гармонии с миром. Их не занимают светские интриги, корыстные интересы, пустые разговоры в великосветских салонах. Их легко узнать среди надменных, самодовольных лиц. К ним, безусловно, относится один из самых ярких образов "Войны и мира" -- Андрей Болконский. Правда, первое знакомство с этим героем не вызывает особой симпатии, ибо его красивое лицо "с определенными и сухими чертами" портит выражение скуки и недовольства. Но оно, как пишет Толстой, вызвано тем, что "все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно". Развернутый авторский комментарий говорит о том, что блестящая и праздная, пустая жизнь не удовлетворяет героя, стремящегося разорвать порочный круг, в котором он находится. Князь Андрей, обладающий, помимо ума и образованности, сильной волей, решительно изменяет свою жизнь, поступив на службу в штаб главнокомандующего. Болконский мечтает о подвиге и славе, но его желания далеки от тщеславия, ибо они вызваны стремлением к победе русского оружия, к общей пользе. Обладая наследственной гордостью, Андрей неосознанно отделяет себя от мира простых людей. В душе героя все глубже становится разрыв между его возвышенными мечтами и земными буднями. Хорошенькая жена Лиза, когда-то казавшаяся ему совершенством, оказалась обыкновенной, заурядной женщиной. И Андрей незаслуженно оскорбляет ее своим пренебрежительным отношением. Да и кипучая жизнь штаба главнокомандующего, который представляется Болконскому мозгом армии, тоже оказывается весьма далекой от идеала. Андрей свято верит в то, что его мысли о спасении армии привлекут внимание и интерес, послужат к общей пользе. Но вместо спасения армии ему приходится спасать лекарскую жену от притязаний обозного офицера. Этот, в общем то, благородный поступок кажется Андрею слишком мелким и ничтожным по сравнению с его героической мечтой. Подвиг, совершенный им во время Аустерлицкого сражения, когда он бежит впереди всех со знаменем в руках исполнен внешнего эффекта: его заметил и оценил по достоинству даже Наполеон. Но почему же, совершив героический поступок, Андрей не испытывает никакого восторга и душевного подъема? Наверное, потому, что в тот момент, когда он упал, тяжело раненный, ему открылась новая высокая истина вместе с высоким бесконечным небом, раскинувшим над ним голубой свод. На его фоне все бывшие мечты и стремления показались Андрею мелкими и ничтожными, такими же, как и былой кумир. В его душе произошла переоценка ценностей. То, что казалось ему прекрасным и возвышенным, оказалось пустым и тщеславным. А то, от чего он так старательно отгораживался -- простая и тихая семейная жизнь, -- теперь представляется ему желанным, полным счастья и гармонии. Неизвестно, как сложилась бы жизнь Болконского с его женой. Но когда, воскреснув из мертвых, он возвратился домой более добрым и мягким, на него обрушился новый удар -- смерть жены, перед которой он так и не смог загладить свою вину. Андрей пытается жить простой, спокойной жизнью, трогательно заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных: триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры, свидетельствующие о передовых взглядах Болконского, почему-то все-таки не убеждают в его любви к народу. Слишком часто проскальзывает в нем пренебрежение к мужику или солдату, которых можно пожалеть, но нельзя уважать. Кроме того, состояние депрессии, ощущение невозможности счастья говорят о том, что все преобразования не могут полностью занять его ум и сердце. Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея начинаются с приезда Пьера, который, видя угнетенное настроение друга, старается внушить ему веру в существование царства добра и правды, которое должно существовать на земле. Окончательное возрождение Андрея к жизни происходит благодаря его встрече с Наташей Ростовой. Поэтичностью, прелестью веет описание лунной ночи и первого бала Наташи. Общение с ней открывает Андрею новую сферу жизни -- любовь, красоту, поэзию. Но именно с Наташей ему не суждено быть счастливым, потому что между ними нет полного взаимопонимания. Наташа любит Андрея, но не понимает и не знает его. И она тоже остается для него загадкой со своим собственным, особенным внутренним миром. Если Наташа живет каждым мгновением, не в состоянии ждать и откладывать до определенного времени момент счастья, то Андрей способен любить на расстоянии, находя особую прелесть в ожидании предстоящей свадьбы с любимой девушкой. Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи, ибо она в отличие от Андрея не способна думать о чем-то другом, занять себя каким-то делом. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье этих героев. Гордый и самолюбивый Андрей не в состоянии простить Наташе ее ошибку. А она, испытывая мучительные угрызения совести, считает себя недостойной такого благородного, идеального человека. Судьба разъединяет любящих людей, оставляя в их душах горечь и боль разочарования. Но она же соединит их перед смертью Андрея, потому что Отечественная война 1812 года многое изменит в их характерах. Когда Наполеон вступил в пределы России и стал стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после тяжелого ранения под Аустерлицем, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной и перспективной службы в штабе главнокомандующего. Командуя полком, гордый аристократ Болконский сближается с солдатско-крестьянской массой, учится ценить и уважать простой народ. Если сначала князь Андрей старался возбуждать мужество солдат, прогуливаясь под пулями, то, увидев их в бою, понял, что ему нечему их учить. Он начинает смотреть на мужиков в солдатских шинелях как на героев-патриотов, мужественно и стойко защищавших свое Отечество. Андрей Болконский приходит к мысли о том, что успех армии зависит не от позиции, вооружения или количества войск, а от того чувства, которое есть и в нем, и в каждом солдате. Значит, он считает, что настроение солдат, общий боевой дух войск являются решающим фактором для исхода сражения. Но все-таки полного единения князя Андрея с простым народом не произошло. Недаром Толстой вводит вроде бы незначительный эпизод о том, как князю в жаркий день захотелось искупаться, но из-за брезгливого отношения к солдатам, барахтающимся в пруду, он так и не смог осуществить свое намерение. Сам Андрей стыдится своего чувства, но не может пересилить его. Символично, что в момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к простой земной жизни, но тут же задумывается о том, почему ему так жаль расстаться с ней. Эта борьба между земными страстями и идеальной холодноватой любовью к людям особенно обостряется перед его смертью. Встретив Наташу и простив ее, он чувствует прилив жизненных сил, но это трепетное и теплое чувство сменяется какой-то неземной отрешенностью, которая несовместима с жизнью и означает смерть. Таким образом, раскрыв в Андрее Болконском многие замечательные черты дворянина-патриота. Толстой обрывает его путь исканий геройской гибелью ради спасения отчизны. И продолжить эти поиски высших духовных ценностей, которые так и остались недостижимыми для Андрея, суждено в романе его другу и единомышленнику Пьеру Безухову.

Мария Болконская

Княжна безвыездно проживает в имении Лысые Горы со своим отцом, сиятельным екатерининским вельможей, сосланным при Павле и с тех пор никуда не выезжающим. Ее батюшка, Николай Андреевич, - человек не из приятных: часто брюзглив и груб, ругает княжну дурой, тетрадки швыряет и в довершение всего педант. А вот портрет княжны: "Зеркало отразило некрасивое слабое тело и худое лицо". И далее Толстой словно поражен увиденным: "глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопиками выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты*. Вместе с князем Андреем княжна Марья показана нам в романе как совершенный, абсолютно цельный психологически, физически и нравственно человеческий тип. Одновременно, как и любая женщина, по мысли Толстого, она живет в постоянном, бессознательном ожидании любви и семейного счастья. То, что глаза - зеркало души, общее место. Но душа княжны действительно прекрасна, добра и нежна. И это ее светом лучатся глаза Марьи. Княжна Марья умна, романтична и религиозна. Она покорно переносит эксцентрическое поведение отца, его издевки и насмешки, не переставая бесконечно глубоко и сильно любить его. Она любит "маленькую княгиню", любит своего племянника Николая, любит предавшую ее компаньонку-француженку, любит брата своего Андрея, любит, не умея выказать это, Наташу, любит порочного Анатоля Курагина. Ее любовь такова, что все находящиеся рядом подчиняются ее ритмам и движениям и растворяются в ней. Толстой наделяет княжну Марью удивительной судьбой. Он реализует для нее любые, самые смелые романтические грезы провинциальной барышни. Она переживает измену и смерть близких, ее спасает из рук врагов бравый гусар Николинька Ростов, ее будущий муж (как тут не вспомнить Козьму Пруткова: "Если хочешь быть красивым - иди в гусары"). Долгое томление взаимной влюбленности и ухаживаний, и в конце - свадьба и счастливая семейная жизнь. Иногда складывается впечатление, что автор изящно и умно пародирует бесчисленные французские романы, которые были неотъемлемой частью "женского мира" и оказывали значительное влияние на формирование духовного мира русской барышни начала XIX века. Конечно, это не прямая пародия. Толстой слишком велик для этого. Особым литературным приемом он всякий раз выводит княжну Марью за пределы сюжета. Всякий раз здраво и логично она осмысливает любое "романтическое" или близкое к этому сочетание событий. (Вспомним ее реакцию на адюльтер Анатоля Курагина и француженки Бурьен.) Ее ум позволяет ей стоять обеими ногами на земле. Ее развитая романами мечтательность позволяет ей мыслить некую параллельную, вторую "романтическую" реальность. Ее религиозность проистекает из ее нравственного чувства, а оно добросердечно и открыто миру. Несомненно, в этом контексте привлекает внимание ее литературная предшественница. Это, конечно же, Лизонька из "Пиковой дамы" Пушкина. В некоторых случаях рисунок их судеб совпадает до мелочей. "Лизавета Ивановна была домашней мученицей, - пишет Пушкин, - она разливала чай и получала выговоры за лишний кусок сахара; она вслух читала романы и виновата была во всех ошибках автора". Как тут не вспомнить жизнь княжны Марьи с ее отцом в Лысых Горах и в Москве! В образе княжны Марьи гораздо меньше литературной типичности и гораздо больше живой трепетной души и человеческой привлекательности, чем у других женских персонажей романа. В ее судьбе вместе с автором живое участие принимаем и мы, читатели. Во всяком случае, истинное удовольствие доставляет описание ее уютного семейного счастья с ограниченным, но глубоко любимым мужем среди детей, родных и близких.

Лиза Болконская

Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют "маленькой княгиней". "Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее - короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение". Лиза была всеобщей любимицей благодаря своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, она не мыслила свою жизнь без высшего света. Но князь Андрей не любил свою жену и чувствовал себя несчастливым в браке. Лиза не понимает своего мужа, его стремлений и идеалов. После отъезда Андрея на войну, Лиза живет в Лысых горах у старого князя Болконского, к которому испытывает страх и неприязнь. Лиза предчувствует свою скорую смерть и действительно умирает во время родов.

Николенька Болконский

Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский -- Николенька. В "Эпилоге" ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик немного провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка огорчившийся бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности). Умирающий Болконский оставляет своему сыну что-то вроде старинного зашифрованного завещания о "птицах небесных". Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослый, умудренный жизненным опытом человек. В качестве "птицы небесной", которая в Евангелии есть символ души, не имея "образа и формы", но составляя одну сущность -- любовь, -- приходит, как и обещал, князь Андрей к Николеньке уже после своей смерти. Мальчику снится Отец -- любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву (недаром вспоминается Муций Сцевола) по повелению Отца (Отец -- слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).